Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

ADF
KosMax:

зоны для индивидуалов ))

  1. Так уже определены )))

  2. Если без шуток, то в случае отведения специальных мест - все будет еще хуже. Отличный пример - стрельбища специально отведенные места для владельцев оружия, которых исчезающе мало, а во всех прочих местах стрелять запрещено (административка + штраф + конфискация). Потому, что в законе-то прописано (прописать - не мешки ворочать), а вот никакого механизма, который мог бы стимулировать выделение/возникновение специальных мест - нет. Нет норм по минимальному числу таких объектов относительно плотности населения или там нас. пунктов, сама процедура создать такое место и сделать его легальным - достаточно сложна (соответствие требованиям И сертификация). Создавать стрельбища никому не впилось (опуская частности и исключения).
    Абсолютно аналогичная ситуация возникнет, если летающие игрушки попробуют в гетто загнать.

ИМХО бороться с этой буквенной напастью надо на корню: они говорят, что беспилотникам нельзя, а мы получаем (отработав конкретную процедуру) официальное заключение экспертизы, что наша игрушечка (-ки) с пропеллерами - не БПЛА и что не летает, а лишь имитирует полёт (печать, подпись).

KosMax
ADF:
  1. Так уже определены )))

  2. Если без шуток, то в случае отведения специальных мест - все будет еще хуже. Отличный пример - стрельбища специально отведенные места для владельцев оружия, которых исчезающе мало

Да в нашем случае и придумывать не надо… есть перечень мест для запуска фейерверков, по какому-то принципу они определяются… по аналогии и тут… муниципалам проще утвердить перечень чем заявки отрабатывать от желающих игрушку с ребёнком по запускать… Только, что нормативки нет соответствующей…

Pilot1956

Все мы возмущаемся, негодуем, а воз и ныне там ! Закон конечно дебильный и это бесспорно ! Если кто - нибудь захочет сделать гадость с помощью авиамодели или квадрика , он не будет его регистрировать и оформлять разрешение на полет. Он сделает гадость тихонько и не на глазах у всех. Вспомните закон об оружии ! Все , кто грабит и убивает просто тихо имеет это оружие и без регистрации ! Не думаю, что все поправки для безпилотников для благих дел . Все гораздо банальней. Люди, имеющие влияние в правительстве и думе, не хотят , чтобы за их заборы и в их окна заглядывали камеры с видеосъемкой. Вот и продавливают законы под себя. Когда пишется закон для настоящего порядка и безопасности , то просчитывают все от и до и не доводят до абсурда. Одно только то , что сотни тысяч мальчишек, которые занимались в кружках и грезили небом, пойдут от безделья в подвал курить и пить уже не вписывается в продуманность. А взрослые , кто давно и навсегда влюблен в небо, тоже должны все бросить из - за невыполнимых условий ? А сколько талантливых авиаконструкторов не родятся в нашей стране, кто - нибудь подумал ? Одним словом, необходимо нам объединяться и давить на наших горе - депутатов ! Пусть думают о народе и стране, а не о дне зарплаты. Предложение такое :1 обнародовать в печатном виде все запретные зоны в городах и в радиусе 50 км от населенных пунктов для авиамоделистов в свободной продаже;
2 в этом же документе прописать безопасные высоты для использования БПЛА и авиамоделей;
3 все авиамоделисты и коптероводы обязаны знать ограничения;
4 законодательно запретить съемку и просмотр частной жизни через окна и за заборами частных владений, кроме нужд МВД и Спецназа в рамках антитерррора и т.п.
5 все, кто летает на моделях должны знать правила безопасности их использования и строго их выполнять;
6 обязать службу Росавианавигации совместно с представителями самоуправления данного населенного пункта, города, района разработать и выпустить печатное издание о запретных для полетов БПЛА зонах и высотах в короткие сроки;
7 ответственность за безопасность полетов возложить на оператора БПЛА.
8 освободить от необходимости подачи заявки на полет оператора , если его БПЛА имеет полетный вес менее 30 кг.
Вот как - то так.

VeTeR7

Разумно, но вспоминается анекдот про мальчика дэбила: " папа, а с кем ты сейчас разговаривал?" Сильно далеки они от народа… и активности никто кроме как вот в форуме не проявляет. Повсеместная апатия ко всему, куда более важное не рождает отклика… о чем вы?

