"Мой Первый Планер" или хочу быть ГУРУ!

Vad64
  1. Сейчас ровно 60 мм от передней кромки (27%). На сколько можно сдвигать назад?
  2. С углами я, вроде, не накосячил. Стаб и крыло имеют нулевой угол +/-0.25 градуса, если измерять по дну (дно ровное). Триммер РВ у меня получился градуса 2 вверх. А пешком - это примерно какая скорость?
  3. Спасибо, попробую.

Да, конечно, собираюсь настраивать. Сегодня просто все получилось немного суетливо.

Lazy
  1. Центровка передняя 😃 Алексей Олейников ставил кажется 75 мм 😃 И я уверен, можно ещё немного подвинуть назад.
  2. Установочный угол…Если у вас нижняя образующая профиля на одной линии со стабилизатором…То стоит +2,5-3 градуса 😃
  3. Пешком - это когда вы лёгкой трусцой догоняете планер на посадке 😃. На высоте в 50 метров это кажется, что он стоит 😃
Vad64
  1. Отлично, есть шанс уменьшить свинцовую мотораму.
  2. Я имел в виду, что у меня хорда крыла (не нижняя плоская образующая) параллельна дну фюзеляжа и стабилизатор параллелен дну. Это правильно или надо что-то менять?
Lazy

Если хорда - то тогда нормально 😃 Так и должно быть.

11 days later
Vad64

Отчет N2

Сегодня была погода, ездил на поле. Пробовал последовательно центровку 85, 87 и 90 мм. Тенденции к сваливанию не заметил даже в последнем случае. РВ после триммирования у меня получается плюс 5-7 градусов. При этом скорость получается не минимальная, но, если задирать выше, то начинается раскачка по тангажу. В полете на низкой скорости, как мне кажется, положение планера слегка хвост вниз (типа как бы чуть-чуть парашютирование). Может, имеет смысл еще что подкрутить?

В-целом, понравилось значительно больше, чем в 1й раз. Погода была, в-основном, солнечная, только легкая дымка высоких перистых облаков. Кучевых облаков образовывалось совсем мало и они были небольшие, светлые, прозрачные, как бы волокнистые. Дул ЮЗ ветер метров 5-7, не меньше - вороны, пролетая против ветра, ощутимо с ним боролись. 1ю батарейку отлетал за 40 минут. На подветренной стороне набирал высоту метров 200, потом планировал на ветер. Пару раз казалось, что над куцей лесополоской вдоль дренажного канала тянуло вверх, но неочетливо. Понемногу привык, что мелкую колбасню по крену от ветра можно не парировать - выправлятся сама. И что много рулить по мелочи тоже не надо. Хотя желание аппарата развернуться по ветру приходилось постоянно пресекать.

Примечательной стала 2я батарейка. Сначала сценарий был тот же, только пытался утюжить разные места. В какой-то момент заметил довольно далеко по ветру и довольно высоко двух парящих хищников и на моторе погнал к ним. Не знаю, насколько близко я к ним подлетел, но произошло чудо - я попал в свой первый восходящий поток! Сначала кружил, потом просто вывесил против ветра и оно висело без всякого мотора какое-то время. Хищники сразу же срулили по ветру и я их потерял из виду. Поскольку уже и так было далековато, я за ними не полетел, но поток держал еще несколько минут. После этого я еще пару раз пытался слетать к этому месту, но волшебство закончилось.

Потом передатчик сказал, что его батарейка садится, пришлось садиться и мне. На таймере было 58 минут с копейками. Сколько осталось в ходовой батарее - я пока не знаю. А вот чувство легкой эйфории ощущаю очетливо. И не понимаю, как не заметил, что прошел почти час от взлета.

Был и один неприятный момент - улетел далеко по ветру и планер при виде точно в хвост пропал из виду. Засуетился, стал давать рули в разные стороны, чтобы увидеть фюзеляж или крыло. Из-за медленной реакции планера показалось, что потерялось управление (а это было невозможно, т.к у меня управление с обратной связью). Потом все-таки увидел крыло и его ориентацию и без проблем вернулся. В связи с этим очень хочу сделать автопилот для аварийного возврата. К сожалению, пока не вижу аэродинамической способности планера рулиться в ветер вслепую по курсу и высоте без вмешательства дополнительной системы стабилизации по крену и тангажу. Как бы определиться, это у меня не оптимальные настройки или это в принципе невозможно на данном планере? Хотелось бы услышать мнение Гуру. Ну и в первую очередь планирую вариометр, чтобы учиться летать более осознанно.

