FPV на вертолетах классической схемы.

robis

Да, ранее там тоже обсуждалось, но есть одна странность… 480 верт, обороты 3000… тоже “ловит эффект задирания носа”… ну и якобы эффект проходит при замене лопастей.
Не знаю насколько можно доверять этой информации. Возникает еще больше противоречивых вопросов.
Не должен верт на 3000 об/мин задирать нос при любой возможной скорости, пусть даже лопасти обычные (не FBL), ну по крайней мере я на 3D вертах такого никогда не встречал.

DaGGeR

Ребят, а почему у Вас FBL не держит заданный угол? По идее FBL должна ж четко держать установленный угол. Реакция вертолета на большой скорости (при пикировании) - да, будет очень острой, но если ее не менять - FBL вообще не должна давать возможности вертолету уходить с заданного угла наклона.

kimu
SAV=:

В крайнем видеоролике это хорошо видно на куске 2:20 – 2:30 и на 7:00 – 7:20.
И это не на минимальных оборотах, а в «среднем» режиме – 1500 об/мин!

На 2:25 скорость больше 150 км/ч, режим работы ротора получился больше 0,39, а для обычных вертолётов критический порядка 0,33-0,35.
Формула простая - скорость полёта/скорость законцовки лопасти, можно заранее прикинуть максимальную скорость для каждых оборотов.

DaGGeR:

FBL вообще не должна давать возможности вертолету уходить с заданного угла наклона.

Это пока хватает расходов и не начался срыв потока с отступающей лопасти. Дальше рулить нечем.
У меня два самолёта по очереди летали под управление Микробиста. При любых манёврах летит как по рельсам, но стоит рулю дойти до упора - камнем вниз пока скорость не наберёт. С вертолётами точно также, только их до срыва довести гораздо сложнее.

SAV=
DaGGeR:

Ребят, а почему у Вас FBL не держит заданный угол?

Владимир, “загадки” все уже “разгаданы”.
…на тех полётных режимах, в которые мы “загоняем” свои вертолёты (при визуальном пилотировании такое невозможно), FBL просто не может, не в состоянии, этого сделать!
Ну, собственно Андрей (kimu) уже все сказал…

Videoru
robis:

На мой взгляд проблему вибраций Вы решили, а те остаточные подергивания вероятно можно убрать подбором оборотов ОР.

Полетал на выходных по фпв, в центре города Сургут, в парковой зоне. Пытался найти оптимальный способ для борьбы с вибрациями в видео, путем повышения и понижения оборотов. Вибрации убрал путем понижения оборотов.

Videoru
robis:

Каков вес камеры с подвесом

Поставил шасси высокие, от Trex-800. В даль шасси установил карбоновую пластину, на карбоновую пластину разместил телеметрию и камеру Gopro, плюс зеркальный фотоаппарат. Вертолет не взвешивал, но тяжелый. Обороты получились 1850. От вибраций, помогает специальный материал ( автомобильный), шума поглощающий, вибропласт называется.

Drozdmsk:

Иван присоединяюсь в к вопросу, озвучьте пожалуйста сетап, можно с фотографиями подвеса

Хорошо, напишу подробно сетап вертолета и собственного подвеса, хотя это и не подвес а просто крепление, которое изготовлено из карбона.

Drozdmsk:

Борьба с вибрациями на камере у меня в самом разгаре

Да тяжело бороться с вибрациями. Нужен хотя бы двух осевой подвес.

На днях смонтирую видео полета в городе, и хочу разместить в данной теме.

SAV=
Drozdmsk:

Борьба с вибрациями на камере у меня в самом разгаре

Videoru:

Да тяжело бороться с вибрациями. Нужен хотя бы двух осевой подвес.