HS125
Pilot1956:

Вот как - то так.

Это надо не на форум больше писать. Это надо сюда писать: regulation.gov.ru/projects#npa=60129.

Далее:

  1. Все обнародовано и даже бесплатно;
  2. Какие безопасные высоты? Я так понял что максимальные. Но есть и минимальные; По максимальным тоже спорно все.
  3. Кому нужно уже знают;
  4. Это тоже по моему уже регламентировано;
  5. Это к пункту 3;
  6. Это как бы само собой разумеется для понимающих людей;
  7. Здесь спорно. Нужно начинать с классификации моделей по условиям полета и применения. Как без плана отправить в полет ФПВ-эшник весом 20 кг на удаление 15 км от точки запуска. Как быть планеристам летающих на высотах 200-300, а то и выше метров при хороших термиках (какая для них безопасная и как мерять).
Pilot1956

1 если этот пункт обнародован, то не в Хабаровске и не во всех городах !
2 высоты по городам разные, например над нашим городом малая авиация летает на 100 - 300 метров, высота 1200м занимается по запросу для ВС, про максимальную в 3050 м можно сразу забыть и т.д.
3 нужно всем , но знают не все , я в этом убедился ( ограничения по зонам и высотам )
4 не видел такого ограничения, но если есть , то хорошо;
5 не имеет отношения к п.3 ( правила использования авиамоделей, есть в каждой коробке)
7 если этого не прописать, то наши предложения не пролезут 100%;
8 каждый сам может выбрать зону для полетов удовлетворяющую его потребности, главное не нарушать запретных зон и высот
Не надо заниматься подстраиванием под каждую модель, такого закона вам никто не напишет, да это и ненужно. Если не нарушаете запретов можете лететь. ВС в воздушном пространстве G не подают план полетов и могут уведомить диспетчера о взлете и направлении с борта ВС. Воздушное пространство G - это ниже 3050 м. В поправках и так оставили в воздушном пространстве G для БПЛА нужно разрешение на полет. Вопрос в том ,чтобы до 30 кг разрешения не требовалось. А как до этого они все летали ? Хотите сложностей с полетами, просите разрешения на полет, ну например для БПЛА весом от 5кг и выше. Я 20 лет отлетал на МИ - 8 и не по наслышке знаю эту кухню.

HS125
Pilot1956:

Я 20 лет отлетал на МИ - 8 и не по наслышке знаю эту кухню.

Значит плохо знаете.

  1. Все давно пользуются данным ресуросм, в том числе и моделисты.
  2. Есть правила полетов над населенными пунктами. Но к моделям это не относится. Есть минимальные безопасные высоты для полетов по ПВП. Вот их можно соотнести с полетами моделей. В двух ветках на этом форуме были такие идеи. Но есть принцип лучше как в США например.
  3. Согласен спорно,но те кто думает про безопасность как правило знают и находят все что нужно. Сюда бы еще в законодательном порядке добавить чтение нотамов, особенно если он не постоянный. А то выберете зону летать в поле, а там уже занято кем-то. А вы то не знаете.
  4. Имеет так как в тех же инструкциях пишут не летайте вблизи ЛЭП, аэропортов, над скоплениями людей и т. д. Но не буду настаивать.
  5. Прописывать пока негде. Да если и прописать без пропаганды(воспитания), все равно этот пункт не будут воспринимать.
  6. Подстраиваться под каждую согласен не надо. Но классификация уже есть (ведь не просто так) у лидеров разработки правил для беспилотников. И есть уже стандарты и практика по документам ИКАО. Если память не изменяет с 2008 года.
    Как обезопасить автоматический беспилотник весом 5 кг доставляющий например груз потребителю на удаление 5 км, в зоне Джи где пилотируемых ВС как пчел. Заметить его еще труднее чем обычное ВС. Ну наверно ставить систему типа ТКАС (или АДэС Си), да и то полной гарантии нет. Влетит в блистер вашего МИ-8 идущего ниже нижнего, кому жаловаться? Я поэтому и написал вопрос спорный.
R3pl1CID

Добрый день!
Сегодня зашел на один из популярных маил форвардеров и в новостях красуется вот это:

В Россию можно ввозить только те квадрокоптеры, которые внесены в реестр Роскомнадзора. Перед покупкой квадрокоптера проверяйте, есть ли эта модель в списке разрешенных. На этом же сайте можно подать заявку на включение в реестр нужной модели, если характеристики позволяют ввозить ее на территорию России.

