MSHeli Protos 500
В этой статье было решено несколько систематизировать информацию об этом замечательном вертолёте.
Ссылки на отечественные сайты приводиться не будут во избежание обвинений в рекламе.
Комплектация
Классической для данного вертолёта является набор:
- Тушка - бывает пластмассовая, карбоновая и из стекловолокна;
- Регулятор - как правило немецкий YGE (достаточен и по мощности, и по качеству работы гувернёра);
- Мотор - в первых версиях шли какие то свои моторы, сейчас поставляется Scorpion 880 (специально разработаный для Protos-а);
- Лопасти - SAB, для варианта “из коробки” весьма неплохой вариант.
Как любой современный вертолёт, Protos имеет две модификации с серво осью и без. Оба варианта поставляются самим производителем, без необходимости приобретения модификаций от третих лиц.
Приобретая сегодня Protos стоит понимать, что вертолёт будет выглядеть так:
Если вам больше нравится первый вариант капота, то можно заказать его отдельно.
Дополнительно хочется отметить весьма продуманный дизайн конструкции, а так-же острую необходимость консультаций с руководством при сборке.
Доработки (upgrades)
В целом доработки можно разделить на две большие категории: добавляющие функциональность (улучшающие характеристики) и увеличивающие надёжность.
К первым можно отнести Stretch kit (англ. Набор удлиннитель) - он состоит из удлинённой хвостовой балки, лопастей и приводнОго ремня.
Смотреть тут.
Дополнительно, есть возможность усовершенствования силовой установки заменой электродвигателя. Существует масса различных вариаций, от: Scorpion, Z-Power, Kontronik, Pletenberg, Hyperion и прочие.
Существует ряд лопастей “прижившихся” на этом вертолёте:
- SAB - бывают чёрно-белые и красно белые, по сути - одни и те же лопасти, только разного цвета;
- EDGE - по дизайну визуально похожи на лопасти от Align, существуют модификации для вертолётов с сервоосью и без;
- BBT - лопасти ориентированные на полёты с большими углами атаки, хорошо подходят для 3D;
Ко вторым относится множество различных металлических доработок, таких как: держатель хвостовой сервы, элементы крепления сервомашинок, элементы автомата перекоса, ролики и многое другое.
Смотреть тут.
Так-же, существуют весьма неплохие доработки от азиатских магазинов, такие как: цельнометаллический корпус хвоста (весьма актуальная доработка).
Смотреть тут.
В целом, это вертолёт который приятно держать в руках и которым приятно управлять, однако до приобретения данного вертолёта лучше попрактиковаться на модели попроще.
Если бы я искал аналог Ferrari среди вертолётов, то это был бы именно он.
Удачных полётов.
Итак, продолжим.
Вот так, вертолёт летает в штатной коплектации, без установки каких-либо дополнительных усовершенствований. Рекомендую обратить внимание на черезвычайно высокую производительность хвоста и вследствие этого - большую скорость пируэта.
/!\ Важное замечание! Для зимних полётов на этом вертолёте рекомендую установить следующий набор усовершенстований:
- Металлический держатель хвостовой сервы;
- Металлический tail case (корпус привода хвоста);
- Отбалансировать хвостовые лопасти (само собой разумеется, что основные тоже должны быть отбалансированы);
- Проверить тарелку перекоса на “кривость”, многие пишут, что бывает кривая.
Список рекомендуемых сервоприводов приведён ниже:
MSH Protos (500-class) Список серв для автомата перекоса.
