Activity

Опрос: в чем пишете проги для pic'ов?
Gold:

быстрые компиляторы или компиляторы генерящие быстрый код? большая разница 😛

Согласен! 😃 Конечно, здесь я имел в виду второе - компиляторы, генерирующие оптимальный код.

Кстати, не всегда “оптимальный” - значит быстрый. Бывает, что размер кода намного более важен. Например, как раз было необходимо упихать все бортовое ПО в заданный объем, не помню уж, сколько было доступно, по-моему, 512 кБ на-все-про-все. Ну, пришлось извращаться, но сделали, код был совершенно невменяемый местами, зато компактный.

Опрос: в чем пишете проги для pic'ов?
Lom:

Время от времени приходится питсать программки для контроллеров (пиков)-бывают иногда приступы электроники.

При аналогичных приступах 😃 использую Микрочиповский ассемблер и СС5х компилятор для С.

Почему использую ассемблер? Многие приложения, которые я писал, требовали или жесткой привязки к внешним событиям (например, управляющих сигналов от приемника), или не менее точного тайминга (опять-таки, близкая тема - программный ШИМ для управления двигателем). Оказывалось, что намного проще вручную написать и подсчитать времена, чем полагаться на С-компилятор, когда малейшее исправление в исходном коде приводит к изменению объектного кода.

С другой стороны, большая часть кода может быть написана на С. Именно так и следует поступать, особенно когда требуется хоть какая-то переносимость. Программу на ассемблере даже с одного ПИК’а на другой на том же ядре не так-то просто перетащить, не говоря уж о переносе кода, скажем, с 12 на 16 серию. Самая большая моя программа на ассемблере для ПИК’а размером в 2000 строк - и это уже где-то на пределе управляемости надежностью. Все-таки из моей практики, подавляющая часть кода - платформенно-независимая (или может быть сделана такой с минимальными усилиями).

Что касается качества кода, например, СС5х компилятора, то меня он вполне устраивает. Правда, на всякий случай, обязательно просматриваю код, проверить, что этот компилятор нагородил. Иногда получается черте что, но с желанием переписывать борюсь - а зачем, если все и так работает, причем как по времени, так и по памяти?

Поэтому вывод мой такой - переходить на С смысл, безусловно, есть.

toxa:

…задача других людей - разработчиков кросс-компиляторов для конкретной платформы.

Я как раз из разряда вот таких вот людей. 😃 Я чуть выше написал, что иногда, когда смотрю в код от СС5х, руки чешутся написать кросс-компилятор, причем для Модулы-2, на ПИК. Тут немножко рекламы пойдет, можно? 😃 Мы как раз этим занимаемся, делаем самые (ну или одни и самых) быстрые компиляторы в мире, например, для Java. Excelsior Вот даже для российских спутников делаем кросс-компиляторы Компиляторы для спутников Так что для PIC соорудить - раз плюнуть.

Архитектура PIC - вполне нормальная, хотя система команд и минимальная, оптимизаций на ней можно много сделать. (А интересно, почему на PIC не сделали слота задержки при перехода как на MIPS, а тупо исполняют nop?) Как правило, чем более запутанная и сложная система команд, тем проще оптимизатору сделать нечто такое-эдакое. На VAX’е с его разнообразием команд наш оптимизатор такое рожал, что вручную никаким чудесным образом сделать не получится.

Так что переходить надо на С, чтобы время зря не терять, а ассемблер - ну, иногда можно и на ассемблере, по-старинке. 😃

Вопрос по himax
gvv7302:

Да ну ты дал!!! Ты самый мошный двигатель кипил он же 200 ватт выдать может.
Ты без проблем 3D можешь крутить на модели 1,2 кг. 😃 😃 😃
Так что кто имеет этот двигатиль тот не жалуется.

Я не то что бы жалуюсь, а слегка огорчаюсь, поскольку теперь надо а) нормальные аккумуляторы покупать б) думать как увеличивать будущую модель и надо ли оно мне.

На самом деле в списке моторов, на которые я нацеливался изначально, были моторы намного слабее, но вполне мне подходящие. Но оказалось, что в ближащем магазине были (виртуально, на складе) AXI 2212/20, 2212/26, 2808/20, 2808/24, Himax 2812-1080, 2816-0890, 2816-1220. А по факту оказалось, что
только один из самых мощный был на прилавке, времени думать было чуть - либо покупать, что есть, либо остаться без мотора совсем на неопределенный срок. А говорили, что в Штатах моторчики на деревьях растут… 😃

Я вот на него смотрю и думаю. Вес у него меньше 80 грамм, что примерно на 30 грамм меньше, чем 400 с редуктором. Ничего под рукой, кроме Е-Стартера. А не поставить ли мне это чудо на Е-Стартер? Интересно, крылья оторвуться или нет? 😃 М-да, времени нет собрать новый самолет.

Продолжил опыты. Подцепил тамиевский автомобильный пак (6 банок, NiCd, ~2Ач), винт 10х6. Мама… Похоже, что с ЭТИМ действительно можно 3D крутить и не только. Пришел товарищ, он катается на машинках 1/10. Дал ему мотор (на консоле, чтобы держать можно было рукой), полный газ. Товарищ потерял дар речи. Уходя домой, был грустный. Кажется, думает о том, где взять денюжек на б/к - поставить на машинку. 😃 Все-таки конкретно этот мотор намного мощнее, чем мне надо.

Вопрос по himax

Привет!

У меня Himax HC2816-1220, покупал в Штатах, стоит $72.

Комплектация выше всяких похвал. К мотору есть все необходимое, включая крепления мотора (два вида - на раму или на вынос, как на самолетах от GWS), крепление винта на выбор - цанговое или проп-сейвер, ответные “бананки” для контроллера. Не забыли положить даже винтики для крепления мотора и ключ-“кочергу” для стопорного винта на вале мотора!

Ротор на довольно толстой оси (4 мм) и паре шарикоподшипников, никаких замечаний к исполнению нет. Все очень тщательно собрано, ровная и плотная намотка (видно через широкие окна). Вал проворачивается с хорошей “компрессией”, на мой взгляд, магниты вполне нормальные.

Вообще-то я сделал глупость, что купил этот мотор. Он оказался слишком мощным! Испытания пока только стендовые провел, да и то не в полном объеме (нет винтов для экспериментов), но вижу, что это перебор для моих планов. Подключил к Castle Creation Phenix-25, все крутиться со страшной силой - без дураков. Точнее, дураком был я, когда решил прицепить винт GWS 11х4.7 на проп-сайвер, притянул одной резинкой. Примерно на 8А и 8В винт сорвало к чертовой матери, он пролетел по комнате и развалился от удара о стену. Повезло, не в лоб. Не ожидал такого.

