Неустойчивая аэродинамическая схема
Приводить какие-либо доводы за и против, тяжелое и неблагодарное занятие. На одном из форумов, я как-то заметил, что владельцы вузовских дипломов, как правило, кроме самого диплома, в подтверждение заявленной квалификации, ничего предъявить не могут. Есть небольшое количество, действительно талантливых и умных людей, которые, создавая и созидая, двигают прогресс, а остальные все это потребляют и брезгливо говорят: «эта страна», первых не более 12-15% от всего населения и есть у них высшее образование или нет, не очень и интересует, бумажка нужна только для прикрытия собственной несостоятельности.
Великий кораблестроитель дореволюционной России, Титов имел церковноприходское образование и еще один Великий человек, академик Крылов по вечерам за пару лет, преподал ему весь курс высшей математики, в это время Титов был уже автором проектов броненосцев, которые в то время были лучшими в своем классе.
Другой пример нам с вами ближе, это академик Микулин, легенда советской авиации, его вклад до сих пор еще толком не оценен, он единственный, из наших Генеральных мотористов, который проектировал авиамоторы своей конструкции, а не перелицовывали лицензионные как другие. Его архив до сих пор не разобран. Результат известен, поршневых авиамоторов в России практически нет, все потеряно и похерено и вынуждены мы покупать их у американцев. Ладно, не буду больше продолжать, если кому не приятно, я извиняюсь, это не о вас, просто нагорело.
❓ ❓ ❓ ❓ ❓ И причём тут Микулин???
Да, ты меня удивил понастоящему, я думал это не секрет, особенно для нашего поколения.
Микулин не имел высшего образования, некогда было вуз окончить, ему уже в 50-х годах подарили диплом академии Жуковского, на каком-то юбилее, скейчас просто не вспомню кто и когда, конкретно.
Его хотели принять в академики, да мешало отсутствие бумажки, академик ведь не может быть без образования, не зависимо от того, что он реально сделал.
Но речь-то далеко не об этом! Человеку подсказывают, каким макаром простейшим путём уяснить суть вопроса, А про верхнее образование - это так, присказка. И даже с подсказками - 😃 😃 😃
Я согласен, что это не по теме, мне не в лом объяснить, но вопрос о неустойчивой схеме показывает, что человек и не пытался разобраться, так практически на всех форумах, где мне приходится бывать, везде вопли помогите!!!, а потом примитивный вопрос, на который сам вопрошающий, при определенном напряжении извилин, может спокойно ответить. Как сказал один мой друг:" я не могу помогать тому, кто не хочет сам себе помочь".
Ведь человеку, который не взялся за труд сам найти ответ, объяснять бесполезно, можно просто ответить, это не возможно, летать без системы АСУ в обратной связи, а он все равно будет долдонить, а я хочу и это будет продолжаться бесконечно. Я до сих пор не понимаю как Цой посадил СУ 27 с отказавшей системой, но у СУ 27 масса и инерционные характеристики дают умелому летчику-испытателю шанс, у модели этого шанса нет, свиснуть не успеешь, как он уже лежит. Да чего там далеко ходить, если бы ему хотелось. он бы сделал простейший метательный планер и на нем все увидел.
Лень ума, по моемуэто диагноз верен.
Я уже писал, что мой 13 летний пацан спокойно разбирается в этих вопроса, причем процентов 70-80 информации он находит сам в книгах и интернете, ко мне он обращается редко. В 9 лет я вручил ему учебник для вузов “Конструкция самолетов”, он открыл и говорит, там же интегралы, я этого еще не проходил, а я отвечаю, ты на них не смотри, читай сначала то, что понятно, а потом разберешся.
Он прочел его весь, теперь он в 3Dmax строит самолеты вполне со знаием дела, шасси выпускаются, шитки, элероны , рули все как надо. Это пример того, что может человек, когда хочет.
Неустойчивым самолёт, и обычно под этим имеют ввиду статическую неустойчивость по тангажу , становится когда центр тяжести смещается к центру давления или за него , тогда кратковременное возмущение угла тангажа не уменьшается со временем , а увеличивается , т.е. можно сказать что для такого самолёта устойчивым режимом полёта является мертвая петля , а не прямолинейный полёт , при этом радиус такой петли меньше.
Но такой самолёт вполне может лететь ровно если на борту есть автопилот который парирует эти возмущения быстрее чем они развиваются. .
Так как быстроты реакции человека просто не хватит чтоб управлять таким самолётом , то фактически лётчик управляет автопилотом , а автопилот уже самолётом.
Самолёты типа Миг-29 и Су-27 на самом деле не являются полностью неустойчивыми , но близки к этому. Их специфическая форма позволяет двигаться большими угами атаки без срыва , чем у других самолётов.
