проект: Измайловский УАЗ по-Смоленски
Всем привет, продолжим?
Часть 13. Салон.
Основная идея – сделать его, но так, чтобы сохранить удобство обслуживания модели. Для этого салон будет крепиться на корпусе и сниматься вместе с ним, ведь доступ в него нужен крайне редко.
Салон упрощен, т.е. водительское и переднее сидение полноразмерные, а вот задний ряд условен, типа того каким оснащает Аксиал свои кузова Динго. Вот эти самые условные сидения делаются литьем их эпоксидной смолы в силиконовую форму, технология для моих проектов стандартная, повторяться смысла не вижу, поэтому просто дам ссылку на более ранние описания rcopen.com/forum/f98/topic293220/18 .
На фото очередная «приспособа», собранная из подручных материалов, однако она честно отработала в качестве стусла при обрезке задних сидений.
Дно задней части салона обычное плоское, покрашено матовой краской, чтоб создать иллюзию объема, сами сидения также просто дорисованы. Задняя часть съемная, но она умышленно сделана отдельно от передней, поскольку доступ в заднюю часть салона скорее всего не понадобится вовсе.
Дно передней части салона выглядит вот так.
Тоже старался максимально сэкономить место, поэтому низкое дно только для ног фигурок. Кстати забавная особенность: панель приборов крепится к кузову, и руль вроде бы тоже, но… когда все в сборе, как положить руки водителя на руль? Вот как раз для этого сделана «непонятная» деталь со стороны водителя, это не что иное, как крепление руля.
Передние сидения аналогичны задним, за исключением того, что они полноформатные и оборудованы ремнями безопасности. Их назначение как у старших братьев – удерживать фигурку в кресле, ремни отстегиваются и фигурка освобождается. Замок ремня сделан из ушка бельевого крючка, ремень натягивается, и ушко одевается на штырек из проволоки. Система очень простая, но держит надежно.
Панель приборов старался повторить, хотя раз уж авто после тюнинга, то можно несколько отступить от оригинала. Сами приборы наклею, как распечатаю, оказывается у нас в городе салоны печати с самоклейкой в наличии редкость.
В собранном виде все выглядит так.
P.S. технология изготовления форм и отливки деталей достаточно трудоемкая, поэтому ее основная задача – создание копии детали сложной формы. Мастер-модель кресла хоть и упрощена, но тем не менее сложна для повторения, поэтому я увидел в этом смысл. Для кого-то окажется проще изготовить сидения вручную.
Часть 14. Остекление.
Для остекления в барахолке был приобретен прозрачный пластик (по показаниям штангенциркуля 0,8мм, скорее всего 0,75мм), в видах прозрачного пластика не разбираюсь, он мне подошел – это главное.
Поскольку кузов производства Владимира, в его же тему полез за подробностями, подробности оказались выделены в отдельный пост rcopen.com/forum/f98/topic288704/122 . Метод для снятия размеров остекления оказался очень простым и удобным, а вот крепление ради разнообразия сделал другое.
Решил клеить все не на двусторонний скотч, а на обычный клей вот такой:
У шприца переделал носик: заузил и уменьшил отверстие, чтобы дозировку клея было удобно контролировать. Клей наносил по инструкции: на кузов, а после его подсыхания, устанавливал стекло.
Это «стекло» установилось лучше всех, хотя и тут есть огрехи. Дальше решено было приклеить уплотнитель, и вот засада – внутренняя рамка цвета «хаки» проглядывала из-за уплотнителя, а более широкий уплотнитель делать не хотелось. Решено было все переделать, стекла были извлечены обратно.
Теперь рамки были прокрашены маркером с краской черного цвета (именно маркерами с краской с растворителем). Стекла изнутри покрашены тем же маркером. Покрасить ровно получилось с помощью такой хитрости – «жало» маркера заточено как шлицевая отвертка, и аккуратно проводим по периметру без остановок (при остановке краска подтекает).
После высыхания краски аккуратно наносим клей по периметру уже стекла, и после подсыхания клея, стекло с клеем вставляется в кузов. Так мне показалось намного удобнее. В результате получается, что уплотнитель поверх приклеивать уже нет необходимости.
