Ту-134: проба сил
Всем доброго вечера!
Несколько лет являюсь читателем форума, теперь вот решил показать здесь свой проект.
Проба сил - потому, что никогда раньше не строил модели самолетов, соответственно, никогда на них не летал. Единственный модельный опыт - судомодельный кружок в детстве.
Так или иначе, под впечатлением Ту-134 для MSFS, было решено построить летающую модель этого красивого лайнера, проверить технологию и приобщиться к летающему миру, ну и друзей удивить. 😃
Масштаб был выбран 1:20, исходя из возможностей перевозки и хранения.
Материалы предполагались самые дешевые - потолочка, техноплекс, деревянные линейки.
Была запланирована вся механизация, убирающиеся шасси.
Вес предполагался 2,5 кг., нагрузка на крыло 70 г/дм2.
Постройка началась в декабре 2013 г., а закончилась месяца два назад. Такой долгострой был обусловлен наличием свободного времени, настроения, финансами и ожиданием комплектующих. В принципе, если бы все было сразу - хватило бы месяца.
На сегодняшний день получился вот такой самолет:
И все бы ничего, но вес… 3,25 кг 😮
Это ведь самая первая проба. В следующих постах постараюсь подробно описать весь процесс постройки и все ошибки, которых можно было не делать. Предвижу жесткие комментарии…
Ну теперь отступать уже некуда, надо дождаться подходящей погоды и пробовать поднять все это в воздух. При нагрузке на крыло 90г/дм2 это совсем не тренировочный аэроплан, и первый полет скорее всего будет и последним. Так что уже планируется вторая версия, которую надеюсь все же уложить в 2,5 кг.
Такую красоту прятали…Давайте подробнее.
первый полет скорее всего будет и последним.
Сделайте самолет для тренировок. Он всяко должен быть проще, чем полноценный лайнер.
Красавец, однако нагрузка великовата, если нет опыта управления, лучше в воздух не подымать.
Нагрузка 70 то же не для комфортного полета, вернее посадок, лучше собрать пенолетик, поучиться, погонять его с разным весом и нагрузками.
Попробуйте в первый полет отправить с кордовым управлением. Меньше рисков.
Согласен, жалко такое бить.
Для тренировок можно сделать нечто схематичное, но геометрически похожее на этот Ту. Хотя врядли даже этотбудет хороший тренер для первых полетов. По моему личному мнению к импеллерному лайнеру (даже не перетяжеленному!) нужно идти через две модели минимум: простейший тренер и схематичный легкий лайнер. И то потом не факт что просто будет.
В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃
Спасибо за интерес к теме!
Понятно, что начинать летать на такой модели - не очень хорошая идея. Стреловидное крыло, приличный вес = большая скорость. Забыл сказать, импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам (не замерял пока). В самом начале писал, что нужно было проверить технологию, конструкторские решения. Но создавать парк самолетов от тренера до лайнера возможностей нет. Эта модель изначально планировалась как опытный образец, который будет разбит с вероятностью 99%. В начале даже не планировал отделку и рабочие ретракты до облета, но пока не было электроники, было свободное время.
В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃
А что с ней теперь делать-то? Не, вариант, конечно, есть. Можно поснимать с нее все и подарить планер, я даже знаю, кому 😃 Но когда им надоест стирать с него пыль - выбросят же. Так что летать однозначно! Ну и первый полеты - это будут, конечно, не полеты. Покатаю по земле, попробую оторвать, посадить, в том числе с закрылками в разных положениях. А там видно будет. А красота - она повторяема, и достаточно несложно. Второй образец будет лучше, сами увидите, почему.
Спасибо за интерес к теме!
Понятно, что начинать летать на такой модели - не очень хорошая идея. Стреловидное крыло, приличный вес = большая скорость. Забыл сказать, импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам (не замерял пока). В самом начале писал, что нужно было проверить технологию, конструкторские решения. Но создавать парк самолетов от тренера до лайнера возможностей нет. Эта модель изначально планировалась как опытный образец, который будет разбит с вероятностью 99%. В начале даже не планировал отделку и рабочие ретракты до облета, но пока не было электроники, было свободное время.