Увеличение угла атаки ведёт и к увеличению сопротивления и двигателям приходится всё сильнее продирать машину сквозь воздух. Маневленность увеличилась , но платой за это становится и увеличение перегрузок , а самый чувствительный элемент к ним на борту самолёта это пилот (до потери сзнания).
Модель Миг-29 сделать неустойчивой вполне можно ( только нужно ли ? )сдвинув центровку назад , естественно надо поставить на борт автопилот (например оптический ) без него модель будет не лететь , а болтаться листик на ветру. Просто хорошо летящая модель Миг-29 тоже красива.
Удачных “неустойчивых” полётов 😃
Кстати насколько я знаю самолёты СУ являются динамически устойчивыми машинами, но у них есть возможность в полёте менять центровку приводя самолёт к неусойчивой схеме. Именно это и явяляется секретом исполнения фигур типа КБОРА . Бортовые топливные насосы могут достаточно шустро перегонять топливо из бака в бак. А сделанно это было не для исполнения фигур типа КОБРА а для достижения необходимых характеристик при полёте на сверхзвуке. В принцмпе тоже самое можно реализовать и на модели. Изменение центра тяжести. И при этом совершенно не нужны никакие гироскопы для нормального полёта, нужна голова и руки.
Самолёты типа Су управляются только аэтодинамически или ещё и изменямым вектором тяги. Перекачка топлива из бака в бак служит только для сохранения неизменного положения центра тяжести по мере выработки топлива или погрузке или после сброса бомб , и применяется практически на всех самолётах. Конечно цт можно смещать в полёте куда нужно , но это не может произойти за секунды пока делается кобра.
Был случай когда столкнулись в воздухе бомбандировщик 3М и заправщик М-4, 3М снизу сзади подошел к М-4 , стабилизатором попал по створкам открытого бомболюка заправщика - створки и стабилизатор полностью оторвало , килём попал заправщику по крылу между двигателей - срезал себе полкиля. Система перекачки топлива сместив цт позволила 3М сместить центр тяжести , чтоб быть устойчивее , и долетеь до дома.
Да самолёты типа СУ управляются ещё и вектором тяги, на последних вектор тяги меняется во всех плоскостях. Говоря о скорости перекачки, увы этот параметр неразглашаем, но она - скорость изменения центровки - на Су достаточна для быстрого перехода из статичной балансировки в астатичную. Ведь центровка меняется не в ходе исполнения фигуры а до начала исполнения. Вся же бомбовая и ракетная нагрузка на самолётах типа СУ располагается в центре тяжести, что не требует дополнительно перебалансировки после сброса.
Sputnik
Да, все что ты написал про неустоичивость правильно, но забыл, наверное упомянуть, что этой самой неустоичивости можно добиться еще (и пежде всего так и делают) “укорочением” фюзеляжа, т.е. как бы сдвигая (в разумных пределах, дабы не попасть в аеродеинамическую тень, или как там ее) крыло и хвостовое оперение. И получаем “наши любимые” бойцовые летающие крылья.
Ну согласись, Пахом, ну не вешал же ты груз в районе руля на свои F2D 😃😃😃
Sputnik Ну согласись, Пахом, ну не вешал же ты груз в районе руля на свои F2D 😃😃😃
А ты сходи, дружок, на любые соревнования, и посмотри, сколько медных “пятаков” приклеено к хвостам моделей в качестве балласта для компенсации передней центровки. 😃
glider
Да, соглашусь, вам виднее. Пятаки только в законцовках правой консоли видел, но там, как известно, они совсем для другой цели. Ну у нас я такого не видел, обычно стараются ДВС глубже в лобик загнать. Хотя действительно, на кордах переднюю центровку больше то и скомпенсировать не чем. На радио можно хотя бы аккум или сервы назад сдвинуть.
К вопросу о НАСТРОЙКИ кордовой бойцовки…Прежде всего очень много зависит от манеры пилотирования - кто-то любит острые (очччень чюйствительные!) модели, а кто-то (в основном начинающие) потупее. Разница в расположении центра тяжести (при полном подобии самиков!) доходит до 25мм!!! А точного месторасположения центровки по большей части добиваются приклеиванием скотчем 10-50 копеечной монетки. Представте, насколько это ювелирная штука, ведь плечо всего 180-190 мм при общем полётном весе в 380-400гр. Все Беляевы летят именно на критичных аппаратах и НИКТО из малоопытных с ними не сможет справиться 😆 😆 😆
Разлюбезные мои, а какие именно литературные издания мне почитать? А то я х… где что нашел. 😦
Ну ё-моё, ну как-же так, интернет ведь под рукой, весь мир на расстоянии щелчка мыши. Вот, сходу - aeroclub.msk.ru/class/aerodyn/AD_Toc.HTM