Activity

Куда мы движемся с такими ценами на вертолеты ?
powl:

Сам то понял что написал а дядь? Или ты с другой планеты прилетел с этими иносранцами? В магазин то ходишь, ящик смотришь, уже открытым текстом говорят что продавцы обнаглели.

Хочу отметить вот этот вопрос: “ящик смотришь?” Уж очень характерен этот вопрос-отсылка. Я вот именно в этом ключе упоминание “ящика” слышу от разных людей чуть ли не раз в день.

“Дорогой товарищ, почитайте Вы, наконец, газеты! Как счастливы эти люди! И как счастливо будут жить их дети и внуки! Собственно, мы этого уже достигли. Первого января, когда начнется второй пятилетний план, уровень жизни этих людей увеличится втрое. Сталин это четко сказал. Вы должны читать газеты. То, что вы видите своими глазами, создает у вас неправильное представление о нашей системе!”” Совет читать газеты, вместо того, чтобы делать выводы из увиденного, Волтерс слышал неоднократно. Он даже приводит услышанный им анекдот на эту тему: учитель рассказывает в классе, что на Тверской улице построена новая фабрика. Ученик: “Я живу напротив, там уже пять лет один только забор”. Учитель: “Дурачок, читай газеты, там это написано черным по белому”.

Это цитаты из книги немецкого инженера Рудольфа Волтерса, работавшего в 30-е годы по контракту в Советском Союзе, о жизни советских людей.
Казалось бы, почти 100 лет прошло, 25 лет как нет Советского Союза, выросли другие поколения людей.
Ан нет. Все те же биороботы. Поверни выключатель - и все, как в “Обитаемом острове”: глаза и мозг отключаются, и начинается суждение о жизни - по “ящику”, об армии - по фильму “Офицеры”, о мышах - по Микки Маусу. Страшно.

А иносранцам дешево покупать за наши рубли потому что у них зарплата в долларах и евро, а наша з.п. стоит на месте в рублях.

Если Вам все же удастся временно отключиться от “ящика” - Вы поймете, что написали Вы абсолютно то же самое, что и я.

Куда мы движемся с такими ценами на вертолеты ?

А с какими - “такими” ценами? Цены какими были, такими и остались - нормальными. А кое-что даже значительно подешевело, на барахолке например. А в других областях, не связанных с RC, сильно подешевело вообще очень многое. Ненадолго конечно, но пока подешевело - можно пользоваться.
Странные вещи говорю? Не верите - спросите любого иностранного гостя, он вам подтвердит. В России сейчас все очень дешево. Нам понять это не так очевидно, примерно как живя на Земле - сложно визуально догадаться, что это не солнышко встает-заходит, а Земля вокруг оси вращается.
Это не доллар/евро подорожал. Это рубль ОБЕСЦЕНИЛСЯ вдвое. Ваша зарплата, пенсия, доход, гонорар, что угодно - СОКРАТИЛИСЬ в два раза. Вместе с этим ПОДЕШЕВЕЛИ многие товары - хлеб, коммунальные услуги например.
Зарплата сократилась навсегда, и “автоматически” никуда не поднимется. А вот цены уменьшились временно, просто потому что в экономике существует сильная инерция, и не все цены корректируются мгновенно. Но неизбежно, как восход Солнца, ВСЕ цены, вплоть до хлеба, коммуналки и услуг проституток - очень скоро опять повысятся до нормальных.
Нормальных - значит тех же, что были раньше, в пересчете на любую нормальную валюту мира. Не нравятся баксы/евро - считайте в китайских юанях, или батах тайских. Получите то же самое.
Не цены поднимаются - ВЫ стали жить вдвое беднее. Чем скорее вы это осознаете и начнете действовать соответственно - тем меньшими потерями это для вас обернется.
Тему лучше переименовать - “Куда мы движемся в нашем хобби с такими зарплатами?” Для правильного понимания положения.

Помощь в выборе вертолета для новичка

Всем, кто ВООБЩЕ не летал, и спрашивает что лучше взять: берите WLtoys V911 и осваивайте его в квартире. Тем более зима на носу. Скучно НЕ будет. Освоите - берите V922, а лучше MCPx BL, и осваивайте его. Тоже скучно НЕ будет. После освоения этого (в сумме уйдет примерно год) - можете брать классику любого размера, исходя из потребностей - на этом этапе вы однозначно ее освоите. И с какой осторожностью нужно к вертам относиться - к этому моменту тоже знать будете.
Вышеперечисленная “мелочь” НА ПОРЯДОК крашеустойчивей, НА ПОРЯДОК проще в ремонте, НА ПОРЯДОК безопасней, и _на этапе начального освоения_ ничем по летным качествам нитрам не уступает.
Если вы все же планируете внять советам не мелочиться и начать с 550+, лучше нитро - перед этим ознакомьтесь вот с этой ссылочкой (предупреждаю: та самая жесть. Старожилы форума все уже видели, лучше еще раз не смотреть. Но не летавшим новичкам, раздумывающим о 550-700ках - смотреть обязательно.)
urbanepeeps.com/…/warning-photo-of-teenager-kille

И к советчикам, советующим этим новичкам 700ки нитро вопрос: их семьи вы потом кормить будете? И что вы будете тут писать ПОСЛЕ?

Несоблюдение техники безопасности или как я стал инвалидом. Читать всем !

Жалко пацана 😦
Я не буду говорить “это должно было случиться” - это случиться было НЕ должно…
Но когда я смотрю видео полетов “мэтров” - у меня постоянно возникает вопрос: к ним что, законы физики уже неприменимы? Только рядовым пилотам ближе 15 м к себе не надо подлетать, а мэтрам можно и в метре от себя крутиться? Конечно это красиво и зрелищно, и я допускаю, что на этом уровне скилла они не заруливаются вообще. Только вот что будет, если откажет серва, когда верт в метре от пилота? Они и все варианты отказов серв отрабатывают?
Боюсь, что вот это и был печальный ответ на этот вопрос 😦 Хотелось бы верить, что подобного больше никогда не случится.

Желаю влиться в ваши ряды!
kasmirov:

Как мне кажется, основная причина - это излишняя самоуверенность ввиду большого опыта. Новичок 700-ку к себе и за 10 метров не подпустит. Либо убежит нах да и пультом в нее кинет. А профи будет уверен до последнего, что вырулит.

Ога Ога. Вы видели как новички это делают? Я видел. Да они в трех метрах от себя висят. Потому что им так проще, и потому что они может и слышали, но не представляют себе, что и с какой скоростью может произойти при заруле, секундном отвлечении, или скажем при отказе сервы. (Слава Богу, мне помойная 450-ка на 10-м вылете наглядно продемонстрировала, что она при отказе сервы может пролететь 15 метров за 1.5 сек даже в холде, причем по траектории что хрен увернешься. Слава Богу -что не попала.)
Подальше от себя будет держаться тот, кто хотя бы блином уже летает, но до этого дорасти надо. А на новичков этих на 700ках просто смотреть страшно.

Желаю влиться в ваши ряды!

