Проектирование пассажирского Bombardier CRJ-200 размахом 1.6м EDF
Здесь основной материал - фанера. “Лёгкая” и березовая.
Лёгкая - это и есть бальза. С потолочкой связываться точно не буду.
Шпангоуты урежу, сделаю потоньше. Не силовые это элементы. Обшивку добавлю.
Облегчения - в последнюю очередь. Они требуют много времени. И в случае переделок это время потратится зря. (Уже обжегся на этом)
Главная задача - заявил о себе, будь добр делай дело, доводи до конца.
Большой самолёт я давно хотел построить и запустить. Так что рано или поздно я всё равно подниму его в воздух. Пусть даже и долгострой.
PS: Симбайкер симбайкера видит из далека! ))
PS2: Встретимся обязательно, я очень хочу взглянуть на Ваш ЯК-42.
Максим если фанеру будете резать лазером что вам мешает сделать раскрой и потолочку тоже под лазерный “нож” пустить.
Узнавал в рекламном агенстве - пенопласты они не любят.
Бальза так бальза!! Шпангоуты из березовой фанеры 3-5 штук - на месте привязки крыла и шасси (если грамотно усилить, можно обойтись и тополем), все остальные шпангоуты на данном масштабе вполне достаточно бальзы 2,5 мм толщиной. Стрингера с шагом 50 мм достаточно 4х4 мм плотная бальза. Обшивка 1,5-2 мм за глаза. Стекло 18 г/кв.м. или монокот. Оперение целиком бальза. Центральный штырь угольная трубка 12-15 мм диаметром. При таком подходе будет не больше 4 кг. Я бы примерно так начал думать
В этом направлении и буду двигаться.
А стрингера в передней и задней части модели не будут ломаться при изгибе? Там достаточно сильная крутизна.
Как крепить ретракты? К фюзеляжу на вынесенные крепления. При этом при установке крыла вся система креплений и ретрактов будет “входить” в разрез в крыле.
Или к крылу? Тогда придется устанавливать дополнительные центральные штыри?
По ретрактам - это выбор конструктора. В данном масштабе можно сделать центральную часть крыла заодно с фюзеляжем (та часть, гда закрылок нестреловидный). Бальзу при желании можно в узел завязать. Тут может вполне хватить простого вымачивания в воде
Тут может вполне хватить простого вымачивания в воде
Или в спирте, новый год же скоро 😉
Тот самый редкий случай когда годится паленая водка. Хотя спирт конечно лучше для листовой бальзы, на рейки и воды хватит.
С наступающим всех!!!😁😁😁
Бальза так бальза!
Настоятельно рекомендую оставить эту глупую затею.
Подкорректировал модель под рекомендации:
Силовые элементы в такой конструкции не нужны?
Настоятельно рекомендую оставить эту глупую затею.
Вы делаете пенопластовые проекты и выглядят они очень красиво. Читал ваши темы. Причем давно.
Понятно, что бальзолёты тяжелее пенолётов. Но не на столько, чтобы становиться стендовой моделью?
Вы делаете пенопластовые проекты
Вообще-т это только последние проекты. До них были бальзовые. Самолет из бальзы с минимальным применением фанеры получается в 3-4 раза тяжелее самолета из депроновой потолочки. Это без учета веса бортовой электроники. Для винтового это не принципиально, а для импеллерного может оказаться смертельно. А как вы собрались делать, так это скорее всего и будет стендовая модель. Гляньте вот здесь banned link . Это так сделан винтовой самолет. А если приколбасить к нему импеллеры, то к весу планера добавится некислый вес импеллеров + вес мотогондол. Они тоже хороший вес имеют. По сути планер утяжелится как минимум на полкило (с 2 моторами), в реале же на все 700-800 грамм, а если учесть, что нам понадобится тяга не менее 0,8, это 4кг как минимум, значит нужна будет мощная и тяжелая батарейка, весом от 1 до 1,5кг возможно в ущерб полетному времени, лиш бы эта конструкция полетела. Итоговый вес будет уже не 3,5 а все 5, а то и 6 кг. Вряд ли он полетит с таким весом.
Костя, не драматизируй так. Человек только от пленки одумался, а ты ему бальзу зарубаешь.
Максим, попробуйте проработать в SW конструкцию в соответствии с рекомендациями, то есть убрать лишние шпангоуты, сделать максимум облегчений. Не стоит использовать березовую фанеру, там будет достаточно легкой, тополевой. Если получится добиться нагрузки 60-65 г/дм2, летать будет отлично. С бальзой нужно научиться работать, при правильном проектировании можно добиться лучших результатов.
не драматизируй так.
Я открываю человеку глаза на реальность. А ты думаеш, че это я из потолочки самолеты строгаю??? Наверно не просто так. Там вес батарейки составляет почти 40% от общего веса модели. Шасси достаточно тяжелое, импеллеры хороший вес имеют. Бальзовый самолет не исключение, только он будет еще тяжелее, особенно если проектировать его под лазерную резку и крупнодетальную сборку. Зачем там стрингера, убей не пойму. Прочности бальзовой корки с головой хватает для полетов и перевозки, а при ударе об землю все рассыпется, как ни укрепляй. Оптимально будет наставить облегченных шпангоутов через 85-100мм и оклеивать бальзой как в последней ссылке. Держите еще ссылку, мож пригодится. rcopen.com/forum/f131/topic226365
Следующий мой проект - гибрид бальзы с потолочкой. Он уже начат, но из-за отсутствия клея Титан и закрытых магазинов где его продают, проект завис.
Товарищи, поздравляю с новым годом! Счастья, здоровья, творческих успехов и мягких посадок!
Теперь по теме:
может тогда компромиссный вариант — карказ бальзовый , а обшивка… 😦 потолочная?
По весу выйгрыш в ~4 раза.
Прочности хватит?
Не в прочности дело, а в выносливости. Тут есть такой вариант с оклейкой стеклотканью самолета из потолочки. Нужно только аккуратно все сделать, вывести максимально ровно, чтобы осталось только скрыть структуру стеклоткани. На данный момент, я хочу попробовать сделать фюзеляж и хвостовое оперение из потолочки, оклеить стеклотканью, вывести под покраску и соответственно покрасить, а крыло сделать из бальзы. Почему крыло? да потому, что оно будет дольше сохранять свою форму и профиль в процессе эксплуатации. С другой стороны, в случае сильного крэша оно скорее всего выживет полностью, его спасет фюзеляж, который развалится к чертовой матери. Да и если подумать, то крыло современного лайнера не такое уж большое и его вес достаточно мал по отношению к полному весу модели, чего не скажеш про фюзеляж. Лишние 100 грамм от бальзового крыла на полет не особо повлияют, а фюзеляж надо стремиться делать как можно легче, ведь туда еще батарейку закладывать и тяжеленные импеллеры устанавливать.
Делать смешанную конструкцию в пределах 1 крупной части самолета нет смысла. Сами подумайте: бальзовый каркас и обшивка из потолочки не будут нормально жить друг с другом. Каркас будет рвать потолочку. Для крыла это совсем не годится. На фюзеляже, надо стремиться к жесткой обшивке и минимуму всяких каркасов, тк обшивка как наиболее удаленный от центра элемент воспринимает наибольшие нагрузки. Поэтому если обшивка потолочка, то каркас тоже потолочка. Можно каркас потолочка, а обшивка бальза. Я делал как-то выклейку обшивки из бальзы вообще без каркаса (см ссылку Боинг-737, на подобной болванке, только не из бумаги, а из бальзы). Потом вставил 4 шпангоута из фанеры на места крепления крыла, шасси и стабилизатора, и этого было достаточно.
Чтобы картина с весом выглядела реалистично, предложите СВ посчитать вес клея и сразу добавьте туда 700гр на батарейку, 500 на импеллеры и 300 на шасси. Клей по моей практике добавляет ок. 200гр к общему весу и обшивка из пленки примерно 300-350, если зашивать весь самолет.
Тогда, развиивая тему… Хм… сделать бальзово-фанерный карказ очень тонким, хрупким, легким, с малым количеством шпангоутов. Эта система будет служить формой для обшивания потолочкой. Поверх оклеить стеклотканью (придется осваивать технологию…) для прочности.
Вот карказ, можно ещё утоньшить:
Расчет веса получается такой:
(В мечтах хотелось бы чтоб так получилось)
Сейчас тогда буду облегчать фюз.
PS:
Массовые плотности для расчета сейчас такие:
Фанера береза 600 кг/м3
Фанера легкая (материал шпангоутов) 300 кг/м3
Рейки бальзовые для стрингеров 400 кг/м3
Потолочка 4 мм 27,5 кг/м3
- к этому добавлю % клея
На всю фанеру накиньте 100г. А для бальзовых стрингеров 200 - это самая дубовая бальза. Для каркаса вполне сгодится 150. При всех вариантах лучшим в моем понимании было бы сделать обшивку из бальзы без каккаса или с его минимумом, как сказал Костя. В потолочку оклеенную стеклотканью я лично не верю. Много пробовал - фуфло это все. Стекло тоньше 150 мкм собственной жесткости не имеет, а потолочка сама по себе очень мягкая. И все образцы, что я оклеивал тонким стеклом деформировались идентично голой потолочке. Может что-то не то делал, но опыты прекратил. Ушел в бальзу. Но по части материала согласен - смешивать при классической технологии пену и бальзу нет смысла. Либо тетрис со стеклом, либо тетрис+бальза+стекло. Других вариантов иметь и пену и бальзу в конструкции не вижу.
Повторю еще раз: не надо фанерный каркас обшивать потолочкой. Это материалы с разной вязкостью, более твердый будет ломать более рыхлый. Вязкость материалов должна быть подобной. Т.е. дерево к дереву, стекло к карбону и тп.
В потолочку оклеенную стеклотканью я лично не верю.
А че в нее верить? надо сделать каркас, чтоб обшивка не продавливалась. Причем ставить шпангоуты не реже 75мм, а чтобы конструкция была легче, делать шпангоуты из шариковой потолочки. Она на 30% легче депроновой.
Может для большой модели и пох из чего фюзеляж сделан, а маленькая очень чувствительна к любым просчетам.
А для бальзовых стрингеров
Их вообще выкинуть к чертовой матери. Нах этот лишний вес? Я ж вроде чуть выше разместил ссылки как сделать бальзовый фюзеляж. Что там такого сложного? Там же есть весовые данные. Твердости обшивки хватает с запасом, как для полетов, так и для переноски-перевозки.
2 GT_PRO : На шасси надо не 180 грамм закладывать, а все 350 и это минимум. Как дойдет суть до дела, сами увидите. Чисто бальзовый корпус без крыльев и мотогондол будет весить в районе 1700-1800 грамм после зачистки наждачкой, но без обтяжки, если сделаете как я советовал. Это проверено.
Моторы 80гр не пойдут, слишком слабы они для такого плана самолета. Как минимум 100-120 гр аутраннер, или 150-170 гр инраннер. Или импеллер в сборе 240 гр. Если алюминиевый. Такой к примеру banned link реальный вес около 220 гр, а лучше нечто более мощное banned link у меня 1 подобный был, вес 240 гр, тяга 1,6 кг на 6 банках и ток 40А. Вес импеллера дан без учета веса мотогондолы. Туда еще грамм по 50-80 можно накинуть. + лонжероны для их навески.
Нагрузку на крыло можно смело увеличивать до 75-90 гр, без опаски за летные качества модели, но только при наличии хорошей ВПП, иначе будут проблемы с шасси, как их не укрепляй. У меня первые модели грузовиков летали с в 2 раза большей нагрузкой и не жаловались.
Да… Задали задачку…
А если стрингеры тоже похлипче сделать, только лишь для поддержания формы в момнет обшивания?
Обшивать бальзой не 2 , а 1 мм. А стекло потолще?
Обшивать бальзой не 2 , а 1 мм. А стекло потолще?
Обшивать бальзой 1,5 или около, стекло самое тонкое. Все.
Насчет стрингеров все написано в ссылках по Ан-140 и в ссылке в мой блог. Перечитайте еще раз. Там как раз и будут аналоги стрингеров, цель которых помочь сборочному процессу, их хорошо видно на фото. Они делаются из полосок бальзы шириной 6мм и толщиной не более 1,5мм. По сути из обрезков. Длина такая, чтоб можно было вставить между шпангоутами и подклеить с обратной стороны обшивки. Не забудьте хорошенько прошлифовать фюзеляж после завершения работ по обшивке. Грамм 100-120 скинете, но не увлекайтесь.
Всегда удивлялся как ты можешь зашивать практически без каркаса… Хотьбы видеомануал какой сочинил…
На следующем бальзовом проекте попробую сочинить.
Если поможет, глянь еще фото rcopen.com/forum/f124/topic297648/41 там фюзель несколько проще, мож кой-что прояснится.