Неустойчивая аэродинамическая схема
Неустойчивым самолёт, и обычно под этим имеют ввиду статическую неустойчивость по тангажу , становится когда центр тяжести смещается к центру давления или за него , тогда кратковременное возмущение угла тангажа не уменьшается со временем , а увеличивается , т.е. можно сказать что для такого самолёта устойчивым режимом полёта является мертвая петля , а не прямолинейный полёт , при этом радиус такой петли меньше.
Но такой самолёт вполне может лететь ровно если на борту есть автопилот который парирует эти возмущения быстрее чем они развиваются. .
Так как быстроты реакции человека просто не хватит чтоб управлять таким самолётом , то фактически лётчик управляет автопилотом , а автопилот уже самолётом.
Самолёты типа Миг-29 и Су-27 на самом деле не являются полностью неустойчивыми , но близки к этому. Их специфическая форма позволяет двигаться большими угами атаки без срыва , чем у других самолётов.
Увеличение угла атаки ведёт и к увеличению сопротивления и двигателям приходится всё сильнее продирать машину сквозь воздух. Маневленность увеличилась , но платой за это становится и увеличение перегрузок , а самый чувствительный элемент к ним на борту самолёта это пилот (до потери сзнания).
Модель Миг-29 сделать неустойчивой вполне можно ( только нужно ли ? )сдвинув центровку назад , естественно надо поставить на борт автопилот (например оптический ) без него модель будет не лететь , а болтаться листик на ветру. Просто хорошо летящая модель Миг-29 тоже красива.
Удачных “неустойчивых” полётов 😃
Кстати насколько я знаю самолёты СУ являются динамически устойчивыми машинами, но у них есть возможность в полёте менять центровку приводя самолёт к неусойчивой схеме. Именно это и явяляется секретом исполнения фигур типа КБОРА . Бортовые топливные насосы могут достаточно шустро перегонять топливо из бака в бак. А сделанно это было не для исполнения фигур типа КОБРА а для достижения необходимых характеристик при полёте на сверхзвуке. В принцмпе тоже самое можно реализовать и на модели. Изменение центра тяжести. И при этом совершенно не нужны никакие гироскопы для нормального полёта, нужна голова и руки.
Самолёты типа Су управляются только аэтодинамически или ещё и изменямым вектором тяги. Перекачка топлива из бака в бак служит только для сохранения неизменного положения центра тяжести по мере выработки топлива или погрузке или после сброса бомб , и применяется практически на всех самолётах. Конечно цт можно смещать в полёте куда нужно , но это не может произойти за секунды пока делается кобра.
Был случай когда столкнулись в воздухе бомбандировщик 3М и заправщик М-4, 3М снизу сзади подошел к М-4 , стабилизатором попал по створкам открытого бомболюка заправщика - створки и стабилизатор полностью оторвало , килём попал заправщику по крылу между двигателей - срезал себе полкиля. Система перекачки топлива сместив цт позволила 3М сместить центр тяжести , чтоб быть устойчивее , и долетеь до дома.
Да самолёты типа СУ управляются ещё и вектором тяги, на последних вектор тяги меняется во всех плоскостях. Говоря о скорости перекачки, увы этот параметр неразглашаем, но она - скорость изменения центровки - на Су достаточна для быстрого перехода из статичной балансировки в астатичную. Ведь центровка меняется не в ходе исполнения фигуры а до начала исполнения. Вся же бомбовая и ракетная нагрузка на самолётах типа СУ располагается в центре тяжести, что не требует дополнительно перебалансировки после сброса.
Sputnik
Да, все что ты написал про неустоичивость правильно, но забыл, наверное упомянуть, что этой самой неустоичивости можно добиться еще (и пежде всего так и делают) “укорочением” фюзеляжа, т.е. как бы сдвигая (в разумных пределах, дабы не попасть в аеродеинамическую тень, или как там ее) крыло и хвостовое оперение. И получаем “наши любимые” бойцовые летающие крылья.
Ну согласись, Пахом, ну не вешал же ты груз в районе руля на свои F2D 😃😃😃
Sputnik Ну согласись, Пахом, ну не вешал же ты груз в районе руля на свои F2D 😃😃😃
А ты сходи, дружок, на любые соревнования, и посмотри, сколько медных “пятаков” приклеено к хвостам моделей в качестве балласта для компенсации передней центровки. 😃
glider
Да, соглашусь, вам виднее. Пятаки только в законцовках правой консоли видел, но там, как известно, они совсем для другой цели. Ну у нас я такого не видел, обычно стараются ДВС глубже в лобик загнать. Хотя действительно, на кордах переднюю центровку больше то и скомпенсировать не чем. На радио можно хотя бы аккум или сервы назад сдвинуть.
К вопросу о НАСТРОЙКИ кордовой бойцовки…Прежде всего очень много зависит от манеры пилотирования - кто-то любит острые (очччень чюйствительные!) модели, а кто-то (в основном начинающие) потупее. Разница в расположении центра тяжести (при полном подобии самиков!) доходит до 25мм!!! А точного месторасположения центровки по большей части добиваются приклеиванием скотчем 10-50 копеечной монетки. Представте, насколько это ювелирная штука, ведь плечо всего 180-190 мм при общем полётном весе в 380-400гр. Все Беляевы летят именно на критичных аппаратах и НИКТО из малоопытных с ними не сможет справиться 😆 😆 😆
Разлюбезные мои, а какие именно литературные издания мне почитать? А то я х… где что нашел. 😦
Ну ё-моё, ну как-же так, интернет ведь под рукой, весь мир на расстоянии щелчка мыши. Вот, сходу - aeroclub.msk.ru/class/aerodyn/AD_Toc.HTM