Самострой Ан-26 как двухмоторный тренер - вопросы и не только
…не стоит так заморачиваться второстепенными вопросами…Винты можно поставить большего шага, можно серии SF, можно какие есть - ну и пусть будет небольшой недогруз. Разнесение мотогондол под 9" винты, т.е грубо на 1.3 см серьёзной разницы моментов не даст и на прочность центроплана особо не повлияет.
Я планировал разносить сразу под винты 10-ки (мало ли), а это на ширину мотогондол, т.е. примерно на 10 сантиметров. Что тянет за собой увеличение прямоугольной части центроплана, да и про стойки шасси в гондолах не стоит забывать -чем дальше от центра тем большая нагрузка на крыло при посадке.
Центроплан по моему проекту будет иметь два прочных деревянных лонжерона, консоли же по одному деревянному, остальные - из потолочки.
Разве что как компромисный вариант - разнести чуть, чтобы винты 9-ки были впритык, запаса по винтам должно хватить на крайний случай, а 8-ки будут смотреться лучше (не будут “скрести” по фюзеляжу).
Заморачиваюсь, потому что боюсь перетяжелить самолет в процессе постройки, и на этот случай предусмотреть запас на чуть более мощные движки и винты.
P.S. Увеличиваю таки на 1,5 см в каждую сторону разнесение гондол, с рассчетом на 9-ки максимум.
Ощущение после распечатки чертежа в масштабе два дня назад “какой он огромный” после двух вечеров разметки силового набора и размещения агрегатов сменилось ощущением “как же в него все впихнуть”. Исключение - мотогондолы, они действительно огромны, можно будет обеспечить хорошую вентиляцию регуляторов.
Из изменений в планируемой конструкции: две изначально запланированных сервы (передней стойки и РН на носу и хвосте соответственно) буде заменены на одну серву в районе передней стойки с длинной тягой для РН.
Нос вместо цельнорезанного будет наборным, как и весь остальной фюзеляж. Решение связано с компоновкой передней стойки и запасом под центровку в сторону носа.
И параллельный вопрос - как простейшим способом сделать двухколесные стойки шасси? (при отсутствии спецоборудования, силами ручного инструмента)
Изначально на этот самолет я планировал одноколесные, но вчера решил таки попробовать сделать двухколесные стойки.
Копийность стоек в данном случае не интересует. Амортизация будет выполнена поперечной пружиной, в которую будет свита сама стойка.
Увеличенная в полтора раза хорда смотрится далеко не так изящно, как оригинальное крыло 26-го, но зато позволяет подвести нагрузку к 60 гр / дм2 для веса 1200 грамм. Начинки у меня пока ориентировочно на 450 грамм, возможно повезет сделать планер легче полукило. Прикинул вес крыла предыдущего построенного самолета - с установленными сервами и двумя стойками шасси около 120 грамм при незначительно меньшей площади, что обнадеживает.
Обработка чертежей почти закончена, завтра наконец можно будет начать строить.
Наконец сегодня, с задержкой в два дня, самолет был заложен:
Параллельно провел несколько экспериментов с конструкцией стоек шасси, вроде как пришел к пригодным для реализации решениям, так что тележки будут двухколесными. Подробности после того как соберу стойки под самолет, а то экспериментальные выглядят жутко 😃
Немного прогресса.
Грубая подгонка шпангоутов:
и набора носовой части:
Пилить только тут еще много 😃
Очередное изменение конструкции: изначально
планировал разместить батарею внутри фюзеляжа (в сквозном продольном отсеке), но вчера решил переселить ее под пол фюзеляжа (между нижней парой стрингеров): это упростит доступ к ней и уменьшит повреждения самолета в случае отрыва батареи.
Параллельно режу хвостовое оперение, оно для упрощения процесса будет из двухслойной потолочки с углем между слоями. Навеска рулей на двухсторонний скотч.
Терзания по поводу морды самолета: мелковата для удобного зашивания потолочкой.
Подумываю задуть каркас слаборасширяющейся монтажной пеной, а потом обработать и зашпаклевать. Кто-то применял такой подход, может есть аналогичные решения?
По конструкции крыла: изначально планировалось управление закрылками центроплана от одной сервы, с связыванием закрылков бамбуковым торсионом. Позже всплыло, что бамбуковый торсион оказывается слишком громоздким, и требует вырезов в силовом наборе фюзеляжа в одном из самых нагруженных мест.
