Самострой Ан-26 как двухмоторный тренер - вопросы и не только
“П” -образную скобу привода закрылков можно сделать из велосипедной спицы или из вязальной, из анодированного дюраля…
Спасибо! Про велоспицы я и забыл. Самое смешное, что закупил их именно для этого самолета, только для шасси 😃
Кстати, передняя стойка, не в масштабе совсем чуть-чуть в целях повышения проходимости:
Чуть кривовато прикручена к шпангоуту (сверло в бок повело), но это поправлю.
Тяга будет дополнительно фиксироваться зажимом сверху.
Аналогичное крепление передней стойки обкатывается на другой модели, пока без нареканий (а были уже и жесткие посадки, и посадки в траву) - стойку гнуло, крепление целое.
Кстати, стойка шасси выше внезапно оказалась легче, чем серва которая будет ею крутить.
Визуального прогресса за вчера немного - начал клеить каркас фюзеляжа, процесс достаточно долгий, так как надо следить чтобы никуда не повело (в условиях отсутствия стапеля).
Сегодня окончательно склеил силовой набор фюзеляжа, оборудовал отсек для сервоприводов, и собрал управление передней стойкой.
Сервы з ЦТ по предварительным замерам распределения масс - хвост оказывается очень легким против тяжелого носа, плюс запас положения аккума в сторону хвоста намного более ограничен чем в сторону носа.
Небольшие сомнения по стабилизатору и килю - насколько критично их в этом масштабе делать профилироваными? Я планирую их сделать из двухслойной потолочки с профилированием кромок, жесткость с головой обеспечит уголь между слоями (обкатано на предыдущей модели), такой стаб и киль получится в полтора раза тоньше чем профиль с прототипа в масштабе.
делать профилироваными
Не критично. Делайте, как задумали
Еще стоит вопрос о креплении аккумулятора (отсек под него видно на последнем фото - между нижними стрингерами, от 3 до 6 шпангоута). Какие есть несложные решения?
Я в данный момент планирую сделать над отсеком продольную балку, к которой аакум будет пристегиваться двумя лентами на липучках (т.е. висеть на ремнях), а продольное крепление обеспечить с помощью липучки вдоль самой балки и на аккумуляторе.
На свое место водружена одна из самых характерных деталей этого самолета, теперь его даже в таком виде можно перепутать разве что с 24-м Аном.
Площадь ГО увеличена, оперение пока не обработано по кромками и стоит без клея, производилась примерка и прокладка тяг:
Собственно, тяги к машинкам (на тягах РВ боудены будут чуть длиннее, сейчас на одной его вообще нет, а на второй огрызок который я применяю для прокладки:
ЦТ радостно пополз назад 😃
Ну ничего, следующим будет каркас центроплана и мотогондол.
Предварительный монтаж мотогондол на раме из двух лонжеронов обнаружил жуткую крутку каркаса крыла под весом двигателей.
Думаю, что с обшивкой (которая собственно будет работать в этом направлении) ситуация улучшится, но приму дополнительные меры - дам на пару нервюр больше (как точек связи с обшивкой), и наверное натяну тросики внутри крыла по оси растяжения при крутке.
Итого за сегодня:
- Сделаны каркасы мотогондол
- Сделана силовая рама центроплана
Все в сборе:
(основная стойка экспериментальная, потому пока не показываю)
Примерка начинки:
(как оказалось, силовых проводов очень с запасом, надо будет часть отрезать)
Вес всего добра с начинкой и АКБ сейчас на глаз грамм 950.
По поводу кручения центроплана от гондол - решит ли проблему крестовина из бальзы внутри силовой рамы?
Вот это скорость, завидую. Слежу, ещё с темы “Потолочный тренер-низкоплан”.
Я пока только свой Як-20 скоро будет как месяц строю.
Вот это скорость, завидую. Слежу, ещё с темы “Потолочный тренер-низкоплан”. Я пока только свой Як-20 скоро будет как месяц строю
Спасибо!
ТБ-20 (тот что тренер-низкоплан) в принципе был несложным - никаких особых технологических завтыков там не было, суммарно около рабочего дня на чертеж и два полных дня на саму модель (при этом теперь я бы повторил то же самое в полтора раза быстрее).
