Первая постройка пилотажки. Личный опыт.

stepan043

Добрый день, Александр!

Прочитал Вашу статью, очень интересно, спасибо!

Есть несколько вопросов по модели, возможно все ответы есть в
чертежах, но пока нет возможности поставить дома AutoCAD, а
интерес к электропилотажке очень велик.

Каковы размеры самолета? Длина, размах крыльев?

Длина корневой и концевой нервюры крыла, площадь или габариты
стабилизатора?

Какой получился общий вес модели, с аппаратурой и двигателем или
без них, это не принципиально? Есть ли детальная развесовка?

Где находится центр тяжести модели?

Использовалась ли селективная бальза (разброс по плотности очень
велик) и если да, то какая?

Не совсем понятно, что за материал у лонжерона?

В качестве силовых элементов фюзеляжа видимо использовалась
фанера, а какая (ящики, покупная легкая или другая)?

Правильно ли я понял, что консоли крыла не съемные, а склеены
воедино с фюзеляжем? Как осуществлялась склейка, усиливались ли
лонжероны по вклейке, или просто склеивались в стык, это место
практически не понятно. На фотографиях видна трубка, примерно по
середине хорды крыла, это просто кабель-канал под провода
машинок, или усилитель крыла?

Заранее спаибо за ответы!
Михаил Степанов

Alex_Titoff

Каковы размеры самолета? Длина, размах крыльев?

1118мм длина, 1400мм размах

Длина корневой и концевой нервюры крыла, площадь или габариты
стабилизатора?

190мм концевая, 328мм Корневая в стыке фюзеляжа.
Горизонтальный стабилизатор: 510мм размах, ~170мм сах
Киль: 277мм высота от нижней точки. ~200мм сах

Какой получился общий вес модели, с аппаратурой и двигателем или
без них, это не принципиально? Есть ли детальная развесовка?

Полетный вес 1620 гр. из них мотор 161 гр, Батареи 410 гр. ESC 30 гр. 5 серв ~ 50 гр., удленители ~20 гр. Приемник грамм 30. Отделтно крыло грамм 300 (могу для точности взвесить отдельно)

Где находится центр тяжести модели?

Он изменяем положением батареи. 30-33% корневой хорды - стабильный полет.

Использовалась ли селективная бальза (разброс по плотности очень
велик) и если да, то какая?

Нет. Бальзу использовал какая была в наличии.

Не совсем понятно, что за материал у лонжерона?

Мне тоже 😁
Рейки 4х4мм, наверное из сосны. Я в древесине не разбираюсь, а при
покупке не было написано что за порода.

В качестве силовых элементов фюзеляжа видимо использовалась
фанера, а какая (ящики, покупная легкая или другая)?

Тонкая фанера 1мм, покупная легкая. только на 1-ом шпангоуте где крепится передняя кромка крыла. и в стыке консолей крыла для болта.

Правильно ли я понял, что консоли крыла не съемные, а склеены воедино с фюзеляжем?

Крыло съемное. Крепится передней кромкой ко 2-му шпангоуту фюзеляжа
штырьками 6мм диаметр. А к 3 шпангоуту пластмассовым болтом.

Как осуществлялась склейка, усиливались ли лонжероны по вклейке, или просто склеивались в стык, это место практически не понятно.

Это место как раз и небыло продумано в момент черчения, поэтому сильно
перегружено по весу. Склеены встык передня и задние кромки, верхняя и
нижняя рейки лонжерона. Вставлены 2 реки 4х4мм на 3 нервюры с каждой стороны
в дырки нервюр, предназначенные для постройки крыльев на рейках. Два
бальзовых бруска 15х15мм и 10х70 втык к корневым (ботровым) нервюрам, и 1мм фанерка для уплотненния болтовой дырки.

На фотографиях видна трубка, примерно по
середине хорды крыла, это просто кабель-канал под провода
машинок, или усилитель крыла?

Это бумажный кабель канал под машинки. Кстати на этой бумаге
распечатка оригинпльного плана от Al Eastmanа 😁

PS: пришлось заменить 1-й (моторный) шпангоут из 1мм фанеры на такойже из текстолита. фанерка не выдержала 😊 тяги мотора.

tlvct

PS: пришлось заменить 1-й (моторный) шпангоут из 1мм фанеры на такойже из текстолита. фанерка не выдержала 😊  тяги мотора.

