Ultrafly Pilatus PC-9 [описание и вопросы]

ugh

Вот решил, что пора детские свои мечты воплащать - построить р/у самолет.
Поскольку опыта пока маловато, решил начать с ARF. После многодневного штудирования форума и towerhobbies любовь к красоте победила здравый смысл. И был выбран этот самолет. Планер пенопластовый, в комплекте все материалы нужные для постройки, включая тяги, реечки для моторамы, винты и шурупы, а также клей и наклейки под 2 варианта окраски.

Характеристики модели:
Длина: 796 мм
Размах крыла: 803 мм
Площадь крыла: 12.5 дм2
Снаряженный вес: 540 гр.
Нагрузка на крыло: 43.2 гр./дм2

По идее, эта модель считается паркфлаером/слоуфлаером.

Производитель утверждает, что она очень стабильна на низких скоростях, но способна и на аэробатику.
Кроме того, упоминается, что модель может быть и тренером (что порадовало меня, но не развеяло сомнения полностью, т.к. всюду пишется, что тренер должен быть высокопланом, желательно с поперечным V крыла).
Кроме того, следует упомянуть, что модель выполнена как бэллилэндер (то бишь не имеет шасси, а приземляясь просто плюхается на брюхо).

На удивление легко все собрал и склеил. Заготовки отличного качества. Все “садится” на свои места абсолютно четко и без перекосов и утомительной подгонки.
После сборки отдельных узлов, потратил целый день на обтяжку их прозрачным скотчем. Ввиду отсутствия опыта смог оклеить крыло только поперек размаха (надеюсь, это все же как-то придаст жесткости). Дополнительную жесткость крылу обеспечивает вклеенная в паз угольная трубка.
Фюзеляж удалось обклеить скотчем вдоль.

Сервы сели точно в пазы, под них предназначенные. Под все тяги пазы в фюзеляже были предусмотрены заранее. Для всех тяг в комплекте были карабины, для крепления к качалкам серв и управляющим поверхностям оперения.

Крыло крепится к фюзеляжу на кронштейне с пазами и зубцами (спереди) и болтом с гайкой (сзади). Крепление, довольно жесткое, исключает произвольное выпадение крыла даже при нагрузке. Для укрепления этого соединения в фюзеляж вклеена пластина с гайкой, которая распределяет нагрузку по некоторой площади. Кроме того, в фюзеляже есть сквозные отверстия для круглых штырьков, предназначенных для классического крепления крыльев на резинках.

Кокпит является, по совместительству, и крышкой отсека электроники. Крепится к фюзеляжу на аналогичном крылу кронштейне (спереди) и магнитном замке (сзади). Практика показала, что магнитное крепление из комплекта не обеспечивает необходимой прочности соединения. Заменил на мебельный магнитный замок. Этот держит очень крепко, думаю, крышку теперь перегрузками точно не оторвет.

Еще один интересный момент в конструкции - канал-воздуховод. Он начинается на носу, под моторамой, проходит через отсек аппаратуры и выходит на нижнюю часть фюзеляжа, между крылом и хвостовым оперением. Таким образом обеспечивается дополнительное охлаждение двигателю, регулятору и батарее. Кроме того, через выходное отверстие канала удобно вывесить антенну приемника.

Передняя часть фюзеляжа представляет собой сплошной пенопластовый “массив”. Надеюсь, это повысит шансы модели при неизбежных “морковках”.

Моторама представляет собой рейку, 10х10мм, и уголок от детского конструктора (последнее - мое ноу-хау 😃 пришлось применить, т.к. конструкция моторамы подразумевала использование инранера с редуктором).
На всем этом “великолепии” укреплен крохотный (имхо) аутранер EMAX CF2812.
Заявленные характеристики:
RPM/V: 1534
RPM: 11000
Current: 7 А
Max. efficiency: 82%
Current capacity: 16 A /60 s
Internal Resistance : 150 mohm
Weight: 39 g
Recomended model weight: 200 -800 g

Регулятор Tower Pro MAG8 Digital ESC 30A (MAX 40A).
Что удивило - при подключении бортового питания “играет мелодию” из последовательности гудков разной тональности и длительности, сообщая о запрограммированных настройках. Таким же “музыкальным” методом регулятор программируется с передатчика.
Позабавило то, что, будучи расположенным в воздуховоде, регулятор играет басом и резонирует. Так что его “голос” становится пугающе гулким и раскатистым.

Батареи, которые у меня имеются (2 штуки): LiPol 3S, 1800/2200mAh, 10/12C

Полностью собранная модель (с электроникой и батареей, но без пропеллера и спиннера) у меня получилась 490 гр.).

А теперь - море вопросов!

