Первое пенно-стеклянное крыло, вопросы

iurka
Jurgen:

Есть тут на форуме камрад jurka. Он строит пено-стекляные крылья без вакуума.

О дураке вспомнишь…он тут как тут. 😃

Немного о своей упрощенной технологии:
1- режем струной ядро из экструдированной пены (плиты для пола)
2- вклеиваем лонжерон. Вариантов море: две сосновые рейки сверху и снизу, вертикальная пластина из стеклотекстолита, горизонтальная полоска однонаправленного угля, пруток углевый, или в паз вкладываем ровинг промоченный смолой… как угодно, в общем.
3-на сухое ядро накладываем сухое стекло с одной стороны крыла, разглаживаем руками, проливаем смолой, шпателем смолу ровняем. Смолу льем не жалея, с явным “переливом”
4- на это дело сверху накладываем цулагу из толстого полиэтилена (0,2мм). Полиэтилен покупаем на базаре строительном, самый толстый из имеющихся, смотрим чтобы он был не мятый на рулоне, аккуратно скручиваем и везем домой, стараясь не помять. Лавсан хорош, но толстого я никогда не видел, а тонкий плохо “ровняет” слой эпоксидки.
5- переворачиваем крыло второй стороной вверх на столе. Точно так же накладываем стекло, проливаем щедро смолой, размазываем шпателем… Затем поверх этого- накладываем полиэтилен.
6- А теперь- самое главное. берем пластиковую карту-шпатель, достаточно жесткую, и медленно с нажимом, ведем по цулаге, выжимая лишнюю смолу с поверхности крыла к передней и задней кромкам. Вместе со смолой выжимается и лишний воздух. После качественного “сгона” смолы под полиэтиленом (все ведь видно!) нет ни воздуха ни лишней смолы. тоже делаем и со второй стороной крыла. При этой работе крыло лежит в постели из обратной части пены- так удобно.
7- по передней и задней кромке обрезаем цулагу с припуском в пару сантиметров. переднюю кромку цулаги прищепками через 2 рейки обжимаем. Это чтобы по носику профиля максимально работала цулага.
8- кладем крыло на плоскость, сверху в задней части кладем нечто ровное и длинное ( я-бальзовую пластину 8мм) на нее- грузики. Важно чтобы тонкая задняя кромка затвердела по плоскости. Передок- толстый, там это не так критично.
Впрочем, если низ профиля- не плоскость, то все это дело зажимается между постелями ядра и грузится сверху.

цифры: метода простая, но расход смолы чуть выше, чем по более сложной, с вакуумом и “жертвенной” тканью. О весе крыла говорить не буду- они разные, но вот о соотношении масс стекла и смолы скажу. При одном слое 80 гр стекла 1:1,5 при двух слоях 80 гр стекла 1:1,3. Что имхо, не так уж плохо. При том что “непроклеев” нету в принципе.

Нюанс- эта метода хорошо работает на пов-стях одинарной кривизны. А вот “плавные” законцовки крыла с двойной кривизной без вакуума красиво не обжать, увы.
На сегодня я все делаю с вакуумом- это проще. Но вместо компрессора с арматурой у меня такой себе небольшой ручной насосик, типа велосипедного. Если мешок не дырявый, хватает одной откачки.

zuza:

Если шариковый пенопласт, то его мазать нельзя полюбому, сам уже допер, вес сильно нагонит.

шариковый вообще, имхо- не для стекла. Его бальзой обклеивать хорошо. Потому как он малопрочен, плохо держит работающую обшивку. Нам нужен более твердый.Шарик к тому же и смолу пьет очень сильно.

iurka

Кстати, еще пару слов о расходе смолы. На мой взгляд, лучше ее тратить чуть больше, чем чуть меньше. Я делаю только большие планера, не металки, и для них слишком малая нагрузка на крыло- скорее вредна, чем полезна. А практика показывает- если на крыле стеклоткань плохо промоченная, а крыло хочется потом еще и пошкурить-покрасить, то на доводочных работах (шпаклевка, грунт) веса нагоняется куда как больше, чем если бы вначале дал чуть больше смолы. Правда все это в разумных пределах- я работаю хорошим импортным стеклом и Ларитом.
По “правильной” методе я делаю только стабилизатор и киль- там очень большая борьба за вес. Правильная метода- это “дырчатая” обкладка-цулага и снаружи слой впитывающей бумаги+ вакуум. Ну и красится на хвосте только само ядро легкой спиртовой краской. Не слишком красиво, зато хвосты легкие получаются.

konnok

Вариант когда-то был в журнале “Моделист-конструктор” если не ошибаюсь.

Сердечник крыла - можно из пены (полегче выбрать- шариковую), можно наборный. Нет смысла описывать силовой набор и пр., кому как нравится.

