Двухмоторный Ультраспорт
Вчера после ремонта впервые собрал в одно целое. Следал небольшую фотосессию. Самолёт был построен по чертежам из кита Ультраспорта лет шесть назад, отлетал сезон, вначале следующего на взлете потерпел аварию. Лежал он в гараже и я уже хотел его выбросить или отдать кому либо для восстановления, но желающих восстанавливать не нашлось, а рука выбросить так и не поднялась. Решил я его восстановить сам. Вот что получилось.
Пока не взвешивал.
Размеры штатные Ультраспорта 40 от компании Great planes.
Двигатели один Магнум, другой АСП 30 - ки.
Звук классный будет.
Время летит. Сейчас выяснил, что самолет был поднят в небо в 2006 году. Вот ветка 2006 года. www.rcuniverse.com/forum/m_3862333/…/tm.htm#386233… Там есть немного фоток как на земле так и в небе. Конструкция гондол сейчас изменена, двигатели развернулись вверх цилиндрами, стояли вбок ну и расцветка тоже. Первый вариант был по большому счету пробным. Посмотреть что такое двухмоторник и с чем его кушают. Теперь могу сказать, что это наркотик.😁
О! Живой!!!
Когда в небо?
2 разных двигателя? …
2 разных двигателя? …
Одинаковые - Магнум это экспортная марка Китайского ASP. Может качество сборки повыше у Магнума
Время летит.
Юрий, класс ! Может давай не распылятся , а совать все сюда : rcopen.com/forum/f82/topic258701 ?! Чисто случайно заметил тему.
О! Живой!!!
Когда в небо?
Сегодня практически закончил. Осталась мелочевка на пол часа-час максимум. Завтра на рыбалку за огурцами(корюшка) на лёд, а вот на воскресенье, если позволит погода в небо. Лишь бы не было торосов в одном очень удобном месте.
По поводу двигателей, Влад прав, это одно и то же, только вид сбоку. Хотя с другой стороны меня гложут смутные сомнения, что чтобы выбрать два одинаковых двигателя нужно перебрать вагон китайских или грузовик японских. Посему я не заморачиваюсь.
Взвесил 2660. Вроде на 40 грамм легче чем был раньше.
Самолёт конечно супер. Главное не избитый Як или сБах, да и 2х моторник. Очень какой то пропорциональный с простыми но красивыми линиями. Такой должен летать
Юрий, класс ! Может давай не распылятся , а совать все сюда : rcopen.com/forum/f82/topic258701 ?! Чисто случайно заметил тему.
Спасибо за приглашение, но это далеко не копия. Ультраспорт - всегда был хобийной пилотажкой, двухмоторный тоже - пилотажка.
Сделал сегодня два вылета. Колега снял видео первого вылета, но когда он выложит в сеть я не знаю, он новичек в деле видеомонтажа.
Вот несколько фоток второго вылета.
Вот обещанное видео первого полета.
Мне очень понравилось, замечательный вышел самолёт.😒
Юрий, а интересные подробности кагда-то будут ? Габариты модели ? Разборная-неразборная? Углы установки моторов ? Какое управление моторами ? Как ощущения от полета ?
Сам факт что модель в воздухе это хорошо , но …
Габариты. Размах 1400. Длина наверное тоже где то 1400. Вот ссылка на прототип.www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXJ583&P… От оригинала отличается только увеличенной площадью киля и руля направления в 1.5 раза.
Пустой вес 2660.
Стандартно снимается крыло.
Управление двигателем - каждый своей рулевой через Y удлинитель в канал газа. Углы вниз 3 градуса, в стороны выкосов нет. Первые два вылета были с винтами 9Х6, показалось медленно летает. В субботу сделал ещё четыре вылета, но винты поменял на 9Х8. Стало гораздо веселее. Пробовал все элементы пилотажа кроме штопора. На ноже пока не удалось заставить лететь. Обдува хвоста не хватает, или скорость маловата. Я честно говоря и не очень расчитывал, что полетит на ноже. Для посадки приходится выводить двигатели на предельно низкие холостые, в противном случае не прижать к земле. Летит на высоте пол-метр и не опускается ниже. Аппаратура у меня с механическим тримером газа - я его активно использую. На взлёт вверх, затем немного вниз, при заходе ещё ниже, а в стадии выравнивания полностью перевожу вниз. Может показаться сложно, но на самом деле ничего сложного нет. Тяга больше 1, легко делает петлю из горизонтального полета даже с полными баками.
