Вопрос по статье "ParkFlyer - своими руками"
Спасибо, друзья, за помощь в этом нелегком деле - розыск чертежей и материалов. Непременно в будущем воспользуюсь предложенииями. А на этот раз, кажется, удалось выкрутиться своими силами.
😃
По поводу самолетов “Сталь”, высокопланов Калинина, Москалева, Щербакова и проч.- они были широко известны лишь до войны. Так что можно их смело отнести в разряд экзотики советсткого авиапрома, вряд ли подходящего для “народного” копирования. Так же были отбракованы польские и чешские высокопланы, стоявшие у нас на вооружении и погибшие в первые дни войны, а также высокоплан Антонова, как две капли воды похожий на немецкий “Шторх”.Я консультировался со специалистами по истории авиации, и после долгих споров и сравнений мы остановились на двух кандидатурах, относительно знаменитых (оба - творения Яковлева): довоенный АИР-6 и послевоенный Як-12. Точку в решении в пользу последнего сделало телевидение, показав, как нарочно, под Новый год на канале ТВС фильм “Последний дюйм”. 😁
После чего я понял, что мне не отвертеться делать Як-12 и статью по нему. 😛 Тем более, что и мой основной заказчиик (американец) возжелал иметь серию именно советских самолетов времен второй мировой или около нее, в составе: 1 высокоплан, 1 низкоплан, желательно истребитель, и 1 биплан. Причем все должны быть известными и знаменитыми. С бипланом у нас теперь все нормально - переплюнуть По-2 по известности трудно. В качестве альтернативы будет предложен другой, не менее известный самолет - Р-5. (Это полутораплан, он необычайно устойчив, и отчасти он может компенсировать пробел с высокопланом). По части известных низкопланов-истребителей выбор большой - от МИГ-3, Як1 - Як-9, Ла-5,7 масштаба 1:10 - до штурмовика Ил-2, по знаменитости сравнимого с По-2. (Ил-2 имеет смысл делать тяжелой машииной с мотором Speed400 с редуктором и весом около 700г). (Себе я уже наметил Ла-7 1:10 с мотором Speed300.) А с высокопланом - я уже рассказал. Другого достойного ответа западным Cessne и Piperу я не вижу.
Сейчас передо мной чертежи и фотографии Як-12. Уже выполняю расчетную и печатную работу. Постараюсь закончить статью до весны. Модель будет сделана из тех же материалов, что и По-2. Остатков пенопласта и скотча от постройки По-2 должно хватить и на эту модель, и даже с запасом. Технология производства - та же, поэтому все будет описано с гораздо меньшей подробностью. И оборудование и аппаратура - те же, с возможностью быстрой переустановки. Так что, перефразируя рекламные лозунги - “за одну цену вы приобретаете еще один самолет дополнительно” (а может, и не один, зависит от экономии). Единственное, что потребуется еще приобрести именно для этого самолета - легкие фирменные колеса диаметром 50мм, поскольку в домашних условиях воспроизведение маленького авиационного “дутика” затруднительно. Плюс пару пластиковых бутылок для капота и остекления. Да еще, возможно, понадобится приобрести еще белый скотч - тем, кто вознамерится строить белый “гражданский” вариант, а опыта окраски голубого пенопласта белой краской не имеет. Варианты раскраски и фотографии будут предоставлены. Кроме того, поскольку материала на моноплан уйдет меньше, чем на биплан, то модель должна получиться еще легче. И аэродинамическое качество моноплана заметно лучше. А это означает ослабление весовых требований к оборудованию. Кроме того, можно позволить себе некоторые приятные копийные “излишества” - прозрачное остекление кабины вместо нарисованных окон. 😆 В общем, есть возможность сделать весьма приличного вида аппарат, доступный и для начинающего строителя, и для начинающего пилота.
😎
К сведению читателей этого раздела форума.
Модель Як-12А закончена. Выглядит примерно так:
chat.rcdesign.ru/uploads/DSCN3890.jpg
chat.rcdesign.ru/uploads/DSCN3891.jpg
chat.rcdesign.ru/uploads/DSCN3893.jpg
Статья по нему написана. Думаю, через неделю-другую ее можно будет увидеть на сайте.
