Activity

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Я касторку покупаю у Русхима, сайт так и называется, 900 гр за 419, езжу сам, поэтому доставка не дополняет стоимости, получается за 50 гр за 23.30 руб. В аптеках подороже будет. При плотности касторки 960 кг на м3 это практически 50 мл. Касторка индийская, салатового цвета.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Кстати, когда стали собирать эти модели возник вопрос об эмалите. Покопавшись в интернете выяснил, что эмалит это лак НЦ-551, производится в Ярославле ООО ХИМПРОМ-М, сайт у них такой же. Списался с ними, минимальная партия 2,5 кг, без проблем перевел денег менеджеру и прислали СДЕКом. В первый раз еще в советской банке, которую отверткой крышку надо поддевать. Хватило его примерно на 2 года, что бы не сох после открытия я делаю так, наливаю сколько необходимо не через край, а зачерпывая чем нибудь( удобно желтенькой упаковкой от киндер сюрприза, что внутри яйца) и потом просто обратно закрываю банку. Главное следить чтобы эмалит не попал на стык крышки и банки и не усердствовать при открытии, что бы не промять борт крышки, обеспечив т.о. герметичность банки. В этом году купил еще, уже прислали в новомодной банке, с крышкой с кольцом вокруг, открывай/закрывай на здоровье сколько угодно😊 Цена вопроса 3000 за 2,5 кг

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Коллеги, а кто помнит как фитиль сделать? Я что то припоминаю с фиксажем по моему работали, в его растворе вымачивали веревку. Или в хозяйственном селитру покупали? Забыл, не могу вспомнить хоть убей

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Теперь помог аукцион Мешок. Разыскивая чего то очень нужное, чуть не упал со стула, когда увидел эту коробку: Это набор №7 Тренировочная фюзеляжная модель планера. Виталий Саныч чуть ли не зубами вцепился в неё, когда она приехала, и со словами Это соберу я! гордо утащил её к себе на дачу, где и проковырялся с ней все прошлое лето, а поработать было над чем. Весь шпон был винтом, рейки высохли и ломались от легкого нажима… По осени он пришёл с готовым фюзеляжем и необтянутым крылом, и со словами, Ну крыло ты уж как-нибудь сам давай, ретировался работать с детьми 😂 В общем как видите до крыла руки дошли только сейчас, но к осени оно будет полностью готово и модель взовьется в воздух. Вот еще один пример упрощенчество, модель разработана в 1956, данный экземпляр датирован 1961, а предыдущий набор разработали в 1963, и от фюзеляжа не осталось ничего… Правда крыло сделали из двух половин, что однозначно упрощает перевозку модели.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Да, пожалуй так вернее и проще будет 😄 Ну а у меня пока с кордовыми все. Остались планера. Сначала попался вот такой набор №21 Фюзеляжная модель планера Собирая его все время раздумывал о его названии и не мог понять почему же это все-таки фюзеляжная модель… Спустя два года время само расставило все по своим местам…

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Думаю вы правы, немного не просчитали этот момент, но теперь уж как есть, ежели поломается, найду новую, благо на Авито их достаточно часто бывает и соберу с учётом ошибок. В любом случае спасибо за замечания, это важно

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

И он скорее всего и есть реинкарнация предыдущего. Но какая… Вместо простой фанерки для крыла, в набор вложили две пенопластовые спрофилированные половинки, без всякого лонжерона, Мало того что хлипко, так еще и пенопласт этот жутко боится компрессионного топлива. Стабилизатор, руль высоты и Киль сделаны из пластмассы, которая ломается на ура, особенно штырьки крепления руля высоты. Этот набор собрал Серега, два раза он ломал крыло при сборке, мы с ним вставили туда зубочистки и палочки от суши, стало покрепче. После сборки весь пенопласт промазали ПВА, потом обтянули микаленткой на ПВА, после сушки покрыли аквалаком, и сверху всю модель проэмалитили. Думали спасем от горючки… Не помогло, когда фотографировал её что бы сюда выложить, обнаружил что часть задней кромки до центроплан примерно с обоих сторон отсутствует, это мы запускали и опробовали двигатель на ней, потом протирали от горючки и все равно где то она просочилась внутрь.😒 Модель пока не летала и теперь даже не знаю получиться ли её запустить, не сломав при запуске двигателя крыло… Вот порочная практика упрощения илиулучшения без элементарных раздумий о том, как это отразится на модели…

