"Мой Первый Планер" или хочу быть ГУРУ!

sks777
erno:

Я себе тоже такой соорудил:

Очень душевно сделан! Раскраска хороша, но еще больше хороша коробочка под него 😃 Сейчас себе такую же соберу!!!

sks777
erno:

Я себе тоже такой соорудил:

Очень душевно сделан! Раскраска хороша, но еще больше хороша коробочка под него 😃 Сейчас себе такую же соберу!!!

Вчера наконец был закончен и мой Самолет!

Поехали на первый вылет - тряслись коленки, хотя в симуляторе порядочно налетал. Ветер дул приличный, и в этом месте понял первую свою ошибку - на симуле тренировался в практически идеальных условиях, ветер до 2 м/с, а то и без него. Пока Лелик триммировал и центровал самолет и кидал его с руки, мандраж все нарастал, первый RС-полет в жизни, понимаешь! Тут вам не там, это я в симуляторе на пол миллиона долларов планеров и самолетов бесстрашно наколотил, а за родное детище очень переживалось! Посему первые попытки управления были довольно неуклюжими. Лелик взлетал и передавал управление мне. Планер кидало, сдувало, Лелик команды орал, а я не решался, или решался но не на то, про что он орал, один раз чуть не пробил крышу собственной машины, но каким-то чудом встретил землю уже за багажником, причем без малейших повреждений для земли и самолета.Все таки великая вещь резинка для крепления консолей к фюзу! Поправил ее и снова в воздух!
После сего происшествия мы передислоцировались в даль от дорогостоящей техники и человеческих организмов, где мне было рекомендовано для начала покидать планер с руки. Чем я ответственно и занимался раза три-четыре. Летало недалеко. Когда Лелик ушел подальше и уже гарантированно меня не слышал, начал вносить разнообразия в метательный процесс. Начал по чуть-чуть шевелить газ. Полетело дальше. Какое-то время развлекался удерживанием курса и высоты на малом газике против ветра на высоте пары метров. Только разошелся, снова пришел Лелик и загнал меня на высоту. На высоте снова стало как-то некомфортно. Накачался адреналином, пару раз слетав туда-обратно по кругу. Сейчас уже не очень понятно чего я там потел, но вот тогда было реально страшно. Слава богу, удавалась посадка, тут точно симуляторные часы сказывались (как вообще раньше без симуляторов начинали, не понимаю!)
Немного отдохнув от таких переживаний, снова пошел на свой пост. Стоял, ждал ухода порывов ветра и на половинке газа бросал планер. Летало далеко, но больше по-прямой и через минут 15 сильно устал за ним бегать. Мандраж начал спадать и я начал зажимать ручку газа посильней. Высоты начало хватать на разворот. Начал тренировать левый (ОТ человеческих организмов) разворот. Разворот удавался, но на порывах ветра он всегда был очень дерганый и часто на нем терял большую часть набранной на моторе высоты (поднимался не высоко, метров до 15), так что на второй разворот, уже для подлета к себе, высоты не хватало. Очень истыкал планер частыми посадками жесткой сухой травой. Пришлось латать дырочки скотчем, но особо не расстраивался, понятно, что если техника эксплуатируется, то внешний вид тускнеет 😁 Делал еще пару заходов на поле, в результате которых натренировал невысокий взлет на среднем газу, левый разворот, пролет в обратном направлении по ветру и второй левый разворот уже (примерно!) в свою сторону. Ветер меня очень нервировал и я решил остановиться на достигнутом и не испытывать судьбу далее, так как каждый разворот давался мне с большим трудом, привыкнуть к пульту еще не успел и частенько терял на маневрах скорость.
В общем, сказать что-то конкретное по планеру не могу. Ничего еще не понимаю. Ни по управлению, ни по конструктиву. Сравнивать не с чем, опыта нет. Но все нравиться уже ОЧЕНЬ 😃 Одержим идеей отсутствия ветра, но яндекс пока неумолим. Дуть будет всю неделю, если яндекс вдруг окажется прав. Но есть надежда на вечернее затишье, так что я в позе низкого старта.

