l-1011 stargazer

EVIL

Трудно дается бальза… За неделю работы по вечерам удалось сделать набор заготовок шпангоутов. Их еще по контуру обратотать надо. Силовые шпангоуты пока не пилил, их надо из фанеры делать.

Технология будет “потолочная” - с неудаляемой квадратной трубой. В проекте сделать ее из бальзы, по типу ферменной конструкции. Должна получиться легче, чем из той же потолочки. Учитывая размер трубы 1760х90х90, наверное застрелиться можно, выклеивая все стойки и раскосы. В моем случае не стоит вопрос скорости и технологичности. Главная задача - минимальный вес.

EVIL

Как я делал трубу-стапель:

Сначала разметил лист бальзы 5мм как его резать на рейки 5х5мм, сразу отметил шаг шпангоутов, чтобы потом на весу не мучаться. Должен заметить, что не зря.

Следующим этапом была сборка фермы. Продольные лонжероны из бальзы 5х5мм, стойки 2,5х10мм, раскосы 2,5х5мм. На данный момент, собрана ферма длиной 1 метр, в длину листа бальзы. Позже будет собрана аналогичная конструкция и пристыкована к этой.

Законченная половина трубы. Больше похоже на заготовку для башенного крана, чем для самолета. В дальнейшем, на нее будут насажены шпангоуты для обеспечения их полной неподвижности при монтаже обшивки.

Это все, что удалось сделать за выходные. После потолочки, бальза кажется каким-то легким и ломким микроматериалом. Конструкция на ощупь легче аналогичной, сделанной из потолочки. На данный момент переведено 4 листа бальзы 100х1000х2,5 и 0,5 такого же листа толщ. 5мм. На склейку всех шпангоутов и показанной конструкции ушло примерно половина тюбика циакрина 2OZ.

EVIL

Есть небольшой прогресс. Вырезаны силовые шпангоуты из фанеры, на которые будет крепиться крыло, обработаны все остальные шпангоуты и доделана труба-стапель.

Начало сборки каркаса:

kvn543

Костя, а вес какой? Что-то визуально много дерева…

EVIL
kvn543:

вес какой?

Вес полученной конструкции 270 грамм. Из них около 50 грамм приходится на шп. 12 и шп.14., изготовленных из фанеры 3мм.

kvn543:

визуально много дерева.

И почти все - бальза 😃

2 months later
EVIL

Продолжим начатое. Удалось немного поработать с фюзеляжем. На всякий случай склеил воздуховод для 2-го двиателя. Сделал удаляемую болванку из пены, обмотал скотчем, а поверх, выклеил трубу из бумаги с прослойкой из стеклоткани 48гр/м. Клеил на аквалак. Получилось ни жестко, ни мягко. на ПВА всяко пожестче было бы. Вес этой приблуды 100 грамм.

После окончания выклейки и высыхания клея, каркас из пены был безжалостно удален, а труба установлена на свое место.

Потом, зашил фюзеляж листовой бальзой 1,5мм. Чтобы сделать клюв и участок обшивки над кабиной пилотов, применил свой старый проверенный метод пенопластовой подложки.

После, пена была обработана до нужной формы и оклеена сначала бумагой на аквалаке, а поверх бальзой на циакрине.

Стойка шасси наполовину самодельная, наполовину Кинговская.

Шасси по проекту убирающееся, поэтому стойка установлена на ретракт и все это дело вставлено в короб.

Продолжение следует.

16 days later
EVIL

Стабилизатор будет цельноповоротный. Такое решение было принято в силу нескольких причин: 1)стаб должен быть съемным вместе со всеми навесными элементами, чтобы уменьшить габариты модели в разобранном виде, 2)должна быть возможность оперативной регулировки установочного угла, ибо сразу угадать все параметры нереально, 3) нужна максимально простая и легкая конструкция.

Данные условия очень жестко ограничивают наличие торчащих деталей при снятом стабе. Рули высоты неизбежно увеличат вес стабилизатора, к тому же не будет возможности для оперативной регулировки установочного угла. Все сказанное наводит только на 1 вариант - цельноповоротный стаб. К тому же у оригинала нету никакого V стаба, он абсолютно прямой, что делает реальной навеску его консолей на общей трубе. На данный момент остается открытым вопрос привода стаба. Пока ничего умнее, чем прямой привод каждой консоли своей сервой, не придумал. Но мне кажется, что есть более надежный способ.

