Как отбалансирвоать мотор
На буржуйских форумах часто встречаю посты, что моторы надо балансировать во избежание вибраций. Видел как они колдуют на столе со стяжками и скотчем или циакрином, но так и не понял принцип. Подскажите, какого эффекта нужно добиться, расскручивая мотор на столе и добавляя груз на его стороны?
Задача - избавиться от вибраций из-за дисбаланса ротора. Методик довольно много, но все сводятся к двум: динамический и статический.
Вот пример динамического балансирования для вертолета (тут балансируется не мотор, но ротор, что, в принципе, не важно)
Тут лопасти балансируются, а я про мотор говорю.
Вот чувак на видео пишет “сейчас типа лучше звук, меньше вибрация”, хотя нифига не понятно и изменений не видно на самом деле.
www.youtube.com/watch?v=tGEjip4MHC8
тут вообще не понятно что делает
здесь виден результат но нет методики.
Оу, недопонял, извиняюсь…
На первом видео по звуку пытаются отбалансировать, пробуя разные места приложения дополнительного груза. У меня так не получилось, слух не музыкальный 😃
На втором видео одна из самых честных методик: подвешиваем ротор в магнитном поле (для минимизации трения), после чего даем импульс небольшой, чтобы он начал крутиться. Если ротор несбалансирован, то более тяжелая часть окажется после остановки внизу, значит на верхнюю половинку надо добавить немного веса.
Я примерно также балансирую и роторы и пропеллеры: ось (ротора, или железяка, продетая сквозь пропеллер) кладу на 2 пластиковые карты (рекомендуют лезвия, все также для уменьшения трения) так, чтобы все свободно вращалось, кручу, отмечаю, в каком положении остановилось. Если 2-3 раза примерно в одном и том же месте остановилось - значит балансировка нужна. Капаю на верхнюю, более легкую, часть немного циакрина (или клею скотч), жду когда он высохнет. Потом проверяю все заново, пока ротор (или пропеллер) не начнет останавливаться в произвольном месте, что говорит об удовлетворительной балансировке.
Также есть много готовых “станков” для балансировки, если лень, или не из чего его сделать самостоятельно
(на первой картинке справа как раз ротор закреплен)
aarchobby.com/…/magnetic fold prop balancer re16 m… (524 Kb)
моторы надо балансировать во избежание вибраций.
- Динамическая балансировка: мотор вращается со скоростью 5-10%. Измеряем вибрацию ротора с привязкой к углу его поворота. Нечем измерить? Нужно попроще? Балансируем по звуку мотора. Тише работает - лучше балансировка. Неточно? Тогда см начало обзаца.
- Статическая балансировка. Ротор мотора вывешиваем на опорах с минимальным трением. Очень хорошие результаты, для небольших моторов, вывесить в магнитном поле. Чуть хуже, но тоже неплохо - вывесить на 2-х горизонтальных тонких площадках (2 лезвия вставленные в дерево). Даем мотору возмущающее отклонение, смотрим где он останавливается.
Все вроде просто, но по п.1 сложно измерить, а по п.2 сложно вывесить…
Вал из мотора должен выходить с обоих сторон. А что на Вашем двигателе? Выходит только с одной? Тогда как его вывешивать? С одной стороны за вал, с другой за цангу пропеллера? Дык, вращается то он не относительно цанги, а относительно вала. Что не все равно…
Магнитное поле для нелегкого ротора, ИМХО, уже не подойдет.
Придется делать из немагнитного материала выносную упорную “руку” с опорой под вал. Эту “руку” засовываем в ротор двигателя до места окончания его вала. Получаем более точный подвес ротора.
Это вкратце. Решайте сами, как Вам удобней. На свой взгляд вижу, что динамическая балансировка получается проще.
Где-то здесь было видео… Не найду, но суть балансировки такова:
- закрепляем двигатель на стапеле (можно даже на модели)
- делаем кольцо из нейлоновой стяжки и надеваем на ротор двигателя. выступающий усик удалить
- даем газу и слушаем.
- вращаем замок стяжки по диаметру ротора на 20…30 градусов. даем газу, слушаем…
5 повторяем п.4 до полного обхода замочка вокруг ротора и слушаем и “щупаем” (если стапель или модель можно приподнять рукой). запоминаем, где вибрация и шум были меньше всего. - снимаем стяжку и на место замка, где вибрация была минимальна, начинаем наклеивать полоски армированного скотча на это место. я обычно клею полоски длиной с магнит ротора и шириной 12 мм.
Наклеил одну полоску, дай газу, “послушай” вибрацию. И так до исчезновения вибрации
закрепляем двигатель на стапеле (можно даже на модели)
Когда измерение проводится “на ухо”, мотор лучше держать в руках. Руки хорошо чувствуют вибрацию. Только вчера крутил таким образом моторку.
слушаем и “щупаем” (если стапель или модель можно приподнять рукой)
я так и сказал;)
слушаем и “щупаем”
Недавно подсказали способ не слушать и щупать, а видеть вибрацию.
На стержень (трубку,палочку) делается или покупается торцевая моторама, к ней крепится мотор. На стержень сбоку около мотора приклеивается зеркальце 10х10мм (зеркальная пленка или еще что-нибудь зеркальное).На зеркальце направляется луч лазера (указка). На стенке отраженный луч будет выписывать кренделя, соответствуюшие вибрации.
А дальше все как у Ивана в посте N6
я так и сказал
Имел ввиду держать мотор в руках без прикрученной модели. Без стапеля. На худой конец небольшая фанерка с прикрученным мотором. Что бы только пальцами зацепиться… Крутил в руках TR2830 со штатной крестовинкой. Вполне себе держал!
С моделью или еще какой толстой деревяшкой, вибрация меньше заметна (момент инерции). Но это все “чувства”. В цифрах, конечно лучше. Даже способ Владимира, будет лучше и точнее. Там можно увеличить массу держателя, а снижение точности компенсировать дальностью до “экрана”. Получим нужную точность не отходя “от кассы” !
Имел ввиду держать мотор в руках без прикрученной модели.
держать за двигатель я бы не рекомендовал. он может вылететь из рук и по инерции оборвать провод. возможно даже, внутри движка. будет очень печально ремонтировать еще не использованный двигатель.
держать за двигатель я бы не рекомендовал.
Смотря какой двигатель и смотря как держать! 😒
Мелкие балансирую в руках. Крупные - на подставке.
Вот еще как можно увидеть:
а можно подробности, что за пьезодатчик такой и схему подключения?
Пьезик похоже от часов или игрушек, за счет вибраций он выдает напругу, вот на счет полярности не скажу, возможно подключать надо через какой ни будь диод с малым падением на нем.
Надо будет поискать у себя такой и проверить.
Лазерно-оптический метод балансировки описан тут:
rcopen.com/forum/f134/topic224135/11
а кто подскажет - в ролике вибрацию в какой плоскости меряли?
А каков смысл всех этих манипуляций по уменьшению малюсенькой вибрации?
Зачем это нужно?
Они же ведь и так исчезающе мала по сравнению с одноцилиндровым ДВС!
Всё это только ради любви к искусству?