Пикирование с задней центровкой (электро)
Як-12, кстати, метров 7 в планировании с руки пролетает.
2 Eugen
Да слабоват я пока в этих рассчетных таблицах… Но стат тягу померяю обязательно.
Хочу понять - Як-12 имеет 280-ый мотор, редуктор 4,5:1 , винт АРС 10х6. Также в статье предлагаются различные комбинации с редукцией и винтами на 280-ом. НО! Он летает при любой из комбинаций , приобретая или теряя в какой либо позиции . Более того имея вес 450 г он 7 метров планирует !
Что у нас - 280-ый, редуктор 4:1, винт АРС 10х6 (если не вру) - найди семь отличий 😃
И где мои 7 метров при весе 360 г, наконец ?!!! 😃
На Як-12 баночек побольше - 8. Хоть и перкал мотора, но с редукцией он это выдерживает.
Попробуйте у себя 8 банок.
Попробуйте в планировании чуть поднять триммером руль высоты - и эффет будет тот же, что при увеличении угла атаки крыла. Но управляемый.
2 Eugen
Лана, будем пробовать.
Выход есть - 8-ую банку повесить на костыль 😃
А если серьезно - я так понимаю, в моем случае утяжеление хвоста увеличивает угол атаки крыла, чего можно добиться или механическим увеличением угла установки плоскостей или триммированием вверх руля высоты ? Или куда ?
И если мои опыты все-таки приведут к тому, что я добьюсь приемлемого планирования и горизонтального моторного полета на “конкретно” оттримированном руле вверх, где брать “руля” для маневра вверх ?
P.S. Как хочется приподнять переднюю кромку…
Вылизывать планирующий режим смысла не имеет. Поскольку большую часть полета самолет летит с мотором. А у того вектор тяги такие коррективы вносит, что центровку захочется сделать переднее, угол атаки уменьшить - ну, в общем, все в обратную сторону.
Часто происходит так - если мотор не управляется, то на взлете триммер ставят на небольшой набор выоты, по достижении метров так 100 возвращают в нейтраль (или прибирают газ до 60-70%). После выключения двигателя по отсечке можно снова триммер поставить во взлетное состояние - пикирование станет очень пологим - управляемое планирование.
Или быстро убрать газ до 0 и снова его включить на гораздо меньшее значение - управляемая посадка с мотором на малой тяге.
Читал я читал, и из всего вышесказанного, похоже, следует, что скорость сваливания высокая, и просто вы его слабо кидали, от того и планирует мало. Попробуйте пробежаться с самолетом в руке, не отпуская, чувствуется, что самолет “теряет” вес? Нет ? Тогда, нкаверное, стоит попробовать взлет с шасси и , как советует многоуважаемый, не заморачиваться на хорошем планировании, разгонится - будет планировать, да и рулиться будел лучше.
2 Eugen & Romychs
Спасибо за участие !
Кажется, тему пора закрывать, НО !
Все таки, в чем физика кажущегося нелепым процесса (хрен с ним, с планированием) :
- не в меру тяжелый самолет на моторном полете не держит горизонтали и проваливается к земле ( тута вроде все понятно - высока скорость сваливания, проблемма решается уменьшением веса или увеличением энерговооруженности);
- тот же самолет, ставший еще более тяжелым за счет навешенного на хвост груза стабильно держит горизонт на нейтральном руле и тихонько лезет вверх при попытке его туда направить.
В обоих вариантах оттримирован одинаково.
Что ЭТО за байда такая ?
Похоже руль все же не нейтрален в обоих случаях.
С задней центровкой просто самолет более чувствителен к рулю высоты - вот и идет вверх. С тем же успехом он идет и вниз - если вы его туда направите.
Поставьте такой эксперимент - увеличьте выкос оси винта вниз (равноценно увеличению угла атаки крыла). Если самолет тут же полезет вверх, значит руль был вовсе не на нейтрали. При этом самолет не теряет продольной устойчивости. А в планерном режиме - ничего не изменится.
Я тут немного посчитал, если ошибся, поправьте.
При весе в 360 грамм и нагрузке 18,6 г на кв.дециметр площадь крыла чуть меньше 20 квадратов, что при размахе 1050 дает хорду, чуть меньше 20 см. Центровка в 40 - 50 мм составляет от 20 до 25 %.
Да, вполне нормально. Но без каких-либо опасений ее можно увеличить до 30%.
Это одно.
Теперь о другом. На срывных скоростях положение центровки очень критично, потому как падает аэродинамическая эффективность стабилизатора и его балансировочный момент, а момент центровочный ( произведение веса самолета на расстояние от ЦТ до аэродинамического фокуса самолета) остается прежним. Самолет же держит горизонт тогда, когда эти моменты равны по величине. Поэтому и происходит кажущееся Вам нелогичным поведение самолета.
Вместе с тем на срывных скоростях резко падает аэродинамическое качество самолета. Вполне естественно, что он не летит в безмоторном полете.
