Как самому сделать безколлекторник

hivolt

Это тема для тех кто хочет сам сделать себе двигатель или просто интересуется безколлекторными движками, остальным ее читать ни к чему так как она довольно длинная.
Собственно два человека делали себе двигатели и в переписке попутно обсуждали возникающие вопросы получилось нечто вроде FAQ по этой теме, информации вроде много , а писать статью, так это еще уметь надо.
На следующей неделе постараюсь открыть на народе сайтик и вставить сюда картинки.

Началось все вот отсюда
rcopen.com/forum/f20/topic3395
и вот отсюда
rcopen.com/forum/f1/topic3285

А дальше собственно перепика.

----- Original Message ----- From: Sergey To: Hivolt@yandex.ru Sent: Wednesday, November 13, 2002 9:19 PM Subject: магниты.
Привет, Александр!
Я видел в форуме ваше сообщение насчет продажи магнитов…
меня интересует комплект магнитов для 9-ти полюсного якоря. Вроде на форуме был ценник в районе 400р…
В эту субботу от нашей конторы в Москве будет человек, я могу попросить его встретиться с вами по поводу получения магнитов.
Будет здорово, если это будет в “Вояже” , он все равно поедет туда за контроллерами. 😃
Почему электрическая мощность двигателя зависит от магнитов? (Вы говорили что больше 20 вт с мотора от СD не снять из-за магнитов) Я думал что мощность ограничивается когда магнитопровод якоря входит в насыщение -резко падает КПД.
Еще вопросы- какого сечения внешний кольцевой магнитопровод надо делать?, и можно ли увидеть эскиз двигателя?
С нетерпением жду ответа.
Сергей.

Привет Сергей.
давай на ты.
Увы вчера не работал инет.
Для 9 полюсного ротора возможны варианты 8 и 12 магнитов собственно я делаю сейчас такой же движок и буду пробовать оба варианта. Эскизов пока нет но завтра вероятно будут так как я только сегодня раздобыл 7 одинаковых СD.
По поводу мощности двигателя, если не вдаваться в электрические подробности то мощность есть крутящий момент на обороты.
Дак вот обороты ограниченны контроллером а момент соответственно магнитами . если хочешь подробнее сходи на www.aerodesign.de/peter/2001/…/index_eng.html там есть вся теория.
в субботу я буду на митино с утра и могу заехать в вояж, вообще звони завтра на работу или мыль на рабочую почту по поводу встречи.
Александр

Привет Сергей—
Постараюсь сегодня сделать фотографии своего движка и отослать тебе. С магнитами я думаю мы позже как нибудь решим, а пока несколько моментов относительно механики на которые следует обратить внимание.
1 зазор между магнитами и статором надо по 0.5-0.6мм на сторону, я сделал 0.3 но потом нашел у немцев что это маловато.
2 В СD как правило направляющие –отличные оськи шлифованные и калиброванные –подшипники 3*7 или 3*8
3 посадочная втулка в роторе –внутренняя втулка от подшипника 3*7 ,имеет d=4.05 дабы не было люфта
4 магниты и все остальное я клеил 111 клеем (встает в зазоре до 0.25) сейчас хочу попробовать клей для фиксации резьбы LOCTITE красный

Привет, Александр!
Странно, но насчет зазора я считал- чем он меньше- тем выше индукция в зазоре, а чем выше индукция- тем выше момент при том же токе. у нас динамик при перестановке магнитной цепи с зазором большим на 30% теряет в чувствительности и, соответственно в кпд, почти 2 дб,это больше, чем в 1.5 раза, ты предлагаешь увеличить зазор в вдвое??? в моторе от винтов он где-то 0.2мм!
Какого точно размера у тебя магниты, и какой толщины нужен внешний кольцевой магнитопровод?
Пойдет ли обычная сталь типа СТ3, или нужна АРМ ? (у нее индукция насыщения выше).
что такое 111 клей? это эпоксидная основа, или циакриновая? (циакрин держит не более 85градусов). Я бы на клеил на смолу ПО-300
(мы ей клеим феррит к металлу- при попытке сломать колется феррит) или есть еще белый ПВХ герметик LOCTITE (номер не помню)
но вроде он немного резиновый, но днржит круче ПО-300, особенно при температурах выше 100градусов.
красный LOCTITE тоже злая вещь, но мне кажется, он встает только в малых зазорах (фиксация резьбы и пр)
Сергей.

