Боевой Биплан
Стойки крыла крепятся к «ушам» сделанным из алюминиевой проволоки 4мм.
Сами стойки не силовые и поэтому склеены из двух слоев трехмиллиметровой бальзы. С обоих концов засверлены отверстия и вставлена (пока без клея) двухмиллиметровая алюминиевая проволока.
Смазал клеем стойки и проволоку, собрал крылья, поставив на центральный шаблон. Добился одинакового расстояния между концами крыльев.
Обточил, покрасил и прикрутил узел крепления кабаньих стоек. На узел (со стороны крыла) наклеен скотч.
Присверлил узел. На сверло одета трубка, позволяющая центровать отверстие, кусок изоленты не позволяет этой трубочке сползти вниз.
Кабаньи стоики тщательно зашкурены, сначала средней шкуркой, а затем более крупной сделаны бороздки для зацепления (в меру). С верхнего края просверлен ряд мелких отверстий (рядом с краем). Затем все обезжирено ацетоном. Узел очень нагруженный, поэтому склейка производится качественной «синей» смолой L-285. Кстати на этой же смоле лучше приклеивать заднюю кромку. Смола жидкая и это я использую для повышения прочности склейки. Свежее разведенной эпоксидкой промазываю узел крепления кабаньих стоек, она почти полностью впитывается, затем смоле даю выстояться до более густой кондиции , промазываю все стыки, проверяю геометрию и склеиваю.
Совсем не было времени, но теперь есть - продолжаю:
Готовая кабанья стойка
Самое «слабое» место самолетов ПМВ, это стойка шасси – она жесткая, пирамидальная и не имеет эффективной амортизации. Я решил сделать её по другому. Выгибаю из проволоки 4мм.
Получается основная стойка.
К ней припаиваю проволочные душки.
Креплю на самолет
Беру нипельную резину и креплю к пластмассовой пряжке.
Пропускаю резину через душки в стойке. Эти места надо усилить термоусадкой.
Другой конец резины заделывается аналогично. Резина имитирует жесткие элементы пирамидальной стойки. Теперь готово.
Будет малость вибрировать, но думается это фигня, по сравнению с плюсами этого варианта:
прекрасной амортизацией и возможностью быстро подогнуть стойку при жесткой посадке.
Мотор надо охлаждать и охлаждать, поэтому имитация выступающей головки цилиндра делалась для выпуска воздуха. Сделал болванку из дерева, пролакировал и смазал разделительным слоем несколько раз.
Наложил семь слоев стеклоткани 0,045мм, пропитанной смолой. Формовал в вакуумном мешке из резиновой перчатки.
Получается вот так
Обрезал
Для крепления капота нарезал резьбу М4 в мотораме
Крепится вот так:
Маленькая проволочная финтифлюшка это защелка капота
Да, головка цилиндра имитирована фольгой
Ставлю бак
Машинка газа
Модель готова - первый случай в моей практике, что я до грамма угадал вес. ЦТ тоже получился сразу планируемый.
RAF SE-5A
Вес без топлива -1362гр
Площадь крыльев – 36,4 кв.дм
Нагрузка на крыло – 37,4 гр/кв.дм
Центровка - 25,5%САХ
Угол установки нижнего крыла +1°
Угол установки верхнего крыла + 0,5°
V 3.7°
Двигатель вниз 0°
Двигатель вправо 1°
Трудозатраты 130 часов (бадут уменьшены до 100)
Полета было всего два, ибо свежезаряженный борт (600мА) начал садиться. Буду разбираться…
Надо сказать, что дома я выставил в нейтраль все четыре элерона, а РВ и РН отложил на потом и забыл.
В первом полете выявилось чрезмерная эффективность по элеронам и необходимость сильного триммирования. Один раз, на малой высоте, вместо плавного поворота у меня получились две бочки. Срочно посадил, убавил отклонение элеронов в два раза и усилил экспоненту, но все равно самоль оказался шустр по крену. Когда все отладил, полет доставил огромное удовольствие. Масштаб не мелкий – в воздухе маленькая копия с реалистичным звуком. Летит ровно, но очень чутко реагирует на рули – истребитель прям. Петли без скручивания делает достаточно малого диаметра. На сваливание еще не проверял. Резина на шасси, не смотря на опасения, совсем не вибрирует.