Неотемлемая деталь всех УАЗов, вот она:
Эмблема спаяна из ножек резисторов (остались после пайки света), покрашена в черный цвет, а постом аккуратно выделено нужное «серебряным» маркером. Вообще, как оказалось, в нашем деле очень удобно для всяких тонких работ использовать маркеры с краской, цвета есть разные.
Остекление дверей решил сделать по аналогичной технологии. Можно было напрячься и сделать имитацию сдвижных стекол, но относительно простого способа с хорошим результатом я не придумал. Пошел проверенным путем.
Пришлось сильно задрать экспозицию, чтоб можно было рассмотреть более подробно, поэтому цвет немного исказился, но цвет именно хаки.
По поводу покраски кузова.
Вопрос выбора цвета для УАЗа у меня, по сути, не стоял никогда, автомобиль с армейским прошлым, а потому цвет лаконичен и предсказуем - это во-первых. Во-вторых, ставить эксперименты в покраске не хотелось, я имею ввиду совместимость красок, грунтов. Сочетание такое: алкидная аэрозольная краска Mobihel Helios № 303 «Хаки» и акриловый грунт BOSNY №068 (серый). Грунт изумительный, сохнет быстро (потому пахнет сильно), хорошо ложится. С краской много нюансов, например она поднимает грунт, если первый слой жирный, если токний – все будет нормально. Сказать честно – сочетание сложное, но так красился мой КамАЗ, так что опыт был. Основной залог успеха – много тонких слоев.
Коллеги недавно поднимали тему покраски, я красить ни дома (ребенок), ни в подъезде (соседи) не могу, крашу на улице перед подъездом, поэтому приходится подстраиваться под погоду. Нужна теплая (относительно, хотя бы более +5, больше - лучше), сухая, безветренная (иначе пыль и краску сносит) погода. Сушу наоборот дома, в СУ хороший воздухообмен в отопительный период и запахи вытягивает. Кстати, заметил, что краска сильно пахнет в момент распыления, поэтому крася на улице, избавляюсь от самой вонючей стадии покраски. С таким подходом получается делать только «тонкие» слои краски, они сохнут быстро, не дают подтеков, и не сильно пахнут.
P.S. Ребят, прошу прощения, что редко выкладываю отчеты. Формат темы не позволяет выкладывать промежуточные результаты или просто фотки, а времени свободного маловато. Поэтому продвигаюсь медленно, но продвигаюсь же 😒
Виталий, привет:) На правах нашего знакомства, не сочти за флуд!
Очень здорово получается уаз! Цвет подобран великолепно(сам оттенок), если снять на хороший фотоаппарат на улице, думаю, не отличить от настоящего!
Часть 15. Иллюминация.
Не спроста я возился со всеми этими светодиодами, линзами, фарами, хотелось все это заставит светиться и моргать понатуральнее, для этого пришлось обзавестись самодельным блоком управления освещением. «А зачем самодельный, если из поднебесной 10$ с доставкой?». А потому, что по сути мне из того китайского блока нужны были только поворотники, которых кстати 2 на сторону, а УАЗику нужно 3. Сопоставив объем доработок для китайского блока с объемом работ по самодельному блоку понял, что для меня смысла, покупать готовое, нет.
Вооружившись паяльником, фольгированным текстолитом, хлорным железом, нехитрыми радиокомпонантами, а также помощью замечательного ресурса «РадиоКот» (конкретно статьей «моргало светодиодное» radiokot.ru/circuit/light/flash/01/ ) было изготовлено то самое «моргало» на фото №1. №2 – переключатель, который с помощью сервомашинки размера «микро» определяет какой стороне моргать, сервомашинка подключается параллельно основной рулевой сервомашинке. №4 – четыре тумблера для управления основным электрооборудованием, соответственно это оборудование разделено на четыре логические группы. Группа 1 – это как раз поворотники, мне просто хотелось иметь возможность их отключать отдельно. Группа 2 – габаритные огни, группа 3 – основные фары, группа 4 – люстра и дополнительные фары на бампере. Стоп-сигналы и задний ход решено не задействовать. Для групп освещения 2, 3, 4 сделаны колодки для подключения №3, контактов в них с запасом на всякий случай. Для группы 1 вывод отдельный трехконтактный.
