Саратов летает?

Rog

Сегодня полетал.

К обеду поднялся ветер, но пилотажка - ВЕСЧЬ. После полукопий как “небо и земля”.
До сих пор восхищаюсь, и не могу не пожелать Яковлеву, построить побольше хороших и разных самолетов. 😃

З.Ы. Пока некоторые товарисчи по каким-то причинам не горят желанием поделиться видео с ЧР 2011 со всей массой моделистов, я могу поупражняться в эпистолярном жанре, пока все не забылось. Писать или не писать?

Denis_71

Интересная информация. С хронометражем я думаю все нормально было там - да и погода мне понравилась - это ребятам с Краснодара, если меньше 30- то день не задался.

Rog

Попытаюсь преподнести все в хронологическом порядке. Но некоторые моменты, наверное, вспомнятся потом, и поэтому, чтобы написание повествования для меня не превратилось в бесконечное перепысывание материала - я сделаю в конце примечания “относящиеся к делу”, но без привязки к хронологии.

Ну, как говорится “садитесь поудобнее и слушайте”. 😃 Да, еще, “ЧР” - это Чемпионат России.

Для нас с Денисом, Чемпионат начался ровно год назад. Уже тогда, в августе 2010, после поездки во Владимир на ЧР 2010, была высказана мысль о том, что нам ничего не мешает поучаствовать в таком мероприятии. И это в общем-то интересно и должно благотворно сказаться, на так называемом, “общем развитии” (в модельном смысле естественно). Конечно же отдавали себе отчет, что вот так вот, взять и приехать и подняться на пьедестал - нереально. Но с чего-то нужно же начинать свой путь к победе! 😃 Лично меня, еще немного, смущали возможные трудности с самой возможностью поехать. Я человек подневольный в плане работы. А загвоздка в том, что время и место приведения очередного ЧР становится известно под Новый Год, а график отпусков составляется осенью. Забегая вперед скажу, что все, вроде, получилось но какой ценой - умолчу.

Началась подготовка, везти решили Супер Стирмана. Очень непростым делом, оказалось, подготовить документацию, отвечающую требованиям Правил. С переменным успехом я занимался этим всю зиму, мучая энторнет. Блин, это было еще то извращение. В любимой Сторожевки, пресловутый интернет можно поиметь только через мобильную связь. На модемы и разные там тарифы была потрачена СУММА денех и … КАК ЭТО ВСЁ ГЛЮЧИТ! Были испробованы МТС, Мегафон и СкайЛинк - остановился на Мегафоне, пока вроде работает. Одновременно подбирали полетный комплекс (с учетом возможностей модели, зрелищности и мастерства пилота 😃), а также прикидывали, как оптимальнее “допилить” модель. Так сказать, выдержать соотношение трудозатраты\копийность на низком уровне. Когда стало ясно, что в Великих Луках будет и фестиваль и ЧР - то решили съездить на фестиваль “пощупать воздух” так сказать, перед чемпионатом. До фестиваля, параллельно, летали и “пилили” самолет. Успели, как всегда, в последнюю ночь. 😃 В мае съездили на фестиваль. В общем, понравилось, но судейство там было - “это пестня”. Участник, два раза получивший замечания от судей за полёты за линией судей, и взлетавший, не с первого раза, в конечном итоге встал на пьедестал… По результатам поездки были сделаны оргвыводы о том, как лучше провести подготовку к ЧР.

С этого момента, подготовка к ЧР перешла “в решающую фазу”.


Пока всё … хочу спать …

З.Ы. Дальше писать?

Rog

Ну, продолжим.

То, что написал вчера - пусть это будет “Часть 1”. В дополнении к ней скажу, что “допилили” в моделе: заднее колесо и руль направления, расчалки киля и стабилизатора, расчалки крыльев, кок. Денис придумал и реализовал новую конструкцию крепления шасси, менее чувствительную к жестким посадкам, и вообще, все работы с композитными частями (облагородил капот, обтекатели шасси) проводились Денисом.

Часть 2.

После фестиваля тренировки, естественно, продолжились. На тренировках все происходило так, как это должно было происходить на ЧР, то есть я летал по комплексу, Денис стоит рядом, делает подсказки мне и объявляет фигуры и “начало” с “концами”.

Беда подкралась незаметно … В один из июньских дней модель была серьезно повреждена в результате краша. Отказываться от задуманного участия в ЧР не хотелось, поразмыслив, решили, что нужно приобрести новый АРФ и собрать его. Денис изыскал материальную возможность, я нашел нужный набор в одном из интернет магазинов и сделал заказ. От тренировок не отказались и как временная мера, я стал летать на пилотажке от Яковлева. В конце июня коробка с АРФ`ом Стирмана была получена. Решили поставить на модель 4-х тактную бензиновую Саиту, для большей солидности и копийности звука. Знать бы наперед, что этого делать не стоит, но … история не любит сослагательных наклонений. Довольно энергично взялись за сборку набора, попутно “допиливая” его для более копийного вида (было сделано примерно все то же, что и с предыдущим). Огромная работа была проведена по инсталляции мотора, изготовлению новой моторамы, и копийного выхлопного патрубка.