  1. Хватит ли этому мотору мощности, чтоб таскать такую модель?
  2. Не слишком ли высока нагрузка на крыло?
  3. По инструкции, элероны должны отклоняться на 8 мм. На деле, при максимальном отклонении
    качалки элероны отклоняются на ~5 мм. Не мало ли это? Если мало, то как увеличить ход?
  4. На какое расстояние должны отклонятся рули высоты и направления?
  5. Будет ли эта модель продольно устойчива?
  6. Какие винты выбирать для этой модели (и мотора)?
  7. Будет ли держать магнитный замок кокпита?
  8. Хочу окрасить фонарь кабины черной краской (изнутри, чтоб сохранился блеск пластика).
    Можно ли это сделать краской из аэрозольного баллончика (из худ.магазина), или эта краска будет трескаться (пластик-то мягкий)?
  9. Можно ли крепить крыло штатно, или лучше на резинках?

Вот, пока вроде и все…

ЛЮБЫЕ ДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ, ЗАМЕЧАНИЯ И ОТВЕТЫ ГОРЯЧО ПРИВЕТСТВУЮТСЯ!!! 😃

P.S. Единственное, что мне остается добавить, - извините за качество снимков (мобильником фотографировал).

Phantom2

www.xushobby.com/servlet/Detail?no=192
На этой странице все данные по мотору.Его вполне хватит что бы спокойно летать и делать аэробатику.Так же там даны размеры пропеллера.На счёт использования этого самолёта как “тренер”- сомневаюсь!
самолёт довольно “шустрый” и не для “новичков”.Конструкция самолёта довольно крепкая и выдерживает значительные нагрузки, но это не значит, что его можно бить об землю со всей дури!Красить фонарь из нутри, лучше краской для Р/У машин, это специальная краска которая не будет трескаться и отлетать.Угол отклонения элеронов- нормальный.Но если Вы считаете этого мало - замените рычаги серво,может быть у Вас стоят короткие. Угол отклонения РВ и РН 8-10мм.Магнитный замок кабины-слабоват и иногда на скорости или на хорошем вираже,кабина отлетает.Я свою крепил узкой полоской прозрачного скотча

ugh
Phantom2:

www.xushobby.com/servlet/Detail?no=192
На этой странице все данные по мотору.Его вполне хватит что бы спокойно летать и делать аэробатику.Так же там даны размеры пропеллера.На счёт использования этого самолёта как “тренер”- сомневаюсь!
самолёт довольно “шустрый” и не для “новичков”.Конструкция самолёта довольно крепкая и выдерживает значительные нагрузки, но это не значит, что его можно бить об землю со всей дури!Красить фонарь из нутри, лучше краской для Р/У машин, это специальная краска которая не будет трескаться и отлетать.Угол отклонения элеронов- нормальный.Но если Вы считаете этого мало - замените рычаги серво,может быть у Вас стоят короткие. Угол отклонения РВ и РН 8-10мм.Магнитный замок кабины-слабоват и иногда на скорости или на хорошем вираже,кабина отлетает.Я свою крепил узкой полоской прозрачного скотча

Спасибо за быстрвй ответ!
Несколько вопросов - как крепите крыло? Как крепили улероны и рули (штатные крепления “на кортонке” не кажутся надежными)? Как крепили рычаги элеронов в самих элеронах? Боюсь, что проволочки разболтаются внутри пенопластовых элеронов и прорвут сам пенопласт…
Может что-то еще посоветуете?

Val
Phantom2:

Магнитный замок кабины-слабоват и иногда на скорости или на хорошем вираже,кабина отлетает.

Надо использовать “правильные” магниты… 😎

Шасси с креплением на магнитах:

Подробности здесь.

Так же есть опыт крепления на магнитах: кабины, капота, разнообразных лючков… 😃

Phantom2
ugh:

Спасибо за быстрвй ответ!
Несколько вопросов - как крепите крыло? Как крепили улероны и рули (штатные крепления “на кортонке” не кажутся надежными)? Как крепили рычаги элеронов в самих элеронах? Боюсь, что проволочки разболтаются внутри пенопластовых элеронов и прорвут сам пенопласт…
Может что-то еще посоветуете?

Крыло крепил пластиковым болтом,4мм предварительно вклеив такую же пластиковую гайку в фюзеляж,переднее крепление деревянный пруток 5мм и длиной 50мм.Заводские крепления элеронов и рулей хорошо держутся если их клеить циакриновым клеем для пенопласта.Что бы металлические качалки элеронов не разбивали элероны внутри, я вклеил трубки из ПВХ.Что могу посоветовать? для того что бы уберечь передние кромки крыла и стабилизатора от повреждений, можно обклеить их прозрачным скотчем шириной 2-3См.

ugh
Phantom2:

Крыло крепил пластиковым болтом,4мм предварительно вклеив такую же пластиковую гайку в фюзеляж,переднее крепление деревянный пруток 5мм и длиной 50мм.Заводские крепления элеронов и рулей хорошо держутся если их клеить циакриновым клеем для пенопласта.Что бы металлические качалки элеронов не разбивали элероны внутри, я вклеил трубки из ПВХ.Что могу посоветовать? для того что бы уберечь передние кромки крыла и стабилизатора от повреждений, можно обклеить их прозрачным скотчем шириной 2-3См.

