Як 54 с ХС

EagleB3

Да, скотч - это правильно! Я не буду вклеивать румпель в паз (как в мануалах Себы - IMHO, должна быть возможность продольного смещения румпеля относительно РН, иначе возможная несоосность даст лишнюю нагрузку на серву РН). Просто вложу его в паз, и поверх кину полоску скотча. У РВ будет меньше желания расщепиться, а у румпеля - меньше шансов вылететь из паза на кочках.
Паз вчера прорезал (наждачным кругом на гравере - аккуратно, быстро, ровно) и промазал эпоксидкой.

На завтрашний вечер намечена ответственная операция: вклеивание стабилизатора.
Морально готовлюсь, хорошо кушаю и собираюсь сегодня лечь спать пораньше. 😃

… А как бы половчее проверить параллельность крыльев и стабилизатора?
Пока мысли такие: пристыковать крылья, положить под них подставки и выровнять концы крыльев по высоте над столом.
Вставить РВ и проверить высоту его концов над столом. Если сошлось - вклеиваю на 30-тиминутную эпоксидку, выставляю перпендикулярность/равнодлинность и еще раз проверяю высоту концов над столом, пока эпоксидка не схватилась.
Так?
Или есть более прогрессивные способы?

И еще вопрос: в идеале расстояние между точками присоединения тросов к качалке РН и расстояние между точками присоединения тросов к кабанчикам РН должны быть равны, так?

vlad_den

Дмитрий, Ваш способ проверки паралельности стабилизатора и крыльев гораздо точнее. Я смотрел на глаз. Вроде получилось прилично.
И насчет точек присоединения тросов Вы правы. У меня это не идеально - в крайних отклонениях внутренний трос ослабевает, но я внимания не очень обращаю.

iFly
EagleB3:

И еще вопрос: в идеале расстояние между точками присоединения тросов к качалке РН и расстояние между точками присоединения тросов к кабанчикам РН должны быть равны, так?

Да (см. верхний эскиз). Если кабанчик РН вклеен со смещением (частый косяк при сборке, размер В на нижнем эскизе), то качалку на серво надо будет переделывать, как показано. Иначе тросы будут провисать.

FRUKT
EagleB3:

На фото видна пружина. А какая (хотя бы примерно…) у нее жесткость?

Жёсткость такая, что позволяет растягивать её руками с относительно небольшим усилием. Пужина на самолёте стоит с минимальным преднатягом, растяжки - поводки из плетёной лески. При относительно грубой посадке стойки не разгибаются, а пружинят. При жёсткой посадке отстреливаются срывные болты. За всё время полётов на Экстре только один раз отстрелился один из трёх болтов при относительно грубой посадке в ветер, стойка при этом тоже немного погнулась, но весь ремонт занял 10мин. прямо в поле. Остаток нейлонового болта при отстреле головки выкидывать не надо, как уже подсказали выше нужно купить десяток гаек М4 по 50коп./шт. и наворачивать их с циакрином на остаток болта, которого хватит очень надолго:)
Т.к. взлётный вес моей Экстры чуть больше 1,6кг., то срывных болтов 3, на моделях до 1,5кг. весом вполне хватит и двух. Супер-пупер усиления делать не надо, наберёшь лишнего веса и превратишь модель в кирпич, которому уже никакие усиления не помогут при морковке(3тьфу)😎
4мм. заделки с четырьмя шипами продаются на стройрынках или в мебельных магазинах. На ХС есть заделки в виде латунных винтовых бочонков высотой примерно 7-8мм., это если хочешь вживить их в какой-то брусок усилителя шасси.
Я летал на нескольких разных моделях со срывными болтами, очень помогали на грубых посадках, так же, как и пружинные растяжки между стойками. При этом ещё раз повторю: главное не переусердствовать и не перетяжелить всяческими усилениями модель!

EagleB3

Я поприкинул и сделал примерно как собирался:

  • Удалил китайские гайки М3 (высота резьбовой части 6мм);
  • Рассверлил отверстия и поставил гайки М4, обрезав их по высоте до 6мм (чтобы не торчали снизу из площадки). И зубы им поуменьшил на точиле до размера заводских 3мм. В итоге сели они прямо в прорези от зубов заводских гаек;
  • Две прямоугольные вставки из “фруктовой” фанеры, с окнами облегчения, на эпоксидку, вдоль набора.
  • Промазал все щели (которые у китайцев просто светились) эпоксидкой, без фанатизма.
    КМК, получилось очень прочно, жестко, и легко.

