Activity
“Элевоны - я б не стал сразу из бальзы. Сделанные по инструкции удивительно живучи.”
ну сейчас огребете по полной за такую дерзость. 😁
ну а если серьезно, то вопросы:
- моторама снизу чем-либо прикрывается?
- какой двигатель?
- сколько оборотов на вольт?
- какой винт (диаметр, шаг)?
- какая тяга СУ?
- какой полетный вес?
Не, ну я правда не понимаю, зачем делать твердым и хрупким ЕПП-шный самолет живучий исключительно за счет “резиновости” материала. 😃
1.Нет, да и ненадо (летом?).
2.ORI61104 Wind MS Outrunner Brushless Motor
3.RPM/Volt 1210
4.8х6 гаупнер камслимпроп черный, карбоновый. Просится 9х5, но элевоны резать - грех.
5.Не мерил. В районе 500 должно быть. Не могу узнать сопротивление обмоток для мотокалька. Зато 30-40 минут мои 😉))
6.C полным текстолитом 😉)) 696 гр… Сервы, приемник стандарт…
В последней реинкарнации уши были прикреплены к боковинам фюзеляжа, капот снят. Стало веселее.
Сейчас опустил АКБ в крыло. Изобретаю фюзеляж мотораму в виде буквы Л на боку. Пока не решил как крепить мотор (обратное крепление), чтобы не перетяжелить хвост. На него еще киль вешать 😉 …Ну и винт побольше.
Спасибо за рекомендации. Правда не совсем понял в отношении ак. батареи:2.Обязательно укрепить верхний передний угол АКБ фанерой миллимитровой. Ввиде буквы “Г” с короткой ножкой, но длинным носом. На арм.скотче.
Я еще не подошел к монтажу “Power Unit”. Конечно, его как-то нужно усиливать. Скорее всего это будет комбинация из тонкой стеклоткани и арм. скотча. Вот сами фанерные стенки пришли гнутые, как лыжи. Прийдется их греть на пару из чайника, а потом струбцинами прижимать к ровному брусочку, чтобы сохли. Жаль времени.
Штатный лонжерон, я заменил углепластиковой трубкой такого же диаметра, только раз в 10 легче. На спину, примерно 10 см от “клюва” врезал и вклеил еще один “лонжерон” стеклопластиковый стержень Ф4мм, длинной-160мм.
Элевоны, пока, оклею тонкой- 3мк стеклотканью, а после учебных вылетов, если выживет обязательно сделаю из бальзы.
Серво машинки маленькие- Pilotage C-06MP mikro и я тоже думал закрепить их так, что бы тяги были перпндикулярны оси элевонов. Углубления под них наверно пидется делать с верхней стороны крыла, хотя не уверен ???
Вот фотки. Не шедевр, но крепко 😒 А про фанеру на батарейку меня хороший человек Обухов надоумил. Правда он предлагал бутербродом в термообжимке. А я творчески развил, тысызыть ☕ Сделал бы раньше - не узнал бы что такое мятая липолька. Хотя и без последствий…
Про лонжерон угольный - тоже была такая мысль. Но старший товариСЧ (RedSun) озадачил фразой, что уголь твердый, а фиброгласина - упругая, а значит не просто так она там…
Машинки - конечно сверху. У меня вообще стандарт. У меня другие бы не выжили 😊 Я ставил по инструкции. Многие ставят стоя. Стоя доставать и чинить легче, если сервы хилые…
И обратите внимание на то, как вырезан колпак. Он вместе с “подиумом”. Иначе высоты не хватает под липольку пилотажскую 2100 3s1p красную.
Элевоны - я б не стал сразу из бальзы. Сделанные по инструкции удивительно живучи.
Я дико извиняюсь, но Торнадо ХХ замечательно летает в штатной комплектации, обмотанная скотчем, даже со стандартными элевонами, сервами и приемником. Она НЕУБИВАЕМА, что не скажешь про “Power Unit”.
Отсюда мои предложения :
1.Делать по инструкции.Но если сервы легкие, то я б сделал тяги перпендикулярно оси элевонов.