Привет Сергей
Я тоже так считал но у того же самого Питера написано что дескать момент падает не особо сильно , а потери в железе уменьшаются прилично и рекомендуют зазор 0.5 или побольше. Я использовал ст 45 толщиной 0.6. Клей 111 (в шпрц тюбике зеленого цвета) выпускают в Дзержинске как клей для сорванных шпилек, утверждают держит до 175С разрушается при 300, очень хорошо льется. У меня протекал в кольцевой зазор 0.03мм Покупал в автомагазине. Дело в том что очень тяжело равномерно приклеить магниты. у меня получились зазоры 1.15мм. Толщину подбирал склеивая вощеную бумагу далее магниты черз прокладочки , а клей по капельке с торца. Но этот клей дорогой как зараза 0.3 кубика продают за 51р. Размер магнитов 1.5х5.5х10 никелерованные.

Привет, Алексей!
сегодня перематывал мотор от СD- ни хрена не работает, в смысле не тянет, даже с джети контроллером
пробовал 20 и 40 витков (оригинал был 60 вит)
после 40% при20 вит и соответственно 60% мощности при 40 вит обороты перестают расти и в моторе появляется своеобразный звук,
ток не более 2А, пропеллер 170х90 (от мк-17)
Я сейчас раздолбал один винт, там мотор 12 полюсов, и 28 мм диаметр якоря,4 мм толщина, сколько ты думаешь надо мотать витков, если использовать намотку “через 1”, как у LRK, и треугольником или звездой надо включать обмотки?
У тебя, судя по фотографии толщина внешнего кольца где-то 0.5мм. Это не мало?
когда я на SPEED 400 одевал сверху колечко из электротехнической стали толщиной 0.7мм , для лучшего замыкания магнитного потока, у меня тяга при неизменном токе возрастала на 4-5%!

Привет и тебе
только я не Алексей, уж извиняй.
По поводу мотора от СD и его мощности я тебе уже писал.
А что касается винтов, то свой движок я на аналогичных собирал. мотал по 20витков 0.56 пэтв-2 в окно. только разберись с направлением обмоток. Они для этой схемы мотаются наоборот, в смысле одна обмотка как бы подолжает другую (если убрать центральное отверстие).
Только 20 витков многовато, На 7 банок при длине статора 10мм надо наверное от 12-16. Но еще раз повторюсь если ты хочешь его вместо 280 или 300 движка то он выходит великоват и по мощьности, и по габаритам. Кстати попробовал намотать на ротор три витка ленты из пермалоя тощиной 0.2 вроде действительно стало поприличней в смысле ток упал с 8.5 до 7.9. в общем хрен его знает, хотя Питер действительно советует толщину около 1 мм.
Так что в новом движке на базе CD (Заказал 3 комплекта железа, будут на след неделе) колечко будет толщиной 1 мм. Обмотки включать естественно треугольником и в той и в другой схеме.
Александр

Привет, Александр!
Извини, перепутал твое имя (тут мне один Алексей все пишет, как убрать помехи из контроллера, но совсем не знает теории ,
даже не знает, что одна фаза все время в воздухе висит…).
Сегодня после работы выточил железо (вернее, дюраль 😃 ) для моторчика на базе винта, пока попробую с родным цельным магнитом 3.7 мм шириной и внешним железным колечком толщиной 0.7мм. Ушло у меня на эти 2 детальки 40 минут, (хотя ,честно признаться, токарь из меня никудышный…)
Пока попробую намотать по 30 вит - толщина железа 4 мм.
Сергей.

Привет Сергей.
Куда пропал, написал бы чего вышло. Мне закончили точить движки, завтра заберу у токарей, После выходных кину фтографии что получилось

Привет, Александр,
блин, плохо вышло 😦((
Сначала намотал как на схеме Петера на сайте- через один зуб по 40 вит, (число витков спросил у Петера), -ВООБЩЕ НЕ ТРОГАЕТСЯ!
(слегка пищит и немного дергается), проверил обмотки-все правильно, стал выяснять количество полюсов магнита- оказалось 8 😦(.
Намотал как было в оригинале, на каждый зуб, каждая обмотка через 2зуба , то есть 1, 4 , 7, 10. и т.п. по 16 вит на зуб.
закрутилось, да еще как! около 2400 на оборот, 22 тыс на хх от 8 банок.
поставил пропеллер 175х100 ,жрет 5А, и тяги 165г, 7560 об/мин. греется сильно, явно не в кпд.
Вывод:нужны магниты! (надо делать 14 полюсов и увеличивать толщину до 5-6 мм)
Мне нужно где-то 42шт, то есть 3 комплекта…
У нас человек снова поехал в Москву и будет там до понедельника, я постараюсь дозвониться завтра тебе на работу.
Надо постараться вас свести вместе…
Сергей.