Квадрокоптеры, которые не включены в реестр Роскомнадзора, не могут пройти таможенное оформление, их транзит невозможен. В случае декларирования возбуждается дело об административном правонарушении.

Дата 13 февраля 2017 года.

VeTeR7

Это уже здесь обсуждалось 2 3 страницы назад, там же выяснилось что ничего кроме древнего завозить низя…

ADF
KosMax:

Да в нашем случае и придумывать не надо… есть перечень мест для запуска фейерверков, по какому-то принципу они определяются… по аналогии и тут… муниципалам проще у…

Это очень смелые догадки! А в жизни - более вероятны два варианта:

  1. Нихрена не будут делать (пример со стрельбищами для владельцев оружия);
  2. Загонят всех в гетто, навроде спортивных аэродромов и прочих ебе… удалённых мест. И если в районе МО спортивных аэродромов, в принципе, есть, то в регионах с этим все в разы хуже.

Аналогия с фейрверками не совсем очевидна - так как модели, зачастую, могут куда больше места для полетов требовать. И требуют.

slv55

Вчера и позавчера летал и снимал в Олимпийском парке (Сочи) с инспайром и в окрестных жилкомплексах - всем хоть бы хны: ППСники проходили мимо не обращая внимание, народ весь продвинутый и давал советы что сдует ветром, лишь однажды из порта охранник примчался мотивируя что де военный объект и сейчас коптер собьют. Раздражать не стали - посадились и ушли.

RA4CTB

Pilot1956, многое в вашем предложении правильно, но слишком многое имеет “коррупционную составляющую” и пересекается с уже действующим законодательством. Да и честно говоря, Вы отталкиваетесь от принципа “держать и не пущать”, хотя сами же приводите абсолютно правильный пример - закон “Об оружии” №150-ФЗ.
Ваше предложение уже разобрали по пунктам, дополнительно замечу лишь, что предложения п.4 уже закреплены п.п.23 и 24 Конституции РФ и ст.152.2 ГК РФ, а ответственность и состав преступления указаны в ст.137 УК РФ.
Лично я бы предпочёл систему, одновременно близкую к системе США и имеющемуся в России системе присвоения категорий и позывных сигналов гражданской любительской радиослужбы:

  1. Гражданин заявляет о своём желании зарегистрироваться в системе учёта “операторов БПЛА” через, например, ГосУслуги.
  2. После этого он сдает тест на знание правил использования ВП. Сдача теста должна быть организована по той же схеме, что и сдача тестов на получение позывных сигналов любительской радиослужбы с выдачей экзаменуемому результатов в виде некого шифрованного файла. Точно также возможно присвоение категорий, дающих право на управление разными классами БПЛА.
  3. В соответствии с полученной категорией оформляется и оплачивается электронный страховой полис.
  4. Результаты теста и номер/ключ полиса загружаются в ранее созданную заявку.
  5. Гражданин получает лицензию “оператора БПЛА” в которой указывается категория и уникальный номер. Номер наносится на любые БПЛА способом, позволяющим однозначно идентифицировать владельца.
    опять же, если проводить параллели с любительской радиослужбой, то достаточно 4-х категорий, имеющих, например, следующие ограничения:
    4-я категория - полётный вес БПЛА до 1кг, продолжительность полёта до 5 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 150м, высоты до 30м.
    3-я категория - полётный вес БПЛА до 2кг, продолжительностью полёта до 10 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 300м, высоты до 50м., разрешено применение оборудования FPV и GNSS
    2-я категория - полётный вес БПЛА до 15кг, продолжительностью полёта до 30 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 2500м, высоты до 100м., разрешено применение любого дополнительного оборудования
    1-я категория - полётный вес БПЛА до 29,9кг, без ограничений продолжительности полёта, без ограничения удаления от оператора, ограничения по высоте - определяются ВП класса G для местности полёта, разрешено применение любого дополнительного оборудования
    При этом для 1-й и 2-й категорий должны быть обязательными планирование полёта с учетом NOTAM, “заявительная” подача плана полёта в ЕС ОрВД РФ за 24 часа до взлёта и обеспечение актуальности своих контактных данных в единой базе. При осуществлении запусков “оператору” нужно лишь иметь при себе лицензию и действующую страховку, чтобы не возникало вопросов со стороны любых “структур”.
    Логичным было бы для 4-й…2-й категорий проводить только теоретическое тестирование и только для 1-й - практический экзамен навыков пилотирования. С большой долей вероятности, самыми массовыми будут 2-я и 3-я категории, за 1-й “пойдут” только те, кому это действительно нужно. Разумной будет стоимость страховок на год порядка 500₽, 1000₽, 2000₽ и 5000₽ для каждой категории, соответственно.
    Что же касается БПЛА с полетным весом менее 0,5кг, то они должны быть вообще выведены за категории. А уж отнесение авиамоделей к “воздушным судам” - это вообще за гранью добра и зла.
    При этом регистрация каждого отдельного БПЛА мне видится не нужной процедурой, особенно в том виде, как оно предлагается в проекте постановления. Вообще меня удивляет, что никто в законодательных и исполнительных органах не воспользовался уже имеющимся опытом регулирования в сфере радиочастотного ресурса, а ведь просматриваются явные параллели.
bsacpld