На холостом ходу примерно 1.3А на 8 банках. На полном газу нормально работает только с батарейками не меньше 1400-1700 мАч, иначе сильно просаживает напряжение при резких ускорениях вплоть до отсечки на 5В. Нагреть хоть сколько-то мотор моими аккумуляторами не представляется возможным - аккумуляторы начинают греться намного раньше.

На максимальных оборотах наблюдалась вибрация. Выяснилось, что на банку наклена тонкая полоска HIMAXX BRUSHLESS OUTRUNNER и все такое, примерно 2/3 оборота. Отклеил ее, малейшие вибрации исчезли! Звук работающего мотора чрезвычайно приятный во всех отношениях. 😃

В общем, мотор очень мне понравился, жаль только, что слишком “горячий” для меня.

Птичка

Наконец-то и меня птички заметили. Вчера вечером летал на самолетике. Из ближайшего леса неожиданно вылетели две птицы весьма хищного вида и напали на самолет! Заметьте, птицы нападали в паре! Прям как в учебниках - один нападает, другой прикрывает хвост. 😃 Они держались в нескольких метрах позади самолета, четко отслеживая все мои маневры. Только крутым снижением удалось прижаться к земле - развернулся и погнался за ними. Одну птицу почти догнал, думал взять ее на таран, но они же очень верткие. 😃 Видимо, они не ожидали такого отпора и тут же улетели обратно в лес.

А вот на мелкий самолет внимания обращают меньше - подлетят, посмотрят и обратно в лес.

Новые батарейки

Hardwarez Community Network 468

Если вы принимаете пищу, или наслаждаетесь каким-либо напитком, рекомендуем эту новость не читать, – можете испортить себе удовольствие.

Сингапурские ученые из Института биоинженерии и нанотехнологий разработали батарейку, для работы которой используется моча. При всей, на первый взгляд, дикости такого решения, оно имеет вполне разумное применение – служить источником питания для проведения автономных экспресс-анализов той же мочи, например, на уровень содержания сахара для пациентов, страдающих диабетом. Необходимые для таких анализов чипы уже существуют, однако до сих пор предполагалось использование внешнего источника питания.

Батарейка представляет собой одноразовый элемент питания, состоящий из пропитанного хлоридом меди слоя бумаги, заключенного между тонкими пластинами магниевой и медной фольги. Вся конструкция заключена в ламинат и по толщине не превышает 1 мм, высота и ширина – 6 х 3 см. Для работы батарейки достаточно всего лишь 0,2 мл мочи, при этом вырабатывается напряжение около 1,5 В при максимальной мощности 1,5 мВт. Производительность может изменяться путем изменения геометрических размеров элементов батареи.

----------------
А если на самолет? 😃

Как летать?

Советы совершенно верные. Но все-таки добавлю из личного опыта общения с такими самолетиками.

nvj:

Неприятней всего - контакт винта с задней кромкой. Контакт винта с травой, вероятно, тоже ни к чему.

Чтобы задняя кромка осталось целой, лучше всего заклеить ее армированным скотчем чуть больше размаха винта. И можно на два раза. Как правило, при неудачной посадке крыло поворачивается на резинках и винта пытается отрезать часть крыла. Со скотчем такого не случится. Да и винт достаточно прочный, почти наверное не сломается. Не забудте ручку газа вывести в минимум непосредственно перед посадкой, но НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ передатчик. Иначе винт может упирется в крыло, а при выключенном передатчике приемник быстренько словит помеху (аппаратура, надо сказать, там так себе…) - двигатель и аккумуляторы быстро взогреются.

Лучше и передние кромки крыльев проклеить нешироким скотчем. Иначе при эээ… нештатных посадках кромка крыла часто разбивается и отклеивается покрытие.

  1. Летать ТОЛЬКО в штиль, часов в 9 вечера в Москве сейчас так. Модель-то сможет летать и при ветре, а вот пилот - вряд ли.

В первые полеты - это безусловное требование! Нагрузка на крыло небольшая, так что незначительный ветер сильно колбасит самолет. Когда еще прочувствал, что да как, тогда уже можно и в ветер летать. Опять-таки, сильный, но ровный ветер намного понятнее, чем пусть слабый, но порывистый! А как научишься - можно в любой ветер летать, так прикольно даже. Особенно когда ветер такой, что модель как вертолет поднимается вверх стоя носом против ветра.

  1. Для первого раза - не трогать управление рулем высоты вообще.

Еще раз - очень верное замечание! Ручки газа хватит за глаза - при полном газа самолет сам задирает нос и идет вверх. Поэтому рулить для начала надо с помощью только “педалей”. Пусть подниметься повыше - больше шансов, что не будет “морковки”. При этом надо выполнять широкие развороты! Если передавить ручку, самолет немедленно вваливается в подобие штопора (точнее очень узкой спирали). Если высоты достаточно, то надо выключить мотор и бросить ручки (ну, оно так само случится - от страха 😉 - в этом случае самолет сам выравнивается - НО ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАПАС ПО ВЫСОТЕ. Мне это не раз советовали и наконец-то я сам это понял.

Если после очередной посадки крыло - пополам, это не беда. У нас купит крыло нереально, а потому я собирал крылья из нескольких кусочков, выкладывал на столе, наклеивал двухсторонний скотч на крылья в местах разломов, сверху полоски “прозрачки” (для проекторов пленка) для жесткости и затем обычным скотчем. ЛЕТАЕТ. 😃 Винт весь покрошенный - опять-таки не купить - собирал на циакрине, а недостающие кусочки заделывал быстрой эпоксидкой, потом шкурочкой - и вперед! ЛЕТАЕТ. 😃

Конечно, это не пилотажный самолет и даже не тренер. Но он очень поогает почувствовать самолет, научится держать пульт в руках. Мне помог. 😃 В целом самолет этот для начинающих в самый раз. Единственные может минус - управлять им действительно легко, так что кажется, что ты крутой пилот. Сильно потом удивляешься, когда что-то более летучее в небо запускаешь. 😃

Вопрос выбора модели

А я как раз вот осваиваю Е-starter и пока пользуюсь ТОЛЬКО элеронами. Намного эффективнее и точнее получается. Руль направления использую пока только в самом конце посадки, для подруливания, когда элероны уже вялые.

Вообще, как только я решил проблемы с центровкой и аккумулятора, Е-стартер после этого летает отлично! Причем я его сам поднял, без инструктора, а это говорит в пользу самолета - насколько легко он дает собою управлять.

