справочник моделиста
очень часто возникают вопросы по гребным винтам их размеру, типу и т.д.
в обозначениях винтов очень часто применяют не шаг винта, а так называемое шаговое отношение,потому сразу выпишу несколько определений
диаметр винта , с ним понятно, самый большой размер до самых дальних точек лопасти винта
дисковое отношение, площадь круга по диаметру винта разделенная на площадь всех лопастей взятая в фас, спортивные винты имеют его обычно меньше единицы, а вот например винт шнекового типа,для водомета ,как правило больше единицы
шаг, это расстояние которое проходит винт за один оборот в абстрактной твердой среде, но вот как его узнать в обозначении размера винта?
легко! только запомнить что
ШАГ РАВЕН , ДИАМЕТРУ ВИНТА УМНОЖЕННОМУ НА ШАГОВОЕ ОТНОШЕНИЕ
или
ЕСЛИ ШАГ ВИНТА, РАЗДЕЛИТЬ НА ДИАМЕТР ВИНТА , БУДЕТ ШАГОВОЕ ОТНОШЕНИЕ
для упрошения понимания размеров винтов есть 2 основных типа обозначений я их называю америкосовский и европейский 😃
например
винт 442/3 первая цифра шаговое отношение 1.4, если 5 то 1.5 и т.д.,вторая и третья диаметр в мм, через черту количество лопастей(ЕСЛИ ЛОПАСТЕЙ БОЛЬШЕ ЧЕМ ДВЕ!)
винт 1442/3 второй вариант обозначения первая и вторая цифра шаговое отношение 1.4,просто запятая или точка не пишется,15 значит 1.5 и т.д., третья и четвертая диаметр в мм, через черту количество лопастей(если больше чем две)
также могут присутствовать и буквы
буква R в конце поясняет что винт реверсный, правого вращения, по часовой стрелке если смотреть сзади, если буквы нет, то левосторонний, против часовой, второй имееет подавляющее распространение и применение!
например фирма OCTURA ставит перед 3-х значным числом букву серий винтов , которые можно так характеризовать
буква X442 это спортивный полупогружной антикавитирующий винт с острым концом и развитым передним язычком
буква M442 это спортивный полупогружной антикавитирующий винт с округленным концом лопасти и малоразвитым передним язычком
есть серииP V Y и Z но физически я с ними не встречался
а так как пользуют и продают ,в частности по примеру выше, обычно винты 442-542-642 редко 742 размера , хотя видел в продаже винты и с дисковым отношением 1.9
у нормальных, средних винтов , навскидку, шаг равен примерно полтора диаметра
на фото, первый винт серии X,а второй M, а третий серии P фирмы PRATER (USA), с легко запоминающейся агрессивной формой лопасти, но у него свои внутрифирменные обозначения
например
P220= (1.72"x 2.6") =43.7 x 66.04 mm шаг отн=1.51 кстати ВСЕ РАЗМЕРЫ совершенно нестандартные, видно привязанные к дюймовой системе
кстати мои любимые винты! нержавеющая сталь и бериллий,очень качественные ,из прочного металла, и довольно бюджетные болванки для такого класса изготовления
встречаются иногда и другие обозначения,у малограмотных в этом деле продавцов , например 45х27х15
это диаметр 45мм, длина винта в профиль 27мм, 15 дисковое 1.5
но это скорее нонсенс! 😃
так же многих интересует как посчитать максимально возможную скорость лодки с определенными параметрами привода
приведу короткий приблизительный расчет,
для этого надо всего одну формулу V=(LxN)x(0,75-0,8)
где L - шаг винта в метрах, N - об/сек, V - скорость в м/сек, 0,75-0,8 коэфф. скольжения. Из этого соотношения можно подсчитать все три составляющие, задав любые две.
первое, что надо определить,это обороты под нагрузкой,
для этого надо KV мотора умножить на напряжение питания ПОД НАГРУЗКОЙ!
