Boeing 777-300ER Масштаб 1:16

Airliner-rc

Новая стройка - новая тема. Не важно, что прототип выбран почти тот же, что и в предыдущем моем проекте я все же решил сделать новую тему, так как во-первых цели и задачи у этого проекта другие, во-вторых будут применяться другие методы и способы строительства самолетика.

Немного о так называемых “целях и задачах” данного проекта.
Их по большому счету всего две: воссоздать “гнущиеся крылья” и построить лайнер в шестнадцатом масштабе (в моем случае длина 4.62 метра, размах 4.05 метра) с минимальными затратами, но с приемлемым для меня качеством и внешним видом 😒

Flex wings
Выглядит очень эффектно. Только по этой причине хочется это повторить. Никаких других смыслов в эту затею не вкладываю - просто хАчу 😁


Выбранная технология постройки.
Собственно исходя из первой задачи вытекает и выбор технологии, которая, к тому же, позволяет выполнить и вторую задачу - сэкономить на процессе.
Основные части планера будут изготовлены из пенопласта, обшитого шпоном и “застекленного” стеклотканью на смоле. Все фигурные элементы будут формоваться по стандартной технологии композитного строительства.

Это пенопластовые части

Это композитные части

Все вместе будет выглядеть примерно так:

Сразу скажу, что в реализации flex wings в принципе ничего нового нас не ожидает, так как наши коллеги-планеристы активно все это реализуют и не один десяток лет. Я достаточно времени потратил на изучение этих вопросов, читая темы о постройках в профильных разделах форума, так что все уже придумано до нас. Но как раз именно этот факт вводит меня в недоумение почему на лайнерах больших масштабов никто не реализует. А ведь этот момент очень сильно добавляет копийности полету модели.
Но если подумать и посмотреть как строятся большинство моделей лайнеров, ответ на вопрос очевиден: форм-фактор консоли в сочетании с используемой технологией делают консоль “дубовой”. Данную теорию пришлось конечно проверить и провести ряд тестиков.

JohnRender

Миша, а товарищ Раух и его методы разделения пенопласта и композита всё ближе и ближе 😃
Есть не много видео в ютубе полётов р/у лайнеров, где виден этот самый FlexWings. Ты скорее имеешь ввиду качественную реализацию, так как амплитуда отклонения в данном вопросе очень важна. Её либо мало, либо слишком много. Уверен, что ты всё посчитал, чтобы получилось как у настоящего 😃

Удачи в реализации проекта!

ANT53

Миш привет! Да не коснется тебя флаттер! Удачи!

FAV112

у меня получилось…но на грани жесткости и устойчивости на крутку…

Airliner-rc

Коллеги, спасибо за пожелания и надежду на успех 😁
Надеюсь за вменяемое время все это осуществить.

JohnRender:

Уверен, что ты всё посчитал, чтобы получилось как у настоящего

😁 ну практически Иван.
Расчеты дело такое, муторное и скучное. Поэтому я решил этот момент пропустить и приступить сразу к экспериментам.
Для начала был проведен замер деформаций консоли, выполнений по стандартным композитным технологиям. Взял консоль от моего 777 (1:22)

и грузанул его по размаху (масса распределенного груза 22.5кг, что соответствует перегрузке примерно 2.5G)

Как видно по фоткам деформация по законцовке составила примерно 50 мм. То есть при перегрузке 2.5G (это что за маневр такой на лайнере???) крылышко выгнется на 50 мм на размахе 1500 мм. Этого явно не достаточно для достижения требуемого эффекта 😃😃

JohnRender

Миша, какая длина консоли и каким весом ты её грузил? Просто из любопытства.

У нас при нагрузке на консоль в 45 кг (пеноплекс желтого цвета не в счёт - он был применён для равномерного распределения нагрузки на поверхность) провисание составило 40 мм, но и длина одной консоли короче - порядка 750 мм. На видео видно, что у нас тоже крыло выпрямляется при определённых на него нагрузках

По килю мы добились других показателей - при нагрузке в 50 кг провисание составило 28 мм. Но оно изначально проектировалось более жестким, так как два РН “исключают” из общей площади киля не маленькую часть, он значительно тоньше консоли и “провисать и менять свою форму” ему вообще не желательно

Тесты проводились до первого полёта. Из стены торчали трубки по аналогии, как и в реальных условиях. Тестируемые элементы притягивались болтами к условной плоскости и постепенно грузились

Надеюсь, что не очень сильно засоряю твою тему? Но если ты против, то я этого делать не буду 😒

ANT53

Миш, может стоит взять 1/3 конца консоли, вычислить её под,емную силу и загрузить полученным результатом? Ведь более сильный изгиб приходится на как раз 1/3 конца консоли.

Airliner-rc
JohnRender:

какая длина консоли и каким весом ты её грузил?

22.5кг размах 1500мм.

ANT53:

Миш, может стоит взять 1/3 конца консоли

Именно такая логика и предполагается +/-

ZigZag_ZZ

Балка с “прищемлённым концом”…
Господи, ПРИГОДИЛОСЬ!!!
Говорили преподы, учи, считай , понадобится!!!