Спасибо за инфу! Только вы не внимательны - я писал что самолет целиком обклеен скотчем…

ugh

Где искать циакриновый клей для пенопласта, если рядом нет магазинов модельных? Может не только в модельных есть?

Д_Заточник

Не надо клеить пенопласт циакрином. Все-равно растворяется. Лучше ТИТАН, ПВА (с оговорками) и другие клеи для потолочки. Эпоксидка.

ugh
Д_Заточник:

Не надо клеить пенопласт циакрином. Все-равно растворяется. Лучше ТИТАН, ПВА (с оговорками) и другие клеи для потолочки. Эпоксидка.

А что за коей этот Титан? Как выглядит? Кто производит? Где (в каких магазинах) продается? Мне конкретные магазины не помогут, т.к. я из Латвии. Скорее тип магазина - хоз.товары, строительный…

Д_Заточник

TITAN, его аналог NACET у меня польского производства. Густая (как мед) прозрачная жидкость со слабым запахом. Искать в строительных магазинах со словами: клей для потолочной плитки/декора/плинтусов/пенопласта. Дерево тоже клеит. Водостоек. Фасовки от 0,35 литра примерно.
Ультрафлай делает очень хорошие, летучие и верткие модели. У меня была Экстра от них как второй самолет 😮 На нем и научился летать.

Шифт

Еще народ говорит что можно клеить пенопалст уху пором, можно либо на их сайте посмотреть где у них магазины, либо я обнаружил что она продается в хорших магазинов для художников и прочих изливателей своей тревожной души на разные материи. На языке потенциального противника называется UHU Por. Правда те же люди говорили что на циакрин для пенопласта можно клеить вполне

Phantom2
Д_Заточник:

Не надо клеить пенопласт циакрином. Все-равно растворяется. Лучше ТИТАН, ПВА (с оговорками) и другие клеи для потолочки. Эпоксидка.

Не спорю! Да, некоторые виды циакрина прожигают пенопласт.Но есть специальный циакрин безопасный для пенопласта.Если у вас нет такого и нет возможности купить, нет проблем всегда есть ПВА или эпоксидка.Если пользовать ПВА, то неплохо его перед употреблением смешать с водой в пропорции 3:1, что бы быстрее высыхал.
Дело в том, что у нас с этими клеями нет проблемм,даже если их нет в магазинах, всегда можно заказать через интернет.

Д_Заточник:

Ультрафлай делает очень хорошие, летучие и верткие модели. У меня была Экстра от них как второй самолет 😮 На нем и научился летать.

У меня сын учился летать на этом самолёте.Сейчас он уже летает на Velox 2 Revo.Но все равно свою первую Extra держит и иногда подлётывает на ней.Мне тоже нравятса модели этой фирмы особенно Extra и Pilatus.

ugh
Phantom2:

У меня сын учился летать на этом самолёте.Сейчас он уже летает на Velox 2 Revo.Но все равно свою первую Extra держит и иногда подлётывает на ней.Мне тоже нравятса модели этой фирмы особенно Extra и Pilatus.

Тоесть ваш сын использовал PC-9 как тренер? Меня это и интересовало. Так как это будет мой первый самолет с элеронами.

Сижу вот, думаю, гда “наковырять” магнитов, так как пытаться их в Российском магазине купить врядли целесообразно…

И где взять трубочки, для вклеивания в элероны (чтоб тяга не растачивала)? Коктельные слишком большого диаметра… Может термоусадку?

Еще вопрос, а на шасси эту модель можно поставить?

SSergo
ugh:

И где взять трубочки, для вклеивания в элероны (чтоб тяга не растачивала)? Коктельные слишком большого диаметра… Может термоусадку?

Чупа-чупс, стержни шариковых авторучек, палочки для макияжа… Какой диаметр нужен? Внимательно посмотрите вокруг и обнаружите еще с десяток подходящих предметов 😃

ugh
SSergo:

Чупа-чупс, стержни шариковых авторучек, палочки для макияжа… Какой диаметр нужен? Внимательно посмотрите вокруг и обнаружите еще с десяток подходящих предметов 😃

Спасибо!
Конфисковал у подруги несколько палочек для макияжа - действительно идеально подходят!
Только вот вопрос - надо ли их вклеивать в элероны и надо ли тяги вклеивать в эти трубочки?