обычно в расчетах принимается 3.6V на банку, потому выше я и дал таблицу напряжения батарей
например,имеем винт 463,шаговое 1.4, диаметр 63мм
12S батарея,мотор 800KV
считаем обороты 12х3.6х800=34 560 об в мин:60сек =576 об/сек
далее V м/сек=576х(0.063х1.4
0 х(0.75)=38.1м/сек
далее переводим м/час=38.1х3600=136800м/час=136.8км/час
вот к этому приблизительно и стремимся :)хотя бы в данном примере я бы поставил мотор 880-910KV
ГЛАВНОЕ! НЕ ЗАПУТАЙТЕСЬ В ЕДИНИЦАХ, РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО В СИСТЕМЕ CИ!
ссылка на единицы системы СИ была выше 😒
в вот параметры наиболее употребляемых винтов OCTURA и PRATER
небольшой ликбез по моторам,так как часто задаются впросы по тем или иным подключениям и типам моторов
у всех модельных безколлекторных моторов, что у инранеров, что у аутранеров только по три обмотки,так как мотор трехфазный,хотя они могут варьироваться по разному,состоять из нескольких соединенных параллельно, так и последовательно обмоток,но все таки их только три,соединенных тоже максимум в двух вариантах,звездой или Y , и дельта ,значит треугольник,и все расчеты одинаковы для обоих типов.
у Y подключение обмоток К БАТАРЕЕ РЕГУЛЕМ идет по 2 шт за момент времени, потому больше момент, но меньше обороты, у дельты за момент времени работает одна обмотка,момент меньше, обороты больше ,как правило дельта включение обладает большим током потребления примерно в 1.73 раза,и на 1.73 большими оборотами,поэтому некоторые производители и делают возможность включения обмоток и звездой, и треугольником, цена моторов одной серии с разными типами обмоток одинакова, разница только в том как соединены выходы обмоток
так же часто возникают вопросы по таймингу и рабочей частоте ESC
попробую описать расчет мотора с двенадцати полюсным статором и четырех магнитным якорем , по такой конструкции устроено большинство моторов средней мощности 36-40 серии,мощностью 2000-4000W
Давно валяется замкнувший LEOPARD 4074 2150KV
вот на примере его расчета
посчитаем под разные напряжения питания
4S=14.8в
31820 об/мин =спокойные покатушки
5S=18.5в
39775 об/мин =драйв
6S=22.2в
47730 об/мин =экстремал,никто ни за что уже не отвечает, но вполне возможно
- четыре полюса, инфа от производителя ,это
четыре магнита на якоре визуально,магниты очень легко посчитать, разобрав мотор, но можно и не делать этого, LEOPARD этого не скрывает 😁
3.количество лучей или правильнее зубьев статора,их видно внутри статора и очень легко посчитать вынув якорь, равен 12 штук, они должны обязательно быть кратны 3, значит 4 зуба на фазу, хотя бывают много полюсные аутранеры с некратным 3 количеством зубов
на конкретном примере PWM(Частота широтно-импульсной модуляции)
PWM(частота ШИМ)= Kw мотора * вольтаж мотора * количество МАГНИТОВ мотора (не путать с лучами обмотки мотора) /20 (число постоянно)
4S =2150 х 14.8 х 4 : 20 =6364кгц
5S =2150 х 18.5 х 4 : 20 =7955кгц
6S =2150 х 22.2 х 4 : 20 =9546кгц
отсюда вывод:
мотор,первые два пункта может работать на 8кгц на регуле ,но во втором пункте
практически на пределе, в третьем варианте будет недокручивать расчетные обороты ,
значит установки на регуле поставить не менее 10кгц, лучше 12кгц на все случаи жизни!😃
Обмотка статора имеет определенную индуктивность, которая замедляет рост тока в обмотке, и ток достигнет максимума через некоторое время.потому, чем больше индуктивность, тем больше надо ставить тайминг,потому и аутранеры с большей индуктивностью требуют и больший тайминг, как правило от 15 гр и выше и чтобы компенсировать эту задержку, переключение фаз выполняют с некоторым опережением. как в двигателе внутреннего сгорания, где выставляется угол опережения зажигания с учетом времени воспламенения топлива.