Класс! Я видел этот самолет в “полуфабрикате”, и он мне понравился, а в собранном виде - просто ЧУМА…
В новой статье про ЯК-12 не могу распаковать архивы. У меня WinRAR 3.1.
Статья классная, особенно иллюстрации.
Вопрос Евгению: какова трудоемкость изготовления модели получилась у автора? В человеко-днях. Без учета расчетов, творческого поиска и т.д. Только изготовление. Хотя бы ориентировочно.
-
Паковал WinRar 3.00. Для проверки распаковал им же - все в норме.
По просьбам трудящихся модератор переведет все архивы в Zip. -
При налаженном производстве и “набитой руке” уходит дней десять-двенадцать “чистого времени”. У новичка - до 1 месяца.
В новой статье про ЯК-12 не могу распаковать архивы. У меня WinRAR 3.1.
Архивы переделаны в ZIP-формат. Удачи.
Вообще пора переходить в отдельный раздел именно по второй статье. А этот использовать для обсуждения По-2 и полетов на нем.
Здравствуйте в статье неработает ссылка
www.rcdesign.ru/rus/articles/…/yak12cherteg.rar
Поправил. Спасибо за замечание.
Может кому интересно будет посмотреть как самому изготовить колеса шасси для модели. Здесь все наглядно изображено.:о)
www.pivota.fi/rcflyg/artikkelit/styropyorat.html
Может кому интересно будет посмотреть как самому изготовить колеса шасси для модели. Здесь все наглядно изображено.:о) www.pivota.fi/rcflyg/artikkelit/styropyorat.html
Это даст экономию веса грамм 20, что немаловажно.
Жоть и колеса получатся менее прочными, но их можно изготовить несколько, и потом попросту менять.
При желании можно и радиальные проточки на них воспроизвести. Дутик получается как “живой”. :о) Лично я еще их и “обрезинивал” - надевал на них черного цвета презерватив:о))))
Следующая комбинация для як-12;
две сервы на элероны+руль высоты без управления рулем поворота
Какие возможны трудности?
Именно так, вроде, сделано на crasy sparrow.
Немного не в тему, а есть ли чертежи crasy sparrow?
Я уже много раз говорил, что копийные элероны выпалают из обдува винтом, так что на малой скорости неэффективны.
У меня есть полутораплан Нъюпор-23, который я изначально решил сделать именно по предлагаемой схеме, с “твердым” килем. Понадеялся на симулятор. После того, как пару раз снял его с дерева, решил все-таки руль поворота восстановить. Ибо при полете в пол-газа элероны мало на что влияют.
Поворот элеронами хорошо делать на скорости, энергичный, на большие углы - фактически разворот. А когда требуется коррекция курса на 5 градусов, тут уже без руля поворота не обойтись. По крайней мере, высокоплан со слабым мотором реагирует так - с креном от элеронов может еще долго лететь прямо, не сворачивая.
Вот если поставиь на Як-12 300-мотор и отправиться летать в ветер, тут уже потребуется полное управление, с элеронами и рулем поворота.
Кстати, у меня на Crazy Sparrow c 300-м полная схема управления. Рулем поворота на ней пользовался редко.
Не забывайте, что это все же пилотажка, среднеплан, и профиль у нее симметричный, не несущий.
А вот на Юнкерсе-87 вообще ни разу не воспользовался рулем поворота, даже при посадке - все делал элеронами. Наверное, вообще сниму с руля поворота машинку и зафиксирую его. Здесь это пройдет - низкоплан с элеронами во всю консоль.
Кстати, цельнопенопластовые колеса практически не амортизируют. Но в случае с Як-12 амортизировать будет дюралевое шасси, немного разъезжаясь.
А вот на По-2 этот номер не пройдет. Поэтому там шины из микропорки.
Да, именно с мотором типа speed 400 хочется его сделать. По весу такой мотор+6 банок на 2000 не много ли будет для як-12? Может еще редуктор потребуется 😎
P.S. На симуляторе FMS успехи уже впечатляющие 😁 Даже на Pitts получается на спине летать, а BF190 вообще кажется ленивым.
