Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах
Разумно, но вспоминается анекдот про мальчика дэбила: " папа, а с кем ты сейчас разговаривал?" Сильно далеки они от народа… и активности никто кроме как вот в форуме не проявляет. Повсеместная апатия ко всему, куда более важное не рождает отклика… о чем вы?
Вот как - то так.
Это надо не на форум больше писать. Это надо сюда писать: regulation.gov.ru/projects#npa=60129.
Далее:
- Все обнародовано и даже бесплатно;
- Какие безопасные высоты? Я так понял что максимальные. Но есть и минимальные; По максимальным тоже спорно все.
- Кому нужно уже знают;
- Это тоже по моему уже регламентировано;
- Это к пункту 3;
- Это как бы само собой разумеется для понимающих людей;
- Здесь спорно. Нужно начинать с классификации моделей по условиям полета и применения. Как без плана отправить в полет ФПВ-эшник весом 20 кг на удаление 15 км от точки запуска. Как быть планеристам летающих на высотах 200-300, а то и выше метров при хороших термиках (какая для них безопасная и как мерять).
1 если этот пункт обнародован, то не в Хабаровске и не во всех городах !
2 высоты по городам разные, например над нашим городом малая авиация летает на 100 - 300 метров, высота 1200м занимается по запросу для ВС, про максимальную в 3050 м можно сразу забыть и т.д.
3 нужно всем , но знают не все , я в этом убедился ( ограничения по зонам и высотам )
4 не видел такого ограничения, но если есть , то хорошо;
5 не имеет отношения к п.3 ( правила использования авиамоделей, есть в каждой коробке)
7 если этого не прописать, то наши предложения не пролезут 100%;
8 каждый сам может выбрать зону для полетов удовлетворяющую его потребности, главное не нарушать запретных зон и высот
Не надо заниматься подстраиванием под каждую модель, такого закона вам никто не напишет, да это и ненужно. Если не нарушаете запретов можете лететь. ВС в воздушном пространстве G не подают план полетов и могут уведомить диспетчера о взлете и направлении с борта ВС. Воздушное пространство G - это ниже 3050 м. В поправках и так оставили в воздушном пространстве G для БПЛА нужно разрешение на полет. Вопрос в том ,чтобы до 30 кг разрешения не требовалось. А как до этого они все летали ? Хотите сложностей с полетами, просите разрешения на полет, ну например для БПЛА весом от 5кг и выше. Я 20 лет отлетал на МИ - 8 и не по наслышке знаю эту кухню.
Я 20 лет отлетал на МИ - 8 и не по наслышке знаю эту кухню.
Значит плохо знаете.
- Все давно пользуются данным ресуросм, в том числе и моделисты.
- Есть правила полетов над населенными пунктами. Но к моделям это не относится. Есть минимальные безопасные высоты для полетов по ПВП. Вот их можно соотнести с полетами моделей. В двух ветках на этом форуме были такие идеи. Но есть принцип лучше как в США например.
- Согласен спорно,но те кто думает про безопасность как правило знают и находят все что нужно. Сюда бы еще в законодательном порядке добавить чтение нотамов, особенно если он не постоянный. А то выберете зону летать в поле, а там уже занято кем-то. А вы то не знаете.
- Имеет так как в тех же инструкциях пишут не летайте вблизи ЛЭП, аэропортов, над скоплениями людей и т. д. Но не буду настаивать.
- Прописывать пока негде. Да если и прописать без пропаганды(воспитания), все равно этот пункт не будут воспринимать.
- Подстраиваться под каждую согласен не надо. Но классификация уже есть (ведь не просто так) у лидеров разработки правил для беспилотников. И есть уже стандарты и практика по документам ИКАО. Если память не изменяет с 2008 года.
Как обезопасить автоматический беспилотник весом 5 кг доставляющий например груз потребителю на удаление 5 км, в зоне Джи где пилотируемых ВС как пчел. Заметить его еще труднее чем обычное ВС. Ну наверно ставить систему типа ТКАС (или АДэС Си), да и то полной гарантии нет. Влетит в блистер вашего МИ-8 идущего ниже нижнего, кому жаловаться? Я поэтому и написал вопрос спорный.
Добрый день!
