Самострой Ан-26 как двухмоторный тренер - вопросы и не только

Wild_Falcon

Самолет, подобно прототипу, обрастает надписями, напоминающими про критичные для безопасности, но не совсем очевидные процедуры.
В данном случае - про не проклеенный стык и не закрученные гайки на фиксаторах тяг.

Wild_Falcon

И наконец-то Ан встал на свои ноги, немного недоработанные, но это еще будет.

Завтра при благоприятных условиях займусь крылом.

Dimac

Вот это скорость, завидую. Слежу, ещё с темы “Потолочный тренер-низкоплан”.
Я пока только свой Як-20 скоро будет как месяц строю.

Wild_Falcon
Dimac:

Вот это скорость, завидую. Слежу, ещё с темы “Потолочный тренер-низкоплан”. Я пока только свой Як-20 скоро будет как месяц строю

Спасибо!
ТБ-20 (тот что тренер-низкоплан) в принципе был несложным - никаких особых технологических завтыков там не было, суммарно около рабочего дня на чертеж и два полных дня на саму модель (при этом теперь я бы повторил то же самое в полтора раза быстрее).
Скорость этого проекта не особо большая - самолет уже “в работе” две недели, из них неделя была обсасывание чертежей и продумывание конструкции, и с прошлого воскресенья ежедневно несколько часов по вечерам постройка, кроме вчерашнего дня - вчера работал с моделью почти весь день.

За вашим ЯКом кстати тоже слежу.

---------------------------------------

По поводу самолета - вчерашняя паника по поводу веса отменяется. Купил сегодня простейшие весы, все имеющееся добро (в том числе неустановленное) весит 830 грамм. Сегодня планирую пройтись немного по облегчению - выпилить несколько окошек в мотогондолах (перестарался - прочности там даже перебор).

Актуальным остается вопрос как надежно побороть кручение рамы центроплана, без этого страшно переходить к крылу.

Wild_Falcon

Поэкспериментировал вчера с крылом от предыдущего самолета, его при метровом размахе удается скрутить только на несколько градусов между законцовками (до 2-3), и то прилагая немалую силу (крыло из потолочки двухлонжеронное с передней и задней кромками, в корне на треть размаха линейка). Из чего сделал вывод, что после обшивки центроплана ситуация должна нормализироваться и на этой модели.
Сегодня вечером начинаю обшивать.

S_A

Неплохо! Вот только шассики жидковаты на мой взгляд. Это очень нагруженный элемент. Желательно делать их легкосъёмными, потому как править придётся неоднократно. Сервы как понимаю наглухо установлены, без возможности доступа?

Wild_Falcon
S_A:

Неплохо! Вот только шассики жидковаты на мой взгляд. Это очень нагруженный элемент. Желательно делать их легкосъёмными, потому как править придётся неоднократно. Сервы как понимаю наглухо установлены, без возможности доступа?

Шасси выглядят хлипковатыми, но на самом деле погнуть их сложно - они на пружинах, и подкашиваются как вперед так и назад. Пружины надеты на основную стойку, плюс подкос сам по себе является пружиной (с навивкой внутри гондолы), именно он возвращает стойку после подламывания на место.
Амортизаторы сейчас держат до 2 кг веса, дальше стойки потихоньку подминаются (но не гнутся).
Амортизатор легко модифицируется на более жесткий - достаточно поставить подкос подлиннее (уменьшить ход пружины на основной стойке).

Шасси легкосъемные - три винта, которые держат мотогондолу (видны на фото) одновременно крепят и стойку шасси с подкосом. Так что, если что, то и поправить, и заменить на более прочные можно легко.

Насчет серв (как я понимаю, в фюзеляже, потому что других еще не ставил) - почему наглухо? Они прикручены саморезами к раме, сверху этот отсек будет наполовину накрыт крылом (съемным), наполовину зализом крыла, который тоже планируется съемным для доступа к узлам крепления крыла.

Wild_Falcon

Процесс постепенно движется дальше, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Второй вечер работаю с крылом, вчера все расчертил и нарезал, сегодня начал сборку. Применяется уже знакомая мне технология “цельносворачиваемого” крыла - весь профиль образуется цельным листом потолочки. В данном случае сначала будет “завернут” центроплан, потом консоли с подрезанием материала по месту. Сервы буду устанавливать в уже готовое крыло, прорезая и обустраивая ниши.

Wild_Falcon

Свежесклеенный “полуфабрикат” крыла:

Текущий его вес (с свежим клеем и кучей технологического скотча) 140 г, включая деревянную раму центроплана, которая уже взвешивалась раньше в составе всего остального.
Завтра его ждет механическая обработка (в основном шкуринг), прорезание механизации, технологических отверстий и фаршировка.

Wild_Falcon

Черновая прорезка механизации крыла:

Остальные работы по мелочи: вклеен киль, немного доработаны основные шасси, вклеен потолок аккумуляторного отсека.

Wild_Falcon

Наконец-то то что я уже вторую неделю строю посреди комнаты начало с первого взгляда напоминать самолет даже неподготовленным людям:

Как видно, прорезана часть технологических отверстий.

