Планер новичка
А про бальзу для планера - какой толщины? И сколько?
Хвостовое оперение 4-мм. На фюзеляж использовал 6-мм бальсу, но можно было оставить как у Данзи 4-х миллиметровую. Вопрос больше не в весе а в прочности ( у меня выдержал морковку с 15 метров (а вот крыло центроплана в хлам)
Добрый день!
Несколько дней не дает покоя вопрос из теоретической аэродинамики. Как влияет диаметр фюзеляжа при одинаковой массе планера на полетные х-ки? Если говорить, скажем, о крайних, утрированных в-тах: диаметр фюза 5мм и 30мм?
Добрый день!
Несколько дней не дает покоя вопрос из теоретической аэродинамики. Как влияет диаметр фюзеляжа при одинаковой массе планера на полетные х-ки? Если говорить, скажем, о крайних, утрированных в-тах: диаметр фюза 5мм и 30мм?
Почти никак не влияет практически. А теоретически влияет:).Просто почитайте аэродинамику, успокойтесь и сторойте планер:)
Добрый день!
Как влияет диаметр фюзеляжа при одинаковой массе планера на полетные х-ки?
Вот возможная прикидка в цифрах. Основана серьезной теоретической аэродинамике (учебник для ВУЗов). Если детально не знать параметров крыла и режимов полета, то для среднестатистического планера с фюзеляжем обтекаемой формы получается следующее:
1 Находим площадь ПОВЕРХНОСТИ толстой части фюза.
2 Делим ее на ПЯТЬ и делим на площадь крыла. Полученное число - добавочное сопротивление фюза полученное в предположении, что сопротивление крыла равно ЕДИНИЦЕ.
Пример. Крыло имеет площадь 15 дм^2. Толстая часть фюза - грубо говоря цилиндр диаметром 60мм и длиной 300мм. Его поверхность - 4.8дм^2.
Число Х=4.8/5/15=0.06. Если аэродинимическое качество модели с “нулевым фюзом” было К, то с этим фюзом оно будет Кф=К/(1+0.06). То есть модель будет быстрее снижаться прилизительно на 6% Много это или мало - решать Вам.
СИЛЬНО !!!
Ууууу!!! Респектище!!!
А про бальзу для планера - какой толщины? И сколько?
На фюзеляже - 4мм на хвостовом оперении 3мм.
Вопрос больше не в весе а в прочности ( у меня выдержал морковку с 15 метров (а вот крыло центроплана в хлам)
Мне интересно, полетел Ваш планер с толкающим винтом и если полетел, как он себя вёл. Если можно подробней 😃
Решил написать откуда вышенаписанная оценка взялась.
Сопротивление крыла состоит из двух составляющих.
1 Профильное сопротивление. Сопротивление, определяющееся формой профиля крыла. Если профиль прилично сделан, не сильно изогнут и не толстый, то основная часть профильного сопротивления - силы трения (реально оно обычно больше раза в полтора -два)
2 Индуктивное сопротивление. Вызвано тем, что крыло, создавая подъемную силу одновременно создает “концевые вихри” (их видно на некоторых эффектных фото посадок и взлетов самолетов). И зависит оно от удлинения крыла.
Если этот планер - “первая модель”, то обычно удлинение крыла бывает в пределах от 7 до 13.
На “нормальном” режиме полета планера эти два сопротивления приблизительно равны.
Вот и получается, что сопротивление крыла равно 2 - 5 сопротивлений трения его ПОВЕРХНОСТИ (а она в два раза больше его площади).
Если фюзеляж идеально обтекаемой формы, то его сопротивление тоже вызвано почти полностью силами трения. Вот и получается, что отношение силы сопротивления фюзеляжа получается меньше силы сопротивления крыла в 4-10 раз меньше, чем отношение его поверхности к площади крыла. А реально - еще меньше, так как чем длинее тело, тем меньше его коэффициент трения при прочих равных условиях.
Я выбрал число ПЯТЬ исходя из того, что фюзеляж “первой модели” редко бывает “идеально обтекаемым” (обычно это - коробочка с закругленным носиком и сужающимся задним концом; а у нее сопротивление раза в полтора больше).
Так что, приведенная выше оценка скорее всего завышает вредное влияние фюзеляжа (особенно если учесть, что “первое крыло” тоже далеко от идеала).