Но мне кажется, что даже Е-стартер может оказаться сложным. Раз 7-8 полетов на простой модели и только один успешный - может взять какую-нибудь игрушку вроде Golden Eagle FX или SkyWave. Вот эти точно полетять. Хотя будет возможность привыкнуть дуержать пульт! 😃 Они рулятся только по 2 каналам. А как на этом научшься, тогда уже и дальше.

Понимаю, что даже такая игрушка стоит денег. Но, возможно, это будет дешевле, чем восстанавливать разбитый самолет после неудачного полета. По себе знаю. 😃

Добавлено

Kurt:

А чем верзнепланы от неверхнепланов отличаются? Да и вообще, что это такое и где про это почитать можно?

Если такие вопросы появляются, то я думаю, что мое предложение насчет более простой модели нежели даже, чем E-starter стоит рассмотреть.

Вот ГолденИгл.
www.hobbycenter.ru/product_info_6681.html
Легко взлетает - достаточно дать газ и аккуратно толкнуть самолет. Посадка тоже на вызывает проблем - вывел против ветра, выключил мотор и даже отпустил ручку высоты. Далее только чуть-чуть вправо-влево - сядет сам, посколько отлично планирует. А если повыше забраться - то можно и повертеться. Благо если что пошло не так - опять-таки брось ручки! Сам выправится и перейдет в пранирование, лишь бы высоты хватило.

А, может даже, что-то такое?
www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC3746/

E-starter полетел!
BoB_CfG:

Кстати - на счёт задней части. Тоже самое было у меня и ещё одного человека. Т.е. это слабое место у стартера. Так что имеет смысл хвостовое укрепить например с помощью бамбуковых палочек. Я так делал…

С этого места - детали, пожалуйста. 😃 Как именно и что укреплять? Не соображу что-то.

Насчет запчастей. В местном “Хобби-Центре” мотор+редуктор в сборе стоит больше 1200 руб. А, как вам такое? А в “Пилотаже” меньше 500 руб. плюс пересылка 450 руб. (это же второй комплект получается!) и то меньше стоит, чем у нас в магазине. Оцените же теперь подвиг тех, кто летает вне МКАД! :-)Сорри, ни на кого не хочу наезжать, просто понимаю, в какой дыре живу. Это я про Новосибирск, если что.

Добавлено

valentin74:

первый раз взлетел - самолет летит задрав нос, понимаю что аккумулятор я в отсеке прижал к задней стенеке, плюхаю самолет в траву, педвигаю батарею, полетел ровнее, но есть все равно немного задранность - против ветра набираю высоту легко, по ветру идет трудновато если передвинуть ЦТ еще вперед будет толк или все же мощности маловато ?

Ура, молодец! Ты полетел, и мне хорошо - чем больше людей на Е-Стартере летает, тем больше я в свой верю. 😃

А какие аккумуляторы? Что-то в пред. сообщениях было про аккумуляторы, только я найти не могу. Т.е. аккумы укладываешь в стандартный отсек снизу на фюзеляже?

Как раньше я писал, с передней центровкой у меня не хочет летать. Сейчас центровка стоит примерно в 1 см позади поперечной балочки, той, что в крыло снизу заклеена (надеюсь, что сообразишь, где ее искать 😃 Но, похоже, можно чуток вперед сдвинуть потому, что с нейтральным рулем высоты тянет вверх.

Последний полет
Д_Заточник:

Высота - лучший друг пилота.  Обманчиво кажется, что с маленькой высоты падать не так больно…

Это мне было понятно еще в полете. 😃 Только все равно страшно 😃))))))

Ага, понял, теперь буду знать, что это был КРАЙНИЙ полет.

Последний полет

Я уже написал про то, как наконец-то запустил свой самолет и как все закончилось (лучше сказать, как прошел последний полет, потому как все еще только начинается) E-STARTER ПОЛЕТЕЛ.

В первом полете, когда самолет наконец-то полетел, краем глаза заметил, что мой друг прыгает как угорелый и что-то орет от радости – еще бы, ему столько пришлось побегать с самолетом по полю, безуспешно запуская и запуская модель! Наверное, он единственный кто по настоящему верил, что у нас все получится.

Перед полетом я все тщательно проверяю. Начиная от передатчика (что там с зарядом аккумулятором, какая выбрана модель, легко ли ходят ручки и т.д.) до осмотра всего самолета (как встало крыло, не болтаются ли тяги, что там с мотором, все ли затянуто и т.д.). Стараюсь проверить любые мелочи, ведь я совсем начинающий и все эти мелочи могут мне помешать. Может быть это излишне для опытного пилота, но случись что в полете я-то точно уже не смогу ничего поделать.

Похоже, меня уже переклинило до полета. Проверяю элероны, смотрю от хвоста, ручку вправо, элерон справа поднялся, что за херня, не туда же должен, переключаю реверс, элерон вниз, не пойму, все же было нормально, переключаю реверс обратно. Это такой сигнал мне был, что мозги уже перегрелись от напряжения. Это я сейчас понимаю. Понял бы тогда, не полетел бы.

Расходы стоят у меня одинарные на 50%, а двойные на 100%. И по высоте, и по крену. Взлетаю на двойных, потому как сначала элероны медленно реагируют. Но как взлетел, пальцы приклеились к ручкам и я не могу их отпустить – СТРАШНО! Кажется, что если отпущу, все, самолет тут же свалится на землю. Так и лечу на двойных расходах, а ведь теперь самолет очень четко реагирует на ручку! Особенно по высоте. Не могу переключить на одинарные расходы, хотя вот же тумблер, под пальцем! Вижу, что на почти полном газу и нейтральной ручке самолет начинает постепенно забираться в небо. Надо бы триммом щелкнуть раз по высоте и все будет ОК. А мне СТРАШНО ручку-то отпустить. Умом понимаю, что дуркую, но сделать ничего не могу – ну не соображу, где тут трим! Так и летаю по кругу, спокойно, не торопясь, забираясь все выше и выше. Понимаю, что так и надо, там, на высоте, самолету очень даже хорошо, но мне СТРАШНО, что он же оттуда каааак хряснеться на землю, а потому отпускаю газ до трети и продолжаю так же неспешно кружить поближе к земле, вроде с такой высоты не должен сильно разбиться, если что…

В очередной разворот передавил ручку влево, самолет сильно развернулся влево и прошел надо мной. Это уже не есть хорошо потому, что теряется ощущение высоты полета. Еще раз вывести его влево не решился – радиус разворота такой, что были шансы влететь в деревья (это мне так показалось, конечно – до деревьев было как до Китая пешком), потому стал разворачивать вправо, но передавил ручку, самолет резко накренился и стал терять высоту. Я мгновенно, насколько мог, переложил ручку, дал ее немного на себя (если бы дал сильно, то поставил бы самолет на хвост – как я написал, по высоте очень чутко реагирует) и дал полный газ. Самолет выправился с сильной потерей высоты, но главное – с полной потерей скорости, так что на элероны перестал реагировать. Тут же обратный крен без всякой попытки отреагировать на мои усилия, штопор, земля.

