Activity

Космос - вчера и сегодня

Сомнительное утверждение. С любого космодрома можно вывести на любую орбиту с любым наклонением вопрос в затратах энергии. Ведь выводят же с Байконура геостационарные спутники на орбиту с наклонением ноль. Выводили и на полярные орбиты с наклонением 90 градусов и тоже с Байконура поначалу.

Космос - вчера и сегодня

Рокет лаб впервые после космического запуска осуществил захват снижающейся на парашюте ступени с помощью вертолета. Это вторая компания после SpaceX которой удалось вернуть первую ступень с целью повторного использования. Однако после захвата возникла чрезвычайная ситуация связанная с закручиванием груза на внешнем подвесе. Ступень была аварийно сброшена ее парашют снова наполнился и ступень села на воду и была подобрана специальным судном.

spaceflightnow.com/wp-content/…/rl26catch2.jpg spaceflightnow.com/…/rl26_recovered1.jpeg spaceflightnow.com/…/rl26_recovered2.jpeg

Космос - вчера и сегодня

То что заводам в городе не место это спорный вопрос. А зачем тогда вообще нужен город ? Изначально большинство городов строились вокруг предприятий как место проживания раб. силы. Именно предприятия были смыслом существования города. Я не имею в виду исключительно заводы и фабрики. Бывают еще например транспортные предприятия и добывающие предприятия. Ну конечно есть еще административные центры столицы там всякие и еще военные городки. Однако первые это основа доходов страны а вторые это сопутствующие расходы и издержки. И вторые без первых существовать не могут.

Космос - вчера и сегодня

В принципе именно с этим связан всемирный кризис пилотируемой космонавтики. Корабли с возможностями Шаттлов тоже стали никому не нужны. Хабл например больше нечем отремонтировать. Остались капсулы чтобы привезти-увезти и МКС. Человек как вид в силу природных ограничений не сможет нормально существовать длительное время вне Земли. Орбита Луны и ее поверхность наш предел как вида увы.

Космос - вчера и сегодня

Вся проблема Старшипа и итерационного подхода Маска к разработке ракетной техники то что при таких размерах изделия авария на старте очень дорого может стоить. Это не Фалькон-1 весом 30 тонн и даже не Фалькон -9 весом 500 тонн. Это 4500 тонн. Взрыв мощностью 4 килотонны уничтожит и весь комплекс Бока Чика и приведет к серьезным запретам испытаний со стороны ФАА. Все там в Бока Чика стоит достаточно близко и достаточно слабенькое в отличие от стартовой площадки для СЛС и от стенда где эту СЛС испытывали. Тот стенд в свое время держал взрыв первой ступени Сатурн-5. А вот испытать как работают совместно 30 двигателей Раптор Маску негде кроме как сразу на стартовой позиции. А там много что может пойти не так. Конечно будет проведен статический прожиг всех двигателей с неполной заправкой топливом однако проблемы после 5-20 первых секунд работы он не выявит а более длительный прожиг уже не выдержит старт.

Космос - вчера и сегодня

Немного по разбирался. Вот успешный пуск этой же ракеты. Тут видно что головной обтекатель закрывает всю вторую ступень и отделяется до отделения ступени. Вот этот пуск. И кстати тоже разделение обтекателя какое то не уверенное. Astra Rocket 3.3 launch (LV0007)

А в последнем запуске одна половинка вообще не отделилась и 2 ступень застряла в ней. Пока эту половинку не оторвала включением двигателя.

Космос - вчера и сегодня

Неудачный пуск компании Astra Space Astra rocket seen spinning out of control at fairing sep, payload lost

Проблема с отделением второй ступени. В предыдущем полете двигатель включался после разделения ступеней и расхождении их на некоторую дистанцию. В этот раз что то заело. Ступень только чуть сдвинулась и осталась стоять и далее была оторвана работой ее двигателя. Но получила повреждения и начала вращаться. Поскольку финансовое положение этой молодой мелкой компании уже до этого было не очень (как и статистика запусков) есть очень большая вероятность что это ее последний пуск перед банкротством.