RA4CTB, вы меня уж простите, но тот мыслепоток, который вы сейчас написали, еще хуже, чем то, что мы имеем сейчас.
Вот нафига ограничение по времени полета? Оно на что влияет?
GPS и FPV зачем сюда приплетать? Они между прочим увеличивают безопасность полетов, а не уменьшают. Я имею ввиду No Fly Zone, Return To Home и возможность сориентироваться в пространстве в случае улета модели на большое расстояние, сноса ветром и т.д.
ИМХО, нужно сделать по аналогии с фейерверками. Для хобби и развлечения сдается онлайн тест для получения соответствующей бумажки для проверяющих. Для коммерции добавить обязательную страховку. И сделать пороги 0,25 кг и 1,5 кг. Меньше 0,25 кг - просто выдается бумажка. 0,25 кг - 1,5 кг - онлайн тест. Выше 1,5 кг - экзамен с практикой. До 50 метров летаем без всяких уведомлений/разрешений. 50-150 метров сделать уведомительный порядок. Свыше 150 разрешительный. И обязательно наклеивать на модель/БПЛА свои контактные данные. Все остальное это излишний гемморой и огромное поле для коррупции.

P.S.
Небольшое обоснование пороговых значений.
Меньше 0,25 кг - если кому-нибудь случайно прилетит подобный “подарочек”, то будет больно, но не смертельно.
0,25 - 1,5 кг с бесколлекторными движками могут нанести весьма серьезные травмы. Знание тонкостей пилотирования и правильная предполетная подготовка позволят уменьшить вероятность возникновения нештатной ситуации и свести риск получения травмы к миниму.
Больше 1,5 кг - это уже летающая мясорубка, поэтому и фильтрация неадекватов и неопытных пилотов должна быть весьма серьезная.

RA4CTB

Объясняю: новичок получает 4-ю категорию и право пилотировать только в режиме визуального контакта с моделью, исключается возможность “зарулится” в шлеме/очках; 3-я категория для FPV-гонок и “просто полетать”; 2-я и 1-я категория для “летать далеко и высоко”. Время полета по большому счету будет “отмазой” для проверяющих, а не фактическим ограничением для “летающих”.
Полная аналогия в использовании радиочастотного ресурса - чем выше категория, тем больше разрешенных частотных диапазонов, больше разрешенных видов модуляции и больше разрешенная мощность передатчика. Новичок с 4-й категорией может работать в эфире только на УКВ с мощностью передатчика 5Вт (безлицензионная альтернатива - LPD и PMR); 3-я категория дает доступ на КВ с мощностью передатчика 10Вт; 2-я поднимает мощность до 100Вт (до 50Вт на УКВ); 1-я - 1000Вт (до 500Вт на УКВ).
Это всё было пройдено в XX веке различными радиослужбами Мира - и государственными, и любительскими, и коммерческими. Сейчас повторяется история с “дронами”. Глупо не использовать уже имеющееся правила игры и наработанный опыт регулирования.

