Як-30 EDF 120

XASAN

Приветствую уважаемых импеллерщиков! Давно вынашиваю идею построить модель с импеллером, наконец решился. Отложив на время другие проекты, начал поиск прототипа. В качестве прототипа решил искать самолет с одним мотором, что-то из первых советских реактивных самолетов 50-60-х годов. Просмотрел несколько книг по реактивной авиации, полазил по инету и остановился на 2-х самолетах - УТИ МиГ-15 и Як-30/32. Долго думал, в итоге выбор пал на Як-30 www.airwar.ru/enc/other/yak30.html
В интернете не очень много информации по этому самолету. Удалось найти несколько чертежей самолета, точнее общие виды и фотографии. Узнал, что один экземпляр находится в Монинском музее, решил съездить посмотреть живьем. В этом году оказалось его не выставляли, самолет находится в реставрационном ангаре музея зачехленный. Посмотреть и потрогать разрешили.
Монинский Як-30

еще несколько фото

Иностранные аналоги:
SIPA 300 machdiamonds.com/s200.html
Caproni F-5 www.airwar.ru/enc/other/f5.html

Начал потихоньку проектировать, модель планирую делать размахом 1700-1800мм под 120мм импеллер, на 12-ти банках, конструкция деревянная наборная, обшивка будет покрываться стеклотканью на смоле.
Импеллер с 14-тью лопастями(ротор сделали под заказ) и эл. мотором заказал у VASA Model www.vasamodel.cz Через неделю должна прийти посылка.😃

Neznaykin

Воздухозаборники планируете делать гипертрофированно большими?

XASAN
Neznaykin:

Воздухозаборники планируете делать гипертрофированно большими?

От этого никуда не денешься, придется расширять. У прототипа они небольшие, я даже размер снял с 1:1 воздухозаборника - длина порядка 450мм, высота 200мм.
Скоро доделаю первые наброски, покажу как выглядеть будет.

Udjin

Это будет интереснейшая тема.

vlad_den

Радует, что, судя по видео, есть летающий Як-30. Успехов Вам в постройке модели!

S_A

Интересная тема-подписываюсь. Может быть не стоит сильно “гипертрофировать” воздухозаборники, а взять немного воздуха из-под нижней части фюзеляжа (предварительно прикрыв заборник защитной сеточкой)?

Concord

Неудачный прототип для копирования. Если дополнительные площади входа можно расположить на днище (например расширить нишу передней стойки шасси), то вот с площадью сопла - беда. Без искажения пропорций не вырулить.

Yurich

Плюс реданная схема - уж доставила она головняка конструкторам, недаром в большой авиации от неё отказались.

S_A
Yurich:

Плюс реданная схема - уж доставила она головняка конструкторам, недаром в большой авиации от неё отказались.

Но есть и плюсы для модели - с центровкой проще.

XASAN

Получил информацию от производителя насчет воздухозаборников, входных и выходных каналов, оказывается не все так плохо.
Мне порекомендовали площадь входа воздухозаборника принять равной активной площади импеллера, площадь ометаемой лопастями, т.к. вентилятор 14-ти лопастной этого вполне достаточно. Разделил эту площадь пополам, на каждый воздухозаборник, получились не очень большие. Каждый воздухозаборник, входную часть, я увеличил в 1.8 раз от 1:1 по чертежам.
Используя рекомендации по импеллеру и найденные чертеж-схемы в инете начал моделировать в 3Д-программе. Готовы первые наброски, картинки ниже. Крыло, точнее центроплан, здесь изображен условно. Крыло будет съемным т.е. будет центроплан, как на картинках и пара съемных консолей. Воздухозаборники буду еще дорисовывать, когда будет готов центроплан крыла. Остальное в процессе, рисую.

ТТХ модели в первом приближении:
Длина около 2000мм;
Размах крыла - 1800мм;
Высота - 677мм;
теор. взлетный вес - 7100-7300гр;
мотор - 120-й импеллер VASAfan;
макс. статическая тяга - 7800гр;
акки - 2-ва по 6S 5000mAh.

10 days later
XASAN

Получил посылку с импеллером. Посылка дошла на удивление быстро, всего за 7 дней. Открыл коробку, а там везде карбон, все блестит. Качество мне очень понравилось. Вентилятор выглядит, как настоящий вентилятор у турбовентиляторного двигателя. Напоминает вентилятор ТРДД какого-нибудь пассажирского Боинга или Аэробуса.
Вентилятор имеет 14-ть карбоновых лопастей, лопасти профилированные, имеют крутку. Диаметр порядка 119мм. Вентилятор пришел в сборе, уже отбалансированный. Для правильной сборки на колесе имеются метки. Спрямляющих лопаток 8-мь.
Эл. мотор, который на фото ниже, я покупал по рекомендации производителя, под 14-ти лопастной вентилятор. Радиатор шел в комплекте к мотору.
Скоро собираюсь покупать регулятор и аккумуляторы, как пришлют начну тестировать импеллер.

Весовые данные:
вентилятор - 68гр;
статор - 117гр;
обтекатель с пилоном - 10гр;
эл. мотор - 561гр;
радиатор эл. мотора - 49.5гр.

для сравнения, справа бензомотор DA-60

dennisshurygin

Вентилятор классно выглядит! Скорее бы услышать звук! Наверное, очень похож на настоящую турбину.😃

2 months later
21 days later
XASAN

Сделал первые образцы стоек шасси на Як.

