Двухмоторный Ультраспорт
Любой, кто задумывается о двух или более моторном самолете начинает с проработки материала и сталкивается с противоречивыми мнениями относительно конструкции, пилотирования и настройки таких моделей. В данной области существует, с моей точки зрения, несколько заблуждений. Некоторые из них безобидны, а некоторые таковыми я бы не назвал. Начнем по порядку.
-
Основное заблуждение – что при отказе одного двигателя обязательно наступает катастрофа – нет это не верно. Как и при отказе двигателя у одномоторной модели – ничего в этом фатального нет. Достаточно убрать газ на оставшемся в работе двигателе и спокойно совершить посадку – как и в одномоторной схеме. Более того, шансов благополучно выбраться из такой ситуации даже больше по сравнению с одномоторной схемой, если не совершать ошибку №2.
-
Обязательно нужно глушить оставшийся в работе двигатель. Нет не верно – вернее не совсем верно. Заглушив оставшийся двигатель, мы лишаем себя возможности в случае небольшого недолёта сгладить глиссаду и слегка подтянуть модель.
-
Как пилотировать при отказе одного из двигателей – или что нельзя делать. Нужно четко понимать, что в отличие от одномоторной модели, где, при потере скорости в штопор входит всё крыло, у двухмоторной модели при отказе одного двигателя в штопор входит только заглохшая сторона, т. е. только половина крыла – результатом является скоростная спираль к земле. Здесь важнейшую роль играет тот фактор, что появляется дисбаланс подъёмной силы на консолях. Консоль с работающем двигателем имеет большую подъёмную силу, чем с остановившимся. Поэтому все наши действия в такой ситуации должны быть направлены на сохранение такого баланса, который позволяет держаться модели в воздухе. Соответственно, чем меньше обороты на работающем двигателе, тем меньше дисбаланс и наоборот, больше обороты больше дисбаланс. Также нужно учитывать скорость перемещения каждой консоли. Увеличение скорости консоли с работающим двигателем увеличивает этот дисбаланс – когда это происходит – тогда когда мы делаем поворот в сторону заглохшей. Любая работа механизации, включая работу элеронов на заглохшей стороне, ухудшают несущие свойства консоли. В случае электродвижения таким ухудшающим или тормозящим фактором будет свободно вращающийся винт - я бы запрогромировал регулятор на тормоз. Много выше написано в №3, но ничего этого вам не понадобится, если вы вовремя увидели отказ одной стороны и убрали газ. Данный пункт вступает в силу – как только вы двинули ручку газа вперед и чем дальше вперед тем вы ближе к спирали. Самый худший вариант это полный газ и маленькая полетная скорость. Кстати, при резкой даче газа и разном разгоне двигателей модель можно завалить в спираль и со всеми работающими двигателями.
-
Обязательно нужно слушать, как работают двигатели, сам так раньше думал, хотя ни разу не услышал остановку одного из двигателя. Пожалуйста, слушайте, но главное не слушать, а НАБЛЮДАТЬ. Особенно внимательно необходимо наблюдать при движении ручки газа вперёд, при малейшем отклонении от курса – нужно убирать газ и совершать аварийную посадку. Подразумевается, что газом вы работаете плавно, а не в режиме дискретной аппаратуры.
-
Обязательно нужно синхронизировать работу двигателей – без этого модель не полетит, на разбеге не удержать на прямой – опять же не верно. В трёх случаях не заморачивался – на разбеге и в воздухе проблем не увидел. Если уж вам хочется синхронизируйте, но не в ущерб надёжности работы двигателей.
-
Обязательно нужно обеспечить полет модели на одном двигателе. Я бы не был так категоричен. С моей точки зрения работа двух двигателей должна обеспечить требуемые лётные возможности модели. А одномоторный полёт – уже как выйдет. Стремление
обеспечить полёт модели на одном двигателе любой ценой ведёт к неоправданному утяжелению конструкции(мощнее моторамы, больше масса двигателей и топлива)- увеличению полетной скорости – усложнению обычного пилотирования – усугублению пункта №3.