Авиация в фотографиях
HS125:

Всё его учили. В той степени которой надо.

На тренажере, единственном по этому типу ВС кстати на момент обучения КВС., на режим директ дали ну минут 10. В реальных условиях у него было вообще ноль минут налета в этом режиме ибо компания не хотела лишних затрат и рисков. А тут надо посадку и срочно. Возмущаться же пилоты стали уже после данного случая.

Авиация в фотографиях
HS125:

В Аэрофлоте один КВС сжег 40 душ и теперь несет за это ответственность. А другие говорят - самолет плохой шасси оторвало, слабые, недостаток конструкции Ага -недостаток после того как самолет 2 раза долбанули об планету с перегрузками по 5 единиц и третий раз он не выдержал.

Только надо учесть что этого КВСа не научили управлять самолетом в Директ Моде (т.е. без помощи автопилота). На тренажере им не отрабатывалась посадка с таким отказом системы управления. Однако допустили к полетам на типе. Он виноват что согласился лететь недоученный ? Так быстро найдут того кто согласится.

Космос - вчера и сегодня

Еще одна любительская съемка с земли вчерашнего пуска Фалькона. Очень удачно подобралось освещение солнцем из за горизонта. Хорошо видны импульс перехода на траекторию возврата к старту и работу струйных рулей ступени. SpaceX Falcon 9 B1052 COSMO-SkyMed CSG 2 Launch and Landing From Cocoa Beach in 4k UHD

Космос - вчера и сегодня

Скажу по секрету. Все посадки первых степеней на сушу без срыва картинки и потери кадров. Кроме посадки CRS-16 когда прямую трансляцию просто отключили после начала неуправляемого вращения ступени. Более того можно найти кучу любительских съемок с разных ракурсов в том числе и той неудачной посадки.

Катапульта для импеллерников

Как бредовая идея. С обеих боков катапульты на всю длину по замкнутому ремню-пассику на роликах спереди и сзади. Ремни вращаются непрерывно двигателем с нужной скоростью. Самолет с челноком просто кладется сверху в начале направляющей так что треугольные пазы челнока ложатся на эти ремни и за счет трения с ремнями происходит разгон а в конце челнок улетает но искать его сразу не обязательно ведь челнок можно сделать отдельный для каждого самолета.

Катапульта для импеллерников

У меня было сделано проще. Резинка растягивалась от колышка вбитого в 3 метрах перед катапультой. Челнок после слета с направляющей просто уходил вниз. А самолет продолжал полет прямо. Однако и тут были проблемы.

  1. самолет часто задевал хвостом направляющую причем в двух случаях при начале разгона и после схода. Для устранения эффекта пришлось повесить за челноком фартук их резинового коврика диной полметра и шириной 10 см.
  2. самолет часто разворачивали и наклоняло ветром до начала разгона что сильно затрудняло управление. Пришлось сделать сзади направляющих неподвижные упоры из щеток для пола.

Вопрос стыковки с разными самолетами решил стандартизацией стыковочных узлов сделав на всех самолетах упорные бугеля в виде поперечной круглой буковой палки торчащей из фюзеляжа по 10 мм на сторону. А на челноке соотв упоры под нее.

Космос - вчера и сегодня
Concord:

Лавры SpaceX не дают покоя Минобороны
nplus1.ru/news/2021/10/09/irkut

Долго уже эту идею мусолят. Тяжелая такая получается конструкция. В ракетном режиме корпус нагружен продольными нагрузками на сжатие в самолетном полете и при посадке - поперечными силами и изгибающими моментом и должен выдерживать оба случая нагружения. Крыло и шасси с механизмами выпуска на взлете лишний балласт и для столь маленькой ракеты существенный.
Ускоритель Байкал должен был весить 17 тонн пустой и давать тягу 200 тонн (там 1 РД-190) на 2 минуты. Первая ступень Фалькона не намного тяжелее пустая (25 тонн) но тягу дает 750 тонн (9 Merlin-1D).
Вместо площадки 50*50 метров будет требоваться подготовленная ВПП приличной длины думаю километра 2 надо. Лишнее топливо Фалькона вместо посадки можно потратить на спасение миссии при отказе части двигателей либо для увеличения грузоподъемности а вот крыло и шасси никак не потратить. Можно их снять но долить топливо вместо снятого веса некуда. Из плюсов хорошее качество на планировании и дальность для возврата.