Под головы нейлоновых болтов собираюсь подложить лепестковые шайбы от радиодеталей (мощные диоды, стабилитроны, тиристоры). Лепестки тонкие, а шайбы под болты все равно, КМК, нужны. За отверстия в лепестках прицепится пружина (или серьга под пружину, из проволоки или лески).

FRUKT
EagleB3:

Под головы нейлоновых болтов собираюсь подложить лепестковые шайбы от радиодеталей

Не особо там шайбы нужны на самом деле, но если подложить хуже тоже не будетB-)
На одной из моделей я между горизонтальной планкой стойки шасси и фюзом вставлял двусторонний самоклёящийся скотч толщиной примерно 3-4мм. При этом бумажные полоски с него не снимал, т.е. не приклеивал этот скотч, а просто стягивал(не до упора!) срывными болтами стойки, оставляю некоторую возможность самой стойке “плавать”. Получался лишний демфер стойки шасси:)

EagleB3

Повозил по элеронам кабанчики из комплекта. Блин… Не годятся они туда! Вынос явно мал.
На досуге прикинул размеры в Солиде. Ось отверстия должна быть унесена не менее, чем на 7,5мм от среза стойки. А лучше - 8…9мм.

С моими качалками (R=15мм) получается, что высота отверстия должна быть 17,5мм над плоскостью элерона/крыла.
Кому интересно - рисунок PNG + чертеж из SolidWorks2007 (68Kb).

FRUKT

Чем больше расстояния до отверстия кабанчика, в которую вставляется тяга с качалки, от плоскости рулевой поверхности, тем большее плечо качалки потребуется. На стандартных ходах сервы по 60градусов в каждую сторону элероны должны отклоняться хотя бы по 45градусов в каждую сторону. Как правило этого вполне достаточно при условии, что элеронные машинки достаточно быстрые и сильные. Даже при таком отклонении элеронов на полных расходах приходится выставлять в передатчике экспоненту процентов на 30-40, иначе модель будет очень “острой” по крену и управлять её будет достаточно тяжело. Заточенные под жёсткий 3D пилотаж модели имеют площадь элеронов в треть крыла и отклоняются градусов на 60 в каждую сторону. Однако на таких летают уже очень продвинутые пилоты, без хороших пилотажных навыков разложить самолёт об планету с такими расходами пару пустяковB-)

vlad_den

Дмитрий, а Вы не слишком углубились в теоретические рассуждения? Простите за тупость:o, но я ничего не понял в Ваших рассчетах. Долго рассматривал рисунок - тот, что в PNG, Solid-а у меня нет, умнее не стал:(. Я ставил штатные кабанчики и летаю:). На двойных расходах крутится как бешеная кофемолка.

EagleB3

Ага-ага.
Я сейчас летаю на Футабе-6, и расходы (двойные/обычные) у меня отличаются очень немного. Но на двойных расходах у меня стоит отрицательную экспонента побольше (40…50%), а на обычных - тоже отрицательная, но поменьше (ок. 20%).

С ЯКом планирую юзать самодельный кодер, так там у меня (если потребуется) будет возможность завести и одинарные, и двойные, и три режима (пилотаж/полет/посадка). Итого 6 вариантов настроек. Не заблудиться бы… 😵

vlad_den

Да, и у меня - Футаба 6-ка. Так там как поставишь второй уровень расходов - так и будет. Экспоненты у меня примерно такие же. (По секрету 😃, я двойными расходами почти и не пользуюсь - боюсь:()

EagleB3
vlad_den:

Долго рассматривал рисунок - тот, что в PNG, Solid-а у меня нет, умнее не стал:(

Это просто прикидка, очень полезная для осознания “чего нужно, чтобы…”.

На верхнем рисунке - половинка элерона. У нас высота поверхности элерона “от петли” 8,5мм. Скос на нем - примерно 40 градусов. Значит, чтобы дотянуться до вертикали над осью вращения элерона (= идеальное хрестоматийное положение точки присоединения тяги), расстояние от оси отверстий в кабанчике до начала скоса на элероне должно быть не менее 7,13 мм. Иначе опора кабанчика в воздухе повиснет. У кабанчиков из комплекта это расстояние всего 2мм. Отклонение элерона в одну сторону и в другую будет не одинаковым при равных углах поворота качалки.
Разумеется, это не смертельно, тем более для чайника вроде меня. Но чтобы сделать хорошо - надо ставить другой кабанчик.

