Тренер F3A

splyshev

Всем доброго времени суток!

Пару часов назад мы облетали самолет, а было это так:

Тяпница… утро… самолет почти готов… небо хоть и пасмурное, но вполне летабельное… может забить на все и айда на полосу?.. пара звонков, начальники (сто лет им удачной работы) посланы на… выходные, ну а мы в клуб готовить самолет к облету…

Тяпница… обед… клуб… предварительный запуск мотора, чтобы на полосе (не дай Бог) с ним не возится… хы 😈 … в данном случае мотор послал нас нафих… топливо есть, искра есть - мотор заводится не хочет… про…колупались мы с ним часа два… в итоге выяснилось, что вредничает зажигание… и как это бывает по всем законам подлости, вредничает на полную катушку: снимаем свечу, проверяем - искра есть… ставим на место, заводим - свеча сырая, а признаков жизни мотора нет… 😦… по ходу дела оказалось что на рабочих оборотах искра пропадала… меняем зажигалку и о чудо… сладостный запах отработанного топлива 😃

Тяпница… пасмурно… ближе к вечеру… полоса…теперь уже не долгая подготовка:

и в небо! вот он первый отрыв:

и долгожданный полет (даже несколько оных):

Тяпница… вечер… разбор полетов…
В общем впечатления от полета весьма положительные. Триммер понадобился только по рулю высоты на себя, и то только по тому, что мы на первый полет заведомо сделали центровку чуть передней. Я думаю точную характеристику полета опишет Андрей. Но от себя скажу, что как и ожидалось, измененная геометрия и площадь крыла положительно отразилась на выполнении самолетом горизонтальных фигур.

Самолет устойчив, никаких признаков рыскания или иного нестабильного поведения в прямолинейном полете… вертикальные фигуры выполняются на одной скорости… реакция на рули ожидаемая… посадка (если честно) как на тренере…

ждем видео от оператора 😃

и рассказа Андеря, а меня ждут важные дела 😃

Andrey33

Пока первые впечатления:

  1. Тримировать пришлось только по рулю высоты (немного вверх), т.к. центровка на данный момент получилась 25%, т.е. явно передняя. Соответственно, на нисходящей вертикали, а также на ноже, модель уводит в сторону фонаря.
  2. С новой геометрией крыла модель стала лететь ровнее (об этом уже писал Сергей), фиксации на бочках стали более чёткими.
  3. Удивил тот факт, что модель практически не стало скручивать (точнее, заваливать по крену) в сторону фонаря - что было очень выражено на первом самолёте.

Вес самолёта без топлива - 3880г. Тягу не мерили. Винт деревянный Turnigy 17х10. На восходящей вертикали делал четырехточечную бочку - потери скорости не заметил.
В общем, модель понравилась больше, чем первая.

Продолжение следует …

Andrey33

Сегодня летали (я и Сергей на Рио2, Михаил на большом Ангеле) на полосе в Бородино. Михаил тренировал P-11, мы привыкали к новому самолёту.

Для смещения ЦТ назад, аккумуляторы сдвинуть пока не получается: так глубоко рука не залезает, да и проводов по длине не хватит - надо наращивать. Поэтому попробовал грузить хвост. Вначале повесил 10г. Что слону дробина 😃 Ничего не почувствовал - даже на триммер РВ не повлияло. Тогда довесил ещё 15г. На триммер РВ опять не повлияло (в первом полёте оттриммировал чуть вверх, сейчас попробовал чуть вниз -модель начала клевать, поэтому вернул положение триммера назад). Однако на петле малого радиуса (Сапог, вход в вертикаль на срывной…) появилось ощущение, что хвост стало “закидывать”, поэтому обратно снял грузик в 10г. Дальше продолжили полёты именно с этой центровкой (в % посчитаю и сообщу позже)

При полёте на ноже рулём поворота приходится только немного поддерживать. Когда дал руля полностью - модель спокойно пошла на петлю на ноже (по крайней мере, без какого-либо видимого напряжения с горизонта ушла на вертикаль четвертью петли радиусом, которым я обычно выполняю обратную полупетлю в фигуре “М” комплекса B-11. Пробовал выполнять такой выход с ножа на вертикаль как с левого ножа, так и с правого - результат одинаковый.

Пробовал также выполнять штопорные бочки при наборе высоты как на вертикали, так и на 45гр. Здесь мне ещё надо учиться это делать. Но даже после этих моих “крякозябл” модель продолжала уверенно набирать высоту. Т.е. тяги мотора, в принципе, хватает (я бы, конечно, не отказался и от бОльшей тяги).

В модель надо влётываться и ещё раз влётываться.

Чтобы самолёт было лучше видно (а то свеху он просто весь белый, а снизу оранжевый) - решили сегодня покрасить фонарь и постараюсь наклеить из цветной плёнки полоски на консоли и стабилизатор.

Если погода позволит - завтра летаем с 10:00 в Бородино.

SergeyFM

а я хотел бы это кино посмотреть с нормальной скоростью…

Dragony

Вопрос по изготовлению фонаря и капота из стеклоткани: какая толщина у исходных “лоскутов”, сколько слоев, какая эпоксидка использовалась?..
Есть ли какие-либо “тонкости”?
(почему спрашиваю: сейчас пытаюсь кое-что собрать, “бутылок” подходящего размера найти не удается, поэтому приходится думать об альтернативных методах изготовления капота и фонаря кабины).