Вот так.

Если честно, я рад, что смог сам, без инструктора, поднять самолет. Ну, до высшего пилотажа мне далеко еще, но мне и этого достаточно для ЩАСЬЯ. Да, самолет разбабахал, придется чинить. Ничего, будет время подумать над ошибками. Все равно я бы не променял того удовольствия и мук (может я мазохист какой?) пока мы пытались поднять самолет в воздух. Наверное, не был бы так рад, если бы все получилось с первого раза.

А кто как в первый раз летал? Это у меня только такой клинч в мозгах приключился или это нормально? Забавно, что через пять минут после краша я уже точно знал, что в следующий раз (то, что он будет, не сомневаюсь), я перестану бояться и буду нормально летать.

E-starter полетел!

E-Starter полетел!!! Да еще как! После запуска с рук (помощник пробежал несколько метров и плавно и легко отпустил модель) самолет практически без проседания довольно резво набрал скорость и бодро двинулся в небо! Мне почти не пришлось удерживать его во время разгона, насколько ровно он шел! Да и в полете идет очень устойчиво держится, мгновенно реагирует на ручку высоты, разворот выполняет ровно, буквально надо чуть-чуть дать ручку на себя, чтобы идти без потери высоты (впрочем, для начала я выполнял развороты с очень малым креном, так что радиус был не менее 30 м). Если отпустить элероны, самолет неспешно, но настойчиво выравнивается. Самое поразительное для меня, что самолет в нейтрале летит на примерно 1/3 газа даже не пытаясь снижаться! Только примерно 1/4 ручки начинает неспешно планировать, но без явных попыток свалится

Это просто чудо.

Почему же самолет не полетел раньше? (См. проблемы с E-starter) На мой взгляд, основных причин две. Первая – ‘дохлые’ аккумуляторы. Я заменил те, что были, на сборку из 8 обычных бытовых ААА, ‘раскачал’ их, так что отдаваемый ток стал почти приемлемым. Вторая – аккумулятора типоразмера ААА взял именно из-за желания сделать самолет легче. Из-за этого возникли проблемы с центровкой – она все время оказывалась крайне передней, вес аккумуляторов был недостаточный для уравновешивания тяжелой моторной группы! Несколько раз встречал жалобы, что GWS модели имеют перетяжеленный хвост. Тут ситуация была наоборот. Как заметил Dendy, я пытался заставить модель лететь только на рулях, что, конечно же, приводило к потере скорости и сваливанию.

После нескольких перекомпоновок сделал так. Приемник оказался в нише, отведенной для аккумуляторов; они сами ушли назад в фюзеляж на полочку перед сервами. Это позволило сместить ЦТ сильно назад, чуть даже далее рекомендуемого GWS положения. Вероятно, поэтому самолет так чутко реагировал на ручку высоты. Именно в такой компоновке все и полетело!

Добавлено

Погода у нас в Новосибирске сейчас жаркая +30С +35С, периодически идет сильный дождь, так что трава на моем аэродроме – выше меня местами. Поэтому проблема посадки меня не особо волновала. Однако и трава не помогла в последнем полете…

У меня была только одна задача – просто держать самолет в воздухе. Это уже большая задача для человека, впервые поднявшего в воздух самолет. Я неспешно нарезал круги или, точнее, квадраты с сильно закругленными углами, один за одним, одни за одним, все время влево, постепенно понимая, что и как надо делать. Самолет летал неожиданно быстро для меня, так что я постепенно стал сбрасывать газ, чтобы успевать реагировать. В принципе, и реагировать-то не особо надо было – чуть-чуть подравнивать крен после разворота и чуть-чуть ручку на себя. Руль направления я вообще не трогал, самолет прекрасно управляется и без него, пока мне большего не нужно.

В очередной разворот передавил ручку влево, самолет сильно развернулся влево и прошел надо мной. Еще раз вывести его влево не решился, потому стал разворачивать вправо, но передавил ручку, самолет резко накренился и стал терять высоту. Я мгновенно, насколько мог, переложил ручку, дал ее немного на себя (если бы дал сильно, то поставил бы самолет на хвост – как я написал, по высоте очень чутко реагирует) и дал полный газ. Самолет выправился с сильной потерей высоты, но главное – с полной потерей скорости, так что на элероны перестал реагировать. Тут же обратный крен без всякой попытки отреагировать на мои усилия, штопор, земля.

Написать это заняло минуту, а всего-то заняло происшествие секунду.

В итоге: аккумуляторы ‘снялись’ со своего места (понятно, что пока балансировал самолет, постоянно двигал их туда-сюда, все на липучке, о надежном закреплении даже не думал), пролетели внутри фюзеляжа, вломились в спид-контроллер, который превратился к кусок непонятьчего, его перекоротило напрочь, аккумы напрямую стали вращать мотор. А редуктор, уже изрядно раскуроченный от предыдущих падений, переклинило, так что мотор тоже встал. Пока добежал до самолета, пока отцепил аккумы, они так взогрелись, что задымился пенопласт, в нем проплавились нехилая дыра, а мотор раскалился – рукой не прикоснись! Винт – напополам! Короче, редуктор восстановлению не подлежит, аккумы можно выкинуть, мотору – крантец, его даже рукой не провернуть. Но сам планер – совершенно целый! Я думал, крыло переломится от такого, но нет – все живо. Приемнику повезло больше всех – он был тщательно спрятан в отсеке, и, как я и думал, аккумы прошли мимо него. А спид-контроллер я починю за 5 минут.

Все это фигня, все можно заново купить. Но самое главное – самолет полетел!

ДА НЕТ, ЭТО Я САМ ТЕПЕРЬ УМЕЮ ЛЕТАТЬ!!!

(См. сообщение о действительных причинах падения. Я решил перенести обсуждение в ‘курилку’, потому, что считаю, что это уже не технические, а скорее психологические причины. В этом же форуме, считаю, место только для тех. деталей.)

Обсуждение самолета Ту-2
Max_SL:

Использовались 2 двигателя Аллисон, из которых один делался специально для Лайтинга, противоположного вращения. Кстати, и турбокомпрессор из-за этого тоже переделывали.

Я нашел, что на Лайтнинг (начиная с его прототипа X-608) сначала ставили Аллисон V1710, причем действительно “правые” и “левые”! Левый винт вращался по часовой, а правый - против часовой стрелки (если смотреть из кабины).

