простая ECO mini за один день
Класс мини ЭКО задумывался в первую очередь как доступный для начинающих моделистов, в первую очередь юниоров.
И вот как только в нем начал намечаться некоторый прогресс, зазвучали недовольные голоса: “да чем он проще большой ЭКОшки”, “детям это не осилить”, “да это ж такие деньги” и т.д.
Вобщем начал сумлеваться - а вдруг действительно все так сложно. Так появилась идея сделать мини, повторить которую мог бы при желании каждый, не прибегая к сложным технологиям в условиях не особо обеспеченного клуба или домашней мастерской.
В итоге, получилась лодочка с вполне удовлетворительными ходовыми качествами. На постройку модели (вместе с разработкой) ушел один день. Постараюсь более-менее подробно описать процесс - вдруг найдутся желающие повторить.
Корпус было решено сделать из листового материала. Остановился на вспененном ПВХ толщиной 1 мм (такой применяется в производстве рекламы) - материал этот имеет низкий удельный вес и достаточно дешев - около 100 руб/кв.м. (на корпус нужен кусок примерно 0,4х0,4)
В принципе подойдет и любой другой тонкий листовой материал - полистирол, фанера , вплоть до картона с последующей пропиткой водостойким лаком или разведенной эпоксидкой.
Выкройки разверток корпуса получены в программе CARENE, о которой на форуме уже не раз упоминалось. После доработки в Corel и изменении размеров корпуса до необходимых, выкройки были напечатаны на бумаге и далее перенесены на пластик (транец для повышения жесткости сделан из двухмилимметрового ПВХ).
В прилагаемом архиве - развертка корпуса и теоретический чертеж.
После переноса выкроек корпуса на пластик, развертка вырезается макетным ножом. Переносить раскрой на материал и вырезать следует крайне аккуратно, от этого зависит точность сборки в дальнейшем. В кормовой части (от мидель-шпангоута до транца развертка не разрезается, по линиям в этой части лишь продавливаются будущие места сгибов. Сворачивать корпус из одной развертки проще, чем клеить из отдельных поясов обшивки, выкройки которых изначально получаются в CARENE.
Сворачивание и склейка корпуса идет от кормы к носу и снизу-вверх. То есть сначала развертка сгибается по линии киля примерно на нужный угол и к днищу приклеивается транец. Далее носовые части днища сводятся по килевой линии и фиксируются скотчем. После этого стык проклеивается изнутри клеем (для ПВХ использовал циакрин).
С “обшивкой” бортов и верхушки поступают так же.
После склейки развертки, корпус имел вид, несколько отличающийся от теоретического чертежа - в верхней части борта сместились друг к другу, особенно в носовой части - это обусловлено упругостью материала корпуса и отсутствием каких либо шпангоутов, кроме транца. С данным явлением удалось довольно легко справиться установкой поперечного бимса (из 2-мм ПВХ) под палубой в носовой части, там где кончается люк для доступа в модель. Носовая треугольная часть “палубы” вырезана по месту и приклеена к боковинам верхушки и наполовину заходит на бимс, который также служит опорой для крышки люка. По бокам люка также приклеены опоры для крышки, придающие дополнительную жесткость.
Пришло время “начинять” модель
Начинка использована самая доступная, за исключением тех деталей, которые уже лежали готовые, и переделывать их в упрощенном виде просто не было смысла (для них будут даны упрощенные варианты). Схема сборки будет приведена ниже.
Итак, по порядку:
- дейдвуд - латунная трубка диаметром 5 мм (4 внутренний). Можно использовать трубку от телескопической антенны (желательно не со своего передатчика 😉 ) подходящую по размеру. К трубке припаяна пластина из латуни - кронштейн, повышающий жесткость системы дейдвуд/корпус.
-моторама - текстолит 2 мм, можно использовать качественную фанеру примерно такой же толщины. В мотораме делается три отверстия - одно под “носок” мотора - 10 мм и два крепежных - по 2,5 мм.
Дейдвуд и мотораму для обеспечения соосности желательно вклеивать одновремено, особенно если для передачи вращения с мотора на гребной вал используется жесткая муфта. Делается это так - к мотораме прикручивается “муляж” мотора, имеющий посадочные размеры обычного 400, но с отверстием 4 мм по оси вала. В это отверстие вставляется ровный 4-мм-овый пруток, на который надевается дейдвуд (если его внутренний диаметр больше 4 мм, устанавливаются соответствующие втулки). Далее моторама и дейдвуд, соединенные таким образом, устанавливаются в корпус (под дейдвуд естественно должно быть заранее прорезано отверстие) и прихватываются циакрином. После удаления установочных элементов стыки проклеиваются более основательно - я использовал тот же циакрин с присыпанием микросферой (можно использовать вместо микросферы тальк) - вообще в этой лодке нет ни капли вредной для здоровья эпоксидной смолы.
После вклейки дейдвуда в него устанавливаются втулки из бронзы или фторопласта, в которых вращается вал. Бронзовые втулки приклеиваются анаэробным клеем для циллиндрических соединений (в моем случае DoneDeal) или припаиваются.
Для передачи вращения с мотора на гребной вал применена жесткая муфта. Если нет возможности выточить муфту качественно с обеспечением хорошей соосности, лучше применить гибкое соединение валов, например пружинное (требования по соосности валов в этом случае ниже - процесс вклейки дейдвуда также можно упростить)
Гребной вал из 2-мм стальной проволоки (можно взять спицу от велосипеда), с переходником на резьбу М4 (ее имеют стандартные винты). Можно сделать вал сразу 4 мм - тогдаотпадет надобность в точеном переходнике (дейдвуд в этом случае нужно делать толще).
Гельмпорт сделан из той-же трубки, что и дейдвуд. На его концах две втулки, диаметр баллера руля 3 мм, перо руля- из латунной пластины.
Крепление под рулевую машинку сделано из того же материала что и корпус, кстати в угоду доступности серва была установлена стандартая. Крепится саморезами.
крепление аккумуляторов - с помощью нейлоновой стяжки, проходящей через сплющенную латунную трубку (ту самую, что осталась от дейдвуда/гельмпорта)
антенна - пластиковая трубка с наружным диаметром 3 мм (использовалась готовая антенна от куёшевской машинки, найти подходящую замену думаю реально), с пропущенным внутри проводом антенны приемника, вставленная в крепление из латунной трубки внутренним диаметром 3 мм. Такая же использована для изготовления забора/выброса охлаждния.
Вот вроде и все. На всей модели минимум точеных деталей - в принципе можно обойтись имея только точеные втулки в дейдвуд и гельмпорт, да и их при большом желании можно сделать без токарного станка (это я к тому что особого оборудования для постройки лодки не требуется)
Построить такую модель вполне по силам начинающему моделисту (может быть не за день конечно, но за достаточно короткий промежуток времени), при этом по себестоимости катерок легко укладывается в $10 (без аппаратуры, мотора и аккумуляторов)
Ходовые испытания показали, что лодочка бежит очень даже неплохо! Может быть есть смысл немного поднять линию скулы и увеличить килеватость. Но это все частности - в целом впечатление хорошее.
rutube.ru/tracks/131230.html?v=ee3bbf96820e4060271…
Если у кого-то возникнет желание повторить, хотелось бы услышать отзывы после постройки. Если возникли вопросы, по мере сил отвечу.
А для тех кому и эта лодочка покажется сложной, следующую попробуем свернуть из газеты 😉
Полностью согласен, что подобного рода аппарат можно изготовить очень быстро не прибегая к большим затратам , но есть некоторые но … Не имея опыта в караблестроении и моделировании, почитав этот форум собрал корпус похожего рода катера за два дня. Делал конструкцию из бальзы пропитывая вредной для здоровья эпоксидкой согласно черетежам скачанных тут же. Вышло все замечательно, главной целью было минимум затрат. Когда дело дошло до начинки начались сложности. Силовой агрегат предполагается использовать speed 480 за 5 минут для него была выточена моторама из текстолита, найдена трубка от телевизионной антенны для изготовления дейдвуда. Два дня искал столь часто упоминающийся материал фторопласт для изготовления втулок ,обошел все ближайшие сантехнические и хоз. магазины в большенстве которых на меня смотрели с широко открытыми тглазами типа «на фига он вам? это прошлый век и все прокладки уже делаюся из другого». В итоге пришлось заехать на строительный рынок и там у какого-то дедка нашлась сантехническая прокладка из фторопласта. Это я к тому что очень просто написать «берете фторопласт и режете из неё втулки для дейдвуда и т.д.» а в жизни его еще надо поискать. Если кто знает где он доступно для изъятия применяется напишите плз. Но это всё мелочи жизни по сравнению с проблемой соединения двигателя с гребным валом. Вал двигателя имеет диаметр 3,17 а свинченная спица с велосипеда 2 мм. В пяти модельных магазинах ни чего для соединения этих деталей не обнаружилось(карданов нет в наличии, муфты остались не тех размеров, да жаба давит за 3 см железа 300 рублей отдавать) И процесс встал! Подробного мануала по изготовлению гибкого соединения из каких то пружин не нашел. Прочитал, что можно использовать цангу от циркуля как-то ,но тоже ни чего подробного. Пошел в близлежащие маталоремонты « Товарищи! выточите мне муфту с отверстиями 3,17 -2 мм ,понятное дело за деньги» был послан далеко во всех 4 пунктах. Короче говоря вот вам сборка модели за 1 день 😃 . Буду благодарен тем кто поможет сдвинуть дело с места по средствам подробного описания соединения вала двигателя с гребным валом без использования токарного станка, загран. инет. магазинов. А в остальном согласен, что если всё есть от старой лодки нет проблем сбацать корпус за денек и к вечеру уже рассекать. 😃
Полностью согласен, что подобного рода аппарат можно изготовить очень быстро не прибегая к большим затратам , но есть некоторые но … Не имея опыта в караблестроении и моделировании, почитав этот форум собрал корпус похожего рода катера за два дня. Делал конструкцию из бальзы пропитывая вредной для здоровья эпоксидкой согласно черетежам скачанных тут же. Вышло все замечательно, главной целью было минимум затрат. Когда дело дошло до начинки начались сложности. Силовой агрегат предполагается использовать speed 480 за 5 минут для него была выточена моторама из текстолита, найдена трубка от телевизионной антенны для изготовления дейдвуда. Два дня искал столь часто упоминающийся материал фторопласт для изготовления втулок ,обошел все ближайшие сантехнические и хоз. магазины в большенстве которых на меня смотрели с широко открытыми тглазами типа «на фига он вам? это прошлый век и все прокладки уже делаюся из другого». В итоге пришлось заехать на строительный рынок и там у какого-то дедка нашлась сантехническая прокладка из фторопласта. Это я к тому что очень просто написать «берете фторопласт и режете из неё втулки для дейдвуда и т.д.» а в жизни его еще надо поискать. Если кто знает где он доступно для изъятия применяется напишите плз. Но это всё мелочи жизни по сравнению с проблемой соединения двигателя с гребным валом. Вал двигателя имеет диаметр 3,17 а свинченная спица с велосипеда 2 мм. В пяти модельных магазинах ни чего для соединения этих деталей не обнаружилось(карданов нет в наличии, муфты остались не тех размеров, да жаба давит за 3 см железа 300 рублей отдавать) И процесс встал! Подробного мануала по изготовлению гибкого соединения из каких то пружин не нашел. Прочитал, что можно использовать цангу от циркуля как-то ,но тоже ни чего подробного. Пошел в близлежащие маталоремонты « Товарищи! выточите мне муфту с отверстиями 3,17 -2 мм ,понятное дело за деньги» был послан далеко во всех 4 пунктах. Короче говоря вот вам сборка модели за 1 день 😃 . Буду благодарен тем кто поможет сдвинуть дело с места по средствам подробного описания соединения вала двигателя с гребным валом без использования токарного станка, загран. инет. магазинов. А в остальном согласен, что если всё есть от старой лодки нет проблем сбацать корпус за денек и к вечеру уже рассекать. 😃
Непарься, а купи цангу у Суботина М. или у Громова Е., из г.Днепропетровска.
Они у Вас на чимпионатах частые гости.
… сдвинуть дело с места по средствам подробного описания соединения вала двигателя с гребным валом без использования токарного станка, загран. инет. магазинов.
простейший вариант сопряжения валов - пружина. Допустим имеем два вала разного диаметра - например 3,17 и 4 мм, или 3,17 и 2 мм. Находим пружинку диаметром соответствующем большему (от авторучки или какого либо бытового прибора - пружина должна работать на сжатие, т.е. с промежутками между витками и достаточно жесткой; еще она должна сжиматься а не раскручиваться при вращении в нужном направлении). На меньший диаметр припаиваем отрезок латунной трубки (всякие-разные продаюцца в Москве например в модельном магазине на Братиславской ) соответственно 3,2х4 или 2х3 и к ним припаиваем пружину, предварительно счистив с нее покрытие ; можно обойтись и без трубки, намотав на меньший диаметр нужное количество тонкой медной проволоки (ее можно выдрать из компьютера, там ее много 😉 ). Описанная выше лодка предпологает установку 400 мотора - там вал 2,3, если при этом гребной вал 2 мм, то переходники не нужны, можно найти пружину, плотно надевающуюся на оба вала.
Што до фторопласта, на строительных рынках в нужном виде его действительно вряд-ли найдете (хотя любимая всеми сантехниками “лента ФУМ” - это именно он). Но, есть еще и Митино и возможно другие “железячные” рынки, или их уже “упорядочили”? - по крайней мере в регионах у дедушек все можно купить (а металл, ту же бронзу или люминдий можно поискать в приемках цвет-мета, если в столице такие сохранились)
PS Еще один источник материалов - магазины типа OBI, Castorama - многие модельные вестчи там стоят на порядок дешевле, чем в модельных магазинах.
Здравствуйте.
Интересная и довольно шустренькая моделька получилась 😃
Хотелось бы узнать: какая скорость у катерка ??? (хотя-бы примерно)
to Krut
можно посмотреть цанговый патрон для минидрели в магазинах типа “радиотовары”, с посадочным отверстием 3мм
Вал на двигателе на самом деле не 3.17, а 3.15, поэтому сверлю сверлом 3.1 и получается как раз то что надо.
Фторопласт, капролон, алюминий, бронзу и прочее ищите на базах снабжения в Москве их должно быть очень много
to Navix
а минилодка просто класс
Про автомагазины не забывайте !
Скорость примерно 10-15км в час (на глаз) 😃
Скорость примерно 10-15км в час (на глаз) 😃
Ну вот…, человек старался, делился информацией, а вы его так опустили…
Мини меряли радаром - на стандартном моторчике 30-33 км\ч
Думаю что здесь не на много отличается.
Ну вот…, человек старался, делился информацией, а вы его так опустили…
Мини меряли радаром - на стандартном моторчике 30-33 км\ч
Думаю что здесь не на много отличается.
ну может не 33, но и не 10 точно - просто скорость “на глаз” отследить сложно, особенно когда одна лодка и без дистанции
Алексей видел это вживую, наверно по его ощущениям так, особенно после большой ECO.
ЗЫ Кстати на видео почему-то действительно скорость кажется больше (не только у этой лодки), хотя запись не" обрабатывалась" 😊
Прикольный корпусок/посудинка - надо распечатку темы с чертежами в местный ДП судо кружок отнести - быть могет кого заведёт.
выточите мне муфту с отверстиями 3,17 -2 мм
Ну мне токарь как-то выточил парочку и свёрел 1/8" у него не было. Главное - найти не зажравшегося токаря на большом заводике, а не рыночного барыгу.
Буду благодарен тем кто поможет сдвинуть дело с места <> без использования <> загран. инет. магазинов.
Ну а “потерять девственность” с закупкой у буржуев всё-таки не помешает. Оно страшно только в первый раз, потом привыкаешь, и даже - нравицца.
К примеру на Башне Цанга на 1/8" за $3 ну и наборчик дюймовых свёрел за $9 ну или наборчик свёрел с ручками за $9.
Сверло на 1/8" потребуется лишь для чистового прохода после 3.1 мм - должно долго прослужить.
Хотя такая закупка - это уже стратегическое планирование, за день справится нереально. Зато можно много всякого барахла найти.
Tayfun Дата Aug 8 2007, 19:56 Непарься, а купи цангу у Суботина М. или у Громова Е., из г.Днепропетровска.
Они у Вас на чимпионатах частые гости.
😃😃
Всем большое спасибо за подробности! очень полезная информация особенно для новичков в этом деле, побольше бы её
А мне понравилось даже очень. Как-то ради скуки за ночь сваял сыну лодочку из потолочных плит в два слоя нечто похожее.
А вот если бы еще кто сделал развертку корпуса чтобы ПДФ на А4 распечатать была возможность, так вообще красота была бы. Не у всех же есть возможность с разными программами работать или еще чего.
Автору большой респект.
Ну мне токарь как-то выточил парочку и свёрел 1/8" у него не было. Главное - найти не зажравшегося токаря на большом заводике, а не рыночного барыгу.
К примеру на Башне Цанга на 1/8" за $3 ну и наборчик дюймовых свёрел за $9 ну или наборчик свёрел с ручками за $9.
Сверло на 1/8" потребуется лишь для чистового прохода после 3.1 мм - должно долго прослужить.
Хотя такая закупка - это уже стратегическое планирование, за день справится нереально. Зато можно много всякого барахла найти.
Привет всем!
Поддержим отечественого производителя “сверлительного” инструмента. 😃
Берем микрометр (беру для этого дела цифровой) и вперед по магазинам. Под ходишь к прилавку и говоришь мадам желаю приобрести сверла нужного размера и просишь её выложить все сверла нужного размера. Так вот себе подобрал комплект сверла от 3,15 до 3,19мм через 0,002мм стоимостью каждого по 18 отечественых рублей. Люди не верьте что написано на сверлах, их нужно мерить. Просто их делают такие же люди как и мы. 😜
Всем пока, пока, пока.
вот дешевый и очень простой способ соединения вала двигателя и вала винта
берешь кусок стержня от простой шариковой ручки подходящего диаметра надеваешь на вал мотора и на вал винта а сверху на них одеваешь обычный топливный кембрик и вего делов
А можно посмотреть, где расположен водозабор.а чем можно заменить фторопластовые трубки или как их сделать в доиашних условиях?