Строим "Экстру"

dimonp

Да, я тоже мнго читал и слышал про сложный характер “Экстры”. В реале, на собственном опыте убедиться в этом пока возможности не было. Однако, чтобы сложности поведения экстры в некоторых моментах не стали для меня неприятным сюрпризом, регулярно рулю в “Рефлексе”, есть у меня там моделька “Экстра 300”. Уж незнаю насколько точно моя “Экстра” будет соответствовать виртуальной, но думаю, что с помощью симулятора мне удастся хоть немного подготовить себя к управлению именно этой моделью. К стати, мне очень нравится как летит виртуальная “Экстра”. Меняя настройки, можно в большом диапазоне менять повадки модели для достижения тех или иных целей (почти тренер, F3A, 3D), но всегда приходится помнить о капризности этого самолёта, особенно на малых скоростях…
Но всё равно, мне этот самик очень нравится. Вот бы и реальный летел так же 😃

Htyrman

Центровку удалось сместить вперёд добавлением 20мм проставки между передним шпангоутом и моторамой. Конечно, прибавил 40г веса, но если б просто навесил груз
были все 100г. Вот только капот теперь переделывать. А так всё готово к облёту в выходные, если погода не подведёт. К сожалению, потренироваться могу только в FMS.

dimonp

Ждём результатов 😋
И не плохо было бы фоток с полётов посмотреть…

Htyrman

Сегодня облетал свою модель. Ветер был 4м/с строго по полосе. Все расходы на рулях
установил 15гр и экспонента 30%. Заправил, завёл и убедился на земле, что бак вырабатывается полностью. Бак 240сс но хватает его только на 7мин работы(OS46AX) даже и не на полном газу, правда смесь из-за обкатки забогащена. Покрутил модель в руках, двигатель в крене режим хоть и менял, но не глох. Настроил холостые, а вот отключение двигателя не проверил. Безменом проверил тягу была 2.3кг (винт ТТ. 11.3-6.5).
Попробовал порулить заодно убедился, что от вибрации аппаратура не стала глючить. Плавно увеличивая скорость, посмотрел на какой скорости модель начинает отрываться (убедился, что нет тенденций к резкому пикированию или кабрированию), при этом сразу сбросил обороты, не давая взлететь.
Взлетал полого, первые развороты на пол неба. Сразу почувствовал возросшую инертность в сравнении с тренером, который на 1кг легче. Газ в горизонте 2/3, а вот ручки нужно отклонять максимально
нежно, даже при наличии скорости, дёрнул чуть резче или очень много, модель выходит на углы и валится.
Загнал я её повыше и оттримировал, руль высоты настроил так, чтобы при брошенной ручке модель на малом газу плавно планировала и не сваливалась. Рулём направления поначалу не пользовался. Тут подошла очередь попробовать виражи с радиусом поменьше. Крен более 45гр, ручку высоты плавно на себя, а модель кувырк в сторону ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ крену. Ручки тут же перевёл в нейтраль, вращение прекратилось далее вывел в горизонт. Попробовал сделать тоже с использованием ещё и руля направления, всё получилось. Так что без использования Р.Н. теперь не обойтись, для начала замикшу его с рулём высоты. Перед посадкой вывел на курс подальше, при снижении старался не мешать, пусть планирует сам,
на какой скорости отрывается я уже знал, поэтому, подводя к полосе, знал примерно на какой скорости произойдёт посадка. Если всё сделано правильно то всё получается красиво, в отличие от моего тренера нет тенденции к развороту на пробеге. А вот ошибки исправлять сложней, при посадке на повышенной скорости
долго козлит уж лучше завесить примерно на 30см тогда парашютирует без особой тенденции к сваливанию, при взмывании ещё хуже ручку задерживаешь, оно прекращается, но с запозданием и у меня уверенность, что стоит дёрнуть рулями то модель или свалится или воткнётся носом.
В последующих полётах попробовал петли и бочки. И опять же если на петле Р.В. отклонить полностью модель выходит на углы и срывается. А вот бочки красиво, не кувырок как на тренере, а плавно и гордо и без затягивания в пикирование. Вертикаль была намного длинней, чем на тренере но, несмотря на это модель казалась, какой то тяжёлой, а вот когда в крайнем полёте увеличил обороты (хоть и не до максимальных -обкатка) самик будто сбросил полкило, после обкатки думаю, будет вообще весело. Особое
спасибо людям на форуме кто присоветовал хорошо крепить колёса. В крайнем полёте раскрутились гайки вместе с контргайками и не отвалилось всё благодаря тому, что я просверлил оси и поставил шплинты, благо, что обошлось. В итоге могу сказать, что мне первый полёт на тренере дался тяжелей, он был разбит на 30сек, а тут даже винтом об асфальт не чиркнул, но расслабляться нельзя. Уф.… Всем удачных полётов.
[attachment=696
61:attachment]