вот с этого места можно поконкретнее. что значит не выдержала тяги мотора? какова толщина первого шпангоута, какой материал?я так помню у меня примерно пятёрочка стоит или вообще переклей, только пардон и моторчик 32 куба, и ничего, в разнос не идёт, мотор держит, вибрациям не поддается. а тут какой-то простенький безколлекторник, который вполне можно поставить на 1,5мм шпангоут и ничего ему не будет, даже если винт неотбалансированный. Если только не втыкать модельку носом в землю. что-то непонятки какие-то с вырыванием.

stepan043

Последний вопросик: По фотке 26 там все из бальзы? Из какой?

Михаил

Alex_Titoff

2 tlvct
Была легкая фанера 1мм. Если посмотреть на чертеж, то видно что изза дырок для охлаждения этот шпаноут выглядит хлюпенько.
Когда я заменил складывающийся винт 12х6 на такой же, но деревянный, то его вырвало даже не на полном газу. Проломались места крепления мотора болтами. Возможно это произошло из-за того, что винт был не сбалансирован.

stepan043
Все из 4мм бальзы, кроме фанерного шпангоута на переднем плане.

RK3AMS

Уважаемый Alex Titoff!
Какая версия AutoCADа использовалась Вами?

Alex_Titoff

Уважаемый Alex Titoff!
Какая версия AutoCADа использовалась Вами?

AutoCAD 2004

ubd

А лазером вырезать нервюры - это КРУТО! Вот бы мне такой станок, я бы то же модели за две недели делал. 😃

Alex_Titoff

Уважаемый ubd,

Если в вашем городе есть контора гравирующая резину для печатей и штампов (и не обязательно лазером, а фрезой), то, скорей всего, они смогут вам и нервюры нарезать.

FedotoFF

Мужики а лазером можно и пленку кроить, и фанеру, и метал. Весь вопрос, зачем столько мучений?

Процесс настройки лазерного резака (5 параметров и по 100 значений в каждом) стоил мне потерянного дня, нескольких листов сожженной бальзы, нескольких десятков потерянных нервных клеток от общения с владельцем лазерной установки, который в настройках ничего не понимал. Но дело сделано. Как я резал фанеру для Extra у него раньше - это загадка. Может, проблем не было потому, что фанера огнеустойчивей бальзы?

Может проще сделать как нормальные люди ножом и наждачной? И день сэкономить. 😁

Bahus

Ой… что-то сдается мне, что не напилить за день ножом и наждачкой деталей на самолет 😃

Вот я бы, например, лучше бы повозился с настройкой резака, чем своими кривыми руками выпиливать 😃

FedotoFF

Ой… что-то сдается мне, что не напилить за день ножом и наждачкой деталей на самолет 😃

А мне сдается, что напилить и даже не на один. Попробуйте на досуге. 😉

Вот я бы, например, лучше бы повозился с настройкой резака, чем своими кривыми руками выпиливать  😃

Вот я бы с такими руками к резаку не пускал… 😆 😆 😆
Лучше бальзы в старушку листов несколько искрошить, чем резак за 25-40 штук вечнозеленых угробить. 😎

dred

Уважаемый автор Александр.

Я как чайник в построении очень прошу Вас и всех будущих авторов указывать материал из которого что делаете.

Ну неужели трудно написать типа нервюры - бальза 2мм
передняя кромка бальза 3Х3 лонжероны сосна 2Х2 и т.д.

А то хочется а спросить негде.

Да конечно я могу пойти в авиакружок и там все распросить, но это 2 потеряных вечера, а их так жалко терять.

vovic

Хорошая статья, оригинальный подход, правильный выбор материалов.
Я все жду, кто-нибудь RC-CAD при проектировании использует?
Почему автор, да и другие моделисты работают в Автокаде?
Потому что уже есть навыки работы в нем?

RK3AMS

Наверное потому что тот самый лазерный резак в качестве исходных данных использует автокадовские файлы.

Alex_Titoff

2 FedotoFF и Bahus

Лазерный резак играя настройками сломать трудно. Производители резака не учли, что им будут резать бальзу, поэтому и не создали шаблон настроек для нее. Естественно, после удачного подбора параметры были сохранены и в следующие разы резка не займет много времени.