Аналогично можно оценить и “вредное влияние” хвостового оперения. Только там надо взять просто отношение площади оперения к площади крыла. Реально на это отношение влияют еще два фактора. Оперение не создает подъемной силы, поэтому вклад его сопротивлени должен уменьшиться (меньше индуктивное сопротивление). С другой стороны, У хвостового оперения меньше хорда (следовательно - больше силы трения) да и форма профиля у него обычно хуже, чем у крыла; эти причины должны увеличивать его вклад.
Мда… я и раньше в других темах читал Ваши выкладки по аэродинамике… для меня сложно все это, честно говоря… Что бы все это высчитывать и делать по правильному, нужно очень много свободного времени и терпения… у меня этого никогда не было 😃 По этому строю квадратные фюзы и крылья от фонаря… Главное, что оно летит…
Мне интересно, полетел Ваш планер с толкающим винтом и если полетел, как он себя вёл. Если можно подробней 😃
Дмитрий, полетел он! Но как говориться в кривых руках стеклянный …Й не подарок:)
Начну по порядку!
9 Мая, поехал на аэродром Шебанцево ( см. даты встречи).
Приезжаю, Мама дорогая, куда я попал!!! Там взрослыЯ дядьки пускают самолетики Размахом под 2.5 метра… и я тута со своей пИналеткой… 😃 Срам, одним словом… Ладно, постоял, посмотрел как “гуру” пускают (даже один реактивный был), достал свою поделку народного творчества. Стою, собираю, а руки трясуться как у алкаша, чесное слово, аж самому стыдно… нервИчяю наверное 😃 Облетать попросил опытного моделиста. В режиме проверки модели, оказалось, что дешевая китайская серва, установленная на руль высоты, не умеет держать ноль 😦 Т.е. После хода РВ в низ, с последующим возвращением стика в ноль, она ставила РВ нмного вверх, и наоборот… Но ничего не попишешь, раз приехал надо “бить”😁
Запуск с руки, леитиТЬ твою мать… дядька рулит… я стою открымши рот, моё поделко полетело 😛, что в нутри творось не передать… Минуты через полторы, мне его сажают, говрят, что серву на РВ нужно менять,т.к планер очень сильно кабрировал. Ладно, сказано сделано. Еду к приятелю на дачу, 9 Мая как ни как☕. Вмежду процессами возлияний за наших ветеранов, вношу изменения в конструкцию крыла, а именно: выдираю сервы с управления закрылкми, закрылки фиксирую двумя зубочистками вдоль плоскости крыла. Из двух освободившихся сервомашинок одну переустанавливаю на РВ. Проверяю, все ОК! Можно полететь!
Иду в поле, уже самостоятельный запуск. ЛЕТИТ!!! Но не долго, по таймеру в аппаратуре всего около 50 секуннд:( зарулился… Морква метров с 15. Вертикально, сначала удар правой консолью и носом. От удара резинками крепления порвало потолочку с задней стороны крыла и по инерции движения двигателя отломило пилон… Центроплан крыла в помойку,пилон клеить…
Недели 2 остатки лежали на шкафу.
24 Мая. Ночью, на скорую руку, леплю новый центроплан крыла, мама дорогая криво то как… крутка градусов 5 не меньше… ну да ладно, лететь должно!!!
5-20 утра, еду в поле, ветер равномерный но очень сильный, не знаю сколько м/с, но крыло вырывало из рук. Пуск против ветра, ЛЕТИТ!!! И я Сам этим чудом управляю, состояние что творилось внутри, не передать 😉 Шла борьба с ветром, т.к. крыло кривое, подъемной силы , по моим ощущениям не было в принципи. Тяга мотора постоянно 50-60%. Пару размашистых кругов вокруг себя сделал. Давал и полный “газ”, мне кажется, “клевка” из-за высокого пилона не было, т.к. мотор стоял с значительным выкосом к носу планера. Ну а потом… я упал… градусов 30 к горизонту… в траву… пилон опять оторван массой мотора по инерции. Причем ломалась сама бальса по “телу” а не по месту склейки. Следующий пилон сделаю или из “крылотого металлУ” или из линнек 😃. В итоге второй полет 2 минуты 6 секунд!!! Прогресс!!!