А на нижнем рисунке… Да, загромоздил я его…
Справа - элерон шириной 70мм и его “заводское” отклонение на высоту 35мм.
Две окружности с диаметрами по высоте отверстий в кабанчиках, как напоминалочка “от и до” = 24,5 и 27мм.
Плечо для крепления тяги и угол для отображения поворота плеча. Радиус плеча на схеме = 26мм.
Слева - ось сервы и две окружности, по отверстиям в качалке, тоже “от и до” = 13 и 15мм.
Плечо для крепления тяги и угол для отображения поворота плеча. Радиус плеча на схеме = 15мм.
Снизу - база между осями (условность, 130мм) и длина тяги (она зависит от радиусов качалки и кабанчика, рассчитывается Солидом автоматически. Калькулятор, типа…).
При текущих радиусах длина тяги = 130,46мм.

Ну а сама прикидка в “Солиде” выглядит, например, так:

Вопрос: если радиус качалки =13мм, то на какую величину отклонится элерон, если высота отверстия в кабанчике =19мм при повороте качалки на 60 градусов?

  1. Делаем размер “35мм” управляемым (т.е. возможным к автоматическому изменению - 2 щелчка мышью);
  2. Делаем угол качалки управляющим и даем ему значение 60 градусов (4 щелчка мышью);
  3. Задаем радиус качалки = 13мм (еще 2 щелчка мыши);
  4. Задаем радиус кабанчика 8,5+19 = 27,5мм (еще 2 щелчка мыши);
  5. Пересчиталась длина тяги, теперь она равна 130,81мм. Меняем длину на “верхней” тяге с прежних 130,46 на 130,81 (еще 2 щелчка мыши).
    Все, можно смотреть на размер отклонения элерона. Он равен 29,89мм

Можно посмотреть на влияние люфтов в соединениях тяги.
Заложимся на разницу в диаметрах тяги и отверстия =0,2мм. В сумме получим люфты 0,4мм.
Поменяем длину тяги на 131мм, а потом на 130,6мм. И увидим"болтания" задней кромки на 0,96мм.

Это все только выглядит сложно, а рисовал я всю эту красоту 10 минут.
…Один фиг сейчас на работе заняться не чем… 😒

P.S. посмотрел из интереса. Если взять “родной” кабанчик, с дефицитом смещения отверстий = 5мм, то при отклонении качалки на +60 градусов задняя кромка отклонится на +35,09мм, а при отклонении качалки на -60 градусов задняя кромка отклонится на -33,98мм. Разница 3%. Вроде и не много, но…

vlad_den

Кстати, для получения хорошей управляемости и устойчивости самолета, часто неодинаковые отклонения элеронов вверх и вниз делают намеренно - вниз должно быть несколько меньше. Я довольно много об этом читал. (правда источники в голову не приходят).

deepness

Так вроде делают на планерах с асимметричным профлем крыла.

fff-z
iFly:

Иначе тросы будут провисать.

Это от провисания тросов в крайних положениях, и более чёткого управления - без провалов.

EagleB3

Вклеил хвостовое оперение.

Сначала выровнял самолет на столе - под под края крыльев положил бобины скотча и двигал их к фюзеляжу пока верхний край ребра жесткости на торце крыла не поднялся ровно на 60мм над столом.

Поставил стабилизатор, промерил. Один край ниже другого на 5мм. Выровнял стабилизатор, подложив в передний край паза с “низкой” стороны кусочек шпона (толщина 0,5мм, и еще пришлось его немного сточить).

Вклеил на 30-мин эпоксидку. Проверил высоту крыльев, проверил установку стабилизатора - все ОК.
Поставил РН. Тоже пришлось в паз с одной стороны подложить кусочек шпона.

А вот так выглядят мои усилители крепления стойки шасси:

EagleB3

После вклеивания хвостового оперения самолет в коробку уже не помещается. И на столе его кувыркать стало не удобно. Сделал из коробки подставку. Сделал вырез, подогнав под контур фюзеляжа; на термоклей прилепил полоску картона, на термоклей же прилепил несколько подкосов. Заводскую вкладку-полку разрезал на два куска, в щель между ними укладывается передний высокий шпангоут. Получилось очень удобно, КМК:


Коробка, кстати, продолжает оставаться коробкой - там по-прежнему хранятся крыля и прочие детали.