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Ну а я пока буду двигаться дальше. Со временем я стал обращать внимание, что некоторые наборы существуют как-бы в двух ипостасях, старые и новые. И в общем это было бы логично, т.к. мир не стоит на месте, меняются технологии, появляются новые материалы. И логично, что со временем устаревающий набор должен заменяться чем то более новым. Но к сожалению тут меня постигло разочарование. Обновленные наборы стали хуже. И вот пример: Такой набор вы наверное все видели и знаете. Данный экземпляр пока я еще не собрал, ничего особо примечательного в нём нет, в принципе это тот же По-2…. Данный набор согласно схемы разработан в 1956 году, непосредственно этот выпущен в Гомеле скорее всего в 1984. Но перед ним я купил другой, который вы тоже скорее всего все видели и знаете.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

А выложите это фото если не сложно. Я почему то помню, что 10 был маленьким, примерно вполовину от 9, и еще у него были другие стабилизаторы, а обтекатель был из дерева. Как то помню сидим мы с другом в кабине Газ 52, нас на нем возили на соревнования, там будка была с местами для сидения, ну сидим бутерброды точим с чаем, и тут слышим орут: Воздух!. Мы значит по сторонам смотрим, и тут кааак грохнет по крыше, мы как рванули из кабины. Смотрим бежит водитель этого газона, запрыгивает на подножку, потом на крыло и на капот, смотрит на крышу и каааак полшёл мат на всё поле. Не сработал вышивной заряд, и этот ГИРД 10 прям в крышу газону и прилетел как баллистическая ракета, вмятина была солидная 😄

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Кстати коллеги, подскажите пожалуйста, если кто-то тоже занимался ракетомоделизмом, не было ли случаем такого же набора, только ГИРД 10? Я совершенно точно помню их на некоторых соревнованиях, в классе копий, у разных команд. Но вот делали они их сами или все-таки это тоже была «посылка» я так и не понял. Уж очень они были похожи у разных команд….

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

У нас тот клуб что на Котовского, про который я писал, тоже в результате закрыли, году примерно в 93. Хорошо, что параллельно существовал клуб на Комсомольской 5А, в котором мы сейчас и занимаемся, этому клубу в этом году 60 лет исполнилось, именно с него и начинался авиамоделизм в нашем городе.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

В общем как Вы уже поняли, мечта осуществилась. Собрал я его, и радостный успокоился, как вдруг при очередной покупке то ли «посылки» то ли микродвигателя, продавец спросил, типа тут еще вот что есть, но некомплект, заберете до кучи 😀 Радость перешла в эйфорию. В общем поразмыслив и придя к единому мнению, что два гирда это хорошо, но зачем?, решили сделать носитель мягкого ракетоплан («рогало»), который и покоится внутри белой ракеты, совместно с системой спасения самой ракеты. Здесь уже не стали строго следовать какнонам, и сам ракетоплан и систему спасения изготовили из лафсана 00.3 мм, т.к. для ракет каждый грамм на счет.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Следующим логическим шагом был поиск вожделенной копии ГИРД 09. Эти посылки Григорич зажимал, никому не давал, и видели мы их только на соревнованиях у других участников. Слюньки текли, да не судьба…. Но Авито….😂😂😂

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Ну раз уж разговор зашёл о полях то вот ещё немного раритетов. Я помнится рассказывал, что взяв с собой сколоченный за лето По-2 вместе с другом пришел в аивиамодельный клуб, который тогда располагался на ул. Котовского, в отдельной пристройке. Руководитель авиамодельного кружка посмотрел на мое творчество и сказал, что я молодец, но маловат еще для авиамоделизма( это был 3-й класс), взял нас за руки и отвел в следующий кабинет, где располагался ракетомодельный кружек. Руководил им Александров Николай Григорьевич, который очень обрадовался вновь прибывшим, и быстро усадил нас катать ракеты, т.к. приближались какие то соревнования и нужно срочно было обеспечить массовость от нашего клуба. Прозанимались мы там с друзьями до 6 класса. Это одни из самых теплых воспоминаний из детства, соревноваться ездили на Медвежьи озёра окол Щелково, и даже как то на областыные попали. Ну а щедрое Авито дало возможность немного понастальгировать, когда нашёл посылку с ракетой.

