Проект "Безколлекторная Лама4"

100xanoff

Вот мои провода как раз из чистого серебра…
Поэтому потери там минимальны…

С одной стороны паяешь - с другой отпаивается…))

Michael-NSK
Matrixro:

Не правда ваша, проводимость у золота хуже чем у меди. Самый проводимый материал - серебро.😊

Спасибо, не знал даже, что золото - посредственный проводник.

100xanoff:

Вот мои провода как раз из чистого серебра…
Поэтому потери там минимальны…

С одной стороны паяешь - с другой отпаивается…))

Специальный серебряный припой нужен. Таким Hi-end аппаратуру паяют.

100xanoff

Ну в принципе обычным паяется, но сам по себе припой много берет…

Хм. Если золото менее электропроводно чем медь, то зачем делают позолоченные контакты?
Чисто для понту?

HikeR
100xanoff:

Вот мои провода как раз из чистого серебра…
Поэтому потери там минимальны…

давайте будем точнее, техническое серебро всего лишь на 8-9% лучше меди в плане проводимости 😉 а просто посеребренная медь - это для аудиофилов.

100xanoff:

Если золото менее электропроводно чем медь, то зачем делают позолоченные контакты?
Чисто для понту?

только для защиты от окисления и прочих атмосферных явлений. медь окисляется от кислорода, серебро темнеет от сероводорода, а того и другого в воздухе в избытке. и только золото не реагирует на внешние явления.

кстати, чистое золото никто на контакты не напыляет, иначе оно сотрется при первом же механическом воздействии. никеля там намного больше, чем золота.

тут кстати после перемотки мотора возникло желание не запариваться над толщиной проводов от регуля к мотору вовсе. в наших моторах намотана 0.3-0.35мм жилка длинной почти в метр на одную обмотку. поэтому ставить что-то толще чем она имеет смысл только из соображений прочности соединения, а не электричкой проводимости, ибо лишние 10 см проводов к регулятору на фоне трех метров обмоток погоды совсем не сделают.

100xanoff

Металл Удельная проводимость

Медь (чистая): 100
Серебро: 106
Золото (не сплав): 65
Платина: 15
Свинец: 7
Латунь: 28
Алюминий (термически обработанный): 30-45
Железо (литье): 2-12
Железо (кованое): 11,4
Железо (чистое): 17,7
Ртуть: 1,66
Никель: 12-16
Никеле-серебряный сплав (18%): 5,3
Цинк: 28,2
Олово: 13

HikeR

просто для справки, нет удельной проводимости.
есть удельная электропроводность, то есть характеристика вещества, а есть электрическая проводимость, то есть харатеристика объекта (провода, кабеля). нас учитель физики иногда учил линейкой по затылку, поэтому очень отложилось ;)

потом, откуда у вас такие цифры? если вы имели ввиду “удельную электропроводность”, то она выражается в ом-метрах (но можно пользоваться еденицей ом*мм^2/м, то есть сопротивление*сечение/длину). вот некоторые значения:

серебро - 0,016
медь - 0,0175
алюминий - 0,03
вольфрам - 0,05

можно ещё немного цифр? ;)
также у серебра лучше (меньше) температурный коэффициент, то есть при нагреве серебро меньше увеличивает сопротивление. у нас моторы греются до 60-70 градусов, а могут и больше. помимо опасности размагничивания имеем увеличение сопротивления обмоток, а значит потерю мощности.

возьмем, например, все тот же злополучный мотор, который имеет длину обмотки в метр при диаметре провода в 0.3мм, а также средний ток в 2.5 А (мы висим и немного маневрируем). цифры для тепературы в 20 градусов:

медь: сопр - 0.351 ом, падение - 0.87 В
серебро: сопр. - 0.326 ом, падение - 0,81 В

если посчитать, что произойдет при 60-ти градусах, что довольно среднее значение, получаем вот что:

медь: сопр - 0.407 ом, падение - 1.16 В
серебро: сопр. - 0.372 ом, падение - 1.04 В

а если посчитать, что будет при заявленном токе в 5 А на мотор, то совсем худо становится. при 60 градусах потеря на меди составит больше 2.3 В, и это когда каждые полвольта на счету :( зато использование провода 0.35 мм в диаметре в аналогичном случае снизит потери до 1.6 В, а с проводом 0.4 мм - до 0.9 В

вобщем, серебро очень и очень немного спасет ситуацию, гораздно выгоднее юзать толстый провод. корень зла в габаритах моторов, вернее в конструкции рамы, которая не позволяет разместить что-то больше, чем 18мм в диаметре, а значит использовать оборотистые моторы с более толстым проводом для снижения потерь. однако можно использовать высоту, которой в ламе с избытком. вот для сравнения турниджи d1811-3800 (с которым я мучаюсь здесь) и свангхобби 5А, с маркировкой 1810HA:

у свангхобби высота пакета в 2 раза больше, чем у турниджи, 10.0 мм против 4.5 мм, kV отличается ненамного, а в реальности оба мотора крутят 30000-31000 об/мин на свежем акке (в холостую, конечно). однако турниджи имеет 18-20 витков на зуб, а у свангхобби их всего 10. провод одинаковый, 0.3 мм.

