Вопросы и Ответы по подбору комплектующих для коптеров

ADF
ssilk:

Вы уже третий за последнее время, кто говорит про мало каналов… Я у всех спрашиваю сколько надо и для чего, внятного ответа не получил…

Хочу чуть-чуть развить данную мысль для начинающих, перейдя к характеристикам передатчика в целом:

Вот начинающие выбирают себе аппаратуру по числу каналов и по функционалу, при этом норовят взять модель подешевле. Но в реальности первостепенную важность аппаратуры играют вовсе не эти характеристики!

Разберем основные заблуждения:

Заблуждение 1: Число каналов (“чем больше, тем лучше”)
Посчитаем конкретно, сколько же надо каналов для управления коптером? Непосредственно управление коптером использует 5 каналов: тангаж, крен, курс, газ, переключатель режимов работы мозга. Коптер с камерой использует на 1-2 канала больше: либо пан+тилт на двух дополнительных каналах (5+2 = 7 каналов), либо 6 канал переключает управление с одного из джойстиков (крен+тангаж, либо газ+курс) на управление углами камерой (5+1 = 6 каналов).
Безусловно, всегда можно придумать, какие функции повесить на дополнительные 100500 каналов (сброс бомб, пуск ракет, самоуничтожение) - но в реальной эксплуатации коптера они не являются сколь-нибудь важными. Полноценная система управления мультикоптером гарантированно умещается в 7 каналов.

Заблуждение 2: гибкость настроек аппаратуры, удобство навигации в меню, простота настроек, возможность перепрошивки и т.д.
Суровая правда в том, что под конкретную модель аппаратура настраивается один раз, и делается это неспеша, ДО полета. Во время полета, да и вообще в дальнейшей эксплуатации совместно с выбраной моделью, нужды лезть в настройки и менбшки не возникает вовсе - т.е. удобство настроек аппаратуры никакого значения не имеет. При этом важно отметить, что даже функционал средненьких, но современных аппаратур, с избытком перекрывает все эротичские фантазии по настройке всех существующих (а также многих не существующих) летательных, плавательных, ездетельных или телепортирующихся аппаратов. Исключение составляют лишь самые простые (самые младшие в линейках) аппаратуры или сильно устаревшие аппаратуры. Необходимый-же функционал, достаточный для управления коптером, был в среднепаршивых аппаратурах еще аж 10 (десять) лет назад.

Что же на самом деле важно в аппаратуре?

  1. Внешняя отделка передатчика, эргономика и его эксплуатационные особенности.
    Хотя многие современые аппаратуры в целом очень похожи внешне, все же бывают особенности внешнего исполнения, которые лично вам будут не по рукам. Бывают передатчики, приспособленные для двухпальцевого удержания стиков (как правило, имеют большой плосский сверху корпус, типичные представители graupner mc-XX, spectrum dx10 и еще ряд) - если же вы пилотируете однопальцевым методом, такие передатчики будут неудобны, если вообще пригодны.
    У разных передатчиков разное качество исполнения корпуса. При схожем внешнем виде, дешевая китайская аппаратура в руках, нередко, ощущается тонкостенной пластмассовой погремушкой, да еще и к тому-же легкой. Такой корпус и треснуть может невзначай.
    Качество органов управлени: у дешевых аппаратур джойстики со временем могут начать люфтить, что недопустимо. Это очень сильно влияет на точность управления и безопасность полетов.
    Передатчики по-разному расходуют батарею: некоторые работают с одной зарядки лишь час, другие - способны проработать с одной зарядки больше суток.