Прошу прощения, за неимением времени не стал разворачивать систему спасения, парашют сделан из микалентки, из апгрейда только стабилизаторы из миллиметровой фанерки, сточенные до приемлемой толщины. Потихоньку нашёл там же на Авито и МРД разнообразные и запалы, осталось за лето допилить стартовый стол и также по осени хотим запустить с ребятами.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Да лето ждали, а как наступило, так дети по дачам и пионерлагерям, а коллеги по отпускам 😦 Ну решили в сентябре выбрать выходные теплые и сухие и устроить массовый выезд куда-нибудь в поля, есть же еще ракеты и большие планера

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Но что то мы все о кордовых… Есть же и другие «посылки» времен СССР… В общем набор №6 Схематическая модель самолета. Собирал её мой старинный приятель Серега, мы с ним с 1-го класса. Ещё по авиамодельной секции помню, что модели у него всегда получались не супер, поэтому когда он собрал её, то было ощущение прям возврата в детство 😃 Зато винт ему однозначно удался. В Наборе не хватало алюминиевых законцовок, поэтому было принято решение изготовить их из бамбуковых тонких речек, размочив их и обернув вокруг малого огнетушителя. Очень даже технология 😄 С обтяжкой он боролся сам, проделал дыру, заклеил её и все-таки обтянул модель. Пока не запускали, ждали тёплой погоды.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Кстати, наш предыдущий руководитель клуба, Жолобов Юрий Николаевич, безвременно покинувший нас 4 года назад 😢, снял с этой модели размеры и уменьшив их, собирал с пионерами уменьшенную копию под Мк17, в общем тоже неплохо летает, мы иногда с ребятками берём их и летаем у нас на стадионе на коротких кордах.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Всем привет. К великому сожалению работы накидали столько, что поездка на кордодром отложилась на неопределенный период 😦… Но зато удалось выскочить из командировки на пол суток, и заскочить в любимый клуб для нового материала обзоров. И так продолжим. Глядя на мою одержимость и другие коллеги стали интересоваться происходящим, и попросили чего-нибудь собрать 😃 Я конечно же не стал отказываться и, предупредив об условиях сборки, раздал имеющиеся к этому времени наборы. Набор №18, Кордовая пилотажная модель самолета. Собирал мой друг Виталь Саныч. В общем тут ничего особенного, собрано по инструкции, обтянуто микаленткой. Летает замечательно, делает все фигуры, единственный нюанс - при жесткой посадке на твердое покрытие кордодрома шасси играют и пробивают бумагу на передней кромке крыла( на отдельном фото видно место ремонта). И еще очень крепкая модель, в прошлый раз, пионер так закрутил её вокруг инструктора, что тот ничего не успел сделать и модель колом вошла в асфальт. Результаты - поломанный винт и отметка в асфальте, более ничего 😊

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Соглашусь, вот у нас клуб поддерживается городом, помещение, свет, водопровод. И ребята занимаются бесплатно, а руководитель получает небольшую зарплату как преподаватель дополнительного образования. К нам когда детей приводят, то послле ответа на вопрос сколько стоят занятия, родители чуть в обморок не падают, как это бесплатно? А разве так бывает? По поводу моторов, мы пока не сильны в кордовых дисциплинах, только развиваем это направление. Поэтому летаем как и прежде на КМД, МДС 15, это был такой компрессионный 2,5 куба, сделан как альтернатива КМД, но КМД покруче конечно. Ну и возможности ищем на Авито старые «новые»… Напрмер как то покупал я Комету для эксперимента, а продавец говорит, есть еще 5 Мк12в, новые но коробочки открыты, заберете оптом за 5? Я взял. Приехало все это, я их посмотрел, видимо одни из последних, стружка на рубашке, коленвалу, шатуне и т.п. Ну ок, разобрал доработал, собрал, с маслицем проворачиваю, скрежет в ВМТ, ага понятно, разобрал, порылся в загашниках нашёл притир нужного диаметра, паста ГОИ, керосин, немного труда и вуаля, мотор завелся с 3 попытки, обкатал минут 15, и остальные точно также, и теперь на них первоначально летаем, втыкаем, моем и опять в бой, А МДС и КМД для соревнований. Еще экспериментируют с Метеором, там много доработок, но думаю допилю, будет на Воздушный бой самое оно. Ритм особо не используем, он и тяжеловат и более редок, хотя если с ним поколдовать то для обучения гоночному старту очень даже ничего… Ну а серъезные спортсмены на сколько я знаю бой ведут на украинских Форах и Фуриях, Тайфуны используют. Ну иномарки какие-либо. По поводу Китая не скажу, не в курсе