то есть увеличение высоты позволяет снизить кол-во витков, однако увеличивается длина обмотки. при этом свободного места там довольно много. уже руки чешутся перемотать мотор на 0.4 мм провод для снижения нагрева. но минус хорошо известен, свангхобби весит 20 грамм, против 10-11 грамм у турниджи. он конечно компенсируется бОльшей мощностью, но хочется чего-нить полегче.

в итоге я пришел к мнению, что надо выкидывать штатную ламовскую раму, и брать раму от блейда. даже если на ламе отпилить усилительную вертикальную фигню, которая поддерживает стопор тарелки, то больше 20 мм в диаметре мотор не поставить, мешают сервы. а у блейда с его задним расположением серв появляется возможность поставить моторы аж до 30 мм в диаметре. если такой мотор будет еще и низкопрофильным, то и весить он должен не больше 20 грамм, зато по мощности он обойдет своих “худых” собратьев.

вобщем, поиски идеального мотора для ламы продолжаются ;)

p.s.
мне нравится лама еще и тем, что в попытках “совершенства” набираешь столько новой инфы, которой вряд ли бы где еще узнал, при этом затрачивая довольно небольшие деньги. скажем, разобрать мотор от большого верта за 50-100 уе я пока не могу, меня жаба будет ночью мучать.
хотя ловлю себя на мысли, что кроме собственно запчастей для ламы дома обосновались всякие тахометры, сервотестеры, цифровые весы и штангельциркули, пришлось взять парочку мультиметров, в планах всякие логгеры и ваттметры. при этом нет специальной зарядки, так как летать как-то много и не приходится, вполне хватает штатной. надеюсь пора познания скоро кончится, а также то, что весь этот набор радиоэлектроника-вертолетчика пригодится в дальнейшем :)

WFrag

А вот интересно, самый энерговооружённый вариант на 2S у кого получился?

tolstopuz

Приехала моя гира)))
Но похоже, что нету сигнала руддера с приёмника, гира не инициализируеться (видимо напортачил когда перепаивал ножки с газа и руддера на другую сторону) с остальными каналами полный порядок, газ работает, сервы тоже и 5 канал тоже в норме…Подскажите люди добрые как диагностировать проблему??? Толи проблема в гире толи в приёмнике… 😦😃
ps Да и ещё при подключении гиры сильно греються мосфеты на ней… 😁

100xanoff
WFrag:

А вот интересно, самый энерговооружённый вариант на 2S у кого получился?

У геносси

WFrag
100xanoff:

У геносси

А он публиковал свой набор? Двигатели откуда взяты?

Получается, что у кого-то еле летает, у кого-то как бешенная носится. Знать бы, что брать.

Я так понял, Turnigy D1811-3600kv отпадает, если нет желания перематывать (или брать сразу мешок, чтоб приличную пару отобрать?). Или за каждый грамм бороться. Движки со Swanghobby тоже вроде чудес грузоподъёмности не показали.

100xanoff

Пока лучше свангхобийских не выявленно…
Верт при выключенных роторах летящий вниз с высоты 5метров встает моментально на этих моторах…

Brume

А в чем их “лучшесть”? У меня стоят такие (только на 3600): www.efly.ru/products/…/D1811-1800 (не реклама)
Регуляторы ДуалСкай 10А, гира MKS 191, приемник спектрумовский AR6100, микшер форсажевский, сервы родные. На верте установлен хвост и шасси экстрим для 4 ламы, из металла только АП от 3Дпро и Е-скай внутренний вал, лопасти экстрим. Фото верта есть в галерее. Так вот вертолет таскает без проблемм 4 пака, летает резво, подхват после отключения двигателей из под потолка школьного спортзала никаких проблем не вызывает, моторы не греются и регуляторы тоже…
Сейчас собираю с таким-же набором Дельфина/Дуафина от Е-скай, т.к. запчастей от Ламы хватает на 2 верт 😃

WFrag
Brume:

А в чем их “лучшесть”? У меня стоят такие (только на 3600): www.efly.ru/products/…/D1811-1800 (не реклама)

Что-то они подозрительно похожи на Turnigy D1811-3800kv, обхаяные в #904 посте. 😵

Теперь осталось понять, почему у HikeR они тянут слабо, а у тебя резво летает.