Про страховку Вы не правы - какая разница для чего использовался килограммовый квадрик, влетевший в лобовое стекло вашей машины? Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных странах.

Про коррупцию Вы также сильно заблуждаетесь - позывной свой получал в 80х прошлого века, в 90х-2000х сдавал на 3-ю и 2-ю категории (мог бы получить и 1-ю, но она мне банально не нужна), на руках более 5 свидетельств о регистрации РЭС, как стационарных, так и мобильных. В машине стоит трансивер, на рюкзаке всегда УКВ-станция, при вопросах ППС/ДПС достаю документы размером со старые автомобильные права и демонстрирую сотрудникам - вид бумажечек на которых стоит печать с гербовым орлом снимает все вопросы. При этом ничего ни разу не платил, всё оформляется через госуслуги и/или через электронную почту. Я чаще пользуюсь “электронкой”, но подписываю все файлы КЭП. На все виды оформлений прописаны административные регламенты с точным перечнем документов (кстати, минимальным) и четкими сроками выполения услуг/работ.

Ну и про вес: как раз в вашем варианте много больше “геммороя и поля для коррупции” - какие бумажки для игрушек и мелколётов с взлетным весом меньше 250 грамм? У меня дочь 8-летняя гоняет на JJRC H11D, а у него ЕМНП взлетный в FPV конфигурации 170 грамм. Всё что меньше 500 грамм нужно вообще из авиационного законодательства выводить, что позволит на подавляющем большинстве мелких моделей летать и с FPV, и с GNSS, и с “видеорегистраторами”.

К слову, я без проблем могу создать кучу проблем радиослужбам UWSS, но почему-то этого не делаю. Равно как знаю, что указано в AIP UWSS и расписание регулярных рейсов, поэтому даже в голову не придет поднимать что-то в воздух на курсах взлёта и посадки.

blinkovfpv

Алексей, что за 5,10,15 минут?
Сейчас большинство аппаратов, начиная с игрушечных стремятся к 30.

Covax

Большего бреда про продолжительность полета 5-10-15 минут я в жизни не читал. Вот эта фраза - отмаз от проверяющих, да еще в виде нормативного акта столько проблем нам принесет, что плакать захочется. И в каких это нормальных странах страховка у бпла?

bsacpld
RA4CTB:

Ну и про вес: как раз в вашем варианте много больше “геммороя и поля для коррупции” - какие бумажки для игрушек и мелколётов с взлетным весом меньше 250 грамм? У меня дочь 8-летняя гоняет на JJRC H11D, а у него ЕМНП взлетный в FPV конфигурации 170 грамм. Всё что меньше 500 грамм нужно вообще из авиационного законодательства выводить, что позволит на подавляющем большинстве мелких моделей летать и с FPV, и с GNSS, и с “видеорегистраторами”.

Просто бумажка утвержденной формы, которую вы печатаете на принтере и ставите там свою подпись подтвержающую, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности и обязуетесь её соблюдать.

blinkovfpv:

Сейчас большинство аппаратов, начиная с игрушечных стремятся к 30.

Именно. Тот же Mavic имеет массу 743 грамма, а полетное время у него доходит до 21 минуты.

Covax:

Большего бреда про продолжительность полета 5-10-15 минут я в жизни не читал. Вот эта фраза - отмаз от проверяющих, да еще в виде нормативного акта столько проблем нам принесет, что плакать захочется.

Вот абсолютно согласен, точнее не скажешь.

RA4CTB
Covax:

И в каких это нормальных странах страховка у бпла?

  • разве я сказал конкретно про БПЛА? “Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных странах”. Вы с этим не согласны? ИМХО это логичнее, чем отдавать $5 за регистрацию каждого БПЛА, как в Штатах и при АП с повреждениями на сумму более $500 оказываться один-на-один со следователями FAA и владельцем поврежденного имущества.
bsacpld:

Просто бумажка утвержденной формы, которую вы печатаете на принтере и ставите там свою подпись подтвержающую, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности и обязуетесь её соблюдать.