Htyrman

Сегодня удалось полетать опять. При облете, опасаясь срыва, летал на повышенных скоростях. Сегодня попробовал уменьшить скорости. Оказалось на меньших скоростях модель устойчивей, её поведение вполне предсказуемо, без предупреждения не сваливается, планирует хорошо. Что-то у меня не в порядке с моделью – на полном газу ведёт себя нервно и даже начинает рыскать по курсу, ручку чуть резче, срывается
в штопор. Фотки выкладывал, вот есть ещё видео взлёта.

Yaroslav_Zvezdin
Htyrman:

Бак 240сс но хватает его только на 7мин работы(OS46AX) даже и не на полном газу, правда смесь из-за обкатки забогащена.

Уж больно мало… У меня такой же осел на 230сс до сухого бака работает примерно минут 14 в режиме газ-тормоз. Винт 12.25х3.8.

pentajazz
Htyrman:

Сегодня удалось полетать опять. При облете, опасаясь срыва, летал на повышенных скоростях. Сегодня попробовал уменьшить скорости. Оказалось на меньших скоростях модель устойчивей, её поведение вполне предсказуемо, без предупреждения не сваливается, планирует хорошо. Что-то у меня не в порядке с моделью – на полном газу ведёт себя нервно и даже начинает рыскать по курсу, ручку чуть резче, срывается
в штопор. Фотки выкладывал, вот есть ещё видео взлёта.

странные симптомы, центровочку проверял?
надо для начала процентов 25 САХ, а то может задняя немного…

вжик
Htyrman:

Сегодня удалось полетать опять. При облете, опасаясь срыва, летал на повышенных скоростях. Сегодня попробовал уменьшить скорости. Оказалось на меньших скоростях модель устойчивей, её поведение вполне предсказуемо, без предупреждения не сваливается, планирует хорошо. Что-то у меня не в порядке с моделью – на полном газу ведёт себя нервно и даже начинает рыскать по курсу, ручку чуть резче, срывается
в штопор. Фотки выкладывал, вот есть ещё видео взлёта.

Взлётка у Вас шикарная ,у нас ничего подобного нет.А машины не ездят?

Htyrman
pentajazz:

странные симптомы, центровочку проверял?
надо для начала процентов 25 САХ, а то может задняя немного…

Центровка при сухом баке 29% после заправки 26%. Отличий в начале и конце полёта
пока не вижу. После установки капота, центровка сместится вперёд. Для эксперимента ещё и 50г груза навешу на нос. Ещё надо будет убедиться в достаточной жёсткости соединения половинок Р.В.(скоба 2мм +рейка диаметром 6мм). Пытаюсь сделать петлю с радиусом поменьше, а модель начинает идти винтом.

вжик:

Взлётка у Вас шикарная ,у нас ничего подобного нет.А машины не ездят?

Машины не ездят, зато, когда у парашютистов сезон особо не разлетаешься.

pentajazz
Htyrman:

Пытаюсь сделать петлю с радиусом поменьше, а модель начинает идти винтом.

у меня такое было на Су-31 46 калибра. лечилось уменьшением расходов и привыканием к более срывному самолету.
половинки РВ - а при правом вираже и левом - одинаково бросает?, все время на внешнее крыло срывается или всегда на одно и тоже?

Htyrman

Я и сам задаюсь подобными вопросами. Ответить на них смогу только после очередных полётов, так как все эксперименты с глубокими кренами выполнялись в левом вираже, левый разворот мне, почему то намного удобней. Подумав, стал, надеется, что жёсткость соединения половин руля высоты не причём – тяга присоединена к левой половинке,
и при отклонении Р.В. вверх эта половина в случае недостатка жёсткости отклонялась бы сильней, чем правая, в таком случае модель наоборот должна скручиваться на левое крыло внутрь виража, а у меня бросает на внешнее правое.
А так если ручку не перетягивать, то например «кубинскую восьмёрку» легче делать, чем на тренере, вот только петли под 40 метров.

