FPV на вертолетах классической схемы.

kimu
3Daemon:

Похоже?

Только тут толщина 10-11%, а не 12.
У них ещё 2210 есть похожий. чем отличается от 23012, или если такой есть 23010 я хз.

VanRa

Тут вопрос назрел до какого предела можно снижать обороты на 600ке для получения большего времени полета fpv

SAV=
3Daemon:

Чисто навскидку – NACA…

Коллеги, профиль то идентифицировать можно…
НО! Вот что меня очень огорчает: практически все производители в угоду технологичности изготовления (склейка верхней и нижней поверхностей) грубо нарушают саму основу профиля. Правильное обтекание профиля формируется в самом его начале – на носке профиля. А в наших, модельных, лопастях носок всегда изготовлен неверно: он должен быть плавно скруглен по профилю, а по факту он всегда получается острый…
Ну, блин, это же не сверхзвуковой профиль с волновым обтеканием.
Ни о какой правильной работе профиля при этом говорить уже не приходится… Надеялся не увидеть этого у немцев… Но увы – та же ерунда…

VanRa:

до какого предела можно снижать обороты на 600ке

Зависит от веса вертолёта.
Можно сказать так: до предела при котором сохраняется вертикальная скороподъемность хотя бы 0,5 м/с… или маневренность еще удовлетворяет пилота. В цифрах это где-то может быть 1000 - 1300… Но очень индивидуально…

VanRa

Спасибо! Ориентир понял, значит буду подбирать )

DVK

Сижу, перечитываю тему с самого начала, чтобы не напрягать вопросами, ответы на которые уже есть. И что-то очень хочется поблагодарить уважаемых:
-SAV- Андрей Сычев - за кладезь опыта, массу полезных знаний и красивые видео, по которым я учусь.
robis Олег Бойко - за полезную информацию и очень вдохновляющее видео.
Andy08 Андрей Журкелис - за здоровый скептицизм (кстати, о прочности межлопастного: в таки уже заказанной мной 600ке межлопастной 8 мм и болты цапф М5).
vadsonВадим Черевко - за юношеский задор, оптимизм и стремление к новому.

Ну и задать вопрос, на который пока ответов нет в силу относительной новизны железа. Что выбрать в качестве управления? Понятно, что хочу на UHF (433 MHz). Но что брать, что-нибудь из пока малочисленного и небезглючного железа, работающего под OpenLRS (BaychiRLS) или вот такую? hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idpr…
Какие у чего преимущества в разрезе вертолетной тематики?
И, кстати, сколько всего нужно каналов минимум? Я вижу минимум - стандартных 6, далее возможно отдельный канал для управления автопилотом (когда появится), если он не будет управляться по gyro gain, канал для управления телеметрией (нужен ли?), канал для тилта камеры (да-да, мне нравится как у Олега сделано, чисто вертикальный тилт, выведенный на крутилку или тумблер), канал для управления/сброса полезной нагрузки. Получается 9 минимум. Я что-то забыл?

robis
DVK:

Какие у чего преимущества в разрезе вертолетной тематики?

Пожалуй, не столь важно, в каком разрезе вертолетном или самолетном, главное требование - это надежный, с запасом канал связи. Что то конкретное посоветовать сложно, их сейчас много появилось… 😃 как по мне - это должна быть LRS на диапазон UHF с тумблером выбора мощности. У меня LRS Chainlink, всегда летаю на низкой мощности 250mW, что дает хороший канал примерно на 10km, при прямой видимости. Если вдруг теряю управление, то ничего опасного не происходит, хоть и нет RTH - на Назе срабатывает файлсейв, верт зависает, держит координаты и высоту, далее щелкаю тумблером мощности на передатчике (500mW) и связь восстанавливается.

DVK:

сколько всего нужно каналов минимум?

Как по мне - так минимум 8, из них 1-2 для телеметрии.

DVK
robis:

У меня LRS Chainlink, всегда летаю на низкой мощности 250mW, что дает хороший канал примерно на 10km, при прямой видимости. Если вдруг теряю управление, то ничего опасного не происходит, хоть и нет RTH - на Назе срабатывает файлсейв, верт зависает, держит координаты и высоту, далее щелкаю тумблером мощности на передатчике (500mW) и связь восстанавливается.

Т.е. у Вас бывает такое, что управление отказывает раньше, чем теряется видеолинк?

