Colibri - самолет для F3P
Видео бы.
Видео бы.
Олег, сейчас я устраню замечания по конструктиву и сделаю отчет. Чуть позже подготовлю и выложу уже более “нарядное” видео.
Я понимаю, что самое интересное это кыно, но пока просто чуть-чуть терпения 😃.
Работа над ошибками.
В целом их немного и они не носили критического масштаба, но чтобы модель вас не “удивляла” я бы рекомендовал обратить на это внимание.
Итак, что доработано:
- Стойка шасси. На вторые (опорные) прутки добавлено перекрестное усиление. Всё стало устойчивым, валкость пропала.
- Колонайзеры. На среднее перекрестие колонайзера добавлен ещё один пруток, соедининивший его с фюзом. До этого колонайзер при резких эволюциях откровенно “гулял”.
- Фиксация серв. Отсутствие центральной трубы здесь сказалось. Хорошие примеры показал мне Жильвинас. Я не стал повторять всё 1:1, но основную идею постарался использовать.
- Руль высоты. Здесь я сделал банальную ошибку с фиксацией компенсатора. И второй момент - фиксация половинок. Ничего сложного делать не пришлось - опять же пара прутков всё решает.
По ходу пьесы нашел причину, по которой самолет “дышал” по элеронам, здесь причина в непроклее одной из шаровых тяг.
Вот, пожалуй, и все замечания. Сказать, что это как-то уж очень принципиально повлияло на полет нельзя, однако если вы хотите лететь ровно и не бороться с моделью, то обратите на это внимание.
Сейчас уже вовсю идет процесс тренировок. Руслан определился с формой винта и, надеюсь, мы скоро увидим итоговый вариант ВМГ для Колибри.
Детали, как обычно, в теме о технологиях.
P.S. Отдельным постом постараюсь детально описать процесс настройки и выложу рекомендуемые расходы.
Спасибо за уточнения “по ходу пьесы”.
Вопрос.
Как ведет себя обшивка? Не “парусит”? При окончательном монтаже распорок “дырки не дырятся”, не расползаются от эксплуатации?
Отсутствие “центрального стержня” не виляет на жесткость хвостика,его не скручивает?.
И по сооснику-в висе и на вертикалях самолет нормально себя ведет, не кренит от реакции винтов? И система получилась 100% сбалансирована?. Как у Sergej Glavak. Этот момент хотелось посмотреть на видео.
Окончательный вес самолета.
Как ведет себя обшивка? Не “парусит”?
Здесь всё Ок. Пленка вообще очень нравится т.к. реально “не едет” от мелких проколов и порезов. Понятно, что я страхую такие места, но тем не менее ещё ни разу я не пожалел, что использую именно эту пленку.
Отсутствие “центрального стержня” не виляет на жесткость хвостика,его не скручивает?
Центральная труба с точки зрения конструктива очень хорошее решение и если “умеете её готовить”, то без сомнения используйте. В галерее, посвященной сборке Тривии, я подробно показал, как это делается, но нужно быть готовым к геморрою, связанному с тем, что цельную конструкцию сложнее обтягивать и красить. На скручивание труба не влияет, следите за силовыми точками и не допускайте разрыва силовой линии.
И по сооснику-в висе и на вертикалях самолет нормально себя ведет, не кренит от реакции винтов?
Тут могу привести слова Донатаса: если за силовую у меня не будет 10, то мне нужно оторвать руки! 😃 Система стабильна, я использую 15" винты, можно без проблем выполнять силовую бочку и не только.
Мне не хочется здесь особо уходить в тему систем, детали (я уже говорил ранее) будут в теме технологий. Туда же я выложу и видео, посвященные работе и обслуживанию системы.
Окончательный вес самолета.
Я пока не смотрел, чего в итоге, но скажу другое - 900 мм размах и имеющиеся площади делают полет невероятно комфортным, плавным и медленным. Модель реально “плывет”. Для понимания в цифрах: на Тривии F3P-AP17 по времени летел ~3.20, на Колибри ~4.10.