Тут еще наверно надо пояснить, чем руководствуются те, кто НЕ советует мелких. Это люди, которые учились на больших. В основном- потому что это было давно, а мелким всего три года от роду. Они сидели месяцами в симе, бились, ломались, чинились, тратили деньги, рисковали здоровьем. 90% людей при этом “отвалились” и забили, но те кто сейчас здесь - все преодолели и стали пилотами. Респект. И вот такой пилот, УЖЕ УМЕЯ летать, взял попробовать мелкого. Какое будет впечатление? Правильно: “х…ня. Как такое можно советовать?” Это все равно, что участник Tour de France взял покататься детский велик розового цвета. “Ну не едет же вообще и колени по лбу бьют!”
А вот тот участник, который учился в детстве на этом розовом велике-скажет совсем другое. Он помнит, какой это был кайф и сколько навыков легко и непринужденно этот велик ему дал. И понимает, что именно благодаря этому велику - ПОСЛЕ него настоящий гоночный байк показался офигенной машиной, а не монстром, на котором только убиться можно.
Мне сейчас уже тоже скучновато летать на мелких, но могу сказать точно, если б не MCPx - меня б с этим хобби рядом не стояло. Начинать с большого - это такой гимор, затраты и риск, что я бы точно не осилил.

Желаю влиться в ваши ряды!
SenDalas:

теория хорошо…но без практики никуда…и по себе знаю…мне легче 3-4 микро расколотить и разобраться нежели пытаться в буквы вникнуть. Теория нужна, но паралельно с практикой я считаю.(пока нимере в других областях у меня срабатывало это правило)

Абсолютно. Рекомендация насчет MCPX BL была от меня. На основе личного опыта. Симулятор - это здорово и в любом случае нужно, но чтобы надежно научиться летать - нужна реальная машина. Хотя бы для того, чтобы понять соответствие симулятора реальности. И проверять наработанные в симуляторе навыки. Иначе однозначно будет как в “пути самурая” rc-aviation.ru/forum/topic?id=4494&p=2 , п.11-14. Когда не было микриков - били большие машины. Поэтому пилотов было мало.
Теперь, к счастью, микрики есть. Главное - когда MCPx будет вас надежно слушаться - тогда можете честно считать, что летать умеете. И тогда при взлете на 700 эмоции будут - “какая же она простая и классная”. А не какие-то другие.

Желаю влиться в ваши ряды!
DaGGeR:

ну а это конечно баян, но вдруг топикстартер не видел… ух… больно…
СЛАБОНЕРВНЫМ не СМОТРЕТЬ!! раны живые.

Причем парень даже не влетел в себя. Он просто споткнулся и упал на верт, стоящий на земле без газа, с останавливающимся ротором. Так порубить и 450-ка может. А при влете 700-ки на полных оборотах все может быть гораздо хуже. Не дай Бог.

Насчет сборки и обслуживания я не упоминал, так как в обозначенный бюджет теоретически можно вписать обслуживание в мастерских (при условии УМЕНИЯ ЛЕТАТЬ и SK720 на борту). Ну скажем один краш за сезон штук на 50 с работой, плюс пара переборок штук по 15 в мастерских с запцацками, плюс топливо - в 20 штук в месяц в среднем можно уложиться. Еще раз - при УМЕНИИ ЛЕТАТЬ, для чего одного сима мало!
Но если таки надо обслуживать самому (а хотя бы осматривать самому надо) - то здесь даже люди, советовавшие эту 700-ку, подчеркивали: с таким вертом надо ВКЛЮЧАТЬ МОЗГ! В переводе - иметь очень приличные знания и навыки. Я например однозначно такую машину обслуживать не готов, хотя летаю 2 года и “электрички” уже знаю неплохо. Как его обслуживать, первый раз в жизни видя верт - я хз, там тупо не поймешь что там куда зачем.

Лопасти на 450(важный вопрос)

Так рвется волшебный Align 450 Pro V2 3GX соответственно с “родной” бесфлайбарной головой (не DFC. Хотя в DFC точно такая же конструкция валов со всеми вытекающими). Причем такой отстрел разносит в клочья всю голову и хвостовую передачу еще до столкновения с планетой. Болты M2x6 мм. Сейчас поставил апгрейдные “особо прочные” болты, посмотрим когда их порвет.
Вообще по-хорошему что-то надо принципиально менять с этим валом: это самое слабое и “убойное” как для верта так и для пилота место во всей конструкции.

PS: Выглядит это вот так (видео не мое):

Никаких “предупреждающих” признаков, не разбирая голову, увидеть невозможно. Ни дополнительных люфтов, ни вибраций (даже по логам скукума), ничего. Верт просто выстрелит лопастями в любой момент и все.

PS2: Думаю попробовать вот такой апгрейдный вал: helidirect.com/align-feathering-shaft-p-31754.hdx
Конечно и 2.5 мм маловато, но все же получше должно быть.

Лопасти на 450(важный вопрос)

Тут еще надо учитывать, что разлететься могут не только лопасти, а еще и голова, причем с гораздо большей вероятностью. Болты межлопастного вала на Trex 450 - очень печальная история. У меня было два тяжелых краша, оба связаны с разрываом этих болтов, при том что обороты не больше 2900.
Немного “угоню” тему: посоветуйте плиз самые ЛЕГКИЕ карбоновые лопасти на 450 FBL, при достаточной прочности на 3000 оборотов. Цена особого значения не имеет (краш все равно дороже). Легче лопасти - меньше нагрузка на межлопастной.

Желаю влиться в ваши ряды!

Хотите совет, как избежать хоррор видео “Всадник без головы”? Езжайте прямо счас и купите себе вертолетик Blade MCPx BL, и самый простенький пульт Spektrum к нему. Не указываю где, найдете, в Москве они есть в разных конторах. При вашем бюджете это вообще не деньги, считайте это дешевой запцацкой к 700-ке или легкой разминкой перед ней. Заодно сразу прикупите запчастей, особенно в части деталей головы ОР, хвоста и лыж 😉 Это НЕ лишняя трата - все это окупится в десятикратном размере, а жизнь и здоровье вообще не купишь.
Попробуйте этот вертолетик поднять. Он, в части висения и полетов блином, ведет себя АБСОЛЮТНО так же как Ваша семисотка. То, что произойдет с мальком - абсолютно то же самое произошло бы в Ваших руках и с семисоткой. Сразу придет понимание - во что именно Вы влезаете и что от вас будет требоваться. И пока у Вас MCPx не будет УВЕРЕННО висеть на месте и передвигаться хотя бы в положении “хвостом к себе” - 700ка пусть стоит на полочке и украшает собой комнату.
Иначе, не хочу “каркать”, но видео “Всадник без головы” может оказаться отнюдь не шуткой, а смотреть на это совсем не хочется. Даже само по себе управление таким вертом новичком, не умеющим толком висеть - вполне страшное зрелище, от которого тянет скорей отрыть окоп и залечь туда. Видел в реале.
Лучше бы конечно и “блином” научиться на MCPx летать сначала - то есть висеть и летать в разных положениях верта относительно себя. Тогда можно на 700ку поставить SK720, держаться на высоте/удалении, и тогда возможно от этой семисотки будет профит.

Общаемся на тему трекинга, посылок и почты. Все вопросы задаем тут. (для трекинг-маньяков))
DVE:

В Питере тьфу-тьфу, все ок пока

21.05.2013 0:55 	 Вылетело из Китая в страну назначения 	 Пекин
26.05.2013 10:44 	 Импорт 	 Санкт-Петербург-Пулково ММПО EMS
26.05.2013 19:00 	 Передано таможне 	 Санкт-Петербург-Пулково ММПО EMS
27.05.2013 17:01 	 Выпущено таможней 	 Санкт-Петербург-Пулково ММПО EMS
28.05.2013 3:43 	 Покинуло место международного обмена 	 Санкт-Петербург-Пулково ММПО

Причем что интересно, первый раз попадает сразу в Питер, а не через Москву.

А что там ок-то? У меня 19.05 тоже “покинуло” ММПО и сортировку в Питере, с тех пор ни слуху ни духу. Между Питером и Москвой тоже какая-то черная дыра образовалась.