Остался у меня еще один момент. В симуле Рефлексе я тренировался на планере, слегка похожем на мой (точнее Вовин 😃, назывался он Highlight Mega K-LW. Размах 2 метра, вес 0,95кг. Так вот на нем я научился летать без использования руддера, то ли я его там использовал неправильно, то ли просто образования не хватило, но пришлось выживать с одними элеронами, соотвественно, на своей Птице тоже не умею использовать оный руль. Насколько это критично, применительно к управлению этим Самолетом? Пока буду продолжать рулить элеронами.

Вове Lazy отдельное спасибо за труды и разработку этой Птицы, а Лелику за всевозможную помощь и советы.

Xemulxe

sks777

Так и продолжай, главное не спеши. Спешить надо терпеливо.
А планерок весьма симпатишный получился.

Насчет рудера, я летаю уже 3 месяца - без рудера. На последней самоделке его вообще нету - чисто стаб. Может просто я летать не умею?

pentajazz

неее, РН надо, надо, и вообще, если научитесь, потом полезно будет, ибо не все самолеты адекватно рулятся только элеронами. у меня такой есть 😃

sks777

Продолжаю ежедневные тренировки. Сегодня часа два экспериментировал с руддером. Итог вчепетляющий (для меня)! Комбинируя руддер и элероны совершенно замечательное руление получается. При работе их в противофазе получается просто восхитительный плоский циклический полет. Вывод для себя сделал - мне руддер нужен. так плоско летать по кругу только на элеронах у меня даже близко не получается.

Вечером был период около часа, практически полный штиль. Планирующие качества Вовиного планера просто замечательные! Без воздушных возмущений полный круг делал без видимого снижения. По прямой низко над землей (метра 3) пробивал приличное расстояние практически не снижаясь. Я очень доволен! 😆

Единственный момент, кто подскажет в чем может быть дело, верней как исправить, когда планер, летая по кругу, заходит против ветра, он поднимает нос и теряет ход. Оттримировать руль высоты немного вниз? А не приведет это к более быстрому снижению при полетах в других направлениях?

RBB
sks777:

При работе их в противофазе получается просто восхитительный плоский циклический полет. Вывод для себя сделал - мне руддер нужен.

Сделан правильный вывод, при неправильном рулении. Не должны элероны и РН работать в разные стороны. Это нужно крайне редко. РН нужен, но он нужен, чтобы рулить внутрь виража при прямых или почти прямых элеронах. Всё зависит от самолёта, но в общем случае и руль и элероны в спирали работают в одну сторону. Иначе - будет паразитное сопротивление. Поищите информацию о том, зачем на планере элерон отклоняется больше вверх, чем вниз - поймете физику процесса.

По второму вопросу! Почему нос вверх задирает? Потому, что или центр тяжести надо назад сдвинуть или рулить научиться. Вы либо сами его так “криво” вводите, либо при увеличении воздушной скорости он у вас кабрирует, что говорит об излишне передней центровке. Кресло пилота назад сдвиньте, и будет вам щазтие 😃

sks777
RBB:

Сделан правильный вывод, при неправильном рулении. Не должны элероны и РН работать в разные стороны

Сегодня снова летал. Пробовал только элеронами и совместно с РН. Оптимизма поубавилось. Заметил, что при совместном использовании действительно серьезно снижается скорость. Будем экспериментировать дальше. Наверное уже пора читать теорию.

Александр_А_Н
RBB:

кабрирует, что говорит об излишне передней центровке

Кабрирование - это следствие задней центровки.

VVS2

Только дайв тест покажет правду.
Можно и на слегка передней центровке кабрирование словить, если РВ слишком сильно задран, а площадь стабилизатора маленькая. Из за моментов инерции будут задержки и будет раскачка по тангажу т.к. эффективность стаба от скорости начнет сильно плавать.

В целом же, кабрирование это задняя центровка.

lelik

Никуда он не кабрирует и не пикирует, вполне ровный самолет с нейтральной центровкой. Против ветра ходит плохо из-за толстого крыла и малой нагрузки. При необходимости чуть додавливается вниз, но лучше ходить галсами. Площади стабилизатора там вполне достаточно, даже с избытком.

Костя, вылезем на праздниках - покажу и объясню что к чему.

sks777

Гут, руки уже чешутся 😃 Сегодня вся морда обгорела, часа два летал, все аккумуляторы разрядил.