Привет и тебе .
Результат довольно закономерный, По питерской схеме магниты клеяться плюс напротив минуса, возможные количества 2-6-10 -14 магнитов, а при родной намотке плюс напротив плюса или 4-8-12-16 магнитов. естественно если у тебя 14 магнитов то ротор крутиться в 7 раз медленнее поля , ну а если 8магнитов, то только в 4 отсюда и обороты
под 22 тыщи и нежелание стартовать в первом случае. Нашел ли ты клей , точное название Ан 111. я в конечном итоге остановился на нем , капаешь каплю на торцевой зазор … и через 20 мин намертво.
Твой человек пока не звонил
Александр

Привет!
клей пока не нашел, для начала я попробую на белый герметик, которым мы на работе клеим магнитные цепи динамиков. усилие на сдвиг-30 кг/см2, на отрыв- 40 кг/см2…
Зато сегодня нашел еще один винт, так что теперь у меня ~ 6мм 28 миллиметрового 12-ти полюсного железа…
сколько магнитов ты планируешь на CD мотор, какая толщина набора исколько витков? Сколько магнитов ты планируешь на CD мотор, какая толщина набора и сколько витков?

Нашел 2 СD, но в них разные якоря 18.9 и 19.8 мм… 😃)
Зато разжился 3мм калиброванными оськами.
Нашел у нас Питере неодимовые магниты для магнитных защелок 20х4х2, но блин намагниченны они вдоль широкой стороны (размер полюса 2х20мм) и перемагнититить их перпендикулярно не удалось- у них направленная кристаллическая структура…
в “своем” направлениии можно перемагнититить хоть наоборот, + на - , а в перпендикулярном- хрен. набирают не более 30% первоначальной индукции. индукция внешнего поля более 2.3Тл…

Привет Сергей.
Как и обещал посылаю фото маленького движка.
Длина статора 9 мм зазор 0.6 мм 12 магнитов , внешний диаметр 27мм.
Сначала намотал 14 витков 0.45 пэтв2 , не понравилось. Обороты слишком высокие и маленький момент. После этого переделал на 18 витков,стало очень клево с винтом что на фотогравии 190*100 жрет на максимум около 7 А давая примерно 450-480 гр. тяги . При 5.5 А Газ на максимум триммер на минимум , примерно 300 гр тяги ( перетягивает вес установки с мотором, приемником и аккумулятором 7*1000(2/3А). При винте 250*127 тянет еще сильнее но жрет около 10 А, не хватает момента, зато с винтиком 5.7*3 примерно 4 А и 250 -270 гр тяги. Дальше в следующем изделии попытаюсь еще немного снизить обороты увеличить длину статора до 10 мм и витки до 19-20.

Привет Александр.
Только что получил твое письмо, сначала, правда, ушло " куда ты пропал" 😃
теперь колеблюсь- делать 28 мм и 6 мм толщиной или 20мм и 10 толщиной…
Сергей.