Сегодня зашел на один из популярных маил форвардеров и в новостях красуется вот это:
В Россию можно ввозить только те квадрокоптеры, которые внесены в реестр Роскомнадзора. Перед покупкой квадрокоптера проверяйте, есть ли эта модель в списке разрешенных. На этом же сайте можно подать заявку на включение в реестр нужной модели, если характеристики позволяют ввозить ее на территорию России.
Квадрокоптеры, которые не включены в реестр Роскомнадзора, не могут пройти таможенное оформление, их транзит невозможен. В случае декларирования возбуждается дело об административном правонарушении.
Дата 13 февраля 2017 года.
Это уже здесь обсуждалось 2 3 страницы назад, там же выяснилось что ничего кроме древнего завозить низя…
Да в нашем случае и придумывать не надо… есть перечень мест для запуска фейерверков, по какому-то принципу они определяются… по аналогии и тут… муниципалам проще у…
Это очень смелые догадки! А в жизни - более вероятны два варианта:
- Нихрена не будут делать (пример со стрельбищами для владельцев оружия);
- Загонят всех в гетто, навроде спортивных аэродромов и прочих ебе… удалённых мест. И если в районе МО спортивных аэродромов, в принципе, есть, то в регионах с этим все в разы хуже.
Аналогия с фейрверками не совсем очевидна - так как модели, зачастую, могут куда больше места для полетов требовать. И требуют.
Вчера и позавчера летал и снимал в Олимпийском парке (Сочи) с инспайром и в окрестных жилкомплексах - всем хоть бы хны: ППСники проходили мимо не обращая внимание, народ весь продвинутый и давал советы что сдует ветром, лишь однажды из порта охранник примчался мотивируя что де военный объект и сейчас коптер собьют. Раздражать не стали - посадились и ушли.
Pilot1956, многое в вашем предложении правильно, но слишком многое имеет “коррупционную составляющую” и пересекается с уже действующим законодательством. Да и честно говоря, Вы отталкиваетесь от принципа “держать и не пущать”, хотя сами же приводите абсолютно правильный пример - закон “Об оружии” №150-ФЗ.
Ваше предложение уже разобрали по пунктам, дополнительно замечу лишь, что предложения п.4 уже закреплены п.п.23 и 24 Конституции РФ и ст.152.2 ГК РФ, а ответственность и состав преступления указаны в ст.137 УК РФ.
Лично я бы предпочёл систему, одновременно близкую к системе США и имеющемуся в России системе присвоения категорий и позывных сигналов гражданской любительской радиослужбы:
- Гражданин заявляет о своём желании зарегистрироваться в системе учёта “операторов БПЛА” через, например, ГосУслуги.
- После этого он сдает тест на знание правил использования ВП. Сдача теста должна быть организована по той же схеме, что и сдача тестов на получение позывных сигналов любительской радиослужбы с выдачей экзаменуемому результатов в виде некого шифрованного файла. Точно также возможно присвоение категорий, дающих право на управление разными классами БПЛА.
- В соответствии с полученной категорией оформляется и оплачивается электронный страховой полис.
- Результаты теста и номер/ключ полиса загружаются в ранее созданную заявку.
- Гражданин получает лицензию “оператора БПЛА” в которой указывается категория и уникальный номер. Номер наносится на любые БПЛА способом, позволяющим однозначно идентифицировать владельца.
опять же, если проводить параллели с любительской радиослужбой, то достаточно 4-х категорий, имеющих, например, следующие ограничения:
4-я категория - полётный вес БПЛА до 1кг, продолжительность полёта до 5 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 150м, высоты до 30м.
3-я категория - полётный вес БПЛА до 2кг, продолжительностью полёта до 10 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 300м, высоты до 50м., разрешено применение оборудования FPV и GNSS
2-я категория - полётный вес БПЛА до 15кг, продолжительностью полёта до 30 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 2500м, высоты до 100м., разрешено применение любого дополнительного оборудования
1-я категория - полётный вес БПЛА до 29,9кг, без ограничений продолжительности полёта, без ограничения удаления от оператора, ограничения по высоте - определяются ВП класса G для местности полёта, разрешено применение любого дополнительного оборудования
При этом для 1-й и 2-й категорий должны быть обязательными планирование полёта с учетом NOTAM, “заявительная” подача плана полёта в ЕС ОрВД РФ за 24 часа до взлёта и обеспечение актуальности своих контактных данных в единой базе. При осуществлении запусков “оператору” нужно лишь иметь при себе лицензию и действующую страховку, чтобы не возникало вопросов со стороны любых “структур”.