Привлекают ли новых адептов в наши ряды, игрушки из магазинов?
Simavskiy:

Однако, я не возьмусь утверждать, что эти игрушки – воплощённое зло. Возможно (и даже наверняка) они помогли многим людям начать свой нелёгкий путь к реальным полётам. И таких людей было бы больше, если бы в этом (да и не только в этом) форуме была бы всегда в топе ветка с названием, например «Летает из коробки». Это помогло бы многим не покупать нелетающий хлам.

Эх, милай, да если бы БОЛЬШИНСТВО людей заходило на профильные форумы и изучало вопрос перед тем как выбрать х@рню - вы бы эту страну не узнали бы. От магазинов до телеканалов и правительства. 😉 Я думаю администрация форума с удовольствием главную страницу “ЛЕТАЕТ ИЗ КОРОБКИ” запилила бы в формате 1900x1200, если бы был от этого хоть какой-то толк. Только те, у кого хватило мозгов добраться до этого форума - и так купят то, что летает. А 99% народа этот форум никогда не увидят, хоть топ хоть не топ - они “выбирают сердцем” по принципу “По ТЕЛЕВИЗОРУ же сказали, что Тампакс - затычка для любой щели” и “Во, магазин солидный, манагер в галстуке и верт красивый и с лампочками - здесь х"рней не торгуют”.

Сушествуют нормальные вертолёты 450-го класса? (Кроме Алайна и клонов!)
perec:

Вы сначала отлетайте 100 полётов без падений. После любого падения нужен осмотр, подкрутка, подстройка (за оч. редким исключением). А вообще какая разница сколько полётов, если падений не было. Ведь в процессе штатных полётов валы не продолжают изгибаться с течением времени, Мы же не в матрице (наверное).

Я отлетал 300. Потом еще 200. И поэтому для меня ресурс вертолета имеет значение (как и для ТС- раз его за…ло не дрова собирать, а чинить сыплющуюся саму по себе механику) Собственно ничего нового в этой теме и не выяснено (разумеется;) Если падаете часто по зарулам - клоноресурса хватает. А если сами падаете редко, при том хотите летать, а не ковыряться и собирать дрова по отказам - то будет как у ТС. Тут клон - враг человека. Да, родной алайн тоже далеко не идеал качества. У него оно - минимально приемлемое. А у клонов - неприемлемое вообще.
А гнутые валы разбивают те же подшипники, которые и сами-то по себе долго не живут. И вообще всю конструкцию вибрация разбалтывает. Должны бы знать, раз крутой механик. А вот сопли как раз кроме эстетики ни на что не влияют, если конечно не в местах где могут перетереться или намотаться на движущиеся части, но это уже другой вопрос.

Сушествуют нормальные вертолёты 450-го класса? (Кроме Алайна и клонов!)
bdDima:

Решил создать тему, так как частично Тарот частично Алайн 450-й про, конкретно зае… меня!

Так а может сначала закончить мешать мух с котлетами и попробовать “чистый” Алайн с апгрейдами, а не полуклон?
У меня в том сезоне прожил 500+ полетов, ну если считать тяжелый краш за замену тушки - то 300+200. И еще, надеюсь, полетает. Летает с SK720, вибрации для него в норме. “Сыпались”, кроме сорванного межлопастного болта, только подшипники на хвосте - это лечится заменой лопастей ХР на легкие карбоновые. Причем мне с этим удавалось посадить (спасибо офигительной Футабе 9257 на хвосте, сохраняла управляемость при почти переклиненном хвосте). После замены лопастей ХР с хвостом проблем не было.
Так что берете полную тушку алайна, меняете подшипники на Boca, карбоновые лопасти и футабу на хвост, хороший болт на межлопастной - и ИМХО это будет летать безотказно очень долго.
Еше учтите такой момент: почта росии после долгих и продолжительных мучений благополучно сдохла (и сгорела, чтоб уж ни у кого сомнений не было). Посылки идут по 2-3 месяца. При этом для ВСЕХ остальных 450ок запчасти - ТОЛЬКО из-за рубежа. Так что вам придется или держать 2-3 тушки запчастей, или любой краш будет означать законченный сезон.

PS: И не раскручивайте обороты до 3500, в инструкции написано, на какие обороты изготовитель рассчитывал верт. Чего удивляться, если он начинает сыпаться на больших на треть?

Почем стоит упасть.

Уже писал раньше в другой теме: единственный пока мой тяжелый краш Align 450 (отстрел лопастей в полете) - чуть больше $200. Лопасти, голова полностью, батарея, канопа, валы, шестерни, хвост (кроме блока хвостового винта).
Ну то есть почти минус тушка + батарея. Это при том что уцелела полностью электроника, а то и $500+ могло бы выйти легко.
Так что 450-ка “родная” тоже падает весьма дорого, это только клоны из мусора падают дешево (зато часто).

посоветуйте что лучше?
Александр_1-й:

Очень мало “приемлимых ветров” для ФП классики. Т.е. это однозначно вертолет не на каждый день, надо выжидать штилевой или околоштилевой погоды, которая в средней полосе бывает не так часто.

Неа, я до того как пересесть на CP - вдоволь налетался на MSR и SR120. Конечно больше 3 м/c для них уже “ахтунг”, зато они дворовые. Я нашел пару тихих двориков, со всех сторон закрытых домами, и в ветреные дни летал там. Леталось вполне нормально.

Безопасные лопасти 250 размер ?!

Если эти мелколеты - CP, и уже умеешь надежно летать на них блином - то да, скукум весьма и весьма оправдан. Но для совсем начинающего скукум может даже наоборот представлять дополнительную опасность. Вместо того чтоб мирно разлететься об землю - верт может очень быстро полететь в очень непредсказуемом направлении. Это я как самый большой любитель скукумского автолевела на этом форуме говорю 😉 С skgps - видимо побезопасней, если с ним он не просто выравнивает, а стопает в точке. Но я сам эту комбинацию не пробовал.

Пацаны зажигают! А вам слабо? :) (с авиафорума)

В той же теме на авиафоруме есть ссылка на запись переговоров в JFK в Нью Йорке.

Пилоты-таки смеялись 😃 Причем из комментов - расследование началось только когда запись переговоров попала в прессу.
В аэроклубе вся “служба безопасности” - небось старый дед Хуан с рогаткой 😃, а пацан там наверняка тусовался постоянно, и усы и хвост уже давно были его главным документом 😃 Вот как в промежуточном их не повязали - это да, интересно. Однако как службы безопасности мышей ловят - почитайте тут telegraph.co.uk/…/Manchester-Airport-11-year-old-s… например, это точно факт имевший место.
Вообще скорей всего конечно утка, учитывая что иностранных ссылок нет. Но правдоподобная 😉

Пацаны зажигают! А вам слабо? :) (с авиафорума)

Не, про Гран Канарию там написано типа какой-то “маленький аэродром”, и первый пацан про “аэроклуб” упоминает, куда они поехали. Это скорей всего www.aeroclubgrancanaria.com es.wikipedia.org/wiki/Aeródromo_de_El_Berriel или что-то подобное, вряд ли они из международного аэропорта летели. В любом случае там у папы “база” и соответственно свой договор и расценки.

Пацаны зажигают! А вам слабо? :) (с авиафорума)
boroda_de:

“был-ли мальчик”, вот в чём вопрос. Наличие бардака в солнечной системе является доказаным фактом, но сама история высосана из пальца. Это не на дедушкином Москвиче по задворкам прокатиться. Тем более указаны крупные аэродромы, где просто так присесть, заправиться и взлететь это пара сотен евро за тонну самолёта только посадка/взлёт и контакт с тремя-четырьмя работниками разных служб.