Привет, Александр!
Что у тебя получилось с 20 витками? К стати, ты обмотки соединяешь треугольником или звездой?
Я слышал, что включение обмоток треугольником ведет к появлению каких-то переходных токов, уменьшающих кпд??..,
Кстати, я наконец-то добился от Джо информации - у меня теперь есть схема контроллера и программа на ассемблере с подробными комментариями… Как я и предполагал, австрийцы ничего с нуля не изобретали, схема, программа и математика разработана каким-то японцем, неким Такао Чимизу…
Если хочешь, я тебе ее зашлю, контроллер построен на одном процессоре Atmel 2313 (20 ног),
а вообще схемотехника очень похожа на Jetti, который мы используем.
Правда, я ее пока не собирал, но Джо пишет, что она работает, только динамического “опережения зажигания” там нет, есть какое-то постоянное усредненное, по словам “Папы Карло” из форума, это проигрыш в кпд от 2-х до 6-ти процентов…
У меня крутится идея в далеком будущем построить мотор эквивалентный по оборотам на вольт 280-му, (скорее всего, он будет 9-полюсный с диаметром ротора 20мм и высотой 6-7мм,) и поставить его на мой вертолет Piccolo,(здесь уж никак без редуктора) а чтобы эффективно управлять - у него нет общего шага - надо в контроллере задать не мощность от положения ручки, а обороты (скорость) от положения ручки, кроме того, это еще устранит “гуляние” нейтрали газа при висении, по мере разряда аккумуляторов.
Да , я нашел интересный клей, двухкмпонентный, встает в зазорах до 0.1 за 1-2 мин. смешиваются 2 жидкости красого и зеленого цвета в соотношении 1:1, вязкость примерно как у обычного “Момента”, но текучесть выше.
Сергей.

Привет Сергей.
Да уж вертолет, это голубая мечта.
По контроллеру очень интересно засылай, а вот гербер файл на платку он тебе до кучки зажал или нет.
А вообще клево, ежели контроллер делать самому то встанет не дороже 20 баксов так что жду.
20 витков пока не делал. Если хочешь могу с магнитами передать эскизы своего железа. Насчет треугольника чего то такого слышал но прокомментировать не могу.
Что касается оборотов на вольт как у 280, мне кажется что это сложновато , проще поискать шестерню на вал движка побольше.
Клей ты нашел правильный, это или 105 или 109 судя по описанию, им я тоже клеил. Метода такова. Капаешь маленькую каплю зеленого компонента в зазор ждешь пока протечет вдоль кромок магнитика, а потом капешь каплю красного в итоге встает двумя полосками вдоль длинных кромок. Я тебе потом опишу технологию сборки ротора там тоже не все просто.
Александр

Привет, Александр!
Засылаю файлы по контроллеру.
Но это не контроллер, который продает Джо, наверное, на это он удавился бы)
это то, что он использовал как образец, базовую модель. Сам он с нуля ничего не придумывал.
Конечно, платы нет, но на эту схему она и не нужна- я бы внес некоторые изменения-- убрал бы оптику, а вместо верхних транзисторов поставил бы р-канальные 4455 как в джетти, или, как сделано в моем теперешнем контроллере- поставил бы одинаковые ключи, но с драйверами типа IR2101 , еще мне не совсем понятно что это за overdrive detector
Но детали однозначно будут несколько дороже 20$…
Ты так и не сказал-в маленьком движке у тебя обмотки треугольником включены??
Еще, ты пробовал мерять сопротивление обмоток (или одной фазы) и какой ток холостого хода?
Хорошо, что клей подойдет, мне его 6г дали (вчера был в Красном селе, там у нас второе отделение нашей конторы- собирают колонки и делают драйвера ( ВЧ-динамики) так там на этот клей клеят как раз маленькие неодимовые магнитные цепи.) , думаю на пару моторов точно хватит. Кстати, на пластиковых плоских бутылках, где он хранился, было что-то по русски написано, но точно не Loctite…
Сергей.

Привет Сергей.
Передал вашему человеку магниты, так что жди посылку.
Обмотки включены именно треугольником.
Сопротивление фазы не мерял, но это и не к чему.
Провод 0.45 мм сопротивление порядка 0.1Ом на метр. А там как раз 1.2 метра на обмотку, так что 0.12 Ом на фазу.
Схему смотрю, в общем то ничего особенного. Оverdrive detector мне так кажется при перегрузке измеряет пульсации по цепи питания.
Драйверы типа IR2101 если у тебя напряжение питания меньше 15 В по моему не нужны. А что по поводу цены то проц 4 бакса и 6 ключей по полтора, остальное все вместе не больше 5 во всяком случае мне так кажется.
Александр