Стаб сделан с помощью простейшего стапеля

Очень удобно и обеспечивает повторяемость результата.

Труба держится на закладных деталях, приклеенных к шпангоуту, в дальнейшем это дело будет немного усилено.

Примерно так я себе видел размещение сервоприводов стаба

Но передумал. Задумка вроде неплохая, но направление не то. Установка и съем не должны быть сложными и долгими. Надо чтобы воткнул и вперед.

Учитывая, что труба не будет приводной и должна удаляться из фюзеляжа, я решил 1 стороной вклеить ее в стаб намертво, а к другой фиксировать стаб 1 саморезом 3мм. Вот так это выглядит

Airliner-rc
EVIL:

Учитывая, что труба не будет приводной и должна удаляться из фюзеляжа, я решил 1 стороной вклеить ее в стаб намертво, а к другой фиксировать стаб 1 саморезом 3мм. Вот так это выглядит

в этом случае тебе надо делать привод цельноповоротного стаба от одной сервы.

Евгений_15

Удачного завершения проекта, спасибо за подробное описание,очень интересно. Подписываюсь.

1 month later
EVIL

К вопросу об управляемости по крену. Нарыл вот такое видео:

Здесь интерцепторы почти не помогают паре внутреннего и внешнего элеронов. Интересно, чисто теоретически, достаточно ли этого будет? Я так думаю, что передняя кромка на модели не будет механизированной, поэтому минимальная скорость будет несколько больше, чем при механизированной передней кромке.

EVIL
Airliner-rc:

а тут помогает

Но это же не L-1011.

EVIL

Должен же быть какой-то подвох. Не просто так механизация работает по-разному.

Airliner-rc

Подвох видимо во времени создания самолета - твой вариант старый (технологии управления, алгоритмы и т.д. На начальном уровне), мой вариант один из последних - все отлажено, продумано, 100 раз опробовано в прошлом. ИМХО в этом разница.

ДедЮз
Airliner-rc:

Подвох видимо во времени создания самолета - твой вариант старый (технологии управления, алгоритмы и т.д. На начальном уровне), мой вариант один из последних - все отлажено, продумано, 100 раз опробовано в прошлом. ИМХО в этом разница.

cитуационную картину вы не рассматриваете? Поведение может отличаться по причине конкретных обстоятельств среды и параметров полета.

vlad_den
EVIL:

Здесь интерцепторы почти не помогают паре внутреннего и внешнего элеронов

Насчет пары элеронов??? - По-моему элероны - только внешние, все остальное - многосекционные закрылки. И тут интерцепторы скорее не для управления по крену, а для более эффективного гашения скорости, и на современных самолетах, как известно, управляются компьютером. Он решил, что так скорость гасить лучше и все! Аккурат на прошлой неделе летал в Москву на 320 - сидел за крылом. Никакой связи открытия интерцепторов и крена самолета не увидел.

DemidSPb
vlad_den:

Никакой связи открытия интерцепторов и крена самолета не увидел.

Много летал, тоже замечал, что интерцепторы используются либо для торможения, либо для парирования глубокого крена.

ДедЮз
DemidSPb:

что интерцепторы используются либо для торможения, либо для парирования глубокого крена

или создания, а в автоматическом режиме за счет изменения Сх парируют вертикальную болтанку, это + к сказанному выше.

Airliner-rc
vlad_den:

И тут интерцепторы скорее не для управления по крену, а для более эффективного гашения скорости

Неправда ваша. Если внимательно понаблюдать за работой механизации, то увидишь, что на эшелоне самолет элеронами почти не работает, как раз коррекция по крену идет за счет эирбрейков.
А то что на моем и Костином видео - называется по правильному inboard aileron и к закрылкам никакого отношения не имеет.
А вообще, если тема интересна можно пообщаться с летающими пилотами, только не с молодыми (которые вообще понятия не имеют в большинстве своем как самолеты летают), а с кем-нибудь из старой школы, они обычно не только на компьютер надеются 😃 а еще и разбираются как и чем самолет будет реагировать на те или иные внешние возмущения 😃

DemidSPb:

интерцепторы используются либо для торможения

для торможения (в прямом смысле) они используются только после обжатия основных стоек шасси. То есть на земле.