Валера, сколько прибавить на систему и акк.???.
Валерий Фёдорович - принимай поздравления!
Вес отличный, покраска и вид - всё на уровне!
…сколько прибавить на систему и акк?
Я бы накинул ещё грамм 13-14. Это если винты 15" и батарейка 130 мАч.
Возник вопрос по методике обтяжки. Давайте я попробую прямо по шагам описать как это сделать с минимальными ошибками.
- Готовим все детали. Со стороны обтяжки приводим в порядок плоскость, узелки. Убираем грязь, жир, остатки клея.
- Готовим стапель для расстилания пленки. В моём случае положенный на идеально ровную поверхность лист пеноплекса.
- На пеноплекс наносим реперные точки для правильной укладки деталей, которые должны сохранить свою геометрию. Я делал продольные линии и поперечные точки пересечений прутков с обводом.
- Готовим пленку. В моём случае она ровная, без заломов и обрезанная под размер будущих деталей с зазором.
- Готовим клей и тонкую мягкую кисть (1.5-2). Клей разводим до состояния жиденькой сметаны, чтобы он легко затекал между прутком и пленкой.
- Накладываем пленку на сухой(!) и чистый пеноплекс. Аккуратно разглаживаем синтетической тканью. По мере того, как разглаживаем получаем, благодаря электрилизации, эффект прилипания пленки. Если всё сделано верно пленка идеально прилипнет к поверхности.
- Накладываем деталь и совмещаем с контрольными (реперными) точками. Фиксируем небольшими грузиками и НИКУДА теперь не торопимся.
- Наносим кистью клей проходя между прутком и пленкой. Фанатизма не нужно, клей сам заполнит щель между ними и по мере высыхания образуем отличное соединение. Начинаем с контура и потихоньку заканчиваем поперечными прутками. Ещё раз - НЕ СПЕШИМ.
- После высыхания клея (минут 15-20) берем пленку за края и легко понимаем с пеноплекса. Она снимится без каких-либо дополнительных усилий.
- С помощью паяльника (225С) с небольшим зазором (0.5-.07мм) обрезаем пленку и заворачиваем её на край. Переворачиваем деталь и проходим горячим утюжком (90С) по местам склейки.
Ошибки, которых стоит избегать:
- пленка не должна натягиваться с усилием, она деформирует деталь;
- любое усилие, даже разглаживание на мокром стекле создает напряжение, поэтому ни о какой подтяжке феном/утюгом не может быть и речи, хотя эта пленка замечательно тянется;
Советы по подготовке к покраске и самой покраске:
- вытираем чистой влажной тканью, сушим;
- обезжириваем, ткань х/б чтобы избежать электрилизации;
- красим аэрограф + акрил на водной основе;
- слои сушим по 15 минут без прогрева;
- рисунок - пленка ORAMASK мягкая.
P.S. Знаю, что народ строит. Просьба не стесняться и спрашивать всё здесь т.к. у всех одни и те же вопросы.
Почему меня смутила вода, вот эти две фото.
Я таким скребком воду со стекла сгоняю в машине.
Я так-же потом разглаживал, только тканью, но на стекле.
Пленка прилипала от электролизации, на пенопласте эффект сильнее, это понятно.
До этого растягивал пленку малярным скотчем, но на последнем"свехлегком"
ГРИФОНе повело тоненькие детальки.
Покрасить можно и спиртовыми или автомобильными маркерами, прямо на кухне, нет не грохота ни пыли.
Поба пера.
Вот такими
Готовый результат.
закрашивать “полем” получается похабно, отдельными штрихами-вполне себе.
…вот эти фото…
В галерее много технических фото, которые я делаю для себя (в первую очередь) чтобы потом, например, не совершать сделанных ошибок и просчетов, поэтому относится к фото-потоку нужно внимательно, поэтому лучше лишний раз спросить.
Валера, сколько прибавить на систему и акк.???.
Не более 14гр.
Валерий Фёдорович - принимай поздравления!