Как по мне - так минимум 8, из них 1-2 для телеметрии.

Если 2 для телеметрии, то, получается, надо 9. Камерой ведь управлять тоже надо. Переключением камер или наклоном камеры - не важно, канал нужен. Пошел искать и вкуривать мануалы от телеметрий.

robis
DVK:

Т.е. у Вас бывает такое, что управление отказывает раньше, чем теряется видеолинк?

Управление “пробивает дальше”, но всяко бывает… например, можно “поймать” сильную помеху на частоте RC или как-то верт был на удалении около 1км, а у меня “на борту”, по таймеру, врубился поисковый маяк тоже на диапазон 433… 😮 управление возвращалось только в промежутках, между передачами маяка. Включил больше мощность RC и спокойно вернулся 😒. В принципе, хорошая LRS должна “фильтровать” такую помеху, но я на кануне установил маяк временно в другое место и получилось рядом с антенной приемника RC… - ну и естественно, помеха получилась уж слишком сильной. В общем, если каналы связи будут с запасом, то это позволит избежать всевозможных случайностей, которые типичны в нашем деле.

SAV=
robis:

Как по мне - так минимум 8,

DVK:

Если 2 для телеметрии, то, получается, надо 9.

Если на каждую функцию выделять по каналу, то их точно не хватит…😉
Эт я вот к чему: для передачи нескольких дискретных команд можно использовать один аналоговый канал, а они у нас все такие.
Например, у меня, переключение камер, режима телеметрии и управление узлом внешней подвески выполняется через один канал. В аппе прописываются соответствующие микшеры с тумблеров, а на борту стоит дешифратор уровней… Где то встречал такие заводские «расширители» одного аналогового канала на несколько дискретных команд…
А некоторые функции можно реализовать и в самом пульте. Та же блокировка автомата перекоса (предотвращение самопроизвольного взлёта или заваливания) выполняется тумблером, который активирует микшеры «канал сам на себя» с уровнем -100% по ОШ и ЦШ…

Andy08
DVK:

кстати, о прочности межлопастного: в таки уже заказанной мной 600ке межлопастной 8 мм и болты цапф М5

Комель лопастей 12 против 11 мм. Придется растачивать.

SAV=
Andy08:

Комель лопастей 12 против 11 мм. Придется растачивать.

Зачем растачивать?! На 600-ке лопасти 12мм под М4…
Мир всегда делился на два лагеря, одни говорят “это невозможно, ничего не получится…”, другие - думают и делают… А Вы с кем?😉
Лет пять (а может чуть больше) назад народ потешался на до мной, чуть ли не дурачком называли, типа: “…вот чудак - FPV на вертолёте, это же просто нереально, разобьешь верт и все дела…!”, а потом хмыкали: “надо же - летает…”…😃

DVK
Andy08:

Комель лопастей 12 против 11 мм. Придется растачивать.

Зачем? Это колхоз! Или покупать лопасти с соответствующей толщиной комля, или, что более практично, ставить цапфы от 800. Вот только не надо говорить, что 800 цапф тут то, а у 600 это. Подобрать подшипники, шайбы, возможно, поставить межлопастной вал или целиком голову от 800 - не проблема. Вот спасибо Вам за скепсис. Вы меня просто заставляете попробовать сделать из 600 800. Единственное, что мне очень хочется сделать, глядя на фото этой 600 - удлинить вал ОР. Уж очень низко лопасти на DFC голове стоят, близко к балке. Впрочем, это всё потом. Пусть для начала приедет. К нему у меня еще ни батарей, ни радио, ни-че-го. Правда сама суперкомба вроде как весьма неплоха. Регуль только хочется выкинуть, как-то не доверяю я Castle’ам.

Andy08
SAV=:

На 600-ке лопасти 12мм под М4

Разные есть. И 11х4 и 12х4, дальше от цапф зависит. Если цапфы 12, то все нормуль, рассверлить на 5 не долго.

DVK:

Вот спасибо Вам за скепсис.

Да, нема за шо.😃 Никакого скепсиса, только правда жизни, годы службы в ВВС дают о себе знать. С удовольствием буду следить за вашими трудами и - удачи! Я тоже в ожидании. Верт собран и облетан, все видео уже приехало, ОСДишка где-то мотается в недрах почты, а вот Шарки оплачены, но пока в бэкордере. Надеюсь к марту все сложиться.

SAV=:

А Вы с кем?

