Устойчивость и управляемость скоростной модели
Не знаю, на сколько будет интересно… но вот тут начал тему с обоснованием корпуса VaranST. Специально стараюсь без наворотов типа рассчетов и формул. Но, от Адама. Почему, зачем и что жду. Тема, понятно получится большая, так что по частям придется.
Обоснование корпуса.
Пока там самое начало, но… будет интерес, продолжим подробно.
😁
По-моему у корабелов это называется Остойчивостью
Устойчивость и остойчивость принципиально разные термины.
Остойчивость-термин описывающий способность судна противостоять крену (перевороту) за счет архимедовых сил.
Устойчивость-способность судна противостоять фнешним факторам пытающимся вызвать колебания корпуса в движении.
Остойчивость-термин описывающий способность судна противостоять крену (перевороту) за счет архимедовых сил.
Дополню: Это статическая остойчивость и остойчивость при водоизмещающем режиме.
При глиссировании действуют гидродинамические силы поддержания. Они же обеспечивают динамическую остойчивость.
В общем виде формулировка имеет вид: Способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в продольном или поперечном направлениях, и возвращаться в прямое положение после прекращения их действия.
“Устойчивость” применяют в сочетании “на курсе”. Есть способность судна сохранять прямолинейное движение при действии на него внешних сил.
И в догонку: различают остойчивость формы и остойчивость масс.
Самый яркий пример, что бы понятнее было: шверботы и килевые яхты. У первых ярко выраженная остойчивость формы. Балласта у них нет, или он очень мал.
У вторых - явная остойчивость масс. Вес балласта, опущнного в низ фальшкиля доходит до 40% - 50% от общего веса лодки.
Поясните, пожалуйста, что означает “все координаты ЦТ”. Я считаю, что координата у него строго определенная и меняться она может только, если изменяется масса модели при условии неправильной компоновки.
Естественно координаты определенные. А вы не задумывались о том, что кроме продольной оси есть еще две и по каждой у ЦТ тоже есть координата 😁. Как там учили не припомню… XYZ кажется.
😁. Как там учили не припомню… XYZ кажется.
Не стоит придираться. Просто человек имел в виду проекцию ЦТ на плоскость КВЛ. При условии, что в лодке нет свободно гуляющих масс эта точка должна находится в ДП.
Связь с линией вала не очевидна. А если валов два? Кроме того, есть еще поворотные колонки. У них вектор тяги, а стало быть и условная линия вала вообще гуляет.
А как-же компоновка? Здесь как в политике - это искусство возможного. Мотор подальше от гребного винта, корпус подлиннее и кабрирующий момент снижается.
Мотор ставят подальше от винта с двоякой целью: Первая - удлинить как можно больше вал. Нужно это для того, что бы угол выхода дейдвуда, а стало быть и установка винта, был как можно меньше. Связано это с вектором тяги винта. При положении не параллельном потоку часть энергии уходит на подъем кормы. Кроме того лопасти винта работают под разными углами к потоку. Что не есть хорошо. Иногда правят ситуацию установкой гибкого вала. Тогда винт ставится в оптимальное положение.
Вторая цель - Выести вперед ЦТ. Основные массы, которые можно использовать для грубой центровки - двигун и его питание.
Иногда применяют прием разнесения масс по оконечностям для уменьшения рыскливости. ( При желании наоборот улучшить поворотливость массы собирают ближе к миделю или точке вращения судна. Ее можно смещать, перемещая массы. Но… это не часто делают. )
Яхты пусть спрямляются как хотят.А вот как добиться устойчивого движения корпуса,если он на 90-95% находится в воздухе.Впору оснащать его элевонами завязанными не толко на рулевые машинки ,но и на гироскоп.Кстати элероны судя по фотографиям уже появились.
.Кстати элероны судя по фотографиям уже появились.
И винты ставить воздушные.И управлять воздушными рулями.
И винты ставить воздушные.И управлять воздушными рулями.
Гы. Мелко плаваете, господа. Вот тут во втором топе лежит файлик. На 9 мегов, правда. Но, советую полюбопытствовать.
господа ! речь о лодках и воде …
а это д-мо унесёт первым порывом ветра …
и не надо этого д-ма с пропеллерами…
а то предложу поставить на это летающее д-мо лодочный винт - и спрошу а как поведёт и что если и т.д. и т. п.
а то предложу поставить на это летающее д-мо лодочный винт - и спрошу а как поведёт и что если и т.д. и т. п.
Фу, как грубо и нетерпимо.
Что будет? Попробую угадать… когда кто нибудь, наконец, добьётся стабильного полета и приемлемой маневренности в экранном режиме появится новый класс. Вот и все. Для конструкций есть определенный порог, дойдя до которого нужен качественный скачек. По скольку резервы выбраны.
Для глиссеров, например, вообразив что найдены оптимальные схемы и обводы, останется только снижение веса. Но, оно ограничено правилами.
А коли так, остаеться только повышение эффективности винтомоторной группы. Оно тоже не безгранично. А дальше - исход гонки станет больше зависить от искусства пилота и случайностей. Если принять тенденцию к использованию готовых лодок, двигаться технике будет некуда. Значит надо будет уходить в другой класс.