Немного лирики: совершая первые полеты нужно иметь железные нервы. У меня РЕАЛЬНО тряслись ноги, с амплитудой хода в коленях мм 30 не меньше… (хорошо что никто не видел), а то подумали, что ненормальный… Дергать стиками пульта оказывается не нужно 😃 надо плавно и кратковременно отклонять на малые углы или на весь расход, а не до конца и надолго, а когда модель валиться, то в обратную сторону до конца и на долго… теперь я понял!!! Так что опыт буду набивать через битые модели…😁
Построить тренера из потолочки что-ли, что нибудь типа снежка или птенца? И на нем учится летать? Хотя склоняюсь больше к планеру.
Сейчас немного с работай разгребусь, сделаю ровное, без круток, крыло. Только немного профиль по толщине увеличу, лонжерон сделаю 20 мм ( итого 20+4+4=28 мм толщина крыла. Посмотрю что из этого получится. Или для планера крыло нужно делать тоньше?
В общем вот мои успехи в воздухоплавании, не ругайте строго, я только начинаю осваивать воздух… 😃
P.S. Вот уже ского как год , на шкафу лежит Easy Glider от Мультиплекс… Жалко… Буду тренироваться на потолочке 😃
Спасибо за подробное описание 😃 В конструкции планера менять ничего не нужно… только хуже сделаете. Толщина крыла это уже другой профиль… и как полетит он - не известно. Вы слишком поспешили с самостоятельным полетом… Я понимаю, что не в терпеж, но всетаки нужно было дождаться погоды со слабеньким ветром и просто покидать планер с руки. Поверьте, он очень летучий…Даже с руки получите наслаждение управлением а уж потом в небо… ну и симулятор мучать до потери пульса 😃
Что бы все это высчитывать и делать по правильному, нужно очень много свободного времени и терпения…
По поводу “вычислять” Вы не правы. Я писал “с лету”. Когда 30лет интересуешься чем-то (например, аэродинамикой), то потом все считается быстро и “на автопилоте”. А вот строить… Тут я с Вами согласен. Поэтому и не делаю красивых сложных моделей - времени и терпения на них просто не хватит. Да и эти модели делаю иногда по полгода (но обязательно аккуратно). Для меня главное в модели - функциональность, а мои “планерки” это прекрасно делают.
я упал… градусов 30 к горизонту… в траву… пилон опять оторван массой мотора по инерции. Причем ломалась сама бальса по “телу” а не по месту склейки. Следующий пилон сделаю или из “крылотого металлУ” или из линнек 😃
Крыло действительно лучше не утолщать - модель может “не полететь”… Лучше его слабее крепить (чтобы при сильных ударах оно не ломалось и фюз не ломало, а отрывалось).
По поводу пилона. Может его тоже крепить на чем-то вроде резинок? Чтобы крепление держало полетные нагрузки и жесткие посадки, а при сильных ударах он отрывался ничего не ломая… или заложить в нем “слабое место” (легко и быстро ремонтируемое).
Здравствуйте! Вдохновился я Вашей моделью, решил такую же сделать, при полном отсутствии опыта (и полётного, и строительного). Вот, хочу показать общественности, пока оно ещё целое 😃
В нескольких местах накосячил, пока строил – центроплан, например, у меня 82см вышел вместо метра, ну, я и вообще все размеры более-менее на 20% уменьшил. Ну, или почти все 😃
Получился большой перевес назад – в хвосте у меня какая-то карбоновая трубка, видимо, слишком тяжела оказалась. Приходится догружать нос граммов на 80.
Про силовую установку лучше и не вспоминать – аккумулятор от вертолёта NiMH 8.4v 650mAh, двигатель сдуру заказал 5000Kv бесколлекторный, винт какой придётся – типа 6x5, что ли. Тягу не мерил, но, по крайней мере, с табуретки планёр стаскивает 😃 Авось до первой морковки хватит, а там видно будет.
Теперь бы полетать где-нибудь 😃
“Получился большой перевес назад – в хвосте у меня какая-то карбоновая трубка, видимо, слишком тяжела оказалась. Приходится догружать нос граммов на 80.”
Я бы не грузил 80 гр, а сделал бы нос подлиннее(как вариант - рисунок). Было бы неплохо сделать новый пилон, подлиннее и похудее. Винт очень мал у вас для такого размера,меняйте мотор и винт.