Andrey33

Капот и фонарь выклеивались на болване.
Ради 1-2 шт нет смысла делать матрицу. Болван был сделан из фанеры и пенопласта, затем обклеен скотчем - чтобы корку было легче снимать. На болван накладывалась стеклоткань 0.12 мм в три слоя, пропитанная обычной ЭД-20.
Один верхний слой практически сошкуривался. Потом всё это шпаклевалось и красилось. Вес получился некислый 😃
На будущее планируется изготовление “правильного” болвана, снятие матриц и выклейка, соответственно, в матрице из более тонкого стекла (планируем, что вес изделия реально снизить в два раза).

Dragony

Спасибо за информацию! Мне до такого прогресса еще далековато…
Фонарь скорее всего будет по “бутылочной” технологии, он не очень большой, а вот капот придется делать все-таки из стеклоткани… больших “бутылок” не попадается.
В качестве "выравнивателя"поверхности пойдет парафин/стеарин от свечки? А то болваны не гипсовые, алебастровые (гипс купить невозможно, алебастр тоже из “старых запасов”, весь на пару болванок и ушел…)

Andrey33

Болванка может быть из чего угодно - хоть из туалетной бумаги, лишь бы форму сохраняло. Самый простой вариант, если нужно только 1 шт. изделия - сделать болван из пенопласта, на нём выклеить корку, а пенопласт выковырнуть (можно по-кусочкам), остатки пенопласта убрать растворителем.
Пенопластовый болван можно покрыть разделителем - чтобы проще было снимать корку. Первый вариант - покрыть этот болван именно парафином от свечки. Убьёте сразу двух зайцев: зашпаклюете поверхность и корка не приклеится. У меня под руками не было парафина - облепил болванку скотчем (результат похож, но возни больше). Это, конечно, “наколенная” технология.

Dragony:

А то болваны не гипсовые, алебастровые

И какая разница ?

Dragony

Я думал, что гипсовый после высыхания можно чуть “подстрогать” - гипс вроде не особо твердым должен быть. А вот алебастр - не получается, как камень стал…
Понятно, начну “парафинить” болванку. А вот со “складками” что делать? “По углам” ткань вырезается, или просто прилепляется “как есть”, а потом после высыхания все складки сошлифовываются?

Andrey33
Dragony:

А вот со “складками” что делать?

Постараться уложить ткань без складок. Всё, что не прилепится - сошкурится. Для нормальной корки достаточно и двух слоёв стекла, но т.к. будем шкурить, то один слой на практике уходит в пыль. Поэтому кладём три слоя.
В ARF-наборах, где изделие выклеивают в матрице - так вообще кладут один слой стекла.
Вообще-то, о выклейке из стеклоткани можно более подробно почитать в другой ветке форума.

Dragony

Да уже много чего прочитал… Как всегда, мелкие детали дадут о себе знать именно в момент начала работ… 😃
Ткани буду укладывать 3 слоя, потом после высыхания - зашкурю.
Что нужно будет делать дальше - прочитаю на форуме. 😃

…Дизайн капота под каждую модель сами разрабатываете, или есть какой-то “оптимум” для каждого двигателя?
(это так, для “расширения кругозора” о конструктиве моделей… 😃 )

Andrey33
Dragony:

Дизайн капота под каждую модель сами разрабатываете ?

Сначало просто сижу около модели - медитирую 😃 Потом руки сами делают (самое главное - в этот момент ни о чём не думать) 😃

Andrey33

Окраска на сегодняшний день:

Оставлено место для надписей.

dimonp

Теперь на мой масалёт похоже стало 😃

Andrey33

В выходные попытались летать. Мешала дождливая погода и низкая облачность. Модель скрывалась из виду даже на половине кубинки среднего размера. Причём в воскресенье нас реально чуть не смыло ливнем в Бородино, а когда поехали в город - через три километра был сухой асфальт ! Ну да ладно - это было лирическое отступление.
Постепенно привыкаем к новому самолёту. Что реально нравится - теперь не задумываешься о тяге на вертикалях. Сколько надо вверх - столько и делаешь (нет падения скорости). Петли хоть вокруг хвоста, хоть во всё небо (в пол-неба не интересно 😃 ). Хочу поиграться с кривой газа, а то сейчас фактически вкл./выкл (или максимальные обороты, или очень маленькие), а надо, чтобы средние были при нейтральном положении ручки (сейчас даже и не знаю, где). В воскресенье летали вместе с Михаилом. Его Ангел (большой) летит медленнее нашего самолёта, но Михаил очень хорошо работает газом и в горизонте не давит тапку в пол.
Также тренировал срывные повороты. Пока что-то не очень: либо полупетля на ноже, либо опрокидываюсь на шасси или фонарь. Разбор после полётов показал, что на руле поворота слишком маленькое отклонение - около 25градусов. Сейчас изменением плеча качалки увеличили до 40градусов. В небе ещё не проверяли.

По поводу окраски - даже в пасмурном и дождливом небе модель хорошо читалась (за исключением моментов, когда совсем скрывалась в облаках). Но надписи надо обязательно добавить.

Andrey33

Несколько фото Rio-2 и Angel’s Shadow со вчерашних полётов:

dimonp

По-моему на Рио не хватает ещё какого-нить цвета, какого-нибудь “прохладненького”…

Andrey33
dimonp:

не хватает ещё какого-нить цвета

Я планировал сделать какие-нибудь надписи (Rio-2, Acrobat, F-3-A, … или ещё чего-нибудь) хитрым шрифтом. Цвет - чёрный и синий. Размещаться будут на белом поле консолей и фюзеляже. Хотел сделать ещё какую-нибудь эллипсовидную кривую на консолях, но пока не придумал, как это будет сочетаться с надписями. Поэтому здесь своё веское слово скажет Татьяна. А сейчас пока летаем в таком варианте окраски.