Katana MX от Precision Aerobatics 2012
Она в мануале не по передней кромке измеряется наверно по этому у людей проблемы возникают!!
да хоть откуда она измеряется, там же все написано - оттуда и отложить.
Через мои руки прошло четыре самолёта ПА и во всех мануалах центровка от передней кромки в миллиметрах, думаю и здесь также.
Да точно от передней кромки по мануалу 123-127мм!!
Вообщем получается мануальная центровка-ближе чем 1/3 хорда крыла(она больше 40см)-и при этом задняя. Интересно.
Да я вообще год с небольшим назад взял в руки пульт-до этого моделизмом вообще не занимался. А КМХ-мой первый бальзовый самолет. Для тренировок на каждый день-конечно имею кучку пенолетов-пилотажек, джеты скоростные прокачанные тоже есть.😃. Разные пенолеты, был и пеногигант-КЭП-232 1,6м 2,7кг-продал.
Висеть умею, но это лучше делать с задней центровкой-тогда он сам висит. Сейчас летаю смесь классики и 3D, с нормальной центровкой-просто хочу натренировать хорошие основы-медленные ровные бочки по прямой и восьмерки на одном постоянном ноже-тяжеловато, но надо.
Вот кстати в начале лета моя хакеровская епп-Катана 1,2м(занимался тогда хариерами) -очень удачный пенолет. Сейчас конечно получше летаю, строго в зоне 120гр перед собой, главное осмысливать полет, стараюсь без колбасни.
Вообщем получается мануальная центровка-ближе чем 1/3 хорда крыла(она больше 40см)-и при этом задняя. Интересно.
В принципе, если кому интересно, можно пересчитывать центровку из мм от передней кромки корневой хорды в % от САХ, как это принято в аэродинамике и так сравнивать разные модели. У самолета с прямым крылом нормальной считается центровка 15%-35%. Для маневренных самолетов (читай пилотажек) - 25%-35%.
Извините за оффтопик и не посчитайте за занудство 😃
Не забывайте, что у Катаны, тем более в исполнении ПА, специфичное в плане крыло - характерные зализы у фюзеляжа искажают представление о реальной корневой хорде!
Брать корневую хорду “как есть” было бы не совсем корректно.
В идеале считать САХ отдельно для двух участков размаха консоли и далее результирующую.
Хотя это все теоретические выкладки. На практике у этой модели диапазон центровок очень широкий.
Всем привет. Получил наконец акки с ХК, облетал КМХ. Удалось сделать всего один полет, т.к. смеркалось. Самолет конечно потрясающе летучий, полный газ даже не давал, но обнаружилась проблемка-при даче даже менее полугаза очень сильно тянет вверх, если давануть побольше аж петлю считайте делает(ну ради справедливости отмечу, что против ветра 3-4м\с, но даже по ветру есть это явление). Все плоскости в нейтралях, центровка и так сдвинута около 1см вперед относительно самой передне рекомендованной, т.е. она у меня 112мм, если измерять от передней кромки крыла, где оно стыкуется с фюзеляжем. Планирует вроде неплохо, но стоит поддать газку-почти петля. В инверте чуть клюет вниз, так что вроде как эта центровка не должна быть задней. Угол атаки крыла не изменишь, я еще и не мерил кстати какой он. Выкос вниз в штате отсутствует.
Чтобы сесть, даже затриммировал чуть вниз РВ и пешком с полухариера опустил:).
Получается надо выкашивать двиг вниз? Коллеги, кто-нибудь выкашивал вниз? Или неужели двигать еще больше центровку вперед, милимметров на 15 вперед от крайних 120мм-получиться 105мм…
Двиг не выкашивал, думаю там все грамотно сделано. А у вас РН на пул-пул? Если нет, то вполне возможно задняя центровка.
И придётся тримернуть вверх РВ, а при даче газа и приросте скорости эффективность РВ растёт и получите ещё большее стремление самолёта сделать петлю.
Нет, серву РН пока оставил штатно, в хвосте. Акки вплотную к переднему шпангоуту, просовывание одного акка в мотокороб абсолютно не сдвинет центровку еще вперед, уже проверял. Можно еще рег на мотокоробе совсем к мотору двинуть, но это не сильно изменит центровку. Ну еще акки можно узким торцом поставить а не широким к переднему шпангоуту, у меня на дуаалоке они.
А люди-то как летают со штатной центровкой-дали газу и вверх ракетой, даже без участия РВ? Повторюсь-у меня центровка почти на 1см переднее чем 120см мануальная. Может все-таки выкос?
И придётся тримернуть вверх РВ, а при даче газа и приросте скорости эффективность РВ растёт и получите ещё большее стремление самолёта сделать петлю.
Чтобы сесть я на пульте триммер РВ вверх подвинул, т.е. РВ на самолете опустился вниз. Но это не дело- при этом на ноже не полетаешь ровно и т.д…
(((((у меня такого не наблюдалось, не могу ничего посоветовать. А акки какие у вас?