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Ну а мне перед командировкой улыбнулась удача, пришла посылка, набор №15А, нарыл его на Мешке: Набор был запечатан, но однозначно его вскрывали т.к. нет бумаги папирусной и резинки. Всё остальное на месте и самое главное это конечно же чертежи. Теперь исполнится еще одна моя мечта, построю гоночную модель, которая по информации от одного из форумчан является тем самым набором №12, предшественником набора №22 😄

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Соглашусь, к великому сожалению ИМХО мы забрали с собой из СССР неприятную черту всё относить либо к белому либо чёрному, без полутонов. Сейчас мощнейшее развитие робототехники, беспилотных технологий, и, на их фоне, чистый спорт авиа, ракето, судо, автомодельный в полном загоне. Только энтузиасты типа нас продолжают работать с детьми в этом направлении, спорят с градоначальниками, выпрашивают хоть какую то помощь, сохранение помещений и т.п. Хотя конечно по счастью встречаются и вполне себе успешные модельные клубы, которые поддерживает администрация, один из примеров авиамодельный клуб в Орске, на базе дворца пионеров. На Ютубе есть несколько видео от них.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Ну и завершая «кирпичную» тему, конечно же после Миг-3, коллеги вспомнили про Як 18 такой же конструкции. Прошерстив Авито был найден достойный экземпляр за приемлемую цену( внимание реклама, на Сахалине продается такой же, по моему за 2500, кому нужно поищите 😃). К нему же был найден аутентичный Мк16( тут пришлось немного разориться, из 3-х купленных получилось в оконцовке собрать 1, но зато работающий). Винт Термиковский, немного подрезаний, т.к. из-за низких стоек шасси стандартный цеплял землю. Ну и конечно же спрофилировал крыло, добавил в него облегчения, тягу сделал наборной. На коротких кордах летает замечательно. К сожалению вчера выяснилось, что все видео полетов вышепредставленных моделей исчезли в неизвестном направлении, никто из коллег не смог найти, поэтому запланирован специальный выезд на кордодром в Чертанов, думаю на следующей неделе. Тогда и выложу сюда. На этом пока все, завтра в командировку, как вернусь, подготовлю еще материал и продолжим обзоры 😊