По найденным чертеж-схемам и фото из интернета смоделировал в 3D программе стойки, колеса и механизмы шасси. На первой модели-прототипе Як-30 стойки решил делать упрощенно. В дальнейшем планирую довести стойки шасси максимально копийно, насколько это будет возможно. Для этого надо будет ехать, например, в Монинский музей и снимать размеры и пр. с настоящего самолета поскольку чертежей стоек шасси в интернете нет.
Когда дорисую модель, покажу как выглядит шасси на самолете.

На фото первые габаритные макеты стоек шасси. Высота передней стойки около 160мм, главной стойки около 175мм. Диаметр диска колеса главной стойки шасси 50мм. Шасси получаются не маленькими.😃

Guennady

Че-й то у меня в голове не укладывается - как работает амортизатор основной стойки… Там одной степени свободы не хватает. Точка крепления нижней части штока будет ходить не только вертикально, но и в продольной плоскости. Не значительно, но будет.

Но на фотке оригинала - так же. Кронштейн жестко закреплен к наружной части амортизатора. Может я чего не вижу или не понимаю?

XASAN
Guennady:

Че-й то у меня в голове не укладывается - как работает амортизатор основной стойки… Там одной степени свободы не хватает. Точка крепления нижней части штока будет ходить не только вертикально, но и в продольной плоскости. Не значительно, но будет.

Но на фотке оригинала - так же. Кронштейн жестко закреплен к наружной части амортизатора. Может я чего не вижу или не понимаю?

Там для этого есть небольшое звено, находится внутри у основания штока, оно связывает шарнирно шток амортизатора и рычаг колеса и не дает клинить штоку амортизатора. На фото его не видно полностью, видно только нижнюю часть, надо живьем смотреть в основание штока или на чертежи. У меня его тоже не видно, пока. Когда будут готовы стойки в металле, покажу всю конструкцию.
Здесь на картинке видно это звено, это основная стойка самолета УТС Л-29

Guennady
XASAN:

Там для этого есть небольшое звено, находится внутри у основания штока, оно связывает шарнирно шток амортизатора и рычаг колеса и не дает клинить штоку амортизатора. На фото его не видно полностью, видно только нижнюю часть, надо живьем смотреть в основание штока или на чертежи. У меня его тоже не видно, пока. Когда будут готовы стойки в металле, покажу всю конструкцию.
Здесь на картинке видно это звено, это основная стойка самолета УТС Л-29

Вау!!! Прикол!!! Действительно интересно сделано! Обожаю чертежи рассматривать…

А это - на принтере напечатанные стоечки?

dennisshurygin

это взростили с помощью 3D принтера.
шаг по Z - 0,2мм.
Хасан, а можно превью шарнира? интересно что же там скрывается

XASAN
Guennady:

А это - на принтере напечатанные стоечки?

Как сказано выше, выращено на 3D принтере, материал абс-пластик. Потом окрашено в алюминиевый цвет. На этих макетах стоек буду отрабатывать кинематику. Далее, после внесения всех изменений, передам на фрезерование ЧПУ станком уже в металле.
На фото только выращенные детали, еще не окрашены.

dennisshurygin:

Хасан, а можно превью шарнира? интересно что же там скрывается

Позже выложу, рисую модель.😃

Guennady
XASAN:

Как сказано выше, выращено на 3D принтере, материал абс-пластик. Потом окрашено в алюминиевый цвет. На этих макетах стоек буду отрабатывать кинематику. Далее, после внесения всех изменений, передам на фрезерование ЧПУ станком уже в металле.
На фото только выращенные детали, еще не окрашены.

Та я в курсе 😃 . Увидел характерные полосочки. Я видел принтеры на выставке - продавцы сказали, что пластик вполне прочный, может нести нагрузку почти как литой из такого же материала (абс). Стоимость принтера - порядка 2 штук зелени. Пока - рановато на них смотреть - через годик-другой цена упадет в пару раз а качество - вырастет. Но вещь - классная!!!

Lex13

Эти принтеры от 300 у.е стоят. Цена давно снизилась.

Guennady
Lex13:

Эти принтеры от 300 у.е стоят. Цена давно снизилась.

Значит там качество было гораздо лучше. Или производительность больше. Или размеры рабочего стола…

В общем - у того, что я видел - диапазон цен был примерно такой.

Lex13

Качество печати этих принтеров(от 300) такое же как на фото выше. Все зависит от рук того кто печатает, и как настроить принтер. Но все равно желает лучшего. Но эта тема для другого раздела.

Swooper

Хасан, приветствую!
Так значит Vasa теперь стала такие импеллеры делать? Неужели все-таки перестроились согласно духу времени?
Жду тестов установки! 😉

XASAN
Swooper:

Хасан, приветствую!
Так значит Vasa теперь стала такие импеллеры делать? Неужели все-таки перестроились согласно духу времени?
Жду тестов установки! 😉

Он давно уже их делает. Даже делает копийные мотогондолы для лайнеров к этим импеллерам. Скажу больше, он сейчас тестирует 130мм импеллер с 18-ю лопастями, по моему, под 14-ть банок ЛиПо. Там такая тяга, под 10кг. Но по цене, такая установка уже приближается к модельному ТРД.
Заказал такие акки shop.lindinger.at/product_info.php?cPath=1726&prod… и регулятор espritmodel.com/castle-creations-phoenix-edge-160h… жду, когда пришлют начну тестировать импеллер:)

Кстати, Шубеллер тоже не стоит на месте www.schuebeler-jets.de/en/…/ds-77-dia-hst.html