Еще маленькое замечание. Скорость сваливания не зависит от энерговооруженности. Только от нагрузки на крыло. Поэтому с более мощным мотором самолет летать будет лучше, но медленнее без сваливания он летать не сможет.
Выход здесь мне видится один - снижать вес борта.
Да, еще забыл. А относительные углы установки крыла и стабилизатора проверялись?
Последнее и может оказаться тем, на что я намекаю. Выкос оси винта сразу это выявит.
Кстати, а бросаете-то против ветра или как? По ветру все самолеты пикировать будут и сваливать.
2 Vovic
посчитано все верно. Более того, насколько я понял, на 280-м моторе народ успешно летает и с нагрузкой 22-25 г/дм2 (это я к рекомендациям участников диалога снижать вес модели, ну чес-с-с-слово, не пойму… )
О моментах. Из Вашей логики получается (простите за прямолинейность детсадовской мысли) , что выравнивание величин балансировочного и центровочного моментов стабилизатора (что собссно, хорошо) на моей модели происходит при смещении ЦТ за середину хорды “взад” и соответственно , увеличении веса (что собссно, НЕхорошо). Может, есть другие способы ?
Относительные углы крыло/стабилизатор не мерил - слепо верил в “high level of pre-fabrication” Robbe. Обязательно измерю, кстати а “скока вешать в граммах”?
Буду признателен за рекомендации по величинам
Заранее спасибо.
Неее. За середину хорды не надо. Я говорил про 30%.
В Вашем случае похоже дело в установочных углах. Угол атаки крыла должен быть относительно стабилизатора около полутора - двух градусов в плюс. Тут кто то об этом уже говорил.
А насчет “Хай левел пре-фабрикейшен” это Вы зря. Проверять надо любой набор обязательно.
❗
2 Eugen
Ну канэшна пиротив 😁 Это я сейчас пытаюсь возвращаться к истокам, а вообще-то лет 20 взад прошел ,как мне кажется , неплохую школу в Быковском Доме Пионэров . Вот тока до RC в то время не дорос , хотя “Пилот-4” еще где-то в прежнем доме валяется…
2 Vovic
Теряя деньги мы приобретаем опыт 😃
Всем спасибо !
Надеюсь, за выходные приложу теорию к практике. Не пинайте, если появятся новые вопросы.
2 Eugen
Всех Россиян с Праздником !
Возвращаясь к напечатанному.
Углы установки проверил - крыло 3 градуса в плюсе к стабилизатору(видимо, увеличивать дальше некуда 😦), стабилизатор по нулям.
Стат. тягу еще не проверил, но порывшись еще раз в статье по Як-12 , понял, что моя комбинация мотор-редуктор-винт не самая удачная для перетяжеленного аппарата.
Если можно, совет.
Имеем : 280-й + редуктор 4:1 + винт 9х6
Судя по приведенным в статье примерам, мне как минимум надо для начала заменить винт на 10х7 и пока плюнуть на перерасход “горючего”.
Моя правильно думает ?
Pamper. а ты где живёшь? Я тоже из Риги, и тоже ещё “зелёный” (ну, не как доллар, но всё же). 😁
2 Krilo.ru
Тута мы и живем, в Риге то бишь.
Так сказать, оккупируем 😃
А от чего же вы тогда, батенька, Krilo.ru , а не Sparns.lv ? 😃
Тута мы и живем, в Риге то бишь.
Так сказать, оккупируем
Ну вот и поговори-и-или 😦
А от чего же вы тогда, батенька, Krilo.ru , а не Sparns.lv ?
Я же не спрашиваю, почему вы PUMPER, а не sūkņa motorists 😈
2 Krilo.ru & Intoxicante
Ребята, без обид !
Ну не домашний же адрес мне тут вешать 😉
Имел печальный опыт на одном из форумов, когда был “истоптан и рАспят, за то, что в руках у меня молткастый…” ,тьфу, за то , что встретив земляка из Быково ( я сам оттуда вышел )обменялся с ним парой-тройкой приватных сообщений не по теме.
Если есть интерес - не вопрос : yury@banalat.lv
Про рознь эту, национальную…
Токси ! Здесь в Латвии, существует особый пласт взаимоотношений и отношений к окружающей реальности , абсолютно понятныйдля всех нормальных людей любой нац.принадлежности. Нормальных - значит адекватно воспринимающих и реагирующих на окружающий их локальный мир, допускающих глубокую степень иронии по отношению к себе, чуствующих грань этой иронии по отношению к другим и обладающих должной степенью самоиронии.
Да, есть перешедшие эту грань как с одной, так и с другой стороны.
Да, таких много , но… “нас - рать !”(с)
Крыло! Поправь меня, если что не так !
Люди! Улыбайтесь чаще и ширше !
Россия ! Еще раз с Праздником! Береги печень - три дня впереди !