Схема паялась с отступлениями от статьи в номиналах элементов, для того чтобы для конкретно моих диодов сделать частоту моргания около 2Гц. Номиналы подбирались опытным путем.
Все это хозяйство спрятано в бокс, бокс приклеен к фальшполу задней части кабины и снимается вместе с ним, освещение подключается перед установкой пола. В штатном режиме бокс проходит между половинками рамы, и тумблеры оказываются сразу за мостом, т.е. случайно не нажмутся, а рукой включать вполне удобно.
В принципе такое управление светом – баловство, скорее всего кататься буду с полностью включенным или выключенным. Даже была мысль сделать габариты постоянно горящими при подключенной батарее – этакая напоминалка «не забудь достать батарею», но в итоге сделал так.
Напомню, кузов полностью съемный, поэтому все проводка света (кроме дополнительных фар на бампере) проходит по кузову, для удобства ремонта (ну а вдруг) провода затянуты в кембрики, сделанные из изоляции силового (220В) провода, а уже эти кембрики приклеены к кузову, т.е проводка легко демонтируется. Поскольку светодиоды используются разные, пришлось позаботиться о равномерности их свечения, для этого предние и задние габариты подключены через резисторы. Номинал резисторов подбирался не из расчета безопасного тока, а из расчета равномерности свечения.
Со своей задачей освещение справляется, можно не просто ориентироваться в темноте, а комфортно погонять. Нечем снять видео в нормальном качестве, исключительно для ознакомления, ну не фанат я видеосъемок, а фотик смог только так. Основные фары имеют более холодный оттенок, чем остальные, но все же не такой синий.
Да, есть еще особенность, поворотники срабатывают при почти полном повороте руля, настроено механически, мне так больше нравится.
По кузову осталось: стеклоочистители, боковые зеркала, руль.
Дальше работы над рамой, в том числе и подкрылки.
Виталий, извини, что лезу да еще с “критикой”, но имею право!😃 твой уаз ВЕЛИКОЛЕПЕН, но мое сугубо личное мнение- диоды в головной оптике(ближний свет) категорично надо заменить на диоды как в люстре! Ну не идет такому прекрасно выполненному УАЗу эффект колхозного ксенона. Если в жизни они не голубят и это камера не справляется с передачей цвета- прошу прощения.
П.с по поводу “позднего” включения поворотников- очень правильное решение, тк (никого не хочу обидеть конечно) но на трофи смотрится ужасно, когда при малейшем повороте колес- они мигают то в одну, то в другую сторону…особенно в лесу или в застрявшем состоянии- особенно аутентично:))
Часть 16. Внимание к деталям.
Да, да, это те самые мелочи, которые подчеркивают индивидуальность автомобиля.
Поскольку модель с каким-никаким салоном и водителем, обязательно нужен руль. Руль делается очень просто, дизайн можно придумать, у меня как раз такой, можно повторить оригинал. Мне понадобилась медная проволока, ее очень удобно гнуть, паяется она отлично. Проволоку в наше время удобно добывать из электрических проводов или кабелей. Нужно добыть кабель/провод с однопроволочными медными жилами, самый простой вариант – провод марки ПВ-1, он бывает с изоляцией разного цвета, цвет нам не важен. Стандартный ряд сечений 1,5 2,5 4 6 10 16 кв.мм. Для баранки подойдет 10 кв.мм., для мелких элементов 1,5 2,5.
Нужна цилиндрическая оправка по диаметру четь меньше будущего руля. Обворачиваем провод вокруг, снимаем. Распиливаем как на рисунке оба провода за раз, подравниваем края и замыкаем нашу баранку. Аналогично делается внутреннее кольцо. Еще понадобится шайба М3 (под диаметр крепящего винта) и полоска оцинковки.
Детали спаиваем, получаем заготовку и обтачиваем до ровных форм.