GSL
Александр_А_Н:

Кабрирование - это следствие задней центровки.

Очень популярное заблуждение. Центровка и балансировка совершенно разные вещи. Планер может кабрировать при передней центровке и пикировать при задней. Когда вы управляете планером по тангажу вы ведь центровку не меняете.

Центровка влияет на характер устойчивости и управляемости по тангажу. При передней центровке устойчивость выше, управляемость ниже. Выше также реакция на изменение скорости (порывы ветра). При задней все наоборот.

Балансировка это установка такого угла стабилизатора (руля высоты) при котором планер не имеет тенденции к кабрированию или пикированию. Сбалансировать планер можно при очень широком разбросе центровок но летать он будет по разному. Можно поискать “тест Дрела”, там написано как подбирается центровка.

sks777

Был обнаружен один момент, может быть обладателям этого планера пригодится. После небольшого увеличения угла атаки крыла (вообще-то мы проще поступили, под задний винт крепления стабилизатора подложили миллиметровую шайбу) планер ПОЛЕТЕЛ. Первый раз за мою практику планер утянуло так высоко, что стало сложно ориентироваться и пришлось сбрасывать высоту. Ходил галсами. Теперь с 30 секунд затяжки снижаемся около 10 минут при очень слабом ветерке.

При таком слабом ветре или совсем без оного планер при заводе в небольшой крен кружит сам, играю только рулем высоты, хотя наверное можно и на тумблер вывести. Очень удобно!!!
Вообще очень Птице рад, приступаю к изготовлению крыла v2.

Теперь полетать пару часов хватает одного аккумулятора 😃

erno

Да, я тоже заметил, что у меня в результате тримирования РВ слегонца вверх задран. Это вроде бы говорит о передней центровке, но у меня она в районе 85-90 мм и если двигать назад становится уже не очень комфортно.

Rasp
erno:

Да, я тоже заметил, что у меня в результате тримирования РВ слегонца вверх задран. Это вроде бы говорит о передней центровке

Это говорит не о передней ЦТ, а о малом установочном угле крыла. sks777 дело говорит.

erno

Может и так. Мне по любому надо бы выровнять площадку стабилизатора (заметил, что он слегонца накренён относительно крыла), заодно и попробую ему и установочный угол уменьшить.

lelik

Мужики, дядя Вова закладывал установочные углы по нулям и на крыле, и на стабе. Дабы крылышко завелось на малых скоростях надо либо посадить ероплан на задницу центровкой, либо поставить стаб мала-мала в минус либо поднять переднюю кромку крыла. Последнее существенно сложнее, посему подкладываем под ЗК стаба что-нибудь и успокаиваемся.

erno
lelik:

… надо либо посадить ероплан на задницу центровкой, либо поставить стаб мала-мала в минус либо поднять переднюю кромку крыла.

О! Именно так, об этом и писал. Либо вообще, без затей, триммер чуть вверх. Но ровный РВ эстетичней, ага.

Rasp
erno:

Либо вообще, без затей, триммер чуть вверх. Но ровный РВ эстетичней, ага.

Лучше все таки подложить, поскольку

erno:

триммер чуть вверх.

  • это уже перевернутый плосковыпуклый.
    Я, в полевых условиях отрезал полоску от упаковки таблеток, оказалось мало, сложил в двое. Можно подклеивать полоски изоленты, не будет теряться.
erno

Ой, ну я Вас умоляю! 😒
Тут как то была высокоучёная дискуссия про ЦПГО vs классика. Аж на 7 страниц. Вот это вот высказывание описывает данную ситуацию вполне исчерпывающе:

Taboo:

На сколько я знаю, стабилизатор вносит примерно 3% всего сопротивления модели. Отклонение руля высоты на единицы градусов около нейтрали дают прирост спротивления стабилизатора на единицы процентов. Пускай на 5%. Перемножаем 3% * 5% * 3минуты = 0.27секунд. Пылинки на крыле влияют больше.

😃

erno

“Перечитывал пейджер, много думал” (с)
Не могу удержаться от ещё одной цитаты в тему

Lazy:

Потери от криворукости при изготовлении планера намного больше, чем потери на РВ.

Как раз мой случай 😁