Привет, Александр!
Про драйвера - они необходимы, чтобы использовать в верхних ключах такие же n-канальные транзисторы как ив нижних, таких хороших р- канальных транзисторов, как в джетти -SI4425 (12 мОм)- у нас в Питере я не нашел, равно как и их возможную замену - из IRF irf7425(8 mOm), 7210 (10mOm), 7410 (7mOm).
Преобразователь в 12-15 вольт (один транзистор и индуктивность с диодом) потребуется и оригинальной схеме…
Далее - в джетти по 2 транзистора в параллель - всего 12 транзисторов.
Bemf детектор в японской схеме такой же, как в джетти.
Магниты до меня доедут послезавтра (мне звонили)…
Пока есть 2 похожих 9-ти полюсных сердечника по 10 мм толщины и 23.6 мм диаметром. и у обоих длина зубов на окружности одинаковая.
нужен твой совет: - что выбрать?
Первый набрал от 6-х.СD, ( 2 шт), там толщина пластин 0.53мм, и сечение сердечника, на который наматывается проволока (от центра до начала зуба) , если глядеть сверху - 4.2мм(как радиус)х 1.5 мм , высота соответственно- 10мм -это толщина набора.
внутрення дырка 10мм.
Второй от винчестеров (при жизни крутили 5200 😃 ) толщина пластин 0.33мм там сечение 2.55мм(как радиус)х2.2мм, высота соответственно- тоже 10мм -это толщина набора. внутрення дырка 15мм.
то есть на первый можно намотать больше проволоки , железа по сечению магнитопровода меньше , - 1.5ммх10мм ,
чем во втором - 2.2х10мм, и пластины толще.
На второй проволоки влезет меньше, но сечение магнитопровода больше - 2.2ммх10мм, и пластины тоньше.
что выбрать?
мне больше нравится второй - тоньше набор, должны быть меньше потери…

Сергей.

Привет Сергей.
На мой взгляд однозначно тот в котором центральное отверстие 10мм. так как позволит использовать провод большего сечения. Я так думаю у тебя получится нормально 20 витков проводом 0.5мм . Поищи ПЭТ-155 или ПЭТД- 180, говорят, что кто то выпускает провода с полиимидной изоляцией, но я таких не нашел.
Отдавал свой маленький движок ребятам в Вояж поглядеть, так вот они говорят что 10 банок и 14-15 А при винте 8х4 для него нормальный режим. А это таки 170 Вт при 43 граммах веса. Хотя я всеж таки считаю что оптимальный режим для него 50-80 вт. Вот и думаю как смотреть, если мощьность движка определять по магнитам то у Питера при 14 магнитах по 10 мм декларируется 200 вт , у меня 12 аналогичных магнитов, а меньший радиус движка и соответственно меньший момент компенсируется более высокими оборотами движка. Что думаешь по этому поводу.
Касательно Р- канальных транзиторов, в Москве доступны практически любые, если и не сразу то под заказ за две -три недели. А кроме Силиконикса и Ректифаера есть еще Инфинион, Филлипс и ST, последним по моему в питере торгует ПЕТРОИНТРЕЙД. Кроме этого я совершенно не уверен что необходимо использовать, транзисторы в маленьких корпусах. Если 6 корпусов ТО 262 увеличат вес платы на 6 грамм то это полная фигня по сравнению с массой всего самолета. Кстати при сборке движка обрати особое внимание на равномерность расположения магнитов, от этого сильно зависит стабильность работы контроллера.
Александр

Привет, Александр!
Магниты я получил, спасибо!
Статоры скорее всего попробую оба, мне тут умные люди подсказали, что для получения максимального поля при одних и тех же ампервитках и
диаметре катушки большеее поле даст катушка с соотношением длина/диаметр где-то 1:3, то есть плоская катушка выгоднее, чем “квадратная”.
Напиши подробнее, как ты собираешь ротор, приклеиваешь магниты, ты упоминал, что есть особенности…
По поводу габаритной мощности мотора- крутящий момент определяется площадью магнитной поверхности статора и индукцией магнитов, а вот “электромагнитная мощность” -способность превращать электрическую энергию в энергию поля- статора определяется сечением железа и частотой переключения, это как в трансформаторе.учитывая, что на таком железе не делают трансформаторы с частотой выше 1.5 кгц, то можно смело утверждать, что не имеет смысла использовать мотор на оборотах выше ~15тыс…( ! )., но по- моему контроллер выше 1 кгц не потянет, у него ограничение оборотов - где- то у Петера читал.
Интересно, сколько твой маленький мотор тянет на 10 банках? мне кажется, в вояже его изнасиловали по полной программе 😃 ,
у меня впечатление, что после 100вт там железо в насыщение входить должно, ток растет здорово, а тяга мало…
он не расплавился от 15 А - это больше 30 вт в тепло в таком маленьком объеме, там магнитам худо не стало ?
я пробовал, неодим при 185 'C почти полностью размагничивается (точка Кюри).
По поводу транзисторов- у нас бы так… У нас в основном в фирмах , занимающихся поставками электр компонентов, готовы привезти позиции, отсутствующие в прайсе, но не менее 1000 шт.
Я бы не стал контроллер на 8-18А делать на 262 корпусах- громоздко и тяжело. Джетти даже 40А контроллеры делает на SO-8 корпусах.
ведь по времени кажый ключ используется всего на 33%, так что максимальный ток должен быть с 1.5-2-х кратным запасом, не более.
Тем более что плавный старт практически исключает большие пусковые токи.
Сергей.