Уже на испытаниях XP-38 (предсерийный образец) выявился бафтинг руля высоты, первоначально принятый за флаттер. Для этого по рекомендации USAAC руль высоты оборудовали весовыми компенсаторами, а также… поменяли вращение винтов на противоположное для уменьшения турбулентности потока над хвостовым оперением!

Но в варианте поставок этих самолетов для Англии (модель P-322) поставили моторы одинаковые, по часовой стрелке! Для чего? Для инификации с моторной группой истребителя Керстисс Томахаук 1, который к тому времени уже поставлялся в Великобританию. Т.е. не захотели заморачиваться с зеркальными моторами. Такое решение упрощали опставку запасных частей.

Однако затем часть этих машин переоборудовали заменой моторов на серию F - и вновь с винтами противоположного вращения! Такие самолеты выпускали до конца войны.

Вот такие факты удалось обнаружить. Это, конечно, далеко от r/c - но это ведь интересно. 😃

Гм. Вот только про Ту-2, с которого начинался этот тред, что-то забыл. 😃)))

Обсуждение самолета Ту-2
Concord:

Отгибные триммеры (ножи) живы и сейчас на спортивных и легких самолетах. Они есть даже на сверхзвуковых истребителях. существуют и отгибные триммеры (пластины, вклепанные в задние кромки цельноповоротного стабилизатора и элеронов). Они предназначены для компенсации несимметричности планера, возникающей на этапе производства и эксплуатации.

Спасибо за информацию, не знал!

Обсуждение самолета Ту-2
vovic:

А в чем разбираться то?
Триммера поначалу были не дистанционно управляемые. Это факт. Потом триммирование было заведено гибкой проводкой в кабину пилота. На современных самолетах их вообще нет, поскольку триммируется система бустеров или ЭДСУ, где она есть.
А то, что на заре авиации триммера вручную на поле устанавливали - было такое.

На заре авиации вообще триммеров не было. Вообще, как на фото первых самолетов смотришь, слабо верится, что на этом можно было летать. Хоть с триммерами, хоть без. 😃

А в 1941 год - когда прототип Ту-2 появился, и тем более в 1943 - если не ошибаюсь, официальный год выпуска Ту-2 - уже все было хорошо с триммерами, плоскогубцы точно были не нужны. Но, как я написал, проверю по Соболеву.

Вообще-то, я написал сообщение поскольку часто вижу (особенно на ТВ), как люди обсуждают что-то ну к ним не имеющего никакого отношения. Я, впрочем, тоже такой. 😃 Трудно ведь удержатся и не сказать своего мнения, правда? Вот и тут на форуме часто встречаются, как мне кажется, люди… эээ… не совсем адекватные. Ну, у всех свое мнения, это понятно. Но я, как совсем чайник и только начинающий, иногда просто теряюсь, кто прав, а кто нет. Приходится создавать себе кумиров, вроде vovic или hivolt. 😃)))

Обсуждение самолета Ту-2

Привет!

Оказывается, не только тут присутствующие обсуждают самолеты. Вот, например, подняли интересный вопрос о копийности самолета, что “прилетает” на сцену в мюзекле “Норд-Ост”:

Обсуждение самолета на сцене

Мне понравилось вот что:

> тут неделю назад побеседовал-таки со своим знакомым экспертом (почти)
> по авиатехнике Второй Мировой. Так вот он утверждает, что на
> двухмоторных самолётах даже в войну ставились движки с симметричным
> (в разные стороны) вращением винтов. Это делается для
> компенсации “закручивания” самолёта. А вот на одномоторных
> обычно прибегают к спец. ухищрениям;).

Или вот:

> Насчёт “немного под углом” устанавливался вертикальный стабилизатор.
> Никогда про такое не слышал, но я только любитель. Зато точно знаю,
> что на малых самолётах как раньше, так и теперь на самой кромке рулей
> (элеронов, руля высоты и направления) стоят небольние 10-20 см длиной
> и несколько см шириной металлические полоски. Их назначение
> компенсировать отклонения самолёта от прямолинейного движения при
> нейтральном положении педалей и ручки управления. Для регулировки
> их подгибают в нужную сторону плоскогубцами (не в полёте,
> разумеется :о))) почти так же, как мы подгибаем краешки крыльев
> бумажного самолётика.

Помогите разобраться людям. 😃

Кубок Сибири 26-27.06 по R/C моделям Новосибирск
alexlord:

подскажи куда суватся будет 2 - 3 человека с красноярска
проживания

Привет!

Если интересуют гостиницы, то в Новосибе их не так много как хотелось бы. Вот адреса и телефоны (по порядку качества, на мой взгляд), на которые стоит обратить внимание. Цены ориентировочные. В гостинице больше шансов, что все будет хорошо с вещами, аппаратурой и прочие. Но цены высокие. На ж.д. вокзале можно обратиться в справлчную, там подскажут, где можно снять квартиру на пару дней. Намного дешевле, от 150 руб., но и качество, сами понимаете… С людьми на улицах, предлагающих жилье, лучше не связываться.

Может быть, лучший вариант - это поселиться в Искитиме или даже в Линево (последнее - под сомнением). Это будет намного дешевле, а главное - совсем рядом с полем. Но этот вариант не исследовался в подробностях. Оставьте тут ваш телефон - если что, найдем место в гараже 😃 (к сожалению, в квартире ремонт, хотя и этот вариант не исключен).

Золотая Долина, Академгородок, Ильча, 10
301916, 303609
1200 руб. сутки
Академгородок как раз в сторону Линева, из города это примерно 1 час на электричке или минут 40 на маршрутке.

Сибирь, ул. Ленина, 21
231215, 230203
от 2000 руб.-сутки

Новосибирск, Вокзальная маг., 1 (напротив ж.д. вокзала)
201120, 216533
1000 руб.-сутки

Обь, ул. Добролюбова, 2
метро Речной Вокзал
669666, 667401, 667400
1500 руб. -сутки

Центральная, ул. Ленина, 3
метро Площадь Ленина
220313, 223638
800 руб. -сутки

Ассоль, ул. Народная, 20/1
маленькая гостиница на десяток номеров, зато 600 руб.сутки
метро Стадион Сибирь
764257

Барракуда, ул. Богдана Хмельницкого, 61/1
маленькая гостиница на десяток номеров, дорого 2000 руб.сутки, но очень приличная и есть места как правило
715548

Управление б.к.электромотором - пара вопросов
toxa

Дяденька, я не настоящий сварщик, я каску на стройке нашел. (с) анекдот.

Это мне просто пора домой идти, у меня local time 22:00 😃
Спасибо еще раз, последний. 😃

Управление б.к.электромотором - пара вопросов
toxa

Если бы вы так быстро не сбежали

Не, я тут. Как раз раз читаю данную вами ссылку. Я ее уже прочел раньше, только что-то не особо понял. Теперь сходил на оригинал 2m BLDC - поглядеть, что это такое. Как-то все не просто. Ладно, подсуну нашим электронщикам, сделают. А печатную плату покажите, пожалуйста.