Был определенный мандраж по поводу “успеем/не успеем”. Также внушало определенное опасение то, что мотор можно было заводить только руками (из-за копийного кока) и из-за конструкции самого мотора по времени это приближалось к двум минутам, что по времени было “на грани фола”.

Выехать из Саратова решили 9 августа, чтобы иметь побольше времени на обустройство в зоне кемпинга и сборку модели. Со сборкой “ускреблись” в последний момент. На облет выехали в Дубки 7 августа. Модель была без капота, обтекателей шасси, расчалок на крыльях (расчалки, вообще, появились на модели в ночь перед стендом 😃). Заправили, завели, погазовали. Я взлетел, оттримировал, сделал два круга и приземлился. Чаем успокоили “нервную дрожь” по поводу облета.😃 Сделали еще два полета, но уже в режиме тренировки. Да, в этот день с нами был Паша - еще один моделист из Сторожевки. На бочке, двигатель один раз “ушел” с режима, особого внимания этому не придали, а зря …

На сегодня пока всё.

TaxMen

Игорь, все интересно. Если есть возможность можно дополнить фотографиями. И вообще. Я очень рад, что вы не смотря ни на что выполнили задуманное. Это то, что нам порой не хватает по жизни. Почему то Денис помалкивает. Наверняка ему тоже есть что сказать. Денис, присоединяйтесь к повествованию. С уважением.

Rog

Анатолий, спасибо за похвалу, но как это ни странно звучит, отказаться от задуманного вышло бы “дороже”. Т.е. затраты бы были, а результата бы - не было. По поводу фото, я даже фотоаппарат не брал. Тут два момента, чтобы лишний раз не отвлекаться, и на таком мероприятии, обязательно, будет куча фотографов. Я Михаилу, чуть ранее, давал ссылочку на тему о ЧР 2011 в Великих Луках. В этой теме щас и фото и видео - выше крыши. Правда фото нас и Стирмана очень мало, забегая вперед скажу, это потому, что мы постоянно были в зоне кемпинга и ковырялись с моделью, по большей части боролись с движком.

В дополнении ко второй части отмечу, что перед поездкой справил себе новые очки. Полоса на аэродроме в Великих Луках, где проводятся соревнования, расположена так, что если летать утром, то солнце находится спереди-справа, а потом уходит за спину. Т.е. если по жеребьевке ты в первых рядах и не пасмурно, то крайне желательны солнцезащитные очки. Учитывая этот момент, заказал себе “хамелеоны”, заодно и зрение проверил. Оправу искал с большими округлыми линзами, чтобы были меньше искажения от геометрии самих линз. Да и еще, с этой поездкой мне помог Бургун Сергей Анатольевич. Спасибо ему за то, что выслушал, понял и поддержал.

Часть 3.

8 августа также провели пару тренировочных полетов, и разъехались готовить машины к поездке. В отличии от прошлой поездки на фестиваль, на этот раз поехали на двух машинах. Я убрал правое переднее сиденье и организовал в правой части машины спальное место. В багажник положил еду, воду, одежду, полетный ящик, инструменты ну и так - по мелочи.
В течении лета, когда готовился к поездке, по мере протекания процесса подготовки, выписывал на листочек, чего нужно обязательно взять с собой. По окончании образовался, такой списочек, из нескольких десятков пунктов. Так вот, накануне вечером, все из этого списка было собрано в кучу. Утром 9 августа приехал Денис, ему загрузили ящик с моделью, переносной верстак (глубоко модернизированная гладильная доска 😃), ну и все остальное, что не поместилось ко мне. Без приключений к концу дня доехали до Коломны, где и остановились на ночевку на стоянке для дальнобойщиков. Рано утром выдвинулись в сторону Великих Лук. Немножко поплутали в Можайске, т.к. навигатор “не знал” что идет ремонт моста через Москву реку, но в конечном итоге выехали на М-9 уже после Волоколамска. Надо сказать, что после Волоколамска М-9 местами имеет покрытие плохого качества, примерно, как дорога из Саратова на Петровск. Перед населенным пунктом “Зубцов” остановились на заправке Шелл. Заправились и перекусили. Прищурив глаз, полушутя, Денис спросил, если я пробью колесо, Бургун поможет мне с приобретением нового или не поможет. Я ответил, что с Сергеем Анатольевичом мы это не обсуждали. Отъехав от заправки несколько километров и проехав очередной участок с плохим асфальтом, я почувствовал, что машину немного ведет вправо. Поначалу списывал это на рельеф дорожного полотна и боковой ветер. И только когда стал меняться звук при движении машины я остановился на обочине. Правое переднее колесо было спущено, попахивало паленой резиной и до покрышки нельзя было дотронуться. В этой ситуации гидроусилитель сыграл со мной злую шутку. Позвонил Денису, сказал что стою на обочине и собираюсь ставить запаску. Покрышка оказалась окончательно испорченной. Поставил запаску, помыл руки и очень аккуратно поехал дальше - запасок больше не было 😃. Денис, кстати, так ко мне и не подъехал. К восьми часам вечера я добрался до Велики Лук. На аэродром приехали по отдельности, причем я приехал первый, т.к. Денис проскочил один из поворотов. Увидел Кротова Андрея (организатор) поздоровался, сказал что я участник. Андрей подозрительно посмотрел на машину и спросил, а где же самолет? Я ответил, что сейчас подвезут. 😃 Заехал в кемпинг. То место, о котором я думал когда ехал, оказалось свободным и я его занял, это немного меня порадовало. Соседями оказались ребята с из Краснодарского края, выступали с моделью Пилатуса. Оставив машину я нашел Андрея и пристал к нему с вопросом где у них продают резину для авто. Когда Андрей назвал мне три адреса я успокоился и забил их в навигатор. Тут подъехал Денис и встал рядом. Не откладывая дело в долгий ящик, пока еще было светло, решил поменять лампочку в фаре. Начинание увенчалось успехом, правда пришлось снять фару целиком. До того как лечь спать успели еще натянуть тент за моей машиной, и поставить палатку перед машиной Дениса. Поели и легли спать…