P_33

Как получается полет на спине и обратные петли?
У меня было похожее, отримированный в горизонте, обратные петли и на спине получась ужас криво,оказалось разный вес консолей, акк не там поставил (плоский фан).
Центровку я тоже на спине проверяю, если лезит вверх то задневата, вниз и на посадке шумит как реактивный то передняя.
Еще проверьте параллельность стабилизатора крылу.

Alex-SPB-RU
dimonp:

Всем доброго времени суток!
Постепенно, неторопясь, мы подобрались к самому классному этапу в процессе строительства, к обклейке
Как красить второй самик, до конца ещё не определились… Думаю сделать её красной с белой полосой (стандартная раскраска “Экстры”) А вы как считаете?

Ребята, как вы обрезаете пленку при оклейке, чтобы получилась нужная, ровная линия в нужном месте? 😕
У вас так здорово получается.

dimonp
Htyrman:

Сегодня удалось полетать опять…

Добрый день!
Завидую Вам, уже летаете 😋
А у нас пока ещё прохладно и грязно 😦 Взлетим думаю где-нить в середине апреля, по этому не сильно торопимся с окончанием строительства. В общем-то построили уже всё:

Ещё фотки…
Осталось только буквочки какие-нибудь приляпать, да аппаратуру воткнуть (это мне, а Женька уже всё зачинил). В целом вроде не плохо получилось 😃

Ребята, как вы обрезаете пленку при оклейке, чтобы получилась нужная, ровная линия в нужном месте?

Ну особо сложного ничего нет, Если нужно очень точно подогнать, то делается выкройка, подгоняется по месту, а потом по ней острым ножичком отрезается плёнка и приклеивается. И потом, если обратить внимание на раскраску модели, то можно заметить, что она не сложная, почти вся состоит из прямых линий, да и форма самика тоже не сложная, сферических поверхностей почти нет (трудновато было только с капотом). Я считаю, лучше покрасить по-проще, но максимально аккуратно, чем замахнуться на что-то несусветное и напартачить 😃

Alex-SPB-RU
dimonp:

Ну особо сложного ничего нет, Если нужно очень точно подогнать, то делается выкройка, подгоняется по месту, а потом по ней острым ножичком отрезается плёнка и приклеивается. И потом, если обратить внимание на раскраску модели, то можно заметить, что она не сложная, почти вся состоит из прямых линий, да и форма самика тоже не сложная, сферических поверхностей почти нет (трудновато было только с капотом). Я считаю, лучше покрасить по-проще, но максимально аккуратно, чем замахнуться на что-то несусветное и напартачить 😃

Про простые линии вы верно сказали. Но все же, например гаргрот, там же довольно криволинейная поверхность. Это сделано одним куском? Ведь тут так надо начать обклеивать (сверху), чтобы кусок пленки точно лег на оба борта поровну, да еще ровно. Легче было бы начать клеить пленкой с избытком материала, а потом подрезать ровно по борту. Я так себе это понимаю. Но вот как ровно подрезать??? Вопрос может простой, но я пока пленкой не обтягивал. 😊

dimonp
Alex-SPB-RU:

Про простые линии вы верно сказали. Но все же, например гаргрот, там же довольно криволинейная поверхность. Это сделано одним куском? Ведь тут так надо начать обклеивать (сверху), чтобы кусок пленки точно лег на оба борта поровну, да еще ровно. Легче было бы начать клеить пленкой с избытком материала, а потом подрезать ровно по борту. Я так себе это понимаю. Но вот как ровно подрезать??? Вопрос может простой, но я пока пленкой не обтягивал. 😊

Согласен, обклеить гаргрот одним куском и абсолютно точно достаточно трудно. Поэтому нужно правильно определить последовательность обклейки. Я сначала обклеил гаргрот, верх передка, киль и брюхо:

Потом приклеивал боковины, естественно с небольшим перехлёстом (примерно 5мм), который скрыл те неровности которые получились:

Боковина плоская, и поэтому вырезать плёнку в размер и приклеить точно по месту большого труда не составляет 😃
Примерно таким же образом поступаю и в других случаях…
А если есть вопросы по тому, как и чего мы делаем их можно обсудить например вот тут…
Удачи…

Alex-SPB-RU
dimonp:

Согласен, обклеить гаргрот одним куском и абсолютно точно достаточно трудно. Поэтому нужно правильно определить последовательность обклейки. Я сначала обклеил гаргрот, верх передка, киль и брюхо:

Понятно.
Я почему спросил. Ведь советуют клеить сначала светлые тона, потом более темные, да это и понятно. Мне предстоит обтягивать Эйдж с расцветкой очень похожей на вашу. Вот я и подумал о том, что положу сначала белый, а потом красный. А красный это гаргрот. Хотелось его одним куском. ВОт и возник вопрос как сделать прямыми линии на красной пленке. То, как сделали вы мне тоже подходит. Значит выходит так, что сквозь белый нахлест красный цвет не проступает? Это так?

dimonp

К стати, тему раскраски я тоже с “Эджа” слизал.
Про последовательность наложения цветов вы правильно говорите. Обычно я тоже на это смотрю, но не всегда так получается, и попробовав однажды наклеить белый “Ораковер” на более тёмную плёнку, заметил, что нижний, более тёмный слой почти не виден через белый. И потом, в конце концов, можно закрыть этот переход декоративной полоской (на фюзеляже сверху я так и сделал, приляпал синюю полосу).
Кстати, вот у крыла формы проще, там я клеил как положено, сначала светлый, потом на него тёмный…

Htyrman
P_33:

Как получается полет на спине и обратные петли?
У меня было похожее, отримированный в горизонте, обратные петли и на спине получась ужас криво,оказалось разный вес консолей, акк не там поставил (плоский фан).
Центровку я тоже на спине проверяю, если лезит вверх то задневата, вниз и на посадке шумит как реактивный то передняя.
Еще проверьте параллельность стабилизатора крылу.

На спине, полёт получается ровный, тенденций к крену не заметил, для сохранения горизонтального полёта ручку отдаю примерно на треть (подобное вроде соответствует
нормальной центровке). Обратные петли аналогично прямым, если большие(30-40м) то нормально, но стоит отдать ручку отдать сильней для уменьшения радиуса модель тут же делает нечто спиралеобразное. Но вообще с учётом того, что Р.В. раз в 5 больше чем на предыдущей модели причина возможно только в моём недостаточном опыте.

dimonp:

Добрый день!
Завидую Вам, уже летаете 😋
А у нас пока ещё прохладно и грязно 😦 Взлетим думаю где-нить в середине апреля, по этому не сильно торопимся с окончанием строительства.

С нетерпением жду. Хочется сравнить расходы рулей и маневренность. Сам когда то жил в Нижнем, поэтому вашу погоду представляю.

Htyrman
pentajazz:

у меня такое было на Су-31 46 калибра. лечилось уменьшением расходов и привыканием к более срывному самолету.
половинки РВ - а при правом вираже и левом - одинаково бросает?, все время на внешнее крыло срывается или всегда на одно и тоже?

Срывает в итоге, всегда в сторону правого крыла. При глубоком левом вираже при срыве
резко самопроизвольно убирается крен, а при правом в случае срыва выполняет виток спирали внутрь виража с приличной потерей высоты. Если срывает на петле, начинается
вращение опять же в сторону правого крыла. При обратной петле резких эволюций не заметно. Особенно неприятно на петле, потянул чуть энергичней более половины хода ручки и вместо петли восходящая спираль и не дай бог перетянуть в нижней точке при недостатке высоты. Руль высоты отклоняется сейчас на 14гр. Обе половинки отклоняются симметрично. Перекоса стабилизатора относительно крыла не заметно. Если не перетягиваю, то петли и виражи ровные. Касаемо центровки – устойчиво планирует на
малом газе при брошенных ручках. Уже и не знаю куда копать, может такое поведение обуславливается выкосом двигателя вправо и лучшим обдувом левого крыла, но там
всего 3гр.

18 days later
Htyrman

Вот такой получился у меня окончательный внешний вид. Заменил винт ТТ. 11.3-6.5 на АPC 11-7 и самик залетал в полгаза, на вертикали прибирал газ, чтоб не улетел чересчур высоко.