… вот только ногой держать его не стоит…
Согласен. Больше и не держал. В сапогах Бафин-Титан, это было безопасно (это типа оправдание:)).
Любой, кто задумывается о двух или более моторном самолете начинает с проработки материала и сталкивается с противоречивыми мнениями относительно конструкции, пилотирования и настройки таких моделей. В данной области существует, с моей точки зрения, несколько заблуждений. Некоторые из них безобидны, а некоторые таковыми я бы не назвал. Начнем по порядку.
-
Основное заблуждение – что при отказе одного двигателя обязательно наступает катастрофа – нет это не верно. Как и при отказе двигателя у одномоторной модели – ничего в этом фатального нет. Достаточно убрать газ на оставшемся в работе двигателе и спокойно совершить посадку – как и в одномоторной схеме. Более того, шансов благополучно выбраться из такой ситуации даже больше по сравнению с одномоторной схемой, если не совершать ошибку №2.
-
Обязательно нужно глушить оставшийся в работе двигатель. Нет не верно – вернее не совсем верно. Заглушив оставшийся двигатель, мы лишаем себя возможности в случае небольшого недолёта сгладить глиссаду и слегка подтянуть модель.
-
Как пилотировать при отказе одного из двигателей – или что нельзя делать. Нужно четко понимать, что в отличие от одномоторной модели, где, при потере скорости в штопор входит всё крыло, у двухмоторной модели при отказе одного двигателя в штопор входит только заглохшая сторона, т. е. только половина крыла – результатом является скоростная спираль к земле. Здесь важнейшую роль играет тот фактор, что появляется дисбаланс подъёмной силы на консолях. Консоль с работающем двигателем имеет большую подъёмную силу, чем с остановившимся. Поэтому все наши действия в такой ситуации должны быть направлены на сохранение такого баланса, который позволяет держаться модели в воздухе. Соответственно, чем меньше обороты на работающем двигателе, тем меньше дисбаланс и наоборот, больше обороты больше дисбаланс. Также нужно учитывать скорость перемещения каждой консоли. Увеличение скорости консоли с работающим двигателем увеличивает этот дисбаланс – когда это происходит – тогда когда мы делаем поворот в сторону заглохшей. Любая работа механизации, включая работу элеронов на заглохшей стороне, ухудшают несущие свойства консоли. В случае электродвижения таким ухудшающим или тормозящим фактором будет свободно вращающийся винт - я бы запрогромировал регулятор на тормоз. Много выше написано в №3, но ничего этого вам не понадобится, если вы вовремя увидели отказ одной стороны и убрали газ. Данный пункт вступает в силу – как только вы двинули ручку газа вперед и чем дальше вперед тем вы ближе к спирали. Самый худший вариант это полный газ и маленькая полетная скорость. Кстати, при резкой даче газа и разном разгоне двигателей модель можно завалить в спираль и со всеми работающими двигателями.
-
Обязательно нужно слушать, как работают двигатели, сам так раньше думал, хотя ни разу не услышал остановку одного из двигателя. Пожалуйста, слушайте, но главное не слушать, а НАБЛЮДАТЬ. Особенно внимательно необходимо наблюдать при движении ручки газа вперёд, при малейшем отклонении от курса – нужно убирать газ и совершать аварийную посадку. Подразумевается, что газом вы работаете плавно, а не в режиме дискретной аппаратуры.
-
Обязательно нужно синхронизировать работу двигателей – без этого модель не полетит, на разбеге не удержать на прямой – опять же не верно. В трёх случаях не заморачивался – на разбеге и в воздухе проблем не увидел. Если уж вам хочется синхронизируйте, но не в ущерб надёжности работы двигателей.
-
Обязательно нужно обеспечить полет модели на одном двигателе. Я бы не был так категоричен. С моей точки зрения работа двух двигателей должна обеспечить требуемые лётные возможности модели. А одномоторный полёт – уже как выйдет. Стремление
обеспечить полёт модели на одном двигателе любой ценой ведёт к неоправданному утяжелению конструкции(мощнее моторамы, больше масса двигателей и топлива)- увеличению полетной скорости – усложнению обычного пилотирования – усугублению пункта №3.