Пока всё.

TaxMen

Игорь, читаю ваш рассказ с большим интересом. Хотелось бы услышать о модели поподробнее. Где покупалось? Какие основные характеристики, в том числе полетные. Как вы его оборудовали, какая аппаратура, ну и всообще поподробнее. Как летит? Какие “подводные” камни встретили? Немного представляю себе этот симпатичный бипланчик. Почему то мне кажется, что он в красно-белой раскраске. Или… может ошибаюсь.

Rog
TaxMen:

читаю ваш рассказ с большим интересом

Ну, коль есть хоть один слушатель - буду писать дальше 😃
Что касается модели. Super Stearman от ф.Great Planes модель довольно известная, выпускается давно. Если в гугле написать “Super Stearman”, то появится огромная куча ссылок с фото, видео и прочей информацией как о модели, так и о самолете. Конкретно наша модель покупалась в Питерском интернет-магазине “Хобби Стар”. Процесс покупки стандартен, позвонил, сказал что “ХАЧУ САМАЛЕТ”, они выслали мне счет, я уточнил по способу доставки (доставляли через ТК “Деловые линии”), оплатил, они подтвердили факт оплаты, сказали что пакуют и отправляют, подождал, позвонили из “деловых”, поехали забрали - всё.
Размахом модель вышла 1850мм и длинной около 1700мм. Я не взвешивал, но сейчас всё у Дениса, про вес спросите его.
Не совсем понял, что такое

TaxMen:

… характеристики, в том числе полетные.

В принципе, модель может улететь и высоко и далеко 😃
Начинка без изысков. На элеронах стандартные цифровые сервы ф. “ACE RC”, на РН и РB - китай, что-то типа “TowerPro”. На газ машинка тоже китай, закреплена на мотораме, что-то типа Hitec HS-81. Два акка, NiCd для зажигания и NiMh для борта, два выключателя и килл-свитч. Аппаратура Futaba 7С на 2,4 GHz. Подробно расписывать - муторно. Если есть такой большой интерес к модели - попросите Дениса показать ее “вживую”, думаю он не откажет.
Раскрас, да, бело-красный. Перед поездкой Денис выложил видео с облета, пролистайте тему назад, найдете.
Как летит? Для копии хорошо 😃, а так, тяжеловат, профиль не симметричный, тяговоруженность получилась около единицы.
Про “подводные камни” тоже не понял. Тут, как и везде, чем больше опыта - меньше подводных камней. Если Вы имели ввиду историю с моторкой, то, да, мы отдавали себе отчет, что на соревнования брать “не изученные” вещи это моветон, но решили рискнуть, т.к. 4-х тактник по копийности звука выигрывает у 2-х тактника.

В дополнении к третьей части.

Я там написал, что разобрал фару и поменял лампочку. Но это, конечно, не от безделья, просто она погасла где-то в пути, когда мы еще ехали вместе (я за Денисом). Так, что по дороге пришлось купить еще и лампочку.
Забыл упомянуть, что помимо Стирмана в Великие Луки взяли еще и пенопластовые самолеты. Я взял Мустанга, а Денис небольшой бипланчик из потолочки.