2.Обязательно укрепить верхний передний угол АКБ фанерой миллимитровой. Ввиде буквы “Г” с короткой ножкой, но длинным носом. На арм.скотче. Потом спасибо скажете. Крепить АКБ к самолету на скотч!!!
3.НЕ ВЫКИДЫВАТЬ упругий стеклопластиковый лонжерон - с ним флаттер безвреден.
4. Если есть тонкий стеклотекстолит - сразу укрепить “транцевую доску 😉))” фюзеляжа. Хорошо бы и боковины фюзеляжа тоже. Правда вес…но иначе - в мелкую щепку 😉)). Кстати : с деталей фюзеляжа сразу снять выкройки. Как память 😉))
5. Колпак - жутко хрупкий. Если изнутри проклеить армю.котчем проживет втрое дольше. Но опять вес. Можно, кстати, без него.
6.Если элевоны не резать - винт 8х6. Больше не влезет.
7.Под винты на брюхе - шайбы стеклотекстолит. Под заднюю кромку (торец), где фюзеляж, тоже че-нить для жесткости.
У меня с 11-летним сыном это практически первый (Х-Plane не в счет) самолет. Сколько поначалу земли перепахали, начиная от перепутанных лево-право - жуть. Ща крыло живо, в процессе модернизации.
для регулятора 50-60 гр. ц. как у вас - фигня. Можно щитать - холодный. Для ака 40-45 гр. нежелательно, но имхо допустимо на время полета.
Я, вероятно, неправильно выразился. В относительно продуваемом фюзеляже эта температура. Фюзеляж - как на картинке из темы про починку Торнады 11. Вооот от этого фюзеляжа и избавляемся…
А лонжероны - не хочу по причине (ИМХО) достаточности армированного скотча.
Спасибо за советы. По поводу скотча - пошел учить албанский, тьху, немецкий. Как раз у ребенка 2-й язык начался 😃
По поводу 10С от батареи: 3s1p 2100, пилотажевская. Мотор - орион ms-wind. У него 15 А максимал. При полетах в 30 градусную жару в экстремальных режимах ощутимо (~55-60 C) грелся регулятор. При укутывании батареи вспененым полиэтиленом она становилась достаточно теплая ~ 40-45 С. Мотор был холодным всегда. А тут для батареи сделал нишу бальзовую в крыле, в центроплане вдоль, достаточно свободную. Задумался про вентиляцию.
А точно у Маркуса хоббийного БЕК снизу? Это все обьясняет и меняет дело…Придется обдувать 😦
А подскажите несколько моментов в связи с глобальной переделкой торнады с целью уменьшения веса и миделя, а также завершения эксперимента по ампутации ушей :
1.Наиболее оптимальную по весу схему намотки арм.скотча для увеличения жесткости на кручение. Торнада ХХ размерами 1220мм Х 34дм2. Из ЕПП с единственным лонжероном-фиброгласиной. Старого скотча снял - прям мячик получился нехилый 😃
-
Регулятор оборотов допустимо ли утапливать в крыло, оставив заподлицо с поверхностью только сторону с наклейкой. Не перегреется ? Маркус Н30, реально нагрузка до ~13-15А, на БЕК - 2 ст.сервы Хайтек422 + RCD9500.
-
Для изготовления фюзеляжного киля (бывшего уха 😉)) ) допустимо ли использования просто бальзовой пластины 3 или 4 мм? Нужно ли армировать контур или поверхность и чем? Нужен максимально легкий, съемный киль.
-
Таки нужна ли вентиляция липольке, работающей при токе меньше 10С?
-
Дурацкий вопрос: двигатель устанавливаю с обратным крепежом. Весь наруже. Если всякий снег попадать будет при посадке - оно как? Надо какой капот городить?
Сильно не пинайте -почти первый р/у самолет… 😃
Один киль по центру ничего не даёт… Тем более на Торнадо… Пусть остаются на месте… в принципе можно поставить два киля по обеим сторонам от винта… но их нужно либо профилировать, либо устанавливать под углом.
Близко расположенные кили улучшают, как я заметил, курсовую устойчивость на малых скоростях.
По большому счёту курсовая устойчивость Торнадо обеспечивается за счёт стреловидности крыла. Кили улучшают устойчивость по крену как это не странно 😦.
