Борьба с флаттером, нужна помощь.
Буквально сегодня закончил работу над элеронами ( пенолет 1метр размахом 750 гр. масса).
Но жесткость соединения торсиона с рулевой машинкой оставляет желать лучшего.
Раньше, в качестве торсиона использовал стальную проволоку диаметром 2 мм, но на скрутку она работала крайне фигово, в полете наблюдался флаттер (на полный газ самолет не выводил еще ни разу ). Сейчас сделал новые элероны, оклеил их бумагой на ПВА, стали жесткие как из бальзы. В качестве торсиона использовал карбоновый пруток, диаметром 3 мм, который был проклеен на эпоксидке вдоль всего элерона. На эту ось вращения насадил “серьги”, которые вклеил в крыло.
Люфтов в системе вообще не оказалось, что весьма меня порадовало. Но, после того как к каждому концу карбонового торсиона были приклеены кабанчики из стеклотекстолита, стало ясно, что подобная система работает на скручмвание столь же фигово что и металлическая проволока.
Длина скручиваемого участка карбоновой трубы составляет 66 мм, плечо кабанчика - 18 мм. При жесткой фиксации кабанчика в качалке сервопривода можно с легкостью отклонить элерон на ± 8…10 градусов, прежде чем машинка провернется.
Вот фото конструкции:
Я даже и не ожидал что карбоновая труба может столь легко скручиваться на столь малом удлинении.
Как посоветуете решить данную проблему.
Ставить в каждую консоль по серве - не вариант, слишком много всего ломать надо будет.
А бросить боуденами прямо на кабанчики элеронов, такая возможность есть?
Всё же проволока рулит. Здесь есть вариант вклеить в трубку какой-нить жесткий стержень. Я вклеивал кусок корда от оптокабеля.
А, просмотрел. Если это пруток, тады - ой.
А бросить боуденами прямо на кабанчики элеронов, такая возможность есть?
Не, не вариант, это надо будет тогда все крыло курочить, проще будет новое изготовить…
Всё же проволока рулит. Здесь есть вариант вклеить в трубку какой-нить жесткий стержень. Я вклеивал кусок корда от оптокабеля.
О, вот это вариант. И что помогло ?
Кстати, как этот корд оптокабеля выглядит ? можно об этом поподробнее.
Внутренний диаметр карбоновой трубки - 2 мм. Если заменить этот корд оптокабеля на проволоку диаметром 1,2 - 1,5 мм и обмотать её нитками, а затем на эпоксидке засадить её внутрь трубы ? спасет ли это ?
Корд этот - стержень из стекловолокна желтого цвета, диаметром 3мм. Вклейка в трубку чего угодно повысит её жесткость на скручивание.
Жёсткость трубки на кручение повысит увеличение её (трубки) диаметра. Сердцевина практически не сопротивляется на кручение. (С) Сопромат.
(С) Сопромат.
Хе. Теормех, конечно штука интересная😵. Диаметр, я так понял, увеличить не получиться. Вклейка стержня уменьшит подвижность на кручение внутренней поверхности трубки.
Не попробуешь, не узнаешь.
Да, конечно, может вклейка стержня и не поможет. В крайнем случае - придется ставить по серве в каждую консоль, как бы это не геморно было.
Судя по картинке, беда не в скручивании, а в изгибе. Попробуй поставить дополнительную опору для прутка рядом с кабанчиком (тот же стеклотекстолит или фанерку еще одну вклей в крыло) - думаю, поможет.
Хе. Теормех, конечно штука интересная😵. Диаметр, я так понял, увеличить не получиться. Вклейка стержня уменьшит подвижность на кручение внутренней поверхности трубки.
Таки сопромат.
Полезная.
Не уменьшит, только вес наберет.
Может быть, может быть.
Судя по картинке, беда не в скручивании, а в изгибе. Попробуй поставить дополнительную опору для прутка рядом с кабанчиком (тот же стеклотекстолит или фанерку еще одну вклей в крыло) - думаю, поможет.
Не, изгиба - нет, для изгиба плечо должно быть достаточно маленькое, а у меня - 18 мм длина кабанчика, тем более, я проверял пруток именно на скручивание: зажимал кабанчик пасатижами как можно жестче и отклонял элерон.