Часть 4. (11 августа)

Проснулись утром (это уже было 11 августа - день заезда участников, регистрации и тренировочных полетов), умылись, взяли по “пенопласту” и пошли подлетнуть, пока никого нет на ВПП. (Красота, открыл глаза, схватил самолет, прошел метров 50 и ЛЕТАЙ!!! 😃) Позавтракали. Денис остался собирать модель, а я поехал в город на новый покрышкой. По второму адресу нужная резина оказалась в продаже, и как водится, за углом был шиномонтаж. Купил, перебортировал и поехал назад. По приезду на аэродром, перекинул запаску и новое колесо. Подошло время обеда. Денис уже успел собрать самолет в том виде, в котором мы его облетывали, т.е. без “украшательств”. Решили пообедать и подлетнуть. Сказано - сделано. Погода была ветренная, причем ветер практически поперек полосы. Для полетов и подлетов на аэродроме было два места, т.к. ближнее было уже занято - пошли на дальнее. На дальнем месте, вдоль полосы растут деревья в которых есть прогал, и так получилось, что этот прогал совпадал с посадочной глиссадой. Т.е., что получалось, при заходе на посадку в определенном месте модель швыряло в сторону, что сильно добавляло адреналина, но вроде ничего не расколбасили 😃

Пока всё.

TaxMen
Rog:

Не совсем понял, что такое

Привет, Игорь. Вы правильно поняли: основные геометрические размеры, вес, нагрузка на крыло. Имелось ввиду как ведет себя в воздухе, насколько модель требовательна к управлению, чем отличается от обычной пилотажки на взлете, в полете на разных режимах и на посадке - в этом смысле. Какие настройки аппаратуры использовали? А что касается “подводных камней” - что вы не ожидидали увидеть и пришлось пределывать, усиливать, проклеивать и т.п.

Rog:

пролистайте тему назад, найдете

… точно… вот откуда у меня это предположение…

Еще вопрос про судейство. Хотя в этом виде соревнований оно содержит немалый элемент субъективизма, но все же. Как думаете? Объективно подходили судьи ко всем или было что-то, что приносило дискомфорт?

Андрей_Pensioner
Rog:

Ну, коль есть хоть один слушатель - буду писать дальше

Я тоже с удовольствием читаю, очень интересно!

юзеф

Игорь, давай, давай, писчи есче! 😃
Если нет пока комментов, то это не значит, что мы не читаем, с большим интересом!

Rog

Ну, значица, привет всем моим читателям! 😃 Если кому нравится, пишите, спрашивайте, не стесняйтесь, чтобы у меня впечатления не складывалось, что я тут сам с собою. 😃

Анатолий, отвечаю Вам.
Про модель.
Сколько весит не знаю, соответственно, про нагрузку на крыло ничего сказать не могу.
Про управление.
С большой уверенностью могу сказать, что если начать ковырять пальцем в носу во время управления моделью, то она в конце-концов упадет. 😃 Шутка. А, если серьезно, то я не знаю как это описать. Дело в чем. Мы же не говорим о каких-то “сферических моделях в вакууме”. F4C и F3A это два совершенно РАЗНЫХ класса. Соответственно, абсолютно разные требования к моделям. Да, я писал, что в отсутствии Стирмана летал на пилотажке, но это от безысходности (и бедности 😃). Пилотажка с отпущенными стиками должна лететь в том направлении, которое вы ей задали, и без разницы прямой, перевернутый, на боку, вверх, вниз, или под углом этот полет. Посмотрите на полет в F3A - от взлета до посадки, весь комплекс, всё на одной скорости в одной плоскости с одинаковыми радиусами. Некоторых даже укачивает. 😃 Копии же, по определению, должны как можно более точно соответствовать прототипу как по внешнему виду, так и по полету, т.е. по скорости, радиусам виражей, скороподъемности и даже звуку в полете. Если прототип имеет какие-либо “особенности” полета, то и копия должна, в идеале, ими же и обладать.
Про аппаратуру.
Замутил один микшер. Для двигателя реализовал “полетные” холостые и холостые на “земле”, повесил всё это на тумблер.
Про камни.
О переделках я уже писал. Что увидели. Увидели все то, что ожидали, т.к. фирма серьезная, да и модель Стирмана не первая.
Про судей.
Там, где нельзя применить метрологию, всегда будет присутствовать субъективность. Степень субъективности зависит от квалификации судьи и его личностных качеств. Вот что-то мне подсказывает, что если в составе судейской бригады будет присутствовать человек из команды, то результаты будут иными, ежели он там присутствовать не будет. 😃 Было там несколько интересных для нас моментов, но наверное, это от нехватки опыта участия и незнания чего-либо. Вообще, об этом лучше говорить в реале при личных встречах. По поводу дискомфорта от судейства. Дискомфорта не было, все вопросы можно обсудить и решить, главное желание.