Ну вот счас погуглил про Лонь aeroportsdeparis.fr/…/91c912b0-3207-483d-bc99-0fd1…
Cудя по табличкам, посадка стоит в районе 8 евро, парковка на асфальте 1.25 евро в час. Совершенно не космически, тачку в Париже припарковать дороже стоит 😉 Про Бадахос не нашел, но вряд ли больше, учитывая ипеня в которых находится аэропорт. С кем надо контактировать я не в курсе, но пишут что пацана в аэропортах знали.

Пацаны зажигают! А вам слабо? :) (с авиафорума)

Такая самолетка (DA 42) стоит от 450 килобаксов за б.у. до 850 за новую, если верить гуглу. Можно догадаться, что папа у пацана небедный.
Так что штука евро у пацана в копилке вполне могла быть, как и “дочерняя” карта с папиного счета, с неким лимитом. Кроме того есть еще дебетовые топливные карты, на которые кладется депозит. Папа вполне мог “зарядить” ее на десяток заправок и оставить дома в лопатнике с доками на самоль. Да и папиной кредиткой мог расплатиться, особенно если пацана в аэропорту знают - сейчас в Европе практически все карты с чипами, подпись владельца при платеже такой картой не требуется, только пин код. В общем вариантов оплаты полно.
Там скорей было большей проблемой чтоб например маршал не увидел ЭТО и не уронил свои жезлы и челюсть на перрон 😃, или чтоб с вышки не увидели.

Пацаны зажигают! А вам слабо? :) (с авиафорума)

В парижском аэропорту задержан одиннадцатилетний капитан

Дети угнали самолет и пролетели над всей Европой

Из аэропорта Лонь-Эмерейнвилль (Lognes-Emerainville) в пригороде Парижа, принимающего небольшие самолеты, поступило сообщение, которое могло бы показаться шуткой. На летном поле аэропорта задержаны трое одиннадцатилетних мальчиков. Они находились на борту маленького частного самолета DA 42 Twin Star, который только что совершил посадку и зарулил на стоянку. Взрослых на борту не было. Согласно имеющейся в диспетчерской службе информации, частный самолет DA42 Twin Star, зарегистрированный в Испании, прибыл из испанского аэропорта Бадахос (Badajoz). Согласно той же информации, в Бадахосе самолет садился для дозаправки, а начальным пунктом маршрута был маленький аэродром на острове Гран Канария (Канарские острова, Испания). Предположительно, дети угнали самолет и самостоятельно пролетели весь путь от Канарских островов до Парижа – около 2800 километров, при этом часть пути пролегала над Атлантическим океаном. Владельцем самолета является отец одного из мальчиков. Разобраться, каким образом дети смогли вылететь незамеченными диспетчерской и аэропортовой службами из двух испанских аэропортов, предстоит инспекторам EASA в ходе расследования инцидента.
Наш корреспондент отправился в аэропорт Лонь. Инспектор Воздушной полиции Франции, который обнаружил детей на борту и который в настоящее время занимается сбором информации по этому инциденту, любезно согласился поделиться некоторыми подробностями:

  • Господин инспектор, каким образом дети были задержаны?
  • Я подошел на стоянку для проверки прилетевшего борта, и увидел троих мальчишек, выбирающихся из самолета. Двое из них сидели на местах пилотов. Взрослых на борту не было. Тот, что выбирался с левого кресла, был в резиновой маске, имитирующей лицо, вроде тех, что продаются в магазинах игрушек, и солнцезащитных очках. В сумерках я даже не сразу понял, что это тоже ребенок.
  • Дети пытались убежать?
  • Двое ребят стали убегать, но третий, в маске, крикнул им по-испански, и они вернулись. Больше скрыться они не пытались, но отказались покидать стоянку, пока не привяжут самолет. Пришлось подождать, требование законное, хотя было сюрпризом услышать это от ребенка в этой ситуации.
  • Как маленькие дети могли совершить такое?
  • Вы знаете, сначала я просто не поверил тому что увидел, я был потрясен. Я сам бывший пилот, и как профессионал не мог поверить в нечто подобное. Дети прилетели одни! В принципе, ребенка можно научить летать, я слышал истории о полетах детей под контролем инструктора на борту, и даже о нелегальных самостоятельных полетах обученных детей вокруг аэродрома. Но здесь двухмоторный самолет прибыл из сложного IFR полета (полет по приборам под контролем диспетчеров) на большую дальность. Их не заметили и не подняли тревогу сотрудники двух аэропортов, сотрудники диспетчерских служб на трассах. Более того, самолет пролетел и подошел к аэропорту в сложной воздушной зоне Paris TMA, строго по правилам и указаниям службы управления полетами, так, что диспетчеры не заметили неадекватность поведения борта, и совершил посадку в непростую погоду. Сделать все это 11-летнему ребенку – из области фантастики. Я подумал, что пилот зачем-то покинул самолет где-то на взлетной полосе или рулежной дорожке и оставил детей одних.
  • Постойте, то есть вы хотите сказать, что до самого их задержания на стоянке никто не знал, что летит самолет, пилотируемый маленьким ребенком?
  • Вы знаете, боюсь что так. Они пойманы практически случайно, инспектор встречает далеко не каждый прилетающий самолет. Они вполне могли выбраться из самолета незамеченными. Вероятно, их задержала бы служба безопасности аэропорта, но даже предположить, что они прилетели на самолете одни – вряд ли кто-то смог бы. Посчитали бы, что они пробрались на территорию аэропорта снаружи.
  • Но это же невероятно? Как же такое возможно?
  • Я уже сказал: они летели профессионально, не отклоняясь от схем и правил. У меня нет пока информации из Испании, но в небе Франции и в частности в воздушной зоне Парижа они, насколько мне известно, не совершили ни одной ошибки и нарушения. Поэтому у диспетчеров воздушного движения, видимо, не было оснований заподозрить, что самолетом управляет ребенок.
  • А что, они не в состоянии отличить в эфире детский голос от взрослого? Кто разговаривал с диспетчерами по радио?
  • Мальчик говорил диспетчерам, что ведет связь, так как папа плохо говорит по-английски , а самолетом управляет отец. Диспетчерам было трудно предположить иное. Частные пилоты иногда дают своим детям говорить за них в эфире, диспетчеры обычно не возражают, если самолет следует указаниям и засоряется эфир. То есть детский голос в эфире сам по себе не является поводом поднимать тревогу. А в парижской зоне подхода диспетчеры загружены настолько, что им вообще не до тембра голоса, если этот голос дает подтверждения на команды и борт им следует. Впрочем, это тоже один из вопросов, на который предстоит ответить в ходе расследования. Сейчас это только информация от ребенка и предположения.
  • Но как мог ребенок настолько профессионально управлять самолетом и вести связь?
  • Я вам говорил, я сам вначале в это не поверил. Но я уже успел опросить одного из мальчиков, Алехандро, сына владельца самолета. Он был, так сказать, «капитаном» этого полета. Остальные двое были только «пассажирами». Вы знаете, во время беседы с Алехадро я был поражен снова. Временами я забывал, что беседую с маленьким ребенком, а не с профессиональным пилотом. Алехандро без сомнений проходил пилотскую тренировку, включая IFR, и имеет существенный опыт полетов. Где и каким образом он его получил – предстоит разобраться. Мальчик дал мне детальную информацию по всему полету, за исключением своих «секретов» - как он обманывал аэропортовые службы. Думаю, мы и с этим разберемся. Но по результатам беседы я практически уверен, что именно Алехандро управлял самолетом. Во всяком случае, теперь я полагаю, что он был вполне способен совершить этот перелет.
  • Невероятно! Была ли опасность столкновения с другими самолетами, насколько велика была угроза безопасности полетов?
  • Как я уже сказал, мальчик летел, следуя регуляциям и схемам, поэтому по имеющейся информации непосредственной опасности, фактических опасных сближений, нарушений заданных высот и запретных зон не было, во всяком случае в небе над Францией. Вход в зону Paris TMA был ему разрешен диспетчерской службой на основании плана полета. Но…ребенок за штурвалом…вы понимаете. Потенциальная угроза, разумеется, была. И прежде всего – была угроза жизни самих детей.
  • Какие меры будут предприняты в отношении малолетних угонщиков?
  • 11-летние дети не подлежат уголовному преследованию, во всяком случае по статьям о нарушениях в области безопасности полетов. О терроризме в данном случае речь не идет. Так что им самим вряд ли что-то грозит. Мы уже известили полицию и связались с родителями детей, когда родители прибудут сюда, дети, вероятно, будут переданы им. Возможно, Алехандро и его отцу придется задержаться для участия в процедурах в рамках расследования. Нужно выяснить роль владельца самолета в этом инциденте, ведь план полета был подан от его имени. Также необходимо установить - кто из числа сотрудников испанских аэропортовых и диспетчерских служб, и каким образом допустил вылет этого самолета. О возможных действиях в отношении этих лиц говорить рано – это будет решено по результатам расследования.

