Як-54 1300мм из потолочки
Очень красивый. Отличная работа!
Жаль только, у меня из всех только две фотки показываются…
Да уж! Что верно, то верно!!!
А в PDF нет чертежей?
Красавец! 😃 Поздравляю! 😃
Да класный самик получился!!! Можна только поздравить с успешным обльотом!
А как можна договорится про чертежи? Пойдут и в Компасе!
Может есть фото процеса сборки, тож интересно было бы посмотреть.
Очень красивый. Отличная работа!
Жаль только, у меня из всех только две фотки показываются…
Блин! Косяк😠! Видно не вложился в отведенные 30 минут для создания сообщения с моим дохлым нетом. В общем превью чертежей выглядят вот так
Недостающие фото следующие:
Оригинал чертежей я чуток подправлю и немного погодя выложу. Насчет pdf формата даж не знаю. Не интересовался как в нем создавать документы. Напрямую из компаса не идет, если только в JPEG.
Процесс сборки естественно снят. Если наберусь терпения и инет не подкачает, основные моменты выложу.
Всем спасибо за похвалу! Извините за это досадное недоразумение с фотками:)
Как обещал, выкладываю чертежи в формате frw (КОМПАС). При необходимости могу сохранить и выложить в dwg формате. И сразу же оговорюсь, что я делал для себя рабочий вариант, поэтому возможны некоторые косяки или недоработки.
Да! Модель получилась отличная! Респект автору!!! Из чего делались буквы? Тоже скотч? С нетерпением жду фоток постройки ибо захотелось такой же. 😃
Красота! Поздравляю!😃
выложить в dwg формате
пожалуйста, если не трудно
В полете оказался ОЧЕНЬ чувствительным по тангажу, даже после переключения двойных расходов на 70%. Нужно будет уменьшать до 50.
уменьшать наверное надо до 30… сам летаю на Экстре. для классического пилотажа - 30% за глаза…
самолет крассивый.
решетка радиатора?
Как обещал, выкладываю чертежи в формате frw (КОМПАС).
В каком Компасе делались чертежи? Мой Компас V9 их не может открыть 😵
пожалуйста, если не трудно
yak-54_1.zip yak-54_2.zip yak-54_3.zip
Пожалуйста. Пробуйте. Потребуется наверно Автокад 2008 или 2009, потому как 2006-ой у меня отказался их открывать. И предполагаю, что при такой конвертации возможны траблы с надписями.
Из чего делались буквы? Тоже скотч?
Здесь потребовалась хирургическая точность. Надпись Як-54 делалась путем наклейки на двухстороннем скотче вырезанной надписи, затем аккуратно обводилась острым ножичком и опять же аккуратно снималась пленка синего скотча, а под ней белый фон потолочки остается. Затем поверх прозрачный скотч.
Мелкие надписи решил сделать попроще: они вырезаны из 2-х стороннего скотча, покрашенного с одной стороны, потому как он несколько прозрачный и поверх опять же прозрачный скотч
Да, модель сделана с любовью и неторопливостью… Ждём поэтапных фоток!
решетка радиатора?
блин… а я себе на Яка заказал 😦 надо было тут увидеть и сделать
Ждём поэтапных фоток!
Ну что ж, попробуем… Конструктивная критика принимается, ибо я понимаю, что моя технология может показаться слишком кустарной…
Итак, этап ПЕРВЫЙ. КРЫЛО.
Так уж традиционно сложилось, что модели я начинаю с изготовления крыла. Поскольку размах будущей модели был выбран 1300мм, что позволяет всунуть ее в проем задней двери моего авто, решено было делать крыло неразборным. Практика показала, что буквально на 5см больше, и уже никаким образом не всунешь модель в салон, а тем более в багажник.
Силовым элементом крыла является сосновый лонжерон толщиной 5мм с высверленными отверстиями для облегчения. В изготовлении такого лонжерона есть одна тонкость: чтобы избежать раскола рейки при высверливании, сверлить нужно не сквозные отверстия, а рейка должна иметь запас толщины (у меня это была 20мм-вая доска), а затем состругать “лишнюю” толщину. Остануться аккуратные отверстия без сколов. Все нервюры, как указано в примечании на чертежах, из склеенной в 2 слоя 4-х мм потолочки.
Далее приклеиваются лобовые части нервюр и затем хвостовые. Бальзовая рейка 3х5мм в носовой части служит для удобства выравнивания нервюр при склеивании, ну и небольшое усиление передней кромки. Рейка в задней части толщиной 3мм также фиксирует концы нервюр и далее в нее вклеиваются петли навески элеронов.
Получается такая конструкция
После сборки показалось слишком большеватым расстояние между нервюрами N2 и N3 и доклеена промежуточная нервюра.
Обшивка той же потолочкой. Сначала наносятся неглубокие “борозды” пустым стержнем и депрон легко гнется. Совет: если нужен маленький радиус изгиба (например при изготовлении киля и стабилизатора) на внешнюю сторону нужно наклеить полоску скотча, которая зафиксирует внешний слой. Вероятность излома исключается, потолочку можно складывать наполам как бумагу.