Привет Сергей
Опять Яндекс у меня глючит.
Ну и как тебе магниты как спецу.
Когда будешь собирать ротор то обрати внимание на равномерность расположения манитов. Я вырезал из картона тоненькие прокладчки и ставил их между магнитами.
толщину подбирал наклеивая тонкую бумагу на телефонную карточку, как щас помню оптимальной вышла толщина 1.13мм на большом движке и 0.23 на маленьком .
А когда ротор собран по капельке клея с торца как я тебе уже описывал.
По поводу контроллера скажем так мелкие ключи оно конечно хорошо, но полевой транзистор это прежде всего площадь кристалла, 4 мОм это примерно 0.5-0.6см2
да и рамка должна какую никакую массу иметь на случай ударных токов, а то у кристалла теплоемкость практически никакая. Но опять же это только мое мнение.
Александр.

Привет, Александр!
Мои поздравления с Новым Годом!
31 числа наконец-то собрал мотор, пока на статоре от винчестера, куда мало проволоки влезло…
намотал 23 витка проводом 0.35, соединил треугольником. вышло около 860 об/вольт,
вес 38г. крутит пропеллер GWS 10х4.7", тянет 390г, жрет 5.8 - 6А. это от 8-ми 700 мач металгидридных банок. банок. От тех же банок мотор 280-й с редуктором 3.6:1 жрал 5А и тянул 230г, и этого казалось мне достаточно - самолет делал всесь пилотаж, и прямой, и обратный, только разве что полет на ноже нельзя - руля направления нет…
Так что эксперимент удался, я очень доволен, надеюсь, самолет после замены 280-го мотора сможет теперь лететь вертикально ( полетный вес самолета 265г) !
Надо еще попробовать заказать провод 0.55, раскатанный в ленту и намотать им. (у нас плоским проводом намотанным на ребро мотают звуковые катушки динамиков…) а то сопротивление фазы 0.4 ом. при треугольнике - соответственно выходит 0.27ом - как у 300-го мотора , а надо бы получше! (то есть поменьше)
при сборке ротора я использовал зазорки из милиметрового текстолита - по расчетам как раз 1мм вышло - и очень хорошо и плотно все собралось. только при проклейке я разводил клей заранее (около 0.4мл) и подогревал ротор градусов до 50, что бы протекало охотнее…
Сергей.

Привет Сергей.
И тебе поздравления с Новым Годом. , а заодно и с удачным движком. (или наоборот ;- ))
Есть несколько вопросов.

  1. Где ты брал цветные провода и какой они марки. Кстати очень понравилось качество исполнения обмоток, у меня начало получаться раза с 4.
  2. Пробовал ли ты чего нибудь делать с магнитами.
  3. Удобно ли будет попросить тебя кинуть в форум историю создания твоего движка, например на базе нашей переписки. А если тебе неохота могу ли это сделать я сославшись на тебя
    Еще полезная информация, в асусовских CD ( 34 х или 36х) движок собран на подшипниках качения и надо сказать подшипники просто фантастического качества, если попадуться не упусти .
    Да и еще, а почему ты не стал делать окна на роторе в смысле вентиляции движка.