Судя по всему, схема уже проверна, так что попробую.

toxa

Впрочем, если вас не поглотит бездна сайта microchip навсегда

О да, десяток аннотов уже скачал. Ну, все равно не зря - учиться. учиться и учиться. 😃

Управление б.к.электромотором - пара вопросов
toxa

В ваших рассуждениях относительно КПД есть ошибка.

Сейчас еще раз прочитал, что написал - да, сам себя запутал. Спасибо, распутался!

toxa

На обмотку бесколлекторника подается ШИМ. А переключение обмоток производится по мере поворота ротора. На полном газу импульсы ШИМ сливаются, и получается аналог коллекторного мотора подключенного непосредственно к батарее.

Вот почему же иногда клинит мозги на какой-то малости. Так и хочется теперь самому себе ответить в форум!

Все понятно, т.е. тот же самый ШИМ колбасят на обмотки. Пошел соображать, как сенсорлес брашлес мотор подцепить к ПИК’у. Микрочиповцы, надеюсь, давно подсуетились и выложили статью по этому поводу.

Спасибо, toxa!

Управление б.к.электромотором - пара вопросов

Привет!

Как я понимаю, общая тенденция такова - использование б.к.электромоторов вместо коллекторников. Причина вроде бы ясна - в два раза выше КПД. (На больших токах примерно 80-90% против 40-60%.) Это понятно, но у меня есть только одно недопонимание - почему при этом, как правило, пишут, что при той же мощности, что и у коллекторника, полетное время станет в два раза больше? Т.е. неявно предполагается, что если КПД в 2 раза выше, то при 50% ручки газа бесколлекторник будет “тянуть” так же, как сравнимый коллекторный на 100%. А раз ручка газа на 50% - то и полетное время в 2 раза больше. Именно этого допущения я и не понимаю.

Управление коллекторным двигателем легко реализуется с помощью ШИМ. Ничего сложного в этом нет. Конечно, для автомоделей спид-контроллер может оказаться одним из самых критичных компонентов. Для электролетов, мне кажется, в этом отношении проще. Самостоятельно собранный контроллер стоит $2-$3 (я собирал, как многие, на PIC12f629 - $1, IRF3205 - $1 или IRF1404 - $2 + еще пару часов на пайку и программирование). Примерно в том же ценовом диапазоне хотелось бы остаться и при разработке регулятора для бесколлекторника (ну, добавится еще пара ключей).

Не вдаваясь в теорию, на пальцах. Скажем, на 50% газа коллекторный мотор потребляет 50% - потому как скважность ШИМ выставлена в те же 50%. Скважность в 50% ШИМ означает, что половину времени мотор крутиться по инерции. Таким образом скважность обратно пропорциональна полетному времени.

Но как быть с бесколлекторниками? Последовательно включая обмотки, заставляем поле “бежать” по статору, ротор приходит в движение. Нужна скорость выше - переключаем обмотки чаще, ротор крутится быстрее (ну, с точностью до отношения “зубьев” и магнитов). Т.е. 50% газа - это что-то такое условное от максимальных оборотов. А максимум - это когда увеличение “оборотов” поля не приводит к увеличению оборотов ротора. Но потребляемый все время ток - один и тот же? Точнее, напряжение на обмотку подается всегда (за исключением смены полярности)? Если так, то двигатель непрырывно жрет батарейку, да? А при чем тут тогда полетное время - скорее, оно станет меньше. Или точно так же ШИМ’ируют импульсы на обмотках?

Я не специалист, вопрос именно потому и задаю. Внятного ответа (пусть даже не на пальцах) что-то не нашел… Шаговыми двигателями рулил, это еще проще даже, чем коллекторниками. Но задачи были другие - неспешно куда-то подъехать фактически на постоянной скорости, зафиксироваться (причем с большим током удержания) и т.д. А вот раскрутить шаговик до максимальных оборотов (или просто поиграть его оборотами) - не приходилось.

PS Был бы под рукой контроллер для бесколлекторника, проверил бы на Fluk’е что, когда и сколько на обмотки идет при разных положениях ручки газа. Но - нету под рукой.

E-starter не летит... Кто виноват и что делать?

Достаточно просто. Смотри, там на деревянную распорку одевается защелка (из полупрозрачного пластика). Она на вид плоская, с одной стороны торчит шпынек, с другой - дырка под него. Надо ее просто согнуть буквой П, чтобы одно в другое вошло. Т.е. распорка приклеивается к вершине получившейся буквы П.

На фюзеляже надо поставить упор, вклеить его на эпоксидке в корпус так, чтобы его плоскость с дыркой была вертикальной (грубо говоря, стоять поперек потока). Тоже самое с крылом - упор вклеивается так, чтобы был вдоль крыла (опять поперек потока).

Теперь берешь распорку, один конец защелкиваешь в дырку на фюзе, другой - на крыле. Все. Может быть такое объяснение поможет.

Но, честно сказать, я распорки не ставил. Просто крыло на резинках закрепил, в комплекте для этого даже есть 2 палочки, втыкаются в проделанные уже отверстия в фюзе. При падениях крыло меньше страдает. А до крутить фигуры мне еще далеко - так что резинки вполне сгодятся.

E-starter не летит... Кто виноват и что делать?
ЛетоПисец

Один редуктор разбил при падении. У второго во время полета вылетел из гнезда подшипник.

О, блин… Редуктор - это да.

Короче, купил я Саньо для проверки (шаг 1 - как советовали, сменить аккумы), запаял 8 банок. Раскачал его как следует. КЗ на уровне 10А - должно же хватить для 400 мотора. Мелколет типа GoldEagleXL на этой сборке на винте 50х3 стал делать вид, что он гоночный самолет, а на винте 60х5.7 (!) -для пробы поставил, так, попроовать, а мотор умудряется это крутить - самолетик летает как ужаленный.

На Е-стартере все, что можно, укоротил, провода поставил на 18А (все меньше Омов), регулятор перепаял, сделал все по минимуму (PIC+low-drop на 5В+ ключ на 75А - примерно 15х10 мм - на любом газу транс холодный), поставил Hitec Feather приемник (с одним преобразованием), чтобы веса поменьше. Мотор крутит в статике на 5-6А. Это нормально? И вроде тянет - ну тянет же.