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Соглашусь с Вами, нам как то город с барского плеча закупил посылок современных: PMLabОмских кордовых пилотажем, для воздушного боя, свобонолетающих планер типа А1 и А2 и т.п. Мы сразу же убрали все это хозяйство подальше, и работаем с ребятами от простого к сложному, сначала зальный метательный планер из пеноплекса ( раз в год у нас проводятся городские соревнования по этим планерам на кубок Грущанского, основателя авиамоделизма в городе), потом простейшая бойцовка из фанеры и сосны, потом пилотажная из наборов или по нашим чертежам, но тут уже и бальза и карбон и т.д. А наборы в основном дарим на д/р или занявшим призовые места на соревнованиях. Ребята их собирают практически сами за несколько занятий и утаскивают домой 😃) хвалиться одноклассникам.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Надеюсь всем будет интересно, как змей летает, сам честно говоря был очень доволен 😃 Однако к этому времени наборы стали плодиться как грибы после дождя, и неожиданно на Авито всплыл тот самый МиГ 3, который когда-то очаровал меня в пионерском лагере, и навсегда затащил в сети авиамоделизма:))) Собирал модель неспешно, наши пионеры также с интересом следили за работой, иногда спрашивая, а это Вы что такое Сергей Александрович собираете? Летающий кирпич? Я посмеиваясь отвечал, да, вот эксперимент провожу… В общем поразмыслив, сделал небольшой апгрейд: крылу придал более менее аэродинамическую форму, путем обработки задней и передней кромок, и в обоих полукрыльях сделал облегчения. Двигатель согласно инструкции Мк12в. Нашел также на просторах Авито. После разборки, промывки, сборки обнаружилась недостаточная компрессия… При попытках запуска из под контрвинат немного сочилось топливо, что говорило о недостаточном прилегание контрпоршня. Проблема решилась довольно оригинальным способом, при очередной разборке у меня появилось ощущение что диаметр контрпоршня мне что-то очень сильно напоминает… Предчуствие не обмануло, это били наши российские 50 копеек. Вставление поверх контрпоршня, они добавили герметичности и двигатель стал стабильно запускаться и работать.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Ну как я писал, тот По-2 я худо-бедно собрал, с ним кстати и пришёл в авиамодельный клуб. Да, не было мотора, да даже если бы и был, топливо, как завести, еще же корды сделать надо и т.п. В общем затея конечно сразу была обречена на провал. 😦(( Но в качестве стендовой возможно очень даже и могла бы пылиться на полке

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

В процессе накопления материала для сборки, стали попадаться не совсем самолетные посылки, все же относящиеся к авиации. Рассудив, что раз уже музей ретромоделей, то и эти артефакты тоже найдут в нём достойное место. И так: коробчатый воздушный змей. Много раз наблюдал их запуски, но никогда сам не запускал. В общем собрали, поехали на карьер и заодно его захватили. Минут 30 разбирались с системой управления и балансировки, привязали 2 гаечки М10, подвигали туда/сюда на леере и вуаля! Полетел родимый!

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Сразу хочу объяснить почему стараюсь соблюдать именно ту технологию сборки, которая описана в инструкции к модели. В этом чате как то видел фото старой советской газеты, в которой была табличка с рекламой Посылторга и перечнем моделей, которые можно было приобрести через почту. Т.о. в СССР любой мальчишка хоть в Москве, хоть на Сахалине мог выписать себе модель, выпросив у родителей денег, и собирать её самостоятельно, дома, без грамотного руководителя авиамодельного кружка, руководствуясь только своим пожиманием инструкции( а иногда к сожалению она имел двойственное трактование одного и того же процесса), и, соответственно, довольствуясь только вложенными в посылку материалами, которые к сожалению очень часто были довольно низкого качества. Поэтому собирая теперь эти наборы, я стараюсь встать на место этого мальчишки, и выходить из ситуации подручными средствами, стараясь не заменять кривой материал на новый, ровный и т.д.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Эту модель пока не запускали, в прошлый раз когда ездили на коридором в Жуковский забыли её, а без него у нас в городе к сожалению полетать негде. На модели установлен Ритм четырехболтовый. В дальнейшем планирую после обкатки апгрейд задней крышки по чертежам из МК. Т.к. выхлоп у данного двигателя кольцевой, дренаж сделал длинный с выходом к выхлопным окнам, для заливки порции топлива сразу во время заправки. Двигатель новых, немного покатал его на стенде. Обтянута модель крашенной микаленткой. Надеюсь в этом сезоне найдутся время для полета на ней, обязательно сниму видео и выложу сюда.

кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Вторая модель которую хотелось собрать была конечно же Кордовая гоночная модель самолета, набор №22. Не могу вспомнить точно, но однозначно видел этот набор в авиамодельном, его выдавали ребятам постарше, лет так примерно с 14-15, уже летающим по кругу и умеющим делать простые фигуры типа прямая петля, полет на спине и т.п. Тогда наличие всех этих деталек для системы управления, колесиков и конечно же фонаря кабины приводило в благоговейный трепет. Тем не менее НИ ОДНОЙ построений модели я так и не увидел. Набор действительно был довольно сложен в сборке.