Настораживает, что при изменении положения акка не меняется центровка. Как так? - не могёт такого быть!
Как/чем проверяли центровку?
Центровка 112мм - никаких задираний в верх быть не может…, но они есть.
При ровных рулях и даче газа самолет летит прямо и никак иначе.
Тут симптомы выкошенного вверх вала мотора. Или перекоса установки крыла/стабилизатора.
Я бы с пристрастием посмотрел - как вклеена моторама в передний шпангоут. Нет ли там перекоса?
И на передний шпангоут с установленным мотором тоже глянул бы.
Я бы с пристрастием посмотрел - как вклеена моторама в передний шпангоут. Нет ли там перекоса? И на передний шпангоут с установленным мотором тоже глянул бы.
Может фото моторамы попросим, лучше без капота, ещё лучше с разных ракурсов.
Олег, ну эт я так типа вежливо и попросил 😃
думаете, он не поставил на место и вклеил?
маловероятно, хотя всякое бывает.
а по симптомам на самом деле не правильный выкос.
А акки какие у вас?
Акки синие турниги 2 шт *3S 2200 35C, 200гр одна штука весит
у меня 340гр 5 баночный и все нормально, но у меня вынесена серва, а это примерно 25гр с хвоста минус.
не в акке точно дело…надо еще пробовать…как вы сегодня вообще летали? штормовое предупреждение ведь((((
Настораживает, что при изменении положения акка не меняется центровка. Как так? - не могёт такого быть!
Как/чем проверяли центровку?Центровка 112мм - никаких задираний в верх быть не может…, но они есть.
При ровных рулях и даче газа самолет летит прямо и никак иначе.Тут симптомы выкошенного вверх вала мотора. Или перекоса установки крыла/стабилизатора.
Я бы с пристрастием посмотрел - как вклеена моторама в передний шпангоут. Нет ли там перекоса?
И на передний шпангоут с установленным мотором тоже глянул бы.
Дмитрий, вероятно Вы правы. Глянул особо пристально-такое впечатление что вал мотора даже на пару градусов вверх выкошен.
Похоже фабрика-производитель на моей КМХ как-то отдохнула. Мотокороб конечно вклеил правильно, везде вплотную стыкуется с передним шпангоутом. Но у меня с ним перед вклейкой была проблемка-в пазы-то он вставлялся, но при этом шевелился вправо-влево, не было четкой фиксации и прилегания. Пришлось кое-где подпилить, но на вертикальное отклонение это роли не играло-только на горизонтальное вправо-влево.
По центровке-дело в том, что если один акк мы просовываем наполовину примерное под 45гр в мотокороб, центр тяжести этого акка получается на уровне мотошпангоута. А вот ЦТ второго акка, параллельно с первым, получается уже достаточно далеко. И итоговый ЦТ двух акков в этом случае получается даже чуть дальше к хвосту чем в случае стыковки двух акков вплотную к мотошпангоуту-сначала промерил линейкой в теории, а затем и практически по разному ставив акки. Центровку проверяю просто-на двух пальцах руки под фюз-вполне приемлемо.
Фотку всей морды скоро скину, заодно покажу свои усиления.
как вы сегодня вообще летали? штормовое предупреждение ведь
В Питере сегодня выдался идеал-безоблачно и 2-4м\с ветерок.
Да, акки располагаю естественно ПОПЕРЕК фюза вплотную к мотошпангоуту.
Центровку проверяю просто-на двух пальцах руки под фюз-вполне приемлемо.
- “на пальцах” погрешность ±10мм. У РА поведение меняется при изменении даже на 5мм.
Попробуйте измерить на правильной приспособе - сильно разнице измерения удивитесь.
Моторама.
Закосить мотораму вверх\вниз при вклейке теоретически можно (если не прижать), но только не вправо-влево.
Карбоновые прутки-фиксаторы, вставленные в мотораму при примереке перед вклейкой, берут шпангоут в замок так, что шевелиться моторама физически вправо-влево не может никак.
А тут:
но при этом шевелился вправо-влево, не было четкой фиксации и прилегания. Пришлось кое-где подпилить,
Это то и смущает - непонятно, что после подпиливания вышло.
Хотелось разглядеть на фото, но “усиления” закрывают шов - прекос вклейки если и есть, то так его не увидеть.
Мотор не родной, теоритически тоже может внутри упираться в косынку и стоять с перекосом. Но не разглядеть.
Если с установочным углом мотора все четко - дальше искать в тольков в установочных углах крыла и стабилизатора. Больше негде.
Выставить на ровной поверхности и проверить. Только не “пальцами”, а штангенрейсмусом 😃
По фотографиям - вроде все ровно, но такие фотографии… 😦
Все размыто, детали не в фокусе- не разглядеть. я на этих фотографиях ничего увидеть не смог.
Если Вам кажется, что мотор вверх стоит - попробуйте выровнять шайбами…
Мне показалось или мотор в мотораме на самом деле не ровно установлен, на 11-й фотке вроде как смещен относительно оси в лево?