теперь приблизительно посчитаем ТАЙМИНГ ,это угол (измеряется в градусах) опережения включения нужной обмотки
360/количество лучей обмотки мотора (не путать с количеством магнитов!)=Х
360:12 =30
Затем Х/7=наименьшее значение тайминга
Х/5=наибольшее значение тайминга
30/7=4.29
30/5=6
оптимальный диапазон тамингов от 4 до 6 ,можно установить стандартные 7 градусов
как у Турниги марине 180а, например
вот и все!
кому лень разбирать 4 полюсный инранер,поставьте метку на валу или на цанге и посчитайте количество щелчков якоря за один оборот, ,их будет 12, как зубьев у статора
так же бывают и шести магнитные якоря, встречаются в мощных моторах от 6000W и выше,для увеличения крутящего момента на валу
например двигатели SSS и TP, 56 серии
особняком стоят широко известные и дорогостоящие двухполюсные моторы фирмы LEHNER, но там уже немного другая конструкция
если кому интересно стоит прочитать статью
www.avislab.com/blog/brushless02/
Серёга сделал Огромную работу - яб памятник поставил.😃
Спасибо! Извините, коль нарушил регламент…что в самом верху.
у дельты за момент времени работает одна обмотка
это не правда.
практически на пределе, в третьем варианте будет недокручивать расчетные обороты ,
тож не правда
У кого есть шестиполюсные моторчики- ставьте сразу тайминг 20 или 30 и получайте удовольствие.
яб памятник поставил.
не, пока поживу!😁
это не правда.
Игорь,я так считаю ,если что то находите неправильное, просьба делать цитату и сразу дополнять и исправлять,здесь должно быть все понятно и главное, ПРАВИЛЬНО!так же для всех кто хочет, что то выложить полезное , пожалуйста в тему, она и задумывалась как справочник для всех, и все имеют полное право сюда выкладывать информацию
Извините, коль нарушил регламент…что в самом верху.
Игорь,регламент один, достоверная информация,так что ждем поправок 😃
у дельты за момент времени работает одна обмотка
это не правда.
да, совершенно верно,ошибка, в треугольнике работают все обмотки
вот мною было собрано по крохам из разных источников и форумов, если что не так исправляйте
ЧАСТОТА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
PWM-Frequency. Есть значения: 8kHz / 9kHz / 10kHz / 12kHz / 14kHz / 16kHz - это частоты работы регулятора в зависимости от конкретного исполнения двигателя.Если частота много выше оптимальной - растут потери на коммутацию ключей в регуляторе, регулятор может излишне нагреваться. Если же частота много ниже оптимальной - растут индуктивные потери в моторе, нагревается двигатель.Идеальный вариант - знать точно какую частоту нужно выбрать для работы конкретного двигателя. Возможно в технических данных на двигатель который Вы используете есть такой рекомендованный параметр частоты. Можно (как вариант) расчитать частоту по ниже изложенной методике.
РАСЧЕТ ШИМ
PWM(частота ШИМ)= Kw мотора*вольтаж мотора*количество МАГНИТОВ мотора (не путать с лучами обмотки мотора)/20 (число постоянно)
Например для мотора Турниджи 2836 3700Kw:
PWM=3700*11,1*6/20=12321Гц (12кГЦ)
ВЫБОР ЧАСТОТЫ ШИМ
Зачастую в приводах определение положения ротора, измерения тока, напряжения и т.п. синхронизируют с сигналом ШИМ . Т.е. в определенные моменты с периодичностью, зависящей от частоты ШИМ сигнала.