Логичным было бы для 4-й…2-й категорий проводить только теоретическое тестирование и только для 1-й - практический экзамен навыков пилотирования. С большой долей вероятности, самыми массовыми будут 2-я и 3-я категории, за 1-й “пойдут” только те, кому это действительно нужно. Разумной будет стоимость страховок на год порядка 500₽, 1000₽, 2000₽ и 5000₽ для каждой категории, соответственно.
Что же касается БПЛА с полетным весом менее 0,5кг, то они должны быть вообще выведены за категории. А уж отнесение авиамоделей к “воздушным судам” - это вообще за гранью добра и зла.
При этом регистрация каждого отдельного БПЛА мне видится не нужной процедурой, особенно в том виде, как оно предлагается в проекте постановления. Вообще меня удивляет, что никто в законодательных и исполнительных органах не воспользовался уже имеющимся опытом регулирования в сфере радиочастотного ресурса, а ведь просматриваются явные параллели.
RA4CTB, вы меня уж простите, но тот мыслепоток, который вы сейчас написали, еще хуже, чем то, что мы имеем сейчас.
Вот нафига ограничение по времени полета? Оно на что влияет?
GPS и FPV зачем сюда приплетать? Они между прочим увеличивают безопасность полетов, а не уменьшают. Я имею ввиду No Fly Zone, Return To Home и возможность сориентироваться в пространстве в случае улета модели на большое расстояние, сноса ветром и т.д.
ИМХО, нужно сделать по аналогии с фейерверками. Для хобби и развлечения сдается онлайн тест для получения соответствующей бумажки для проверяющих. Для коммерции добавить обязательную страховку. И сделать пороги 0,25 кг и 1,5 кг. Меньше 0,25 кг - просто выдается бумажка. 0,25 кг - 1,5 кг - онлайн тест. Выше 1,5 кг - экзамен с практикой. До 50 метров летаем без всяких уведомлений/разрешений. 50-150 метров сделать уведомительный порядок. Свыше 150 разрешительный. И обязательно наклеивать на модель/БПЛА свои контактные данные. Все остальное это излишний гемморой и огромное поле для коррупции.
P.S.
Небольшое обоснование пороговых значений.
Меньше 0,25 кг - если кому-нибудь случайно прилетит подобный “подарочек”, то будет больно, но не смертельно.
0,25 - 1,5 кг с бесколлекторными движками могут нанести весьма серьезные травмы. Знание тонкостей пилотирования и правильная предполетная подготовка позволят уменьшить вероятность возникновения нештатной ситуации и свести риск получения травмы к миниму.
Больше 1,5 кг - это уже летающая мясорубка, поэтому и фильтрация неадекватов и неопытных пилотов должна быть весьма серьезная.
Объясняю: новичок получает 4-ю категорию и право пилотировать только в режиме визуального контакта с моделью, исключается возможность “зарулится” в шлеме/очках; 3-я категория для FPV-гонок и “просто полетать”; 2-я и 1-я категория для “летать далеко и высоко”. Время полета по большому счету будет “отмазой” для проверяющих, а не фактическим ограничением для “летающих”.
Полная аналогия в использовании радиочастотного ресурса - чем выше категория, тем больше разрешенных частотных диапазонов, больше разрешенных видов модуляции и больше разрешенная мощность передатчика. Новичок с 4-й категорией может работать в эфире только на УКВ с мощностью передатчика 5Вт (безлицензионная альтернатива - LPD и PMR); 3-я категория дает доступ на КВ с мощностью передатчика 10Вт; 2-я поднимает мощность до 100Вт (до 50Вт на УКВ); 1-я - 1000Вт (до 500Вт на УКВ).
Это всё было пройдено в XX веке различными радиослужбами Мира - и государственными, и любительскими, и коммерческими. Сейчас повторяется история с “дронами”. Глупо не использовать уже имеющееся правила игры и наработанный опыт регулирования.