Дима.-СПАСИБО ОГРОМНОЕ.Хочу сказать,что этот проект без тебя мог и не осуществиться.Вчера забыл сказать спасибо всем ,кто помогал и участвовал в нем.Спасибо Дмитрию Пушкареву,Гаврилову Косте и другим…И еще раз АВТОРУ Колибри.На днях закончу ящик и поеду в зал.
Еще очедной раз, хочу сказать спасибо Морозову Анатолию за его своевременные консультации.Очень много его приемов пригодились в постройке.Толя,оставайся всегда открытым и доступным.Успехов тебе и побольше радостей.
Валера, самолет хороший. Всегда рад помочь, тем кто слышит и прислушивается.
Так что у кого есть желание не только слушать, а получить готовый экземпляр, обращайтесь.
Долгожданное видео. Как обычно, Спасибо Случайному Зрителю!
Некоторые комментарии. На видео полет на системе Руслана с 15" винтами. Моё мнение - для меня таких винтов многовато. Очень медленный полет вещь очень даже на любителя. Ни мне, ни Жене Прокофьеву поведение моделей на 15" винтах не зашло… Причина в том, что бОльшая скорость делает полет более самолетным что-ли, плавным, скрадывает некоторые помарки и шероховатости. На медленной скорости, например, будет хорошо лететь в очень ограниченном пространстве. Я к такой скорости не привык, поэтому часть фигур банально “развалил”, так что за пилотаж не обессудьте.
Система работает на видео, примерно, на 75% своей мощности. Полет вверх может показаться медленноватым, но мне не хотелось портить настройки после 14" винтов, с которыми вертикали более чем динамичные. В итоге я вернулся к 14" которыми невероятно доволен. К слову Женя также остановился на 14" размере.
Сообщение от Orlik-S
угол “атаки” заметен при полете по горизонту
Скорость.
Куда приятнее иметь возможность лететь медленно, нежели постоянно держать скорость, чтобы не сваливаться.
Причина в том, что бОльшая скорость делает полет более самолетным что-ли, плавным, скрадывает некоторые помарки и шероховатости. На медленной скорости, например, будет хорошо лететь в очень ограниченном пространстве. Я к такой скорости не привык
модель идет с чуть опущенным хвостом, может это делает полет менее самолетным? не происходит ли пилотирование в большей степени, чем необходимо, за счет винта и в меньшей за счет достаточного обдува?
Саш, законы аэродинамики никто ещё не смог нарушить. Для полета нужен угол атаки, на малых скоростях углы, естественно, больше. Я после первого облета Колибри обратил на это внимание, потом посмотрел как летят Тривия-2, Ране и успокоился. Углы в обоих случаях очень заметны и это цена малой скорости. Если интересно, могу выложить конкретные значения углов, но сути это не изменит. Теперь добавляем сюда полное отсутствие профиля и становится понятным, что летим мы “на винте”.
Про скорость и обдув. Это по сути разные характеристики винта, обдув его размах, а скорость его шаг+обороты. Понятно, что это такое “первое приближение”, но нам больше и не нужно. Увеличивая размах винта мы улучшаем обдув управляющих плоскостей и делаем их более эффективными, но вместе с тем снижаем скорость вращения и, следовательно, уменьшаем скорость потока. Или наоборот, уменьшаем размах винта, но зато увеличиваем обороты (при прочих равных) ускоряя скорость потока. В этом месте и нужно подобрать здоровый баланс, для того, чтобы с одной стороны скорости потока хватало на нормальный полет, а с другой стороны модель могла легко выполнять любую фигуру. Важно понимать, что при полете “на винте” винт не только “Газ”, но и “Тормоз”. Всё это стало причиной появления в последнее время винтов большого диаметра.
Намеренно опускаю влияние большого винта на систему т.к. это отдельная жизнь, поэтому давайте отталкиваться от того, что в нашем случае система легко справляется с винтами большого диаметра.
Дима , с чего ты решил что есть зависимость скорости от диаметра .
Мы на резиномоторках , лопаты раза в два большие крутим ,и стартует модель как ракета .