7. Гироскоп на руль направления – панацея от всех бед. Нет. Гироскоп, скорее всего, замаскирует развитие ситуации по пункту №3. Пока руль направления будет иметь эффективность гироскоп будет удерживать модель на курсе – вы при этом не будете знать, что находитесь в самом опасном №3. Когда же модель пойдет в сторону – это будет означать только одно, что руль направления потерял свою эффективность и любые ваши команды на руль будут бесполезны. Время для принятия экстренных мер для аварийной посадки потеряно, руль направления не работает – земля в такой ситуации очень близко.
8. Установка двигателей с углом наружу. У меня в двух и четырехмоторном вариантах двигатели стоят в 0. Каких либо проблем я не испытываю. Если вы не умеете безопасно сажать модель без двигателей, то вряд ли гипотетическая возможность полета на одном двигателе вас спасет, так как это следующая стадия умения после посадки без двигателей. Какие последствия если вы просто не попадете на полосу. Погнутые или сломанные стойки шасси и/или небольшие повреждения планера. Если же вы при попытке лететь на одном двигателе сорветесь в спираль – то это силовой + боковой вход в землю сопряженный со значительными разрушениями модели. Выбирайте. Теоретически (по аналогии с авто) можно предположить, что смотрящие в разные стороны тяговые двигатели могут создавать неустойчивость по курсу (как колёса у авто смотрящие в разные стороны).
9. Разное вращение винтов. Если есть винты и у вас электродвижение почему нет? Но модели прекрасно летают и с одинаковым вращением, если хочется то хуже не будет это точно, но и лучше тоже.
10. Модель должна быть обязательно с носовой стойкой. Точна да, если вы никогда не поднимали модель с двухстоечным шасси. Если же вы в состоянии удержать на курсе пилотажку или тем более биплан типа Питтса, то никаких проблем и с двухмоторным самолетом не будет. Плюс двухстоечного шасси – уменьшение массы модели за счет отказа от силового шпангоута в носу.
Вот, наверное, и всё.
Повторюсь – это моё мнение. Прислушиваться к нему или нет это дело личное.
😃
о… сразу видно, что человек ЛЕТАЛ на 2-х моторах… а не разглагольствовал о теориях…
Хорошее изложение вопроса! Спасибо Юрий! Сам не очень много испытал всех ньюансов, но по нескольким полетам на своей “раме” ФВ-189 немного освоился с двух моторниками. Действительно перед первыми запусками долго думал и сомневался по поводу устойчивости и управления. В итоге сделал несколько микшеров, пробовал управлять как элеронами, так и микшером “разнотяг моторов+РН”, в обоих случаях модель реагировала очень послушно. Но сильного разброса по оборотам все же не любит. Баланс оборотов завел на дополнительный канал “крутилку”, очень эфективно оказалось.Выкосы в стороны все же делал,но небольшие порядка 1-2грд, винты одного вращения. Сейчас на стадии постройки второй двухмоторник Ан-14(кстати у него носовая стойка шасси) , на нем хочу попробовать винты разного вращения . Модели правда электро, но от отказа электромотора или регуля тож никто не застрахован.
Олег, электродвижение в таких самолетах меня не торкает. Нет звука, дыма.
У моего колеги на электроКаталине в первом же вылете отказал один двигатель.
Главное старайся делать как можно легче, двухмоторники катастрофически быстро набирают вес. Если у тебя правильная копия транспорта, то не перебарщивай с мощностью. Ты же не будешь на нём делать петли, бочки.
А в целом - не так страшен черт як його малюють.
у меня товарищ по болезни 😃 полетав на моём двс твин-тренере сделал себе электро…
не то, говорит…совсем не то…
Дмитрий, так это ж замечательно, что есть выбор. Хочешь электро, хочешь ДВС два или четыре такта, хоть Ванкеля ставь. Каждый может выбрать по желаю и как ему удобнее. Я только не понимаю стремления любой ценой один или другой вид движения.