Вот такие сегодня впечатления.

Lazy
Vad64:

В связи с этим очень хочу сделать автопилот для аварийного возврата.

Коллега, поверьте…Лучший автопилот - это тнз. “жопочасы” налёта.
Привыкните, 2-х метровый планер достаточно хорошо виден на удалениях порядка 150-200 м. А дальше на нём улетать и смысла особого нет. Вы же не БПЛА строите 😃

Рад за вас, что так хорошо полеталось.

Vad64:

Сначала кружил

Вот с этого места - поподробнее. Как спиралит, приходилось ли подруливать, если да - то насколько и чем.

Vad64
Lazy:

Вы же не БПЛА строите 😃

Если честно, мне интересны не только полеты, но и создание и испытание всяких околополетных электронных приблуд. Аварийный автовозврат в точку старта мне хотелось бы иметь. Пытался рулить только РН и РВ типа как удерживая курс и высоту. Но мне кажется, не катит. Т.е может встать на крыло (с большим креном) и не выйти.

Lazy:

Вот с этого места - поподробнее. Как спиралит, приходилось ли подруливать, если да - то насколько и чем.

Вот на этот вопрос я пока затрудняюсь ответить конкретно, мало опыта. Я не знаю, что такое спиралит и как квалифицировать подруливание. Я рулю постоянно и всем. Планер имеет тенденцию развернуться по ветру. Если накренить в спираль с радиусом метров в 50 и не рулить, то, кажется, имеет тенденцию разгоняться вниз, типа сам спираль не держит. Если реально интересно, я могу через какое-то время снять и выложить GPS-ные логи полета плюс мое руление.

Lazy
Vad64:

Аварийный автовозврат в точку старта мне хотелось бы иметь.

  • стабилизация по крену и высоте. Потом захочется ещё чего поболе…Даже в элементарной версии - уже полу-автопилот 😃 Нечто подобное продают на RangeVideo - OSD+“BackHome”.

Если накренить в спираль с радиусом метров в 50 и не рулить, то, кажется, имеет тенденцию разгоняться вниз, типа сам спираль не держит.

Хм, вверх он полетит только в терме… Уточню: если поставить в спираль и бросить ручки - спираль разжимается ( делается шире ) или сжимается? Для планера это критично 😃

111

" Из-за медленной реакции планера показалось, что потерялось управление (а это было невозможно, т.к у меня управление с обратной связью). "

поподробней можно об этом?

Vad64

Сегодня нормально полетать не удалось из-за сильного ветра. Быстро сносило на грань видимости, против ветра планер висел на месте. Не понравилось.

Lazy:

Уточню: если поставить в спираль и бросить ручки - спираль разжимается ( делается шире ) или сжимается? Для планера это критично 😃

У меня пока не получается хорошая автоспираль. Если заложить маленький крен, то спираль не держит, выходит и все время по-разному. Если заложить крен градусов 30 и бросить ручки, начинается быстрое снижение в крутой спирали без тенденции к замедлению, скорее с разгоном. Более осознанно смогу высказаться, полетав в более спокойную погоду. Вчера и сегодня сильно колбасило и сносило.

111: Мы используем цифровой канал управления собственной разработки. И у меня самодельный кодер передатчика. Приемник периодически отвечает на запросы передатчика и рапортует о качестве принимаемого сигнала. Если качество плохое или передатчик не получает ответа, то мой пульт пищит. Т.е. если пульт не пищит, то есть гарантия устойчивой двунаправленной связи. Подробнее rcproject.narod.ru/rfch/rfchan_com.htm и rcproject.narod.ru/rfch/rfch.htm

Vad64

Прошу прощения, в отчете N2 я наврал с цифрами центровки. Следует читать 75, 77 и 80 мм. Т.е. я отодвигал от положения Алексея на 2 и 5 мм. Дальше не рискнул

MUH

МОЛОДЦЫ!!!
Вот такая аппаратура нужна для больших и(или) дорогих моделей!
Только я грохнул пару отличных моделей из-за кратковременного пропадания сигнала передатчика (ИМХО ненадежный контакт в первом колене телескопической антенны)

От пропадания сигнала не спасет, но “лечить” пропадания можно будет вполне осознанно, а значит - успешно.

А вообще-то это отличная разработка которой, по идее, должны бы заинтересоваться та же SANVA и остальные Futaba - Hitec - Graupner 😃
Только, это … сами они к вам не придут.