Предположим ситуацию, когда, частота ШИМ 8 кГц, скважность 100% (полный газ), двигатель вращается со скоростью, при которой частота коммутаций тоже равняется 8 кГц. Т.е. от момента переключения ключей до следующего переключения проходит ровно один период ШИМ сигнала. Если скорость вращения возрастёт и частота коммутаций превысит частоту ШИМ, возникнет ситуация, при которой ШИМ сигнал будет удерживать ключи открытыми дольше необходимого и противодействовать вращению двигателя. Кроме того, измерение напряжения на свободной фазе синхронизированы частотой ШИМ сигнала, поэтому нет технической возможности вычислить скорость коммутации выше частоты ШИМ. Другими словами контролер теоретически не сможет управлять двигателем, если тот вращается со скоростью, при которой частота коммутаций превышает частоту ШИМ сигнала. Это только теоретические расчеты. На практике, желательно чтобы частота ШИМ в несколько раз превышала частоту коммутаций.
Например, имеем регулятор с частотой ШИМ 8 кГц, и двигатель с 14 магнитами.
Максимальная теоретически возможная частота вращения вала двигателя будет:
V=(Q/6/(N/2)*60);
Q — частота ШИМ в герцах
6 — количество коммутаций за один электрический оборот
N — количество магнитов
60 — количество секунд в минуте
V=((8000/6/(14/2))*60) = 11428 об/мин.
Двигатель с 28 магнитами:
V=((8000/6/(28/2))*60) = 5714 об/мин.
Т.е. если вам нужно управлять многополюсным двигателем на высоких оборотах, придется использовать регулятор с более высокой частотой ШИМ.
Например, чтобы раскрутить двигатель с 24 магнитами до 10000 об/мин понадобится регулятор с частотой ШИМ не ниже 24 кГц. Нужно так же помнить, что чем выше частота ШИМ, тем больше переходных процессов происходит на ключах за единицу времени. Это может привести к увеличению потерь и к увеличению тепловыделения на ключах.
Т.е. от момента переключения ключей до следующего переключения проходит ровно один период ШИМ сигнала. Если скорость вращения возрастёт и частота коммутаций превысит частоту ШИМ, возникнет ситуация, при которой ШИМ сигнал будет удерживать ключи открытыми дольше необходимого и противодействовать вращению двигателя.
Всё зависит от реализации прошивки. В хороших регуляторах, переключения секторов BLDC осуществляются независимо от периодов сигнала ШИМ. Вооружитесь осциллографом и посмотрите сигналы в фазах например регулятора фирмы CastleCreations, там будет очевидно, что переключение происходит относительно перехода через ноль, никакой дискретности относительно периода ШИМ там нет.
Кроме того, измерение напряжения на свободной фазе синхронизированы частотой ШИМ сигнала, поэтому нет технической возможности вычислить скорость коммутации выше частоты ШИМ.
Вы забыли о наличии практически во всех регуляторах компараторов, которые формируют прерывания по переходу напряжения свободной фазы через ноль, после чего формируют прерывание, никак не связанное с дискретностью измерений АЦП. А даже если эта задача возложена на АЦП, то разработчики могли задействовать ещё один таймер, работающий на частоте в N раз выше, чем частота ШИМ, и запускать АЦП по сигналу от этого таймера. Вообщем техническая возможность как раз таки есть.
Игорь,регламент один, достоверная информация,так что ждем поправок
Сергей, вы уже сами всё и поправили!
К вам как ТС нет никаких вопросов- тема оч правильная!
Но иногда … в узком месте находятся некоторые ньюансы…, что тож полезно знать как реализовано. (ну кому интересно)
Вот другой Сергей частично ответил- как.
Я уж не говорю про некоторые прибамбасики, что выручают и уже были обкатаны в гонках, теми кто смог написать софт для контроллера.
Костюк- пользовал изменение тайминга по 3му каналу с дискретной кнопки.
Турнаев- заложил включение реверса через 3 секунды после потери сигнала с передатчика
Матвеев - экспериментировал с динамическим таймингом- что работало до 1 град по точности- по осцилу. С любой нужной кривой.
Если честно… чтот снова захотелось за паяльник взяться, хотя он мне и на работе надоел…😃
Турнаев- заложил включение реверса через 3 секунды после потери сигнала с передатчика
а зачем?
Но иногда … в узком месте находятся некоторые ньюансы…, что тож полезно знать как реализовано. (ну кому интересно)
очень даже интересно!
пара таблиц ,проволока для перемотки моторов,диаметр , сечение одинарное и жгута , допустимые токи
а зачем?
Это просто Игорь немного неверно описал работу этой системы. 😃
Речь идёт о системе автоматического освобождения воткнувшейся в дно водоёма модели.
У Эко Эксперт иногда возможны заныривания, при которых модель на мелком водоёме втыкается носом в ил, поэтому я сделал на своём регуляторе специальную систему.
В случае, если модель находится носом вниз под углом до 45 градусов, при отсутствии движения и отсутствии сигнала с передатчика, модель самостоятельно делает несколько рывков задним ходом с нарастающей длительностью и мощностью, для освобождения. Когда регулятор засечёт движение и переход в горизонтальное положение или подъём носа вверх, либо появится сигнал передатчика, система перестаёт работать.
Основано это естественно на трёхосевом акселерометре и трёхосевом гироскопе.
Просто моя модель предыдущего поколения утонула как раз по этой причине на тренировке, впрочем это оказалось к лучшему, я избавился от всех сдерживающих факторов когда построил новую. 😃
Помимо этого есть светодиодная мигалка из шести светодиодов суммарной мощностью около 20Вт, её проверка показала, что вспышки видно в абсолютно мутной воде на глубине 3 метра с расстояния 10 метров, но только вечером или в облачную погоду, днём видимость хуже. Работает просто, после включения с задержкой в 30 минут, когда модель гарантировано должна закончить заезд, делаются короткие вспышки с периодом в 10 секунд. Уже не помню точно, на какое время рассчитано, но чёт около суток при наполовину заряженном аккумуляторе.
Выход на серву для выброса аварийного буя тоже предусмотрен, правда буй этот я так и не реализовал.
О рабочих режимах думаю говорить нет смысла, используются самые современные алгоритмы. Я в конце концов не занимаюсь рекламой своего регулятора, поскольку никому его не продаю. 😃
Костюк- пользовал изменение тайминга по 3му каналу с дискретной кнопки.
Матвеев - экспериментировал с динамическим таймингом- что работало до 1 град по точности- по осцилу.
да, вот это нужное решение! от него во многом зависит максимум эффективности привода
Делаю гибкий вал. Вопрос чем лучше закрепить наконечник на 1 мм спице - лактайт или припаять припоем или серебром? Понимаю что вопрос делитанский но только в копиях другие проблемы.
лактайт или припаять припоем или серебром?
Лактайт, на Ф1 до кг. валы используют 1,2 мм и все клеят, да и на Эко то же.
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА НЕ ЗАДАВАТЬ ЗДЕСЬ ВОПРОСОВ И НЕ ЗАСОРЯТЬ ТЕМУ СЛОВОБЛУДИЕМ!,
Парни,я же просил не засорять тему вопросами,это только для справочных данных!
а мне нужно было дробные для перевода размеров с английского
чертежа в метрические.
я пользуюсь таким универсальным конвертером ,дробные тоже берет, под фото файл скачайте,разархивируйте,ярлык на рабочий стол,конвертер работает без установки на комп
Привет всем!
Сергей, оно конечно хорошо в программке.
Но не всегда удобно. Когда сидишь рисуешь и переводишь размеры, проще глянуть на листочек отпечатанный.
Стоят у меня подобные программки и понимают дробные значения. Ну это кому как.
Всем пока, пока, пока.
проще глянуть на листочек отпечатанный.
согласен!себе тоже скачал,сгодиться!
монстры от TP motors
не удержался, купил пришли, очень дешевые, сделано отлично, может кому надо
www.ebay.com/itm/161859699302
обычно средняя цена около 4$
Этот продавец мало куда отправляет.
Этот продавец мало куда отправляет.
я просил только по делу писать,не моя вина что вашей страны там нет, возьмите в другом месте выбор велик