Activity

Аппаратура Radiolink AT 9 2,4 ГГц

Режим 12 каналов а аппе нужно использовать исключительно с R12DS, а 10 каналов со всеми остальными приемниками. И да, всё прекрасно привязывается к модельке в меню (System -> CH-Select) - сменил модель, сменился режим работы.

ViktorSV, передатчик работает стандартно в полосе 2400…2458МГц (ISM band), а т.к. применяется технология FHSS и DSSS, то говорить о одной конкретной частоте нельзя. Что качается “дорогих SMA”, то никакого смысла тащить их на борт нет, там уже SMA видеопередатчиков и модемов веса добавляют. Кроме того придется покупать переходник SMA-U.FL (или у вас в хозяйстве завалялся кримпер под U.FL?), городить огород, а в результате что вы поставите на борт? В лучшем случае коаксиальный диполь с 2,1dBi, потому что нам нужна круговая диаграмма направленности, да еще и не сильно прижатая в вертикальной плоскости (статья по теме - hamsk.ru/?p=501). Что мешает сделать его на уже имеющемся кабеле?
Хотите летать далеко и высоко? Делайте станцию слежения или, как минимум, поставьте SMA на аппу и подключите к ней хорошую панельную антенну, это точно дальности прибавит.
Вопрос хороших антенн тема вообще отдельная, почти все изделия китайских братьев, что я смотрел на векторном анализаторе, требовали подстройки.

RadioLink AT10 2.4GHz 10CH
extrasensi:

… DEVO-M … приемник r12ds переключен в SBUS …

  • а почему полётник должен понимать S.BUS, если он ждет от приемника CPPM? У родного приемника RX703 на разъеме Data Bus именно CPPM, вот у R12DS на выходе только S.BUS.
    Вот тут и тут много интересного о подключении DEVO-M к сторонним приемникам.
mikom79:

Вчера прошил аппу на прошивку AT10(AT10II)_RadioLink_bin_6f57_V_1_1_6(AT12S).mac. Win7…

  • под Win7 она без проблем шьётся .bin’ом, а .mac’ом можно шиться под Win 8 и 10. Давно уже проверено и озвучено в этой ветке.
Аппаратура Radiolink AT 9 2,4 ГГц
AiRplane=:

…R6DSM к PIKO BLX

  • на полётнике запаяна перемычка SBUS? На приёмнике включен SBUS&PPM? Приёмник подключен к UART3, по инструкции?
Molyan2016:

у меня ребенок что то накрутил…

  • а сбросить настройки модели в аппе не проще?
Аппаратура Radiolink AT 9 2,4 ГГц

У меня R12DS завышает на 0,11В. Вчера измерял UT61E, запитывал от лабораторника, так что напряжение контролировали два вольтметра.

По ориентации антенн: всё верно, в общем случае обе должны быть в одной поляризации - вертикальной или горизонтальной. Но горизонтальная поляризация более сложна в реализации на борту, чем вертикальная. Если же у приемника две антенны, как у R10DS и R12DS, то имеет смысл их установить с наклоном +45 и -45 градусов.
Из практики, распространение волн с разной поляризацией имеет свои особенности: горизонтальная поляризация менее подвержена помехам, т.к. природные и индустриальные помехи, имеют в основном вертикальную поляризацию; волны с горизонтальной поляризацией отражаются от препятствий менее интенсивно, чем вертикально поляризованные. Но при этом вертикально поляризованные волны поглощаются на 25% меньше земной поверхностью. Да и поведение в ближней зоне и в дальней несколько отличается, на профильных форумах “холивары” идут почти вечно. Поэтому стоит пробовать все варианты “по месту”.