Для 400-мотора потребуются и аккумуляторы в 2раза тяжелее. Вес всей машины возрастет порядочно. От таких нагрузок и скоростей он развалится в полете. Надо будет делать другую, более крепкую и более крупную модель.
Обычно самолет рассчитывается под мотор, а не наоборот.
Я уже упоминал в статье про Ил-2. Он проектируется и уже делается именно под 400-й, с редуктором. А Як-12 лучше не подвергать таким издевательствам, оставить его с этой ходовой частью. Он задумывался для тренировочных задач, а не пилотажных.
Кстати, в Термике я видел новые модификации Speed-280 Sport и Race. Один купил для пробы. Обороты заявлены выше при том же токе, и КПД чуть выше. Цена пока та же.
Ну а если все же Як-12 делать под 400-й мотор - каков должен быть размах крыла,удельная нагрузка? Я было начал делать Ga-8 “Airvan” под ДВС до 4-х кубов, да вот хочу его закончить под электро. Размах 1285 мм, площадь крыла 21,5 дм.кв. Вероятно великоват под 400-й?
Я уже упоминал в статье про Ил-2. Он проектируется и уже делается именно под 400-й, с редуктором. А Як-12 лучше не подвергать таким издевательствам, оставить его с этой ходовой частью. Он задумывался для тренировочных задач, а не пилотажных.
А каковы сроки выхода публикации по ИЛ-2?
Потренировавшись на FMS, думается, что по манере полета ЯК-12 будет напоминать SuperCup, да и внешне они немного похожи. 😎
Только вот из последнего я уже вырос за месяц полетов. Pitts интереснее 😆
Не получится ли так, что построив ЯК с мотором 280 я буду разочарован, или симулятор сильно обманчив? Уже хочется пилотажку!
1.Ил-2 еще только делается. По моим прикидкам получается, что крупную статью я выдаю раз в квартал.
2. Но вообще я бы не ожидал от Ил-2 больших возможностей в плане пилотажа. Моделирование на симуляторе пока дает на нем малоудовлетворительные результаты, значит, облетывать придется долго и упорно. Хорошо летает только по прямой, первый же крепкий маневр кладет его в штопор. Что именно в нем не так - будем разбираться.
Так что это проблемный самолет. Он не для пилотажа проектировался. Летающий танк - он и есть танк.
3. На самом деле после Ил-2 зреет серия истребителей, в первую очередь Ла-7. Он проектировался под 400-й, но в после симулятора выяснилось, что и на 300-м тоже способен летать недурно. С маневренностью - все в порядке, здесь можно будет попилотировать на славу. Особенно если поставить на него бесколлекторный от Hivolt. Но его и делать сложнее - тут я замахнулся еще и на убирающееся шасси. Раньше середины лета не ждите.
4. Перерасчет Як-12 под 400 требует и кардинальной переделки технологии. В другом размере лексана бутылки на капот уже не хватит, другие штыри крыльев до 6мм, толще борта до 6-8мм, мощнее шасси и совсем другая моторама. У меня есть высокоплан Cessna-172-400, сделанный под 400-мотор, впоследствии переделанный под бесколлекторный. Я о нем уже тыщу раз писал на форуме,
mmeshik.narod.ru/airborn.html
chat.rcdesign.ru/uploads/DSC00571.jpg
chat.rcdesign.ru/uploads/DSC00572.jpg
930г веса и размахом 1210мм. Многие технологические приемы были вначале опробованы на нем, а затем применены и описаны в модели Як-12.
5. Як-12 и Piper Cub в жизни и в полете действительно похожи.
Не делайте из тренировочной машины пилотажную, неблагодарное это занятие.
Дождитесь статей по истребителям - или сами проектируйте пилотажку. Не все же такие продвинутые, есть еще и совсем новички. :rolleys: :rolleys:
6. Кстати, многие приемы, описанные для модели Як-12, полностью переносимы на его собрат - Як-18 ( даже капоты у них идентичны), у которого с пилотажем должно все в порядке. Есть желание - займитесь, у меня руки не успеют дойти. Только в этом случае я бы базировался уже на 300-й мотор с редуктором 5:1 и винтом АРС 9х6. И разумеется, элероны.
Если в этом действительно есть потребность, я могу изменить свои планы и заняться разработкой этого аппарата. Голосуйте. ❗