В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃
А что с ней теперь делать-то? Не, вариант, конечно, есть. Можно поснимать с нее все и подарить планер, я даже знаю, кому 😃 Но когда им надоест стирать с него пыль - выбросят же. Так что летать однозначно! Ну и первый полеты - это будут, конечно, не полеты. Покатаю по земле, попробую оторвать, посадить, в том числе с закрылками в разных положениях. А там видно будет. А красота - она повторяема, и достаточно несложно. Второй образец будет лучше, сами увидите, почему.
Спасибо за интерес к теме!
Понятно, что начинать летать на такой модели - не очень хорошая идея. Стреловидное крыло, приличный вес = большая скорость. Забыл сказать, импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам (не замерял пока). В самом начале писал, что нужно было проверить технологию, конструкторские решения. Но создавать парк самолетов от тренера до лайнера возможностей нет. Эта модель изначально планировалась как опытный образец, который будет разбит с вероятностью 99%. В начале даже не планировал отделку и рабочие ретракты до облета, но пока не было электроники, было свободное время.
В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃
А что с ней теперь делать-то? Не, вариант, конечно, есть. Можно поснимать с нее все и подарить планер, я даже знаю, кому 😃 Но когда им надоест стирать с него пыль - выбросят же. Так что летать однозначно! Ну и первый полеты - это будут, конечно, не полеты. Покатаю по земле, попробую оторвать, посадить, в том числе с закрылками в разных положениях. А там видно будет. А красота - она повторяема, и достаточно несложно. Второй образец будет лучше, сами увидите, почему.
Процесс постройки с самого начала
Чертежи всем известные из журнала “Авиация и время”.
Фюзеляж делался по известной технологии, только из-за профессиональной любви к запасам прочности были заложены совершенно лишние элементы. Их везде будет много 😃
В начале планировался разъем в хвостовой части сразу за крылом, сначала в таком варианте. Потом лишний техноплекс из разъема был выброшен и поставлены два пластиковых болта от крепления крышки унитаза.😉 После того, как уже почти готовый зашитый фюзеляж упал со стола на пол, разъем был ликвидирован вместе с болтами, фюзеляж стал цельным. Позже стало ясно, что квадратная труба и техноплекс совершенно лишние и после приклеивания обшивки надо было все это выкинуть. Цилиндр из потолочки с шпангоутами - и так прочная штука.
В киле тоже можно было сэкономить вес и оставить только задний лонжерон из линейки для жесткости и крепления стабилизатора, а все остальное согнуть из потолочки.
Каркас фюзеляжа и киля весит 247 г.
Думаю, мэтры уже начали смеяться 😃
Как вариант облегчения для первых полетов можно взять батарею меньшей емкости. Да, полетное время станет меньше, зато вес.
А так вес конечно великоват для 1,5 метров размаха, но не критично - и тяжелее самолеты летают.
Красивая модель! Поздравляю.
Можно еще ретракты снять - на их место заглушки полегче поставить.
что с ней теперь делать-то?
Я вам скажу что… Это ваш первый лайнер, видно, что сделан с душой, но таких больше не будет, даже если следующий будет круче, потом еще круче. Поверьте мне как прошедшему нелегкий путь в этом направлении.
Полетите вы на нем чуть позже, все ок будет.
Сделайте простейший тренер-крестолет, лучше со стреловидным крылом, типа как вот это
Размер - под имеющуюся электронику. Можно сразу 1,5м в длину вырезать, поставить толкающий двигатель с винтом, либо на вершину киля его взгромоздить, 3 мини или микро сервы на него пойдут. Рули обязательно руддер, руль высоты, элероны, либо лучше интерцепторы вместо элеронов. Простейшее шасси сделайте.
По мере накопления опыта, будете загружать тренера балластом.