Корреспонденту также удалось поговорить с самими мальчиками (их фамилии до окончания расследования не разглашаются).

Двое юных участников «эпического перелета» говорят только по-испански. Через переводчика я попросил их поделиться впечатлениями.
Хосе:

  • Алехандро вообще ненормальный, полный псих! Когда мы поехали в аэроклуб, я думал, что он шутит. Я думал - посидим в самолете, поиграем в пилотов и все. А он достал какую-то книжку, где по-английски желтым написано, по ней включил компьютеры, завел двигатели и мы поехали на взлетную полосу. Потом он сказал, что сейчас будет выезжать на полосу и взлетать, еще про какого-то Чарли и еще про кого-то и цифры какие-то. Я ему говорю: « Ты что, это серьезно? Ты спятил? Мы же разобьемся!» А он говорит: «Конечно серьезно, мы же договорились, что в Диснейленд летим!» И потом пропеллеры заревели, мы сразу разогнались и взлетели. Мне стало очень страшно, я заплакал, я думал нам конец. Я ему закричал – Что ты наделал, как мы теперь сядем? Я летал на больших самолетах, но на этом все по-другому и очень страшно. Его очень сильно трясло и кидало во все стороны, я думал - сейчас крылья отвалятся, и мы упадем. Потом мы поднялись очень высоко и полетели над морем. Мне было плохо и сильно тошнило. Алехандро дал мне пакетик, и меня вырвало. Алехандро был очень спокоен, он стал меня утешать и сказал, чтобы я не боялся. Я спросил, написано ли в этой книжечке, как сажать самолет. Он сказал что да, и он и без книжечки хорошо знает, так что все будет хорошо. Трясти перестало, я немного успокоился и заснул. Проснулся от того что опять трясло и уши сильно болели, я испугался что падаем. Я увидел, что мы уже летим низко над землей. Мигель мне сказал, чтоб я не кричал и не мешал Алехандро, что мы идем на посадку. Опять было страшно, самолет сильно наклонился, я думал, что мы сейчас ударимся об землю или перевернемся, но мы не ударились, а сели на большую полосу и приехали на стоянку. Алехандро смешно выглядел – когда мы ехали, он надел маску с усами и очки. Потом он снял маску, отвел нас в кафетерий и сказал сидеть там и есть, что он за нами позже придет, и куда-то ушел. Меня тошнило, и я не мог ничего есть, только воды попил. Наверно час мы там просидели, потом пришел Алехандро, и мы пошли с ним. Он сказал, что заправил самолет, и мы сейчас полетим дальше. Я испугался, я думал, что мы уже прилетели. Алехандро засмеялся, спросил, где я тут увидел Париж, и сказал, что нам еще полпути лететь. Я заплакал и закричал, что я боюсь и не хочу больше лететь, что я хочу остаться здесь. Мигель зажал мне рот и ударил меня, Алехандро зашипел на меня, чтоб я заткнулся, что из-за меня нас поймают. Мы пришли к самолету, и Алехандро с Мигелем затолкали меня на заднее сиденье. Алехандро снова завел самолет, мы выехали на полосу и взлетели. После взлета снова трясло, и самолет снова наклонился, Алехандро сказал, что мы взлетели на юго-восток и поэтому надо развернуться на северо-восток, и чтоб я не боялся. В этот раз мы летели очень-очень долго. Меня опять вырвало. Мы полетели над горами, Алехандро сказал, что диспетчер велел нам подниматься вверх, дал мне такую смешную штуку с трубочкой, которая на нос одевается, как усы, и сказал, чтоб я одел ее и дышал через нос, потому что на этой высоте воздуха мало и без этой штуки я задохнусь. Я испугался и стал дышать через эту штуку. Мы так долго летели, потом внизу стало все в облаках, мы снизились почти до них, Алехандро сказал, что штуку можно снять. Мы летели низко над облаками, а потом мы влетели прямо в них. Вот это было страшнее всего. Самолет сильно трясло, за окном ничего не было видно, я думал, что мы уже перевернулись и падаем. Я заплакал и закричал что не хочу умирать, и что нам теперь делать? Алехандро и Мигель тоже испугались, Алехандро сказал что теперь можно немного бояться, что мы не падаем, но самолет покрывается льдом и это плохо. Потом Алехандро сказал, что над нами летит большой самолет, и он сейчас спросит у него, высоко ли заканчиваются облака, и если не очень высоко, то мы поднимемся и выберемся из них. Алехандро поговорил по-английски по радио, и сказал что все хорошо, что мы идем вверх и чтоб мы надели дыхательные штуки. Через пять минут мы выбрались из облаков, и трясти сразу перестало. Только потом стало очень холодно, я достал куртки, которые валялись сзади за сиденьем, и мы их надели. Мы так летели долго, наверно час, потом облака стали ниже, мы тоже снизились и сняли штуки. Потом еще долго летели, я уже не так сильно боялся, самолет не трясло и после того что было раньше - уже было не страшно. Алехандро рассматривал какую-то карту и листы с компьютера, которые он дома напечатал, и еще на экране самолетного компьютера картинки разглядывал. Сказал что это схемы движения в воздухе в Париже, как карта города, когда на машине едешь, что нужно их знать чтобы правильно сесть и чтоб нас не поймали. Солнце уже было совсем низко. Потом Алехандро сказал, что мы скоро начнем снижаться и подходить к аэродрому, что