Кстати, сегодня вышло обновление прошивки:
AT9/AT9S V1.5.6 (AT12S)_531c.dfu - mega.nz/#!dB0jQbpY!bK_tIZ4L3zVnaKnkU7mABRYgcthB_PU…
Изменения:
Улучшена сигнализация низкого напряжения батареи

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

Андрей, вот в том-то и дело, что каждый переводит и трактует английский текст по-своему. И Вы правы - чуть не так перевели, не подумав вписали в закон… получили кучу проблем. Может поэтому и стоит читать оригинал на английском? 😃
Но замечание принято.

Вячеслав, скорей всего Вы правы - “много текста” значительной части завсегдатаев форума(ов) просто лениво читать… Поэтому причины, побудившие провести параллели и что-либо предложить, не стоит объяснять. Буду просто, как и два последних года, читать этот форум.

Всем удачных взлётов и посадок.

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

Вячеслав, Вы читаете всё или только то, что вам удобно? )))

RA4CTB:

(1) the aircraft is flown strictly for hobby or recreational use;

и

HS125:

(3) flown for hobby or recreational purposes.

  • в чем принципиальная разница? Ах да, я не стал копировать пункты про то, что “летательный аппарат способен выполнять устойчивый полет в атмосфере”, это же настолько неочевидный факт. )))
HS125:

НЕ хоббийных маленьких БВС

  • ну так давайте выясним, что же такое “хоббийные полеты для удовольствия” с точки зрения FAA?
    Заглядываем вот сюда www.faa.gov/uas/getting_started/fly_for_fun и читаем:

Fly for Fun
You don’t need permission from the FAA to fly your UAS (aka drone) for fun or recreation, but you must always fly safely.
Before you fly outside you must:

  • Register your UAS if it weighs more than 0.55 pounds and less than 55 pounds
  • Label your UAS with your registration number
  • Read and understand all safety guidelines
    You must be:
  • 13 years of age or older (if the owner is less than 13 years of age, a person 13 years of age or older must register the small unmanned aircraft)
  • A U.S. citizen or legal permanent resident*
    Safety Guidelines
  • Fly at or below 400 feet
  • Keep your UAS within sight
  • Never fly near other aircraft, especially near airports
  • Never fly over groups of people
  • Never fly over stadiums or sports events
  • Never fly near emergency response efforts such as fires
  • Never fly under the influence
  • Be aware of airspace requirements
    Что там насчет полётов по FPV? Или не видели на ютубе американских роликов со слезами о FPV-полетах? А как быть с “высоко и/или далеко”?

А ответ есть у FAA вот тут www.faa.gov/uas/faqs/
Do I need permission from the FAA to fly a UAS for recreation or as a hobby?
There are two ways for recreational or hobby UAS fliers to operate in the National Airspace System in accordance with the law and/or FAA regulations. Each of the two options has specific requirements that the UAS operator must follow. The decision as to which option to follow is up to the individual operator.
Option #1. Fly in accordance with the Special Rule for Model Aircraft (Public Law 112-95 Section 336). Under this rule, operators must:

  • Fly for hobby or recreational purposes only
  • Follow a community-based set of safety guidelines
  • Fly the UAS within visual line-of-sight
  • Give way to manned aircraft
  • Provide prior notification to the airport and air traffic control tower, if one is present, when flying within 5 miles of an airport
  • Fly UAS that weigh no more than 55 lbs. unless certified by a community-based organization
  • Register the aircraft (UAS over 0.55 lbs. and less than 55 lbs. can be registered online at registermyuas.faa.gov; UAS 55 lbs. or greater must be registered through the FAA’s paper-based process)

    Option #2. Fly in accordance with the FAA’s Small UAS Rule (Part 107). This requires operators to:
  • Obtain a remote pilot certificate or be under the direct supervision of someone who holds such a certificate.
  • Register the aircraft as a non-modeler at registermyuas.faa.gov
  • Follow all the operating rules in accordance with the regulation
HS125:

Написано самой ФАА для тех кто в танке.