Однозначно центровку нужно соблюдать а то не полетит. Нужно наверно было в самом начале написать, но как то вылетело из головы:
Когда собирается корпус, то передок я делаю заведомо длиннее и не заклеиваю мотораму. Потом просто беру аппаратуру, мотор, винт и раскладываю по своим местам, где примерно все будет находится. И уже сразу видно где центровка. То есть если у нас готово крыло, мы его прикладываем на посадочное место - центр тяжести у нас по лонжерону - отмечаем его на фюзеляже и потом двигая разложеную аппаратуру добиваюсь совпадения Ц. Т фюза и крыла. Стараюсь сделать так, что бы батарея лежала как раз на Ц.Т пополам, тогда его легко менять в небольших пределах.
Ushmax, не доделав и не исправив все - не вздумайте лететь - будет только разочарование и неудовлетворенность. Я думаю спешка не стоит того времени, которое Вы потратили на постройку. Лучше все доделать и настроить и потом наслаждаться полетами, чем потратить кучу времени и потом все забросить…
я тоже сейчас делаю этот планерок, у меня вопрос - оперение вырезать из цельного листа бальзы, или склеить несколько полос бальзы встык вдоль и поперек. Видел, так был сделан киль в теме Lazy, это делалось из экономии материала, или для придания прочности на крутку и изгиб?
для придания прочности на крутку и изгиб?
И уменьшает склонность бальзы к раскалыванию вдоль волокон.
Ushmax, не доделав и не исправив все - не вздумайте лететь
Не послушался я Вас 😃 Попробовал полететь – и оно летает!!! Не вверх, правда, а по прямой (двигателя, батарейки и винта не хватает, а новые приедут только недели через три) – но летает! На третьей посадке отвалилось хвостовое оперение от хвостовой балки. Что-то я там не то сделал 😃 Починил бы в поле, но пошёл сильный дождь, и я уехал домой.
Почему-то мне кажется, что планёр летит как-то “боком” – как такое бывает? Может, ветер боковой? Вроде все плоскости стоят прямо (насколько глаз хватает). Или это у него уже начал отваливаться хвост, а я не заметил?
Чем вообще клеить к карбоновой балке бальзовый хвост?
Приклеил эпоксидкой, полетел ещё раз – на этот раз чуть больше получилось (секунд, наверное, пять самое длинное:)). Планёр управляется, летит хорошо, хотя думается мне, что мог бы и меньше снижаться.
Тяги не хватает катастрофически, батарейки не хватает катастрофически: вверх не летит ни фига, на третьем включении мотора (по секунде-другой) мощность уже начинает падать. Оно и верно – нечего двигатель перегружать, когда батарейка NiMH… Буду ждать, когда приедут уже заказанные новый движок, винт и батарейки (LiPo 2S).
Закончилось всё тем, что забросил с рук под слишком большим углом, свалился на крыло и жестковато упал в траву – отломалась хвостовая балка, на это раз от фюзеляжа. Нефиг было делать фюзеляж из 2,5мм бальзы! Сижу теперь думаю, то ли этот фюз починить, то ли совсем новый сделать (всё равно двигатель не приехал ещё 😃)
Отвечаю… По поводу хвостового оперения - это называется переклей, когда бальзу склеивают в разном направлении волокон - естественно это улучшает прочностные характеристики.
Посмотрите внимательно, как я клеил хвостовое оперение. Я сначала из толстой бальзы сделал как бы площадку и проточил её под диаметр трубки. Потом я её приклеил густым циакрином к балке (балку желательно зачистить наждачкой). А потом уже к площадке приклеил ГО. Потом только примерил и просверлил отверстие для крепления ВО.
А по поводу фюза, конечно 2,5 бальзы мало. Я делал из четверки - в самый раз 😃
Я сначала из толстой бальзы сделал как бы площадку и проточил её под диаметр трубки. Потом я её приклеил густым циакрином к балке (балку желательно зачистить наждачкой).
Ага, я примерно так же сделал (спасибо за подробные фотографии!) – в первый раз оторвалось, оставив вроде бы волокна бальзы на балке. То ли бальза такая непрочная, то ли клей недостаточно её пропитал, то ли площадку надо было делать волокнами поперёк… Теперь приклеил эпоксидкой, вроде держится.
Спасибо за поддержку!