Дима=:

на вибрации с камерой на бензиныче

Что же это получается:): тема видеосъемки, более-менее качественной, без вибраций, «выползла» на первое по актуальности место… Значит больше нет проблем с собственно FPV полётами?!😉
Ну, и я с тем же вожусь😒:

SAV=:

Летал без «Прошки». Её крепление переделывается…

По делу вот что хотел сказать:
Иван, наверное, надо все-же уточнить: подвес (как Вы пишете «хотя бы двухосевой») и вибрации (борьба с ними), - это несколько разные предметы.
Собственно подвес служит для позиционирования, удержания в кадре, предмета съемки при эволюциях ЛА, а вот с высокочастотными вибрациями, кратными оборотам вращения элементов вертолета, он бороться не может и не будет…
Тут только различного рода демпферы (виброразвязки) справятся.
Ковыряюсь в этом направлении…

Videoru
SAV=:

тема видеосъемки, более-менее качественной, без вибраций, «выползла» на первое по актуальности место

Андрей, просто я так понял, что у всех общая проблема с вибрациями видео, может многие и не выкладывают видео, по данной причине!

SAV=:

Значит больше нет проблем с собственно FPV полётами?!

Проблемы есть маленькие, но важные. У меня аппаратура Futaba 8cfg, приемник родной 8-канальный. При полетах заметил странный эффект в управлении. Взлетел, набираю высоту 350-400 метров, отлетаю от домашней точки на 1 км 200 метров, высота 370 метров, теряется сигнал управления, автопилот включает удержание и набор высоты на 10 метров, как поднялся на 10 метров, высота 380 метров, управление появилось. И что это было, помеха? И почему 10 метров набора высоты возвращают управление? Также при дистанции 150 метров от точки старта, высота 320 метров, один раз пропало управление. Надеюсь, что причина полетов в городе, помехи.

SAV=:

Иван, наверное, надо все-же уточнить: подвес (как Вы пишете «хотя бы двухосевой») и вибрации (борьба с ними), - это несколько разные предметы.

Андрей и другие участники, простите! Я написал неправильно. Назвал разработанное мной крепление из карбона, подвесом.

SAV=:

Собственно подвес служит для позиционирования, удержания в кадре, предмета съемки при эволюциях ЛА

Хочу купить 3-осевой подвес, для видео сьемки. Мне понравилось снимать видео.

SAV=:

Тут только различного рода демпферы (виброразвязки) справятся.

Мне помог материал шума поглощающий, автомобильный. Плюс собственная планка карбона. Спрятал камеру от набегающих потоках воздуха лопастей, жесткая фиксация камеры, с кусочком поролона, и подбор оборотов, почти устранил вибрации.

Вот мое видео, Fpv полета в городе. Летать страшно, но привыкаю. Учусь садить вертолет, капотом к себе, в шлеме, пока жесткие немного посадки, и много времени уходит на посадку. Буду рад, отзывам по видео и управления в целом.

Videoru
Drozdmsk:

озвучьте пожалуйста сетап

Сетап вертолета для Fpv:
Trex 600E PRO DFC ( Мотор установлен от 700-ки) Align 750mx.
Fbl: Align 3gx
Автопилот: Align aps gyro lite
Управление: 2.4 GHz, Futaba 8fg super, приемник шёл в комплекте с аппаратурой, 8-канальный с поддержкой S-bus.
Бортовое питание: Li-Fe
Питание двигателя: Lipo 3300
Регулятор: Castle phoenix 80 ампер.
Fpv оборудование:
Наземная станция: Eagle tree ground station
Телеметрия: Eagle tree osd pro.
Передача видео: lawmate 1.2ghz 1000mw
Приемник видео: LawMate RX-1260 1.2GHz 8Ch
Камера для видео сьемки и курсовая: gopro hero 3 black edition
Фотоаппарат: Sony A37

Планирую купить вот такой подвес: helidirect.com/dys-3-axis-smart3-bl-gopro-gimbal-s… ( не реклама), как я понял он уже продается с контроллером, и полный комплект для установки. Андрей, как думаете хороший подвес?

DemidSPb
Videoru:

Хочу купить 3-осевой подвес, для видео сьемки. Мне понравилось снимать видео.