Условно Сферический Конь в Ваккууме ?
Для окончательного изврата гидрошнягу надо оснастить бронзовым винтом на 100К об/мин и сделать так что-бы краешек винта был слегка ниже ватерлинии - что-бы на воде тяга была больше от “метания капелек” ну и в воздухе что-бы была достаточна хотя бы для прямолинейного полёта этого “летающего утюга”. Ну и достаточно умный/гибкий рег, позволяющий не сгореть ВМГ при значительном повышении нагрузки от касания воды. ЦТ разумеется как для всех обычных авиа моделек сделать слегка впереди от продольного ЦП. Аэро рули у гидрошняги уже есть, а гироскопы много кто добавлял - существенно облегчают жизнь пилоту такой неустойчиво вёрткой штуки.
Вот и прыплывём к окончательному “слиянию стихий”.
Осталось решить - где в гидрошняге брать центростремительную силу для виража на воде с боковым 10-40G ?
Осталось решить - где в гидрошняге брать центростремительную силу для виража на воде с боковым 10-40G ?
Не проблема. Выдвижной шток с плохообтекаемым телом на конце. На каждый борт. Заглубление можно ограничивать поплавком.
О слиянии стихий… не нова идея. Никита Сергеевич Хрущев в свое время очень сильно увлекся идеей летающей подводной лодки. Или если хотите - ныряющего самолета. В серьез думали люди как сделать.
Ну а вот это чудо?
Шквал
Граждане хорошие…Читаю,читаю и…Уважаемый топикстартер! На вопросы,которые Вы задали, Человечество давно ответило.Вы хотите,чтобы те,кто соревнуется с Марлесом дали Вам совет,как ехать быстро?Увы,что бы быть с ним на равных,надо не в форуме сидеть,а работать не покладая рук.Вы определите для себя,кто Вы-гонщик,конструктор,или может быть продюссер.Возьмите корпус у Марлеса,и заставьте его идти так же как у него.Захотите ли Вы задавать тогда эти воросы?Спорт “высоких достижений”,давно превратился в соревнования “кошельков”.Спорт кончается там,где от спортсмена мало что зависит.Когда то,у парусников была такая гонка,среди “монотипов”,с пересадкой рулевых.Вот там был СПОРТ.Все в равных условиях.Простите за банальности.Больше не буду.За сим всего хорошего.С уважением Алексей.
моторы это не тот вес,если fsr 3.5 15-20 лет назад укладывался в 800-900 грамм топлива на 30 минут,то сейчас 1400-1600,а вот это уже вес и от отсюда прямое решение -при сохранение L//B увеличение габаритов.
Ну а вот это чудо?
Шквал
Шквал - известен давно. Ракетная тяга на модельках не особо и применима. А вот Езда по воде на полноприводной машине с двиглом под 1К лс - тоже видел по телегу - разгон с суши выше 100 км/ч а потом может по воде озеро переехать - установившийся режим аква планирования налицо.
А вот заднеприводный мотоцикл - нашёл только что. На некоторых заездах видно как переднее колесо теряет вращение и начинает зарываться под воду.
Так что быть может есть примеры и колёсных пароходов с энерго вооружённостью как у вертолёта, которые бегают по воде сильно за 100 км/ч ?
Однако к “устойчивости и управляемости скоростной модели” это никакого отношения не имеет, к сожалению.
"Самую высокую скорость на воде - около 300 узлов (555 км/ч) - развил Кенн Питер Уорби на всепогодном гидроплане Спирит оф Аустрэлиа. Этот результат был показан 20 ноября 1977 г. на оз. Блоуринг-Дэм в австралийском шт. Новый Южный Уэльс. Официальный мировой рекорд, равный 511,11 км/ч, был установлен Уорби на том же озере 8 октября 1978 г. "
(Книга рекордов Гинеса.)
Выделено мной.
😃
www.kenwarby.com/spirit_of_australia.htm
Так что быть может есть примеры и колёсных пароходов с энерго вооружённостью как у вертолёта, которые бегают по воде сильно за 100 км/ч ?
Был такой аппарат “Зеленое чудовище”. Идея была в том, что вода на высоких скоростях проявляет свойства схожие с бетоном. Аппарат был снабжен колесами и строился для установления рекорда скорости на воде.
С ходу в нете найти не получилось. Но, кому интересно, может поискать. В “Катерах и яхтах” точно была заметка.
В общем… тема устойчивости и управляемости ушла в звездные дали общекосмического значения.
Наверное потому, что прав был сказавший - " Что бы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа."
😃
Пойду дописывать обоснование для шкурки…
😁 😁 😁
Что-то все заглохло.
А что такое батоксы? думал тема разовьётся…
что такое батоксы?
вертикальные продольные сечения корпуса (есть еще продольные горизонтальные - ватерлинии, и поперечные - шпангоуты)
Ну тогда до кучи.Есть ещё дополнительные сечения диагональными плоскостями(наклонными к вертикальной плоскости симметрии ДП),примерно перпендикулярными к обводам шпангоутов в характерных точках.Линии пересечения диагональных плоскостей с поверхностью корпуса называются рыбинами или диагоналями.