Hirobo Lama SA-315B - 30
Приветствую всех форумчан - любителей копий и полукопий!
Вот решил открыть тему по случаю приобретения в свою коллекцию вертолётов давней мечты - Lama SA-315B от производителя Hirobo.
Если говорить об оригинале и истории то:
"SA.315B “Lama” является развитием вертолетов “Alouette” II и III. Разработка началась в 1967 году в соответствии с требованиями ВВС Индии. Первый полет состоялся 17 марта 1969 года. 21 июня 1972 года на вертолете установлен абсолютный международный рекорд высоты для вертолетов - 12442м. К началу 1996 года во Франции было произведено 1450 вертолетов “Lama”, которые были поставлены в 31 страну. Вертолеты “Lama” также строятся по лицензии в Индии (произведено более 330 вертолетов), и в Румынии (произведено более 200 вертолетов).
Гражданские варианты вертолета многоцелевые и могут использоваться для транспортных и сельскохозяйственных работ. Вертолеты снабжены радиоэлектронным оборудованием индийского производства, включая радиостанции метрового и дециметрового диапазонов, АРК, переговорную систему и (по желанию заказчика) гиромагнитный компас.
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, форменной конструкции. Центральная и хвостовая части фюзеляжа имеют треугольное сечение с силовым набором из стальных труб. Кабина размерами 2.1 х 1.4 х 1.28м и объемом 3.1м3 имеет каркас из легких сплавов с большой площадью остекления, с обеих сторон расположены сбрасываемые двери; в кабине спереди размещаются летчик и второй летчик (или пассажир), сзади — три пассажира. Предусмотрена возможность перевозки на внешней подвеске груза массой до 1135кг. Кабина может быть оборудована спасательной лебедкой грузоподъемностью 160кг. В санитарном варианте в кабине могут быть размещены двое носилок с одним сопровождающим, в сельскохозяйственном варианте предусмотрена установка подфюзеляжного бака с химикалиями емкостью 1135л.
Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка снабжена гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся; лонжероны выполнены из алюминиевого сплава, комлевая часть — из стали с противоэрозионными накладками из нержавеющей стали, внутренняя часть лопасти заполнена слоистым материалом. Профиль лопасти NACA 63A, хорда 0.35м, крутка -6°.
Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из алюминиевого сплава с накладками вдоль носка из нержавеющей стали, хорда лопасти 0.134м.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта и не закрыт обтекателем. Сухая масса двигателя 130кг.
Трансмиссия включает главный редуктор с планетарными шестернями, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Скорость вращения вала главного редуктора 353 об/мин, редуктора рулевого винта — 2001 об/мин.
Шасси лыжное, со съемными колесами, колея 2.35м, может быть снабжено поплавками для взлета с водной поверхности или аварийными надувными баллонетами.
Топливная система имеет топливный бак емкостью 575л, расположенный в центральной части фюзеляжа. Емкость маслобака 7л. На сельскохозяйственном варианте вертолета может быть установлена аварийная система слива топлива из под фюзеляжного бака.
Система управления гидравлическая.
Электрическая система состоит из стартер-генератора, аккумуляторной батареи емкостью 36 А*ч и розетки разъема наземного питания.
Дополнительное оборудование включает систему обогрева кабины и кислородно-дыхательную систему.
Е.И.Ружицкий “Вертолеты”, 1997"
Вертолёт приобрёл с рук, через инет, из ФРГ.
Вертолёт долетел прекрасно!!
Характеристики модели:
-диаметр главного ротора-1244mm
-длина по фюзеляжу1200mm
-взлётный вес с АКБ 5000мАч. 6S - 4125гр.(по факту)
На модели изначально стояли: Gyro GY 401, Сервы-9254 Heckservo, 9202 für Nick, Roll und Pitch. Регулятор - Robbe Roxy 9100-6. Двигатель Skorpion hK- 4025 -890kV imcl original Conversion Kit von TMRF.
Затем уже здесь была произведена модеренизация, доработка и отладка:
-Вместо гироскопа установлена- DJI NAZA-H Helicopter Flight Controller FBL Gyro System w/GPS
-Заменена хвостовая серва на FUTABA BLS254 Brushless Motor Digital Heli Tail Rotor Rudder Servo RC Hobby.
-Установлен световой модуль LMA6-1 для БАНО.
-И Hobbyking YEP 20A HV (2~12S) SBEC w/Selectable Voltage Output.
Всё это дело обошлось конечно в “копеечку”, но оно того стоит, а ГЛАВНОЕ БЕРЕЖЁТ МОДЕЛЬ, тоже кстати не дешёвую(можно уже сказать эксклюзив. т.к. насколько я владею ситуацией Hirobo их больше не производит или делает это в мизерных количествах. во всяком случае через магазины найти практически невозможно)!