Вот, померил: 50 мм. расстояние между ними ща. На 1220мм размаха и винте 8х6. Неужели сокращение этого расстояния до 0 все так сильно испортит? До лопастей от задних кромок килей около 5-10мм.
А так, по наблюдениям, про устойчивость по крену согласен, очень заметно лучше на достаточно больших петлях,в том числе и обратных. По курсу - достаточная по сравнению с безухим вариантом.
Просто хочу переделать фюзеляж, ликвидировав его как класс. АКБ в крыло по-возможности. Сделать короткую хвостовую балку из 2-х горизонтальных пластин, заканчивающихся моторамой из “T” образного дюраля (я и радиатор подходящий из бп снял уже 😃 ) Очень уж для усиления именно единственный киль напрашивается…
На крылях с большой стреловидностью кили надо ставить по концам, если профилированные то симетричный проф. или проф внутр. Вы перенесли кили к фюзу, тем самым их рычаг уменьшился относительно ЦТ (проекция к оси направления полета), тем самым их эффективность ниже будет. Оставите один - еще хуже будет. Хотя наскоко я знаю ЛК с большой стреловидностью и так без килей полетят нормально. См. книгу “ЛК”…
Ставить рудер на киль ЛК как я понимаю бесполезно - слишком малое плечо. Будет только тормозить, а поворачивать не будет. собственно на .Лк рудеры и не делают. Канал и ручку рудера можно задействовать с пользой, например я управляю фото не отрываясь от ручки газа))). Можео сделать ручку рудера дубликатором ручки элевонов например с 50% коэф.
Про планер - все так и есть. Наверное. У меня ж кили (киль и возможный руддер) стоят перед винтом. Чувствую, что должно как-то работать, но объяснить не могу 😵
По поводу килей по концам крыла, то я пришел к выводу, вероятно не очень оригинальному 😃 ,что любая лишняя масса на большом плече от ЦТ вдоль ли, поперек ли продольной оси, снижает маневренность. В данном случае по крену. Я это прочувствовал.
Вчера проверял Баклана на прочность… с 20м в пикировании в землю… Супер !!
Ремонту подлежит…
А мона вопрос? Вот у Вас 2 киля на баклане. А зачем два? А если один, но по центру?
Я намедни у своего торнадо ХХ (EPP) уши (коропласт) перенес к фюзеляжу. Ну как у Вас, только ближе друг к другу. Результат понравился - решил делать один, но бальзовый.
Правда, результат понравился и сыну (11,5), который почему-то резко научился летать на такой вот конструкции и, собственно, дал полетать мне минут пятнадцать…За два дня… 😦 Чего-то до этого фанатичной тяги к полетам не проявлялось 😃
И еще : ну есть ли хоть какой-нить смысл делать руль поворота прямо перед пропеллером?
А что вы имеете против гибкости модели? 😉 Кстати, с каждым вечером она становится все менее и менее гибкая 😁
Та я в том смысле, что сосна менее гибкая, что и показано на фото…А результатов ждем.
А зачем сгибается? При мордой в асфальт чтобы не ломалось?
Тяжелый - сколькко грамоф?
Упс…Ну полбу им дать - мало не покажется…На 25 грамм тяжелее углепластикового…
А по поводу гибкости - проще посмотреть на фото модели автора топика. 😒
Здорово!
А вот можно узнать :
- Высоту установки мотора.
2.Угол установки оси мотора.
3.Поведение самолетки при резком включении полного газа.
Я на своем мелком задирал ось и вниз, и вверх - разницы не заметил. Правда у меня он в плоскости крыла.
Я тоже за стеклоплатик - Фиброгласовый лонжерон - вещь! Уголь модно, дорого. Да не в цене дело. Хороший стеклопластик в виде трубы - несгибаемая штука.
В торнадоХХ, извините, пруток-с по умолчанию 😃 . Тяжелый, зараза, но выручает. Именно тем, что сгибается 😃
5-8 градусов это наверное для свободно летающих планеров. Для моторных моделей летающих с небольшими
Вобщем, да. Но таки хотел проверить практически.