Про страховку Вы не правы - какая разница для чего использовался килограммовый квадрик, влетевший в лобовое стекло вашей машины? Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных странах.
Про коррупцию Вы также сильно заблуждаетесь - позывной свой получал в 80х прошлого века, в 90х-2000х сдавал на 3-ю и 2-ю категории (мог бы получить и 1-ю, но она мне банально не нужна), на руках более 5 свидетельств о регистрации РЭС, как стационарных, так и мобильных. В машине стоит трансивер, на рюкзаке всегда УКВ-станция, при вопросах ППС/ДПС достаю документы размером со старые автомобильные права и демонстрирую сотрудникам - вид бумажечек на которых стоит печать с гербовым орлом снимает все вопросы. При этом ничего ни разу не платил, всё оформляется через госуслуги и/или через электронную почту. Я чаще пользуюсь “электронкой”, но подписываю все файлы КЭП. На все виды оформлений прописаны административные регламенты с точным перечнем документов (кстати, минимальным) и четкими сроками выполения услуг/работ.
Ну и про вес: как раз в вашем варианте много больше “геммороя и поля для коррупции” - какие бумажки для игрушек и мелколётов с взлетным весом меньше 250 грамм? У меня дочь 8-летняя гоняет на JJRC H11D, а у него ЕМНП взлетный в FPV конфигурации 170 грамм. Всё что меньше 500 грамм нужно вообще из авиационного законодательства выводить, что позволит на подавляющем большинстве мелких моделей летать и с FPV, и с GNSS, и с “видеорегистраторами”.
К слову, я без проблем могу создать кучу проблем радиослужбам UWSS, но почему-то этого не делаю. Равно как знаю, что указано в AIP UWSS и расписание регулярных рейсов, поэтому даже в голову не придет поднимать что-то в воздух на курсах взлёта и посадки.
Алексей, что за 5,10,15 минут?
Сейчас большинство аппаратов, начиная с игрушечных стремятся к 30.
Большего бреда про продолжительность полета 5-10-15 минут я в жизни не читал. Вот эта фраза - отмаз от проверяющих, да еще в виде нормативного акта столько проблем нам принесет, что плакать захочется. И в каких это нормальных странах страховка у бпла?
Ну и про вес: как раз в вашем варианте много больше “геммороя и поля для коррупции” - какие бумажки для игрушек и мелколётов с взлетным весом меньше 250 грамм? У меня дочь 8-летняя гоняет на JJRC H11D, а у него ЕМНП взлетный в FPV конфигурации 170 грамм. Всё что меньше 500 грамм нужно вообще из авиационного законодательства выводить, что позволит на подавляющем большинстве мелких моделей летать и с FPV, и с GNSS, и с “видеорегистраторами”.
Просто бумажка утвержденной формы, которую вы печатаете на принтере и ставите там свою подпись подтвержающую, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности и обязуетесь её соблюдать.
Сейчас большинство аппаратов, начиная с игрушечных стремятся к 30.
Именно. Тот же Mavic имеет массу 743 грамма, а полетное время у него доходит до 21 минуты.
Большего бреда про продолжительность полета 5-10-15 минут я в жизни не читал. Вот эта фраза - отмаз от проверяющих, да еще в виде нормативного акта столько проблем нам принесет, что плакать захочется.
Вот абсолютно согласен, точнее не скажешь.
И в каких это нормальных странах страховка у бпла?
- разве я сказал конкретно про БПЛА? “Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных странах”. Вы с этим не согласны? ИМХО это логичнее, чем отдавать $5 за регистрацию каждого БПЛА, как в Штатах и при АП с повреждениями на сумму более $500 оказываться один-на-один со следователями FAA и владельцем поврежденного имущества.
Просто бумажка утвержденной формы, которую вы печатаете на принтере и ставите там свою подпись подтвержающую, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности и обязуетесь её соблюдать.
- зачем? Этого даже “тупые американцы не требуют” для моделей весом менее 0.55 lbs (тех же 250гр., собственно отсюда эта граница и идет), они их даже UAS не считают.