  2. Надежность.
    Пожалуй, самая главная характеристика аппаратуры. И самая “невидимая”. Конечно, некоторую степень надежности обеспечивают даже китайцы. Поэтому на первый взгляд или взгляд со стороны может показаться, что разницы между китайчатиной и брэндом нет. На самом деле это не так. Статистика по отказам есть, и отказы эти очень неприятные! Особенно учитывая, что цена коптера почти всегда превышает стоимость передатчика (даже в случае хороих брэндовых аппаратур). Согласны ли вы, чтобы из-за отказа 100-баксовой турниджи об землю упало 1200 баксов коптера со всей его начинкой?!

alexeykozin

со многим нельзя несогласиться,
что касается надежности - дорогая санва отказывала изза того что оборвался провод управления рулем направления. при этом пошел завал по каналу питча.
дорогой спектрум дх 8 при наличии на борту видеопередатчика (пробовали много разных и 1.2 и 5.8) случаются отказы уже при 300м удаления, реакция на пропажу сигнала несколько замедленна перед тем как сработает фаилсэйв иногда происходит период “замирания”. гарантированный радиус действия метров 600, дальше вероятен риск дропов
сильно крутые аппы типа граупнер мы так и не пробовали - решили пойти другим путем, взять по отдельной аппе под каждую модель, но дешевой без всяких настроек.
поскольку современным аппаратам под контролем автопилотов ненужны экспоненты и регулировка раходов в поле - самой популярной моделью аппаратуры в нашей тусовке является хоббикинг 6 каналов. радиус действия без дропов километр.
есть гипотеза что производители дорогих аппаратур строго выполняют требования к излучающим устройствам в плане ограничения мощности и процента времени работы передатчика, китайские же турнинги и хк лупят сколько может чип передатчика

Shuricus
ADF:

Полноценная система управления мультикоптером гарантированно умещается в 7 каналов.

Ерунда. Неполноценная.

На нормальном коптере будет 5 каналов + один или два на крутилки регулировки пидов. Уже семь.
Канал тильт.
Пищалка.
Огни.
Ретракты.

Итого 11.

Если у вас нет огней или ретрактов, это не значит, что у вас полноценный коптер. Скорее наоборот.

ADF:

Статистика по отказам есть, и отказы эти очень неприятные! Особенно учитывая, что цена коптера почти всегда превышает стоимость передатчика (даже в случае хороих брэндовых аппаратур). Согласны ли вы, чтобы из-за отказа 100-баксовой турниджи об землю упало 1200 баксов коптера со всей его начинкой?!

Тоже ерунда. Где эта статистика? Покажите?

Коптер новичка стоит в районе 300 баксов, и Терниджи для него самое то. Если в течении недели не сломалась - будет работать вечно.
А для аппаратов подороже можно купить Таранис, он ничем не уступает брендам, но стоит гораздо дешевле.

lukacher

а как же 12 кнопка? Для выброса парашюта ???

schs
PavelMinsk:

а какие минусы у этой частоты кроме того что может мешать работе другим частотам (На сколько я понял из написанного людьми выше это фильтром гасится). Почему большая часть летает на 5.8 если 1.2 так хорош и дешевле?

Минусы - больший размер и масса антенн.
С чего Вы взяли что большинство летает на 5.8 я не знаю. У меня, например, на 5.8 только один самолёт, для полётов в пределах километра-двух.
Приёмопередатчики на 5.8 в широкой продаже появились совсем недавно.

PavelMinsk:

а как понять какие подойдут, вроде же 5.8 на всех написано

В сообщении Вы привели ссылку на передатчик на 1.2GHz и ссылку на антенны на 5.8GHz. Друг к другу они не подойдут.
На передатчиках\приёмниках и антеннах бывают разные разъёмы - мама\папа - это тоже стоит учитывать при покупке не в комплекте.