Скорость этого проекта не особо большая - самолет уже “в работе” две недели, из них неделя была обсасывание чертежей и продумывание конструкции, и с прошлого воскресенья ежедневно несколько часов по вечерам постройка, кроме вчерашнего дня - вчера работал с моделью почти весь день.
За вашим ЯКом кстати тоже слежу.
---------------------------------------
По поводу самолета - вчерашняя паника по поводу веса отменяется. Купил сегодня простейшие весы, все имеющееся добро (в том числе неустановленное) весит 830 грамм. Сегодня планирую пройтись немного по облегчению - выпилить несколько окошек в мотогондолах (перестарался - прочности там даже перебор).
Актуальным остается вопрос как надежно побороть кручение рамы центроплана, без этого страшно переходить к крылу.
Поэкспериментировал вчера с крылом от предыдущего самолета, его при метровом размахе удается скрутить только на несколько градусов между законцовками (до 2-3), и то прилагая немалую силу (крыло из потолочки двухлонжеронное с передней и задней кромками, в корне на треть размаха линейка). Из чего сделал вывод, что после обшивки центроплана ситуация должна нормализироваться и на этой модели.
Сегодня вечером начинаю обшивать.
Неплохо! Вот только шассики жидковаты на мой взгляд. Это очень нагруженный элемент. Желательно делать их легкосъёмными, потому как править придётся неоднократно. Сервы как понимаю наглухо установлены, без возможности доступа?
Неплохо! Вот только шассики жидковаты на мой взгляд. Это очень нагруженный элемент. Желательно делать их легкосъёмными, потому как править придётся неоднократно. Сервы как понимаю наглухо установлены, без возможности доступа?
Шасси выглядят хлипковатыми, но на самом деле погнуть их сложно - они на пружинах, и подкашиваются как вперед так и назад. Пружины надеты на основную стойку, плюс подкос сам по себе является пружиной (с навивкой внутри гондолы), именно он возвращает стойку после подламывания на место.
Амортизаторы сейчас держат до 2 кг веса, дальше стойки потихоньку подминаются (но не гнутся).
Амортизатор легко модифицируется на более жесткий - достаточно поставить подкос подлиннее (уменьшить ход пружины на основной стойке).
Шасси легкосъемные - три винта, которые держат мотогондолу (видны на фото) одновременно крепят и стойку шасси с подкосом. Так что, если что, то и поправить, и заменить на более прочные можно легко.
Насчет серв (как я понимаю, в фюзеляже, потому что других еще не ставил) - почему наглухо? Они прикручены саморезами к раме, сверху этот отсек будет наполовину накрыт крылом (съемным), наполовину зализом крыла, который тоже планируется съемным для доступа к узлам крепления крыла.
Теперь ясно.
Процесс постепенно движется дальше, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Второй вечер работаю с крылом, вчера все расчертил и нарезал, сегодня начал сборку. Применяется уже знакомая мне технология “цельносворачиваемого” крыла - весь профиль образуется цельным листом потолочки. В данном случае сначала будет “завернут” центроплан, потом консоли с подрезанием материала по месту. Сервы буду устанавливать в уже готовое крыло, прорезая и обустраивая ниши.
Свежесклеенный “полуфабрикат” крыла:
Текущий его вес (с свежим клеем и кучей технологического скотча) 140 г, включая деревянную раму центроплана, которая уже взвешивалась раньше в составе всего остального.
Завтра его ждет механическая обработка (в основном шкуринг), прорезание механизации, технологических отверстий и фаршировка.
Наконец-то то что я уже вторую неделю строю посреди комнаты начало с первого взгляда напоминать самолет даже неподготовленным людям:
Как видно, прорезана часть технологических отверстий.
Ну и как не полюбоваться на то, что еще не готово.
Прикладываю все, что заготовлено, но еще не приклеено (кроме механизации крыла):
Легче было бы его уже окончательно собрать, чем присобачивать не желающие держаться без клея детали 😃
На удивление, увеличенная хорда крыла смотрится не так жутко, как на чертеже.
Текущий вес:
Планер с шасси, двигателями и двумя сервами - 520 гр.
Добавляя все остальное, что планируется установить (по сути все кроме обшивки фюзеляжа с мотогондолами и клея) - 933 гр.