У меня такое ощущение, что критики не правильно поняли идею - ограничения накладываются на оператора, а не БПЛА. Пример: вот на полочке у меня стоят трансиверы - у одного выходная мощность 100W, у другого 200W. Я имею право эксплуатировать оба, оба у меня зарегистрированы в Роскомнадзоре, но работаю я мощностями не более 100W. При этом де-факто проверить какая мощность у меня в антенне невозможно.
Я говорю о том же самом: легально владеете квадриком с полётным временем хоть 60 минут, но при вопросах проверяющих быстро сажаете с аргументом “у меня в лицензии 10(30) минут полета, вот лицензия, сами смотрите. Сейчас сделаю перерыв/поменяю акккум и еще 10(30) минут летать буду.” Да на аппе есть таймеры, но кто их будет показывать ППС’никам? Зато у всех властьимущих есть радость от того, что ограничения введены.
Вообще вспоминается бородатый анекдот про Сталина и Кремль, покрашенный в синий цвет. Судя по тому, что реакция только на ограничение времени полета (которое вообще может быть в 2-3-5 раз больше), с остальным в принципе согласны. Можно конечно и точно “скопировать” FAA Small Unmanned Aircraft Rule (Part 107) - www.faa.gov/uas/media/Part_107_Summary.pdf, но нужно ли?
Дополню: почему я сторонник разных “сложных” категорий? Вот по вышеприведенным правилам FAA получил лицензию на UAS и летай хоть на 500гр, хоть 25кг - проще? Но посмотрите учебную программу FAA для получения " remote pilot airman certificate with a small UAS rating": www.faa.gov/…/remote_pilot_study_guide.pdf
Все готовы выучить всё это для того чтобы летать на Phantom/Mavik или самосборе 0,5-1кг? Или будет лучше сдать простенький тест на условную “3-ю категорию” и летать в своё удовольствие абсолютно легально?
Этого даже “тупые американцы не требуют” для моделей весом менее 0.55 lbs (тех же 250гр., собственно отсюда эта граница и идет), они их даже UAS не считают.
Вот вам пример военного БПЛА весом 16 грамм 😃
ru.m.wikipedia.org/wiki/Black_Hornet_Nano
Да на аппе есть таймеры, но кто их будет показывать ППС’никам? Зато у всех властьимущих есть радость от того, что ограничения введены.
А еще у тех же Phantom/Mavic пишется телеметрия. И технически грамотный проверяющий сможет вас запросто нагнуть.
ИМХО это логичнее, чем отдавать $5 за регистрацию каждого БПЛА, как в Штатах и при АП с повреждениями на сумму более $500 оказываться один-на-один со следователями FAA и владельцем поврежденного имущества.
Эти 5$ вам потом возвращают. Они нужны только для проведения банковской транзакции для подтверждения вашей личности.
Ну а по поводу АП - сам накосячил, сам и должен отвечать. Как раз хороший фильтр для отсеивания дебилов летающих по принципу “ну и чо?”.
Википедия это хорошо, но вот цитата из правил: “Part 107 does not apply to model aircraft that satisfy all of the criteria specified in section 336 of Public Law 112-95.”
Открываем соответствующий закон:
SEC. 336. SPECIAL RULE FOR MODEL AIRCRAFT.
(1) the aircraft is flown strictly for hobby or recreational use;
(2) the aircraft is operated in accordance with a communitybased set of safety guidelines and within the programming of a nationwide community-based organization;
(3) the aircraft is limited to not more than 55 pounds unless otherwise certified through a design, construction, inspection, flight test, and operational safety program administered by a community-based organization;
Естественно телеметрия пишется, она и на куче автопилотов в блэкбокс пишется. Но получить её можно только с вашего согласия или в случае АП. Я имею достаточно опыта общения с ППС/ДПС по радиостанциям - нет у них желания лезть в технические детали, если им показываешь “красивые бумажки с печатями”. Но если обострять конфликт, то конечно можно нарваться и на изъятие для проведения экспертизы.
Объясняю:
Вы объясняете…как отстранить от авиамоделизма людей, которым не исполнилось 18. Пускай будут категории но…для легких (например до 5 кг) моделей порядок должен быть заявительный, а не разрешительный.
какие бумажки для игрушек и мелколётов с взлетным весом меньше 250 грамм?
По этой схеме 249гр - это не опасно, а 251 - это смертельно?
ИМХО логичнее чем в Штатах еще нигде не придумано, там понимающие люди у руля FAA, поэтому у них и дроны летают и вообще малая авиация самая развитая в мире. Вы рассуждаете как среднестатистический чиновник, задача которого зарегулировать донельзя, а то и запретить. То, что вы какието технические ограничения еще хотите по времени ввести, вы еще эру-глонасс туда посоветуйте впихивать, тогда вообще все производители дронов на наш рынок забьют большой и толстый. Я лично дальше даже не читал, с меня и 5-10 минут хватило.
…"Управляешь устройством способным повредить чужое имущество или нанести вред здоровью - будь добр оформить страховку. Это нормальная практика в нормальных стра…
- Вы так и не назвали страны, где есть страховка БПЛА или моделей (я знаю, но подсказывать не буду - назовите сами). И желательно с указанием порогов весов;
- Любое устройство может повредить чужое иммущество! Можно лбом стекло разбить у автомобиля. Ввводить страховку на все части тела?
- Что за бред про само понятие “обязательности” страхования?! Вы вообще понимаете смысл страховки?! Это лишь способ платить не из своего кармана. Поломал что-то: нет страховки - платишь за вред сам. Есть страховка - за тебя оплачивает страховая. Наличие или отсутствие страховки - НЕ уход от ответственности и НЕ обязанность!
…
4. Если историю страхования почитать, прекрасно видно, что это прибыльный бизнес. Во многих странах или навязывают страховку через законы (наше ОСАГО) или делают такие условия, что без страховки - ценники совершенно бешаные (медицинское страхование в США) - что либо плати много за страховку, либо будешь заживо вогнан в страшные долги в случае обращения за медпомощью без страховки.
Я лично дальше даже не читал, с меня и 5-10 минут хватило
- отличная позиция, очень напоминает Шелепинское: «Я не читал Пастернака, но считаю, что советский писатель должен издаваться сначала в СССР». Специально для Вас кратко - это не технические ограничения на БПЛА, это ограничение на непрерывное пилотирование оператором.
…логичнее чем в Штатах еще нигде не придумано…
- «Public Law 112-95», «FAA Small Unmanned Aircraft Rule (Part 107)» и «Remote Pilot – Small Unmanned Aircraft Systems Study Guide» отличные документы, только следуя им, для управления 300-граммовым гоночным квадриком нужно продемонстрировать знания VFR, NOTAM, AIP и т.д., и т.п. Сколько участников данного форума было резко против введения “лицензии пилота БПЛА”?
Вы объясняете…как отстранить от авиамоделизма людей, которым не исполнилось 18
- хм, а почему их нужно отстранять? Можно опять воспользоваться имеющейся практикой регулирования любительской радиослужбы:
можно получить индивидуальный сигнал опознавания с 14 лет (формально вообще нет ограничений по возрасту, есть факт присвоения позывного 3-й категории в возрасте 9 лет.), т.е. с момента получения паспорта.
можно работать в эфире на коллективных радиостанциях под контролем начальника радиостанции (при этом “коллективка” имеет заведомо 1-ю категорию)
можно работать в эфире под контролем оператора с 1-1 или 2-й категорией, который освоил специальный учебный позывной.
Всё это прекрасно можно перенести и на авиамоделизм, да оно и раньше так же было. В городском дворце пионеров были как раз два радиокружка, судомодельный, авиамодельный. Был сделан ни один планер и самолет на резиномоторе. И всё под присмотром взрослых и опытных.
По этой схеме 249гр - это не опасно, а 251 - это смертельно?
- так я как раз за поднятие нижней планки до 500грамм. Почитайте.
Вы так и не назвали страны, где есть страховка БПЛА или моделей
- легко: Великобритания, Австралия, Канада (не возьмусь утверждать что это требования авиационных правил или BMFA, AMAS и MAAC). Это по памяти, скорей всего есть и еще какие-то страны.
Нет желания обсуждать страхование в США, если реально интересно, то почитайте www.govorimpro.us, там факты, а не домыслы. Ну или пример автострахования в США skysheep.livejournal.com/115060.html (кстати, там почти во всех штатах оно liability и обязательно).