==========================================
kgfly, 29 Apr 2009
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
Произв. Модель Тип Вес(г) Скор. Момент В Д Ш (мм) БКС$
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
Align DS510 DP? 25.9 0.13 3.7 29.2 35 15 45
DS520 DP? 25.9 0.09 1.9 29.2 35 15 45
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
Futaba S9257 DP2 26 0.08 2.0 28.6 35.5 15 65
S9650 DP2 26 0.14 3.6 28.6 35.5 15 55
S3155 DP2 18 0.15 1.5 29 30 11 29
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
HiTec HS-81MG AM0 19.6 0.12 2.3 30 30 12 22
HS-82MG AM0 19 0.11 2.6 30 30 12 22
HS-85MG AM1 22.3 0.16 3.0 30 29 13 31
HS-5085MG DM2 21.9 0.17 3.6 30 29 13 47
HS-5245MG DM2 32 0.15 4.4 32 31 17 45
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
Hyperion DS12ACB DP1 16.9 0.16 2.6 26.0 29.5 12 35
DS13ACB DP1 17.9 0.16 2.6 27.6 29.5 13 45
DS13TCB DP1 17.9 0.20 3.6 27.6 29.5 13 52
DS13TMB DP1 19.2 0.20 3.6 27.6 29.5 13 52
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
InoLabs HG-D251MG DM1 24.4 0.15 4.8 33.3 31.5 13.0 65
HG-D260HB DP1 16.9 0.12 2.4 31.5 30.0 13.0 51
HG-D260MG DM1 20.6 0.16 3.4 31.5 30.0 13.0 58
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
JR Z3650 DM2 29.5 0.09 3.0 25.9 33.0 14.7 75
DS3400G DP2 29 0.11 3.7 25.9 33.0 14.7 75
DS3405 DP2 30 0.13 2.8 26.5 33.0 15.0 £50
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
MKS DS9660 DM2 35 0.12 3.8 28.6 35.5 15 50
DS9670 DM2 28 0.09 2.2 28.6 35.5 15 50
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
SJM SDG-502MG DM1 21.6 0.16 2.7 31.5 30.0 13.0 40
-------- --------- --- ----- ----- ------ ---- ---- ------- ----
Notes:
a) Скорость и момент указаны для 4.8V
b) "Тип" = Цифра/Аналог (D/A), Пластиковые/железные шестерни (D/P), число подшипников (0/1/2)
Opinions
========
Автором рекомендуются следующие сервы:
----------------------------------- ---------------- ----------------------
Priorities Servo g s USD$
----------------------------------- ---------------- ----------------------
weight + performance + price Hyperion DS13ACB 18 0.16 2.6 45
price + performance + weight Align DS510 26 0.13 3.7 45
MG + price + performance MKS 9660 35 0.12 3.8 50
----------------------------------- ---------------- ----------------------
speed + price Align DS520 26 0.09 1.9 45
speed + MG + price MKS 9670 28 0.09 2.2 50
----------------------------------- ---------------- ----------------------
По поводу зимних полетов на протосе. Должен заметить, что пластик, из которого сделаны линки на хвосте и на тарелке хитро реагирует на холод. Он, сволочь, сильно сжимается 😃 На морозе все соединения с линками на протосе очень туго ходят. Надо иметь это в виду. При этом пластиковые линки от других вертов (у меня есть еще лого400, сравнивал с ним) ведут себя нормально и не стопорят подвижные соединения. Так же на морозе ослабевает ремень. Надо перед зимними полетами подтягивать ремешок. Как минимум обязательно проверять натяжение. Протос к правильному натяжению ремня очень требователен, это вам не элайн 😃
Теперь пару слов о хвосте.
Как на любом вертолёте за хвост отвечает связка “серва-гироскоп”.
В последнее время стандартом “де факто” стали гироскопы Spartan (760, Quark). Подробно останавливаться на описании данных гироскопов не буду, скажу только, что гироскоп весьма прост в установке/настройке и не требует обязательных глубоких знаний гироскопов. “Воткнул и полетело”.
Хвостовая сервомашинка - очень важная часть любого вертолёта. Из опыта могу сказать, что на Protos предпочитают ставить Futaba BLS251.
альтернативно можно поставить MKS BLS980
которая является прямым конкурентом BLS251.
Конечно, выбор хвостовых серв этим не ограничивается, но эти самые надёжные/распостранённые.
/!\ ВНИМАНИЕ! Следует учитывать, что BLS251 работает только с напряжением 4.8В. Если по каким либо причинам вы хотите собрать систему работающую от напряжения 6В, стоит установить stepdown (устройство понижающее напряжение с 6В до 4.8В) перед сервой/гироскопом.
Совершенно недавно MSHeli выпустили новую “дизайнерскую” линейку капототов для Protos 500.
Довольно слабый конкурент классической версии, но любителям разнообразия возможно понравятся. Несомненным плюсом является то, что исопльзованы яркие цвета засчёт чего вертолёт очень хорошо видно.