Phantom2
ugh:

Тоесть ваш сын использовал PC-9 как тренер? Меня это и интересовало. Так как это будет мой первый самолет с элеронами.

Сижу вот, думаю, гда “наковырять” магнитов, так как пытаться их в Российском магазине купить врядли целесообразно…

И где взять трубочки, для вклеивания в элероны (чтоб тяга не растачивала)? Коктельные слишком большого диаметра… Может термоусадку?

Еще вопрос, а на шасси эту модель можно поставить?

Нет ,сын учился летать на Extra. Если РС-9 Ваш первый самолёт,то не нужно по
началу пытаться делать акробатику или что то сумашедшее. Первые несколько полётов постарайтесь делать на небольшой скорости,привыкните к самолёту и к управлению.а когда уже будете уверенны в себе и в самолёте можно по немногу начинать.Tрубки желательно вклеивать в элероны иначе от них никакого толку,качалки управления тоже можно приклеить, если они свободно двигаются в трубках.
Шасси?В принципе можно сделать, но при этом не забывать о балансировке самолёта.
Кстати ,обычно во всех наборах Ультра -флай есть вставки под шасси.Если их нет то можно использовать такие вставки от наборов GWS.

SSergo
ugh:

Только вот вопрос - надо ли их вклеивать в элероны и надо ли тяги вклеивать в эти трубочки?

Как уже выше сказали, трубочки вклейте, а тяги, если входят свободно и люфтят, плотно обмотайте нитками и вклейте в трубки.

ugh
Phantom2:

Нет ,сын учился летать на Extra. Если РС-9 Ваш первый самолёт,то не нужно по
началу пытаться делать акробатику или что то сумашедшее. Первые несколько полётов постарайтесь делать на небольшой скорости,привыкните к самолёту и к управлению.а когда уже будете уверенны в себе и в самолёте можно по немногу начинать.Tрубки желательно вклеивать в элероны иначе от них никакого толку,качалки управления тоже можно приклеить, если они свободно двигаются в трубках.
Шасси?В принципе можно сделать, но при этом не забывать о балансировке самолёта.
Кстати ,обычно во всех наборах Ультра -флай есть вставки под шасси.Если их нет то можно использовать такие вставки от наборов GWS.

Вставки-то на шасси есть, но куда их пихать и т.п. не знаю.
Да, я тут на прототип посмотрел - ну, относительная копийность…
Кроме того у прототипа шасси с передней стойкой. Не уверен что я модель с таким расположение шасси вообще посожу. Лучше пока на пузо…

Д_Заточник

Я летал без шасси. Сажал на пузо. Грязненько, но жить можно. Расходы по элеронам зажмите на первое время, модели у Ультрафлая верткие! Торсионы привода элеронов вклеивал на эпоксидку.

ugh
Д_Заточник:

Я летал без шасси. Сажал на пузо. Грязненько, но жить можно. Расходы по элеронам зажмите на первое время, модели у Ультрафлая верткие! Торсионы привода элеронов вклеивал на эпоксидку.

А какие расходы поставить? Какое отклонение должно быть?

Д_Заточник

Градусов по 10-15 в обе строны по элеронам, 15-20 в обе стороны по РВ и до 30 по РН, если используется. Прикатаетесь с самолетом друг к другу, можно будет увеличить. Все-таки рекомендую дождаться снега и начинать полеты, когда будет рыхлый снежный покров 😃

ugh
Д_Заточник:

Градусов по 10-15 в обе строны по элеронам, 15-20 в обе стороны по РВ и до 30 по РН, если используется. Прикатаетесь с самолетом друг к другу, можно будет увеличить. Все-таки рекомендую дождаться снега и начинать полеты, когда будет рыхлый снежный покров 😃

Намек по мягкому снегу понятен… 😃 Единственная проблема, в прибалтийском климате, этого снега можно и не дождаться…

По поводу измерения угла отклонения элеронов и т.п. - чем измеряется? Неужто просто приложив транспортир? 😃

Д_Заточник

Вообще-то от какой то модели остались липучки с углами отклонения, типа специализированной шкалы, которая клеится на фюзеляж. Но можно сделать в АКАДе или КОРЕЛе картинку с углами, приклеить под прозрачный скотч, и будет счастье! А можно не забивать голову, и выставить на глазок. Тоже работает.

ugh

Помогите разобраться, пожалуйста!

При программировании регулятора можно настроить следующее:

Brake [no/soft/mid/hard] - что за функция? Что дает каждая из настроек?

Timing mode [2/7/15/30 deg] - а это зачем?

PWM [8/16/32 KHz] - тоже не понимаю, что за функция?

Заранее спасибо!