PavelMinsk:

ну да, в хозяйстве у всех должен быть

Если планируется FPV всерьёз и надолго - стоит подумать, можно рассчитывать радиолинки с более-менее приемлемой погрешностью, а не “как получится”.

alexeykozin

честно говоря я не являюсь знатоком современных протоколов передачи данных используемых в современных приемо-передатчиках,
возможно количество каналов ограничивают исходя из необходимости обеспечить их быстроту и точность

к примеру разрабатывая собственную аппу каналов можно сделать сколь угодно много
но тут нюанс любой канал передачи данных конечен и приходится выбирать пропорции
точности позиционирования
надежности передачи
допустимой задержки
количества каналов

с точки зрения пилотирования нужно 4 канала, они должны быть точными, быстрыми и надежными.
для остальных нужд может быть хоть десятки каналов,
тоесть озвучим такое разделение “быстрые” и “медленные каналы”
данные быстрых каналов должны передаваться в каждом периоде передачи данных, данные медленных порциями в каждом периоде.
мои сомнения в том что это гдето реализовано

Shuricus
alexeykozin:

поскольку современным аппаратам под контролем автопилотов ненужны экспоненты и регулировка раходов в поле - самой популярной моделью аппаратуры в нашей тусовке является хоббикинг 6 каналов.

Летать на Назе без экспонент - это странно. А в Назе они настраиваются только в пульте. И потом 6-ть каналов это совсем для игрушек. Не видел ни одного человека с такой аппаратурой, если честно.
Да и еще массу удобств предоставляет нормальный пульт. Мне кажется убогие пульты, это такая же крайность как и дорогие бренды. Должна быть золотая середина.

schs
ssilk:

Я у всех спрашиваю сколько надо и для чего, внятного ответа не получил… Есть у меня и 10 и 14 каналов, я не смог использовать больше семи, что я делаю не так? Может Вы ответите?

За себя - могу, что другим нужно - мне неведомо 😃
4 - понятно.
2 - на режимы автопилота(можно обойтись одним, но неудобно.)
2 - pan\tilt курсовой камеры
Всё - каналы на “обычной аппаратуре” закончились. Но хочется большего.
1 - zoom на курсовую камеру
2 - pan\tilt пишущей камеры
1 - управление светом
1 - видеопереключатель камер - курсовая\пишущая.
2 - управление повороткой, на которой стоят наземные антенны(второй пульт не хочется, удобнее с одного, для подстройки антенн при дальних полётах.

вот и 15 каналов набралось.

Shuricus
alexeykozin:

с точки зрения пилотирования нужно 4 канала, они должны быть точными, быстрыми и надежными.

Как оказалось на практике моего достаточно экстремального пилотирования - это не совсем так.
Обычная ЛРС 433 + Терниджи с достаточно низким разрешением и большими задержками позволяют прекрасно летать на большой скорости между деревьев.
А для полетов большинства - этого и так будет с избытком!

alexeykozin

для систем для художественной аэрофотосъемки имхо лучше два пульта поставить
один у пилота второй у оператора.
в любом случае проф. съемкой занимается не один человек а команда от 3 человек и более…

Shuricus
schs:

1 - видеопереключатель камер - курсовая\пишущая.

+100

Забыл - это обязательный канал, для коптеров с подвесом!

Так что тезис, чем больше каналов - тем лучше, совершенно правильный!

schs
alexeykozin:

мои сомнения в том что это гдето реализовано

У Байчи, в расширенном Экспертовском протоколе.

alexeykozin
Shuricus:

о низким разрешением и большими задержками позволяют прекрасно летать на большой скорости между деревьев.
А для полетов большинства - так и этого будет с избытком!

мастер! )
с полетным контроллером как правило и ненужны ни экспоненты ни точность, это для товарищей по цеху кто акробатикой занимается на безмозглых леталках

Shuricus

Спасибо Алексей, но опять же - на этом видео, без очень серьезных настроек экспонент и расходов в пульте, управлять аппаратом было практически невозможно. Во многих контроллерах экспонент нет, а главное мне часто нужны двойные расходы, в зависимости от стиля пилотирования.

ADF
Shuricus:

Ерунда. Неполноценная.