Космос - вчера и сегодня
Concord:

Американцы объединят группы малых спутников в «космический слой»
nplus1.ru/news/2021/09/15/bacn

Все видит, все слышит, и не заглушишь и не собъешь

Повредить спутник это технически не проблема но в мирное время это будет расценено как начало войны. Суверенитет государства не распространяется на космическое пространство над ним. Все что выше 100 км это уже космическое пространство. И это соглашение единственный способ пользоваться космическими орбитами. В противном случае любой спутник или космический корабль может быть сбит как только пересечет границы другого государства и это сделает космические орбитальные полеты вообще невозможными. Кстати размещение оружия в космосе пока что тоже запрещено. Только разведка, связь и целеуказание без самих средств поражения. И это пока что соблюдается несмотря на всякие планы и угрозы.

Космос - вчера и сегодня
Алексей_000:

Поволокли первую ступень из домика…пишут жечь будут…наверно…

Судя по внешнему размещению баллонов наддува и арматуры это тоже не летный образец. Он скорее всего будет разобран после статического теста либо разберется сам в ходе теста. При таком тесте нет необходимости заправлять баки полностью что конечно уменьшает силу возможного взрыва. Однако все равно наличие только одной стартовой позиции рискованно. Для Н-1 их было две хотя все равно взрыв при втором пуске немного повредил и вторую.
Совместная работа большого количества двигателей может вызвать проблемы не выявляемые тестами их по отдельности. Двигатели греют друг друга излучением и разрушают друг друга акустическим воздействием и вибрациями. Но арендовать большой стенд B1/B2 в центре Стенниса (где тестировали Сатурн-5 и СЛС) видимо очень дорого.

Космос - вчера и сегодня
yurik_sl:

Космические силы США базы «Ванденберг» дистанционно прервали запуск ракеты Alpha американской компании Firefly Aerospace, первое испытание которой накануне закончилось взрывом.

Вот здесь более подробно разобран случай. И кадры любительские очень хороши. До ракеты километров 40+ а ее видно почти в полный кадр…

Космос - вчера и сегодня

Неудачей завершился первый запуск ракеты Firefly Alpha

Взрыв в конце работы первой ступени. Вероятно разрушение конструкции от действия максимальных перегрузок. Все таки мелкие частные космические компании не могут обеспечить инженерную проработку конструкции и стендовое тестирование компонентов на уровне крупных космических агентств. У них для этого нет еще ни опыта ни денег.

Космос - вчера и сегодня

Интервью Илона Маска из помещений Старбэйс.

Неудачный легкой ракеты носителя молодой частной компаний Astra Space. Отказ одного из пяти двигателей в течении первой секунды. Забавный полет по горизонтали. Напоминает немецкие кадры хроники по Фау-2.

Авиация в фотографиях
Concord:

Предлагаю сменить тему

Как вы относитесь к возрождению Ил-96?
Итак новый Ил-96 совершил первый испытательный полет

Экономически смысла нет. Время больших 4 моторников безвозвратно закончилось. Однако ради возрождения авиазаводов и наработки опыта и кадров нужно что то производить прямо сейчас. А ничего нового и конкурентоспособного в этом классе вместимости не разработано да и двигателей под это новое 2 моторное (с тягой по 40+ тонн) тоже нет. Потому пока будут делать что есть и под что есть технология. А пока нарабатывают опыт и готовят кадры - может успеют что нибудь новое разработать.