То, что побьете вы его не раз, это 146%, но немного полетав и научившись сажать такую технику, можно приступать к полетам на нормальных полукопиях.
будет разбит с вероятностью 99%.
НЕ стоит этого делать.
До поры до времени повесте где нибудь, такой красавец не испортит интерьер комнаты.
Воспользуйтесь советами выше, научитесь летать, может и до него дойдут руки
Думаю, мэтры уже начали смеяться
Вряд ли кто будет смеяться, все это проходили, здесь весьма полезный обмен опытом, многому можно научиться.
Кстати если хотите посмотреть как летает самолет с нагрузкой 93 г. дм. и чем закончился полет посмотрите тему rcopen.com/forum/f131/topic341675
импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам
сто пудоф врут! на 3s максимум 2х950г
пс. а удалось ли вам выжать максимум…без опыта.
ппс. а почему нелетать? а что еще делать с первой моделью? она должна показать плюсы и минусы технологий и решений, что бы в следующей модели их усовершенствовать, если на ней не летать, то она устареет морально-технологично, мастер поймет(с постройкой новых моделей) что многое надобыло сделать не так , и потеряет к ней интерес. по этому летать! и летать! ну да согласен, тренер построить можно и нужно хотябы для того что бы базовые навыки были ( я понял что автор и на простеньком верхнеплане еще не летал?)
Продолжаем описание процесса постройки.
Горизонтальный стабилизатор выполнен цельноповоротным. Профиль симметричный. Правая и левая половины согнуты целиком из потолочки, продавленной изнутри в районе линии сгиба по передней кромке. Чтобы не было трещин при сгибе, снаружи на сгиб наклеивался малярный скотч.
Лонжероны из дерева (линеек) в стабилизаторе не нужны, достаточно будет ложеронов из потолочки, чтобы сформировать профиль, и двух поперечин из бамбука круглого сечения (шампуры бамбуковые) для навески стабилизатора и крепления тяги. Они же обеспечат жесткость на кручение и изгиб. Длина поперечин будет = расстоянию между передними кромками профиля.
Крыло.
Крыло цельное, имеет задний лонжерон из линеек по всему размаху, и передний лонжерон из техноплекса, который служит носком крыла, и к нему же приклеена обшивка.
Нервюры из техноплекса 15 мм, концевая - из дерева. Техноплекс заложен там, где стыкуется обшивка, хотя хватило бы и 5 мм.
Теперь понимаю, что лонжерон по всему размаху делать не надо было, достаточно довести до мест крепления опор шасси, да и положить горизонтально. Может быть продолжить только до элерона той же бамбуковой палочкой. Очень уж жесткое крыло получилось.
Цельный носок такой толщины тоже не имело смысла делать, можно было загнуть с нижней обшивкой из потолочки. И да, нужно было зашить крыло, а потом отрезать закрылки и элероны, а не гнуть их отдельно. Получились большие щели и нестыковки профиля.
В элерон вклеена ось. Навеска элерона:
Продолжаем описание процесса постройки.
Горизонтальный стабилизатор выполнен цельноповоротным. Профиль симметричный. Правая и левая половины согнуты целиком из потолочки, продавленной изнутри в районе линии сгиба по передней кромке. Чтобы не было трещин при сгибе, снаружи на сгиб наклеивался малярный скотч.
Лонжероны из дерева (линеек) в стабилизаторе не нужны, достаточно будет ложеронов из потолочки, чтобы сформировать профиль, и двух поперечин из бамбука круглого сечения (шампуры бамбуковые) для навески стабилизатора и крепления тяги. Они же обеспечат жесткость на кручение и изгиб. Длина поперечин будет = расстоянию между передними кромками профиля.
Крыло.
Крыло цельное, имеет задний лонжерон из линеек по всему размаху, и передний лонжерон из техноплекса, который служит носком крыла, и к нему же приклеена обшивка.
Нервюры из техноплекса 15 мм, концевая - из дерева. Техноплекс заложен там, где стыкуется обшивка, хотя хватило бы и 5 мм.