По сему надо крутить шаги и искать свою скорость .
И про полное отсутствие профиля ты загнул , может всё таки отсутствие кривизны , или маленькая толщена . А профиль прямая пластина он всегда был .
Дима , с чего ты решил что есть зависимость скорости от диаметра .
Это не я решил, это физика. Давай я тебе более простой пример приведу: машина не стартует на 4 скорости как ракета, ей первая нужна ибо “момент”.
Если физика не аргумент - попробуй на практике на одном и том же моторе при прочих равных настройках потестировать винты разных диаметров.
По сему надо крутить шаги и искать свою скорость .
Тут, как говориться, Бог в помощь. Мы всё лето “шаги крутили”, чуть позже чтобы не быть голословным фото покажу. Да, это тоже вариант, но я предпочел подобрать оптимальное соотношение “шаг+диаметр+частота вращения” и больше к этой теме не возвращаться, ибо времени при правильном подходе это отнимает уйму. Диссертацию писать можно… 😃 Ты сделал упор на подбор шага - это твой выбор и я ничего ПРОТИВ не имею. Будет интересно, если расскажешь про результат подробнее.
А профиль прямая пластина он всегда был…
На моём ЗАЛЬНОМ самолете подъемная сила создается не разностью давления на верхнюю и нижнюю кромки крыла (за счет профиля), а отбрасыванием крылом потока воздуха вниз. Именно это я имел ввиду говоря “летим на винте”. Что здесь “загнуто”?
Дим , про колёса … ну совсем не верный пример ,
- соотношение оборотов коленвала к скорости -это единственный параметр .
Диаметр колёс может быть любой при сопоставимом весе !!!
И по разности давления в объёмных профилях и твоей модели , какой бы ты профиль не сделал у себя на крыльях, от угла атаки не куда не уйдёшь , где ты вообще видел модели летящие без угла атаки ?
Предлагаю оставить физику и профили зальников в стороне…, а то снова “уедем” от основной темы.
Про настройки.
Давно обещал, поэтому постараюсь изложить доступно и кратко.
Сразу оговорюсь (дабы не выглядеть автором), что многое из того, что будет изложено ниже, мне было показано и рассказано во время поездки в Литву Жильвинасам и Донатасам.
- На самолете должна быть возможность регулировки выкоса. В моем случае это резиновые проставки между моторамой и самолетом. Вращение винта сжимает/расслабляем резиновую шайбу и т.о. меняет наклон моторамы.
- Перед началом всей процедуры предполагается, что ЦТ уже близок к желаемому насколько это возможно, а все рули выставлены строго в “0”.
- Начинаем лететь вертикаль напротив себя и смотрим куда увод. Компенсируем насколько это возможно выкосом. Триммеры не трогаем.
- Летим по горизонту от себя и также смотрим увод по РН. Повторяем вместе в вертикалью и добиваемся устойчивого и ровного полета по курсу.
- Теперь выкос по тангажу. Поднимаем самолет на краю зала повыше и на средней скорости в прямом полете смотрим, где (место) окажется модель у земли. Повторяем это в инверте. Корректируем выкос таким образом, чтобы модель в прямом и обратном полетах прилетала в одну и туже точку.
- Проверяем вертикаль по курсу и тангажу. Желательно в зале с высоким потолком сделать это же и на нисходящей.
- Теперь триммируем оставшиеся мелочи и ставим РВ триммером в комфортное положение. Вариантов тут не много, либо с брошенными ручками модель летит ровно по горизонту, либо в прямом и обратном полетах одинаково равномерно снижается.
Всё. Проверяем на всей длине зала и убеждаемся, что модель никуда не тянет. Если ЦТ меняем, то всю процедуру Повторяем.
Теперь можно и кривые, и миксы настроить…
Из этого рассказа слегка не понял.
В одновинтовом варианте настраивая выкос, мы компенсируем реакцию винта.
А в сооснике чего компенсируем?
Неточность сборки, парусность шасси или турбулентность от батарейки и оборудования?