Привет, Александр!
На новый год подарил себе маленькую цифровую камеру( Mito 313A 1.3 Mpx, 32MB FLASH), так что теперь все что делаю можно быстро и удобно снимать.
По поводу истории создания- меня уже просили статью накатать по этому поводу, я вероятно, этим скоро займусь. (после выходных Если не терпиться, ссылайся на меня смело- только поддержу!).Тема очень хорошая, я надеюсь несколько питерских электролетчиков заразить этой идеей, но здесь реально летающих на электричестве пока мало… (человек 8-10).
теперь по порядку…
1.цветные провода диаметром 0.35 я брал с небольших катушечек (см фото), кои добыл в количестве 6 штук работая в родном НИИ в 1998году, так что назначение этого провода мне не ясно, известно только, что паяльником лак почти не содрать, только ножом.
ну, я перематывал мотор 2 раза, но в потому, что не покрыл сердечник лаком, и одна из обмоток коротила на статор.
2. что значит “что-нибудь делать”? в смысле- домагничивать, не пробовал, поверхностная индукция у них на 5-8 % процентов выше, чем у напиленных мною от винчестера
про окна в задней стенке ротора-
посчитал, что не имеет мысла, у меня мощность медного нагрева в полете не будет более 10 вт, и если уж 280-й не перегревался, то этот и подавно не будет, а еще потому, что стенку заднюю дюралевую я по толщине просадил, (плохо в шкалах на станке ориентируюсь пока 😃 ) она толщиной 0.55 вместо 0.9 и боюсь за прочность , как бы не повело при сверлении и бить не начало потом. магнитный зазор у меня где-то 0.4 - 0.45…
Подшипники я такие или (похожие) видел - 3х7, но закрытые, хорошие.
Сергей.

Ну вот вроде пока и все

С уважением ко всем Александр

18 days later
rrteam

Конечно всё не смог прочитать, но старайтесь…😃

Осенью 2002г разменял 16.5сек на F1<1kg с первым винтиком на brushless
Кто знает- поймёт…

Один вопросик - почему вы упёрлись в зубцовый статор?
Сейчас на зубцах мотают разве что Американские производители,
все остальные делают обмотку в гладком.

Игорь

21 days later
hivolt

Фото большого и маленького движков
www.hivolt-avia.narod.ru/little1.html
www.hivolt-avia.narod.ru/little2.html
www.hivolt-avia.narod.ru/big1.html
www.hivolt-avia.narod.ru/big2.html
характеристики можно глянуть здесь
rcopen.com/forum/f1/topic3605

23 days later
Eugen

Я рискнул установить один из бесколлекторных моторов Hivolt’а (большой) на свою Cessna-172
solidinvest.ru/upload/rybkin/DSC00571.JPG
solidinvest.ru/upload/rybkin/DSC00572.JPG
solidinvest.ru/upload/rybkin/DSC00610.JPG
solidinvest.ru/upload/rybkin/DSC00611.JPG
mmeshik.narod.ru/airborn.html
930г веса и размахом 1210мм в замену 400го мотора с редуктором Graupner 1.85 и винтом Slimprop 9x5, 8 NiCd 1400AE. Прежний вариант меня в общем-то устраивал по тяговым характеристикам, не устраивал ресурс коллекторных моторов. Мне надоело через каждые 8-9 полетов по 15 мин. менять сгоревший мотор. 😠 Не спасала даже продуманная схема воздушного охлаждения - через воздухозаборники с предохраняющей от снега сеткой. Цессна планировалась как закрытый всепогодный самолет, и систематические вторжения внутрь вовсе не предполагались. Кроме того, надежность тяговой части при таком раскладе ближе к концу 8-9 полета резко снижалась. А спустя некоторое время мотор уже попахивал горелой изоляцией. Если в холодном состоянии вал прокручивался точками (притяжение ротора магнитами), то после посадки, вал уже вращался свободно, показывая потерю магнитами коэрцетивной силы вследствие перегрева. 😢
Проблему не решил и переход на бОльшую редукцию 2.33:1 и винт CamSlimProp 10х6. Аппарат стал летать дольше, но медленнее, более подвержен ветру. 😊
Если уж они горят зимой, то летом - и подавно.