  • зачем? Этого даже “тупые американцы не требуют” для моделей весом менее 0.55 lbs (тех же 250гр., собственно отсюда эта граница и идет), они их даже UAS не считают.

У меня такое ощущение, что критики не правильно поняли идею - ограничения накладываются на оператора, а не БПЛА. Пример: вот на полочке у меня стоят трансиверы - у одного выходная мощность 100W, у другого 200W. Я имею право эксплуатировать оба, оба у меня зарегистрированы в Роскомнадзоре, но работаю я мощностями не более 100W. При этом де-факто проверить какая мощность у меня в антенне невозможно.
Я говорю о том же самом: легально владеете квадриком с полётным временем хоть 60 минут, но при вопросах проверяющих быстро сажаете с аргументом “у меня в лицензии 10(30) минут полета, вот лицензия, сами смотрите. Сейчас сделаю перерыв/поменяю акккум и еще 10(30) минут летать буду.” Да на аппе есть таймеры, но кто их будет показывать ППС’никам? Зато у всех властьимущих есть радость от того, что ограничения введены.
Вообще вспоминается бородатый анекдот про Сталина и Кремль, покрашенный в синий цвет. Судя по тому, что реакция только на ограничение времени полета (которое вообще может быть в 2-3-5 раз больше), с остальным в принципе согласны. Можно конечно и точно “скопировать” FAA Small Unmanned Aircraft Rule (Part 107) - www.faa.gov/uas/media/Part_107_Summary.pdf, но нужно ли?

Дополню: почему я сторонник разных “сложных” категорий? Вот по вышеприведенным правилам FAA получил лицензию на UAS и летай хоть на 500гр, хоть 25кг - проще? Но посмотрите учебную программу FAA для получения " remote pilot airman certificate with a small UAS rating": www.faa.gov/…/remote_pilot_study_guide.pdf
Все готовы выучить всё это для того чтобы летать на Phantom/Mavik или самосборе 0,5-1кг? Или будет лучше сдать простенький тест на условную “3-ю категорию” и летать в своё удовольствие абсолютно легально?

bsacpld
RA4CTB:

Этого даже “тупые американцы не требуют” для моделей весом менее 0.55 lbs (тех же 250гр., собственно отсюда эта граница и идет), они их даже UAS не считают.

Вот вам пример военного БПЛА весом 16 грамм 😃
ru.m.wikipedia.org/wiki/Black_Hornet_Nano

RA4CTB:

Да на аппе есть таймеры, но кто их будет показывать ППС’никам? Зато у всех властьимущих есть радость от того, что ограничения введены.

А еще у тех же Phantom/Mavic пишется телеметрия. И технически грамотный проверяющий сможет вас запросто нагнуть.

RA4CTB:

ИМХО это логичнее, чем отдавать $5 за регистрацию каждого БПЛА, как в Штатах и при АП с повреждениями на сумму более $500 оказываться один-на-один со следователями FAA и владельцем поврежденного имущества.

Эти 5$ вам потом возвращают. Они нужны только для проведения банковской транзакции для подтверждения вашей личности.
Ну а по поводу АП - сам накосячил, сам и должен отвечать. Как раз хороший фильтр для отсеивания дебилов летающих по принципу “ну и чо?”.

RA4CTB

Википедия это хорошо, но вот цитата из правил: “Part 107 does not apply to model aircraft that satisfy all of the criteria specified in section 336 of Public Law 112-95.”
Открываем соответствующий закон:
SEC. 336. SPECIAL RULE FOR MODEL AIRCRAFT.
(1) the aircraft is flown strictly for hobby or recreational use;
(2) the aircraft is operated in accordance with a communitybased set of safety guidelines and within the programming of a nationwide community-based organization;
(3) the aircraft is limited to not more than 55 pounds unless otherwise certified through a design, construction, inspection, flight test, and operational safety program administered by a community-based organization;

Естественно телеметрия пишется, она и на куче автопилотов в блэкбокс пишется. Но получить её можно только с вашего согласия или в случае АП. Я имею достаточно опыта общения с ППС/ДПС по радиостанциям - нет у них желания лезть в технические детали, если им показываешь “красивые бумажки с печатями”. Но если обострять конфликт, то конечно можно нарваться и на изъятие для проведения экспертизы.