А в поле… По уже знакомой схеме. Не спеша, по чуть-чуть теряет скорость, элероны перестают рулиться вообще (расходы ставил по максимуму, но толку с них - без скорсти), сваливается вправо, мордой в землю. Хорошо, дожди пошли, трава даже не по пояс, а выше. Все равно в один из разов ось редуктора ушла назад, ведомая шестерня соответственно съехала вперед, а насечки на валу (чтобы шестерня не прокручивались) тщательно воткнулись в опорную втулку. М-да… ну, дома починил.

Если кто думает, что не полечу, зря. Полечу. Поменял двигатель. Пойду проверять.

(Гм, а ведь у меня туча на работу сюдиков валяется. Надо бы собрать б.к. и рег к нему…)

кто знает, как собрать батарею из NiMh?

Обычным паяльником паяю, желательно мощным, 100Вт сгодится. Как ни странно, чем мощнее паяльник, тем лучше.

В качестве перемычек использую толстую медную проволоку, предварительно ее расковав в пластинку нужной толщины. Понятно, что можно и листовую медь использовать. Все предварительно залуживается.

Для очистки я использую паяльную кислоту. Ее надо буквально каплю, с помощью спички, нанести на площадку. Сначала я паяю (+) - это более критичное место, чем (-). Все банки сначала прохожу кислотой (пока обрабатываю последнюю, первая уже немного постояла с кислотой). Чуть-чуть припоя, касаюсь площадки, кислота испаряется и делает свое дело, припой буквально присысывается к поверхности. Это все буквально секунда (а если бы паяльник был маломощный, пришлось бы ждать, пока он разгреет контантную пложадку). Затем прикладываю перемычку к (+), прижимаю паяльник, точка припаивания мгновенно разогревается, припой хорошо растекается, тут же паяльник в сторону и… дуть на аккумулятор. 😃 Аккумулятор не успевает сильно нагреться (имею в виду зону рядом с пестом пайки), он практически остается холодным.

Затем точно также с (-) - здесь опасность перегреть меньше, так как фактически перегреть можно только ‘донышно’ банки - но (-) на аккумуляторе это все оставшиеся стенки, так что не надо бояться, просто делать все быстро. Не берите много припоя, это совершенно ни к чему, а только лишний вес, да и остужается дольше.

Таким образом запаял уже много батарей, проблем не было. Наверное, промышленная сварка лучше. Но… если нет возможности купить сборку, самостоятельно тоже вполне справитесь.

Потренируйтесь сначала на кошках (имеею в виду старые аккумы, что не жалко выкинуть).

E-starter не летит... Кто виноват и что делать?

Привет всем!

Пошел покупать новые аккумуляторы. Похоже, что в них основная проблема. На той сборке, что у меня есть, после выходных экспериментов с E-starter начала “гореть” одна банка (даже на мелком токе при разрадке обычной лампочкой дурно греется), а другая тоже тепленькая. Второй комплект - Дурацел, обычные бытовые аккумы, он примерно также крутит мотор на E-starter, но при этом безумно греться начинают - явно не для таких токов предназначены… (хотя на SkyWave - простенькая моделька - мотор 400 с прямым приводом крутить отлично, но там и токи намного меньше).

Спасибо огромное всем за советы! И, что важно, за моральную поддержку! 😃

О результатах сообщу дополнительно. 😃

Александр

E-starter не летит... Кто виноват и что делать?

Спасибо, попробую все советы. С центровкой понятно, попробую сделать более заднюю. Еще банку накинуть - это я сделаю точно. Не понимаю только почему NiCd? Токи разряда держат выше, чем NiMH, но и масса у них… Но попробую все равно.

Бесколлекторник купить еще надо тут. Хотя можно попробовать собрать самому, но дешевле точно не будет (зато, конечно, интересно). С регулятором, думаю, проще, вроде каких-то особых хитростей с ним не должно быть (или должно? но это уже оффтопик, лучше я потом погляжу по форумам). Да еще липоли… Не дороговато для начинающего? Хотя если летать охота…

2Dendy: не могу терпеть! Я как Водяной из мультика. А мне летать охота! Ну, если до выходных после очередного “хряс!” и "шмяк!"что-то от самолета останеться, полетаем. А, кстати, привози на “погонять” бесколлектрник, регулятор и липоли - проверим, правда ли, что с ними полетит все? 😃

Добавлено

Dendy:

ток потребляемый мотором в статике при данной комплектации какой?

Гм, сегодня же проверю. Как-то я замерял, но, хоть убей, не могу вспомнить, что же было. Что-то около 8А. Много это или мало? А сколько ожидается? Винт 10х8 - шаг у него ого-го, вроде должен по полной программе вгружать. Есть винты 11х4.7, один я подрезал до 10х4.7, попробовать? Но я тягу только в статике проверить могу, а что будет в полете - не понятно.

E-starter не летит... Кто виноват и что делать?

Привет!

Для обучения навыкам пилотирования приобрел GWS E-starter. Выбор на E-starter пал не случайно, а после изучения и этого, и других форумов насчет отзывов о самолетах GWS и этого в частности. Мне нужен был самолет, который позволил бы мне научиться самостоятельного, без постороенный помощи опытного пилота (поскольку у меня нет “под рукой” такового), научиться взлетать, держать самолет в воздухе, автоматически выполнять простейший пилотаж вроде разворотов (и в будущем - петель и бочек) и безаварийно садиться. Причем у самолета должно было быть нормальное 3-хканальное управление, чтобы у меня была возможность хотя бы привыкнуть к нему.

Думаю, что E-starter вполне на эту роль подходит. А, кроме того, выбора у нас в городе вообще никакого нет, так что я покупал самолет в Москве (после разговора с ребятами из магазина “Пилотаж”, которые тоже рекомендовали именно эту модель). Надеюсь, что свой выбор я в достаточной мере обосновал, чтобы исключить ответы вроде “выкинь это говно и купи нормальный самолет с ДВС” (кстати, такой ответ я получил, когда попробовал сунуться к местным самолетчикам…).

Однако буквально вчера, на первых полевых испытаниях, столкнулся с проблемой - самолет совершенно не хочет летать! ТТХ - моторная установка GWS/EPS-400C /D (т.е. 380 мотор c редуктором 3:1), винт 10/8 (EP1080), 7NiMH GP 800mhA, вес в сборе около ~480 грамм приблизительно, весов нормальных нет, к сожалению. (Если это может быть важно - регулятор самодельный, аналогичный прошел успешные испытания и используется на автомодели класса 1/10, текущая модель намного облегчена, нереверсивная, ток до 75 ампер, сопротивление… ну, небольшое.)