Так что, скорее, дальнейшие мои действия будут следующими: дождаться хорошей погоды и облетать крыло как оно есть. Если флаттер будет и дальше наблюдаться - то без вариантов - врезать по серве в каждую консоль.
Самое обидное то, что на следующей модели в конструкцию крыла заложил такие же торсионы, только скручиваемый участок там составляет уже не 6,5 см, а все 26. Крыло бальзовое и уже зашито, думаю как поступить в таком случае.
Положил я тут глаз на спицы вязальные, они стальные, и полые внутри. Вот, надо будет попробовать карбоновую трубу 3мм заменить на такую же стальную спицу,
предварительно проведя тесты на скручивание. Да, заодно массу конструкции посчитать, что больше: одна мини серва типа С-04СТ и стальные спицы или же две микросервы в ущерб копийности.
Правильно сказали - нужна еще серьга-опора непосредственно у кабанчика.
Нагрузка на изгиб стержня не зависит от плеча кабанчика, соответствует усилию от РМ.
Нагрузка на изгиб стержня не зависит от плеча кабанчика, соответствует усилию от РМ.
Да, пожалуй Вы правы, только это все равно не спасенье. Попробуйте ка согните руками карбоновый пруток длиной 2 см 😃 явно не здоровая затея. А вот его способность сопротивляться кручению не идет ни в какое сравнение с нагрузками на изгиб.
Так что, кто еще будет думать изготовить торсионы из карбоновой трубки - будте осторожны ! Нельзя во всех случаях полагаться на невиданную прочность и жесткость этого коварного материала !
Вообще, надо на форуме сделать раздел: “грабли на которые уже наступили…” 😃))
Позволю высказать свои соображения по теме. Монокристалы графита обладают резко выраженой анизотропией упругих и прочностных свойств. Иными словами сойства углеволокна в разных направлениях НЕ одинаковы. Поэтому при изготовлении деталей из углекомпозитов учитывается, в каком направлении предполагается нагрузка. В зависимости от этого направление волокон разное. Вот внимательно рессмотрите сою трубку на предмет направления волокон угля. Я уверен что ВСЕ волокна в ней расположены вдоль оси. Т.е. она предназначена для работы на изгиб. Для работы на кручение должна быть крестообразная намотка. Такую намотку можно увидеть на некоторых спининговых удилищах.
Вставлю свои пять копеек. Всёж есть сомнения что гнется именно трубка. На фото не видно никакого поперечного элемента от трубки в элероне. Может просто элерон шевелится на трубке за счет эластичности материала элерона? Трубка есть, попробовал на длине 6 см согнуть… ну не знаю. Быстрее серва крякнет или она у вас на сколько кг?
При жесткой фиксации кабанчика в качалке сервопривода можно с легкостью отклонить элерон на ± 8…10 градусов, прежде чем машинка провернется.
Как то не совсем показатель. У меня Спекрумовские просто от тряски или легкого ветра проворачивает а какие-то из Ефлая так быстрее элерон оторвешь чем серву за элерон провернешь. Это без питания имется ввиду. С питанием я б не стал так пробовать вообще.
Может просто элерон шевелится на трубке за счет эластичности материала элерона?Трубка есть, попробовал на длине 6 см согнуть… ну не знаю.
Согнуть - да, фигушки, а вот скрутить… 😃 Чтобы скрутить - надо сперва к ней рычаг приделать и попробовать в руках покрутить.
Что элерон шевелится на трубке - ну уж нет, такое абсолютно исключено - проклеил на эпоксидке по всей длине эту трубку. Жесткости там предостаточно. Эластичность материала элерона также исключается, все деформации - упругие. Мялся бы пенопласт - деформации были бы неупругими. Да и усилие должны быть не кислые, скорее кабанчик отлетит, чем пенопласт на такой длине (460мм) начнет сминаться.
А серва используется C04-CT.
А если в качестве торсиона применить стальную 3 мм проволоку (это касаемо следующей модели) Я применял для соединения двух половин хвостового оперения на модели размахом 1200 мм массой 1600 гр. работало без лювтов и прогибаний.