P.S. А потенции двунаправленного радиоканала огромные!!! И вариометр и указатель воздушной скорости и т.д.

tumbzik

В спорте двунаправленный канал запрещен-потому его и нет, реализовать его на готовых чипах типа того что поставлял Xemics, а теперь Semtech проблем не составляет. XPS в новых аппаратах на 2.4 вообще пользует вч модули Maxstream, которые изначально двунаправленные, только смыслу в этом нету особого. А остальные радости реализованы в других системах. Приемники Spektrum на 2.4ггц умеют вести логи ошибок приема. У немцев есть классические FM приемники на 35 40 и пр мгц, с функциями настройки фейлсейфа и прочей байдой, делает фирма ACT, тоже умеют пропадания фиксировать.

lyoha

Если заложить крен градусов 30 и бросить ручки, начинается быстрое снижение в крутой спирали без тенденции к замедлению, скорее с разгоном. Более осознанно смогу высказаться, полетав в более спокойную погоду. Вчера и сегодня сильно колбасило и сносило.

Может имеет смысл замикшировать загиб задней кромки на 2-3 градуса? И еще на 3-5мм двинуть центровку назад?

Vad64
MUH:

МОЛОДЦЫ!!!

Спасибо, конечно, но ничего особо революционного мы не придумали и не реализовали. Просто во многих случаях нам проще, дешевле и интереснее разработать технические решения под свои конкретные требования, чем подбирать набор готовых покупных изделий.

Давайте лучше планер научим хорошо летать.

lyoha: замикшировать с чем? Я сделал режим с загибом задней кромки вниз на 2-3 мм - типа парение. Но как-то не очень почувствовал разницы. Центровку попробую, как будет погода. Пока прогноз плохой на всю неделю. А какие признаки слишком задней центровки?

Lazy

Мне почему то кажется, что у вас центровка пока ещё передняя…Я бы лично двигал назад.

lyoha

А какие признаки слишком задней центровки?

Вы вынуждены вывешивать самолет и он постоянно елозит на заднице. Через это его заколбашивает по курсу. Нормально настроенный планер должен чувствовать поток. Не болштаться непредсказуемо, а крылышками показывать: опустил крыло - срочно разворот в сторону поднятого. Срочно не в смусле резко, а начинать его. Опущеное крыло признак того, что либо вас с одного бока поднимает, либо с другого может начать садить. В любом случае разворот в сторону поднятой консоли. Потом сужая и расширяя спираль центрируетесь в потоке.
Подвигайте центровку назад. Для старта 5мм и от них плясать по 2-3мм. Постоянно пробуя все в небе.
Миксы те, что надо. Подвигайте центровку назад. Для старта 5мм и от них плясать по 2-3мм. Постоянно пробуя все в небе.

Gorland

Чертежи впечатляют… Я новенький в планерах да и в радио тоже, естественно куча вопросов.

  1. На консолях у центральной нервюры небольшая “коробочка”, это для машинок на элероны?
  2. Элероны к консолям пришивать восмеркой обычной ниткой можно?
  3. что означают R1, R2, …?
  4. Если распечатать чертежи из pdf на 100%, это есть натуральная величина? тоесть чертежи выполнены в масштабе 1:1?
    и 5) Как перенести разметку на бальсу, например нервюры?
Gorland

еще парочка 😃
Какой двигатель посоветуете ставить и какой запас для полезного груза имеется?

Vad64
Gorland:

Я новенький в планерах да и в радио тоже, естественно куча вопросов.

  1. На консолях у центральной нервюры небольшая “коробочка”, это для машинок на элероны?
  2. Элероны к консолям пришивать восмеркой обычной ниткой можно?
  3. что означают R1, R2, …?
  4. Если распечатать чертежи из pdf на 100%, это есть натуральная величина? тоесть чертежи выполнены в масштабе 1:1?
    и 5) Как перенести разметку на бальсу, например нервюры?
  1. Да
  2. Я навешивал рули и элероны на обычный скотч
  3. Ribs - нервюры с номерами
  4. Да. У меня есть чертежи с разбивкой на листы А4. Могу выложить, если будет разрешение автора.
  5. Если печатать на лазернике, можно перенести утюгом. Нервюры я вырезал по шаблону, без разметки.
  6. Я использовал б\к мотор Pilotage 2209. Вертикально не взлетает, но градусов под 30-40 затягивает