Обшивка отдельно. Стеклоткань на ровную поверхность, через разделитель, например на стекло. Пропитать смолой, затем прикатать к ней пластины бальзы или пенопласта. При некотором опыте можно без вакуума обходиться. Высыхает- готова панель обшивки.
Обшивку к сердечнику клеить можно так-же через слой стеклоткани можно без. Нужно подбирать соотношение вес/ толщина (кол-во слоев) ткани.

  • технологии - близка к варианту сэндвича, но без матрицы (полученная поверхность и прочность).
  • тяжелее т.к. “сердечник” более массивный по сравнению с вариантом формовки в матрице
  • и главное решение по передней и задней кромке - отдельная песня, опять-же по разному можно делать
zuza

Спасибо за количественные данные ткань-смола, а то я так за вес боролся, что на 52 грамма ткани разогнал 35 грамм смолы, а потом ломал голову как избавляться от непроклеев (не много, но были) поверхность при этом была вся блестящая. Но это я на полиэтилен 200 микрон ложил ткань потом лил смолу и пластиковой карточкой разгонял. Из всего чем пробовал карточка разгоняет лучше всего. Если ткань ложить на ядро и поверх смолу разогнать, то я думаю непроклеев вообще быть не должно. Доделаю лонжероны попробую.

Еще вопросик на который не нашел дельных за и против:
Как закрылки и элероны лучше делать.

  1. Сначала обклеить стеклом, а потом в готовом крыле прорезать верхнюю обшивку и пену, а нижнюю оставить как петли. И надо потом пену и кромки получившейся обшивки проклеивать или жесткости и так хватит.
  2. Отрезать до обклейки и обклеивать крыло и рули самостоятельно, ну отдельно т.е., а потом уже навешивать на крыло полюбившимся способом.
Русинов_Сергей
zuza:

Если ткань ложить на ядро и поверх смолу разогнать

то пенопласт помнётся в процессе и придётся положить тонну шпаклёвки для выравнивания поверхности.

zuza
Русинов_Сергей:

то пенопласт помнётся в процессе

Дык эта, без фанатизма надо.

Крыло (само ядро) для вклейки лонжерона разрезал на две части переднюю и соответственно заднюю. Сам лонжерон вклеивать эпоксидкой или можно тем же титаном. В общем держаться должно мертво или лишь бы сохранялся профиль, а держать будет стеклоткань-оболочка?

iurka
zuza:

Как закрылки и элероны лучше делать.

  1. Сначала обклеить стеклом, а потом в готовом крыле прорезать верхнюю обшивку и пену, а нижнюю оставить как петли. И надо потом пену и кромки получившейся обшивки проклеивать или жесткости и так хватит.
  2. Отрезать до обклейки и обклеивать крыло и рули самостоятельно, ну отдельно т.е., а потом уже навешивать на крыло полюбившимся способом.

мне кажется, гораздо лучше делать все крыло, а потом из него отрезать элероны-закрылки. Так будет и проще и ровнее. дело в том, что кромки полиэтилен слегка закругляет, особенно при вакуумном обжиме. А зачем нам надо это между крылом и элероном?

Я делаю зацело, потом аккуратно вырезаю элерон, торцы крыла проклеиваю в 1 слой стеклом, а в разрез элерона желательно вклеить кусок углетрубки. Она хорошую жесткость на кручение придает. Ну или тоже стеклом заклеить. Когда у элерона внутренний разрез открыт- мало жесткости на крутку.
Впрочем это я про тонкие планерные профили. У пилотажки таких проблем быть не должно.

zuza:

я так за вес боролся, что на 52 грамма ткани разогнал 35 грамм смолы

это круто, конечно, но непроклеи портят всю малину. В принципе, если смолы даже чуть меньше, чем ткани по весу- это наилучший вариант. Но, имхо, погоня за весом (и плевать на непроклеи!) это больше для металок или чего то подобного. Большим планерам или самолетам эти единицы-десятки граммов не так страшны. А вот большая прочность + качественный вид в цене.

Octane
iurka:

погоня за весом (и плевать на непроклеи!) это больше для металок

Юрий, уважаю ваше мнение, но непроклеи недопустимы нигде, и даже при погоне за весом, и уж тем более на металках

Jurgen
zuza:
  1. Сначала обклеить стеклом, а потом в готовом крыле прорезать верхнюю обшивку и пену, а нижнюю оставить как петли. И надо потом пену и кромки получившейся обшивки проклеивать или жесткости и так хватит.
  2. Отрезать до обклейки и обклеивать крыло и рули самостоятельно, ну отдельно т.е., а потом уже навешивать на крыло полюбившимся способом.