Стеклоочистители делать можно так же из медной проволоки, но я использовал большую канцелярскую скрепку. Нарезаем, подгибаем и спаиваем, даже рассказывать особо нечего.
Зеркала. Та же скрепка, припаивается к винту, удобно использовать винты с плоской головкой под шлицевую отвертку (а вообще-то без разницы, можно свой крепеж замутить). Из листа оцинкованной стали вырезаются зеркала, при этом удобно спаять листы оцинковки вместе, получится за один раз две одинаковые детали, на фото как раз они спаяны. Эти заготовки напаиваются к кронштейнам, а «мясо» наращивается обильной напайкой припоя. За счет сил поверхностного натяжения он застывает в нужной форме, главное не шевелить соединение.
Через стекло в задней двери прогладывала пустота багажного отделения салона, захотелось что-нибудь туда добавить. Вот пусть это будут канистры.
Сделал мастер-модель верхней половины канистры, они будут ставиться на силовой элемент кузова в виде полки, поэтому целый корпус мне не нужен.
Форма детали выбрана несколько упрощенной, потому что в салоне все равно видно не будет, а отливать упрощенную деталь намного проще.
Модель нужно покрыть разделительным слоем, чтобы силиконовую форму можно было легко отделить. Я использую обычное мыло, мочу кисточку, обмыливаю и наношу как обычную краску. Толщина слоя определяется опытным путем, но у меня не менее двух, т.е. покрыли мылом, просушили, снова покрыли, просушили и т.д.
Силикон наносится послойно, сначала очень тонкий слой (около 1мм), очень аккуратный – он определяет степень копирования, наносить его нужно чем-нибудь мягким, чтобы не повредить разделительный слой мыла. Последующие слои можно делать толще, но не следует делать их более 3мм, иначе герметик долго полимеризуется, а если совсем толстый слой нанести – внутри он может так и остаться жидким. Ждать до полной полимеризации и новый слой. Вообще желательно форму делать толстостенной, чтоб смола не деформировала ее под собственным весом, особенно это касается крупных форм, типа сидений. Для канистры понадобилось четыре слоя, а две формы для ускорения процесса отливки. Дальше эпоксидный клей ЭДП с отработкой тонера лазерного принтера, про это уже неоднократно писал.
Покрасил канистры «под алюминий», так они будут заметнее.
А, на фото еще два рычага, они тоже очень просты в изготовлении. Потребовалась термоусадочная трубка + пружинка, проволока или шпилька и шаровой наконечник.
Шарик приклеивается к шпильке (проволоке). Термоусадка одевается на пружину, в пружину вставляется такая же шпилька, термоусадка нагревается и обтягивает пружину, пока она не остыла, сжимаем пружину и так держим, пока не остынет. Получается замечательная гармошка. Вклеиваем в нее шпильку с шариком, а с противоположной стороны обрезаем до пружины, саму пружину можно не доставать. Печатал дольше, чем делал.
P.S. Светодиоды в фарах кстати тоже переделал.
И да, сегодня радостное событие – все покрасил и собрал.
Хозяин попросил сфотографироваться с УАЗиком, ну как отказать железному Арни )))
Внешний вид таким примерно и останется, разве что шмурдяка копийного накидаю в багажник. Нужно разобраться с электроникой, спаять все, да хомутами проводку подтянуть.
Виталь, без лишних реверансов на тему “воооооу”. у уаза 5 болтов на колесах. можно, конечно, отмазаться “заменой ступиц” или “проставками”, но это какое-то упрощение, глаз режет.
Андрюх, ты чего-то опять перебарщиваешь… Кузов тоже реплика, и в нём далеко не всё соответствует оригиналу. Блин, ну не стендовики мы, если следовать такому ортодоксальному подходу, то тут будут выкладываться два человека. Сорри, что влез.