Ну хоть в том, что нужно “учитывать моделиста, а не тысячу его моделей” наши мнения сходятся. Но за регистрацию каждой модельки даже в США имеют денежку: “Registration costs $5 and is valid for 3 years.”, хотя кто-то утверждал, что эти деньги возвращают. )))

P.S. Использовать фамилию оппонента как аргумент в обсуждении это что-то новое. Вы “сделали мой вечер” )))

Аппаратура Radiolink AT 9 2,4 ГГц
ale_p:

рабочее напряжение которое подаётся с бека. не знаю как понятнее написать.

У меня на R12DS написано 4,6-10V/DC. На R9DS/R10DS рабочие напряжения не указаны. Но на сайте Radiolink есть:
Working voltage: 4.8-10V
Working current: 38-45mA(input voltage: 5V)

Питайте 5В, не испытывайте судьбу.

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах
nookkms:

Что то вообще всё в кучу. Причем тут автострахование то?

  • был приведен пример автострахования и медстрахования, видимо как максимальное зло в принуждении к страхованию гражданской ответственности. Смысла обсуждать это не вижу.

А вот кто должен продвигать идеи, могу опять же привести существующий пример - www.srr.ru. Вот структура, объединяющая большинство радиолюбителей России. Именно она отстаивает интересы и предлагает поправки в существующие законы в интересах своих членов и очень плотно работает с РЧЦ РФ. Есть аналогичная структура и у авиамоделистов - www.fasr.ru. Но судя по всему, этот союз вместо работы властями может лишь сказать “Мы контролируем развитие ситуации и будем держать вас в курсе решений относительно учета БВС”.
Для меня вообще загадка, почему мультикоптеры до сих пор не отнесены к какому либо подклассу авиамоделей F. По крайней мере я такой информации не находил.
Интересная “кнопка” в шапке сайта Федерации авиамодельного спорта России - uavreg.ru

Ну а обсуждение законопроекта закрыто, добавить туда комментарии и предложения уже нельзя. К сожалению.

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах
Covax:

Я лично дальше даже не читал, с меня и 5-10 минут хватило

  • отличная позиция, очень напоминает Шелепинское: «Я не читал Пастернака, но считаю, что советский писатель должен издаваться сначала в СССР». Специально для Вас кратко - это не технические ограничения на БПЛА, это ограничение на непрерывное пилотирование оператором.
Covax:

…логичнее чем в Штатах еще нигде не придумано…

  • «Public Law 112-95», «FAA Small Unmanned Aircraft Rule (Part 107)» и «Remote Pilot – Small Unmanned Aircraft Systems Study Guide» отличные документы, только следуя им, для управления 300-граммовым гоночным квадриком нужно продемонстрировать знания VFR, NOTAM, AIP и т.д., и т.п. Сколько участников данного форума было резко против введения “лицензии пилота БПЛА”?
jak-m:

Вы объясняете…как отстранить от авиамоделизма людей, которым не исполнилось 18

  • хм, а почему их нужно отстранять? Можно опять воспользоваться имеющейся практикой регулирования любительской радиослужбы:
    можно получить индивидуальный сигнал опознавания с 14 лет (формально вообще нет ограничений по возрасту, есть факт присвоения позывного 3-й категории в возрасте 9 лет.), т.е. с момента получения паспорта.
    можно работать в эфире на коллективных радиостанциях под контролем начальника радиостанции (при этом “коллективка” имеет заведомо 1-ю категорию)
    можно работать в эфире под контролем оператора с 1-1 или 2-й категорией, который освоил специальный учебный позывной.
    Всё это прекрасно можно перенести и на авиамоделизм, да оно и раньше так же было. В городском дворце пионеров были как раз два радиокружка, судомодельный, авиамодельный. Был сделан ни один планер и самолет на резиномоторе. И всё под присмотром взрослых и опытных.
jak-m:

По этой схеме 249гр - это не опасно, а 251 - это смертельно?