Потом маньячествовал с кабанчиками на элероны. Закупил в “Пилотаже”. Плечо такое же, как у наших, но основание пошире - есть, что срезать. Срезал. Наклеил на основание шпон (два слоя до толщины 1мм). С одной стороны спустил его “на нет”. Поставил. Ряд отверстий в кабанчике - строго вертикально и точно над осью поворота элерона. Непреходящее чувство глубокого удовлетворения… 😃

Дальше занялся установкой попочного колесика. Из 3-мм бальзы вырезал кусок, подогнал его к форме желоба в кронштейне колеса. Вклеил на циакрин. Пропилил в нем напильниками желоб, подогнав его к форме фюзеляжа. На фото голубая стрелка показывает на темную полосу - в этом месте бальза прошкрябана до пластика. Бальза не добавляет высоты ни на чуть-чуть, она только обеспечивает правильное прилегание кронштейна к фюзеляжу. Срезал пленку по форме кронштейна. Приклеил на циакрин, просверлил отверстия и притянул тремя саморезами. Четвертый - лишний. Все и так очень плотно и надежно. Уже после того, как были сделаны фото, заклеил желоб “румпеля” армированным скотчем.

Последнее, что было намечено на сегодня - установка приемника. Решил поставить его на тот же борт, где серва РВ. А на другом борту будет регуль. Так оно, КМК, будет хоть и маленько, да лучше для баланса. Вырезал из обрезков ЕРР “подиум”, вклеил его на UHU-por в распор между шпангоутами. Подумал, и подклеил еще 2 кусочка по бокам. Поверх наклеил кусочек “репейника”.

На тему тросов: поискал, наткнулся на идею пропустить тросы в иглу от шприца (чтобы не распиливались кабанчики и качалки). Попробую сделать так, если только тросик из комплекта влезет в припасенные мною иглы.

vlad_den
EagleB3:

наткнулся на идею пропустить тросы в иглу от шприца

Ну, не знаю, за сезон полетов не обнаружил даже малейших потертостей на кабанчиках, сейчас внимательно посмотрел. А вообще, тщательность Вашей сборки вызывает уважение.

fff-z
vlad_den:

тщательность Вашей сборки

А летать лучше будет?
АКБ для нормальной развесовки почти полностью уйдёт в мотораму, а не как на фото, и соответственно приёмник можно достойно расположить в задней части площадки.

По поводу крепления заднего колёсика - всё гораздо проще, это уже Вы решили всё по своему более трудному (в обход) пути пойти. Отверстие для спицы колеса в самом киле направления, надо было только чуть засверлить. Писал же об этом выше. А нагрузку веса самолёта с киля снимает кругленткий блестящий фиксатор с бонкой, (которая у Вас на валу самого колеса) закрученный на спице ниже чёрной площадки крепления, на неё нагрузка веса и ложится.

EagleB3

А если его топорно собрать - это полету поможет? 😉
Как долго я смогу продержать его в воздухе и сколько радости от полетов получу не знаю, но сейчас я уже получаю удовольствие - от процесса сборки. 😃

Приемник в задней части площадки = позади ЦТ. Это первая причина, по которой он унесен вперед. К тому же, когда приемник спереди - провода от серв элеронов тоже можно (и логично) пустить в “носке” крыла, перед трубой. Оно вроде и пустяк, но тогда вес проводов и разъемов тоже будет перед ЦТ.

Вторая причина - я попробовал, и мне показалось, что удобнее ставить аккумулятор движением “сверху вниз назад под трубу, потом горизонтально вперед в мотораму”. А приемник будет мешать этому самому “назад под трубу”.

Про бонку я понял, но при таком изгибе и при таком весе хвоста она не сильно нужна, КМК. Я ее собираюсь снять (лишний вес на самой попе), а колесо зафиксирую термоусаживающимися трубками. Шайбочку из лексана и две трубки осажу последовательно (одну поверх другой), чтобы толще было.

vlad_den
EagleB3:

я уже получаю удовольствие - от процесса сборки.

По-моему это правильно!

Насчет задвигания аккумулятора - 😮??? Конечно не из-за под трубы:). Он легко встает просто сверху и чуть вперед.

Кстати я отстал от терминологии “КМК” - это что?