З.Ы. Кстати, мне кац-ц-ц-а, что если с Крылом у меня и может быть какая-то рознь, то она не МЕЖ-, а ВНУТРИнациональная 😉
2 Intoxicante
Да, еще.
Если Вас как-то напрягло слово “SјKіA”, употребленное Крылом и звучащее как “СУКНЯ”, так это не то, что вы думаете, это всего-навсего “НАСОС” по Латышски 😁
“Косой : Пойду переводчиком работать. Английский я знаю…” (с)к/ф “Джентельмены удачи” 😉
Здравствуйте…
Для начала комментарии…
Имел печальный опыт на одном из форумов, когда был “истоптан и рАспят, за то, что в руках у меня молткастый…” ,тьфу, за то , что встретив земляка из Быково ( я сам оттуда вышел )обменялся с ним парой-тройкой приватных сообщений не по теме.
Истаптывать и распинать не имел никакого желания 😠
А откуда Вы, я хотел узнать (правда, признаю, вопрос мною был зодан несколько фамильярно), потому что не так уж нас много ( и вообще см. сообщение “intoksikante”)
Кроме того, советовать заочно очень сложно даже для профи, у меня опыта мало, но всё же две головы лучше.
Если есть интерес - не вопрос : yury@banalat.lv
Как говорится в рекламе :“Пропало желание”
Токси ! Здесь в Латвии, существует особый пласт взаимоотношений и отношений к окружающей реальности , абсолютно понятныйдля всех нормальных людей любой нац.принадлежности. Нормальных - значит адекватно воспринимающих и реагирующих на окружающий их локальный мир, допускающих глубокую степень иронии по отношению к себе, чуствующих грань этой иронии по отношению к другим и обладающих должной степенью самоиронии.
А-а-а, это, типа, юмор был!
Кстати, мне кац-ц-ц-а, что если с Крылом у меня и может быть какая-то рознь, то она не МЕЖ-, а ВНУТРИнациональная
Вот только этого нам всем не хватало! Она (ВНУТРИнациональная), самая опасная, если б мы хотя бы между собой не грызлись, то… э-эх :rolleys:
Ну вот, вроде как то легче стало 😕
Теперь по делу… Попробую и я свои 5 копеек вставить, хоть и заочно.
Мой рекорд вес/мотор : 450 (!) г и 280 мотрор, редукция чуть меньше 4 ( точно не помню) винт 10*7 (но он ДВСный, так что тяга ниже), нагрузка как у вас. Оно летает, хотя конечно вяло, но здесь есть тонкости:
- Планирует оно плохенько, то есть не то чтобы очень, но с руки запустить ( без мотора) тяжко, надо сильно швырять, а это чревато…
2)C мотором пускать можно, но только не в коем случае не тяните ручку на себя: самолет потеряет и так небольшую наачальную скорость => перестанет слушатся руля (что вы и наблюдали), ну и понятно, клюнет вниз 😦
После броска (не сильного, но чувствительного) дойте ему набрать скорость, пусть снизится ( до 0,5-0,7 м, ещё лучще найти невысокий пригорок), и только тогда потихонику приберайте “на себя”, вот увидете, рулей будет слушатся 😁 . И вообше с набором высоты поосторожнее - очень быстро теряет скорость и становится неуправляемым
3)Винт, правда, лучше заменить, и 8 баночек не помешают
4)Кстати, моторы, они разные бывают… Попробуйте моторчик (выключенный, понятно) за вал покрутить. Если чувствуются заметные рывки - хорошо (магниты хорошие), если рывки слабенькие - плохо - будет кушать акку, но крутить хило.
P.S. Если я в чём то неправ (в смысле, про самолёт, а не по “базару”), поправте, я на абсолютную истину, естественно, не претендую, это только мой небольшой личный опыт 😃
P.P.S. “Ребята, давайте жить дружно!” Кот Леопольд
2 Krilo.ru
По “базару” - да, это действительно был юмор, возможно, не самый удачный, но подан с полной уверенностью в понимании. Каким образом эта пара строк вызвала столько обвинений в том, чего там и в-помине нет, хоть убейте - не понимаю 😢 (искренне…)
Ну да ладно, я не барышня, чтобы всем нравиться.
По делу.
Похоже, Ваш опыт будет поболее моего. Выходные пропали - работа, т.е. полетов не было. Но, анализируя Вашу информацию и вспоминая свои попытки летать, соглашусь со всем Вами сказанным.
Дело в том, что это мой первый RC аппарат, рука на поднималась кидать его как следует , а скорости действительно не хватало.
Начну с поиска пригорка/холма , возможно и винт можно будет оставить старый.
Кстати, что ето за аппарат у Вас 450г. на 280-ом ? Китовский или самодел ? И почему тяга на ДВС-ном винте 10х7 меньше ( я так понимаю, меньше, чем на 10х6 или куда ?)?
И кто был первым учителем - FMS, наставник или собственный опыт разбитых моделей ?
В надежде на остатки “желания” :rolleys: