Люди помогите побороть психологический барьер! )
Тяжелый случай. Т.е. авторотации без горизонтального полёта не получится… Тупо савторотировать в той же вертикали не выйдет?
А в симуляторе получается? У меня вот нихрена не получается в симуляторе рулить при авторотации. Т.е. если начальный вектор был более-менее правильный, то прилетает куда хотел, а как-то осознанно скорректировать не выходит.
Вот когда у меня в симе получилось посадить верт перед собой 20 раз подряд - сделал вживую, и то кособоко, на посадке… и повторил еще раз пяток. При этом в симе легко делается авторотация на спине, с роллами, с флипами и пр.
- Для начала попробуй авторотировать просто выключая газ на высоте метра полтора. Энергии лопастей вполне хватит для посадки, заодно и отработаешь финальную часть авторотации. Сделай это раз 5-6 для уверенности.
Немаловажно - выровнять кривые шага полетного режима, с которого садить собрался, и авторотации. А то возможен сюрпрайс в виде прыжка вверх или провала вниз.
Тяжелый случай. Т.е. авторотации без горизонтального полёта не получится… Тупо савторотировать в той же вертикали не выйдет?
Выйдет, но это сложнее… лучше чтоб была горизонтальная скорость… пусть даже небольшая. Верт так летит устойчивей… и понятно что куда двигать джойстиками. При вертикальной ротации модель все-равно сдрейфует в сторону, как на висении.
И не забывай - верт должен динамично снижаться - это не планер бля!!! Имхо, это самый трудный момент для психики, тк рука стремится эту скорость снижения всячески уменьшить, двигая джой вверх. Ротор тухнет, скорость не падает, ты еще инстинктивно добавляешь в плюс, а верт начинает падать… и уже становится видно лопасти. И наступает такой ступор и паникоз, что суши весла!!!
У меня симулятор RF 6.5.
Имхо, это самый трудный момент для психики
Действительно, есть такая рекомендация, пройти предполагаемую траекторию с работающим двигателем. Так вот даже так как-то тяжело пока. Как-то очень непривычно рулить, когда вертолёт снижается. Надо, наверное, просто тренировать полёт со снижением пока.
Да, если настроен ражим авторотации в регуляторе и ты думаешь спастись включением двигателя - нихера не выйдет с первого раза. Оценить момент включения не получится - модель будет уже у земли с потерянной скоростью.
Поэтому если изначально планировал спасаться двигателем, то так и надо делать. Забрался повыше, отключил мотор… что-то как-то там ротируешь. Потерял метров 20-30 высоты включаешь двигатель не обращая внимание на то, как протекала ротация. Мозг человека такая штука - он сделает по той программе, что ты заложил раньше. Но при этом будет бороться с твоим сознанием, мыслями, глазами и руками - выльется это все в потерю контроля над ситуацией. Включил двигатель, но и тут - нельзя двигать джой в положительные шаги пока мотор не набрал мощность!!! Прибрать отрицательные - можно, но нужно дожидаться раскрутки двигателя. Эта секунда-две, за которые он раскручивается, в воздухе в момент снижения модели в первые разы с непривычки кажутся вечностью. Яйца надо железнить!!!
*)
Надо, наверное, просто тренировать полёт со снижением пока.
Я это делал в нормальном режиме… и углы более-менее попадают… и скорость… и управление уже понимаешь.
Тяжелый случай. Т.е. авторотации без горизонтального полёта не получится… Тупо савторотировать в той же вертикали не выйдет?
Почему выйдет. И по ветру выйдет. Но еще и все зависит от того, какой вертолет (чем больше вертолет и тяжелее лопасти, тем меньше требования к авторотации). Например на 550-ке если будешь авторотировать прямо по вертикали - надо все делать СВЕРХточно. Иначе как минимум поломаешь шасси и можешь хлопнуть лопастью по балке. На 600-ке - почти так же, а вот в движении - уже куда проще. На 650-ке (с 646 МАН лопастями) - еще проще. А 700-ка - она вообще сама авторотирует, там ты можешь делать ГРУБЕЙШИЕ ошибки, а все равно сядешь плавно. Мне Олег в прошлом сезоне, когда я изрядно чудил, говорил так - ты - авторотировать не умеешь, это твой Шваброид умеет 😉
Вообще дождись ветра, хоть 3-4 м/с (такой ведь почти постоянно), и тогда против ветра можешь почти вертикально (градусов 60-70), т.е. почти прямая вниз будет. А при ветре 6-7 м/с - вообще СТРОГО вертикально, там ветра выше головы для набегающего потока.
И не забывай - верт должен динамично снижаться - это не планер бля!!! Имхо, это самый трудный момент для психики, тк рука стремится эту скорость снижения всячески уменьшить, двигая джой вверх. Ротор тухнет, скорость не падает, ты еще инстинктивно добавляешь в плюс, а верт начинает падать… и уже становится видно лопасти. И наступает такой ступор и паникоз, что суши весла!!!
Вот именно поэтому хорошо на первых авторотациях ограничить стик вниз на -5.5 и помнить - джойстик оттуда НЕ ДВИГАТЬ. Ну и не пугаться, что вертолет падает быстро, это НОРМАЛЬНО 😉
Да, если настроен ражим авторотации в регуляторе и ты думаешь спастись включением двигателя - нихера не выйдет с первого раза. Оценить момент включения не получится - модель будет уже у земли с потерянной скоростью. Поэтому если изначально планировал спасаться двигателем, то так и надо делать. Забрался повыше, отключил мотор… что-то как-то там ротируешь. Потерял метров 20-30 высоты включаешь двигатель не обращая внимание на то, как протекала ротация. Мозг человека такая штука - он сделает по той программе, что ты заложил раньше. Но при этом будет бороться с твоим сознанием, мыслями, глазами и руками - выльется это все в потерю контроля над ситуацией. Включил двигатель, но и тут - нельзя двигать джой в положительные шаги пока мотор не набрал мощность!!! Прибрать отрицательные - можно, но нужно дожидаться раскрутки двигателя. Эта секунда-две, за которые он раскручивается, в воздухе в момент снижения модели в первые разы с непривычки кажутся вечностью. Яйца надо железнить!!!
Вот поэтому я и не люблю играться с этими включениями. Для меня намного проще вначале была такая схема:
Приступим. Реальный спуск с высоты 10-20 метров.
Для меня спуск с 10 метров представляется несколько сложнее, чем со 100 метров, потому что практически нет времени на установку нужного шага или коррекцию спуска. Спуск, торможение и посадка происходят на одном дыхании. Тем не менее, даже при грубой ошибке вероятность сильного падения с такой высоты практически отсутствует, поэтому начнем именно с нее. Все, что необходимо не забыть сделать, это направить модель носом против ветра, толкнуть немного вперед, выключить двигатель и добавить немного(!) отрицательных шагов. За 1.5-3 метра до земли наклонить вертолет немного назад и плавно добавить положительных шагов до полной остановки горизонтального движения, за мгновение до посадки подровнять модель в горизонт и сажать.
я первую авторотацию делал метров с 20-25, может 30, ИМХО - это оптимально. Возможно тебе будет проще начать и с 10, тоже без проблем, главное не забыть сразу - чуть разогнал вертолет, щелкнул холд, и ТУТ ЖЕ - стик вниз, но не наоборот (т.е. не сперва стик вниз, а потом холд)! Но ПЛАВНЫМ движением. Т.е. должно выглядеть примерно так. Щелчок холда, 0.1-0.2 секунды - начинаем двигать стик вниз, и двигаем его до нужной точки (чуть больше чем на четверть хода, если углы снизу прибраны) в течение не менее чем 0.5 секунды. Вообще авторотация не любит резких движений, все должно делаться ПЛАВНО. Точно так же и у земли - шаги добавляем плавно, иначе вертолет у тебя просто подпрыгнет, а скорость на роторе уже потеряна.
У меня вот нихрена не получается в симуляторе рулить при авторотации
Такая же шляпа, то есть сажать получается, но мля чтобы посадить в запланированную точку это пипец;).И к стате в Фениксе авторотация хреново сделана, не реально легко.В реале авторотацию специально не делал никогда, но пару раз 600 ку сажал (двигатель глох в процессе настройки) метров с 6-8, умудрялся ещё подтянуть верт к месту посадки. Тремора не было, наверно потому что понимал что высота не такая уж большая, а в мозгу было только одно не дать положительных шагов раньше времени.
И к стате в Фениксе авторотация хреново сделана, не реально легко.
Уменьши параметр Blade inertia в меню Main rotor.
Уменьши параметр Blade inertia в меню Main rotor.
Где-то до 0.2 (по умолчанию 0.4) будет уже тяжелее, чем в реале. А если сделаешь 0.1 и будешь умудрятся сажать - то в реале потом вообще и 450-ку савторотируешь 😉
(по умолчанию 0.4)
На разных моделях, разные умолчания.
Возможно. В общем для приближения к реалу (даже чуть в сторону ужесточения), надо уменьшать в 2 раза от настроек по умолчанию.
надо уменьшать в 2 раза от настроек по умолчанию.
Примерно так.
Вчера сделал первые попытки подняться в воздух. Аппарат 500ка + SK720, которые сам настраивал с нуля по мануалам и форуму, немного надоев Александра 1му 😁
Приехав на поле боялся жуть, руки трясет, ноги подкашивает… покрутил ротор, попрыгал на месте и оторвался, но тут его куда-то понесло и я бухнулся на бетонку чуть тиранув лопасти… собрал верт. Пошел погулял, покурил и думаю, ай да чо просто так приехал чтоли и минут через 15 решил подняться еще раз. В итоге оторвался и стал висеть болтаясь правда в разные стороны несильно, но ветер был и пока еще страшно зарулиться 😃 В симе отлетал часов 4-5 не больше, там жутко скучно и уныло… страх на второй полет прошел совсем
С почином!
А я вот летать не боялся, а вот авторатацию боюсь делать, так ни разу и не смог. Максимум с 3х метров садил, а вот по нормальному - страшно 😃
там жутко скучно и уныло…
Хреновый сим.
ноги подкашивает…
Помнится, первые полёты колбасило так, что стоять на месте не мог… Дрожало всё крупной неуёмной дрожью. Говорят, это адреналин…
страх на второй полет прошел совсем
Он ещё вернётся. Особенно после перерыва… Единственное, что быстро убирает страх - краши. С каждым падением всё менее боязно.
а вот авторатацию боюсь делать, так ни разу и не смог. Максимум с 3х метров садил, а вот по нормальному - страшно
Да че там боятся. Сделай кривую холда, чтобы внизу было -4.5 - 5.5 градуса, загони повыше, разгони против ветра, крикни громко …Й! и рубани холд. После этого плавно опусти левый стик почти до конца и управляй вертолетом правым стиком как при обычном снижении. А перед самой посадкой - сади “как с трех метров”. Главное, не делать РЕЗКИХ движений. Все плавно.
Прелесть такой настройки холда в том, что если ты даже с испугу влепишь стик шаг/газ до упора вниз - ничего страшного не произойдет, ротор все равно будет раскручиваться, и вертолет будет планировать (хоть и более быстро теряя высоту, чем при оптимальных где-то -3*)
чем при оптимальных где-то -3*
Это для какого размера, веса и лопастей?
550-600-700, т.е. то на чем авторотировать РЕАЛЬНО. На 450-ке при вынужденной авторотации, чтобы ротор не потух все -6 - -7 надо давать.
Скажем так. При таком угле -2 -3 лопасти почти не раскручиваются (но и не теряют обороты), а кривая планирования - наиболее полога. Если человек влепит “ручку вниз” до этих самых 5.5 градусов - получится максимальное раскручивание лопастей (-6* по Голубеву), но кривая планирования станет уже намного круче. Обычно я авторотирую именно на таких углах (у меня пока не получается на этих самых -3* точно рассчитать траекторию - все время загоняю его хрен знает куда), а на -6* - с ревом раскручивающегося ротора, и интенсивным оттормаживанием на последних 3х - 4х метрах. Мне нравится 😉 Но ИЗНАЧАЛЬНО я авторотировал на -3* примерно, при этом - наименее страшно 😉 спуск очень пологий, вот только сажать приходилось метрах в 50 от себя.
ЗЫ По Мурьинскому рекомендуемый угол тоже в диапазоне -3* - -5* не больше.
…blogspot.com/…/understanding-autorotation.html
Очень важный момент - умение оттормаживаться “по горизонту” перед посадкой, находясь еще в отрицательных углах. Выглядит это примерно так - вертолет летит снижаясь по неизменной траектории. На высоте примерно 3-5 метров, резко дергаем правый стик вниз (моде 2), наклоняя хвост к земле под углом 25*-45* (чем выше горизонтальная скорость, тем больше угол), не трогая при шаг (т.е. шаги отрицательные)!
При этом происходит очень быстрый сброс горизонтальной скорости (торможение по горизонту) практически без потери высоты, при одновременной дополнительной раскрутке ротора (прямо аж слышно, как оно фырчит). В результате этого, мы остаемся практически с нулевой (или очень низкой) горизонтальной скоростью и полностью раскрученным ротором, на высоте 2-3 метра. Ну а дальше - все как обычно, при щелкании холдом на этой высоте 😉
Т.е. плавно поднимаем хвост вверх выравнивая в горизонт, с одновременным плавным добавлением газ/шаг вверх.
Обратите внимание вот тут: …blogspot.com/…/7-flying-school-7-auto.html#more пункт D на рисунке и описании.