Из минусов:
- капотирует легко, не смотря на смещенные вперёд, на 19мм колеса. В принципе центровку можно двигать взад – запас продольной устойчивости по перегрузке огромный.
- Бак видимо, маловат (хотя пока летаю на богатом режиме) Полетал минут пять, посадил и сам заглушил мотор, стал сливать остатки, оказалось бак полностью сухой.
Вообще давать летную оценку, конечно же рано, это так, первые впечатления. Кстати волновалсо почему-то сильно. Одно хорошо, мотор работал как часы, а тиканье часов успокаивает.
Поздравляю! Замечательная тема, отличное освещение процесса постройки, грамотный подход к делу, и как результат - красивый, очень красивый самолёт, который по определению должен замечательно летать! 😃 😃 😃 . Спасибо огромное за ваше желание делиться опытом.
***- Бак видимо, маловат (хотя пока летаю на богатом режиме) Полетал минут пять, посадил и сам заглушил мотор, стал сливать остатки, оказалось бак полностью сухой.***
А какой у Вас объем бака ? Когда мотор не обогащен , а нормально настроен - пять минут это кубиков 50…
Поздравляю!
Спасибо на добром слове! Постараюсь описывать и другие проекты.
А какой у Вас объем бака ?
Четыре унции (118 кубиков) , правда летал практически на полном газу. Скажите данные, что вы приводите, это по такомуже двигателю OS-30FS ?
***данные, что вы приводите, это по такомуже двигателю OS-30FS ?
Увы нет - Я про SC 0,30 FSR - он же Magnum, ASP … стоит на полутора килограммовом бипланчике… Стандартно летает на 1/2 - 2/3 газа пятнадцать минут и немного горючки (20-30гр) в 180гр. (6oz) баке остается… По крайне мере от недостатка горючки за 15 минут ни разу не глох… Работает обычно на немного обедненной смеси - за 5-7 часов свечку доводит до состояния недержания холостых 😃 ( Про обедненную - не я придумал - мне объяснили )
Решпект и уважуха! Классная самолетка получилась!
Теперь про бак: бака в 4 унции для OS-30FS после обкатки и должной настройки хватает, как правило минут на 10-15. Мой при обкатке на очень богатой смеси с таким баком работает минут 10 на полном газу. По мере обкатки будет становиться все более экономичным.
Снимог самолета на фоне ржавого корабля вообще зачотный. Тема прекрасная.
Прекрасный самолет! Позвольте несколько вопросов…
Правильно ли я понял, что верхнее крыло крепиться только на центральных стойках, этого достаточно?
Нигде не увидел пин для крепления нижнего крыла, болтики есть, а чем же оно цепляется спереди? И, как мне кажеться, можно было бы просто крепить его винтами в центральной части. Кстати, а почему вы не оставили передню кромку в центральной части?
Достаточно ли задней кромки из прутка, не прогинается?
Вы пишете про сильное тримирование, это недостаток выкоса? Выкос вниз не требуется?
Спасибо!
Спасибо большое всем, за интерес к аппарату и советы по баку. Успокоили и упростили мне жизнь, не буду его увеличивать.
Попробую не пропустить ни один вопрос:
-
Да, верхнее крыло крепится только на центральных (кабаньих) стойках. Прочности и жесткости на умеренно жесткие посадки и капотирования там с запасом. При серьезных ударах сложиться, как впрочем и само крыло. Я сознательно отказался от силовых расчалок, дабы иметь возможность летать без них для скорости.
-
Крепление нижнего крыла описано в этом посте
На переднюю стенку лонжерона крыла см фото
наклеивается фанерный прямоугольник (его присверливают на фото). Этот прямоугольник заходит в аналогичного размера паз в шпангоуте. Такое крепление не нуждается в специальном усилении под передний штырь, его просто наклеивают на усиленную (это обязательно для прочности на изгиб) стенку лонжерона. -
Передняя кромка не оставлена для того, чтобы бак можно было быстро снять прямо на соревнованиях, не снимая крыла и приемника (пробой, подозрение на мусор, завернулась трубка…). Кроме того, буде бак пробитым гарь легко вытечет в нижний люк.