На полном газу дает примерно 240-280 грамм стат. тяги (замерял простейшим динамометром). Вроде так и обещали, что при 0.5 тяговооруженности хватит, чтобы по крайней мере подняться в воздух. При закрепленных колесах и полном газу заднее колесо легко отрывается от земли, стабилизатор становиться горизонтально, особенно если дать ручку чуток от себя. Т.е. поток в статике приличный, как мне кажется. А при пробежках хвост отрывается с большим трудом, а сам самолет попыток оторваться от земли вообще не делает. Правда, больше 10-15 метров я и не пробовал, посчитал бессмысленным. Может надо?

Пробовал побегать с моделью. Да, конечно, при моих 11,2 сек. на “стометровке” и полном газу совместными усилиями меня и мотора самолет с руки начинает вяло пробовать подняться, но так неохотно, что после толчка практически немедленно сваливаться на правое крыло.

Центровку я подобрал переднюю, буквально на границе 25%, хотя по невнятной картинке из инструкции стоит сделать за 30% или даже 35% (?). Мне показалось, что эти сильно задняя центровка, а я побоялся ее ставить, начитавшись про проблемы для новичков справиться с таким самолетом.

В общем, беда. Надеюсь, разрешимая. Написал все подробно, чтобы было над чем думать. Что посоветуете? Может что-то простое поможет? Поставить другой винт? Поставить 8 банок? Сменить центровку?

Пока,

Александр

Новосибирск откликнитесь!
Андрей15:

Оставь свой телефон. Когда поедим на полеты буду звонить.
Много нороду приглошать не любим. Не давно был печальный опыт. Молодой человек упал на модель между прочим обсалютно трезвый.

Привет!

И меня, и меня, пожалуйста, возьмите! Мой телефон 913-945-95-22.

А со своими крыльями можно приехать? С одним простым самолетиком я уже научился справляться, а вот с новым тренером - боюсь его запускать… Может кто-нибудь еще и летать поучит? Только я один вряд ли приеду, тут такая толпа (ну не толпа, конечно, но машина точно будет полной) желающих посмотреть. Но они готовы смотреть издалека дабы не поломать чего!

М-да, вот за это, наверное, и не любят новичков - все-то им надо, все-то им подай! 😃 Исправлюсь! 😃

До встречи,

Александр

Новосибирск откликнитесь!

Привет!

Да, я вот тоже с столкнулся с такой странностью у нас в Новосибе. В прошлом году друзья подарили самолетик (простой электро). Ну, я сразу же стал искать опытных товарищей, чтобы показали, подсказали, научили. Да и вообще, просто посмотреть интересно, как другие летают! Ткнулся сюда, позвонил туда, а фиг… Причем ведь есть, точно знаю, довольно много серьезных “летунов” в городе! Ведь на всякие городские праздники часто приглашают авиамоделистов, они чудеса показывают в воздухе.

Пошел в к представителю “Хобби-Центра” у нас (честно сказать, после московских магазинов, ассортимент - это просто… грустно. А цены - ужастно!). Мужик сам летает, да и магазине есть парни-пилоты. Пытался узнать, где что когда летают. Единственное, что смог узнать - “иногда на Бердском эародроме, иногда на ОбьГЭС, иногда на карьере в Мощиче, звоните”. Сколько раз звонил, все напрасно, то “да мы вчера летали” или “может быть завтра полетаем где-нибудь”. (Для справки - все три указанных места в совершенно разных концах города. Т.е. так вот просто поехать поискать - то еще развлечение). У меня полное впечатление, что люди закучковались и никто им больше не нужен, в особенности новички… Ну что же, в общем-то их понять можно…

Однако же ситуация с автомодельмями совсем другая! Я вообще-то не фанат машинок, но друг гоняется на 1:10. Каждую пятницу собираются парни (это - среднем, а вообще там народ от 14 до взрослых таких дяденек) и гоняют. Снимают спорт-зал в школе, раскатывают ковер, выкладывают трассу. Я полгода ПРОСТО ПРИЕЗЖАЛ ПООБЩАТЬСЯ С ТАКИМИ ЖЕ МАНЬЯКАМИ КАК И Я. А сам не ездил ни разу. Хоть и маньяки, но люди совершенно нормальные. И с радостью все покажут и расскажут. Совершенно другое отношение! Так и результат на лицо - к ним народ приходит. Не все, конечно, остаются, но сейчас в клубе уже много народу. И даже сайт есть RC54

То же самое относиться и к судомодельному спорту. Недавно у нас прошел Судомодельный Кубок. Было очень интересно, собралось куча народу. Были классы от гоночных ДВС до парусников. Можно было походить, поспрашивать, потрогать. Думаю, после такого мероприятия ненормальных новичков-судомоделистов станет больше!

А вот самолетчики… Я очень-очень надеюсь, что это мне просто не повезло, я всего лишь не смог найти этих увлеченных людей или искал их не там, где надо. Может кто-то из вас на этот сайт ходит, откликнитесь…

Удачных полетов.

Добавлено

Все-таки мне непонятно, почему же RC-пилоты у нас не хотят или просто не афишируют мест своего обитания? (Правда, у нас есть в Академе КЮТ, там есть хорошие ребята, это единственное, что удалось мне узнать).

Я, после того, как потыкался в разные места безрезультатно, поехал искать аэродром “для себя”. Буквально при выезде из Академа на трассу в Ключи за базой Алика Тульского есть отличные поля! Вот на одно их них мы и ездим с друзьями. Причем желающих посмотреть на самый что ни на есть простой самотелик - куча! Заранее просят написать когда подъезжать. Сначала мы сами на машине подвозили, а потом народ стал самостоятельно приезжать. Пришлось даже план-схему нарисовать.

Я так думаю, что если бы полетушки были, народу посмотреть пришло бы много. Неужели тем пилотам было бы неинтересно показать что они умеют?

А кто еще где летает?

Землю - крестьянам, фабрики - рабочим, небо - пилотам!

Супер-микро летающие модели

Американцы вывели мух на дистанционном управлении

Исследователи из Йельского университета создали систему дистанционного управления нервными клетками лабораторных мух-дрозофил, сообщает Associated Press. Стимулируя лазером строго определенные нейроны ученым удается заставить мух летать, бегать, хлопать крыльями или ходить.

Как сообщается в статье исследователей, опубликованной в апрельском номере журнала Cell, эксперимент был поставлен с целью определить группы нейронов, отвечающих за различные поведенческие реакции. Обычно нервные клетки стимулируют электричеством, однако в данном эксперименте использование сфокусированного лазера позволило добраться до тех нейронов, к которым невозможно подсоединить даже самые миниатюрные электроды.

Что касается эксперимента на мухах, то ученым удалось очень точно установить конкретные нервные клетки, отвечающие за определенный тип поведения. Это выразилось, к примеру, в том, что при соответствующей стимуляции лазером летать могли даже обезглавленные мухи.

Associated Press, 12.04.2005