+1
Про уши:
Есть мысль сделать ушам сход-развал 😃 В субботу проверю…
Мысль проверить не смог - руки не дошли. Может кто проверит - сообщит …
Яцек Капковский в своей книге “Летающие крылья” (стр. 23)советует вертикальные шайбы ставить под углом 5-8 градусов к продолбной оси. Типа мысками внутрь.
Сегодня в сильный ветер (и слабый дождь) вырвался в поле и один раз (только!)сумел вызвать флатер при выходе из пике с большой высоты и с максимальным газом 😃 . Похоже я просто сместил флаттер в область более высоких скоростей. Фиброгласовый лонжерон - вещь!
Сорри, слегка обознался. Хотя PULы мне больше по душе.
Частичный вид альфы снизу есть тут: www.batterson.net/kit_wing.htm
Я дико извиняюсь, но ссылка точно правильная???
А что касается одного киля по центру у крыла большой стреловидности, так похоже это, как грит Примаков - КОНТРПРОДУКТИВНО! Да еще чтобы гудер работал он, имхо должен быть порядочно удалетн от центра тяжести. А у вам походу киль получится по центру тяжести и никакого эффекта не будет. Просто будет лишний хлам на борту…
Про уши:
Есть мысль сделать ушам сход-развал 😃 В субботу проверю…
Курил литературу, думал…Вот бы снизу на этот самолет посмотреть…Нигде ничего не нашел 😦
Построенные в 1988 г. Д.Дэвисом жесткие “чистые” треугольники с пилотом (пилотами), “утопленным” (“утопленными”) в крыле: “Старшип Альфа” и “Старшип Джемини” (Starship Alpha, Starship Gemini). Первый - одноместный с двигателем “Кавасаки” мощностью 30 л.с., второй - двухместный с Rotax-582 мощностью 65 л.с. При умеренном размахе 12,19 м (площадь крыла 22,3 м2, вес пустого - 255 кГ) ЛК разгоняются до 240 км/ч при разбеге 40…55 м, а садятся на скорости 68 км/ч. Запас топлива на “Альфе” в 325 л (!) позволяет ей при 50% мощности теоретически улететь за 5800 км (!) на экономичной скорости 185 км/ч. “Джемини” при запасе в 120 л топлива идет на дальность 2400 км.
To: www.vorona.org
>Смотрю тут опять пошли разговоры про грузики, скотчи, уши…
>Кстати вопрос - без ушей как летается?
Швабодно 😒 !!! Иногда курсовое рысканье из-за ветра. И это при отрицательном V (TornadoXX).
Флаттер забыт как класс, бочки ровнее. Посадка без проблем. Вот на больших углах атаки (ооочень медленный моторный полет на хвосте перед носом пилота) держать труднее : сваливается раньше и поймать газом труднее.
Вот озаботился фюзеляжным килем и облегченным фюзеляжем. Все-таки телинковский фюзеляж для торнад - зло. Да и руль направления забабахать до-кучи…Ну интересно мне 😉))
To: 111
>>имеет ли смысл экспериментировать с симметричными килями -шайбами.
>это о чем?
Ну вместо ушей, растущих вверх-назад, сделать диски.
>ну можно попробовать взвесить кили (шайбы), увеличить вес каждого процентов на 25-30, сделать из >свинца цилиндрики , засверлить концы крыла вдоль передней кромки и вклеить их туда (можно пластинки >из свинца попробовать обернуть вокруг носовой части конца крыла, если они получаются небольшие).
Попробую. В субботу банально обклеил кили скотчем. Ничего не изменилось.
>>1.Вынесенный далеко назад мотор при вертикальных маневрах действуя на заднюю кромку крыла как рычаг, >>уменьшает, в конце концов, стреловидность податливого крыла.
>не совсем понял, о чем речь. стреловидность крыла меняться не может.