это очень сложно и чтоб мы молчали, ничего не трогали и не мешали ему. Мы пошли вниз, вошли в облака, опять затрясло, но мы их быстро пролетели и я увидел землю в огоньках, было уже почти темно. Уши опять сильно болели. Продолжало иногда трясти, самолет все время наклонялся в разные стороны, и Алехандро все время что-то говорил по-английски, крутил колесики и двигал ручки. Мигель увидел вдалеке слева светящуюся Эйфелеву башню, и закричал чтоб мы посмотрели. Я посмотрел и тоже ее увидел. Алехандро вдруг заорал «Заткнитесь!», а потом выдернул провода наших наушников, и в наушниках ничего не стало слышно. Потом мы опустились очень низко, полетели над домами, трясло, иногда мы опять сильно наклонялись, я думал, мы дома крылом зацепим. Алехандро воткнул нам наушники обратно, показал на светящийся прямоугольник, сказал, что это полоса, куда мы будем садиться, но тут очередь и нам придется полетать по кругу, и чтоб мы сидели и молчали. Я думаю он пошутил, какая очередь, мы же летели! Минут через пять он сказал, что сейчас будем садиться, и опять сказал, чтоб заткнулись и не мешали, а то разобьемся. И еще Мигелю сказал, чтоб он педали ногами не трогал и до ручки между ног не дотрагивался, и чтоб говорил ему какие-то цифры с компьютера. Он их потом все время говорил, что-то вроде 82 , 88… Было страшно. Когда мы летели к полосе, самолет сильно мотало, и он почему-то летел боком. Я не знал, что самолет может летать боком, и очень боялся. Но мы как-то прилетели на полосу, там самолет повернулся носом и мы сразу же сели. Я так обрадовался, что все закончилось! Приехали на стоянку, Алехандро выключил двигатели и компьютеры, и сказал, что нам повезло и нас никто не видит. И когда мы вылезали из самолета, вдруг появился этот злой дядька и закричал на нас. Мигель крикнул «Бежим!», и мы побежали, но Алехандро крикнул, чтоб мы вернулись, что мы попались и бежать бесполезно. Никогда больше не полечу на этом самолете! Если б я знал, что эти два психа затевают, никогда в жизни бы с ними не поехал!
    Мигель :
  • Да не слушайте вы этого слабака! Врет он все. Он, когда мы поднялись на 12000 футов – отрубился и проспал до самого Бадахоса. Было совсем не страшно, ну может чуть-чуть иногда. Зато было очень круто! Мне конечно Алехандро раньше рассказывал, но я думал он сочиняет, я не верил что он и правда такой крутой пилот! Но сейчас я сам увидел, как он летает – это самый лучший пилот в Испании! Он так много всего знает, все эти карты, схемы, я вот вообще не понимаю что там нарисовано. Пожалуйста, не нужно его наказывать, это нечестно, он же ничего плохого не сделал! Летать так здорово, это совсем не так, как когда летишь на большом самолете! Там почти ничего не видно, а тут большая стеклянная кабина, можно смотреть вперед и по сторонам, все вокруг видно! Кажется, как будто сам летишь, без самолета, как во сне. И летишь не очень высоко, можно все время землю рассматривать. Море сверху такое голубое и красивое, внизу волны видны, и как корабли плывут. А потом впереди берег появляется, так здорово! Летишь над побережьем, видно пляж, дома на берегу, яхты, кораблики разные, и полетели уже над землей. Видно поля, дороги, пропеллеры которые электричество вырабатывают. Я хотел чтоб мы полетали низко над землей, но Алехандро сказал, что мы летим по воздушной трассе и не должны хулиганить. Говорил что если не совсем низко, то можно попросить у диспетчера, и он, может быть, разрешит, но это сложно, что-то про IFR и VFR, не помню, а лишнее внимание нам совсем не нужно. Это лучше у него спросите. А еще мы над горами летели, это вообще, такая красота! Над облаками тоже лететь интересно, мы низко над ними летели, кажется как будто несешься над холмами из ваты. И влетать в облако круто, кажется что сейчас в эту стену врежешься и разобьешься. И Париж сверху очень хорошо видно было, так интересно, я Алехандро попросил, чтобы мы прямо над Эйфелевой башней пролетели. Но он сказал, что это запрещено, и за такое нас сразу после посадки просто расстреляют. Я не понимаю, что в этом такого плохого? Алехандро мне даже дал порулить самолетом, и показывал, как надо поворачивать и управлять двигателями. Это оказывается совсем несложно, и так здорово! И еще он рассказывал, какие цифры на дисплее что значат, оказывается у самолета одновременно три разных скорости , и высота совсем не от земли считается! И еще он мне рассказывал, что показывает самолетный навигатор, и что он не только от спутника умеет работать, а еще от маяков, и что он даже умеет показывать молнии, и соседние самолеты, но не все. Я даже помогал Алехандро, например ручки двигателей держал, когда мы взлетали в Бадахосе, и главную скорость Алехандро говорил, когда мы садились здесь. Он так здорово умеет ручкой не давать самолету наклоняться на посадке, я бы так не смог! Так жалко, что нас поймали. Теперь мы, наверно, в Диснейленд не попадем, но об этом я совсем не жалею, этот полет был круче ста Диснейлендов! Я тоже очень хочу научиться и стать пилотом, как Алехандро.