Поэтому я решился перейти на бесколлекторник, благо в сумме с регулятором эта затея обходилась всего в 120$.
Некоторое неудобство было вызвано лишь тем, что у мотора торцевое крепление и требуется обезопасить вращающийся внешний ротор, а Цессну изначально я проектировал под цапфы граупнеровского редуктора. Но умелые руки и помощь Hivolt’а решили дело. 😎

16.03.2003 были проведены боевые испытания. (Фото будут позже.) Ветер в это воскресенье был приличный, порывистый, не меньше 5 мс. Однако модели с новым двигателем это нисколько не помешало. Прогромыхав лыжами по горбатому льду менее 3м разбега, модель чуть ли не свечой ушла в небо и далее плевала на всякие порывы, уверенно продираясь сквозь междомовые струи и турбулентности даже на 50% газа при NiCd аккумуляторах и 70% - при NiMH. Цифру тяги еще не замерял, но субъективно явно больше 500г. Время полета возросло примерно до 17-18 мин, причем тяга убывала лишь в последние 2 минуты полета. Высокий КПД давал о себе знать. Любопытно, что отсутствие редуктора вкупе с оптимизированным винтом и большим крутящим моментом мотора дало звук, по тембру очень напоминающий ДВС примерно 5-кубов, только гораздо тише. 😎
Забавное проишествие. Поскольку для испытаний все было собрано “на живую нитку”, в полете открутился маленький винтик, которым я прикрепил импровизированный передний подшипник. Этот винтик болтался внутри фюзеляжа и в конце концов прилепился к вращающемуся ротору (сила магнитов) и терся между ротором и моей дюралевой моторамой (отлепить его снаружи было трудно). Но это никак не повлияло на результат полета. Когда у мотора вследствие его 14-полюсности фактически магнитная редукция 7:1 и крутящий момент около 4кгсм ( ), вопрос о нагреве и перегрузе просто не стоит, теперь ограничивают только возможности аккумулятора. На менее токоотдаточных NiMH наблюдаем меньшую тягу, но долгий полет - работает высокий КПД. 😆
В тот день было проведено 4 полета обще продолжительностью чуть меньше часа, и ни разу не было повода пожаловаться на двигатель, скорее наоборот.
Теперь моя Цессна действительно всепогодная и ветра не боится. А также снега и дождя (отсутствие коллектора).
Думаю при более тихой погоде попробовать петлю, хотя и самолет по устойчивости для пилотажа вовсе не предназначался. 😮

По манере крепления мотор лучше всего подходит для самолетов, у которых есть крепкий передний шпангоут - он и будет моторамой. На полукопиях с большим коком есть мысль пристроить мотор прямо внутрь кока. Тогда вопрос оперативного доступа к мотору будет решен. Но самая благодатная тема из полукопий, где этот вид мотора будет вписываться на 100% - это имитация ротативных двигателей “Рон” и “Гном” у толстомордых истребилелей первой мировой - Сопвич, Фоккер, Ньюпор и им подобные. Здесь на ротор достаточно приклеить легкие бутафорские цилиндры - и копийность в действии!
В классе хобби пока еще бесколлекторные не так актуальны (для прехода на них надо “созреть” и сжечь несколько обычных моторов), а для спортивных машин, мне кажется, это очень перспективно, особенно сочетание характеристик с ценой.

Казаков_Alexandr

В японском журнале “Air World” 3.2003 есть статья (естес-но на японском) о комплекте деталей бесколлекторника а-ля “Сделай сам”.
Судя по фотографиям туда входят статорное железо,ось,подшипники,корпус,набор магнитов,провод,и инсрукция на CD.На CD виден адрес WWW.torcman.de На этом сайте подробная инсрукция по сборке двигателя (правда на немецком, но с фотографиями).

hivolt

Ссылка безусловно верная, www.torcman.de/shop/ только рекмендую обратить внимание сколько стоит набор для аналогичного torcman 280-10 и сколько стоит готовый двигатель.

7 days later
Eugen

Почему-то нет фотографий аппарата в воздухе. В тот день я его поднимал до 100м - вероятно пленочный фотоаппарат не берет такого расстояния.

13 days later
valera

Александр, Сергей! Подскажите чайнику, как переделать CD двигатель или где прочитать. Снять снял, а куда датчики Холла девать не в курсе, где взять или как сделать магниты, хотелось бы хотя бы вкратце, если можно - пришлите схему контроллера на 2313.
duplexer@inbox.ru

Yury_Nosov

Я вот тут надыбал информацию по контроллеру бесколлекторного движка Hitachi HA13481. (matthieu.benoit.free.fr/HA13481S.pdf) Он применялся во многих старых винчестерах. Нельзя ли его употребить с пользой для дела? Может, кто пробовал?