Часть 5. (11 августа)

Я там остановился на полетах. Вот, продолжаю дальше.
Моторчик не хотел держать холостые, да и в полетах работал неустойчиво, что настораживало и добавляло дискомфорта. И если мне память не изменяет, это были последние полеты, когда я приземлялся в работающим двигателем.
Газуя на земле я заметил, что машинка газа пару раз дернулась. Сообщил Денису, тот не поверил, а зря, потом все равно пришлось её сменить. Благо, что Денис взял в собой три машинки “про запас”.
Нарисовалась и еще одна проблемка. Хоть и сделал я два режима у холостых, но по бетонке самолет катится. В родных Дубках по травке не катится, а на бетоне, зараза, катится и всё тут. Решили организовать подтормаживание колес.
Вернулись в кемпинг. Большая половина участников жила в гостиницах, поэтому в кемпинге было относительное затишье, а вот около ангара жизнь кипела. Там на время регистрации размешался штаб чемпионата. Пошел туда и я, чтобы зарегистрироваться. Процедура несложная, ты им денежку и заявку - тебе конвертик с памяткой, бейджиком, пропуском и попоной с номером участника. Мне достался №30. Там же купил талоны на обеды и ужины, что удобно, потому как в течении для не нужно забивать себе голову “что и где бы сожрать чего”. Всё привезут и раздадут, удобно и вкусно. Организаторам за это плюс.
Пока суть да дело, Денис изобразил тормоза для колес, из шайб и кусков силиконовой трубки. Были определенные опасения, как это скажется на разбеге. Будет ли уводить модель из-за подтормаживания, или не будет. Потому как, очень трудно без измерительных приспособ, “на глазок”, сделать одинаковое усилие торможения. Во всех последующих взлетах, модель всё равно уводило в сторону на разбеге. Нехватка времени, в купе, с постоянно меняющимся по величине и силе ветром (от полета к полету) создало неопределенность - с подтормаживанием уводит меньше или больше. Поэтому, перед полетами в турах, демонтировали всё это подтормаживание, дабы исключить лишний фактор влияния на разбег.
Этим же днем поближе познакомились с “краснодарцами”. Ребята хорошие, общительные. Они приехали на день раньше нас и успели полетать побольше. Правда, не совсем удачно. На ихнем самолете оторвалась тяга привода воздушной заслонки карбюратора. Килл-свича не было, как и пружинки закрывающей заслонку. Говорят летали минут 20 на полном газу до выработки топлива. Посадка, естественно, аварийная, до полосы не дотянули метров 20. Повредили переднюю стойку шасси. Потом, практически, после каждого полета её клеили, постоянно стреляли циакрин…

Пока всё.

З.Ы. Всем спасибо за моральную поддержку.

Denis_71
Rog:

😃 Про судей.
Вот что-то мне подсказывает, что если в составе судейской бригады будет присутствовать человек из команды, то результаты будут иными, ежели он там присутствовать не будет. 😃
.

Подтвержено многолетними наблюдениями !!! ( Но это при близких шансах - на фаворитов не распространяется)

TaxMen

… увадаемые читатели, - не забываем про кнопочку “Спасибо!”

Rog

Продолжу.

Часть 6. (11 - 12 августа)

После полетов, как я писал, Денис изобразил тормоза, а я зарегистрировался. На завтра (12 августа) по расписанию была жеребьевка, затем стенд и тренировочные полеты. Необходимо было подготовить самолет к стенду, т.е. собрать его во всей красе. Задача немного осложнялась тем, что до этого момента ни разу еще не был примерен копийный выхлопной патрубок, обтекатели шасси, не было расчалок для крыльев, и отсутствовала часть декалей. Ну, это все так, по мелочи. 😃 В общем, работали ночью, под навесом, при свете переноски. Легли спать уже за полночь.

12 августа.