Потрясяюще недавно )) почти полгода прошло с момента появления эти кабинок =)
А плюс этих канопи - в их весе - они не стеклопластиковые )), но как совершенно правильно заметил Детонатор - с таким канопи верт похож на китайский кросовок ) (ИМХО - лучшая - это первая - классическая раскраска ))
Теперь по поводу эффективности хвоста - у протоса угол хвостовых лопастей - огромный по сравнению с большинством вертолётов, а скорость вращения - так это настройки гироскопа ))
Из зимних грейдов достаточно держателя хвостового серво - остальное нормально живёт. Лопасти на хвосте ВСЕГДА - а не только зимой должны быть идеальны. Если на хвосте вибрации - то вклейте вал на циакрин или локтайт(к подшипникам ессно) со слов Детонатора циакрин лучше - ибо после нагрева снимается отлично.
Гироскоп - тут я соглашусь - хотя 520 футаба отлично летит из коробки, и связка с 251 сервой пашет отлично уже год ))
Линки чтоб нормально крутились - смазать тефлоновой смазкой - отлично летает при отрицательных температурах ) Силиконовая тоже подойдёт.
Поставил на хвост сегодня вместо футабы S9256 шустрячую MKS BLS980. На лого 400 такая же блска уже стоит, держит хвост намертво. Посмотрим что на протосе будет…
/!\ ВНИМАНИЕ! Следует учитывать, что BLS251 работает только с напряжением 4.8В. Если по каким либо причинам вы хотите собрать систему работающую от напряжения 6В, стоит установить stepdown (устройство понижающее напряжение с 6В до 4.8В) перед сервой/гироскопом.
Захар, Вы чуть-чуть ошибаетесь. BLS 251 нормально кушает 6 вольт.
Порекомендую очень удобную сводную табличку от Robbe по футабовским сервам:
cms.robbe.com/…/Technische_Daten_Servos_2010.pdf
Игорь интересно а если её запитать от 6,3 вольта она не ёкнется.Это я говорю про прямое питание от лифе?Я понимаю что на партосе лифе ни к чему,я так чисто из интереса:)
Алексей, если она нормально ест 6 вольт, то , я думаю, и 6.3 скушает.
…тем более, что 6.3 всё равно не будет в результате…
Захар, Вы чуть-чуть ошибаетесь. BLS 251 нормально кушает 6 вольт.
На сайте футабы 4.8 только в поддерживаемых стоит, вот я и подумал, что это продолжение Футабовской моды на 4.8Вольтовые хвостовые сервы. Вообще, кто-то говорил, что работа на повышенном напряжении может повлиять только на срок службы.
Да, чуть не забыл, весьма важная доработка: токопроводящий держатель хвостовой балки.
В силу того, что ремень при движении внутри хвостовой балки генерирует весьма значительное статическое электричество, которое в свою очередь выводит из сторя электронику и механику (т.е. конечно, напрямую механике от статики ничего не становится, но если “пробивает” машинки или гироскоп, то в результате всё равно пострадает механика 😃 ). Для борбы с этим паразитным явлением используется заземление, т.е. все “железки”* вертолёта связываются единым проводом и подключаются на “минус” регулятора/силовой батареи.
* - в силу того, что карбон проводит электричество, его тоже стоит считать “железкой” 😃
Это не цветные капоты, а для самостоятельной покраски.
Поставляется с неокрашенными окнами которые на рисунке показаны разными цветами.
В окрашенном виде данный капот бывает только оранжевого цвета.
По поводу зимних полетов и держалок хвостовых серво.
Вот уже полгода, как в киты и в запчасти поставляется данная деталь в усиленном виде .
Поэтому сегодня ничего менять не надо и металлический абгрейд имеет чисто эстетическое назначение.
Поэтому сегодня ничего менять не надо и металлический абгрейд имеет чисто эстетическое назначение.
А можно изображение усиленной детали? Хотелось бы понять: которая у меня стоит?
А можно изображение усиленной детали? Хотелось бы понять: которая у меня стоит?
Это старого образца
Сравнивайте со своей.
Нового в сети не нашел, а вертолет не под рукой.
На новой детальке та часть в которую заворачиваются винты продлена и плавно переходит в кольцо, которое крепится на балке.
Люминь +100 к карме вертолета 😃
Люминь +100 к карме вертолета
Тогда очевидно у меня самый кармовый верт )