Распространенное заблуждение, что 3-х осевой подвес это супер пупер для видео съемки. Это не так.
Посмотрите на большинство роликов, в том числе серьезных ребят. Все сделано на грамотных пролетах на 2-х осевом подвесе.
Практика, часы налета, вдумчивость и опыт в аэросъемке дадут разительный результат. А 3-х осевой подвес нет.
Зато гемора он привносит дохера: лишний вес, дополнительная борьба с вибрациями, без второго оператора никак, монструозные убирающиеся или вращающиеся шасси и тд.

SAV=
Videoru:

Проблемы есть маленькие, но важные… …теряется сигнал управления… И что это было, помеха?
Также при дистанции 150 метров от точки старта, высота 320 метров, один раз пропало управление. Надеюсь, что причина полетов в городе, помехи. .

Иван, скорее всего, нет, это не помехи.
Это диаграммы антенн и проблемы с ними связанные. И проблемы эти не маленькие…
Чем дальше и выше Вы будете улетать (в особенности над собой, на малом удалении по горизонту), тем сложнее будет обеспечивать «устойчивую и бесперебойную»…
Собственно вот, я тут, как-то зимой, уже разглагольствовал на эту тему…:
rcopen.com/forum/f107/topic232635/2429

Что касается Вашего видео… Да, красиво и весьма стабильно в плане вибраций!
Заметил: есть признаки постобработки, а именно - стабилизации изображения. Если не секрет: чем (какой программой) стабилизировали?
Подозреваю Vegas Pro, в нем есть стабилизация по роллу…😉

kimu
SAV=:

Иван, скорее всего, нет, это не помехи.
Это диаграммы антенн и проблемы с ними связанные.

На расстоянии 300 метров слабо верится в ДН, развечто приёмник в недра вертолёта закопать. Про футабу не знаю, но когда на фрскай купил направленную антенну на ХК, сначала улетел с ней на 1,2 км (крыло), а потом увидел что она светит назад от нарисованной стрелки и в горизонтальной поляризации вместо вертикальной >_<
Как футаба реагирует на видео 1,2 тоже не слышал, но 1 Вт это само по себе не мало.

Videoru
SAV=:

Это диаграммы антенн и проблемы с ними связанные. И проблемы эти не маленькие…

Андрей, простыми словами, я так понимаю что проблема наводок (временная потеря связи ) управления, скорее всего от видео передатчика 1.2, высокой мощности верно? От приемника 2.4 у меня стоят простые тонкие родные антенны, я сделал отверстие в капоте с двух сторон, и перед полетом достаю антены из капота, и получается таким образом уважу антенны от метала, и карбоновой рамы. Получается для борьбы с потеряй управления, требуются бустер на 2.4 2W, и можно смело летать на 5 км. от себя верно?

SAV=:

Заметил: есть признаки постобработки, а именно - стабилизации изображения. Если не секрет: чем (какой программой) стабилизировали?

Да стабилизацию приходится применять, использую сервис на сайте ютуб, но и Vegas Pro, но заметил одно свойство стабилизации, вибрации не убрать, но возможно чуть сгладить, но качество страдает. Сам монтаж выполняю в программе adobe primere pro.

kimu:

Как футаба реагирует на видео 1,2 тоже не слышал, но 1 Вт это само по себе не мало.

Говорят реагируют. И советуют покупать бустера.

robis
SAV=:

Что же это получается: тема видеосъемки, более-менее качественной, без вибраций, «выползла» на первое по актуальности место…

Видимо это действительно так. Что такое полет по ФПВ? - во первых это удовольствие и во вторых полет с видом от первого лица. От качества картинки зависит многое, если не все… А какое может быть при этом удовольствие от тряски курсовой камеры? Пусть вертолет там супер-пупер классно летает, управляется, имеет отличный видеолинк, хорошую камеру, надежный канал управления, но при этом камеру трясет. Все теряет смысл если этот проблема не решена. Поэтому не удивительно, что вопрос всплыл…
Андрей, мне кажется, то, что у Вас нет проблем с тряской камер - это скорее не типичный случай. Это конечно замечательно, что Ваши камеры закреплены жестко, без виброразвязки - это так сказать идеальный случай. У меня так не получается, как наверное и у большинства. Но, к сожалению вибрации в той или иной степени проявляются почти всегда. Для меня это действительно единственная актуальная проблема при полетах, все остальное решаемо технически или приходит с опытом. Считаю, что если пилот вертолета смог приблизится к отметке в 5км, то все основные FPV проблемы более или менее решены.