Рискую нахватать помидоров, но все же скажу. Мне очень нравится это хобби, но это же хобби, т.е. занятие которое должно приносить радость. Я не получаю с него никакой материальной выгоды, только удовлетворение от проделанной работы. В том виде, в котором УАЗ пребывает сейчас он мне доставляет массу позитива, и этот позитив никогда не испортят мелкие неточности. Именно мелкие, потому что модель в целом узнаваема, здесь не только моя заслуга, безусловно, кузов-то не моя работа, и их не менее десяти существует. Но весь обвес, ходовая добавляют моей модели индивидуальности. Модель строится не для кого-то, а для себя, и естественно вкусы у людей разные, поэтому угодить нужно в первую очередь себе. Для меня в первую очередь важен принцип разумной достаточности, цена вопроса перехода на новые диски с 5 винтами 1,5тр, а на колеса 1,55 3тр, по моему мнению великовата переплата за 1 винт. Ну мой косяк, сразу можно было заказать правильные диски, а я выбирал по дизайну и на мой вкус. Не подумайте, я не любитель фразы “и так сойдет”, просто совершенству нет придела, и начав совершенствовать модель можно не остановиться никогда.
P.S. Я всегда готов к диалогу, и когда выкладываю проекты, заранее готов к любому повороту событий.
Внешний вид таким примерно и останется
Виталий,а номерочки когда планируешь получать?
я над этим работаю еще со времен КамАЗа, только пока неудачно. Пробовал выдавливать символы, но с материалом не повезло, рвется… ну или руки у меня под это не заточены. Из пластика боюсь сломаются, хочется все же из металла. Есть радикальный вариант - сделать номера наклейкой и совсем эксклюзивный - напаять проволочные буквы на металл. В общем ищу пока варианты с доступной для меня технологией.
Часть 17. Презентация.
И снова всем привет! Вот и добрались до самого интересного, долго откладывался этот момент, но отснятого материала на мой взгляд накопилось достаточно. Всего проведено пять целенаправленных покатушек, с полной выкладкой: штатив (большой и микро), фотокамера, видеокамера, пульт и модель само собой.
Это все лирика, а вот что в итоге получилось:
- УАЗ Hunter, масштаб 1:9,
- масса модели 4,5кг (с электроникой и АКБ, но без водителя),
- длинна 455мм (по бамперам),
- ширина 193мм (по внешним краям колес),
- высота 275мм (до верха багажника),
- колесная база 270мм,
- межколесные дифференциалы есть.
Обещанное видео, только смотрите со звуком, YouTube видео покоцал, но в максимальном разрешении терпимо.
Старался передать идею модели, это в первую очередь экспедиционный авто, как свой старший брат забавно скачащий на кочках. Тема посвящена механической части модели, электроника в данной теме не обсуждалась умышленно – считаю каждый для себя этот вопрос решает сам, но она у меня очень простая. Тема герметизации электроники не поднималась по той же причине.
Спасибо всем, кто поддерживал проект, особая благодарность тем, кто поучаствовал в его создании или приложил к нему руку!
Всем интересных покатушек и отличных проектов.
Надеюсь, начинающие коллеги смогли найти для себя что-нибудь интересное. А для моего УАЗа все только начинается…
P.S. Думал писать или нет, но пусть будет. Проект обошелся мне в сумму около 27т.р. – комплектующие + почтовые расходы, материалы (конец 2013 - начало 2014). Плюс год личного времени, которое тоже чего-то стоит и далеко не всегда эта цена измеряется в деньгах. Это не стоимость этой модели и не означает, что модель вообще продается, исключительно для сведения начинающих строителей. Считал все расходы, которые вспомнил, от идеи до готовой модели. Поверьте, это совсем немного.
Виталий, поздравляю. Думаю, нет! Уверен- выражу мнение всего форума: проект отличный вышел. УАЗ выше всяких похвал. Очень приятно посмотреть, все настолько гармонично, что просто: браво.
Ждем фотографий и видеоотчетов
Виталь, от меня лично огромное спасибо)) Из N-нного количества построенных кузовов УАЗиков, этот пока единственный, который не был поставлен на полку, перепродан, убит на покатушках, или перепилен вдоль и поперёк… А был кропотливо доведён до логического завершения, и будет радовать глаз владельца и всей нашей песочницы. Ты вдохнул в него жизнь и душу))