-
Уголь очень жесткая вещь, задняя кромка совершенно не прогибается. Крайне доволен этим вариантом, буду применять везде, где только можно.
-Сильное триммирование по курсу и тангажу было нужно по банальной причине – не выставил нейтраль на земле. По крену – накосячил малость при сборке крыльев, затем выправил за счет отшивки, но все равно кривится со временем. Сейчас глянул на рули после триммирования - они все почти в нейтрали.
-На мой взгляд, выкос вниз обычно делают не для триммирования (триммировать рулем высоты более выгодно с аэродинамической точки зрения), а для того чтобы самоль был оттримирован при разных положениях ручки газа, пусть даже за счет потери части тяги. На бойцовке используется только одно положение ручки газа – “включено” 😃 . Мне лучше иметь максимально возможную скорость, чем удобство на посадке. Кстати, на убранном газу не сильно и требуется вмешательств.
Что можно сказать, Владимир просто молодец! Удивляюсь Вашей энергии и стремлению творить, есть на кого равняться! Первенец получился просто замечательный, ну не похож на бойцовку! Скорее на копию 😃 Удивляют и сроки изготовления, если вспомнить начало разговора о выборе прототипа то… 11.11.2007 если не ошибаюсь.
Успехов Вам в этом увлекательном деле! Я постараюсь тоже примыкнуть к эскадре WWIщиков!
Что можно сказать, Владимир просто молодец! Удивляюсь Вашей энергии и стремлению творить, есть на кого равняться! Первенец получился просто замечательный, ну не похож на бойцовку! Скорее на копию
+1 не +10!!
Зачотный самолет, респект одназначно. 😃
мой моран покашто в чертежах, все никак нимогу стапель взяьт…
Володь, если всетаки соберемся 10 на мега полетушки захватите с собой, пошупать охота 😃
…Володь, если всетаки соберемся 10 на мега полетушки захватите с собой, пошупать охота 😃
Спасибо! Будет здорово если вы тоже присоединитесь в первой мировой у нас!
На последнем мероприятии летать не стал, ибо с частотами был бардак. На пенопластовом, правда, сделал пару полетов.
В симуляторе свинтил SE-5. Все размеры вставил с модели, но внешний вид модели на картинке изменить не умею. Впрочем, летает вроде правдоподобно.
Вношу изменения в проект, в основном по мелочам, все направлено на улучшение технологичности. Прорисовал съемное оперение и буду параллельно делать два самолета…
Заинтересовала тема бойцовок WWI, поднятая здесь некоторое время назад, захотелось сваять такой самолетик, посмотреть, что из этого получается. Прототипом выбран был Fokker DVII, благо чертеж подвернулся на triplane, но чертеж был взят только за основу. В начале марта поднял модельку в воздух. Вес получился примерно 1200, двигатель 4Т Magnum FS 30 тягает достаточно резво, в полгаза модель летает вообще очень красиво и по-копийному. Вот, собственно, что вышло…
Вах, красавэц! Скажите, лозенг сами красили или это готовая пленка? Судя по весу вы сделали его немного попрочнее, чем на чертеже?
Вах, красавэц! Скажите, лозенг сами красили или это готовая пленка? Судя по весу вы сделали его немного попрочнее, чем на чертеже?
Ну, на чертеже он вроде под 2Т моторчик 0,25, а 4Т 30 потяжелее будет. Впрочем, в веса я там не вчитывался, чертеж был взят за основу для размеров. А делал уже по своему разумению.
Лозенг красил сам, поиски готовой пленки ни к чему не привели. Попытка покрасить белый TowerCote в рекламном агенстве тоже провалилась - ну не липнут к нему чернила.
Поэтому распечатал “баннером” четыре лозенга, вырезал на каждом из четырех один цвет, на прозрачный ORACOVER со стороны клеевого слоя надул нитрокраской из баллончиков поочередно все цвета. Ну, с просушкой между цветами заняло день. Каркас покрыл разведенным “Момент-Кристалл” и утюжком обтянул. Что имеем - лозенг топлива не боится, внешний вид для бойцовки вроде вполне приемлемый, по деньгам тоже вроде вполне доступно. Единственно, кажется, что ORACOVER тяжеловат, нужно будет попробовать другую пленку по тому-же принципу.