Из чего можно сделать легкий и прочный торсион? (кроме угольных трубок). Или немного упростить конструкцию, и посадить каждый закрылок на свою серву?
Размеры каждого из закрылков примерно 140х60 мм, расстояние между ними окло 100мм.
Как обшить кабину можно подсмотреть в темах про электролёты. Навскидку тема про Б-727.
Бамбук вообще не стоит использовать для подобных целей. “П” -образную скобу привода закрылков можно сделать из велосипедной спицы или из вязальной, из анодированного дюраля…
“П” -образную скобу привода закрылков можно сделать из велосипедной спицы или из вязальной, из анодированного дюраля…
Спасибо! Про велоспицы я и забыл. Самое смешное, что закупил их именно для этого самолета, только для шасси 😃
Кстати, передняя стойка, не в масштабе совсем чуть-чуть в целях повышения проходимости:
Чуть кривовато прикручена к шпангоуту (сверло в бок повело), но это поправлю.
Тяга будет дополнительно фиксироваться зажимом сверху.
Аналогичное крепление передней стойки обкатывается на другой модели, пока без нареканий (а были уже и жесткие посадки, и посадки в траву) - стойку гнуло, крепление целое.
Кстати, стойка шасси выше внезапно оказалась легче, чем серва которая будет ею крутить.
Визуального прогресса за вчера немного - начал клеить каркас фюзеляжа, процесс достаточно долгий, так как надо следить чтобы никуда не повело (в условиях отсутствия стапеля).
Сегодня окончательно склеил силовой набор фюзеляжа, оборудовал отсек для сервоприводов, и собрал управление передней стойкой.
Сервы з ЦТ по предварительным замерам распределения масс - хвост оказывается очень легким против тяжелого носа, плюс запас положения аккума в сторону хвоста намного более ограничен чем в сторону носа.
Небольшие сомнения по стабилизатору и килю - насколько критично их в этом масштабе делать профилироваными? Я планирую их сделать из двухслойной потолочки с профилированием кромок, жесткость с головой обеспечит уголь между слоями (обкатано на предыдущей модели), такой стаб и киль получится в полтора раза тоньше чем профиль с прототипа в масштабе.
делать профилироваными
Не критично. Делайте, как задумали
Еще стоит вопрос о креплении аккумулятора (отсек под него видно на последнем фото - между нижними стрингерами, от 3 до 6 шпангоута). Какие есть несложные решения?
Я в данный момент планирую сделать над отсеком продольную балку, к которой аакум будет пристегиваться двумя лентами на липучках (т.е. висеть на ремнях), а продольное крепление обеспечить с помощью липучки вдоль самой балки и на аккумуляторе.
На свое место водружена одна из самых характерных деталей этого самолета, теперь его даже в таком виде можно перепутать разве что с 24-м Аном.
Площадь ГО увеличена, оперение пока не обработано по кромками и стоит без клея, производилась примерка и прокладка тяг:
Собственно, тяги к машинкам (на тягах РВ боудены будут чуть длиннее, сейчас на одной его вообще нет, а на второй огрызок который я применяю для прокладки:
ЦТ радостно пополз назад 😃
Ну ничего, следующим будет каркас центроплана и мотогондол.
Предварительный монтаж мотогондол на раме из двух лонжеронов обнаружил жуткую крутку каркаса крыла под весом двигателей.
Думаю, что с обшивкой (которая собственно будет работать в этом направлении) ситуация улучшится, но приму дополнительные меры - дам на пару нервюр больше (как точек связи с обшивкой), и наверное натяну тросики внутри крыла по оси растяжения при крутке.
Итого за сегодня:
- Сделаны каркасы мотогондол
- Сделана силовая рама центроплана
Все в сборе:
(основная стойка экспериментальная, потому пока не показываю)
Примерка начинки:
(как оказалось, силовых проводов очень с запасом, надо будет часть отрезать)
Вес всего добра с начинкой и АКБ сейчас на глаз грамм 950.
По поводу кручения центроплана от гондол - решит ли проблему крестовина из бальзы внутри силовой рамы?
Вот это скорость, завидую. Слежу, ещё с темы “Потолочный тренер-низкоплан”.
Я пока только свой Як-20 скоро будет как месяц строю.