Я с вами, иначе не было бы меня здесь в частности и в моделизме вообще.😃

robis
DVK:

Человеку, которого убило упавшей 450 сложно объяснить, что "А вот если бы на Вас упала 800

Денис, Вы о чем? кого-то убил 450-й? - не слышал, просветите, про 700-й слышал- да, был смертельный случай. Знаете, можно неудачно споткнуться и упасть на нож… случайно… но это не значит, что нож смертельно опасен, мы ведь каждый день им пользуемся на кухне.

Кстати, большой веротолёт в этом плане даже безопаснее: он большой и страшный, не даёт расслабиться пилоту и пугает зрителей. В отличие от 450ки, к которой посторонние бегут только в путь, особенно дети.

Пять баллов!!! 😃 😁 железный аргумент! но не получается без улыбки его читать… если это так, то для пешехода, переходящего дорогу - тоже, чем больше машина, тем безопасней… 😃 к примеру, какую опасность представляет из себя движущийся велосипед, скутер и автомобиль? Что, автомобиль тоже безопасней…? потому, что он большой и страшный? 😁 Первое, второе и третье представляет опасность, но размеры/вес/скорость уж очень сильно отличаются и поэтому могут причинять абсолютно несопоставимые повреждения людям или их имуществу при столкновении. Дети, - им там нечего делать, вертолеты не игрушка! Место полетов надо выбирать отдаленное.
Есть несколько пилотажных 450-к и пару 500-к. Хорошо чувствую разницу между этими классами по энергетике ротора и по степени потенциальной опасности для себя и окружающих. Поэтому себе сказал - Стоп! - больше не стоит! 500-ка - это тоже очень хороший генератор адреналина и в умелых руках на многое способна 😃 Мы по FPV летаем не только в отведенном секторе, под визуальным контролем, а везде. Поэтому для пилотажа у меня 500-ки, а для FPV 450-ка. Вот Вы говорите без разницы что 450, что 800… 😵 - нет не согласен! 800 - это ж по сути зверь! а не вертолет, а если что пойдет не так…? 450 vs. 800 - это тот случай, когда размер имеет значение, сколько бы Вы не пытались уравнять скажем, дикую кошку и льва. Дикая кошка покромсает, но справитесь, а что будете делать со львом? шансов, что называется - нет 😉 так и с вертолетами ИМХО.
Нравятся Вам большие вертолеты - да пожалуйста - это Ваше личное дело! 😉 Каждый для себя сам определяет допустимую степень риска. Если в человека (не дай бог!) врезается 450-ка, то существует вероятность выжить, могут элементарно защитить элементы одежды: пальто, куртка, ремень, рюкзак и т.д. Но если это будет 800-ка, то при прочих равных, не будет никаких шансов. 😦

DVK
robis:

Денис, Вы о чем? кого-то убил 450-й?

Я тоже пока не слышал. Но я вполне допускаю такую возможность. Например, не дай бог, маленький ребенок. Да и взрослого покалечить, обезобразить, без глаз оставить - запросто. Для меня такие последствия точно так же абсолютно недопустимы, как и убить. А следовательно, правила безопасности должны быть ровно те же самые.

Пять баллов!!! 😃 😁 железный аргумент! но не получается без улыбки его читать… если это так, то для пешехода, переходящего дорогу - тоже, чем больше машина, тем безопасней… 😃 к примеру, какую опасность представляет из себя движущийся велосипед, скутер и автомобиль? Что, автомобиль тоже безопасней…? потому, что он большой и страшный?

Да, именно так! Автомобиль большой, громкий и страшный, пешеход его видит и опасается. А вот под бесшумный электроскутер я этим летом сам чуть не попал. Также как пешеходы гораздо охотнее будут перебегать дорогу перед матизом, чем перед МАЗом. Мысль понятная?

😁 Первое, второе и третье представляет опасность, но размеры/вес/скорость уж очень сильно отличаются и поэтому могут причинять абсолютно несопоставимые повреждения людям или их имуществу при столкновении. Дети, - им там нечего делать, вертолеты не игрушка! Место полетов надо выбирать отдаленное.

А какая разница, какие повреждения могут причинить модели, если и те, и другие находятся за гранью допустимого?

Мы по FPV летаем не только в отведенном секторе, под визуальным контролем, а везде.