SAV=:

Значит больше нет проблем с собственно FPV полётами?!
Ну, и я с тем же вожусь:

Тут можно сказать - нет предела совершенству! 😉
Андрей, то, что Вы улучшаете параметры FPV оборудования - это нормально (модернизация привода наземки, две курсовые камеры, доработка OSD…), но это больше косметика или работа, приносящая моральное удовлетворение от ее результатов… По-моему Вы замечательно летали по FPV 😃 и без всех этих доработок… или нет? 😉

Videoru:

Вот мое видео, Fpv полета в городе. Летать страшно, но привыкаю.

Иван, поздравляю с удачными полетами! 😃
Особо порадовало, что решили проблемы тряски камер и уверенно летаете на APS 😃

robis
Videoru:

я так понимаю что проблема наводок (временная потеря связи ) управления, скорее всего от видео передатчика 1.2, высокой мощности верно?

Иван, у Вас большой вертолет, а значит больше возможностей для размещения антенн. Лучше разнести максимально антенны друг от друга, ну “поиграть” с частотами видеолинка для уменьшения влияния. Бывает, что какой либо один канал сильно “душит” управление при большом удалении от модели (> 1км.)

Videoru:

Говорят реагируют. И советуют покупать бустера.

Можно и бустера… но еще есть вариант хоть и дороже, но лучше - поставит LRS на 433МГц. Показатель дальность/надежность повыше будет.

Videoru

Спасибо, почитаю про LRS. Да я тоже думаю что нужно еще попробовать антенны разместить подальше друг от друга. В лавмэйт использую 3 канал, играть с каналами страшно по причине Gps автопилота. Aps в полетах не использую, скорость маленькая, да и воздушным шаром становится вертолет, мне не понравился полет со стабилизацией.

SAV=
Andy08:

Сделал первый самостоятельный вылет. Результат закономерен.

Андрей, ну нафиг такие закономерности!😢
И сочувствую…, и поздравляю!
Андрей, если не лениво будет, опишите пожалуйста события, ощущения, это будет полезно другим начинающим…
__________________________

Videoru:

Получается для борьбы с потеряй управления, требуются бустер на 2.4 2W, и можно смело летать на 5 км. от себя верно?

Да, Иван, это так.
Это простое (и что немаловажно не дорогое) решение, если его дополнить еще и направленной антенной на земле, позволяет уверенно летать не только на 5 но и на 10 км.
Предлагаемая Олегом LRS, - решение совсем идеальное, но с ним возни несколько больше…

robis:

Вы улучшаете параметры FPV оборудования - это нормально (модернизация привода наземки, две курсовые камеры, доработка OSD…), но это больше косметика или работа, приносящая моральное удовлетворение от ее результатов… По-моему Вы замечательно летали по FPV и без всех этих доработок… или нет?

Нет, Олег, не соглашусь.
Да, я летал, когда-то без телеметрии, и без наземки, и с одной курсовой камерой… Но это, как сейчас понимаю, было ужасающе дискомфортно.
Так что доработки, которые Вы называете «косметикой» вовсе токовыми не являются. Все эти «мелочи» позволяют упростить, облегчить, пилотирование в различных ситуациях.
Например, сейчас я с ужасом вспоминаю взлёт в очках только с нижней камерой, фактически вслепую, когда видна только трава перед объективом…, или на днях, попытка посадки при помощи верхней курсовой вызвала почти такую же жесткую посадку как на крайнем видео Ивана, - просто потому что при этом ракурсе обзора плохо «читается» расстояние до земли…

robis:

Андрей, мне кажется, то, что у Вас нет проблем с тряской камер - это скорее не типичный случай. Это конечно замечательно, что Ваши камеры закреплены жестко, без виброразвязки - это так сказать идеальный случай.