Проснулись рано. Умылись, перекусили на ходу, т.к. до 8:00 необходимо было представить самолет на “пристрелочную” оценку, а на модель еще не были поставлены обтекатели от колпаков. “Пристрелочная” оценка, это когда все модели стаскиваются в кучу и судьи, глядя на всё это добро, вырабатывают критерии оценки для проведения данного стенда. Я немного нервничал, но Денис сказал, что его жизненный опыт говорит, что всё начнется не раньше 9:00 - оказался прав. И вообще, когда уже вовсю шла жеребьевка, один их участников, прямо в этом же ангаре собирал модель. Так что даже здесь были те, кто несколько “ровнее” остальных. Часам к 10, провели жеребьевку, мне достался №5. Также раздали полетные листы. Заполненные, их надо было сдать до вечера.
Организаторы поделили участников на две большие группы моделей: копиисты + юноши и полукопии + гиганты. Соответственно, были две судейские бригады. В полукопиях, до обеда закончился стенд на №4 (по жеребьевке), следом шел я. Пообедали, быстренько вернулись к ангару. Нас пригласили на стенд. Расположили модель на столе, судьям отдали документацию. По ходу стенда, вертели модель, по требованиям судей, и отвечали на их вопросы. Результаты обещали объявить вечером.
После стенда стал заполнять полетный лист, он практически полностью совпадал с тем комплексом, по которому я тренировался. Отличия обуславливались тем, что изначально я тренировался по копийным правилам, там 10 фигур в комплексе, а у полукопий - 9. Посовещались и решили исключить петлю, фигура вроде бы зрелищная, но сделать её ровной на этой модели - дело непростое, не хватает тяговооруженности. Если делать её большую, то верхней точке скорость падала вместе с эффективностью элеронов (они копийные и не в обдуве от пропеллера) и если зайти в фигуру “не ровно”, то подправить уже сложно. Заполненный полетный лист я сдал.
Решили подлетнуть уже по новому комплексу, и посмотреть, нужно ли триммировать модель, после установки расчалок на крыльях. В общем-то, с этого момента и до конца соревнований, начался неравный бой с моторкой. Все посадки были с неработающим мотором. Какие были полеты и что после них делали, в деталях уже не помню. Напишу, как помню. Итак, в конечном итоге за 12 и 13 августа было сделано:

  1. Заправочная трубка, при работе двигателя, касалась глушителя и проплавилась. Была заменена и прижата дополнительным хомутом к шпангоуту.
  2. Как я упоминал, была заменена машинка газа. Денис таки, воочию увидел, как она дергается.
  3. Питающая трубка в баке, тоже была заменена на более толстую и жесткую.

К концу дня подъехали “рязанские” в составе 2-х человек. Я буду называть их так, хотя из Рязани из них был только один, его звали Анатолий. Второй - Вадим Владимирович из Подмосковья. Денис их вроде знает, я - нет. Оказались очень приятными в общении и других отношениях людьми. Встали рядом, разбили палатку. Выяснилось, что приехали в качестве зрителей, узнали, что мы выступаем и сказали, что будут болеть за нас…

Пока всё.

Rog

Часть 7. (13 августа)

Немножко про туры. У копиистов и юношей (дальше буду говорить копиисты) три тура, из которых, два лучших идут в зачет. У полукопий и гигантов (дальше - полукопии) два тура, оба в зачет. К чему такое неравенство - доподлинное неизвестно (правила по полукопиям, в большей степени, творчество нашей ФАСР), но есть предположение, что это для того, чтобы моделисты переходили из полукопий в копии.

Утро 13-го. На этот день были запланированы полетные туры. Два тура у копиистов и один у полукопий. Какие-либо полеты на полосе были запрещены. Рядом с полосой также нельзя было летать, хотя находились уникумы, кто пытался подлетнуть на пенолетах. Передатчики никто не собирал (по крайней мере у меня), что также странно, потому как несколько участников выступали с “удочками”.

Наш утренний моцион состоял из “умыться” и “поесть”. С утра опять крутились около самолета и на брифинг я опоздал (не попал вообще). 😦 Установочного полета не было. Поинтересовался у краснодарских о чем говорили на брифинге. Вообще, надо заметить, что информационная поддержка в кемпинге была, чуть менее, чем никакая. Никакой громкой связи не было, это минус организаторам.

Вывесили результаты стенда. Результаты несколько озадачили. Участник с моделью, у которой хвостовое колесо было на “проволочке” (что ни разу не копийно) какую ставят на все АРФы и кок тупо был прикручен центральным болтом - набрал больше очков. Какие были критерии оценки у судей - непонятно. Решил подойти к одному из членов судейской бригады и поговорить насчет критериев. Об этом позже.

Передислоцировались на место для спортсменов на старте. Рязанские помогли перенести навес, затем перенесли модель и стартовый ящик. Дальше, практически полдня, тупо сидели и смотрели выступления спортсменов. Моя очередь подошла ближе к вечеру. Зная о том, что заводится двигатель долго, заранее подкачали бензинчика в карбюратор. Объявляют мой выход. Бодренько тащим модель на старт. Движок завелся, буквально, со второго рывка… И тут случился “epic fail”. Я почувствовал легкий удар чего-то по башмаку и увидел заглушку заправочной трубки. То, что я её увидел и поднял, поистине большое везение. Мотор хватает воздух и глохнет. Денис в быстром темпе, заново заводит мотор. Затем он понес модель на место взлета, а я пошел на место пилота. Тут появляется человек из судейской бригады и сообщает, что наше время истекло. Суёт под нос секундомер и не совсем разборчиво говорит что две (я лично услышал слово “две”, может там, было и три, но я услышал “две”) минуты истекли. Замешка, растерянность, несколько мгновений ступора. Ну что, с судьями не спорят, возвращаемся назад к навесу. Анализируем произошедшее, читаем правила. От начала готовности спортсмена до заводки двигателя не более 2-х минут, и не более 3-х минут до взлета модели. Причем о нашей готовности никто не спросил, когда он там секундомер включил - неизвестно. Подходим к Лапшову, говорим, что как-бы времени дали маловато, тот отвечает “что вы суетитесь, этот человек, типа, всю жизнь по соревнованиям с секундомером ходит, всё он вам правильно сказал”. Подошли к Кириллу, поговорили с ним о своей нелегкой судьбе. В растроенных чувствах продолжаем наблюдать за происходящем…