P.S. Сколько твой зверь весит?

100xanoff

Худшесть в том что надо колхозить, а моторы от свангхобби встают на штатые места без сверления и двиганья валов…

в ощем надо собраться и устроить летные испытания…

2Hiker А как намотка может влиять на вибрацию моторов?
Она же стоит на месте

HikeR
WFrag:

Теперь осталось понять, почему у HikeR они тянут слабо, а у тебя резво летает.

у меня 2S, на 3S могу понять, почему они резво летают, но Brume не указал явно, какой у него акк. однако в то что “моторы не греются” - не верю, особенно после таскания 4-х акков. не надо трогать ротор, который с дикой скоростью вертится и неплохо охлаждается сам, при этом имея контакт со статором только через подшипники. я вот все таки немного заточил верхние перемычки на роторе, получились маленькие лопасти, и теперь даже при работе вхолостую через пару минут мотор превращается в маленький фен.

с другой стороны, если попались моторы с одинаковой намоткой, то они вполне могут нормально работать и на 2S. я уже писал, что раньше эти турниджи будучи прижаты к столу очень сильно гудели, а после перемотки перестали. то есть пропала неравномерность работы, которая могла приводить к вибрациям.

WFrag:

Я так понял, Turnigy D1811-3600kv отпадает, если нет желания перематывать (или брать сразу мешок, чтоб приличную пару отобрать?)

если все-таки перематывать, то можно взять например такой - Turnigy 1811 Brushless Motor 2000kv, благо у них там распродажа на них. 2 мотора обойдутся в $16.87, зато получим полный комплект вместе с контактами и термоусадкой. а если хочется блестящий, то он подороже - 18-11 2000kv, но треугольное основание хотя бы полегче будет.
насколько я разобрался в теории намотки, 2000kV от 3800kV отличается более тонким проводом, чтобы уместить большее кол-во витков. что и подтверждается указанными максимальными токами - 3-4 А 20 сек, а не 5 А продолжительно 😉

100xanoff:

Пока лучше свангхобийских не выявленно…

ну, у них свои косяки, правда не фатальные и легко исправляемые 😉
раз косяк, два косяк.
вот наберусь смелости и размотаю их, тогда и скажу, есть ли еще косяки 😉 правда, у турниджи обмотки просто намотаны, а свангхобби залит клеем каким-то, не пришлось бы срезать там все.

WFrag:

Движки со Swanghobby тоже вроде чудес грузоподъёмности не показали.

почему же? они на 2S пробуют жрать столько, что у меня, например, акк не выберживает. на 3S летал весь полет максимум в полгаза (передатчик к компу был подключен, на нем мониторил), висеть и вовсе приходится на 25-30%. очень мощные моторы, даже страшно иногда было после турниджи, на которых 60-70% висение, а при маневрах стик газа постоянно упирался в верхнем положении.

WFrag:

Знать бы, что брать.

осталось расковырять C1811-3600 чтобы понять, почему они дороже. а также попробовать C10-2900, которые очень хвалят буржуи, несмотря на маленький kV говорят хорошо тянет.
однако при таких размерах внутри должен быть практически одинаковый сердечник (ну или магнитопровод), поэтому просто не понимаю, за счет чего такая большая разница у всех, одни летают с 4-мя акками, другие стоковую ламу еле носят 😉

100xanoff:

А как намотка может влиять на вибрацию моторов?
Она же стоит на месте

только теоретически могу предположить, что разное число витков порождают разную силу притяжения магнитов. то есть ротор то сильнее дернется, то слабее, поэтому и возникает неравномерное вращение.
я когда перематывать закончил и убедился в отсутсвии вибраций с последнего рога отмотал 4 витка для проверки (остальные все уже были заблокированы). так вот даже на 15000 оборотах в руках чувствовал биения, если их можно так назвать.

фотик вернется - попробую ролик сделать со звуком, там понятнее будет.

Римыч

Я тут подумал, что чтобы все хорошо рассчитать, надо знать хотя бы несколько формул из учебников по авиации, ну там например расчет тяги. Тогда все и поймем. Только вот где книжку такую взять? Есть авиастроители среди присутствующих?