Алехандро, «пилот-командир» полета, как он себя назвал – такой же обычный 11-летний мальчишка, усталый, и очень расстроенный. Но держится достаточно мужественно, учитывая случившееся. Языкового барьера при общении с ним не возникло. Французского мальчик почти не знает, но по-английски говорит свободно. Вообще, для своих 11 лет Алехандро весьма развит, говорит не запинаясь, почти как взрослый человек, только по-детски эмоционально. И, действительно, очень профессионально как пилот. По ходу разговора с ним мне много раз пришлось переспрашивать, что значит тот или иной авиационный термин.
Я успел лишь представиться, малыш тут же сам «бросился в атаку»:

  • Я хочу сразу сделать заявление. Вы, конечно, сейчас раздуете из всего этого «французское 11 сентября». О Боже, ужасно, ребенок за штурвалом, Франция чудом уцелела! Так вот, это не так. Никакой опасности ни для меня самого, ни для моих друзей, ни для других самолетов не было. Я не самоубийца. Да, я взял папин самолет без разрешения, да, я летел без пилотской лицензии и страховки. Но это все. Ничего больше я не нарушил. Лицензии у меня нет только потому, что человек в 11 лет никак не может ее получить, даже если он лучший пилот чем Салли (Cалленбергер, пилот, посадивший самолет на Гудзонский залив). Меня тренировали не хуже любого профессионального пилота, я умею летать лучше, чем половина тех, кто прямо сейчас над Парижем в воздухе болтается. Прямо передо мной самолет на второй круг ушел из-за ветра, а у меня с посадкой никаких проблем не было. Я прямо сейчас готов сдать все экзамены на пилотскую лицензию IR ME (инструментальные полеты, многодвигательный самолет), и поверьте мне, я их сдам успешно. Никакой опасности ни для кого не было, я делал то, что умею, и знал, что я делал!
  • Хорошо, где ты всему этому научился?
  • Мы с папой вместе учились летать в Калифорнии два года назад. Папа решил научиться летать, и я с ним поехал, мы всегда с ним вместе ездим. Инструктор в летной школе спросил папу, не хочет ли он чтоб и я летать научился. Он сказал - конечно, лицензию мне не дадут, но поскольку летать будете вместе – мне стоит уметь посадить самолет если с папой что-нибудь случится. Мы с папой даже не знали, что дети могут учиться летать, и даже летать сами, если рядом сидит инструктор – это все легально! Ну конечно я очень обрадовался, и папа не возражал, он говорит, что деньги на учебу – это не трата, а инвестиция. Только взял с меня обещание, что буду учиться серьезно. Так я и научился, сначала на DA40 – это как DA42, но с одним двигателем, это проще. А потом на DA42, таком же, как тот, на котором я сюда прилетел. Инструктор говорил, что у меня лучше, чем у папы получается! Я научился летать по приборам и заходить по ILS и WAAS (приборные заходы на посадку), когда папа еще VFR (визуальный полет) только сдал.
  • Ты до сегодняшнего перелета уже летал один?
  • Нет, сегодня первый раз. Принимаю поздравления… (вздыхает) Но когда мы с папой летаем – я не пассажиром сижу, а помогаю, контролирую папу и всегда знаю, что происходит. И в Париж мы летали несколько раз, я этот маршрут хорошо знаю.
  • Зачем вы с ребятами полетели в Париж без папы?
  • Сейчас уже жалею конечно, не надо было этого делать. Папа меня убьет. Папа сейчас в Аргентине по делам. Мы с ребятами у меня зависали, я им рассказывал про полеты. Ну, как оно бывает, «Если ты такой крутой пилот, полетели завтра в Диснейленд?» Ну и стукнуло меня что-то изнутри, вроде «А ведь я в самом деле могу это сделать!» Давно хотелось слетать самому. Ребята не виноваты, я капитан и я принимал решения. Если б я отказался – ничего бы этого не было. Мне потом ребят даже жалко было, особенно Хосе, его рвало всю дорогу и боялся очень. Мы его в Бадахосе еле в самолет затащили, не хотел лететь дальше.
  • А зачем вы его заставляли?
  • А что, надо было его в Бадахосе оставить? И что бы он там один делал? И как бы объяснял, как он туда попал? После его объяснений нас бы с истребителями сажали.
  • Как вам удалось пробраться к самолету, и как вам диспетчер разрешил лететь?
    Простите, про аэропорты я ничего не скажу. От этого мне хуже всего, в аэроклубе и в Бадахосе очень хорошие люди, они мне доверяли, а теперь из-за меня у них наверно большие проблемы будут. Я не думал, что нас поймают. А с диспетчерами в воздухе все просто, я подал план полета от имени папы. Есть специальный сайт в интернете для этого, это несложно, если умеешь. Тем более что этот маршрут я уже раньше планировал, и с топливом заморочек нет. Мы с ребятами со всем барахлом не больше 140 кг весим, как один пилот-калифорниец, поэтому я просто заправлялся «под пробки», все равно максимального взлетного веса и близко не было, а полных баков на эти участки хватает с запасом при любой погоде. Я вообще почти всегда сам планы полета делаю, папе лень этим заниматься.
  • Твои взрослые друзья в аэропортах помогали тебе улететь?
  • Нет! Я обманывал их, они думали, что я лечу с папой.
  • Если честно, хулиганил в полете?
  • С Хосе похулиганишь, как же. Я старался лететь как мог аккуратно, и все равно он вцепится пальцами во что попало, сидит и трясется. И выворачивает его. Как ни старайся, турбулентность ведь никуда не денешь. Если б я знал, то оставил бы его дома, но он ведь тоже хотел с нами, и я думал, что ему тоже понравится. Хорошо хоть, что я догадался его вперед не сажать, если б он так в ручку управления вцепился – могли бы разбиться. Ну и вообще хулиганить я не собирался, мне главное было не привлекать к нам внимания в воздухе.
  • Что в полете было страшнее всего?
  • Да ничего страшного в полете не было. Вот сейчас – страшно…
  • А если бы, например, двигатель отказал над океаном?
  • У самолета два двигателя, лететь можно и на одном. Это не так просто, но меня этому учили. Я летел недалеко от берега, где-то 40 минут максимум до Марокко. Если б отказал двигатель – развернулся бы на восток и сел в Марокко. Это плохо, но лучше чем разбиться. Хуже, если бы отказал, когда мы на 18000 футов от обледенения залезли, но тоже справился бы.
  • У вас еще и обледенение было?
  • Да, здесь уже, над Францией, в зоне Бордо, в мерзкие облака влетели. На самолете есть противообледенительная система, но она на жидкости работает, как стеклоомыватель в машине, и жидкости максимум на час хватает, а то и меньше. Поэтому я решил просить у диспетчера и подниматься на уровень 180 (18000 футов). Ну, диспетчер разрешил, мы поднялись выше облаков и все, там уже обледенения нет. Только там дышать без масок нельзя, но ребята уже умели ими пользоваться, нас еще до этого, над Сьерра-де-Гредос, диспетчер поднимал на 160 (16000 футов), я тогда ребят научил масками пользоваться. А кислорода надолго хватает.
  • Это и было самое сложное в полете?
  • Нет, самым сложным была посадка здесь, в Париже. Тут сложные зоны, в воздухе много самолетов, по радио постоянно говорят, нужно не пропустить когда говорят тебе. Курс туда, курс сюда, снижайся, не снижайся, поддерживай скорость 210 узлов – я что, F-16? Потом точка перехода - и лети по кругу и садись визуально, здесь в Лонь только визуальные посадки. Ну, это уже проще, хотя был неприятный ветер. А еще ведь надо и самолетом управлять, и частоты на радио менять, и давление переставлять, и лист проверок выполнять, чтоб подготовиться к посадке. И ребята болтают, они же не понимают что мне в этот момент и без них весело. Пришлось им гарнитуры выдернуть. Еще и поменялось кое-что с тех пор как с папой летали, хорошо что я на маршруте развлекался французскими NOTAM (предупреждения пилотам об изменениях) и схемами. Но конечно сложней всего чтоб в аэропорту не поймали. Это вот и не получилось.
  • А заблудиться в воздухе не боялся, когда вы в облаках летели?
  • (смеется) О чем вы говорите? Я бы вас сейчас сводил в самолет на экскурсию. У меня там навигационная система круче, чем на ваших Airbus. Я план полета с флэшки загрузил в FMS (бортовая система управления полетом), могу поставить режим GPS, нажать кнопку NAV - и отдыхать, самолет будет сам лететь и на поворотных точках поворачивать. Я так и летел большую часть пути. Там с высотой сложнее, чем с курсами, но тоже ничего страшного, главное не забывать ее накручивать, и про давление не забыть.
  • Диспетчеры не спрашивали тебя, почему ребенок по радио разговаривает?
  • Только во Франции спросили один раз, я ответил, что у папы плохой английский, и если папа будет вести связь - вам же хуже будет. В Испании не спрашивали, там вообще диспетчеры очень добрые, хвалили, как я хорошо умею связь вести. Даже два раза мне хорошие спрямления дали, я не просил, они сами предлагали. Первый раз я ответил – «Большое спасибо, нет необходимости, я еще не хочу писать». Диспетчер ответил «Нет проблем, берите прямой курс, к посадке захочешь». Пилоты других самолетов смеялись.
  • Как ты себя сейчас чувствуешь? Гордишься тем, что смог справиться с таким сложным перелетом?
  • Паршиво я себя чувствую, разве не видите? Не знаю, что теперь будет. Мне теперь наверно больше никогда летать не дадут. Да и у папы могут лицензию отобрать, и других людей из-за меня накажут. Плохо все. Напишите, что мне жаль, что все так вышло, и не надо никого из-за меня наказывать. Я не хотел ничего плохого.