  • так я как раз за поднятие нижней планки до 500грамм. Почитайте.
ADF:

Вы так и не назвали страны, где есть страховка БПЛА или моделей

  • легко: Великобритания, Австралия, Канада (не возьмусь утверждать что это требования авиационных правил или BMFA, AMAS и MAAC). Это по памяти, скорей всего есть и еще какие-то страны.
    Нет желания обсуждать страхование в США, если реально интересно, то почитайте www.govorimpro.us, там факты, а не домыслы. Ну или пример автострахования в США skysheep.livejournal.com/115060.html (кстати, там почти во всех штатах оно liability и обязательно).
Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

Википедия это хорошо, но вот цитата из правил: “Part 107 does not apply to model aircraft that satisfy all of the criteria specified in section 336 of Public Law 112-95.”
Открываем соответствующий закон:
SEC. 336. SPECIAL RULE FOR MODEL AIRCRAFT.
(1) the aircraft is flown strictly for hobby or recreational use;
(2) the aircraft is operated in accordance with a communitybased set of safety guidelines and within the programming of a nationwide community-based organization;
(3) the aircraft is limited to not more than 55 pounds unless otherwise certified through a design, construction, inspection, flight test, and operational safety program administered by a community-based organization;

Естественно телеметрия пишется, она и на куче автопилотов в блэкбокс пишется. Но получить её можно только с вашего согласия или в случае АП. Я имею достаточно опыта общения с ППС/ДПС по радиостанциям - нет у них желания лезть в технические детали, если им показываешь “красивые бумажки с печатями”. Но если обострять конфликт, то конечно можно нарваться и на изъятие для проведения экспертизы.

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах
Covax:

И в каких это нормальных странах страховка у бпла?

  • разве я сказал конкретно про БПЛА? “Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных странах”. Вы с этим не согласны? ИМХО это логичнее, чем отдавать $5 за регистрацию каждого БПЛА, как в Штатах и при АП с повреждениями на сумму более $500 оказываться один-на-один со следователями FAA и владельцем поврежденного имущества.
bsacpld:

Просто бумажка утвержденной формы, которую вы печатаете на принтере и ставите там свою подпись подтвержающую, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности и обязуетесь её соблюдать.

  • зачем? Этого даже “тупые американцы не требуют” для моделей весом менее 0.55 lbs (тех же 250гр., собственно отсюда эта граница и идет), они их даже UAS не считают.

У меня такое ощущение, что критики не правильно поняли идею - ограничения накладываются на оператора, а не БПЛА. Пример: вот на полочке у меня стоят трансиверы - у одного выходная мощность 100W, у другого 200W. Я имею право эксплуатировать оба, оба у меня зарегистрированы в Роскомнадзоре, но работаю я мощностями не более 100W. При этом де-факто проверить какая мощность у меня в антенне невозможно.
Я говорю о том же самом: легально владеете квадриком с полётным временем хоть 60 минут, но при вопросах проверяющих быстро сажаете с аргументом “у меня в лицензии 10(30) минут полета, вот лицензия, сами смотрите. Сейчас сделаю перерыв/поменяю акккум и еще 10(30) минут летать буду.” Да на аппе есть таймеры, но кто их будет показывать ППС’никам? Зато у всех властьимущих есть радость от того, что ограничения введены.
Вообще вспоминается бородатый анекдот про Сталина и Кремль, покрашенный в синий цвет. Судя по тому, что реакция только на ограничение времени полета (которое вообще может быть в 2-3-5 раз больше), с остальным в принципе согласны. Можно конечно и точно “скопировать” FAA Small Unmanned Aircraft Rule (Part 107) - www.faa.gov/uas/media/Part_107_Summary.pdf, но нужно ли?