7. Гироскоп на руль направления – панацея от всех бед. Нет. Гироскоп, скорее всего, замаскирует развитие ситуации по пункту №3. Пока руль направления будет иметь эффективность гироскоп будет удерживать модель на курсе – вы при этом не будете знать, что находитесь в самом опасном №3. Когда же модель пойдет в сторону – это будет означать только одно, что руль направления потерял свою эффективность и любые ваши команды на руль будут бесполезны. Время для принятия экстренных мер для аварийной посадки потеряно, руль направления не работает – земля в такой ситуации очень близко.
8. Установка двигателей с углом наружу. У меня в двух и четырехмоторном вариантах двигатели стоят в 0. Каких либо проблем я не испытываю. Если вы не умеете безопасно сажать модель без двигателей, то вряд ли гипотетическая возможность полета на одном двигателе вас спасет, так как это следующая стадия умения после посадки без двигателей. Какие последствия если вы просто не попадете на полосу. Погнутые или сломанные стойки шасси и/или небольшие повреждения планера. Если же вы при попытке лететь на одном двигателе сорветесь в спираль – то это силовой + боковой вход в землю сопряженный со значительными разрушениями модели. Выбирайте. Теоретически (по аналогии с авто) можно предположить, что смотрящие в разные стороны тяговые двигатели могут создавать неустойчивость по курсу (как колёса у авто смотрящие в разные стороны).
9. Разное вращение винтов. Если есть винты и у вас электродвижение почему нет? Но модели прекрасно летают и с одинаковым вращением, если хочется то хуже не будет это точно, но и лучше тоже.
10. Модель должна быть обязательно с носовой стойкой. Точна да, если вы никогда не поднимали модель с двухстоечным шасси. Если же вы в состоянии удержать на курсе пилотажку или тем более биплан типа Питтса, то никаких проблем и с двухмоторным самолетом не будет. Плюс двухстоечного шасси – уменьшение массы модели за счет отказа от силового шпангоута в носу.
Вот, наверное, и всё.
Повторюсь – это моё мнение. Прислушиваться к нему или нет это дело личное.
😃
о… сразу видно, что человек ЛЕТАЛ на 2-х моторах… а не разглагольствовал о теориях…
Хорошее изложение вопроса! Спасибо Юрий! Сам не очень много испытал всех ньюансов, но по нескольким полетам на своей “раме” ФВ-189 немного освоился с двух моторниками. Действительно перед первыми запусками долго думал и сомневался по поводу устойчивости и управления. В итоге сделал несколько микшеров, пробовал управлять как элеронами, так и микшером “разнотяг моторов+РН”, в обоих случаях модель реагировала очень послушно. Но сильного разброса по оборотам все же не любит. Баланс оборотов завел на дополнительный канал “крутилку”, очень эфективно оказалось.Выкосы в стороны все же делал,но небольшие порядка 1-2грд, винты одного вращения. Сейчас на стадии постройки второй двухмоторник Ан-14(кстати у него носовая стойка шасси) , на нем хочу попробовать винты разного вращения . Модели правда электро, но от отказа электромотора или регуля тож никто не застрахован.
Олег, электродвижение в таких самолетах меня не торкает. Нет звука, дыма.
У моего колеги на электроКаталине в первом же вылете отказал один двигатель.
Главное старайся делать как можно легче, двухмоторники катастрофически быстро набирают вес. Если у тебя правильная копия транспорта, то не перебарщивай с мощностью. Ты же не будешь на нём делать петли, бочки.
А в целом - не так страшен черт як його малюють.
у меня товарищ по болезни 😃 полетав на моём двс твин-тренере сделал себе электро…
не то, говорит…совсем не то…
Дмитрий, так это ж замечательно, что есть выбор. Хочешь электро, хочешь ДВС два или четыре такта, хоть Ванкеля ставь. Каждый может выбрать по желаю и как ему удобнее. Я только не понимаю стремления любой ценой один или другой вид движения.
09 мая отметили День победы и немножко пошумели в воздухе. 😁