Что можно сказать об этой истории? Мы поражены не меньше авиационных властей. Случай невероятный, и весьма неоднозначный. С одной стороны - произошел серьезный авиационный инцидент, который многих наверняка возмутит и напугает. Дети совершили преступление, представляющее серьезную опасность как для них самих, так и многих других людей . С другой – не может не вызвать восхищение и уважение мальчик , в 11 лет сумевший овладеть профессией пилота на уровне, позволившем благополучно совершить подобный перелет. Он очередной раз доказал, что дети иногда способны сделать то, что под силу не каждому взрослому профессионалу. И одновременно показал, что даже такие дети не могут правильно оценить риски и просчитать все последствия своих поступков. Иногда самое правильное решение пилота – отказаться от полета. Настоящий капитан должен это знать.
И еще - этих ребятишек просто жалко. Жалко заплаканного Хосе, которому пришлось столько пережить, и жалко Алехандро, для которого полеты – вся жизнь, и который сейчас может своего детского смысла жизни лишиться. Кроме того, у него точно есть совесть, и сломанные судьбы людей, которые его любили и доверяли ему, могут лечь тенью на все его будущее. Не уверены, что он заслужил такое наказание. В конце концов, главная обязанность каждого капитана – вернуть своих пассажиров на землю живыми и здоровыми. Алехандро эту обязанность выполнил. Он виновен в этом инциденте, но его же заслуга в том, что все закончилось благополучно, и полиция передаст родителям живых детей.
Хотелость бы призвать авиационные власти направить основные усилия не столько на поиск и наказание виновных, сколько на разработку мер, которые позволят избежать подобных инцидентов в будущем. Ведь следующий одиннадцатилетний капитан может оказаться не столь умелым, а его полет – трагедией, а не приключением.

www.forumavia.ru/a.php?a=t&id=7525&count=69

Москва, ЮВАО, парк Нагатинская пойма (м.Коломенская)
uc1:

Да, хотел как раз написать про Тима. Очень классно летает и крайне дисциплинирован. Мы рядом с ним просто гопники какие то причем все )))) Но ведь и он тут недавно разложился увы 😦

Спасибо )) На самом деле я никоим образом не лучше всех остальных на поле. Дисциплинированность и “внимание к деталям” определяется тем, на чем ты летаешь. Если я сделаю себе самолет, особенно “пенку” - скорей всего я буду летать точно так же как большинство летающих на “пенках”. Там ведь по сути, если что, достаточно просто дернуть холд -и через пару секунд модель уже для людей не опасна, ну если только, не дай Бог, точно в глаз попадет. Вертолет опасен всегда, и все нормальные “вертолетчики” это знают. Даже свою 450-ку по степени опасности я бы приравнял где-то к той бензиновой бальзе из самолетов. Если соберу себе 550-ку или больше - то буду еще дисциплинированней, потому что она при попадании в человека без вариантов или убивает или калечит 😦 При этом верт при некоторых отказах не падает вертикально, а достаточно далеко неуправляемо летит в непредсказуемом направлении. Поэтому я стараюсь никогда не летать над людьми на верте. Ребята, летающие на больших бальзах, кстати, у нас тоже весьма аккуратны. Так что, уверен, с ростом цены, опасности и хрупкости модели это придет у каждого 😉
По зарулам я тоже ничем не лучше других, они у меня бывают регулярно. В ту же прошлую субботу у меня в одном из полетов наступили “критические дни” и я в одном полете 4(!) раза включал автолевел. То есть четыре потенциальных комплекта дров в одном полете. Просто тут я пошел по хитрому пути и задорого поставил этот самый автолевел, который окупает себя экономией дров на зарулах.
Насчет качества деталей вы правы, вертолеты это одна сплошная механика, и тут без вариантов скупой платит дважды. Но к сожалению, хоть из золота детали выпиливай - 100% не падающий аппарат сделать невозможно. Все равно будет брак или недосмотр и краши по отказам. Но качественные детали таки снижают эту вероятность на порядок, у меня за 600 полетов в этом сезоне был только один такой краш, я считаю это очень хорошим результатом. Опять же, чем выше надежность верта - тем меньше опасности окружающим.
Из этого происходит и “нервное” отношение к сближениям в воздухе. У вертолета, к сожалению, столкновение в воздухе - это одно из самых печальных по последствиям для модели событий, “ахилессова пята”, перед которой верт совсем беззащитен. Поэтому приходится беречься.

Что выбрать из семейства E-SKY?
irina-59:

спасибо… в аэрохобби была… говорят, “любой каприз за мои деньги”, но уговаривают на супер маленькую модель и все тут, а вертолеты для улицы отвергают.

Однако. Какой “правильный” магазин оказывается есть в Перми, прямо на удивление. В 99% магазинов бы радостно впарили 5-летней пыльности флайбарную 600-ку штук за 30. Хоть до чьих-то мозгов дошло, что им самим “интересней” не окучить лоха, а правильно “подсадить” человека на хобби.
Не люблю рекламировать магазины, тем более там я вообще никогда не был, и надо еще посмотреть что за модель они советуют. Но если таки уговаривают на “правильный” мелколет - очень рекомендую прислушиваться к их советам.

Выбор вертолета для ребенка

Ага. 😃 Кстати, для людей которые выбирают себе вертолет, и при этом не понимают чем отличается управление вертолетом классической схемы от управления машинкой. Вспомнил хороший способ это понять.
Берете железный шарик, кладете его на полированную доску. Поднимаете доску правой рукой, и пытаетесь наклонами доски удержать шарик в ее центре. При этом представьте себе, что левой рукой вы одновременно удерживаете высоту доски, которая так же “гуляет”. Вот так управляется CP классика и бесфлайбарная FP классика, типа NanoCPX - MCPx - MSRx - Trex 450.
Если сможете найти ЧУТЬ вогнутую доску, что-то вроде спутниковой тарелки - то положите шарик в нее и попробуйте то же самое. Та же фигня, но намного проще? Правильно. Так управляется флайбарная FP классика с флайбаром под 45 градусов - типа MSR - Solo Pro - V911 - SR120.

Насчет безопасности - не думаю что верты типа V911 Solo Pro MSR представляют опасность. MCPx уже может больно ударить, но и он опасен только при попадании точно в глаз. Для перестраховки можно дитю напяливать очки вроде тех что с дремелем покупаются. 450 здесь ребенку никто не советовал.

Выбор вертолета с грузоподъемностью до 1 кг
makso:

Перед всеми извиняюсь за офф топ, но не мог пропустить такую хрень мимо глаз. Да и вообще, по моему такое отношение к вопрошающему со стороны таких ГУРУ, негативно сказывается на продвижение хобби в массы, по моему подход должен быть такой: если я великий и считаю тему никчемной, то я и не буду в ней ничего писать - тобишь флудить, пусть это будет уделом бестолочей которые только и умеют что пи…деть мимо кассы 😃
P.S. Мешки ворочать все умеют, а вот пи…деть - это уметь надо 😉

Логично, чтобы ГУРУ не мешали “бестолочам” впаривать лохам трехканальные соосники размером с пятисотку. Тоже извините, но ТАКУЮ хрень

Не знаю как у вами выбранной модели с грузоподъемностью, а по остальным вами заданным параметрам - самое то! Дело в том, что это соосный вертолет и летать на нем гораздо проще, чем на том, который вам коллега из предыдущего поста написал

тоже не мог пропустить мимо глаз.

Первый вертолет, вопрос выбора
lyova:

Спасибо конечно, у меня уже есть опыт в управлении вертолёта syma107 или gyro 109 одно и тоже. Управляю хорошо, но он уже надоел… А есть ещё что нибудь, побольше?

Выше уже ответили. Не гонись за размером, на данном этапе размер это минус а не плюс. Между syma 107 и V911 общие две вещи: размер и название “вертолет”. ВСЕ остальное различается полностью, включая управление и летные возможности. Чем отличаются просто мышь и летучая мышь? 😉 В чем именно отличается управление - да во всем, по другому не скажешь. Купишь - поймешь. Осваивать V911 будешь с нуля, и вначале он тебе покажется бешеным мухом - истребителем, на котором даже висеть трудно. Быстро точно не надоест 😉
Вот так на Симе 109 слабо полетать?