Авиация в фотографиях

Не забывайте что близкая компоновка двигателей в хвосте имеет и такой недостаток как взаимное повреждение двигателей в случае разрушения одного из них. И такое реально было. На Ил-62 и Ту-154. То же самое при пожаре в хвостовом отсеке. Это помимо увеличения массы конструкции что связано с увеличением расстояния от двигателей как элементов создающих тягу и имеющих вес до крыла элемента потребляющего большую часть этой самой тяги и создающей подъемную силу противодействующую в том числе и весу двигателей. А чем длиннее передающие усилия элементы конструкции тем они тяжелее.

Космос - вчера и сегодня
Алексей_000:

Как мне кажется, у Боинга, сейчас довольно стремное положение

А ведь именно Боинг NASA считала фаворитом помня его вклад в программу Аполлон и Шаттл. Но современный Боинг и то что было в 60-70 годах это немного разные компании. Ибо поглотив конкурентов он разучился работать.
И еще. Система Атлас-5 - Старлайнер до сих пор не испытана на срабатывание САС в полете а это испытание придется сделать до первого пилотируемого пуска и там тоже что то может пойти не так.
Кроме того скоро намечается переход с Атлас-5 на новую ракету Вулкан а это потребует проводить часть испытаний корабля заново и набирать статистику не менее 6 успешных полетов носителя подряд до первого пилотируемого полета. Это займет еще года 3. К этому времени к пролетам на МКС может уже не быть смысла. А к лунной станции он летать не приспособлен.

Алексей_000:

А пристыковалась бы Наука без выкрутасов, полетели бы с глючным клапаном…

Процедуры тестирования расписаны заранее. Обнаружили бы ту же проблему раньше и не полетели.

Космос - вчера и сегодня
Алексей_000:

На самом деле, на стриме стыковки Науки, было видно, что уже после касания и сцепки на пару секунд включились двигатели “заднего хода”…Я у же тогда подумал зачем…???

Нет тут было все штатно. Двигатели включились через несколько часов когда уже проводились какие то работы с модулем и скорее всего именно из за них. Из сообщения NASA:
"
После стыковки многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), названного «Наука», с Международной космической станцией в 9:29 утра по восточному поясному времени, российские космонавты на борту космической станции провели проверку утечек между «Наукой» и служебным модулем. В 12:45 бригада управления полетом заметила незапланированный запуск двигателей MLM, из-за которого станция сместилась с ориентации. Наземные группы восстановили контроль над ориентацией, и космическая станция движется стабильно.

Экипаж никогда не подвергался и не находится в какой-либо опасности, а диспетчеры управления полетами в Хьюстоне следят за состоянием космической станции.
"

…nasa.gov/…/space-station-stable-after-earlier-unp…

Космос - вчера и сегодня

Там скрыть ничего невозможно. МКС совместный проект. Если будут проблемы то стыковку с модулем задержат и NASA (у которого есть почти вся информация) все равно официально про это заявит. А раз пока не заявило значит проблемы если и есть то не критичные.

Позиционирование лопастей винта, после посадки
Горьков_Андрей:

Для определения текущего положения винта, или для формирования сигнала, как у энкодера? Ну, т.е достаточно одного сигнала на оборот, или скажем 10-15 - 200.

Для оределения положения винта, думали дальномер использовать. Вращаем движок в режиме шага, когда лопасть винта перекрывает поле чувствительности дальномера, начинаем задавать нужное количество шагов, что бы перевести винт в транспортное положение.

Если как энкодер использовать, то по идее можно датчик хола установить в непосредственной близости к движку. Если мне память не изменяет, то у U8 42 полюса вроде.

Я так вскользь почитал, управляются регули импульсами, от 1 мс. (0 оборотов) до 2 мс.( полный газ) с частотой 50 гц. (не уверен, за ALPHA 60A 12S V1.2)
Если допустим подавать импульсы 1 мс, а в определенный момент один импульс 1.1 мс и снова импульсы 1 мс., получим сдвиг ротора на один(два) полюса?

_________П_________П_________П_________—_________П_________П_________П_________П

_________ - низкий уровень

П - импульс 1 мс.