На нормальном коптере будет 5 каналов + один или два на крутилки регулировки пидов. Уже семь.
Канал тильт.
Пищалка.
Огни.
Ретракты.

Итого…

То, что вы описываете - результат неправильного построения системы и оверинженеринга!

Начну с конца: во-первых нельзя делать слишком много каналов управления - потому, что больше ~пяти человек в фокусе внимания не держит все равно, все это больше мешает пилотированию, а не облегчает его.

Теперь по пунктам:
ПИДы настраиваются заранее в процессе подготовки и облета аппарата, а не висят постоянно на крутилках. Крутить их в каждом полете - это что, форма онанизма? 😁
Пищалка включается по таймеру: 20-30 минут после подачи питания, ей не нуен отдельный канал;
Переключаемые огни - опциональная свистелка-перделка, а не важная функция;
Ретракты объединяются с полетным режимом (микшером в аппе или на борту) - выпускаются при активации ручного.

Shuricus:

Тоже ерунда. Где эта статистика? Покажите?

Ой, простите, вам забыли скинуть.
У вас турнига? Летайте-летайте, не переживайте и не беспокойтесь 😃

ssilk
Shuricus:

Ерунда. Неполноценная.

То есть если я не вожу на коптере камеру, я занимаюсь неполноценным хобби? )))
По этой же причине мне не нужны ретракты и пан/тилт, да и пиды я кручу раз или два за жизнь коптера, ну, максимум, при смене пропов на другой размер… Да, огни у меня есть, но включаются и регулируются на борту, зачем для этого аппа?

Shuricus:

это не значит, что у вас полноценный коптер

😦

schs:

1 - zoom на курсовую камеру

Ну, это уже снобизм…) Чтобы кустики поближе разглядывать чтоли? )))

schs:

2 - pan\tilt курсовой камеры

А зачем они на курсовой камере…?
У меня режимы автопилота одним переключаются… Да и кой чего еще я могу совместить в одном канале…

Shuricus

Просто у нас разные представления о значении слова полноценный. А так все правильно.
Или скажем иначе - полноценный коптер для сьемки.

То, что на акро коптере можно летать и на четырех каналах, вообщем-то очевидно.

ADF
Shuricus:

Просто у нас разные представления о значении слова полноценный.

Ага - навернуть на коптер кучу функций, при этом вместо мзга стоит наза - чтобы не возиться со сложной настройкой. 😆

Угадал?

Shuricus
ADF:

Теперь по пунктам:
ПИДы настраиваются заранее в процессе подготовки и облета аппарата, а не висят постоянно на крутилках. Крутить их в каждом полете - это что, форма онанизма?
Пищалка включается по таймеру: 20-30 минут после подачи питания, ей не нуен отдельный канал;
Переключаемые огни - опциональная свистелка-перделка, а не важная функция;
Ретракты объединяются с полетным режимом (микшером в аппе или на борту) - выпускаются при активации ручного.

По пунктам отвечаю:

  1. Пиды настраиваются редко, но перетыкать каналы для этого не удобно. Да и другие функции можно туда завести, в виде Автотрима, автотюна и т.д. Т.е. они вообще не лишние.
  2. Пищалка по таймеру? Нонсенс? Пищалка нужна для поиска в траве. И только когда мне нужно слышать этот звук, а не случайным прохожим.
  3. Взлетать или садится в руном режиме - опять нонсенс?

Не турнига, а Тёрниджи. Учитесь читать правильно.
Уже как три года не беспокоюсь - вы тоже не переживайте.

schs
ssilk:

А зачем они на курсовой камере…?

Чтобы не изменяя траектории и скорости полёта посмотреть куда либо в сторону.

Сергей я не уговариваю Вас что Вам без этого не прожить!
Я лишь излагаю что хочу я. Вам нужно другое, вот и всё. Называть как мой вариант оверинженерингом, так и Ваш ущербным - неправильно, всего лишь разная постановка задач и разные пути их решения.