09 мая отметили День победы и немножко пошумели в воздухе. 😁
Выше я забыл ещё про одно заблуждение - для управления двух и более моторником нужна супер-пупер аппаратура с огромным количеством каналов - это не верно. Что выше, что ниже самолеты управляются по четырем основным каналам. Элероны в один канал, рулевые привода газа тоже в один канал.
Поэтому для управления достаточно самой простой четырехканалной аппаратуры.😃
Это владший брат Ультраспорта.
А самым младшеньким будет “Геркулес” Говарда нашего Хьюза ?😁
лучше Максимка
Горький который…
Сегодня была реализована авантюрная идея взлета с одним полным баком, а вторым заправленным на несколько минут полёта. Ограничился двумя такими вылетами. Первый раз было страшно, второй раз уже буднично и практически без интереса. Третий раз уже и не стал так делать. Ожидал больших проблем. Оказалось всё до противного просто. Если пилотировать как и одномоторную модель с отказавшим двигателем, то ничего необычного нет. Есть большой плюс, если не долетаешь то можно подтянуть оставшимся в работе двигателем. Я во втором вылете так увлёкся, что поздно сбросил газ и вылетел за полосу. Обошлось подогнутой стойкой.
Скорость - вот основной ключ к безопасной посадке. Как только обнаружено, или есть подозрение, что один двигатель встал, двигаем ручку высоты от себя и энергично, на скорости начинаем заходить на посадку, угол снижения регулируем рулём высоты и газом, не допуская замедления модели. Подвешивать модель нельзя. Любой, кто подходит к земле решительно, а не крадучись, справится с такой ситуацией.
В это воскресенье открыл сезон полётов 2013. 😁
Совершено порядка 6 аварийных посадок.
Вот одна из них, зафиксированная нашим славным оператором.
ну ни чего, начало не очень за то сам сезон будет успешным! не всё же должно быть гладко, когда всё хорошо то же ни есть хорошо ))))
Похоже я не совсем правильно выразился “аварийная”. :(Может сложится мнение, что мотор глох сам. Он глох, но по команде с земли.😁
а ну тогда другое дело 😉
Он глох, но по команде с земли.
Неужели Y кабель поумнел ??? Или аппа ???😲😲😲
Есть вопрос,
двухмоторный электро самолет,
в какую сторону лучше крутить моторы?
внутрь или наружу, чтобы улучшить обдув рулей?
самолет CL-415 Canadair 1390mm EPO
Думаю на обдув рулей направление вращения не влияет.
Про вращение и углы установки можно прочитать здесь rc-twin.ru/const.php в конце. Гондолы у модели очень близко друг к другу, это плюс во всех отношениях. На том же сайте есть статья про Каталину, думаю Вам будет интересно почитать.
спасибо за ответ,
вопрос еще такой, а при отказе одного из двигателей, влияет ли направление вращения работающего двигателя на устойчивость заваливанию модели в сторону отказавшего?
Влиять будет не направление, а тяга. Тяга не совпадает с осью двигателя на 3 градуса. Обычно влево, поэтому двигатели ставят с выкосом вправо. Если Вы реверсируете один из двигателей то у него реверсируется и тяга вправо, поэтому реверсируемый двигатель нужно ставить выкосом влево. Следовательно если Вы установите двигатели так, что тяга будет направлена наружу, то это в какой то мере будет компенсировать разворот, но я бы не придавал этому большого значения. У меня двигатели стоят в ноль, то есть тяга у обоих влево. Получается, что один компенсирует разворот, а другой усугубляет. Модель пережила и преднамеренные остановки и аварийные и одного и другого двигателя, какой либо существенной разницы я не заметил. Пока есть скорость даже как то летать удавалось и в одном и другом случае.