2 dred
К сожалению статью уже поздно править 😢 . Приношу свои извенения за упущенные детали. Но в форуме я готов ответить на на любые вопросы по этой статье.
Итак:
Нервюры - бальза 1.5мм, конечная и корневая - бальза 4мм.
Рейки лонжерона и продольные рейки фюзеляжа - (наверное сосна) 4х4мм
передняя кромка - бальза 15х15мм округленная ножом и наждачкой.
задняя кромка - бальза 6х10
Покрытие (крыла и капота)- лист бальзы 1мм
боковухи фюзеляжа, днище, батарейный отсек и нервюры (кроме 1-ой и 2-ой) - бальза 4мм.
Стабилизароры - бальза 6мм.
Элероны - бальза 43х8мм (треугольная рейка)
шпангоут крепления мотора - текстолит 1мм
шпангоут крепления передней кромки крыла - фанера (легкая) 1мм
верхние стыковочные зализы хвостового оперения - бальза 15х15 обработаная ножом и наждачкой.
Пленка Oracover.
Надеюсь, я ничего не пропустил 😕
Естесственно, я могу ткнуть в чертежи и вы там все найдете, но у некотрых нет времени и желания туда смотреть, а у некоторых нужной версии AutoCAD.

2 vovic
RC-CAD у меня появился гораздо раньше чем AutoCAD. И обе програмы изучал “на лету”. RC-CAD для того чтобы создавать концепцию и внешний вид самолета, но она не позволяет создавать чертежи для лазерной резки, в ней невозможно создавать на чертеже всякие мелочи, типа полочек для серв или крепление мотора и тд.
НО! RC-CAD можно хорошо использовать в связке с AutoCAD, создавая в RC-CAD форму самолета, а в перенесенном в AutoCAD чертеже думать над деталями.

6egemot

rccad это вот это? www.rccad.com
он так же далек от того, чтобы там полноценно что-то начертить можно было, как я от балерины

Alex_Titoff

Наверное потому что тот самый лазерный резак в качестве исходных данных использует автокадовские файлы.

Резаку всеравно от куда резать. Это драйвер принтера (плоттера). Можно даже резать из Word и Excell и PaintBrush. Кроме этого с резаком поставляется еще и своя родная графическая программа, но ее врядли кто пользует. Хозяин резака использует CorelDraw.

Добавлю ссылку на резак.
www.trotec.net/trotec_tc/speedy2_e.php3

Gold

Пока сохло крыло, я приступил к изготовлению уплотнителя лонжерона (webbing). Его роль заключалась в том, чтобы создать дополнительную прочность крыла на изгиб и кручение. Это были перемычки между верхней и нижней рейкой лонжерона. Они вырезались из 2 мм бальзы таким образом, чтобы волокна располагались вертикально.

А разве не горизонтально надо волокна? Я сам делал горизонтально просто потому-что решил что так правильно - ведь при изгибе крыла вставка (как и сами лонжероны) работает на растяжение/сжатие в горизонтальной плоскости. Про крутку я не в курсе, но мне кажется вставки прочности на крутку не добавляют. На крутку кроме обшики работают по-моему только диагональные элементы конструкции.

ps. Это я не критикую, а наоборот спрашиваю 😃

pps. А бывают CAD-ы где чайник не знающий сопромата может всякие жесткости конструкции посчитать? Или может даже рекомендации получить? 😃

Alex_Titoff

2 Gold
Из сопроводительного текста:
“Install wing webbing full span using 1/16th sheet with the grain vertical.”
Как посоветовали так и делал.
Давай методом тыка и попробуем: вырежем две прямоугольные пластины из бальзы 2х30х70мм, но сразным направлением волокон и попробуем обе на продольную крутку. Я думаю пальцы уловят разницу в сопротивлении, и оно будет бОльшим у “вертикальной”.

А вот диагональные элементы конструкции как раз меньше всего работают на крутку. Ведь они делают стабилизирующие треугольники, и имеют прочность только в плоскости этих треугольников. Эксперимент можно провести на 3-х склеяных спичках.

В декабре на Горбушке я видел программу по сопромату. Название не помню, но на обложке нарисована изогнутая сетчатая конструкция с цветными областями сжатия и растяжения (или разности давления).
НО! цена стояла в Евро! Не помню точно сколько, но больше 100 это точно. Я возмущенно спросил продавца “Почему так дорого? Тут диски все варезные!”. На что он спокойно ответил, что программа математически сложная и меет очень узкий круг пользователей, и, поэтому цена оригинала этой программы несколько десятков тысяч евро.

vovic

А разве не горизонтально надо волокна?

Вообще то делают и так и так. Кому важнее прочность лонжерона - стенку ставят вертикальными волокнами, кому лень возиться - горизонтальными, это проще, но менее прочным выходит лонжерон. В любом учебнике сопромата можно найти, что стенка двутавра на изгиб не работает. Она работает только на сжатие, почему и вертикальные волокна предпочтительнее.