Ну и всё это хозяйство посажено на АПУна которой сидят все мои АВИА модели - Futaba 10CHG 2.4GHz с приемником R6014HS.
В отладке и настройке аппарата оказал профессиональную помощь великолепный специалист по этой части - Евгений(Evguenis)! За что ему огромный респект и уважение:)!!!
Сегодня первый раз попробоввал поднять модель в воздух, т.с. тестовый полёт. Сразу прошу извинения за качество съёмки, т.к. запускал модель один(не люблю наличие зрителей на первом тестовом полёте), ну и сами понимаете одной рукой рулить, а другой снимать!!😵 Ну да вот тут как раз тот случай!!😉 Как говорится:- “NAZA рулит” - в самую точку будет и рулит и держит верт, как привязанный несмотря на довольно таки сильный ветер!!
Сначала проверка работы систем и электроники на земле:
потом намного полетали (взлёт снять не получилось-несподручно и взлетать и снимать)
ну и посадочка на одной руке::blink:
Ну и это мы - счастливые после полёта
Теперь у меня 2 прекрасные летающие модели - полукопии. Я думаю подружатся:D
Такая стеклянная кабина с сидушками совсем не смотрится без пилота!! Вот случайно нашёл желающего на “заграманичном” сайте и “пригласил” на работу. Сборка, примерка и усадка прошли успешно. Размерчик именно тот но 100%. Так, что будет летать - штурвал ему в руки!😁 Осталось сделать ему макияж - покрасить.
Мы ещё немного полетали и проверили работу NAZA при неслабом ветерке:
А флайбар зачем нужен (при наличии Наза)?
А флайбар зачем нужен (при наличии Наза)?
Голову я не трогал. Какая была с такой и летаем. Но в планах есть желание поменять и голову и хвост на 3-х лопастные роторы. Пока идёт подбор.
Всем привет! Идея ФИКС с трёхлопастной головой и хвостом меня всё же гложет!!!
С головой дело обстоит так - выписал и как не странно получил вот такую:
Почему как ни странно? Да потому, что когда-то искал такую же только 4-ч лопастную для Агусты, но так и не нашёл. Везде был отказ. А тут прислали. Качество отменное!!! Голова для 500-ки т.к. она на вал 8мм., а на Lame именно такой и стоит. Лопасти 550 размера тоже искал долго т. к у этой головы посадочное гнездо под лопасти-10мм, а у всех 550х лопастей толщина12мм.(точить не рекомендовали), а ставить меньшего размера(500-го) и уменьшать диаметр винта тоже не хотелось.
Короче заказаны вот такие лопасти 550-го размера с толщиной посадки именно 10мм. В результате диаметр винта будет меньше всего на 10мм. из-за меньшего диаметра данной головы от стоковой.
С хвостовым ротором хотел вот такой (из модификации и серии главного ротора), но его нигде нет. В одном месте заказ даже приняли, но потом извинились, мол нет всех деталей и вернули деньги.
Теперь вот стою перед выбором взять такой - целиком? он идёт на 550/600/700 (во всяком случае так прописано).
или взять только винтовую часть и поставить на стоковую механику . Вот такую-
Склоняюсь к последнему варианту. Может кто что-то подскажет или посоветует по хвостовому ротору под такой размер модели?
Лопасти на хвост той же фирмы, что и на голову -
Ну вот такие планы! Реализовать их самостоятельно конечно не смогу, а посему по вопросу “похимичить” опять буду обращаться к своему другу-специалисту Евгению. Надеюсь согласится и не пошлёт с этой идеей (фикс) куда подальше!!😃
Я брал такой хвостовой редуктор с головкой сделанно все не плохо но он у меня не залез а киль в итоге взял только головку лучше Вам взять просто вот эту черную головку и поставить на редуктор это не сложно ,да наза великолепно держит
Я брал такой хвостовой редуктор с головкой сделанно все не плохо но он у меня не залез а киль в итоге взял только головку лучше Вам взять просто вот эту черную головку и поставить на редуктор это не сложно ,да наза великолепно держит
Заказал полный бокс-редуктор (средняя фото с рукой). Цена такая же, как если взять вот ту чёрную самую нижнюю(её побоялся брать т.к. нет указаний к какому вертолёту идёт и размеров тоже нет). Если весь редуктор не подойдёт к установке, то тоже снимем с него ротор и поставим на свою ось!
Должен подойти Александр он же у Вас не чем не закрыт так что встанет как родной главное чтоб на балку как надо сел
Только бы вот нужно покрасить и основную головку и хвостовой редуетор
Ах да точно этож лама и родной редуктор хиробовский у меня тоже такой стоит на uh-1 он намного меньше чем этот китайский лучше наверное просто перекинуть головку хвостового ротора
Ах да точно этож лама и родной редуктор хиробовский у меня тоже такой стоит на uh-1 он намного меньше чем этот китайский лучше наверное просто перекинуть головку хвостового ротора
Вот и я о том-же!! Скорее всего так оно и будет!