Да, но тоже под визуальным контролем. Сверху-то тоже всё видно! Да, 480 Вы над дачами гоняли, а я 600 не рискну. Но я и 450 не рискнул бы там гонять. Просто “потому что нельзя” и всё.

Вот Вы говорите без разницы что 450, что 800… 😵 - нет не согласен! 800 - это ж по сути зверь! а не вертолет, а если что пойдет не так…?

Вот видите! Вы это четко осознаете, понимаете и, пилотирую 800, никогда расслабитесь, не полетите над дачами. А что безопаснее, 800, летающая исключительно на безопасном расстоянии от людей или 450, летающая над головами? 😉

сколько бы Вы не пытались уравнять скажем, дикую кошку и льва. Дикая кошка покромсает, но справитесь, а что будете делать со львом? шансов, что называется - нет 😉

А если дикая кошка нападет на ребенка? Или котенка? Поэтому что дикую кошку, что льва следует держать за решетками совершенно одинаковой надежности. При этом, входя в клетку ко льву служитель зоопарка знает об опасности, насторожен и осторожен. А с кошкой он может думать “ай, всего лишь кошка” и быть более расслабленным, менее внимательно проверить запоры и т.п. Мысль понятна?

Каждый для себя сам определяет допустимую степень риска. Если в человека (не дай бог!) врезается 450-ка, то существует вероятность выжить, могут элементарно защитить элементы одежды: пальто, куртка, ремень, рюкзак и т.д. Но если это будет 800-ка, то при прочих равных, не будет никаких шансов. 😦

Да. Поэтому вменяемый пилот 800ки всегда будет в первую очередь думать о том, где как и куда он летит, чтобы не было никаких шансов врезаться в человека, а пилот 450ки (“она же маленькая!”) может вести себя более расслабленно… И, как я уже говорил, 800ка, летающая на безопасном расстоянии мне кажется гораздо более безопасным вертолетом, что близколетящая 250ка.
И для меня поставить человека в ситуацию когда у него “существует вероятность выжить” для меня ровно так же недопустимо, как и убить. И убить котёнка тоже недопустимо.
А про плюсы большого вертолета в разрезе FPV не забываем. Это всё-таки гораздо больше места для разнести взаимомешающее оборудование, больше грузоподъемность повесить больше батарей (в смысле разделить питание силовой, бортовой и видеочастей) для надежности, в общем случае просто бОльшая надежность всей механики (соотношение размеров деталей к допускам/посадкам совсем другое).

robis
DVK:

А следовательно, правила безопасности должны быть ровно те же самые.

Ну вот, опять настрочили… 😃
А Вам не приходило в голову, что большой вертолет способен покалечить не одного, а многих? Вы говорите, что нельзя летать на 450-х, - мол опасно, тогда 800-е совсем обязаны стоять в музее для красоты! 😉
Техника безопасности для всех РУ моделей вертолетов имеет необходимый минимум общих критериев, но эксплуатация сверх-больших вертолетов 800-го класса требуют на порядок большей концентрации внимания в силу несоизмеримо большей опасности для окружающих… короче по новой… 😊
Не считаю возможным/нужным/интересным что-либо еще доказывать, необходимые аргументы я уже приводил, Вы их не понимаете - Ваше право. Меня тоже не убедили. Считаю 800-ку несоизмеримо опасней 450-ки. Если Вы надеетесь по FPV на 800-ке летать на безопасном расстоянии, то ошибаетесь - такого расстояния не существует, почти везде есть люди, машины, постройки, но может Вы найдете… Так много пишите, а еще не разу не летали. Эта тема подразумевает не только рассуждения на тему, но и реальные полеты. А только теоретизировать на около фпвэшные темы - СКУЧНО! 😉

DVK
robis:

Ну вот, опять настрочили… 😃
А Вам не приходило в голову, что большой вертолет способен покалечить не одного, а многих?

Опять 25! Я считаю, что покалечить даже котёнка ровно настолько же (т.е. абсолютно!) недопустимо, как убить многих.

Вы говорите, что нельзя летать на 450-х, - мол опасно, тогда 800-е совсем обязаны стоять в музее для красоты! 😉

Нет, я говорю, что правила безопасности при полётах одинаковы для вертолётов всех размеров. Особенно при FPV полётах, когда высота полёта велика и, соответственно, “радиус поражения” куда может прилететь неуправляемый вертолёт - тоже.