Обшивку начинал с законцовок крыла. Для центроплана потребовалось сначало склеить встык 2 листа потолочки, так как длины одного листа не хватает для оборачиваня этой части. Стык приходится на переднюю кромку крыла.
Элероны без каких бы то ни было силовых элементов из склеенных встык 2-х листов, т.к. длины опять же не хватает. После склеивания и обтяжки получается на удивление прочная на изгиб и легкая конструкция
Крепление элерона в 3-х точках: в корневой части вклеивается собственно приводная ось, в центре элерона и на законцовке крепление на петлях из текстолита. Для центральной петли пришлось временно вырезать небольшой лючок.
Обтяжка сначало прозрачным скотчем, затем цветным с последующим припеканием утюгом.
Сервы располагаются внутри крыла таким образом, чтобы ось серво была параллельна оси вращения элерона. Длина тяг регулируется при помощи зажимов от клеммных колодок.
Уже на этапе заключительной сборки, когда крыло было намертво вклеено в фюз, пришел к выводу, что нужно как-то избавляться от небольшого люфта в месте изгиба оси привода элерона, т.к. даже незначительная шатка меньше миллиметра в этом месте дает приличный люфт на элероне. Вышел из ситуации следующим образом:
Брусочек бальзы с накладками из текстолита с пазами закладывается параллельно оси и затем при повороте на 90 градусов фиксирует проблемный участок оси. Брусочек вклеивается быстросохнущей эпоксидкой.
Ну вот, кажется, все, что хотел сказать про крыло.
Продолжение следует…😎
Конструктивная критика принимается
Спасибо, что начали выкладывать фото по сборке. Критикну чуть-чуть по лонжерону-волокна должна идти параллельно рейке, а-то он всё время будет хотеть расслоиться по косой. Шаг волокон, точнее годичных колец для лонжерона, не более 1 миллиметра.
Отличная машина!
Классный аппарат получился. Очень интересно ознакомится с полным пошаговым изготовлением самика. Сам такой давно хотел сделать по этой же технологии. Так что ждем продолжения
блин… а я себе на Яка заказал надо было тут увидеть и сделать google_ad_section_end
Дорога ложка к обеду😁. Технология взята из статьи Е.Рыбкина про Як-12
…волокна должна идти параллельно рейке, а-то он всё время будет хотеть расслоиться по косой
Разумно. Учтем:)
Вопрос по мотошпангоуту, там накладки с двух сторон? Из чего и как? Вот бы фото со стороны мотора. И какой материал и сечение стрингеров фюзеляжа?
ждем продолжения 😃
Продолжение…
Этап ВТОРОЙ. ФЮЗЕЛЯЖ И ОПЕРЕНИЕ
Обо всем по-порядку. Итак, шпангоуты из двойной потолочки, стрингеры - сосна 12х2,5мм.
Моторама крепится на шпангоуте F3 и для ее крепления ничего проще не придумал, как приклеить к самому шпангоуту накладку из ДВП. Немного позорное, конечно, решение, но нареканий пока нет. Думаю тонкослойная фанера здесь была бы уместней, но у меня такой попросту не оказалось… С обратной сторны в местах ввинчивания саморезов моторамы наклеены кусочки текстолита с отверстиями, саморезы прорезают в них резьбу и в общем достаточно плотно “застревают”.
При склеивании этой конструкции пришлось повозиться, чтобы проконтролировать положение всех шпангоутов относительно стрингеров и отсутствие перекосов.
Большую часть фюзеляжа (считая с хвоста) удалось обшить одним куском потолочки из 2-х листов. Обшивка поэтапная, т.е. сначала приклеивается обшивка в нижней части фюзеляжа, затем боковинки и затем верхняя часть. В верхней части края подгоняются и склеиваются встык. Затем, естественно, все зачищается бруском.
Стойка шасси вырезается из дюралюминия толшиной 2 мм. Выкройка стойки приведена на чертежах. Для крепления стойки в шпангоуты F5, F6, F7 вклеена пластина из того же дюралюминия. В ней просверлены 5 отверстий и нарезана резьба кажется М4.
Затем нужно по возможности точнее отметить место вхождения крыла и прорезать соответсвующий проем (к этому моменту хвостовое оперение уже было установлено, ориентироваться в таком случае проще). Крыло установлено строго по оси двигателя с нулевым углом атаки.
Оперение. Рули направления и высоты пустотелые, без нервюр. Внутренняя задняя кромка счищается наискось бруском и по ней склеиваются 2 половинки. Навеска рулей на полоске пластыря шириной 30мм, которая вклеивается между бальзовыми рейками. Получается исключительно гибкое и надежное (ни малейшего люфта) крепление.
Неподвижные поверхности рулей имеют нервюры, а в передней кромке киля еще и сосновая рейка, которая “протыкает” обшивку фюзеляжа в 2-х местах.
С горизонтальным оперением, думаю, все понятно из фото
Вся эта красота обтягивается прозрачным скотчем и утюжится. Остается только поточнее вклеить это все в фюзеляж.
Продолжение все еще следует…😁