Круть!!! Это на какой же размерчик? Я вот кинулся сейчас в поиск, так вообще на размер 550-600 дифицит. Только 3 вида и нашёл. Может не знаю где искать!? Но вроде перерыл всё!😵
Александр а Вы немогли бы узнать у своего товарища возможно ли использовать назу на реактивном вертолете исключив из алгоритма назы канал газа и не используя джипиэс .щадача просто удержания вертолета в горизонте
Да действительно дифицит я тоже в свое время не нашел вот и соединил добрый хиробовский редуктор от кобры90 и вот эту головку гдето в моей ветке есть фото да это на большущий вертолет на хеликласиковскую восьмерку
Александр а Вы немогли бы узнать у своего товарища возможно ли использовать назу на реактивном вертолете исключив из алгоритма назы канал газа и не используя джипиэс .щадача просто удержания вертолета в горизонте
Дмитрий, я думаю он читает этот раздел и мою Тему и ответит. Но можете и в личку поинтересоваться - Evguenis.
Привет! В итоге заказал этот хвостовой ротор -
уже прошло таможню! А вот с лопостями какая-то засада! Магазин сообщил, что отправлено и прислал код отслеживания который не видит не один сайт отслеживания. Ну подождём. Из всей массы моих закозов(более100) не пришло только 3. И то за все вернули деньги, а один из них потом пришёл, но за него обратно деньги не захотели брать(это с HobbiKinga)! Да здравствует порядочность и честь!!!
С лопастями тоже всё разрешилось и в порядке - нашлись, едут!😁
Немного порукодельничали над пилотом и кабиной:
-пилота подкрасили , а кабину обклепали и немного подабгрейдели мордашку + установили боковые габаритные огни и + подключили и “зажгли” приборную доску.
Да и + установмл и подключил озвучку запуска и работы турбодвигателя. получилось очень натурально и звучно! Звук поставил этот - www.rc-airplane-world.com/mrrcsound-v4.html
Как нибудь выложу видео озвучки.
Всем привет!
У меня трагедия - угробил свою мечту!!!😦
Всё некогда было полетать, то одно, то другое. А тут вчера уже под вечер глянул на верхушки деревьев - вроде не колышутся. Позвал товарища и поехали на поле к реке. А там дует будь здоров. Засомневался, а потом думаю попробую всё же, раз приехали (вроде ж NAZA стоит). Первый раз поднял всё нормально. далеко не уводил, и высоко не поднимал, ветерком немного сносило. Посадил и надо бы на этом закончить ай нелёгкая в бок тырц (вот эта-😈), - а давай ещё разок да повыше. Приподнял, а он выше то и не идёт, ну я с дуру и решил отключить NAZU и попробовать поднять на ручнике. Ну и … вертолёт резко вверх т. к. газ на максимуме, а там порыв ветра, его валит в бок и несёт на деревья. Нет бы обратно автопилот врубить и всё-верт был бы цел, ан нет, растерялся, и забыл про это дело напрочь и стал пытаться вырулить в ручном режиме, а там секунды и мы в дереве и…вниз.
Итог: - кабина в дрыск(стекло же), пилот погиб, как и при настоящем падении, лопасти главного ротора обрубило концы, тяги на голове поломало. Короче цел хвост и электроника, но надо проверять:)
Правильно мне мой опытный друг сказал, что упавший вертолёт ремонту как таковой не подлежит!!!
Вот таки дела!!!😵
Ну что ж коли так, а мечта есть мечта, то “король умер(тут правда погиб) - дазравствует король!”
Ночь не спал, а с утра заказал новый!!😃 Опять вот этот 😈 в бок тырц, тырц, закажи, а то спать не будешь! Ну и … опять поддался! Получу отпишусь!
Ну, а пока на хвосте химичу с 3-х лопастным ротором. Вроде всё получается неплохо!😃
А почему наза не позволила перевести лопости в заданный вами угол атаки когда вам захотелось выше???
Отвечу за Александра, ага?
На вертолете стоял плохой регулятор от прежнего хозяина, на котором неважно работал гувернер, а Наза обороты не регулирует в режиме
удержания,она играет общим шагом, а обороты просели,это во-первых.
Во-вторых, при определенном направлении с силе ветра происходит “поддув” барометра, что приводит к неверному отклику
системы управления. Внешне это проявляется как “плавание” высоты с порывами ветра. Большое влияние оказывает
расположение базового блока. К сожалению, заранее это не определишь- турбулентности вещь капризная.
Вот и сочлось.
Регулятор хотели поменять, но не успели. Поэтому, при переводе в ручной режим резко возросли обороты ОР.