Ну, Олег, «нетипичный случай» ведь не случайность…😉
У меня тоже не сразу удачно закрепились камеры, тут как оказалось необходимо соблюдение нескольких «правил»:

  1. Тщательная балансировка роторов вертолета (прежде чем бороться с вибрациями, желательно максимально устранить их в носителе).
  2. Камеры должны крепиться максимально близко к центру масс вертолёта, именно там амплитуды и угловые скорости вибраций минимальны (у меня буквально в 3-х см. от продольной оси вала ОР).
  3. И наконец, сами крепления должны быть действительно жесткими во всех возможных плоскостях вибраций (прежде всего поперечной для вертолёта, ибо по продольной его практически не трясёт). А с учетом «консольной сущности» креплений они должны крепить саму камеру близко уже к её центру масс, дабы избежать возможных резонансов работающих на скручивание крепления…

Конечно с «панорамной» камерой всё сложнее. Прежде всего, потому что она значительно тяжелее курсовых.
Моё старое крепление совершенно правильно соблюдало лишь 2-й пункт. И тем не менее результаты были не совсем отвратительные… В общем, неплохие были результаты.😊
Ну, а моё желание в новом креплении убрать из кадра фюзеляж, напрочь перечеркивает вообще всю идеологию жестких креплений. Мне лишь остается уходить в «область виброразвязок»…😒
В силе осталось еще одно моё пожелание – крепление и сама камера должны быть легкосъемными…
В качестве несущего элемента планера вертолёта выбор пал, на пожалуй единственный (при таких требованиях) доступный элемент, - шасси и их стойки…
Практическая конструкция постепенно формируется, по ходу изготовления изменяется, совершенствуется…
Сейчас это «чудо» имеет такой вид:

Andy08
SAV=:

Андрей, если не лениво будет, опишите пожалуйста события, ощущения, это будет полезно другим начинающим…

Ну, для первого вылета наверное нормальная закономерность.😃 Да, еще летал как обычно в одиночку, некому было подсказать. Жаль, что с видосом накосячил, самому было бы интересно разбор полетов провести.
А, ощущения конечно интересные.😃
Сначала размялся 4-мя паками на своей боевой 550-ке. Погода зашибись, ветерок около 3м/с, сам бог велел. Собрал все до кучи, подключился, дождался нормального контакта GPS. Сначала решил так по-борзому взлететь в очках. Поелозил десяток секунд по земле, чувствую, что совсем ничего не понимаю.

SAV=:

взлёт в очках только с нижней камерой, фактически вслепую, когда видна только трава перед объективом

Снял очки, взлетел метров на 7-8 и одел очки (Фу-бар нормально держит, можно секунд на 5 стики бросить). Ё маё, куда я попал?😃 Нихрена не понятно. Ощущений связи с реальностью - ноль. Где я? Вперился в центр изображения, пытаюсь сориентироваться на местности. Только секунд через 15-20 дошло, что есть показометр от ОСД и, что верт летает с правым креном. Давай маленько поправляться. Расстояние до объектов и высота не ощущается совсем, качает как волна на море. Через минутку болтания вроде малость освоился, но внимание распределить по приборам и окрестностям не получается. Постоянно проваливаюсь по высоте, пару раз от самой земли резкой дачей шага выдернул. Потом начало “укачивать”, мозг “поплыл”, как пелена какая-то наваливается на розум. Чую, что пора садиться иначе совсем зарулюсь. Близко к себе не рискую подлететь, решил садиться как есть, ОСД показывало 50 м от хома, прогуляюсь. Все бы ничего, но снова не посмотрел на показометры приборов, а зря. Понимаю, что в очках не сяду. Снимаю очки и вижу, что высота всего около метра. Посмотрел бы сразу приборы, все бы было хорошо, поднялся повыше и… Ну, естественно, среагировать на изменившуюся обстановку уже не успел. В результате резкий крен влево и верт просто воткнулся лопастью в землю, даже холд не успел дернуть.
Т.ч. вывод простой: - не забывайте про приборы.😃 А, вообще здорово. Отремонтируюсь и снова в бой.😃