Ну и как не полюбоваться на то, что еще не готово.
Прикладываю все, что заготовлено, но еще не приклеено (кроме механизации крыла):

Легче было бы его уже окончательно собрать, чем присобачивать не желающие держаться без клея детали 😃
На удивление, увеличенная хорда крыла смотрится не так жутко, как на чертеже.

Текущий вес:
Планер с шасси, двигателями и двумя сервами - 520 гр.
Добавляя все остальное, что планируется установить (по сути все кроме обшивки фюзеляжа с мотогондолами и клея) - 933 гр.

Wild_Falcon

Возник вопрос - как избавиться от щелей в элеронах?
Насколько я понимаю, щели в этом случае не очень хорошо - как минимум из-за перебегания потока снизу крыла наверх.
Я сточил переднюю кромку элерона в полукруг, выбрал ответ в крыле сферической насадкой дремеля. Это позволило скрыть петли, но зазор между рулем и крылом все равно остается существенный.

Wild_Falcon

Текущий статус: колдовство с механизацией крыла.
Это мой первый опыт с крылом такой сложности, допустил несколько технологических ошибок.
Но решил доводить это крыло до конца, если будет совсем плохо, то в любой момент можно будет сделать новое с учетом приобретенного опыта.

Забегая наперед, подбираю расцветку для самолета.
Очень хотелось бы эту:

но с моим текущим опытом и оборудованием я ее не сделаю, да и сложновато для “тренерной модели”.

Варианты попроще, с преобладанием “потолочного белого”:

Склоняюсь ко второму, хоть на фото и Ан 24 а не 26, но в этой ливрее есть много других грузовиков Ан.
Примерно так должно получиться (картинка похоже фейк, но смотрится ничего так) :

Wild_Falcon

Проложил электрику внутри крыла.

Прямо кадр из старой научной фантастики, когда отламывают панель управления, а за ней кишит проводами:

Wild_Falcon

Первый статический тест крыла со всеми включенными сервоприводами:

Петли еще не вклеены, и углы серв не настроены, потому все немного кривовато 😃

Закрылки хорошо держат как минимум кратковременный поток от полного газа. Учитывая силу потока и расположение закрылков, должен будет достигаться эффект повышения подъемной силы за счет отклонения потока вниз (во всяком случае, при тесте поток между крылом и столом стал значительно плотнее). Кроме закрылков еще используются увеличенные элероны в режиме флапперонов.

Wild_Falcon

Уважаемый форум, нид хелп.
Нет ли где на форуме подробного туториала с зашиванием морды гражданского самолета потолочкой? Ну или хотя бы подробной серии фотографий процесса. А то большинство того что я находил являют собой “до” и “после” стадии.

S_A

Что-то немного перебор с механизацией кажись. Тут аккуратно надо, а то и свалиться из-за потери скорости недолго.
Как морду зашивать посмотри в постах EVIL-а, хотя бы про Ту-104 иди Б-727.

Wild_Falcon
S_A:

Что-то немного перебор с механизацией кажись.

Ну тут только закрылки центроплана (однощелевые) и элероны.
Постараюсь быть осторожным, в крайнем случае углы у всего настраиваются и без потребности можно просто это все добро не включать 😃 Уже разнес на отдельные каналы закрылки и флапы, при этом закрылки имеют два режима.
Параллельно экспериментирую с посадкой на флапперонах на своем ранее построенном TB20. У него элероны во все крыло, потому эффект от флапперонов (особенно при отклонении на большой угол) существенный.

Тут просто хочется решить следующие задачи:

  • Взлет-посадка на минимальной скорости и в условиях ограниченной полосы
  • Построить крыло с механизацией чуть сложнее чем с одними элеронами
  • Научиться с этой механизацией летать (а то если дальше двигаться к полукопиям гражданских самолетов, то без этого не такой красивый полет).

Кстати, какие еще навыки на тренере можно отработать перед полетом на строимом мной Ане ?
Я сейчас собственно кроме посадок на закрылках привыкаю рулить руддером. Попробовал в симе двухмоторники - никакой особо разницы не заметил, но что-то не верится.

S_A:

Как морду зашивать посмотри в постах EVIL-а, хотя бы про Ту-104 иди Б-727.

Слежу внимательно за всеми его темами. Собственно, там чаще всего “до” и “после”, разве что раскрой подсмотреть. А как работать с потолочкой на такой кривизне поверхностей неясно. У меня пока эксперименты не очень выходят.

Wild_Falcon

В общем, по самолету больше делать ничего не осталось, подошел момент которого я больше всего боялся - обшивка фюзеляжа.

S_A
Wild_Falcon:
  • Научиться с этой механизацией летать (а то если дальше двигаться к полукопиям гражданских самолетов, то без этого не такой красивый полет).

С механизацией желательно подобрать миксы на РВ. Но это уже в процесее, тэк сэть. Потому как углы отклонения заранее предугадать сложно.
Сложные поверхности типа кабины обшиваются потолочкой секторами из развёрток по месту (можно предварительно бумажные шаблоны вырезать и подогнать), потом все вышкуривается…