_—_ импульс 1,1 - 1,2 мс. (происходит проворот ротора на один полюс?)

Я правильно понимаю суть?

Нет не правильно понимаете. Частота импульсов на регулятор вообще на скорость вращения мотора не влияет. Она влияет только на частоту обновления у регулятора информации о желаемой частоте вращения мотора. А на скорость вращения влияет длина каждого импульса. При этом обычный регулятор разумеется не подсчитывает истинное угловое положение вала мотора и тем более не выдает такую информацию наружу. Более того регулятор не умеет вращать мотор медленно как шаговый двигатель в режиме микрошагов. Так умеют делать например контроллеры для подвесов камер на БК моторах но они опять же не могут работать как регуляторы для коптера.

Так что либо придется делать для плавного поворота винта еще один отдельный регулятор и датчик положения вала на каждый мотор. Либо делать свой регулятор совмещающий две функции полетную и доводочную. Либо использовать простое механическое устройство для придания винту определенного положения.

Космос - вчера и сегодня

Ну вот. Оба проекта систем суборбитального туризма подошли к стадии начала эксплуатации. Вроде как на сегодня уже нашлось 600 желающих готовых выложить за такой прыжок в космос по 250 000 $. Дорого конечно. Однако настоящий орбитальный полет стоит от 50 000 000 $ и способных это мероприятие оплатить в разы меньше. Теперь можно посмотреть какой темп запусков будет достижим для этого нового рынка, какова его емкость и выйдут ли эти мероприятия на окупаемость либо закроются. Это новое рискованное дело. Статистики спроса еще нет.
Также на 15 сентября этого года намечен трехдневный туристический орбитальный полет на Драконе для 4х человек (без посещения МКС). Это более безопасная для бизнеса модель туризма ибо затраты окупаются стабильными заказами от NASA.

Космос - вчера и сегодня
ZigZag_ZZ:

Верить или нет СМИ?
news.rambler.ru/…/46837672-ilon-mask-ne-spravilsya…

Как обычно. Берется факт и далее придумываются причины.
Во первых при чем тут Маск если речь о бизнесе Орбитал АТК ? Ракета Антарес это их изделие. Она изначально спроектирована под советский НК-33 (Aj-26). Когда с ним облажались перепроектировали под РД-191.Вся эта ракета сделана по принципу заказа на стороне и сборке компонентов. А что делать если у Маска цены выгоднее ? Остальные должны разориться ? Нет, нужна конкуренция и остальных поддерживают минимальным уровнем заказов. Антарес летает 2-3 раза в год для миссий NASA на МКС но коммерческих пусков спутников не имеет. Потому что ракета Антарес не конкурентна на рынке. И если частная фирма хочет продолжить запускать эти свои ракеты 2-3 раза в год то они будут закупать двигатели и именно те двигатели под которые сделана ракета. Главный же доход им приносят военные заказы (например ракеты для ПРО) и изготовление спутников.

Накал для звезды.
Матрос1971:

Спасибо за наводку. Александру написал в личку. А зачем на Саите по две свечки на цилиндр?

Чтобы обеспечить преемлимую вероятность запуска и работы на всех цилиндрах. Ибо и вероятность отказа любой одной свечи в 5 раз выше чем в одноцилиндровом. И даже не подключенная свечка при работе двигателя калится.

Космос - вчера и сегодня
makSSim:

Да, Вы правы. Просто трюк с падением растянут во времени.
А что будет, если кто-то из туристов не успеет доплыть до кресла до окончания этого этапа полета?

Ничего не будет. Атмосфера начинает влиять очень плавно и постепенно. Есть довольно много времени. И даже если вообще не занимать кресло скорее всего ничего не будет. Там нет больших перегрузок так как нет больших скоростей.

Космос - вчера и сегодня
Sputnik:

Кусочек эллипса. Центр Земли в фокусе эллипса. Вне атмосферы самолетик кувыркается.

Там просто обязаны быть струйные рули. Так что кувыркаются они строго контролируемо.