Volante24
HikeR:

только теоретически могу предположить, что разное число витков порождают разную силу притяжения магнитов. то есть ротор то сильнее дернется, то слабее,

Ну, вообще, могу предолжить диагностику такого сорта брака без разборки обмоток мотора. Просто нужно измерить и сравнить индуктивность обмоток каждой из фаз (а не сопротивление). Индуктивность пропорциональна квадрату числа витков.

Я бы делал это со снятым ротором, но, возможно, имеет смысл сделать как со снятым, так и с установленным. На установленном индуктивность должна сильно зависеть от положения ротора, ну и от равномерности приклейки магнитов, и т.д.

А вообще, проще всего, наверное, просто крутить ротор со строго фиксированной скоростью (скажем, от синхронного мотора от сети) и измерять напряжение на фазах. Все и станет ясно. А если у кого есть цифровой осциллограф с памятью, или что еще из подобной породы, то можно детально сравнить и всю кривую поточечно — полная диагностика мотора в вашем распоряжении!

ExtraTerrestrial
HikeR:

у меня 2S, на 3S могу понять, почему они резво летают, но Brume не указал явно, какой у него акк. однако в то что “моторы не греются” - не верю, особенно после таскания 4-х акков. не надо трогать ротор, который с дикой скоростью вертится и неплохо охлаждается сам, при этом имея контакт со статором только через подшипники. я вот все таки немного заточил верхние перемычки на роторе, получились маленькие лопасти, и теперь даже при работе вхолостую через пару минут мотор превращается в маленький фен.

Коллега Brume летал на 2S паках. Моторы я сам трогал - холодненькие.

ЗЫ аналогичный трюк с 4-мя паками на шасси я исполнял на “бегемотике” с собственным взлетным весом 275 гр на экстрим SE моторах. Не могу сказать, что по ощущениям это был предел , вертолет еще был способен адекватно менять высоту полета.

ЗЗЫ пришли мои 1811 с хоббисити. будем устанавливать и пробовать.

jura855

Извините что вмешиваюсь но хотел понять зачем вы лезите в такие дебри как перематывание моторов и удельная проводность материалов. Чем вам не нравится ЛАМА с моторами экстрим, грузоподъёмность и динамика одинаковые. Через небольшое время вам захочется чегото большего и вы перейдёте на класику, значит если нет разницы зачем платить больше?

100xanoff

Классика классикой, а лама ламой…
Приятно по квартире погонять вещи попереносить ))
Классика тоже есть.

Matrixro

Ну, давайте уж до конца веши своими именами называть. Это уже на лама, а соосник собственной сборки 😃 Про классику, дак вот Лама это классика среди соосников. Щас все из нее все выжимают, хотя замена моторов это не выжималка, это другой верт, а вот в недалеком будующем все ее начнут ценить в изночальном варианте 😃

Мини история. Лет дак 15 назад продавался в детском мире вертолет. Хиробо, двс (тогда акк-в мощных не было). По размерам 30 класс. И вот в прошлом году выпал мне шанс его посчупать и оживить. Как он дожил - ответ простой он ни разу не летал, у хозяев не хватало знаний чтобы его поднастроить, обкатать и прочее. Он был весь покрыт древним, застывшим слоем касторки, от самопального топлива, налипло столько что узлы еле поворачивались. Карбюратор, ужас, там игла была выкручена на 7 оборотов! только так он заводился, настолько все было засрано.
Гироскоп механический, борт - бокс под 4 батарейки. Тогда щелочные батареи то наверно редкость была, хотя с другой стороны верт японский, у них может все и было. Причем тут батареи позже. Вот, раскинул я его полностью, все отмыл, двигатель перебрал, почистил смазал. Местами потребовалась ультрозвуковая ванна. Собрал, настроил. На верте механический микшер шага газа. Ап-ра 27 МГц, со стрелочным индикатором заряда батарей. Завод, взлет, полет, посадка. Вот так ч-з 15 лет вертолет увидел небо. Механический гироскоп для работы должен развить очень высокие обороты, свежих батареек Duracell хватало на 20 минут, после чего обороты падали и гироскоп переставал держать и потихоньку чудил. Вот в этом музей даже мысли не было поставить что то из современности - пьезогироскоп, нормальную ап-ру. Единственно что хозяева сделали, дак это поставили 2S липольку и регуль на 6В, ну еще удленитель накала свечи. И насколько мне известно вертолет больше так и не поднимали, берегут, запчастей уже под него не найти 😃 Вот такая история, пусть и не в тему 😃