Airliner-rc
FAV112:

Нужно считать не подьемную силу,а изгибающий момент.Он меняется по эпюре-максимален он в корневой части,сходит к нулю к законцовке.

rc-aviation.ru/images/arzumanyan/…/image004.jpg

Там немножко не корректная диаграмма распределения нагрузки, так как у нас крыло не прямоугольное и не постоянное по толщине профиля (даже абсолютной - в % от хорды), поэтому и жесткость нашей «балки» несколько меняется по размаху. Хоть все эти поправки и не особо существенны, но в совокупности могут давать ощутимую погрешность в расчетах.
Так что опытные выклейки наше все

EVIL
Airliner-rc:

немножко не корректная диаграмма распределения нагрузки

Очень даже корректная. Почитай сопромат, построй свою модель балки. Будет несколько иной рисунок, но сути это не меняет.

Airliner-rc
EVIL:

Очень даже корректная. Почитай сопромат, построй свою модель балки. Будет несколько иной рисунок, но сути это не меняет.

Костя, а я и не говорил что суть неверная. Я о том что на самом деле «несколько иной рисунок» и вносит коррективы в реальную картину относительно таких упрощенных расчетов.

ANT53

Я бы сказал совсем некоррктная для расчета величины прогиба консоли. Если впась в расчеты, то голова треснет. Помимо того, что сказал Миша про конфигурацию лонжерона, надо учесть несущую обшивку и, самое интересное, это как будут работать рули(щитки, закрылки и т.д) при изгибе консоли. Думаю, подвешивать их на три точки будет неверно, только на две. А как это сделано на больших лайнерах?

EVIL
ANT53:

Я бы сказал совсем некоррктная для расчета величины прогиба консоли.

Обоснуйте и приведите корректную на ваш взгляд схему

ANT53

Судя по схеме изгибающий момент к концу консоли исчезает. Мне это говорит о том, что данная схема для расчета прочности. А если взять прямоугольное крыло, то эпюра изгиба у законцовки тоже будет ноль?

EVIL
ANT53:

Судя по схеме изгибающий момент к концу консоли исчезает.

ANT53:

если взять прямоугольное крыло, то эпюра изгиба у законцовки тоже будет ноль

Если вы хотите это оспорить, мы ждем от вас теоретических изысканий с рисунками

ANT53

Давай упремсч в то, что Миша хочет просчитать величину изгиба конца консоли. Это очень сложно и легче будет сделать экспериментально, чем изучать сопромат и делать кучу расчетов в которых можно легко ошибиться за неимением опыта. Так что ,Костя, я пасс!)

Вот было бы очень интересно просмотреть твою схему и расчеты.

EVIL
ANT53:

было бы очень интересно просмотреть твою схему и расчеты.

Стрелки переводить не надо.😃

ANT53:

Миша хочет просчитать величину изгиба конца консоли.

И в чем проблема? Сложно посчитать момент для каждого участка крыла? Зная момент и величину желаемой деформации подобрать материал с требуемым модулем упругости.

ANT53

Материал известен, остаётся просчитать размеры сечения лонжерона с учётом их уменьшения к концу консоли, учесть профиль крыла и его кривизну, поскольку она сильно влияет на упругость. Это я исхожу из того, что обшивка несущая. Ещё и влияние элеронов и механизации тоже учесть. Мне думается, что на модели это сделать гораздо сложней чем на большом самолёте.

Airliner-rc

Лонжерона нет, механизация работает отдельно от крыла.
Присутствуют местечковые ослабления конструкции в виде колодцев для серв

EVIL

ANT53 сейчас не проблема восполнить пробелы в образовании не выходя из дома. 😉

ДедЮз

Очень интересная дискуссия! Я бы проблемму разделил на 2 части, для ее решения.

  1. Изобразить при виде спереди условное крыло в нормальном состоянии и в фазах прогиба в зависимости от желаемых нагрузок.
  2. Дифференцировать (хотя бы графически) относительные вертикальные деформации по дескретным участкам полуразмаха (с заданным шагом) и определить потребные силовые параметры.
    Мне видется решение возможным, но сложным в силу не изученности. Ведь задача исполнения гибкого и податливого на изгиб крыла противоречит крутильной жесткости крыла. Другая проблема несоизмеримая разница в конструкциях ЛА и модели включая удельную прочность элементов конструкции. Когда эти соотношения будут выявлены в количественных выражениях, можно будет реально моделировать прочность и деформации на участках полуразмаха и реально решить задачку.
    Михаилу и всем удачи и благополучия!
MWS
ДедЮз:

Ведь задача исполнения гибкого и податливого на изгиб крыла противоречит крутильной жесткости крыла.

Полностью согласен с Иосифом ( к сожалению не знаю как по-отчеству). Изгиб консоли крыла очень хорошо заметен на современных рекордных планерах ну и на “Вояджере” Берта Рутана. Но у всех у них крыло имеет большое удлинение с относительно малой хордой. На лайнере так не получится. Элерон при отклонении создаст “скручивающий момент” по хорде- в итоге податливое на изгиб крыло скрутится и Вы получите непредсказуемую управляемость по крену. А жесткое крыло не обеспечит нужный Вам прогиб. Как компромисс предлагаю рассмотреть применение интерцептора вместо элерона. Он будет иметь более близкое расположение к лонжерону по хорде, соотвественно меньший скручивающий момент.