Насчет затычки. Тут нужно признать, что это наше раздолбайство на 100%. Она не очень плотно входила в шланг, но герметичность обеспечивала. Еще в Саратове шутили с Денисом, что в самый неподходящий момент она вылетит. Как в воду глядели. Пришлось на месте, из подручных материалов изготовить новую, годную затычку.

Кто как летал, описывать не буду, скажу, что были и посадки мимо полосы, и залеты за линию судей, и “экстремальный” пилотаж от Кошкина, пермяки, вообще же, умудрились упасть на зрителей. Интересные моменты были. Это надо присутствовать и видеть своими глазами.

З.Ы. Denis_71, тебе кнопку “Спасибо” нажимать необязательно. Тока лишний труд.

Rog

Часть 8. (13 - 14 - 15 августа) Кажись, последняя. 😃

13 августа.

Туры закончились, довольно-таки поздно, солнце уже висело над горизонтом. Решили подлетнуть. Вместе с рязанскими ушли на дальнюю ВПП, т.к. на ближней уже летал Робертус на Яке. Результат полета тот же, посадка с неработающим двигателем. Денис ушел чего-то там поковыряться с движком, а я остался с рязанскими. У них был небольшой ДВСный самолетик. Они слетали по разу, предложили мне, я не отказался, взлетел, сделал пару фигур и приземлился. Начинало темнеть, и мы вернулись в кемпинг. Рязанские предложили нам поужинать вместе с ними, мы согласились. Убрали самолет с верстака, и “накрыли стол”. Ужин плавно перешел в разговоры за жизнь. В 23:00 я пошел спать, мотивируя тем, что мне на завтра летать.

14 августа.

Подъем, умыться, позавтракать.
Далее брифинг, Лапшов делает насколько замечаний по итогам туров предыдущего дня, и дает такую информацию. Так мол и так, была допущена ошибка при судействе на старте одного из участников, и ему дадут перелететь тур. Я подумал, наверное, это про меня и не ошибся. Меня поставили в конец таблицы тура, с учетом, чтобы я слетал два раза.

Первым был тур у копиистов. С учетом информации от Лапшова, прикинули, что полетим во второй половине дня. Приняли решение поменять свечку и разобрать насос карбюратора на предмет проверки целостности мембраны. Мембрана оказалась целой, сеточка не забита. Запасной свечки у нас не оказалось, свечку Денису дал Кротов Андрей, за что ему большое спасибо. Ещё одна проблема образовалась, когда Денис попытался выкрутить свечку. Родной ключ мы забыли в Саратове, а не родные не лезли. Здесь нас выручил Санек Цеханович, организовал проточку на токарном станке головки, которая была у нас в наличии, спасибо ему не меньшее. Выкрутили старую свечку, никакого криминала в ней не обнаружили. Поставили новую, в надежде, что это поможет.

Погода была не айс. Временами начинался дождик, два раза прекращали полеты. После всех манипуляций с двигателем перенесли самолет и аппаратуру под навес (мы его не уносили, он здесь и ночевал) в расположение спортсменов. Приготовили целлофановый пакет, чтобы одеть его на аппаратуру и руки, на случай дождя. На старт вызывают меня. Идем с Денисом, он с самолетом, я с передатчиком. Дождя, к счастью, нет. Заводим двигатель, укладываемся в отведенное время. Ветра практически нет, самолет очень медленно, но катится. Денис объявляет начало взлета, кто-то из судей замечает что за взлет будет ноль балов, отвечаю, что куда деваться-то, ну не не лететь же из-за этого. Даю газа и взлетаю. Успеваю сделать три фигуры… и аварийная посадка. Судьи интересуются, когда будем готовы лететь второй тур, отвечаю, что уже готовы. Заводим двигатель. Самолет ставим колесами в стык плит, и он не катится. Газ, разбег, взлет - фигура в зачете. На третьей фигуре двигатель глохнет, опять аварийная посадка. Пробежавшись, самолет останавливается. Поворачиваюсь к судьям, говорю, что это мое первое выступление на ЧР и тут “главное нАчать” - улыбки и одобрительные возгласы.