Теперь понимаю, что лонжерон по всему размаху делать не надо было, достаточно довести до мест крепления опор шасси, да и положить горизонтально. Может быть продолжить только до элерона той же бамбуковой палочкой. Очень уж жесткое крыло получилось.
Цельный носок такой толщины тоже не имело смысла делать, можно было загнуть с нижней обшивкой из потолочки. И да, нужно было зашить крыло, а потом отрезать закрылки и элероны, а не гнуть их отдельно. Получились большие щели и нестыковки профиля.
В элерон вклеена ось. Навеска элерона:
Продолжаем описание процесса постройки.
Горизонтальный стабилизатор выполнен цельноповоротным. Профиль симметричный. Правая и левая половины согнуты целиком из потолочки, продавленной изнутри в районе линии сгиба по передней кромке. Чтобы не было трещин при сгибе, снаружи на сгиб наклеивался малярный скотч.
Лонжероны из дерева (линеек) в стабилизаторе не нужны, достаточно будет ложеронов из потолочки, чтобы сформировать профиль, и двух поперечин из бамбука круглого сечения (шампуры бамбуковые) для навески стабилизатора и крепления тяги. Они же обеспечат жесткость на кручение и изгиб. Длина поперечин будет = расстоянию между передними кромками профиля.
Крыло.
Крыло цельное, имеет задний лонжерон из линеек по всему размаху, и передний лонжерон из техноплекса, который служит носком крыла, и к нему же приклеена обшивка.
Нервюры из техноплекса 15 мм, концевая - из дерева. Техноплекс заложен там, где стыкуется обшивка, хотя хватило бы и 5 мм.
Теперь понимаю, что лонжерон по всему размаху делать не надо было, достаточно довести до мест крепления опор шасси, да и положить горизонтально. Может быть продолжить только до элерона той же бамбуковой палочкой. Очень уж жесткое крыло получилось.
Цельный носок такой толщины тоже не имело смысла делать, можно было загнуть с нижней обшивкой из потолочки. И да, нужно было зашить крыло, а потом отрезать закрылки и элероны, а не гнуть их отдельно. Получились большие щели и нестыковки профиля.
В элерон вклеена ось. Навеска элерона:
Закрылки.
Была сделана попытка организовать щелевые закрылки, похожие на оригинал.
Внутренние закрылки (Fowler flaps) получились легко из подручных материалов - четырех клавиш “пробел” от старых клавиатур и заглушек 5,25" от компьютерных корпусов.
Потом были добавлены профили, чтобы получить двухщелевой закрылок. К сожалению, фото не было сделано, но можно сфотать на готовой модели.
Внешние закрылки на стреловидной части так сделать, конечно, не получилось. Поэтому они крепятся примерно как элероны, только ось вращения вынесена вперед. Так что они просто опускаются вниз, тем не менее образуя щель. Привод внутренних закрылков - внутри крыла от одной сервомашинки через общий вал.
Привод внешних закрылков, как и элеронов - от отдельных сервомашинок через качалки.
P.S. Пока не приспособился делать посты по частям, поэтому некрасивые повторы и картинки пропадают вроде. Исправлюсь 😃
Про лонжерон не совсем верный вывод - ни в коем случае нет смысла класть лонжерон плашмя - это будет набор веса с мизерным эффектом. Исключение - если вы собираете двутавр из двух полок и вертикальной стенки между ними. Но одиночный цельный лонжерон плашмя не кладите никогда.
Исключение - если вы собираете двутавр из двух полок и вертикальной стенки между ними.
мне кажется, что в купе с обшивкой из потолочки как раз тот самый двутавр и получается, обшивка то рабочая.
мне кажется, что в купе с обшивкой из потолочки как раз тот самый двутавр и получается, обшивка то рабочая.
Тем более нужно не плашмя ставить - так как лонжерон в данном случае стает стенкой.
Сергей, вот на таком размере и с такими весами реально пофигу как его ставить 😃