эксплуатация сверх-больших вертолетов 800-го класса требуют на порядок большей концентрации внимания в силу несоизмеримо большей опасности для окружающих…

Да! Именно так. И это хорошо, это правильно. Никакого расслабона, всегда полное соблюдение всех правил безопасности, всегда серьезное отношение к полётам.

Если Вы надеетесь по FPV на 800-ке летать на безопасном расстоянии, то ошибаетесь - такого расстояния не существует, почти везде есть люди, машины, постройки, но может Вы найдете…

Да, с учётом того, что нельзя исключить вероятность глюка электроники, при котором вертолёт полетит самостоятельно куда угодно, т.е. абсолютно безопасным расстоянием следует считать максимальный радиус полёта вертолёта, такое место найти проблематично. И в этой ситуации 800 реально опаснее 450. Но тут уж ничего не поделаешь, риск есть всегда. Увы, поставить на вертолёт систему самоуничтожения, которая в такой ситуации разнесёт его на достаточно мелкие кусочки малореально.

А только теоретизировать на около фпвэшные темы - СКУЧНО! 😉

На этом предлагаю дискуссию закрывать. И, надеюсь, что до практических разговоров на эти темы ни у кого из нас никогда не дойдет.

robis
SAV=:

Вы летаете в уединённых местах, потому Вам наверное не приходилось попадать в ситуации когда при подлёте на посадку Вы обнаруживаете на площадке куда планировали садится толпу зрителей… И что делать? Орать и разгонять их?! А им всё пофиг…

Конечно приходилось, - и с ними бороться бесполезно - бывают пьяные взрослые или дети, короче отвлекают глупыми вопросами, могут чего нидь, ну так вроде не нарошно, ну… провода порвать… вот и подумал да ну их, с ними бороться бесполезно - их много и идут непрерывно, блин… Почему, как Вы думаете, я намеренно выбираю труднодоступное место для взлета-посадки? - а шоб было подальше от зрителей и чтобы избежать ситуаций о которых Вы пишите, потому, что им ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, все по фиг 😦 А ранее, когда базовая станция была еще в добавок обвешена проводами, идущими к очкам и передатчику - это совсем беда…

SAV=:

Почему же… Смогу, и раньше это делал. Вот посадка на лист фанеры 1,2 х 1.2 метра:

SAV=:

Извольте: посадка на колею просёлка шириной с шасси… Выполнял её штатно еще «на заре полётов», несколько лет назад:

Андрей, это Ваше видео я уже видел, хорошее видео - у Вас классическая посадка по глиссаде в большой, открытый сектор, на ровную площадку метра полтора или на дорогу - этакий аэродром в миниатюре 😃 который отлично просматривается на значительном расстоянии. Что в этом сложного? Я описывал задачу с приземлением посреди поля на полоску картона, шириной 20см в пределах неподготовленной площадки 1,5х1,5м и в добавок окруженной высокой растительностью. Посадка возможна только вертикально и исключительно на картон, иначе есть отличный шанс остаться без вертолета:

SAV=:

Если на каждую функцию выделять по каналу, то их точно не хватит…

Это точно, я помню, искал способ сэкономить один канал - в итоге на хвостовую гиру в назе повесил маленькую платку, формирующей импульсы управления (тестер для сервы)

SAV=:

использовать один аналоговый канал, а они у нас все такие.

Только не аналоговый, каналы - цифровые.

SAV=
robis:

Только не аналоговый, каналы - цифровые.

Олег, я не оговорился и ничего не перепутал!😃😉
Речь шла не о сути формирования или представления передаваемого сигнала…
В системах дистанционного (радио) управления всегда были и остаются два основных типа команд:

  1. Дискретная команда: что либо ВКЛ. или ВЫКЛ.
  2. Аналоговая команда: это когда передаются различные уровни управляющего сигнала в диапазоне от -100% до +100% со всеми возможными промежуточными состояниями.
VanRa

Ну вы тут прям настращали! Вертолеты потрошители прям, того и гляди придет судный день и все вертолеты взбесяться и начнут косить всех, потом лететь к розетке, перезаряжаться и снова косить… Это дело каждого как летать и куда, законодательно запретов нет, есть здравый смысл пилота. Авто тоже источник опасности, и не мне говорить сколько тысяч ежегодно гибнут на дорогах, и отказы там тоже бывают. Не надо на одном летальном случае ставить крест на всех классах кроме 450 и мельче.