Ну…если сжать крылья, направив усилия со стороны килей (как на гармошке 😉)), то стреловидность увеличится, а моторама провиснет. Ей даже можно поболтать вверх-вниз только сжимая-разжимая крылья. Ну еще на лук (индейско-спортивный, не еда) похоже, если тетеву груз повесить, да оттянуть, пусть и перпендиулярно обычному направлению. Передняя кромка несравнимо толще задней, да еще S-образный профиль…
>скорее всего нет. после снятия шайб (килей) ЦТ половинки крыла уходит вперед и видимо попадает в >нужное место, флаттер на скоростях полета Вашей модели не возникает.
>После установки шайб, ЦТ половинки крыла сдвигается назад, то есть ЦЖ впереди ЦТ, что приводит к >возникновению колебаний.
Может быть…Но уши - коропласт, причем тонкий (`2мм).
а что за винт стоит?
Балансировка проверялась?
вот сами и ответили, как бороться уже объяснялось, хотя несколько вызывает сомнение описанная вибрация как флаттер (особенно амплитуда). 😃
Гаупнер 8х6, жесткий. Балансировка винта - нет, центровка самолета - по инструкции.
Проверил еще раз : с “ушами” флаттер есть, без ушей - нет. Пытался сделать флаттер всеми способами - нет и в помине.
Отсюда выводы (ИМХО). Флаттер (я его так назову) у меня и тот, что разрушил модель автора топика,вызван причинами :
1.Вынесенный далеко назад мотор при вертикальных маневрах действуя на заднюю кромку крыла как рычаг, уменьшает, в конце концов, стреловидность податливого крыла.
2.Бывшие ранее вертикальными и параллельными друг другу крыльевые кили начинают действовать законцовку крыла в поперечном направлении (а возможно и в вертикальном тоже), вызывая выпрямление крыла и толкая (через заднюю кромку) мотораму в противоположное направление. При определенной скорости возникают автоколебания малой частоты, но высокой амплитуды.
Для дальнейших исследований посоветуйте : имеет ли смысл экспериментировать с симметричными килями -шайбами.Была такая задумка.Чувствую, что должно что-то изменится,но объяснить не могу. Но нет пока времени, да и погоды стоят… 😭((
И еще : как прикинуть потребную площадь единственного фюзеляжного киля, учитывая его малую эффективность для самолета с достаточно большой стреловидностью? А площадь руля направления? 😉))
Спасибо, если прочитали. Я разобраться хочу ! (Шарапов).
С огромным интересом читаю этот топик. Столкнулся с той же проблемой и тоже ищу решения.
У меня похожая модель (TornadoXX). Отличия в более тонком профиле и единственном (но фиброгласовом, что спасает) лонжероне. Размах 122мм, площадь 34дм2, тяга ок 0.8, вес 700г .
Флаттер выглядит как колебания вынесенной ощутимо назад моторамы (винт за элеронами) с приличной (ну сантиметров 10…)амплитудой. Т.е при взгляде со стороны крылья на месте, а фюзеляж/центроплан колеблется. К носу амплитуда колебаний снижается. Флаттер 100% возникает при выходе из пикирования на полном газу (расходы элевонов максимальные). В самом пикировании вероятность возникновения и амплитуда меньше, прекращается после сброса газа.
Полеты со снятыми килями показали значительное уменьшение вероятности флаттера (и улучшения маневренности почему-то 😃 ). Кили - коропластовые, по периметру обклеены скотчем, сильно снесены назад, задняя кромка на уровене кромки элевонов.
Требуется совет :
1.Имеет ли смысл лобик крыла усилить/утяжелить к-л листовым материалом (есть тонкий стеклотекстолит) и на какую величину от размаха.
2.Стоит ли отказаться от килей вообще, либо обойтись фюзеляжным.
Спасибо.
Ой 😃 держу свой в руках, он у меня в процессе сборки. Это мой первый самолет. Купил липо 2200 мАч пилотаж 3с 135гр.
Такое ощущение что он сверх тяжелый и не полетит. Весов к сожалению нет:(
У меня тоже первый. Вес со стандартными сервами, теми же липолями и б.к. Орион, фюзеляжем (ака Power Unit), обтянутый скотчем был 660гр. Сейчас со вторым фюзеляжем, усиленным тонким стеклотекстолитом и крышкой-обтекателем, изнутри покрытой армированным скотчем - 690гр. За ласточками носится изумительно, садится к ногам 😒 .