Уносим модель в кемпинг, туда же переносим навес. Полетные туры закончились. Подхожу к одному из судей, из тех кто судил нас на стенде. Спрашиваю как можно “допилить” Стирмана, чтобы набирать больше балов. Мы немножко пообщались на эту тему. Ничего особо нового я не услышал. Я сам понимал, что нужно как можно больше копийности, всяких воздухозаборников, лючков, подножек и т.д. и т.п.

Погодка разгулялась, стало появляться солнышко. Пока судьи и организаторы подводили итоги, мы соответственно, разбирали и паковали модель и вещи. Часам к восьми вечера, всех позвали на награждение. Писать по этому поводу ничего не буду, в теме про чемпионат, на видео есть всё награждение.

Прощаемся и покидаем аэродром, а затем и Великие Луки. Едем по трассе, памятуя о испорченной покрышке, сбавляю скорость на кочках и Денис уходит вперед. Часам к 12 ночи заезжаю на стоянку под Волоколамском, плачу за ночевку и душ. Подъезжает Денис. Купаюсь и ложусь спать.

15 августа.

Часов в 6 утра меня будит Денис. Умываюсь, Денис уже согрел чай. Пьем чай и разъезжаемся. Денис на Саратов, а я на Москву, у меня там деловая встреча. После обеда стартую из Москвы в Саратов. Ближе к полуночи я уже дома.

Вот так прошло моё участие в ЧР 2011. Некоторые мои мысли по поводу я напишу ниже.

Да, вот такой ещё момент. Я, правда, не совсем уверен, нужно ли об этом писать, но для полноты картины, наверное, стоит.
Пока ехал на ЧР успел простудиться, наверное, от кондиционера. Болело горло, и появились сопли. Сам себе назначил лечение, купил в Великих Луках в аптеке ингалипт, галазолин, сульфадиметоксин и колдрекс. Вроде, хуже не становилось, но и особо лучше - то же. Всё время утомляемость была повышенной, и временами тупо хотелось поспать\полежать, что я и делал временами. Это давало повод рязанским подшучивать “А вдруг война, а я уставший”. Когда ехал из Москвы, поднялась температура. Как итог - двухсторонний гайморит и две недели больничного.

  1. Вполне мог что-то напутать как с хронологией, так и с фактами, но это уже издержки, т.к. пишу по памяти, а память, как известно, вещь не надежная. Совсем.😃

  2. Если относиться серьезно к участию в ЧР, то нужно иметь минимум 2 модели. Одну, всю такую красивую, для стенда и выступления, другую попроще, в плане копийности, для тренировок.

  3. Жаль, конечно, что в Саратове нет больше желающих, участвовать в таких мероприятиях. Этот вид спорта, чтобы там не говорили - он командный. Чем больше команда, тем легче победить - это вывод по результатам участия в данном мероприятии.

  4. Что с сухом остатке?

  • Всё лето занимался/тренировался со Стирманами, вначале с одним, потом с другим.
  • Ни разу за лето не искупался на Волге (см. выше).
  • Остался без самолета, т.к. ему нужен серьезный ремонт.
  • Занял 8-е место из 11 на ЧР. Если учитывать проблемы с техникой - то неплохо.
  • Сразу после ЧР Денис перестал здороваться, без объяснения причин.
  • Большое желание участвовать в ЧР 2012.

З.Ы. Всё … написался надолго. 😃 Устал от этой писаны, теперь понимаю, что писатели свой хлеб не зря жуют. Каждое сообщение около 3 часов сидения за компом и писания, и это ж не просто “поток сознания”, тут думать надо. 😃 В сумме это выходит 24 часа жизни. Три рабочих дня. Жуть. 😃

Denis_71

[QUOTE=Rog;2793089]4. Что с сухом остатке?
-/- Сразу после ЧР Денис перестал здороваться, без объяснения причин.[/
QUOTE]
Ты же знал о моем отношении к участию в нашем проекте Б.С.А -неприемлемое.

Rog:

Хватит срать кирпичами, я от своего имени писал, а не от твоего.

А в таком ключе ,если бы общались,так и проекта небыло.

Rog:

Да, вот такой ещё момент. Я, правда, не совсем уверен, нужно ли об этом писать, но для полноты картины, наверное, стоит.
Пока ехал на ЧР успел простудиться, наверное, от кондиционера. Болело горло, и появились сопли. Сам себе назначил лечение, купил в Великих Луках в аптеке ингалипт, галазолин, сульфадиметоксин и колдрекс. Вроде, хуже не становилось, но и особо лучше - то же. Всё время утомляемость была повышенной, и временами тупо хотелось поспать\полежать, что я и делал временами… 😃

Я называю это" медвежей услугой"-от прихоти компаньена (небыло бы прихоти- небыло бы кондиционера,пробитого колеса, неодекватного поведения на дороге)