Если делать согласно п. 1, то место петли желательно усилить полоской ткани. В спортивных и дорогих моделях использует кевлар. Мы обходились нейлоновой ленточкой из девчоночьей косички. 😃 По крайней мере стремиться к этому варианту. Если при отрезке что-то пошло не так, то плавно попадаем в п.2.
Формуем крыло, отрезаем рулевые поверхности полностью, усиливаем места разрезов и

потом уже навешивать на крыло полюбившимся способом.

zuza

И так центральная консоль готова. Взвесил, ужаснулся - 260 гр. Это метр на 20 см. Потом посчитал вроде нормально. Качество поверхности не высший класс, но с учетом того, что это мое первое компазитное крыло и по сравнению с предидущими поделками просто здорово.

Очередной вопрос.
Законцовки крыльев и консоли вырезал отдельно. Законцовкам придал наждачкой нужный профиль и вот думаю как их стыковать с крылом приклеить после оклейки стеклом или приклеить а потом обклеивать стеклотканью? Второй вариант сложнее, но сдается мне он и прочнее.

Jurgen
zuza:

Очередной вопрос.
Законцовки крыльев и консоли вырезал отдельно. Законцовкам придал наждачкой нужный профиль и вот думаю как их стыковать с крылом приклеить после оклейки стеклом или приклеить а потом обклеивать стеклотканью? Второй вариант сложнее, но сдается мне он и прочнее.

Если между консолью и законцовкой нет угла V то сначала собрать, а потом обклеить. В прочности не потеряете, а вес сэкономите. Еще плюс - после сборки стык легко и просто зашкуривается, что исключает неровности и ступеньки.

iurka
zuza:

Взвесил, ужаснулся - 260 гр. Это метр на 20 см

да нормально. 13гр на дм2 - более менее типично для процесса. Можно выйти и на 10-11 грамм на дм2 - но это уже с борьбой за лишнюю смолу. Не всегда оправданно.

zuza

Подскажите как оклеивать консоль вместе с законцовкой? Угла V между ними нет, но законцовка имеет сложную поверхность т.е. между кусочками пенопласта из которого вырезалась уже не зажать. Перелопатил в очередной раз интернет, но там только вакуум. В принципе можно сделать мешок и так далее, но как придать форму профилю никто не пишет. Если просто в мешок и под вакуум, то как минимум заднюю кромку поведет полюбому. Пришел к следующему решению - стеклоткань на полиэтилене (потолще и поровнее) пропитать смолой, затем все это вместе на крыло и само крыло в мешок и все это дело поместить в корки-обрезки от сердцевины. Придавить сверху грузом, но можно поменьше чем без вакуума, для придания правильной формы профилю и затем уже откачать воздух. При этом законцовки в мешке будут торчать из корок. Думаю законцовки сильно не поведет. Если что не так подскажите или может еще какой способ подсоветуйте.

boroda_de
zuza:

Если просто в мешок и под вакуум, то как минимум заднюю кромку поведет полюбому

Негативные корки от резки струной + груз должны помочь. А законцовки мне например проще сделать отдельно…

21 days later
Осень

в моём понимании технология обклейки пенопласта стеклотканью такая.

  1. Незабываем "обжеч " стеклоткань, дабы избавиться от парафина ( пропитка улучшается ).
  2. Эпоксидную смолу разбавляем эфиром .
  3. пропитываем на куске стекла . гоняем смолу пластиковым шпателем.
  4. Ждем когда испариться эфир (по запаху) , так как он разъедает пенопласт.
  5. накладываем на одну плоскость , разглаживаем тем-же шпателем.В трудно кривых местах можно добавить смолы (без эфира).
  6. Ждём когда смола встанет и тока тогда переходим к другой стороне , предварительно срезав и зашкурив лишнее .
    также можно болванки обклеивать фюзеляжные. только там ещё надо (если фюзеляж не мега сложной формы ) после нанесения пропитанной стеклоткани обложить все толстой пленкой (не знаю как правильно называется типа целулойдной или толстенного лафсана) и обмотаь все сверху изолентой (синей которая тянется) в натяг на пределе с нахлёстом в писят процентов ( так обычно удобно делать закрепив болванку в токарном станочке на мааалых оборотах) . Лишнюю смолу выдавит , а толстая пленка придаст глянцевость и зеркальность. В место изоленты можно использовать жгут но эффект не тот.
7 days later
karmann

Игорь расскажи немного про свою технологию 😉
Видел классный “хвост” на твоём планере…

7 months later
KAGRys

А не подскажете, как лучше поступить, сначала вырезать выемки под сервы, или потом, после оклейки крыла стеклом?

Wasja
zuza:

А какие еще приспособления полезные?

У меня отлично пошло с луком - но это в основном для более или менее одинаковых профилей.

Евгений_Николаевич
KAGRys:

А не подскажете, как лучше поступить, сначала вырезать выемки под сервы, или потом, после оклейки крыла стеклом?

После. Монтаж оборудования-на готовой модели. А закрывать - крышечками. Это я про планера.

KAGRys

Спасибо!

А хитростей никаких нет, чтобы окошки эти вырезать? Подозреваю, что ножом стекло не порежешь, лремель покупать всетаки придеться.