Дополню: почему я сторонник разных “сложных” категорий? Вот по вышеприведенным правилам FAA получил лицензию на UAS и летай хоть на 500гр, хоть 25кг - проще? Но посмотрите учебную программу FAA для получения " remote pilot airman certificate with a small UAS rating": www.faa.gov/…/remote_pilot_study_guide.pdf
Все готовы выучить всё это для того чтобы летать на Phantom/Mavik или самосборе 0,5-1кг? Или будет лучше сдать простенький тест на условную “3-ю категорию” и летать в своё удовольствие абсолютно легально?

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

Объясняю: новичок получает 4-ю категорию и право пилотировать только в режиме визуального контакта с моделью, исключается возможность “зарулится” в шлеме/очках; 3-я категория для FPV-гонок и “просто полетать”; 2-я и 1-я категория для “летать далеко и высоко”. Время полета по большому счету будет “отмазой” для проверяющих, а не фактическим ограничением для “летающих”.
Полная аналогия в использовании радиочастотного ресурса - чем выше категория, тем больше разрешенных частотных диапазонов, больше разрешенных видов модуляции и больше разрешенная мощность передатчика. Новичок с 4-й категорией может работать в эфире только на УКВ с мощностью передатчика 5Вт (безлицензионная альтернатива - LPD и PMR); 3-я категория дает доступ на КВ с мощностью передатчика 10Вт; 2-я поднимает мощность до 100Вт (до 50Вт на УКВ); 1-я - 1000Вт (до 500Вт на УКВ).
Это всё было пройдено в XX веке различными радиослужбами Мира - и государственными, и любительскими, и коммерческими. Сейчас повторяется история с “дронами”. Глупо не использовать уже имеющееся правила игры и наработанный опыт регулирования.

Про страховку Вы не правы - какая разница для чего использовался килограммовый квадрик, влетевший в лобовое стекло вашей машины? Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных странах.

Про коррупцию Вы также сильно заблуждаетесь - позывной свой получал в 80х прошлого века, в 90х-2000х сдавал на 3-ю и 2-ю категории (мог бы получить и 1-ю, но она мне банально не нужна), на руках более 5 свидетельств о регистрации РЭС, как стационарных, так и мобильных. В машине стоит трансивер, на рюкзаке всегда УКВ-станция, при вопросах ППС/ДПС достаю документы размером со старые автомобильные права и демонстрирую сотрудникам - вид бумажечек на которых стоит печать с гербовым орлом снимает все вопросы. При этом ничего ни разу не платил, всё оформляется через госуслуги и/или через электронную почту. Я чаще пользуюсь “электронкой”, но подписываю все файлы КЭП. На все виды оформлений прописаны административные регламенты с точным перечнем документов (кстати, минимальным) и четкими сроками выполения услуг/работ.

Ну и про вес: как раз в вашем варианте много больше “геммороя и поля для коррупции” - какие бумажки для игрушек и мелколётов с взлетным весом меньше 250 грамм? У меня дочь 8-летняя гоняет на JJRC H11D, а у него ЕМНП взлетный в FPV конфигурации 170 грамм. Всё что меньше 500 грамм нужно вообще из авиационного законодательства выводить, что позволит на подавляющем большинстве мелких моделей летать и с FPV, и с GNSS, и с “видеорегистраторами”.

К слову, я без проблем могу создать кучу проблем радиослужбам UWSS, но почему-то этого не делаю. Равно как знаю, что указано в AIP UWSS и расписание регулярных рейсов, поэтому даже в голову не придет поднимать что-то в воздух на курсах взлёта и посадки.

Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

Pilot1956, многое в вашем предложении правильно, но слишком многое имеет “коррупционную составляющую” и пересекается с уже действующим законодательством. Да и честно говоря, Вы отталкиваетесь от принципа “держать и не пущать”, хотя сами же приводите абсолютно правильный пример - закон “Об оружии” №150-ФЗ.
Ваше предложение уже разобрали по пунктам, дополнительно замечу лишь, что предложения п.4 уже закреплены п.п.23 и 24 Конституции РФ и ст.152.2 ГК РФ, а ответственность и состав преступления указаны в ст.137 УК РФ.
Лично я бы предпочёл систему, одновременно близкую к системе США и имеющемуся в России системе присвоения категорий и позывных сигналов гражданской любительской радиослужбы:

  1. Гражданин заявляет о своём желании зарегистрироваться в системе учёта “операторов БПЛА” через, например, ГосУслуги.
  2. После этого он сдает тест на знание правил использования ВП. Сдача теста должна быть организована по той же схеме, что и сдача тестов на получение позывных сигналов любительской радиослужбы с выдачей экзаменуемому результатов в виде некого шифрованного файла. Точно также возможно присвоение категорий, дающих право на управление разными классами БПЛА.
  3. В соответствии с полученной категорией оформляется и оплачивается электронный страховой полис.
  4. Результаты теста и номер/ключ полиса загружаются в ранее созданную заявку.
  5. Гражданин получает лицензию “оператора БПЛА” в которой указывается категория и уникальный номер. Номер наносится на любые БПЛА способом, позволяющим однозначно идентифицировать владельца.
    опять же, если проводить параллели с любительской радиослужбой, то достаточно 4-х категорий, имеющих, например, следующие ограничения:
    4-я категория - полётный вес БПЛА до 1кг, продолжительность полёта до 5 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 150м, высоты до 30м.
    3-я категория - полётный вес БПЛА до 2кг, продолжительностью полёта до 10 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 300м, высоты до 50м., разрешено применение оборудования FPV и GNSS
    2-я категория - полётный вес БПЛА до 15кг, продолжительностью полёта до 30 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 2500м, высоты до 100м., разрешено применение любого дополнительного оборудования
    1-я категория - полётный вес БПЛА до 29,9кг, без ограничений продолжительности полёта, без ограничения удаления от оператора, ограничения по высоте - определяются ВП класса G для местности полёта, разрешено применение любого дополнительного оборудования
    При этом для 1-й и 2-й категорий должны быть обязательными планирование полёта с учетом NOTAM, “заявительная” подача плана полёта в ЕС ОрВД РФ за 24 часа до взлёта и обеспечение актуальности своих контактных данных в единой базе. При осуществлении запусков “оператору” нужно лишь иметь при себе лицензию и действующую страховку, чтобы не возникало вопросов со стороны любых “структур”.
    Логичным было бы для 4-й…2-й категорий проводить только теоретическое тестирование и только для 1-й - практический экзамен навыков пилотирования. С большой долей вероятности, самыми массовыми будут 2-я и 3-я категории, за 1-й “пойдут” только те, кому это действительно нужно. Разумной будет стоимость страховок на год порядка 500₽, 1000₽, 2000₽ и 5000₽ для каждой категории, соответственно.
    Что же касается БПЛА с полетным весом менее 0,5кг, то они должны быть вообще выведены за категории. А уж отнесение авиамоделей к “воздушным судам” - это вообще за гранью добра и зла.
    При этом регистрация каждого отдельного БПЛА мне видится не нужной процедурой, особенно в том виде, как оно предлагается в проекте постановления. Вообще меня удивляет, что никто в законодательных и исполнительных органах не воспользовался уже имеющимся опытом регулирования в сфере радиочастотного ресурса, а ведь просматриваются явные параллели.
RadioLink AT10 2.4GHz 10CH
LEXX3819:

…Если нет приемника r12ds, не стоит аппу переключать в 12 канальный режим(с 9 и 10 приемником не совместим)

  • а давайте уточним, речь про R9D/R10D или R9DS/R10DS?
    На днях приехала R6DS, забиндилась к AT10-II без вопросов, проверю влияет ли на работу выбор режима 10 каналов или 12.

Кстати, спасибо за информацию по обновлению из-под Win 10 - последние компьютеры с Win XP остались только на работе, пришлось аппу везти с собой.